Портрет бии медичи, аньоло бронзино, 1542 - JEKATERINBURG.RU

Портрет бии медичи, аньоло бронзино, 1542

«Красота земная моим владела сердцем. » Итальянский художник Agnolo Bronzino (1503 – 1572)

Знаменитый итальянский художник по прозвищу Бронзино, признанный мастер маньеризма, родился в 1503 году во Флоренции, столице Тосканы. Подлинное имя мастера — Аньоло ди Козимо ди Мариано. Он был выходцем из среды образованной интеллигенции, имел большие познания в литературе, много читал, был знаком с произведениями Данте и Петрарки, которые были его современниками и соплеменниками. Бронзино был членом Флорентийской академии, известно также, что он успешно писал стихи.

Будучи учеником Рафаэллино дель Гарбо и Джакопо Понтормо, художник воспринял их стиль, мастерски его переосмыслил и усовершенствовал. В результате Бронзино стал одним из самых ярких представителей течения под названием маньеризм. Картины в этом стиле часто отличаются причудливостью композиции, сложностью работы, вычурностью линий и богатством цветовой гаммы. Будучи ранней стадией барокко, маньеризм несет некоторые его черты, которые явно отразились в парадных портретах и многофигурных композициях на античную и религиозную тематику.

В возрасте 30 лет художник становится придворным художником Медичи во Флоренции. Здесь сконцентрировалась вся интеллектуальная и художественная элита тогдашней Тосканы. Через четыре года он становится членом гильдии Святого Луки (евангелист Лука считается художником и покровителем искусства, его именем была названа гильдия мастеров в средневековой и ренессансной Европе), а также поступает в академию Флоренции.

Мастер выезжал на короткое время в Рим и Пизу. За время путешествий он смог познакомиться с работами великих мастеров Возрождения, в частности, с Микеланджело, восприняв много нового из его работ. Вся остальная его жизнь была полностью посвящена родной Флоренции.

Одна из аллегорических картин Бронзино, «Аллегория любви», досталась в дар королю Франции Франциску I. Это говорит о том, насколько высоко ценил творчество мастера избалованный талантливыми художниками флорентийский герцог Козимо Медичи. В портретах кисти Аньоло чувствуется биение жизни и душа портретируемого, при всей сдержанности и некоторой холодности композиции.

Скончался художник в 1563 году и был скромно похоронен под камнем с замечательной эпитафией: «Не умирает тот, кто жил, как Бронзино».

Портрет дамы в зеленом

Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни

Портрет Козимо I Медичи

Портрет Уголино Мартелли

Портрет Бартоломео Панчатики

Портрет Лукреции Панчатики

Портрет Марии Медичи

Портрет Бии Медичи

Портрет молодого мужчины в античном костюме

Переход через Красное море

Моисей иссекает воду из скалы

Моисей иссекает воду из скалы. Фрагмент

Мадонна с младенцем и святыми

Noli me tangere («Не прикасайся ко мне», Ин. 20:11—17)

Данте смотрит на Чистилище

Портрет пожилой женщины

Портрет Лауры Баттиферри

Портрет Элеоноры из Толедо

Портрет дамы со щенком

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Медичи, Биа

Биа (Бия) Ме́дичи (1536, Флоренция — 1 марта 1542, там же) — незаконнорожденная дочь Великого герцога Тосканского Козимо I, рождённая неизвестной женщиной ещё до брака между Козимо и Элеонорой Толедской.

Биа Медичи известна своим изображением на знаменитом «Портрете Бии» живописца Аньоло Бронзино, хранящемся в галерее Уффици.

Биография

Биа Медичи родилась в 1536 году во Флоренции. Данные о том, кем была её мать, не сохранились: имя этой женщины было известно лишь отцу девочки, Козимо I Медичи, и его матери (её бабушке) Марии Сальвиати. Полное имя, данное девочке при рождении, выглядело как Бьянка, однако уменьшительная форма — Биа — использовалась гораздо чаще.

В возрасте 5 лет Биа умерла от лихорадки. После её смерти отец заказал портрет девочки художнику Бронзино. На портрете Биа изображена сидящей в кресле, с медальоном на шее, на котором изображён профиль Козимо I. Знатоки живописи оценивают «Портрет Бии» как одну из лучших работ Бронзино.

В 1948 году американский скульптор Джозеф Корнелл создал скульптуру «Принцесса Медичи» на основе полотна Бронзино. Скульптура находится в Смитсоновском музее, Вашингтон.

Литература

  • Eisenbichler, Konrad (2004). The Cultural World of Eleanora Di Toledo. Ashgate Publishing, Inc. ISBN 0754637743
  • Langdon, Gabrielle (2006). Medici Women: Portraits of Power, Love, and Betrayal. University of Toronto Press. ISBN 0802038255
  • Murphy, Caroline P. (2008). Murder of a Medici Princess. USA: Oxford University Press. ISBN 0195314395
  • Staley, Edgcumbe. The Tragedies of the Medici.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Медицинское убийство
  • Медичи, Джованни ди Биччи

Смотреть что такое «Медичи, Биа» в других словарях:

Медичи, Козимо I, герцог Тосканский — Эта страница посвящена герцогу Тосканскому, (16 в). Для просмотра статьи об Козимо Медичи, (15 в.), его более знаменитом предшественнике, перейдите на «Медичи, Козимо (Старший)». Портрет Козимо I в доспехах работы Бронзино. Козимо I Медичи,… … Википедия

Медичи (семья) — Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи Риккарди (1459 61) Медичи (итал. Medici) олигархическое семейство, представители которого с XIV по XVIII век неоднократно становились… … Википедия

Козимо I (великий герцог Тосканы) — Козимо I Медичи итал. Cosimo I de Medici … Википедия

Козимо I — Эта страница посвящена герцогу Тосканскому, (16 в). Для просмотра статьи об Козимо Медичи, (15 в.), его более знаменитом предшественнике, перейдите на «Медичи, Козимо (Старший)». Портрет Козимо I в доспехах работы Бронзино. Козимо I Медичи,… … Википедия

Бронзино Анджело (Аньоло) — (Bronzino; собственно ди Козимо ди Мариано, di Cosimo di Mariano) (1503 1572), итальянский живописец. Представитель маньеризма. Автор парадно аристократических портретов, в которых отчуждённость, замкнутость образов подчёркнута… … Художественная энциклопедия

Бронзино, Аньоло — Аньоло Бронзино Имя при рождении: Аньоло ди Козимо ди Мариано Дата рождения: 17 ноября 1503(1503 11 17) Место рождения: Флоренция … Википедия

Бронзино — Бронзино, Аньоло Аньоло Бронзино Имя при рождении: Аньоло ди Козимо ди Мариано Дата рождения: 17 ноября 1503(1503 11 17) Дата смерти … Википедия

Бронзино А. — Аньоло Бронзино Имя при рождении: Аньоло ди Козимо ди Мариано Дата рождения: 17 ноября 1503(15031117) Дата смерти: 23 ноября 1572 Место смерти: Флоренция … Википедия

Бронзино Аньоло — Аньоло Бронзино Имя при рождении: Аньоло ди Козимо ди Мариано Дата рождения: 17 ноября 1503(15031117) Дата смерти: 23 ноября 1572 Место смерти: Флоренция … Википедия

Секрет «живых» портретов Аньоло Бронзино: Как удавалось художнику рассказывать истории отчуждённых фигур

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

От фресок к портретам

Почти вся жизнь Аньоло Бронзино, возможно, получившего такое прозвище благодаря смуглому цвету кожи или же рыжим волосам, прошла во Флоренции. Он родился в 1503 году, поступил в обучение к художнику Раффаэллино, а затем – к Якопо Понтормо, одному из основоположников маньеризма. Бронзино был любимым учеником Понтормо, и в двадцатые годы XVI века они совместно трудились над росписью стен церквей, создавали алтарные картины и произведения религиозного и мифологического характера. Бронзино, разумеется, воспроизводил манеру учителя, поэтому в ряде случаев искусствоведы даже затрудняются с точной атрибуцией произведений.

Читайте также  Портрет пабло пикассо, хуан грис — описание

А в 1532 году Аньоло Бронзино довелось написать портрет урбинского герцога Франческо I делла Ровере, и с этого времени художник работал главным образом как портретист. Вскоре выработался и стал узнаваемым его стиль: лица на портретах сохраняли особенное, отстраненное выражение, но, тем не менее, оставляли возможность увидеть характер, за внешней холодностью разглядеть тревогу, отчаяние, твердость или обреченность.

В конце тридцатых художник уже состоял на службе у герцога Козимо I Медичи, на десятилетия не только оказавшись связанным рабочими и творческими отношениями с его домом, но и погрузившись в интриги, тайны и драмы флорентийской аристократии, что нашло свое отражение и на портретах. Из-под кисти Бронзино выходили один за другим изображения членов семьи Медичи и приближенных герцога. Удивительно, но несмотря на то, что живописные образы аристократов создавались по заказу, Бронзино не покидали музы и вдохновение при написании этих картин: по всей видимости, сама жизнь при дворе создавала благоприятную творческую атмосферу. Достаточно сказать, что многие члены правящего семейства и приближенные к нему отправлялись на тот свет по причинам никак от них не зависящим и зачастую преждевременно. Создавая портреты, художник как будто пытался угадать судьбу своей модели – и, судя по всему, ему это удавалось.

«Живые» и безмолвные портреты

Уже около 1540 года, вскоре после получения звания придворного портретиста, Бронзино создал парные изображения одного из высокопоставленных чиновников и его жены. Лукреция Панчатики, супруга посла герцога во Франции, производит впечатление твердой и решительной женщины, не склонной, впрочем, раскрывать свои тайны. Поза модели напряженная, а в выражении ее лица видны даже следы некоторой одержимости. Шею украшает медальон с надписью на французском языке, гласящей «Любовь длится бесконечно».
Супруги Панчатики, живя во Франции, поменяли свое отношение к христианскому вероисповеданию и стали гугенотами. В Италии ничего хорошего их не ждало, чету подвергла преследованию Святая инквизиция. В итоге Панчатики публично отреклись от своей новой веры.

В мастерской Бронзино неоднократно создавались портреты жены и детей Медичи. Одним из самых трогательных стал, пожалуй, портрет Элеоноры Толедской с ее сыном Джованни. Элеонора, дочь Неаполитанского вице-короля, стала женой Козимо I Медичи и родила в браке с ним одиннадцать детей. Джованни, второй сын, изображен на портрете рядом с матерью, она обнимает ребенка, но видно, что мальчику это не приносит чувства безопасности.
На Элеоноре – украшения из ее любимого жемчуга, платье из тяжелой и дорогой ткани, украшенное причудливой вышивкой. Насчет этого платья среди искусствоведов развернулась целая дискуссия – одни утверждали, что после появления на свет портрета герцогиня особенно полюбила этот наряд и даже распорядилась похоронить ее в этом одеянии, а по другому мнению, Бронзино выдумал и платье, и узор, добившись такой потрясающей достоверности лишь благодаря своему непревзойденному умению быть точным в деталях.

Лицо Элеоноры выглядит спокойным – как и все модели на холстах художника, но не ошибется тот, кто заметит в ее глазах тревогу и напряженность. Элеоноре было суждено потерять сына и самой умереть вскоре после него. Эти скоропостижные кончины породили разные слухи – та эпоха была веком ядов и политических интриг, однако современные исследования позволили установить, что мать и сын умерли о малярии. Странно, но на портрете, написанном задолго до этого печального события, задний фон украшает болото.

Взгляды с портретов

Бронзино любил писать портреты детей и подростков, в первую очередь, сыновей и дочерей герцога Медичи, которому служил. В период с 1555 по 1565 годы был создан портрет Лукреции. После смерти ее старшей сестры, убитой, как считается, отцом в припадке ярости, она получила от той «в наследство» помолвку с герцогом Альфонсо II д’Эсте, за которого и вышла замуж в тринадцать лет. Спустя три года Лукреция умерла, скончавшись не то от яда, не то от туберкулеза.
Создается впечатление, что жизнь вообще была сурова с членами этого аристократического семейства, особенно с детьми. Младшая сестра Изабеллы была задушена ревнивым мужем, а брат, в свою очередь, сам расправился с неверной или же оклеветанной женой. Интересно, что ответственность за расправу никто не понес, Франческо I, новый герцог, объявил, что в обоих случаях наказание было заслуженным.

В 1545 году Бронзино написал портрет еще одной дочери Медичи, внебрачной и незаконной, по имени Биа (Бьянка). Она была рождена еще до брака, а кто была мать, так и осталось неизвестным. Девочка прожила всего пять лет и тоже скоропостижно скончалась. Бронзино получил заказ написать портрет Бьянки уже после ее смерти. На картине изображен драгоценный медальон с портретом в профиль отца девочки – герцога Козимо I Медичи.
Помимо портретов в их классическом виде, Аньоло Бронзино создавал и множество аллегорических образов тех, кому служил, и тех, кем вдохновлялся и восхищался. Ориентиром для художника было творчество Микеланджело – это прослеживается в работах Бронзино, в частности, в знаменитом «Святом семействе с младенцем Иоанном Крестителем», где образы Девы Марии, Иосифа и Христа написаны с явным стремлением показать их сходство с семьей герцога.

Портреты кисти Бронзино замечательны тем, что лица на них как будто сами предлагают или даже просят увидеть их историю. Иногда, как в случае с известными представителями аристократии, это сделать нетрудно, иногда же все остается на совести зрителя, которому открывается широкий простор для догадок и предположений.
Аньоло Бронзино снискал славу выдающегося художника и блестящего портретиста еще при жизни; он стал одним из основателей Флорентийской академии искусств. Последние годы жизни он провел в доме своего племянника и любимого ученика Алессандро Аллори, тоже великолепного портретиста.

О титанах Высокого Возрождения: здесь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Новое в блогах

Сообщество «Волшебная сила искусства»

Аньоло БРОНЗИНО-придворный художник Медичи.

Сегодня познакомимся с творчеством итальянского живописца, известного представителя маньеризма АНЬОЛО БРОНЗИНО.

Картины Бронзино отличаются тщательностью исполнения и аристократической сдержанностью образов. Многие из его моделей — члены семейства Медичи, придворным художником которого он был с 1533г.

Представитель флорентийской школы Аньоло Бронзино родился в 1503 в Монтичелли близ Флоренции. был любимым учеником и помощником Понтормо, испытал влияние Микеланджело.

В искусстве Бронзино, придерживаясь маньеризма, достигает наивысшего расцвета.

Он создал тип аристократического портрета, в котором отчужденная замкнутость образов подчеркнута торжественной застылостью композиции, острым выверенным рисунком, холодным высветленным колоритом, бесстрастной точностью в воспроизведении деталей.

Моё внимание к его творчеству привлёк этот небольшой портрет девочки.

Портрет Биа Медичи,дочери Козимо I , 1542, Галерея Уффици, Флоренция

Биа Медичи родилась в 1536 году во Флоренции. Данные о том, кем была её мать, не сохранились: имя этой женщины было известно лишь отцу девочки, Козимо I Медичи, и его матери (её бабушке) Марии Сальвиати. Полное имя, данное девочке при рождении, выглядело как Бьянка, однако уменьшительная форма — Биа — использовалась гораздо чаще.

Читайте также  Микеланджело буонарроти - краткая биография и картины

В возрасте 5 лет Биа умерла от лихорадки. После её смерти отец заказал портрет девочки художникуБронзино. На портрете Биа изображена сидящей в кресле, с медальоном на шее, на котором изображён профиль Козимо I. Знатоки живописи оценивают «Портрет Бии» как одну из лучших работ Бронзино.

В 1948 году американский скульптор Джозеф Корнелл создал скульптуру «Принцесса Медичи» на основе полотна Бронзино. Скульптура находится в Смитсоновском музее, Вашингтон

.

Joseph Cornell, «Medici Princess» (1952)

Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные , аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настоящую славу художнику принесли в первую очередь портреты . Он был высокообразованным и начитанным человеком и хорошо знал труды таких великих современников- гуманистов , как Данте и Петрарка . Он писал стихи и был членом флорентийской академии.

БРОНЗИНО И СЕМЬЯ МЕДИЧИ.

В 1533 г. Бронзино переехал из Урбино во Флоренцию ко двору Медичи в качестве придворного художника. Бронзино вошёл в тесный круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя тосканский герцог Козимо I Медичи

Он писал не только портреты семьи герцога , но и придворной аристократии , причем выполненные с большим изяществом , своей роскошью и элегантностью они не уступают портретам правителей. Они также прославляли княжеское величие двора Медичи в Европе и способствовали достижения статуса Великого Герцогства Тосканского в 1569 году.

Аньоло Бронзино . Портрет Козимо І Медичи в возврасте 40 лет

В 1537 г. он вступил в гильдию Св. Луки и во флорентийскую академию. Во время своего пребывания в Риме в 1546—1547 гг. он познакомился с творчеством Микеланджело и многому у него научился. За исключением краткого периода работы в Пизе в 1564—1565 гг. всю свою жизнь Бронзино прожил во Флоренции.

В его задачи как придворного художника входило оформление праздничных декораций, например, для парадного въезда Элеоноры Толедской во Флоренцию по случаю бракосочетания с Козимо I в 1539 г., которые однако не сохранились, как и другие театральные и праздничные декорации, которые Бронзино создавал для Медичи и других аристократических семей Флоренции.

Бронзино.Элеонора Толедская . ок. 1545. Национальная галерея. Прага

Элеонора Толедская с сыном . 1545. Уффици , Флоренция

Виртуозные по исполнению портреты Анджело Бронзино принадлежат к числу самых ярких страниц искусства зрелого маньеризма.

Бронзино великолепно умеет построить импозантную композицию, ввести аксессуары, подчеркивающие сословное положение модели, придать своим героям высокомерную небрежность, утонченный аристократизм и — при всей идеализации — сохранить убедительное портретное сходство.

Лукреция Панчиатики 1540, Галерея Уффици, Флоренция

Козимо I Медичи . 1545. Уффици , Флоренция

Портрет Лукреции Медичи

Портрет Лауры Баттифери , 1555

Аньоло Бронзино. Портрет знатной дамы

Портрет девушки с книгой. 1545. Уффици , Флоренция

Бесстрастие, надменная замкнутость, статуарность портретов Бронзино тесно связаны с их парадно-официальным характером и в то же время свидетельствуют о нарастающем равнодушии мастера к человеку.

Недаром во многих его портретах блестяще, с натуралистической иллюзорностью выписанные аксессуары привлекают более пристальное внимание художника и становятся более выразительными, чем лицо; таково великолепное парчовое платье в портрете Элеоноры Толедской с сыном Джованни.

ДРУГИЕ РАБОТЫ БРОНЗИНО.

После 1540 года Бронзино выполнил фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции («Поклонение кресту с бронзовой змеей», «Моисей иссекает воду из скалы», «Архангел Михаил», «Гирлянда с ангелами» и другие).

Аньоло Бронзино. Переход израильтян через Красное море. Фрески Палаццо Веккьо

Аньоло Бронзино. Фрески капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, роспись потолка,

В творчестве Анджело Бронзино маньеризм достигает наивысшего расцвета. Картины заполнены фигурами, образующими своими очертаниями красивый, сложный рисунок; они расположены фризами, параллельными картинной плоскости; при этом мастер не стремится передать реальное трехмерное пространство. Вертикали и диагонали подчеркнуты, фигуры искусственно удлинены, их моделировка жесткая, скульптурная.

Аньоло Бронзино. Фрески капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккио во Флоренции, стена у входа

А. Бронзино. Венера , Купидон и сатир . Рим , Палаццо Колонна

Святое Семейство со святой Анной и Иоанном Крестителем. ок. 1530

Святое Семейство с младенцем Иоанном Крестителем. ок. 1530. Уффици , Флоренция

Аллегория с Венерой и Амуром . ок. 1546. Национальная галерея , Лондон

Открытая во Флоренции в 1563 году Академия художеств стала первым учебным заведением такого рода в Европе. Одним из руководителей назначили Бронзино. Кроме него был избран Микеланджело и, конечно, в качестве почетного руководителя сам герцог Козимо Медичи. Однако, основная работа по управлению Академией по воле случая досталась именно Бронзино. Микеланджело жил в Риме и не мог уделять достаточно времени служебным обязанностям, к тому же он вскоре скончался.

Портрет бии медичи, аньоло бронзино, 1542

С хитринкой смотрящая на зрителя девушка держит в руках томик любовных сонетов Петрарки. Она впервые прикасается к тайнам чувства, которые будоражат и манят ее, героиня хочет утаить свое открытие и не может этого сделать, неловко указывая пальцем на строки, которые читает. Все это так точно схвачено художником, что обычный вроде бы сюжет с влюбленной девушкой, невольно намекающей на свое приподнятое внутреннее состояние, вызывает у зрителя теплое и трепетное настроение. Такой глубины в раскрытии внутреннего мира юного существа мало кто достигал во времена Андреа дель Сарто.

Якопо Понтормо (1494–1557) Портрет Козимо Старшего Медичи 1519–1520. Дерево, масло. 86×65

В этой ранней работе Якопо Понтормо уже присутствуют признаки маньеризма, одним из основоположников которого он станет. Именно манера изображения, то есть то, кок оно написано, привлекала художника.

Портрет Козимо Старшего Медичи был создан спустя более чем полвека после того, как основатель династии Медичи, банкир и купец, ставший правителем Флоренции, ушел из жизни. В посмертном изображении человека мастер мог дать себе некоторую волю.

Заказал портрет секретарь герцога Урбинского Лоренцо Медичи, одного из потомков Козимо, вероятно, к рождению его сына. Козимо сидит в кресле, перед ним — ветвь лаврового дерева, эмблема рода, вокруг которой вьется бумажная лента со стихами из «Энеиды» Виргилия. В ссутуленной худой фигуре изображенного и его лице чувствуется усталость от бурно прожитых лет, кисти его рук, как у привыкшего повелевать и не желающего расставаться с властью, сжаты. Красное одеяние Козимо, выделяясь на темном фоне, вносит в полотно тревожную ноту и передает драматизм, которым отмечено состояние человека.

Якопо Понтормо (1494–1557) Ужин в Эммаусе 1525. Холст, масло. 230×173

На этой картине Якопо Понтормо изображает момент, описанный в Евангелии от Луки, когда воскресший Христос, явившийся двум своим ученикам по дороге в Эммаус и не узнанный ими, соглашается разделить с ними вечернюю трапезу: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лука, 24:30).

Живописец изобразил Христа более высоким, чем остальные участники сцены, но находится Он на одном уровне со зрителем, а пол, стол и сидящие за ним персонажи увидены немного сверху. От этого вся композиция буквально стягивается к фигуре Спасителя. Понтормо внес в свое произведение черты бытового жанра, заметные в позах учеников, в том, как один из них наливает вино, а второй держит хлеб. Но над головой Христа изображено всевидящее око Божие в треугольнике, окруженном сиянием и символизирующем Троицу, и это возвращает смотрящего на картину к ее возвышенному плану.

Читайте также  Хождение по водам, айвазовский, описание картины

Джорджо Вазари (1511–1574) Портрет Лоренцо Великолепного Около 1533–1534. Дерево, масло. 90×72

Архитектор, художник и первый историк итальянского искусства Джорджо Вазари писал этот портрет по заказу Алессандро Медичи спустя много лет после смерти изображенного на нем человека.

Лоренцо Великолепный был внуком Козимо Старшего Медичи и сосредоточил в своих руках всю власть над Флоренцией, но в то же время покровительствовал художникам и поэтам и сам писал стихи. Время его правления было «золотым веком» флорентийского искусства. Но на этом портрете изображен выглядящий усталым, погруженный в свои думы человек, равнодушный и к славе, и к богатству, на которое намекает красный кошелек, и даже к тому, что его объявили «сосудом всех добродетелей», о чем свидетельствует надпись позади. Вазари выразил в картине тоску по времени, когда живопись, поэзия и слова гуманистов находили отклик в душе правителя.

Русский искусствовед Павел Муратов так писал о Лоренцо, каким он был на склоне лет: «Им еще дышала тогдашняя Флоренция; он сделал образ ее нетленным. Даже сознанию ближайших поколений Флоренция кватроченто, Флоренция Лоренцо Великолепного казалась явлением древнего божества в человеке, посетившим итальянскую землю. Простое обращение к ней возвышало дух. Когда через пол века… Джорджио Вазари взялся за ныне находящийся в Уффициях портрет Лоренцо, в нем странно воскресла еще раз гениальность старой Флоренции…»

Пармиджанино (Франческо Маццола) (1503–1540) Мадонна с Младенцем, ангелами и пророком (Мадонна с длинной шеей) 1534–1540. Дерево, масло. 216×132

Один из ведущих художников маньеризма, Пармиджанино в противоположность мастерам Возрождения искал гармонию в нарочито измененных фигурах и предметах, вытянутых и словно тяготеющих к бесконечности. Картина «Мадонна с длинной шеей» была написана мастером по заказу сестры его друга, Елены Байарди, для церкви Санта Мария деи Серви в Парме.

Тела изображенных удлинены (отсюда и второе название этого произведения) и волнообразно изогнуты. Особенно наглядно это видно в фигуре ангела, стоящего впереди. Усиливают ощущение ирреального, волшебного, которое вызывает это произведение, холодные, отливающие перламутром краски, а также слишком маленькая по сравнению с остальными фигура святого Иеронима и незавершенный то ли нарочно, то ли из-за смерти мастера архитектурный фон, где колонны оказались ничего не несущими. И в то же время одиночная колонна приобретает здесь особый смысл как символ стойкости.

На вазе в руках ангела изображено Распятие. Тема будущих мучений и крестной смерти Спасителя воплощается и в позе спящего Младенца, напоминающей об иконографии пьеты — изображения Богоматери, оплакивающей мертвого Христа, которого Она держит на коленях.

Аньоло Бронзино (1503–1572) Портрет Бии Медичи 1542. Дерево, темпера. 64×48

Работавший для герцога Козимо I Медичи Аньоло Бронзино, подобно многим придворным художникам, стремился передать в портретах не столько внутренний мир человека, сколько ощущение теми, кого он запечатлевал, их высокого положения. Отсюда — некоторая отстраненность изображенных им людей. Но на представленном портрете девочка, несмотря на

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: