Портрет беатрис хастингс, амедео модильяни — описание - JEKATERINBURG.RU

Портрет беатрис хастингс, амедео модильяни — описание

Портрет беатрис хастингс, амедео модильяни — описание

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

January 19th, 2009

Они познакомились в июне 1914. Талантливая и эксцентричная англичанка Беатрис, пятью годами старше Амедео, уже успела попробовать себя на поприще цирковой артистки, журналиста, поэтессы, путешественника, искусствоведа и еще много было попыток «поиска себя».Это про нее Анна Ахматова позже напишет: «Еще одна канатная плясунья…»
Они сразу же стали неразлучны. Модильяни переехал к ней жить.

Итак, по порядку..
Беатрис Гастингс (англ. Beatrice Hastings, настоящее имя — Emily Alice Haigh) родилась 12 мая 1879 в Лондоне.
Она была замужем, но развелась со своим мужем,увлеклась мистицизмом, опубликовала несколько довольно желчных критических статей,и затем сама стала писать стихи.Значительная часть её работ до начала Первой мировой войны были опубликованы в британском литературном журнале «Нью Эйдж» (New Age) под различными псевдонимами, она состояла в близких отношениях с редактором журнала Р. Орейджем. Была подругой Кэтрин Мэнсфилд, чьи работы были впервые опубликованы в «Нью Эйдж». Через некоторое время,переехала в Париж и стала известным персонажем в богемных кругах Парижа благодаря своей дружбе с Максом Жакобом(писатель), который и познакомил их с Амедео.
Ходили слухи,что Беатрис была безпамяти влюблена в Амедео, пытаясь его спаси от бемпробудного пьянства и нищеты..Также поговаривали, что Беатрис пила намного больше самого художника..

Так или иначе, Беатрис в то время служила художнику главным источником вдохновения.
Роман Модильяни с Беатрис был типичным богемным романом — с неумеренными возлияниями, бесконечными разговорами об искусстве, скандалами и потасовками, сумасшедшей любовью. Ежедневно ссорясь и даже пуская в ход кулаки, они, тем не менее, прожили 2 года.

Ходили слухи, что однажды Модильяни вышвырнул Беатрис из окна.
В другой раз, он сам рассказал своему приятелю, скульптору Жаку Липшицу, что Беатрис побила его тряпкой, и признался, что во время очередной потасовки Беатрис руками и зубами вцепилась в его гениталии так, как если бы хотела их оторвать.
Иногда, когда Амедео овладевали беспокойство, гнев, ужас, Беатрис говорила ему: «Модильяни, не забывайте, что вы джентльмен, ваша мать — дама высшего общества». Эти слова действовали на него как заклинание, и он умолкал, стихал.

В архиве Хастингс среди разрозненных записей обнаружена и такая:
«Однажды у нас произошло целое сражение, мы гонялись друг за другом по всему дому, вверх и вниз по лестнице, причем его оружием был цветочный горшок, а моим длинная метла».
Описание этой и других подобных сцен обычно заканчивалось словами: «Как я была тогда счастлива в этой хижине на Монмартре. »
Когда он был в ярости, обычно из-за того, что она обратила внимание на другого мужчину, он тащил ее по улице за волосы

В период расцвета их любви он создал одни из самых значительных произведений: портреты Диего Риверы, Жана Кокто, Льва Бакста, и, конечно, портреты самой Беатрис. Именно в годы войны и романа с Беатрис Модильяни удалось добиться некоторого успеха.

В 1914 году работы художника начал покупать Поль Гильом. В 1916 году этого «арт-дилера» сменил выходец из Польши Леопольд Зборовский.
Впервые с ней Модильяни ощутил, что «чувственность в живописи так же необходима, как кисть и краски, без нее портреты получаются вялыми и безжизненными»

А.Модильяни Портрет Беатрис Хастингс на фоне дверей

О своем отношении к творчеству Модильяни она написала в журнале Нью Эйдж (New Age) в 1915 году: «У меня есть каменная голова работы Модильяни, с которой я не согласилась бы расстаться и за сотню фунтов, несмотря на нынешний всеобщий денежный кризис… Эта голова с покойной улыбкой воплощает мудрость и безумие, глубокое милосердие и легкую чувствительность, оцепенение и сладострастие, иллюзии и разочарование, замкнув все это в себе как предмет вечного размышления. Этот камень читается так же ясно, как Экклезиаст, только его язык утешительный, потому что нет мрачной безнадежности в этой чуждой всякой угрозы светлой улыбке мудрого равновесия».

Беатрис сбежала от Модильяни в 1916 году. С тех пор они больше не виделись.

Портрет беатрис хастингс, амедео модильяни — описание

Beatrice Hastings 1879-1943. Еще одна муза Амедео Модильяни

Вот что можно почерпнуть из энциклопедического словаря.
Беатрис Гастингс (12 мая 1879, Лондон — 30 октября 1943, Уортинг, Западный Сассекс) — английская поэтесса и литературный критик, одна из муз Амедео Модильяни, которая жила с ним в одной квартире на Монпарнасе. и была моделью для нескольких его картин.

Они познакомились в июне 1914. Талантливая и эксцентричная англичанка Беатрис, пятью годами старше Амедео, уже успела попробовать себя на поприще цирковой артистки, журналиста, поэтессы, путешественника, искусствоведа и еще много было попыток «поиска себя».Это про нее Анна Ахматова позже напишет: «Еще одна канатная плясунья…»
Они сразу же стали неразлучны. Модильяни переехал к ней жить.

Итак, по порядку..
Беатрис Гастингс (англ. Beatrice Hastings, настоящее имя — Emily Alice Haigh) родилась 12 мая 1879 в Лондоне.
Она была замужем, но развелась со своим мужем, увлеклась мистицизмом, опубликовала несколько довольно желчных критических статей,и затем сама стала писать стихи. Значительная часть её работ до начала Первой мировой войны были опубликованы в британском литературном журнале «Нью Эйдж» (New Age) под различными псевдонимами, она состояла в близких отношениях с редактором журнала Р. Орейджем. Была подругой Кэтрин Мэнсфилд, чьи работы были впервые опубликованы в «Нью Эйдж». Через некоторое время, переехала в Париж и стала известным персонажем в богемных кругах Парижа благодаря своей дружбе с Максом Жакобом(писатель), который и познакомил их с Амедео.
Ходили слухи, что Беатрис была без памяти влюблена в Амедео, пытаясь его спаси от беспробудного пьянства и нищеты..Также поговаривали, что Беатрис пила намного больше самого художника..

Так или иначе, Беатрис в то время служила художнику главным источником вдохновения. Роман Модильяни с Беатрис был типичным богемным романом — с неумеренными возлияниями, бесконечными разговорами об искусстве, скандалами и потасовками, сумасшедшей любовью. Ежедневно ссорясь и даже пуская в ход кулаки, они, тем не менее, прожили 2 года.

Ходили слухи, что однажды Модильяни вышвырнул Беатрис из окна.
В другой раз, он сам рассказал своему приятелю, скульптору Жаку Липшицу, что Беатрис побила его тряпкой, и признался,

что во время очередной потасовки Беатрис руками и зубами вцепилась в его гениталии так, как если бы хотела их оторвать.
Иногда, когда Амедео овладевали беспокойство, гнев, ужас, Беатрис говорила ему: «Модильяни, не забывайте, что вы джентльмен, ваша мать — дама высшего общества». Эти слова действовали на него как заклинание, и он умолкал, стихал.

В архиве Хастингс среди разрозненных записей обнаружена и такая:
«Однажды у нас произошло целое сражение, мы гонялись друг за другом по всему дому, вверх и вниз по лестнице, причем его оружием был цветочный горшок, а моим длинная метла».
Описание этой и других подобных сцен обычно заканчивалось словами: «Как я была тогда счастлива в этой хижине на Монмартре. »
Когда он был в ярости, обычно из-за того, что она обратила внимание на другого мужчину, он тащил ее по улице за волосы.

В период расцвета их любви он создал одни из самых значительных произведений: портреты Диего Риверы, Жана Кокто, Льва Бакста, и, конечно, портреты самой Беатрис. Именно в годы войны и романа с Беатрис Модильяни удалось добиться некоторого успеха.

В 1914 году работы художника начал покупать Поль Гильом. В 1916 году этого «арт-дилера»

сменил выходец из Польши Леопольд Зборовский. Впервые с ней Модильяни ощутил, что «чувственность в живописи так же необходима, как кисть и краски, без нее портреты получаются вялыми и безжизненными»

О своем отношении к творчеству Модильяни она написала в журнале Нью Эйдж (New Age) в 1915 году: «У меня есть каменная голова работы Модильяни, с которой я не согласилась бы расстаться и за сотню фунтов, несмотря на нынешний всеобщий денежный кризис… Эта голова с покойной улыбкой воплощает мудрость и безумие, глубокое милосердие и легкую чувствительность, оцепенение и сладострастие, иллюзии и разочарование, замкнув все это в себе как предмет вечного размышления. Этот камень читается так же ясно, как Экклезиаст, только его язык утешительный, потому что нет мрачной безнадежности в этой чуждой всякой угрозы светлой улыбке мудрого равновесия».

Беатрис сбежала от Модильяни в 1916 году. С тех пор они больше не виделись.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

ngasanova

Вспомнить, подумать.

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

Женщины с лебедиными шеями.

Амадео Модильяни (1884-1920)

«Счастье – это ангел с печальным лицом»
Амадео Модильяни.

Франция. Старое кладбище Пэр-Лашез-одно из самых поэтических кладбищ мира. Здесь похоронены великие писатели, философы, артисты, художники, ученые, герои французского Сопротивления. Мрамор и гранит. Их почти всюду оживляют цветы, искусно подобранные по краскам.
Но есть на этом кладбище большой участок, где все выглядит совсем по-другому, однообразно и прозаично. Здесь в прежние годы хоронили бедноту Парижа. Бесчисленные ряды низких каменных ящиков, чуть приподнятых посередине продольным ребром крышки; унылый, приземистый, безликий городок.

На одном из надгробий высечена надпись:

Амедео Модильяни,
художник.
Родился в Ливорно 12 июля 1884.
Умер в Париже 24 января 1920.
Смерть настигла его на пороге славы.

И чуть пониже на той же доске:

Жанна Эбютерн.
Родилась в Париже 6 апреля 1898.
Умерла в Париже 25 января 1920.
Верная спутница Амедео Модильяни,
не захотевшая пережить разлуку с ним.

Амадео Модильяни принадлежал к «Парижской школе». Парижская школа (франц. Ecole de Paris), условное название интернационального круга художников, сложившегося в основном в 1910—20-х гг. в Париже. В узком смысле, термином «Парижская школа», обозначают группу художников, выходцев из разных стран (А. Модильяни из Италии, М. Шагал из России, Сутин из Литвы, М. Кислинг из Польши и др.).

Термином «Парижская школа» определяют группу художников иностранного происхождения, приехавших в начале XX века в столицу Франции в поисках благоприятных условий для развития своего таланта.

Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако в этом вопросе не всё так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы — за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции..

Читайте также  Портрет маргариты лотарингской, герцогини орлеанской, антонис ван дейк, 1634

Экспрессионизм в творчестве Модильяни.

Собственно экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.
В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.

«Человек — вот что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник. Человек — это мир, который иногда стоит любых миров…» (Амадео Модильяни)

Он создает огромную серию женских портретов, постоянно варьируя один и тот же, новый для него тип лица, характерные черты которого повторяются в скульптурных портретах и в кариатидах: от сразу узнаваемых до бесконечных трансформаций.

Лица на многих рисунках имперсональны, в них только условно намечены какие-то черты. Основное внимание он уделяет позе, пытаясь найти самую выразительную и точную линию задуманного движения.

Таким же образом он делал рисунки головы и профиля. Рисовал он со скоростью разговорной речи, как вспоминали его друзья.

Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнаженного женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане.. Обнаженная натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения.

Амадео Модильяни. Лежащая обнаженная с руками, скрещенными за головой.

Техника и теплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия

Амадео Модильяни. Обнаженная. Около 1918.

Модильяни мечтал создать свой храм Красоты, создавая образы прекрасных женщин с вытянутыми лебедиными шеями. Женщины всегда любили и искали любви невероятно красивого итальянца, но он мечтал и ждал одну-единственную женщину, которая станет его вечной, настоящей любовью. Ее образ не раз приходил к нему во сне.

Лилия ты, лебедь или дева,
Я твоей поверил красоте, —
Профиль Твой Господь в минуту гнева
Начертал на ангельском щите.

О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь на сером полотне
Возникла странно и неясно.

И нет греха в его вине,
Ушел, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.

За плечом, где горит семисвечник,
Где тень иудейской стены.
Вызывает невидимый грешник
Подсознанье предвечной весны.

Весной 1910 года Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их страстное романтическое увлечение друг другом продлилось до августа 1911 года, когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться.
«У него была голова Антиноя и глаза с золотыми искрами, — он был совсем не похож ни на кого на свете». Ахматова.

В синеватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне — своей Египтянке.
Что играет старик на шарманке?
А под ней весь парижский гул.
Словно гул подземного моря, —
Этот тоже довольно горя
И стыда и лиха хлебнул.

Они провели вместе незабываемых три месяца. В крохотной комнатке художника Ахматова позировала ему. В тот сезон Амадео написал более десяти ее портретов, которые после, якобы, сгорели во время пожара.
Эти двое могли бы быть вместе, однако судьбе было угодно разлучить их. Теперь уже навсегда. Но в те дни влюбленные не думали о том, что им грозит разлука. Они были везде вместе. Он — одинокий и бедный красивый художник с колоритной внешностью, и она — замужняя русская девушка-поэтесса. Когда Ахматова покидала Париж, прощаясь со своим любимым мужчиной, тот отдал ей свертки рисунков, коротко подписанных его именем.

Ахматова спустя почти полвека все же решилась описать свои воспоминания о встрече с итальянским художником и их непродолжительном, но очень ярком романе. Она призналась о нем так:
«Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной».

В июне 1914 года Модильяни познакомился с талантливой и эксцентричной англичанкой Беатрис Гастингс, которая уже успела попробовать себя на поприще цирковой артистки, журналиста, поэтессы, путешественника и искусствоведа. Беатрис стала спутницей Амедео, его музой и излюбленной моделью — он посвятил ей 14 портретов. Связь с Беатрис продлилась более двух лет.

В 1915 году Модильяни переехал вместе с Беатрис на улицу Норвейн на Монмартре, где он написал портеры своих друзей Пикассо, Сутина, Жака Липшица и прочих знаменитостей того времени. Именно портреты сделали Модильяни одной из центральных фигур парижской богемы.

В 1917 году — он встретил Жанну Эбютерн.

Увидев ее, как гласит легенда, он сразу же стал писать ее портрет. Амедео было тридцать три, Жанне девятнадцать. Жанна полюбила Моди, и пошла за ним и на жизнь и на смерть. Она стала его последней и верной спутницей жизни.
Самой страстной любовью Модильяни стала 19-летняя художница.

Амадео Модильяни. Портрет Жанны Эбутерн. 1919.

Родители были против брака дочери с молодым нищим художником,а Жанна была верной спутницей Модильяни и любила его до конца жизни.У Жанны Эбютер и Амадео Модильяни родилась дочь.
Амадео Модильяни умер в 36 лет в госпитале для нищих от туберкулeзного менингита.
Жанна не захотела жить без любимого и выбросилась из окна.

Увидев ее, он сразу же стал набрасывать на листке бумаги ее портрет. Модильяни наконец встретил ту, о которой когда-то говорил своему близкому другу скульптору Бранкузи,что
«ждет одну-единственную женщину, которая станет его вечной настоящей любовью и которая часто приходит к нему во сне».

«Она была похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех как будто удивленно».
Жанна была маленького роста, с каштановыми волосами рыжего отлива и очень белой кожей. Из-за этого яркого контраста волос и цвета лица друзья прозвали ее «Кокосовый орех».

Амедео было тридцать три.
Худой, на бледных ввалившихся щеках временами горел болезненный румянец, зубы почернели. Это был уже не тот красавец, с которым Анна Ахматова гуляла по ночному Парижу, — «голова Антиноя с золотыми искрами». Он жил в мастерской Хаима Сутина, где ему приходилось поливать водой пол, чтобы спастись от клопов, блох, тараканов, вшей, и только потом ложиться спать.

Поздней ночью его можно было увидеть на скамье перед «Ротондой». Рядом сидела Жанна Эбютерн, молчаливая, хрупкая, любящая, настоящая Мадонна рядом со своим божеством…».

Хотя в последние годы он писал почти одну Жанну, он изобразил её на своих полотнах не менее 25 раз. Вытянутые пропорции. Обостренные ломкие черты. В позах — болезненная нервная тонкость. Про нее говорили, что она со своим бледным лицом с совершенными чертами и длинной шеей напоминала лебедя.

19 января 1920 года.
В тот вечер холодный, бурный и ветреный он бродил по улицам, и надрывно кашлял. Ледяной ветер раздувал за спиной его куртку. Он был беспокоен, шумен и почти опасен. Друзья советовали отправиться домой, но он продолжал бессмысленное ночное кружение.
На другой день ему стало совсем плохо, и он слег. Навестившие Моди соседи по мастерской увидели его лежащим в горячке в постели. Беременная на восьмом месяце Жанна примостилась тут же рядом. В комнате было ужасно холодно. Бросились за врачом. Положение все ухудшалось. Он был уже без сознания.
22 января 1920 года Моди положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных. Через два дня его не стало.
На рассвете следующего дня в четыре часа утра беременная Жанна выбросилась из окна шестого этажа и разбилась насмерть.

Амадео Модильяни. Портрет Жанны Эбутерн в желтом пуловере. 1918.

Модильяни скончался 24 января 1920 года от туберкулёзного менингита в одной из парижских клиник. Днём позже, 26 января, покончила жизнь самоубийством Жанна Эбютерн, находившаяся на 9-м месяце беременности. Амедео был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез; в 1930 году, через 10 лет после гибели Жанны, её останки были захоронены в соседней могиле.

А слава пришла буквально на следующий день после смерти. Похороны были многолюднейшими. Казалось, весь Париж знал и любил творчество Моди. (Вот если бы при жизни!) Хоронили на Пер-Лашез. У гроба стояли Пикассо, Леже, Сутин, Бранкузи, Кислинг, Жакоб, Северини, Дерен, Липшиц, Вламинк, Зборовский и многие другие – элита художественного Парижа.
Самоубийство Жанны Эбютерн стало трагическим постскриптумом к жизни Модильяни.
Модильяни похоронили 27 января в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пэр-Лашез. На кладбище его провожали все художники Парижа, среди которых был Пикассо, а также толпы его безутешных натурщиц.
Жанну похоронили на следующий день — в парижском предместье Банье.
Вместе они оказались под одной плитой только через 10 лет. Родственники, обвинявшие в её гибели Модильяни, позволили перенести её останки на кладбище Пер-Лашез.

«Его холсты не случайные видения – это мир, осознанный художником, обладавшим необычайным сочетанием детскости и мудрости, непосредственности и внутренней чистоты.» — Эренбург

«Он очень много работал. Чтобы оставить такое наследие, чтобы создать такой пантеон шедевров, нужны были часы и часы у мольберта, трудиться надо было не покладая рук, да и голову имея свежую и душу распахнутую, потому что модели свои он будто просвечивал, рассказывая о них все. Это не только ставит под сомнение легенду о вечном пьянице и бродяжке, но опровергает ее. Был Модильяни не просто очень хорошим портретистом, он был воистину гениальным психологом и аналитиком, к тому же провидцем – в целой череде написанных им портретов буквально предсказана судьба тех, кого он писал.» Пабло Пикассо.

Модильяни, Пикассо и Андре Сальмон у входа в «Ротонду». 1916 год

Мир признал Модильяни великим художником, лишь когда прошло со дня его смерти три года. Сегодня его картины на различных аукционах оцениваются в баснословные цены, от 15-ти и больше миллионов долларов.
В начале 1990-х годов прошлого столетия в Италии состоялась выставка работ итальянского художника Амадео Модильяни.

Читайте также  Портрет екатерины ii, дмитрий григорьевич левицкий — описание

Кадры из фильма Майкла Дэвиса Модильяни

Был снят знаменитый французский фильм «Монпарнасс 19», посвященный Амадео Модильяни, в котором проникновенно сыграл роль художника гениальный французский актер Жерар Филипп.

«Жизнь — это дар немногих многим, тех, кто знает и умеет, тем, кто не знает и не умеет.» Амадео Модильяни.

«Я забыл Вам сказать, что я — еврей» Амадео Модильяни.

Амедео Модильяни. В чем уникальность художника

Биография Амедео Модильяни (1884—1920) похожа на роман о классическом гении.

Жизнь короткая, как вспышка. Ранняя смерть. Оглушительная посмертная слава, которая настигла его буквально в день похорон.

Цена картин, которые художник оставлял в счёт уплаты за обед в кафе, в одночасье достигает десятков миллионов долларов!

А ещё любовь всей жизни. Красивая юная девушка, похожая на принцессу Рапунцель. И трагедия похлеще, чем история о Ромео и Джульетте.

Если это все не было бы правдой, я бы фыркнула: «Ой, такого в жизни не бывает! Слишком закручено. Слишком эмоционально. Слишком трагично».

Но в жизни бывает все. И это как раз про Модильяни.

Уникальный Модильяни

Модильяни для меня загадочен, как никакой другой художник. По одной простой причине. Как он умудрился почти все свои работы создать в одном стиле, причём настолько уникальном?

Он работал в Париже, общался с Пикассо, Матиссом. Видел работы Клода Моне и Гогена. Но не попал ни под чьё влияние.

Такое ощущение, что он родился и жил на необитаемом острове. И там же написал все свои работы. Разве что видел африканские маски. Еще, может, пару работ Сезанна и Эль Греко. А в остальном его живопись почти не имеет никаких примесей.

Если Вы посмотрите на ранние работы любого художника, то поймёте, что сначала он искал себя. Современники Модильяни часто начинали с импрессионизма. Как Пикассо или Мунк. И даже Малевич.

Слева: Эдвард Мунк, Улица Лафайет, 1901. Национальная галерея Осло, Норвегия. В центре: Пабло Пикассо, Коррида, 1901. Частная коллекция. Picassolive.ru. Справа: Казимир Малевич, Весна, яблоня в цвету, 1904. Третьяковская галерея.

Скульптура и Эль Греко

У Модильяни же Вы не найдёте этого периода поиска себя. Правда, его живопись немного изменилась после того, как он 5 лет занимался скульптурой.

Амедео Модильяни. Голова женщины. 1911. Национальная галерея Вашингтона.

Вот две работы, созданные до скульптурного периода и после.

Слева: Модильяни. Портрет Мод Абранте. 1907 г. Справа: Модильяни. Мадам Помпадур. 1915 г.

Сразу бросается в глаза, насколько скульптурность Модильяни переносит в живопись. Появляется и его знаменитая вытянутость. И длинная шея. И нарочитая схематичность.

Он очень хотел продолжать заниматься скульптурой. Но с детства у него были больные легкие: туберкулёз возвращался раз за разом. А каменная и мраморная крошка усугубляли его болезнь.

Поэтому спустя 5 лет он вернулся к живописи.

Ещё рискну искать перекличку работ Модильяни с работами Эль Греко. И дело не только в вытянутости лиц и фигур.

Эль Греко. Святой Иаков. 1608—1614. Музей Прадо, Мадрид.

Для Эль Греко тело — это тонкая оболочка, сквозь которую просвечивает душа человека.

Амедео шёл по тому же пути. Ведь люди на его портретах мало похожи на реальных. Скорее, он передаёт характер, душу. Добавляя то, чего в зеркале человек не видел. Например, асимметрию лица и тела.

Это можно увидеть и у Сезанна. Он тоже часто делал глаза своих героев разными. Посмотрите на портрет его супруги. Мы как будто читаем по ее глазам: «Что ты опять придумал? Заставляешь меня тут пнем сидеть…»

Поль Сезанн. Мадам Сезанн в желтом кресле. 1890. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Портреты Модильяни

Модильяни писал людей. Полностью игнорировал натюрморты. Крайне редки у него и пейзажи.

Андрей Аллахвердов. Амедео Модильяни. 2015. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

У него немало портретов друзей и знакомых из его окружения. Они все жили, работали и развлекались в Парижском районе Монпарнас. Здесь нищие художники снимали самое дешевое жильё и ходили в ближайшие кафе. Алкоголь, гашиш, гулянья до утра.

Амедео особенно опекал нелюдимого и чувствительного Хаима Сутина. Неряшливый, замкнутый и очень самобытный художник: вся его сущность перед нами.

Глаза, смотрящие в разные стороны, кривой нос, разные плечи. А ещё цветовая гамма: коричнево-серо-голубая. Стол на очень длинных ножках. И крохотный стакан.

Во всем этом читается одиночество, неприспособленность к жизни. Что ж, правдиво, без лести.

Амедео Модильяни. Портрет Хаима Сутина. 1917. Национальная галерея Вашингтона.

Амедео писал не только друзей, но и малознакомых людей.

У него нет преобладания одной эмоции. Мол, высмеивать — так всех. Умиляться — так всеми.

Вот над этой парой он явно иронизирует. Джентльмен в летах женится на девушке незнатного происхождения. Для нее этот брак — возможность решить финансовые проблемы.

Амедео Модильяни. Жених и невеста. 1916. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Лисий разрез хитрых глаз и немного вульгарные серьги помогают прочесть ее натуру. А что же жених, не в курсе?

Вот у него воротник с одной стороны приподнят, с другой — опущен. Он не хочет мыслить здраво рядом с пышущей молодостью невестой.

А вот эту девочку художник бесконечно жалеет. Сочетание ее открытого взгляда, сложенных ручек и немного косолапых ножек говорит нам о крайней наивности и беззащитности.

Ну как такого ребёнка не пожалеть!

Амедео Модильяни. Девочка в голубом. 1918. Частная коллекция.

Как Вы видите, каждый портрет — это целый мир людей. Читая их характеры, мы даже можем предположить их судьбу. Например, судьбу Хаима Сутина.

Увы, он хоть и дождётся признания, но будучи уже сильно больным. Неумение заботиться о себе приведёт его к язве желудка и крайней истощенности.

И переживания из-за преследования нацистами во время войны сведут его в могилу.

Но об этом Амедео не узнает: он умрет на 20 лет раньше своего друга.

Женщины Модильяни

Модильяни был очень привлекательным мужчиной. Итальянец еврейского происхождения, он был обаятельным и общительным. Женщины, конечно, не могли устоять.

У него их было много. В том числе ему приписывают короткий роман с Анной Ахматовой.

Она до конца жизни это отрицала. Многие подаренные ей рисунки Амедео с ее изображением попросту исчезли. Потому что они были в стиле Ню?

Но часть все же уцелела. И по ним мы и предполагаем, что близость у этих людей была.

Но главной женщиной в жизни Модильяни была Жанна Эбютерн. Она была безумно в него влюблена. Он тоже испытывал к ней нежные чувства. Настолько нежные, что готов был жениться.

А ещё он написал несколько десятков ее портретов. И среди них ни одного Ню.

Я ее называю принцессой Рапунцель, потому что у неё были очень длинные и густые волосы. И как обычно это бывает у Модильяни, ее портреты не очень похожи на реальный образ. Но характер ее читается. Спокойная, рассудительная, бесконечно любящая.

Слева: Фото Жанны Эбютерн. Справа: Портрет девушки (Жанны Эбютерн) Модильяни, 1917.

Амедео, хоть и был душой компании, с близкими людьми вёл себя несколько иначе. Выпивка, гашиш — это полдела. Он мог и вспылить, будучи пьяным.

Жанна с этим легко справлялась, своими словами и жестами успокаивая разъярённого возлюбленного.

А вот это последний ее портрет. Она беременна вторым ребёнком. Которому, увы, не суждено было родиться.

Амедео Модильяни. Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью. 1919.

Возвращаясь из кафе в подпитии с друзьями, Модильяни расстегнул пальто. И простудился. Его ослабленные туберкулёзом лёгкие не выдержали — он умер на следующий день от менингита.

А Жанна была слишком молода и влюблена. Она не дала себе время оправиться от потери. Не в силах вынести вечной разлуки с Модильяни, она выпрыгнула в окно. Будучи на девятом месяце беременности.

Их первую дочь взяла на воспитание сестра Модильяни. Повзрослев, она стала биографом своего отца.

Ню Модильяни

Большинство Ню Модильяни создал в 1917-18 гг. Это был заказ арт-дилера. Такие работы хорошо покупали, особенно после смерти художника.

Так что большинство из них до сих пор находится в частных коллекциях. Удалось отыскать одну в музее Метрополитен (Нью-Йорк).

Посмотрите, как тело модели обрезано краями картины в районе локтей и колен. Так художник приближает ее к зрителю. Она входит в его личное пространство. Да, ничего удивительного, что такие работы хорошо покупали.

В 1917 году арт-дилер устроил выставку из вот таких Ню. Но через час ее закрыли, посчитав работы Модильяни неприличными.

Амедео Модильяни. Лежащая обнаженная. 1917. Частная коллекция.

Что? И это в 1918 году? Когда обнаженных писали все кому не лень?

Да, писали много. Но идеальных и абстрактных женщин. А это означает и наличие одной важной детали — гладких подмышек без волос. Да-да, именно это полицейских и смутило.

Так отсутствие эпиляции оказалось главным признаком того, является ли модель богиней или реальной женщиной. Достойна она быть показанной публике или нужно убрать ее с глаз долой.

Модильяни уникален даже после смерти

Модильяни — самый копируемый художник в мире. На каждый подлинник приходится 3 подделки! Это уникальная ситуация.

Как же так получилось?

Все дело в жизни художника. Он был очень беден. И как я уже писала, часто расплачивался картинами за обеды в кафе. Так же поступал и Ван Гог, скажете Вы.

Но последний вёл тщательную переписку с братом. Именно по письмам и был составлен полный каталог подлинников Ван Гога.

А вот Модильяни свои работы не фиксировал. А прославился он в день своих похорон. Нечистоплотные арт-дилеры этим воспользовались, и на рынок хлынула лавина подделок.

И таких волн было несколько, как только цены на картины Модильяни подскакивали в очередной раз.

Неизвестный художник. Мари. Частная коллекция (картина была показана как работа Модильяни на выставке в Генуе в 2017 г., во время которой была признана подделкой).

До сих пор ни одного достоверного каталога работ этого гениального художника нет.

Поэтому ситуация с выставкой в Генуе (2017), когда большинство работ мастера оказалось подделкой, далеко не последняя.

Мы можем с Вами только уповать на свою интуицию, когда смотрим на его работы на выставках…

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Читайте также  Левицкий дмитрий григорьевич, биография и картины

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Певец лебединых шей: подружка Модильяни грозилась откусить его гениталии

Публика охотнее рассматривала самого живописца, чем его картинки. Он был невероятно хорош собой — что особенно трогало дам… 12 июля мир отметит 135 лет со дня рождения великого итальянца. Он появился на свет в 1884-м и всего день не дожил до всеобщего признания. «Смерть настигла его на пороге славы», — написано на надгробии мастера. В день похорон имя этого человека стало известно всем.

Амедео — в вольном переводе с итальянского его имя означает «любимый Богом». Но друзья называли Модильяни на французский манер: Моди — «проклятый». Он был необыкновенно одарен, но в его в жизни было мало светлых пятен. Болезни, пороки, тотальная нищета, ранняя смерть. Он и родился в довольно драматический момент. Отец — Фламинио Модильяни, владелец конторы «Дрова, уголь» в итальянском Ливорно, — обанкротился. Судебные приставы пришли описывать его имущество, когда мать Амедео металась на кровати, готовая вот-вот разрешиться от бремени. А поскольку суд запрещал накладывать арест на все, что находилось на постели роженицы, родственники буквально погребли ее, завалив кровать ценными вещами.

В десять лет Амедео Клементе Йедидия — таково было полное имя будущего художника — заболел плевритом, в который перешла затяжная пневмония. В бреду ему рисовались странные образы и картины, которые он робко переносил на бумагу. Мать, получившая неплохое образование, поощряла занятия сына.

— Ведет он себя как избалованный, но неглупый мальчик. Мы скоро узнаем, что таится в этой куколке. А вдруг художник? — писала она.

Когда в 14 лет подростка сразил брюшной тиф, от которого он чуть не умер, родители разрешили отпрыску оставить школу и начать брать уроки живописи. А когда в 20 у Амедео открылся туберкулез, Евгения отправилась с сыном в путешествие по Италии, показав ему Рим, Неаполь, Капри, Флоренцию. Позже он начнет посещать одну из мастерских в Венеции, где, вырвавшись наконец из-под родительской опеки, пристрастится к гашишу. Позже в Париже, куда он уехал в 26 лет, к наркотикам добавится алкоголь.

Мать, полагая, что сын на чужбине одержим искусством, регулярно снабжала его деньгами. Однако их большая часть пропивалась в кафе «Ротонда» на Монмартре, а меньшая шла на покупку цветов тронувшим его душу дамам. Их были толпы. Каждая натурщица побывала в постели Амедео — он уверял, что прочувствовать модель можно, лишь переспав с ней. Во время сеанса закрывался с девушкой и бутылкой коньяка. Дольше других рядом с художником задержалась английская журналистка и поэтесса Беатрис Хастингс, свидания с которой часто заканчивались дракой. Акула пера любила экстравагантные развлечения — могла пройтись в шляпке с корзиной, полной живых утят, и бурное выяснение отношений было вполне в ее стиле. В разгар баталий она хватала любовника за мужское достоинство и грозилась его откусить. Он же в свою очередь выкидывал подружку из окна и бегал за ней с ножом.

Встречи с натурщицей Симоной Тиро проходили менее драматично, но в таком пьяном угаре, что, когда женщина предъявила Амедео родившегося у нее в 1917-м году сына Сержа Жерара, тот его не признал.

Жерар Филип и Анук Эме в фильме «Монпарнас, 19» (1958 г.)

Скульптуры пошли ко дну

В окружении мастера всегда хватало странных знакомых. Художник-оригинал Хаим Сутин, явившийся в Париж из местечка Смиловичи под Минском, был известен тем, что выпрашивал у торговцев на рынке туши скота, весь день проболтавшиеся на солнце. Дожидался, пока мясо превратится в откровенную гниль, и выписывал дикие сине-красно-фиолетово-черные переходы цвета. Вонь, зеленые мухи экспериментатора не смущали.

Другой приятель Моди — Морис Уорхелл, с которым они, допившись до ручки, бывало, спали в одной постели, угодил в клинику для душевнобольных. Спиртное там было под запретом, и тогда одна из любовниц Амедео сумела принести страдальцу бутылку. Но неловкое движение — и драгоценный «пузырь» грохнулся об пол. К изумлению девушки, Уорхелл опустился на карачки и тщательно вылизал алкогольную лужицу, в которой валялись осколки стекла.

Из 16 рисунков, на которых Моди изобразил Анну Ахматову, сохранилось всего несколько. На фото ниже — поэтесса с мужем Николаем Гумилевым и сыном Львом (1915 г.)

О проделках самого Моди тоже ходили легенды. Однажды он, едва стоя на ногах, явился в кабаре «Проворный кролик», где собиралась артистическая тусовка, и затеял драку, разбив всю посуду. В заведения дебошира больше не пускали. Было дело, плеснул керосина в вазу с горящим пуншем, сваренным по случаю Нового года, а потом подпалил гирлянду. Случалось, бил чужие скульптуры, резал ножом холсты…

Был безжалостен и к своим работам. В период увлечения ваянием лепил свои «нежные головы» из украденных со стройплощадок каменных блоков. Позже создал несколько мраморных скульптур. Но работы никто не оценил, и Моди сложил их на тележку и утопил в Сене. Энтузиасты по сей день ищут исчезнувшие раритеты.

Поэтесса с мужем Николаем Гумилевым и сыном Львом (1915 г.)

Картины со странными лицами и вытянутыми — лебедиными — шеями тоже продавались плохо. Огромное количество их было утрачено. Потерялись рисунки. Художник расплачивался набросками на салфетках с квартирной хозяйкой, которая складывала бумажки в подвале на радость крысам. Первая выставка Моди закрылась на следующий день после того, как полицейский разглядел у изображенных на полотнах обнаженных девушек волосы на лобке. Рассуждая о работах в стиле ню, Амедео говорил, что прекрасно сложенные женщины, которых стоит лепить и писать, кажутся неуклюжими в одежде.

Сероглазый король

Впрочем, Анна Ахиматова, которую Амедео увидел в кафе «Ротонда» в 1910-м, даже в платье и огромной шляпе с пером показалась ему богиней. Вместе с мужем, Николаем Гумилевым, 20-летняя поэтесса прилетела в Париж в свадебное путешествие. Но что муж — роман с художником закрутился сумасшедший. Гумилев называл Моди «пьяным чудовищем». А Ахматова через год снова приехала в Париж.

26-летний Модильяни водил ее в Лувр любоваться египетскими статуями, но при этом был так беден, что в Люксембургском саду они сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях, как было принято. Он вообще не жаловался ни на явную нужду, ни на столь же явное непризнание.

Анна и Амедео встречались несколько раз.

— Как-то она, зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать его несколько минут. В руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я от нечего делать стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла, — вспоминала Ахматова. Говорят, ее стихотворение «Сероглазый король» — о Моди.

Художник сделал 16 рисунков русской возлюбленной в стиле ню. Уцелело всего несколько. Анна Андреевна всю жизнь носила с собой в папочке один из листков — говорила, что он составляет все ее богатство. «Все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете», — писала она.

Уехав из Франции, Ахматова долгое время ничего не слышала о далеком друге. А потом увидела в журнале некролог. Из статьи узнала, что Модильяни умер несколько лет назад, и что он — великий художник XX века.

Жена мастера Жанна Эбютерн — на портрете (1919 г.) и в жизни

Не смогла пережить

Жанна Эбютерн — единственная из близких ему женщин, кого Модильяни не писал голой. Миниатюрная, тихая, с копной каштановых волос и белоснежной кожей, за что заслужила прозвище Кокосовый Орех,19-летняя девушка стал женой и ангелом-хранителем 32-летнего живописца. Родня отвернулась от Жанны, возмутившись ее союзом с пьяницей и наркоманом, но та была непреклонна. Из трех лет, отпущенных им с Амедео, большую часть времени Эбютерн была беременна. Когда в 1918-м родилась дочка, тоже Жанна, девочку отправили к кормилице. А мать вскоре снова оказалась в положении. Художник обещал любимой жениться, но до мэрии так и не дошел. Жанна прощала ему все.

К тому времени здоровье мастера серьезно пошатнулось. Друзья убеждали его поехать в санаторий, но тот отмахивался: «Не надо нравоучений». Однако ничто не предвещало столь быстрой катастрофы.

С Беатрис Хастингс художника связывали очень бурные отношения. Фото в квадрате: wikipedia.org

Он с удовольствием ел, гулял, был в прекрасном настроении, вспоминали знакомые. За десять дней до смерти слег в постель — мучили сильные боли в пояснице. Нефрит. На шестой день пошла горлом кровь. В больницу для бедняков его привезли уже без сознания. У художника нашли туберкулезный менингит, который давно подтачивал его организм. Надежды не было.

Несчастная жена не сумела пережить Амедео. На следующий день после его смерти Жанна выбросилась из окна шестого этажа. Она вот-вот должна была родить.

За три недели до кончины Модильяни вдруг встал в семь утра, что для него было невероятно, и поехал навестить дочку. Вернулся очень счастливый. Оставшуюся сиротой маленькую Жанну взяла на воспитание сестра художника Маргерита.

Жанна Модильяни: отец писал трезвым

Дочь Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн всю жизнь собирала сведения о своей семье. Она умерла в Париже 27 апреля 1984 года, успев закончить работу над последним вариантом книги — впервые та была опубликована в 1958-м. Наследница художника не соглашается, что ее отец творил исключительно под воздействием наркотиков и алкоголя. Трудиться он начинал лишь тогда, когда возвращалась полная ясность, утверждает она. А пил Моди, по ее словам, исключительно чтобы преодолеть природную застенчивость и забыть о непонимании и одиночестве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: