Портрет екатерины ii (1763 год), фёдор степанович рокотов - JEKATERINBURG.RU

Портрет екатерины ii (1763 год), фёдор степанович рокотов

История создания и описание коронационного портрета Екатерины Великой Федора Рокотова

Для написания своего коронационного портрета императрица Екатерина Вторая выбрала молодого художника Федора Рокотова. Это произошло в 1763 году. Сегодня картина находится в Третьяковской галерее.

Нестандартно написан царицы портрет –
В профиль, как на античной камее.
Освещает лицо государыни свет –
И я перед картиной немею!…

История создания портрета

В числе работ, составивших живописное наследие Федора Степановича Рокотова (1735-1808 г.), именно портрет Екатерины II, написанный в парадном стиле в честь ее коронации на престол Российской Империи в 1763 году занимает почетнейшее место! И не только потому, что еще не Великая, но уже Императрица России выбрала для создания своего официального изображения безродного 28-летнего портретиста.

Дело в другом — портрет Екатерины II Федора Рокотова, хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, по сути, положил начало новой эпохи русской портретной живописи. Никто из русских живописцев до этого момента не был столь раскован, изображая модель в непринужденной позе, в профиль, да еще на парадном полотне!

В работе художник сумел не только изобразить очень близко к оригиналу внешность новой русской императрицы, но и передал живость и непосредственность ее натуры, придал картине динамизм, изменив устоявшиеся на тот момент принципы статичности и помпезности официального портрета.

Добился этого автор не только своими излюбленными многослойными мазками и «подсушенными красками», но и организацией самой сцены, на которой, кроме модели, нет никаких «лишних», отвлекающих взгляд от модели деталей. Даже императорские регалии, казалось бы, наиважнейшие атрибуты официального коронационного портрета, хоть и прорисованы со всем тщанием, но не выпячиваются, а находятся в тени личности самой государыни, задавая значимый, но все-таки только фон.

Для Екатерины II это полотно стало каноническим, по ее личному распоряжению именно с этой картины впоследствии ее «геральдический» лик копировался для массовых изображений.

Рождение художника

Точных, документально подтвержденных фактов об истории рождения, в то ли 1735, то ли в 1736 году, Федора Рокотова нет. Также нет указания на его происхождение и описание его детства и юности. Был ли он рожден в семье получивших вольную крепостных, на чем настаивают отдельные историки, или был незаконнорожденным отпрыском князя, генерал-аншефа П. И. Репнина — доподлинно неизвестно.

Известно лишь, что писать картины Рокотов начал точно ранее 1755 года.

Именно в этом году Федор Рокотов попал на глаза, как бы сейчас сказали, крупному селекционеру, меценату, графу Ивану Ивановичу Шувалову, отбиравшему самородков для Петербургской академии художеств.

Каким именно образом простой крестьянский сын, пусть даже неплохо рисующий, мог попасть в поле зрения знаменитого мецената из высшего общества, еще предстоит выяснить историкам. Тем не менее, известно, что именно покровительство графа Шувалова и рекомендации еще одного русского самородка — М. В. Ломоносова и привели Ф. Рокотова в итоге в Петергоф на коронацию Екатерины II.

Имя Рокотова-художника впервые упоминается в 1757 году в переписке М. В. Ломоносова с графом И. И. Шуваловым. Этим же годом датирована первая из сохранившихся подписанная Рокотовым работа.
Это «Портрет Неизвестного в гвардейском мундире». Ряд историков почему-то считает эту работу автопортретом художника. Тем же 1757 годом датирован и портрет самого М. В. Ломоносова, собственно, единственное его изображение. Таким образом, получается, что к 1757 году Ф. С. Рокотов уже был известен и довольно популярен.

После написания портрета М. В. Ломоносова, которому работа понравилась, и не без его протекции Федор Степанович получает заказ на свободную копию портрета императрицы Елизаветы Петровны.

Это полотно было необходимо самому Ломоносову для работы над созданием мозаичного изображения Елизаветы Петровны по заказу Московского университета. Работа велась в мастерской ученого, уже имевшего к тому времени Усть-Рудицкую фабрику по производству смальт и мозаичного стекла.

Мозаика имела шумный успех, что еще больше увеличило популярность Ф. Рокотова как портретиста.

После написания этого полотна, в 1760 году, стараниями графа Шувалова 25-летний художник был зачислен в Академию художеств и уже был известен и популярен в среде придворных. Через два года, в 1762 году Федор Степанович написал парадный портрет кратковременно взошедшего на российский престол Петра III, за что был пожалован им званием адъюнкта Академии художеств. В этом статусе, будучи уже очень известным и популярным среди петербургской знати мастером, Рокотов и был приглашен для написания самой известной работы своей жизни.

Позднее Ф. С. Рокотов написал еще несколько этюдов и, как минимум, два больших портрета императрицы Екатерины II, но ни одна из этих работ не достигла славы и известности коронационного портрет императрицы.

В 1766 году, в 31 год от роду, едва дослужившись до чина ротмистра и получив дворянское звание по чину, Рокотов уходит из Академии художеств и перебирается на родину, в Москву. Там за 20 лет он пишет огромное множество семейных портретных галерей.

Современники утверждали, что Рокотов за этот период «написал всю Москву»! Бывало, что в его мастерской в работе было одновременно до 50 портретов. При этом сам мастер в одном из писем признавался, что редко работал с картиной с натуры меньше месяца.

Собственно, в этом состоит главная загадка его судьбы — сложно найти в русской истории еще хотя бы одного «крестьянского сына», в 30 с небольшим лет получившего чин старшего офицера русской императорской армии. К тому же, не участвуя походах и не совершая подвигов в кровавых битвах, но исправно исполняя офицерские обязанности в Гвардейском Семеновском полку, получая офицерское жалование и одновременно учась и преподавая в Академии художеств и занимаясь написанием заказных картин!

К тому же Рокотов, вероятно, был достаточно приближен и к императрице. Настолько приближен, что именно ему она однажды поручила исполнение довольно интимного поручения — написать детский портрет своего внебрачного сына Алексея, до 12 лет воспитывавшегося у беспредельно преданного Екатерине камердинера Василия Григорьевича Шкурина.

Эта работа художника, несмотря на, мягко говоря, прохладное, по утверждению современников, отношение Екатерины Великой к своим детям, до самой ее смерти находилась в императорских покоях.

Сейчас уже сложно установить истину в вопросе рождения Ф. С. Рокотова. Был ли он прямым потомком генерал-аншефа Репнина? Помогло ли его происхождение в развитии его художественных способностей? Неизвестно это сейчас и вряд ли станет известно вообще.

Но как бы то ни было, благодаря ли высокому происхождению, пусть и внебрачному, или же просто удачному стечению обстоятельств, Россия в лице Ф. С. Рокотова получила талантливейшего художника-портретиста, чьи работы имеют огромную художественную и историческую ценность. И этот факт сомнению не подлежит!

Русская Минерва. Биография Екатерины II в экспонатах царицынских выставок и воспоминаниях

Весь 2019 год «Царицыно» отмечает 290-летие со дня рождения Екатерины II. Музей-заповедник уже посвятил несколько выставочных проектов императрице, благодаря которой и появилась эта царская резиденция. Два стартовали в Большом дворце 18 августа — в День истории Царицына: «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения» и выставка одной картины «Портрет Екатерины Великой с георгиевской лентой».

Главные экспонаты обеих экспозиций, которые будут работать до 12 января 2020 года, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Семейный альбом

Галерея портретов выставки «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения» рассказывает о первых годах, которые провела в России урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Вот с холста смотрит новоявленная великая княжна Екатерина Алексеевна. Рядом портреты ее матери, Иоганны-Елизаветы, и русской императрицы Елизаветы Петровны, по чьей воле мать и дочь прибыли в далекий Петербург. Дочь стала невестой наследника российской короны, а мать была отослана обратно из-за своих интриг в пользу прусского двора.

Вот супруг Екатерины в генеральском мундире родной Голштинии. Его отец был племянником шведского короля Карла XII, а мать — дочерью Петра I и родной сестрой Елизаветы Петровны. Неудивительно, что с такой родословной претендента на оба престола нарекли Карлом Петером Ульрихом в честь обоих противников в Северной войне. Потом Елизавета Петровна перекрестила своего племянника в Петра и свела с Екатериной, с которой они формально прожили 16 лет. Их брак был несчастливым. Этому обстоятельству Екатерина посвятила много страниц своего дневника:

«Я очень хорошо видела, что великий князь меня совсем не любит; через две недели после свадьбы он мне сказал, что влюблен в девицу Карр, фрейлину императрицы, вышедшую потом замуж за одного из князей Голицыных, шталмейстера императрицы. Он сказал графу Дивьеру, своему камергеру, что не было и сравнения между этой девицей и мною».

Разлад супругов скоро перешел во взаимную неприязнь, но не помешал Елизавете Петровне добиться от них долгожданного наследника, будущего Павла I. Есть на выставке и его детский портрет.

Дворцовый переворот

После смерти императрицы между ориентированным на Пруссию Петром III и верхушкой русской аристократии образовалась пропасть. Вокруг монарха, который даже не успел венчаться на царство, вскоре возник заговор. Ключевыми фигурами дворцового переворота 1762 года стали братья Орловы, гвардейские офицеры Алексей и Григорий, чей двойной портрет можно увидеть на выставке.

Читайте также  Портрет молодого человека, альбрехт дюрер, 1521

Григорий Орлов, к тому моменту фаворит Екатерины, рассчитывал стать ее супругом. На глазах его брата отрекшийся от престола Петр скончался при невыясненных обстоятельствах (по официальной версии — «от геморроидальных колик»). Хотя Алексея и называют одним из вероятных убийц, причина смерти императора по-прежнему остается тайной.

«Я не верю, что принцесса сия столь злосердечна, чтобы быть причастной к смерти царя, — писал по горячим следам Беранже, французский посланник в России. — Но поелику глубочайшая тайна всегда будет скрывать от общества истинного вдохновителя ужасного сего покушения, подозрения так и останутся на императрице, которой достался плод от содеянного».

Несколько шагов отделяют холст с изображением Екатерины в трауре от привезенного из Третьяковской галереи портрета императрицы в коронационном облачении. Его в 1763 году с натуры написал Федор Рокотов. За все 34 года правления императрицы не было недостатка в художниках, желавших запечатлеть ее образ, однако именно это изображение в момент триумфа она считала самым удачным.

Символическую черту в этом разделе выставки подводит «Аллегория на воцарение Екатерины II» из Исторического музея. Необычность работы неизвестного русского мастера в том, что он перевел в живопись лубочную картинку. На полотне держащая за руку маленького Павла государыня указывает на фигуры Христа и ангелов, парящих в небесах. Такие изображения были призваны подчеркнуть легитимность ее вступления на престол в глазах простого народа, который (во всяком случае, в Петербурге и Москве) встречал царицу-матушку с восторгом.

Младший сын

Из Рыбинска в музей-заповедник «Царицыно» приехал портрет юного Алексея Бобринского — сына Екатерины и Григория Орлова, написанный Карлом Людвигом Христинеком.

Мальчик родился за несколько месяцев до дворцового переворота. По легенде, чтобы скрыть роды от ничего не подозревавшего супруга, окружение Екатерины Алексеевны воспользовалось страстью Петра III смотреть на городские пожары. Когда начались первые схватки, свой дом пришлось поджечь графу Ивану Гендрикову, но роды были сложными и долгими, поэтому вскоре запылало жилище гардеробмейстера императрицы Василия Шкурина. После воцарения Екатерины оба были осыпаны милостями — первый дослужился до генерала-аншефа, а второй стал тайным советником.

С первых дней новорожденный воспитывался в семье Шкурина. Второй раз после родов мать увидела его лишь спустя два года. В восемь лет ребенка отправили в пансион за границу. Приблизительно к этому времени относится работа Христинека, который написал идентичный портрет младшего сына царицы в этом же костюме, но с другого ракурса. Он хранится в Эрмитаже.

К 13 годам, по словам современника, мальчик «был телосложения слабого, боязлив, робок, застенчив, нечувствителен ни к чему, но кроток и послушен», а его познания ограничивались «только французским и немецким языками, началами арифметики и очень малыми сведениями из географии». Фамилию Бобринский он получил по возвращении в Россию вместе с пожалованным матерью имением Бобрики в Тульской губернии. Видимо, к тому моменту императрица отказалась от планов выйти замуж за Григория Орлова и официально объявить Алексея своим наследником.

Лишь накануне 19-летия юноши Екатерина намекнула ему на высокое происхождение, написав:

«Алексей Григорьевич. Известно мне, что мать ваша, быв угнетаема разными неприязными и сильными неприятелями, по тогдашним смутным обстоятельствам, спасая себя и старшего своего сына, принуждена нашлась скрыть ваше рождение, воспоследовавшее 11 числа апреля 1762 года».

Заметного следа в истории России Алексей Бобринский не оставил. Когда он наделал долгов, пустившись во все тяжкие во время путешествия по Европе, мать сослала его в Ревель. После ее смерти Павел I открыто объявил его братом, даровал графский титул, дом в Петербурге и земельные владения, всячески продвигал по службе. Однако Бобринский не проявил большого усердия, в 36 лет вышел в отставку и удалился в свое Тульское имение, где прожил практически всю оставшуюся жизнь.

Бюсты-близнецы

Среди скульптур, представленных на выставке, стоит отметить два мраморных бюста Екатерины II, связанные общей историей.

Первый — с покрытой вуалью головой — в 1769 году выполнила французская художница Мари-Анн Колло. В 18 лет она приехала в Россию вместе со своим наставником Этьеном Фальконе. Знаменитый скульптор доверил ученице работу над головой Петра I для его «Медного всадника». Результат высоко оценил не только он, но и царственная заказчица памятника, что распахнуло перед Колло двери императорского дворца.

Автор второго бюста — итальянец Бартоломео Кавачеппи — трудился над ним в 1772 году в Риме по заказу вице-канцлера Коллегии иностранных дел князя Александра Голицына, который во время переворота переметнулся от Петра III к Екатерине и лично привез ей отречение мужа. Не имея возможности работать с натурой, Кавачеппи использовал слепок с бюста Колло. Более того, бюст, созданный французской художницей, попал и на самый известный портрет князя Голицына, написанный Дмитрием Левицким.

Благодаря екатерининской выставке обе работы оказались в одном зале (бюст Колло приехал из Эрмитажа, бюст Кавачеппи — из Третьяковской галереи), так что у посетителей появилась редкая возможность сравнить мраморных близнецов.

Дар мальтийским рыцарям

В Екатерининском зале открылась выставка одной картины. Величественный ростовой «Портрет Екатерины Великой с георгиевской лентой» кисти Дмитрия Левицкого привезли с Мальты. Картина, дипломатически подаренная главе Мальтийского ордена в разгар русско-турецкой войны (1787–1791), приехала на родину впервые.

За два с лишним столетия полотно покидало дворец Великих магистров ордена в Валетте лишь дважды. Весной 1935 года его вывозили в Лондон на выставку русского искусства, а во время Второй мировой войны, когда превращенная в британскую военно-морскую базу Мальта подверглась блокаде с жесточайшими бомбардировками, подарок императрицы вместе с другими ценностями укрывали от авианалетов в глубине острова.

Портрет связан с присоединением Крыма к Российской Империи в 1883 году и последовавшим за ним большим путешествием императрицы по новым землям. В Тавриде ее встретил российский поверенный при Мальтийском ордене. От имени Великого магистра он преподнес императрице пальмовую ветвь. Жест впечатлил Екатерину: пальмовыми ветвями встречали на въезде в Иерусалим Иисуса. Ответный подарок от Российской империи не заставил себя долго ждать — академику Императорской Академии художеств Дмитрию Левицкому был заказан портрет.

Мастер аллегорического портрета изобразил императрицу в образе Минервы, римской богини мудрости и войны. Царица стоит в сени лаврового дерева, с античных времен символизирующего победу. Меч в ножнах, который она держит в правой руке, перевит лавровой ветвью. Он торжественно указывает на завоеванную землю. В российской эмблематике XVIII века Минерва появилась задолго до восхождения на престол Екатерины, но при ней эта богиня стала символом императрицы.

На портрете на Екатерине золотая фигурная цепь ордена святого Андрея Первозванного — высшей награды Российской империи, а также Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия и его лента, учрежденные императрицей 250 лет назад после очередной русско-турецкой кампании. Живописец изобразил также кирасу, и это тоже не случайно. В правление Екатерины был сформирован кирасирский Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия полк, целиком состоящий из георгиевских кавалеров.

Как сын крепостной и князя стал любимым художником императрицы и московской знати: Федор Рокотов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что известно о художнике Рокотове?

Оказав своим современникам и потомкам неоценимую услугу, запечатлев на холстах бесчисленное количество петербургских и московских дворян, сам художник оставался «за кадром», в тени. И теперь о Рокотове известно совсем немногое. Неясно его происхождение – не то он был дворянином, не то – выходцем из крепостных. Второе гораздо вероятнее, поскольку имеются документы, подтверждающие выкуп художником двух его племянников, сыновей брата Никиты.

Федор Степанович Рокотов родился в середине тридцатых годов XVIII века в подмосковном имении князя Репнина Воронцово. Петр Репнин, хозяин поместья, известен тем, что был камергером при императоре Петре III. В браке с Марией Ивановной Головкиной детей не было. Вполне вероятно, что Федор Рокотов был внебрачным сыном князя, а потому он получил вольную и пользовался, по-видимому, поддержкой Репнина в устройстве дальнейшей судьбы.
В пятидесятых годах Федор Рокотов отправился в Петербург, где оказался под протекцией Ивана Ивановича Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы, мецената и основателя нескольких учебных заведений. Возможно, учился будущий художник в Сухопутном Шляхетском корпусе, но очень скоро он стал учеником Академии художеств.

В манере Рокотова нельзя не увидеть влияние европейских мастеров, предполагается, что учили художника иностранные живописцы – Луи Токке, Пьетро Ротари, Луи ле Лоррен. В 1760 году Рокотов был зачислен в Академию, а спустя три года получил самый, пожалуй, значимый заказ в своей карьере – написать коронационный портрет Екатерины II.

Портрет очень понравился императрице. Без льстивых попыток угодить венценосной заказчице Рокотов смог показать Екатерину такой, какой она была или, во всяком случае, какой себя видела: властной, но великодушной, уверенной в своих силах правительницей огромной державы. Уже в 1765 году художник сам преподавал в главном учебном заведении Петербурга, получив звание академика. Посыпались просьбы написать портрет – за щедрое вознаграждение. По-видимому, из-за того, что учителям Академии не разрешалось брать частные заказы, Рокотов уехал из столицы в Москву, в город, не избалованный блестящими живописцами, а потому принявший Рокотова с распростертыми объятиями.

Читайте также  Пирс в брайтоне, джон констебл - описание картины

Главный портретист Москвы

В манере Рокотова замечали что-то схожее с самим Леонардо да Винчи – та же неопределенность, мягкость, дымка. Живописец отказался от распространенного в те времена влияния рококо, диктовавшего, помимо прочего, смакование роскошных элементов наряда, тщательность в изображении деталей, изысканность и пышность. Портреты кисти Рокотова – домашние, интимные, теплые. Центром внимания становится лицо человека, отражение его внутренней жизни – прочее для художника не кажется значимым.

О Рокотове сохранилось на удивление мало записей, несмотря на его популярность как портретиста. Тем не менее нетрудно догадаться: раз представители дворянской Москвы снова и снова обращались к нему за портретами, значит, этот художник изображал заказчиков и их домочадцев не просто достоверно, он умел передать лучшее, что было в характере человека, сидящего напротив художника. Заказчики нравились себе такими, какими их видел Рокотов.

В мастерской художника могло находиться до пятидесяти неоконченных картин одновременно, при том что работал художник не меньше месяца над каждым портретом. Скорее всего, в создании произведений участвовали и ученики Рокотова. Один портрет стоил пятьдесят рублей – во много раз меньше, чем взяли бы за эту работу европейские мастера-живописцы. С конца шестидесятых до начала девяностых годов XVIII века Рокотов написал практически всю дворянскую Москву, получая заказы на портреты целых семей и родов.

Из-за несовершенства грунта фон рокотовских портретов имеет свойство темнеть со временем, а реставрация его картин – дело довольно сложное. Но этот полумрак стал одной из характерных черт произведений художника. Со временем его манера письма изменилась, образы стали более отчетливыми, тона – яркими, портреты – нарядными. Стали заметны тщательно выписанные шелка и кружева, а лица на портретах приобрели новые черты – надменности, высокомерия.

Скорее всего, художник так и не создал семью, детей у него не было. В 1776 году он добился вольной для двух своих племянников, воспитал их, устроил им военную карьеру. Известно, что среди учеников Рокотова были и крепостные, которым он уже в свою очередь оказывал покровительство. О последних годах жизни художника и вовсе ничего не известно. Он умер в 1808 году в Москве.

Почему вспомнили творчество Рокотова?

Спустя некоторое время манера Рокотова уже считалась устаревшей, к его произведениям пропал интерес. Лишь в конце XIX века этот художник, который как будто угадал идеи импрессионистов, был открыт заново любителями живописи. Интерес к портретам кисти Рокотова особенно усилился после выставки 1905 года в Таврическом дворце Петербурга, организатором стал Сергей Дягилев. Среди более чем двух тысяч произведений достойное место на выставке заняли и картины Рокотова. С тех пор все больше его произведений появлялось в русских музеях.

А один из портретов кисти Рокотова был увековечен в стихотворении Николая Заболоцкого 1953 года «Портрет».

«… Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач…»

Эту картину называли «русской Джокондой», а Александра Струйская, сумев благодаря художнику лишь правильно посмотреть с портрета на зрителя, вошла в историю, практически ничем другим себя в жизни не проявив. При всей романтичности образа, жизнь этой женщины была вполне прозаична. Дочь пензенского дворянина, Александра Озерова вышла замуж за земляка Струйского, который прославился своим неудержимым графоманством, открытием типографии и восторженным почитанием Екатерины II. В имении Струйского хранилась копия коронационного портрета императрицы, выполненная сами Рокотовым. Когда в 1796 году Екатерина скончалась, ее Струйский не перенес горя и умер от удара через две недели.

Александра Струйская осталась вдовой, наследницей немаленького состояния мужа и главой большой семьи – всего в браке родилось восемнадцать детей, десять из них умерли во младенчестве. Красавица с портрета Рокотова прожила 86 лет, она отличалась довольно крутым нравом по отношению к крепостным крестьянам, но приняла участие в воспитании незаконнорожденного отпрыска своего сына, ставшего потом поэтом Александром Полежаевым. Впрочем, в юности, когда создавался знаменитый портрет, Александра Петровна, по общему мнению, была исключительно очаровательной и нежной особой.

Среди портретов Рокотова остается множество тех, на которых изображены не известные современным исследователям персонажи, установление их имен — интересная задача для искусствоведов и историков будущего.

Рокотов был из тех немногих, кто пользовался доверием Екатерины II — не случайно он был посвящен в тайну рождения Алексея Бобринского. А вот камердинер императрицы, воспитавший ее сына, однажды поджег ради своей государыни свой дом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Портреты женщин XVIII века художника Рокотова

Фёдор Степанович Рокотов, обладающий редким даром художника, принадлежит к числу портретистов восемнадцатого столетия. Его неповторимое чувство цвета, виртуозное владение кистью передавать «души изменчивой приметы» были оценены современниками и продолжают восхищать и пленять зрителей, приходящих в музейные залы сегодня.

Фёдор Степанович родился примерно в 1735 – 1736 году, происходил из крепостных князя П.И. Репнина. Детство Рокотова прошло в усадьбе князя, в селе Воронцово. Исследователи жизни Рокотова, о котором крайне мало известно, обнаружили, что ещё в раннем возрасте Рокотов был освобождён от крепостной зависимости, занимал в доме князя особое положение, получил для того времени весьма приличное образование.

Возможно, он был незаконным ребёнком из семейства Репниных?? Скорее всего, это так, поэтому у него с раннего возраста были покровители среди придворного круга. Благодаря графу И.И. Шувалову Рокотов был зачислен в Академию художеств, куда он попал уже подготовленным мастером живописи.

Стремительный успех Рокотова в дальнейшем объясняется его участием в коронационных торжествах по случаю восхождения на императорский трон Екатерины II. Композиция его парадных портретов знатных особ, в том числе и царицы Екатерины II, совершенно не похожи на предшествующие царские изображения.

В портрете Рокотова Екатерина II сидит свободно, слегка повернувшись в кресле, будто ведёт с кем-то доброжелательную беседу. В этом портрете Екатерина II воспринималась зрителями того времени как надежда просвещённых людей, идеал правосудия. Ведь в начале своего царствования сама Екатерина поддерживала идеи просветительства и свободолюбия. Этот портрет принёс художнику славу.

В рокотовских портретах запечатлены многие просвещённые люди его времени. Он был знаком с М. В. Ломоносовым, архитектором В.И. Баженовым, А.П. Сумароковым, В.И. Майковым. Свои изображения стремились заказать талантливому художнику многие знатные люди того времени.

Прочные дружеские связи установились у Рокотова с семействами Обресковых, Воронцовых, Струйских, его опекали со стороны Репниных, Голицыных, Юсуповых.

Заказов у него всегда было много. Он создавал буквально картинные галереи портретов представителей одного рода, среди которых были персонажи разных поколений. Художник нарисовал почти всю дворянскую Москву.

Под многими портретами Рокотова стоят надписи «неизвестный» или «неизвестная», но все они привлекают своим обаянием, внутренним миром, загадочностью, в которой ощущаются затаённые чувства и переживания. По-видимому, эти люди были для Рокотова близкими по духу.

Одним из интереснейших портретов можно назвать парный портрет Струйских. Николай Еремеевич Струйский с огромным уважением относился к Рокотову. На портрете мы видим человека немного напряжённого, с лихорадочным горящим взглядом и кривой улыбкой. В нём сочетались благородство, жестокость и страсть до фанатизма к поэзии.

В 1771 году он вышел в отставку и поселился в своём имении Рузаевка, где полностью предался сочинению стихов. Писал он «денно и нощно», даже завёл собственную типографию, в которой печатал свои стихи. Но в том же зале искусства, где он восторгался литературой и поэзией, подчас собственной, происходили жестокие судилища над своими крепостными, порой с применением пыток.

Струйский восхищался талантом Рокотова. В 1772 году он заказал два портрета – свой собственный и любимой жены Александры. Сашеньке было в ту пору 18 лет.

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Портрет А. Струйской восхищает своей красотой, сдержанностью, гармонией. Сквозь дымку рокотовской кисти перед нами открывается волшебное видение с нежным взглядом, с полуулыбкой и печалью.

Александра Петровна Струйская вдохновила на поэтические строки не только своего мужа, но благодаря живописному мастерству Рокотова, и других поэтов своего времени. Она стала воплощением женского очарования, которым любовались и современники художника, и его потомки. А спустя почти два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий написал:

. Ты помнишь, как «из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С пopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Эта женщина своей красотой и загадочностью пленяла поэтов. Была ли счастлива она? Этим вопросом невольно задаёшься, когда смотришь на портрет Струйской. Одни современники утверждали, что брак был их счастливым, другие отрицали это. Среди друзей и знакомых Струйский прослыл не только чудаком и оригиналом, но и самодуром.

Читайте также  Картина «меншиков в берёзове», василий иванович суриков — описание

Его первая жена прожила недолго и умерла от родов, через некоторое время он потерял и двух дочек-близняшек, родившихся в этом браке. Струйский был безутешен в своём горе и уехал в свое поместье Рузаевку, где и произошла встреча с юной Александрой.

Сашенька еще не успела выйти в свет, когда в поместье ее отца, помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Озерова, заехал богатый сосед. Увидев Сашеньку, Струйский позабыл о своей скорби и немедленно посватался. Помещик Озеров даже и не смел мечтать о таком богатом женихе, поэтому согласие на брак не замедлило.

Портрет А.П. Струйской

Поженились они в 1772 году. В этом же году и заказал Н. Е. Струйский портреты – свой и любимой жены. Рокотов, изображая свои модели, не старался приукрасить ни душевные качества, ни внешность. И поэтому мы замечаем, какие же они разные – Струйский и Александра Петровна. В отличие от неврастеничного и лихорадочного Струйского портрет его жены поражает своей сдержанностью и гармонией.

Несомненно, Рокотов находился под влиянием красоты и обаяния её личности. Задумчивые, выразительные и грустные глаза, взгляд направлен куда-то вдаль, будто она всматривается в своё будущее. Именно полуулыбка» и «полуплач» заставляет нас думать — а было ли оно это счастье?

Современники утверждали, что жила она в созерцании красоты, которую создал вокруг неё Струйский. Для неё он построил дворец в поместье, похожий на шкатулку для драгоценностей, посвящал ей свои поэтические оды. В его стихах, где она звалась Сапфирой, он выражал свою любовь и поклонение. В их браке родилось восемнадцать сыновей и дочерей, из которых десять умерли в младенчестве.

Красота и загадочность портрета пленяет нас до сих пор. Возможно, по причине влюблённости художника в свою модель. А может быть, Рокотов изобразил Александру Струйскую, наделив её душевными качествами своего идеала?

Портрет, написанный великим живописцем, сохранил для нас красоту и является одним из лучших женских портретов XVIII века.

Художник прожил свою жизнь в полном одиночестве, не испытывая нужды или недостатка в чём-то. Фёдор Степанович помогал своим племянникам, выкупив их из крепостной зависимости, и покидая свою земную жизнь, оставил им наследство. Художник умер 12 декабря 1808 года и был похоронен в Новоспасском монастыре, но время не сохранило его могилу. Однако сохранились его портреты, перед которыми мы стоим задумчиво, вглядываясь в лица давно ушедших и оставшихся известными или неизвестными.

Поместье в Рузаевке не сохранилось до наших дней и исчезло, как и многие сотни других дворянских гнёзд в пламени революции. Но память о нём осталась благодаря тому, что в Рузаевке жила одна из самых красивых женщин XVIII века – Александра Струйская. Её портрет кисти Рокотова до сих пор притягивает посетителей Третьяковской галереи.

Портрет Екатерины 2. Рокотов Федор Степанович, портрет Екатерины II (фото)

Реформаторская, внешнеполитическая и военная деятельность, которая значительно укрепила российскую державу, характеризует императрицу как законодательницу и просветительницу, дальновидного стратега, мудрого политика и дипломата. Не зря современники еще при жизни титуловали ее Великой. Она действительно считается выдающимся государственным деятелем, несмотря на критику исследователей по поводу ее моральных качеств и жесткой позиции в утверждении крепостничества.

В глазах крупнейших мастеров изобразительного искусства она предстает как благородная, целеустремленная, бесстрашная и справедливая властительница трона. Портрет Екатерины 2 – это отражение идеального монарха, обеспечившего процветание науки, образования, культуры и поднявшего политический престиж государства.

Фигура великой императрицы: путь к правлению

Екатерина 2 появилась на свет в апреле 1729 года, по происхождению являлась чистокровной немкой, родом из бедного княжества. Когда ей исполнилось четырнадцать, переехала в Россию в статусе невесты наследника престола Петра III. Спустя два года приняла православие и была отдана в супруги будущему императору.

Таким образом, Екатерина тихо и уверенно продвигалась к императорскому престолу, свершив переворот через полгода после провозглашения Петра III императором и в конце концов свергнув мужа.

«Золотой век» екатерининской эпохи

Приступив к правлению, владычица приняла государственную систему в абсолютной разрухе, что подстегнуло ее к разработке нового свода законов. В основе «золотого века» правления Екатерины 2 четко просматривается следующее:

1. Политика «просвещенного абсолютизма» и реформы:

привилегии для дворян, укрепление их власти;

ужесточение крепостнического строя;

создание системы учебных заведений с едиными планами;

развитие местного самоуправления в городах;

разветвление системы судов.

2. Внешняя политика:

победное завершение двух русско-турецких войн;

победа над шведами;

получение новых земель (современной территории Крыма, Правобережной Украины и Белоруссии) — 11 губерний из 50 существующих в то время были завоеваны при правлении императрицы;

укрепление южных границ, свобода торговли в Черном море;

улучшение позиций в Прибалтийском регионе, Закавказье и на Кавказе.

Лик Екатерины 2: традиции изображения

В XVIII столетии определились две четко выраженные традиции изображения великой императрицы в русском искусстве.

Первая касается ее идеализации, подчеркивания лучших черт и качеств. Портрет Екатерины 2 рассматривается в контексте возвеличивания монарха, заботящегося о своем народе, открывающего образовательные учреждения, проводящего реформы, развивающего искусство, заботящегося о правосудии. Такой подход нашел свое отображение в живописных шедеврах Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого.

Вторая традиция заключается в стремлении «очеловечивания» облика государыни, что пронизывает портрет Екатерины 2 более чувственными красками. На первый план выходят скромность, любезность, дружелюбие, снисходительность к чужим недостаткам, чувство долга, великодушие. Все это с легкостью проглядывается в творениях художника Владимира Боровиковского.

Федор Степанович Рокотов: жизненный путь

Известный русский художник был рожден в селе Воронцово. Первоначально образование получил благодаря поддержке Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари. Овладел азами изобразительного искусства в стиле рококо. А в 1960 году был принят в Петербуржскую Академию художеств по распоряжению мецената И.И. Шувалова. Через пять лет был удостоен звания академика. В конце 1766-го переехал в Москву, где продолжал трудиться над созданием новых картин. Его жизненный путь прервался в декабре 1808 года.

Творческое наследие

Федор Степанович Рокотов был прекрасным портретистом, глубоко проникался натурой и отличался старательным исполнением. К началу 60-х годов его уже уважали как искусного мастера, свидетельством тому стал заказ на портрет Екатерины 2. Это было настоящим признанием таланта живописца. После первой работы, написанной Рокотовым по поводу вступления императрицы на престол, последовала вторая – поясной портрет великой женщины, которым она осталась весьма довольна, охарактеризовав его «самым похожим».

Высшее достижение в области парадного портрета

В 1763 году, когда проходили коронационные торжества в честь вступления владычицы на престол, был написан парадный портрет Екатерины 2. Рокотов был удостоен такой почетной миссии.

Образ императрицы был воссоздан художником очень умело: гладкое белоснежное лицо, волевой взгляд, уверенные жесты. Женщина на пике своей красоты, настоящая владычица! Она твердо сжимает скипетр в руке, направляя его в сторону бюста Петра I, над которыми виднеется надпись: «Начатое свершает». Сочетание серебристой палитры наряда и благородного красного оттенка портьер подчеркивает особую значительность фигуры, искусно изображенной на холсте.

В образе жрицы

Дмитрий Григорьевич Левицкий портрет Екатерины 2 создал с использованием символов правосудия и справедливости. Ее Императорское Величество предстает в образе законодательницы, жрицы, которая находится в храме богини Фемиды. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. На ее голове вместо императорской короны — лавровый венец. Фигуру государыни украшают мантии с орденом Андрея Первозванного, лентой и крестом Святого Владимира, что является свидетельством ее особых заслуг перед Отечеством. Левицкий портрет Екатерины 2 дополнил сводами законов у ее ног и восседающим на них орлом – символами силы и защищенности. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства.

Даже словесное описание портрета Екатерины 2 иллюстрирует ее как идеальную правительницу, неусыпно заботящуюся о своей стране.

Отпечаток сентиментализма

Желая представить Великую государыню в более сентиментальном образе, с подчеркнутой естественной простотой, отдыхающей на лоне природы, известный художник Владимир Боровиковский портрет Екатерины 2 создал в двух вариантах. Один — на фоне Чесменской колонны, второй – на фоне Кагульского обелиска.

Данная работа была написана не с натуры, в одежде императрицы автору позировала ее камер-фрау, но художник и так часто мог понаблюдать за Екатериной во время прогулки. От результатов трудов Боровиковского она в восторг не пришла, ведь на портрете была изображена пожилая женщина, прогуливающаяся с посохом по Царскосельскому парку в подчеркнуто неофициальном одеянии. Здесь правительница представлена уже не богиней, а обычной помещицей, без пафоса и парадной атрибутики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: