Портрет анри матисса, андре дерен — описание - JEKATERINBURG.RU

Портрет анри матисса, андре дерен — описание

Как устроена картина Андре Дерена

Андре Дерен. «Суббота». 1913

К сожалению, этот материал не работает на мобильных устройствах, воспользуйтесь компьютером

К 1912 году Андре Дерен успел прожить, можно сказать, несколько художнических жизней: сначала был фовистом Фовизм — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века, самый известный представитель — Анри Матисс. Название закрепилось за движением благодаря французскому критику Луи Воселю, назвавшему художников, представленных на Осеннем салоне 1905 года, «дикими зверями» (les fauves). Среди отличительных черт фовистов — динамичность мазка, стихийность, яркий колорит, контрастность цветов. (на обложке одного из их каталогов даже разместили его картину); затем увлекся Сезанном и на этой почве ближе сошелся с кубистами — Браком и Пикассо. Третий период в творчестве Дерена — примерно с 1912 года и до начала Первой мировой войны, которую он прошел рядовым, — часто обозначают как «готический». Именно в это время художник стал черпать вдохновение в творчестве старых мастеров, причем начал с азов — со средневекового искусства, позже, уже после войны, перейдя к эпохе Возрождения и постренессансным течениям. Готическое у Дерена ярче всего выявляется в трактовке лиц и фигур: удлиненные контуры персонажей картины «Суббота», а также почти иконописный лик центральной фигуры, напоминающий Мадонну из «Авиньонской Пьеты» Картона Ангеррана XV века. Это произведение было найдено в 1894 году и впервые выставлено во Франции в 1904-м, за несколько лет до стилистической переориентации Дерена.

Жанр картины «Суббота» можно толковать двояко: и как бытовой сюжет (хозяйка отчитывает служанку с миской в руках, ее дочь тем временем занимается рукоделием), и как религиозную сцену, связанную с Пасхой и Воскресением Христовым. Книга — один из аргументов в пользу последней версии: мы не можем ее атрибутировать (том лежит обложкой вниз, а шрифт на страницах слишком мелкий), однако в Средние века и в эпоху Возрождения с книгой часто изображали Мадонну — как ту, через кого в наш мир явилось Слово Божие; яркие примеры — в творчестве Боттичелли и Рафаэля. Если вновь обратить внимание на лицо — практически лик! — женщины с книгой, то пазл начинает сходиться. Это, впрочем, еще не всё: как указывает искусствовед Джейн Ли в статье из каталога к оксфордской выставке Дерена 1990 года, персонажи «Субботы» запечатлены в процессе осуществления католического обряда в пасхальную субботу. Левая фигура держит сосуд, средняя — то есть как раз Мадонна с Библией — благословляет его (жест подчеркнут непропорционально крупным изображением руки), правая же ткет белую ткань, что может служить намеком на Христову плащаницу.

Сандро Боттичелли. Мадонна Магнификат. Около 1481 года

Конец XIX — начало XX века в Европе — время массового знакомства местных художников с неевропейскими культурами. Колонизация Африки, в которой Франция принимала активное участие, привела к тому, что на барахолках и в антикварных лавках по всей стране появилось множество произведений африканской скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В Париже главным пунктом распространения этих работ был магазинчик на улице Ренн, которым владел Эмиль Хейманн по прозвищу Папаша-дикарь; сюда захаживали и Матисс, и Пикассо. Дерен также не был чужд экзотическим влияниям: уже его скульптура «Сидящий человек» 1907 года отмечена полным уходом от европейских канонов и напоминает грубое, но экспрессивное порождение некоей архаической культуры. На картине «Суббота» данью африканскому искусству можно считать вытянутые черты лица правой женской фигуры; ее ближайший аналог — впечатляющие маски племени фанг, обитающего на территории современных Камеруна, Габона и Экваториальной Гвинеи.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • «РУССКИЕ» — ИСТОРИЯ И МИФЫ (122)
  • «Мы» и «они» (5)
  • Из славяно-русской истории (16)
  • Русская одежда, кухня, утварь и пр. (24)
  • Русские в лицах (19)
  • Уклад русского дома и быта. Обычаи. Традиции. (58)
  • АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН (265)
  • Архитекторы и здания (48)
  • Дворцы и замки (113)
  • Деревянное зодчество (28)
  • Усадьбы (25)
  • Храмовые сооружения (церкви, монастыри и пр.) (54)
  • ГОРОДА И СТРАНЫ (478)
  • Азия (48)
  • Африка (6)
  • Ближний Восток (18)
  • Европа (342)
  • Океания (Австралия, Н.Зеландия и пр.) (9)
  • Постсоветский мир (28)
  • Северная-Южная Америка и Канада (23)
  • Города и страны. РОССИЯ. (124)
  • Города и деревни РФ (29)
  • Москва вчера, сегодня и завтра (51)
  • Старорусские города (44)
  • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (204)
  • Куклы (63)
  • ЖИВОПИСЬ (749)
  • «Национальные» виды живописи (35)
  • Акварель (110)
  • Графика, компьютерная живопись и рисунок (40)
  • Иллюстрации (107)
  • Импрессионизм и авангард (123)
  • Любопытные истории (5)
  • Мастихин (11)
  • Наивная живопись (16)
  • Настенная живопись (15)
  • Натюрморт (37)
  • Пейзажно-флористическая живопись (38)
  • Реализм, нео-реализм, классицизм (61)
  • Русский реализм (102)
  • Символизм (42)
  • Сюрреализм. Ориентализм. Фэнтези. (42)
  • ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО (26)
  • ИСТОРИИ И ЛЮДИ (243)
  • История и истории (33)
  • Монархии и аристократы (142)
  • О том, что делает нас людьми (12)
  • Политические и религиозные деятели (7)
  • Творческие и предприимчивые личности (50)
  • МУЗЕИ И БИБЛИОТЕКИ (35)
  • МУЗЫКА И ТАНЕЦ (136)
  • Вокалисты и певцы (20)
  • Композиторы (29)
  • Музыкальные произведения (44)
  • Музыканты (18)
  • Разное (4)
  • Танец и танцоры (24)
  • НАУКА И ФАНТАСТИКА (87)
  • НЕКОТОРЫЕ РЕЦЕПТЫ (13)
  • ПАРКИ. САДЫ. ЗАПОВЕДНИКИ. (150)
  • ПОЛЕЗНОЕ (21)
  • ПРАЗДНИКИ И ФЕСТИВАЛИ (25)
  • СКУЛЬПТУРА. СТАТУЭТКИ. (101)
  • Памятники (11)
  • СМЕШНОЕ И ОСТРОУМНОЕ (39)
  • ТЕАТР И КИНО (87)
  • Интерьеры театров (13)
  • ТОЧКА ЗРЕНИЯ И УМНЫЕ МЫСЛИ (20)
  • ФЛОРА И ФАУНА (134)
  • Бабочки и птицы (22)
  • Все, что растет и цветет (74)
  • Котопесики и прочие очаровашки (38)
  • ФОТО И ВИДЕО (85)
  • Мастера фото и видео (30)
  • Старые фото (15)
  • Фотонатюрморты (40)
  • ЯЗЫК И ЕГО «ПРЕВРАТНОСТИ» (12)

Цитатник

Лавенем — деревня и община, находящаяся в английском графстве Суффолк. Деревня знаменита церковью.

Лекейтио (Lequeitio) — муниципалитет в Испании, входит в провинцию Бискайя в составе автономного .

В Баварии, округе Гармиш-Партенкирхе, есть чудесная деревушка мастеров художников и резчиков по д.

Солсбери — город в Великобритании, на юго-востоке графства Уилтшир.Город расположен на краю Солсб.

Людмила Костюченко — автор замечательных фотонатюрмортов, стала известна благодаря соцсетям и в н.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Фовист» Андре Дерен (Франция)

Андре Дерен (1880-1954) — живописец, книжный иллюстратор, гравер, скульптор, один из основателей «фовизма» — родился 10 июня 1880 г. в семье кондитера в парижском пригороде Шату, окончил школу с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам», учился у местного живописца Жакомена. Профессия художника в его среде не считалась серьезной и прибыльной, поэтому он поступил на подготовительные курсы инженерного факультета при Политехнической школе.

В 1898-1900 гг. Дерен уже учился в Париже в академии Э.Карьера, где познакомился с А.Матиссом, Ж.Пюи и А.Марке, а позже — с М.Вламинком. Вдвоем с последним они работали в окрестностях Шату, создавая пейзажи в духе «фовизма» 1) . В 1905 г. вместе с А.Матиссом Дерен совершил поездку на юг Франции, в Коллиур, под впечатлением природы которого он пишет яркие и красочные картины. Чувство цвета, присущее Дерену, делает его живопись целостной и гармоничной.

Близость творческих устремлений художников «Школы Шату» к «фовистам» привела их к объединению и совместной выставке своих работ в Осеннем Салоне 1905 года. Пейзажи в духе фовизма проникнуты стремлением передать природные контрасты. Их декоративный эффект основан на предельно интенсивном звучании крупных пятен чистых контрастных цветов. Картины А.Дерена сразу же привлекли внимание публики на Осеннем Салоне 1905 г.

Читайте также  Музей прадо: как найти в мадриде, карта, картины музея прадо

Просушка парусов, 1905

Картина «Просушка парусов» была приобретена в 1907 году И.А. Морозовым. Эта работа относится к «фовистским пейзажам» Дерена с характерным для них интенсивным цветом, в сиянии которого кажутся размытыми контуры натурных форм. Здесь просматривается большое влияние В. Ван Гога, П.Сезанна и П.Гогена.

Порт в Коллиуре, 1905

Поворот дороги, Эстак, 1906

Работам художника, написанным в 1900-х гг., свойственна экзальтация цвета, в котором как будто исчезают очертания реальных предметов.

Риджент-стрит, Лондон, 1906

Темза немного ниже Лондонского моста, 1906

Заметно влияние пуантилистов Сёра и Синьяка, но в отличие от их ровных горизонтальных мазочков Дерен располагает свои мазки так, чтобы передать направление движения воды, света или предметов.

Мост Черинг-Кросс, 1906

В 1907 г. состоялось знакомство Дерена с П. Пикассо, что сильно повлияло на его живописную манеру. Цветовая гамма художника становится более сдержанной, а формы — простыми и лаконичными. Пейзажи и натюрморты постепенно становятся ближе работам П.Сезанна и ранних кубистов. Его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках. Появляются сумрачность и застылость образов, темы тоскливого однообразия провинциальных будней (например,«Субботний день»).

Субботний день 1912

В 1914 году Дерен был призван в армию и участвовал в военных действиях. С этого времени его стиль начинает резко меняться. Дерен становится независимым художником-одиночкой и осуждает эстетические эксперименты, к которым он был некогда причастен. Его творчество тяготеет к неоклассицизму, сближаясь то с живописью Караччи или Коро, то с искусством Помпеи.

По окончании войны он работал в театре, а с 1921 года оформлял спектакли балетной труппы Сергея Дягилева. Художник много времени уделял копированию произведений старых мастеров. Открытые в результате этой работы живописные приемы Дерен использовал в своем творчестве, что в дальнейшем принесло ему репутацию классициста.

С 1920-х годов он обращается к строгому, классическому рисунку, часто прибегая к стилизации творчества своих предшественников. Несмотря на это, сохранив в лучших своих произведениях глубоко индивидуальный стиль, Дерен по праву считается одним из ведущих художников XX века.

Молодая девушка 1925

Дерен, одаренный художник и прекрасно образованный человек, стремился создать новый французский классицизм, основывающийся также и на достижениях предшествующего столетия. Музейная культура оказывает все большее влияние на решение живописных задач и технику художника: его женские образы напоминают и Курбе, и Ренуара, и работы старых мастеров, оставаясь тем не менее современными произведениями.

Арлекин и Пьеро

Умер в Гарше, Франция.

1) Фовизм (от фр. fauvisme, от fauve — дикий, хищный) — авангардистское течение во французской живописи начала 20 века, для которого характерны: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Во Франции на Осеннем Салоне в 1905 году будущие фовисты выставили свои произведения в составе целой творческой группы и вызвали бурю критики и эмоций. Вскоре вышла рецензия Луи Вокселя, который впервые использовал слово “фовизм” в определении этого направления.

В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. В живописи их интересовал, главным образом, выразительность цвета. Все фовисты опирались на эстетику Ван Гога, живопись которого отличается особой цветовой гаммой – яркой, насыщенной, полной эмоций. Фовисты не стремились передать реальность жизни. Им важно было показать “страсть к жизни”, ее краски и эмоциональные проявления.

Фовисты работали в основном в жанре пейзажа, иногда изображали различные сцены в интерьере. Редко они прибегали к портрету, а если это и случалось, что их портретное творчество отличалось легкой иронией по отношению к портретируемой модели.

Морис Вламинк и Анри Матисс были основными лидерами фовизма. Также в группу входили Альбер Марке и Анри Манген, Кес ван Донген, Отон Фриез и Рауль Дюфи. Андре Дерен был дружен с группой “диких” и на какое-то время примкнул к их рядам. В более позднее время к фовистам присоединились Жан Метценже, Анри Ле Фоконье и Жорж Брак. На некоторое время идеи фовизма оказались близкими Жоржу Руо.

ДЕРЕН

В противоположность Майолю, Дерен был многим обязан Матиссу, потому что в начале своей карьеры он встретил такое же сопротивление родителей, как и его старший товарищ, но к Матиссу они прислушались. Поскольку по возвращении Дерена с военной службы призвание его проявилось сильнее, чем когда-либо, его родители смирились и согласились на то, чтобы их сын поехал к Матиссу в Коллиур провести лето 1905 года. Матисс нарисовал там Дерена, удящего с утесов Коллиура; рисунок был приобретен Щукиным и помещен в Московский музей. [233]

Сам Дерен говорил: «Я иногда впадал в уныние, но Матисс поддерживал меня». Матисс написал в Коллиуре великолепный дружески резкий портрет Дерена; он был куплен в ноябре 1954 года лондонской галереей Тейт.

Какое влияние оказал Матисс в Коллиуре на молодого Дерена, нам хорошо известно по публикации писем Дерена к Вламинку. Прежде всего, расставшись наконец по примеру своего великого старшего друга с туманами Коммерси и Шату, Андре Дерен открывает на берегу Средиземного моря свет. «Есть два основных пункта, в которых мне мое путешествие сослужило хорошую службу:

1. Новая концепция света, которая состоит в следующем: отрицание тени. Здесь свет очень ярок, а тени очень светлы. Тень — это целый мир ясности и сияния, противостоящий солнечному свету: то, что называется рефлексами.

Мы оба до сих пор пренебрегали этим, но в будущем это послужит усилению выразительности композиции.

2. Мне удалось рядом с Матиссом избавиться от укоренившейся во мне привычки к дроблению цвета. Он продолжает это делать, но я полностью отказался от дробности цвета и почти к ней не прибегаю. Это логично в гармоничной и светлой палитре. Но это вредит выразительности, проистекающей из заранее обдуманной гармонии».

Что же до остального, то прекрасное местоположение портового городка, прославленного Мореасом, [234] очаровало Дерена: «А за исключением этого, все очень шикарно, море и горы. И все это на фоне, который тебе, возможно, и не понравился бы, но очень интенсивном по цвету. Этот цвет захватил меня. И я стал гнаться за цветом ради цвета. Я потерял прежние качества…» Что за беда? В общении с Матиссом и средиземноморским светом он приобрел новые.

От такого хорошего наблюдателя, как Дерен, обладавшего высокой культурой, не ускользнули внутренние колебания Матисса, готового отказаться от дивизионизма и попробовать просто накладывать цвета, передающие его чувства. А отсюда предчувствие того, что его товарищ, может быть, и гений. «Он сейчас переживает кризис в живописи. Но, с другой стороны, это человек куда более необыкновенный с точки зрения логики и психологии, чем я мог предположить».

Мы знаем, что это был за кризис, от самого Матисса. И в развитии этого кризиса, и в его счастливом исходе большую роль сыграло двойное и, очевидно, противоречивое влияние — с одной стороны Майоля, а с другой — Дерена, чей набросок трактата о живописи масляными красками привлек внимание Матисса.

Читайте также  Портрет маргарет стонборо-витгенштейн, густава климта, 1905

Мадам Матисс, склонившись над станком жены Майоля, училась у нее ткаческому искусству и даже выполнила по картону Дерена экран, который должен был быть выставлен у Независимых (Марке написал «Мадам Матисс, ткущую шпалеру»). [235] В то время Майоль, испытавший в своей живописи влияние Гогена, вместе с Террюсом тащил Матисса в Корнелиа де Конфлан к Даниэлю де Монфрейду, у которого было немало полотен, написанных Гогеном в Океании; иногда они доезжали еще дальше — до аббатства Фонфруад, к Гюставу Файе, еще одному коллекционеру Гогена; впоследствии Файе стал одним из поклонников Матисса.

Гогена Файе открыл впервые у Воллара, который в 1899 году продал ему маленькое полотно певца таитянских женщин. В первом Осеннем салоне в 1903 году прекрасные картины Гогена, выставленные посмертно, стали для Матисса, как и для большинства знатоков, подлинным откровением.

Однако только во время своего пребывания в Коллиуре Матисс полностью осознал, какой мощной поддержкой явился для него Гоген в час труднейшего перелома, когда он наконец порвал с дивизионизмом и, отказавшись от переходов, посвятил себя полностью чистому цвету. В этой бурной атмосфере и проявилось его исключительное природное дарование, хотя мы и не должны забывать того, что король фовистов продолжал пользоваться отвесом и не пренебрегал приемами, подобными тому, о котором говорит Жан Пюи: «Рядом с сильно светящимся тоном помещать обязательно очень темный тон».

Эта волшебная палитра, обусловленная мощью цветовых плоскостей, которую Матисс привез из своего долгого пребывания в Русильоне, в Тулузе и в Фенуйе (Верхняя Гаронна), в Касси и Сен-Тропезе, восторжествует, несмотря на сопротивление, которое вызывает истинно революционное искусство, ниспровергающее столько устоявшихся понятий. Именно теперь, как отмечает Марсель Самба, для Матисса начинается «прекрасная и высокопродуктивная пора». Дрюэ повезло, и он приобрел сразу «около сотни небольших, величиной с ладонь, этюдов», привезенных художником из его поездки в Русильон и Прованс.

«Этим маленьким южным этюдам свойственна точная правдивость и страстность. Никакого пуантилизма. Только резкие, созидающие контрасты, о которых мы уже говорили. Среди них было „Воспоминание о побережье Прованса“ — бухточка недалеко от Касси, где зеленый цвет воды у горизонта с особой силой подчеркивает темную синеву и пенистую белизну зажатого между скалами моря, которое как бы движется, когда короткие волны сталкиваются под ярким солнцем. Стейны купили у Дрюэ много таких маленьких полотен. Где они теперь? Да разбросаны за пределами Франции! Почти все работы Матисса этого времени вывезены за границу. У нас мало кто тогда осмеливался ими восхищаться. Большинство его лучших полотен, едва он успел их закончить, отправились за границу».

Это время, когда были созданы «Итальянка» из собрания Щукина, [236] «Кармелина», «Идол» с его столь тончайшим, столь магическим свечением, «Туалет» с его прекрасной пирамидальной композицией, «Портрет Маргариты» за рабочим столом, «Синие ковры» — павлинье-синего, пепельно-синего цвета, цвета ночной синевы — из собрания Стейн, полотно «Красные ковры», приобретенное Марселем Самба вместе с «Портретом Маргариты». [237] «Прекрасная и высокопродуктивная пора», как отметил Марсель Самба: «Друзья называют иногда между собой этот период коллиурской эпохой, потому что он там много работал. [238] Все полотна этого периода сверкают радостным торжеством цвета. Пленительные синие тона, как, например, в „Коврах“ Стейнов, мощные красные тона, подчеркнутые черным и желтым цветом. А в портрете Маргариты свет — просто как у Веласкеса! На тыльной стороне ладони смелый зеленый цвет! И какая сильная простота в чертах лица!»

А вот какой прекрасный портрет Матисса времен Коллиура дает нам Самба, чей взгляд сквозь стекло монокля отличается большой наблюдательностью: «В то время о Матиссе говорили, что он глава „диких“. Благонамеренная публика видела в нем воплощение беспорядка, яростный разрыв со всякой традицией, эдакого псевдодемократа, наполовину анархиста, наполовину шарлатана. Каково же было изумление, когда его представляли! Как! Этот степенный профессор в золотых очках? Но он, видимо, из какого-нибудь немецкого университета? И эта подчеркнуто правильная речь, это упорное стремление убедить. »

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Портрет жены Матисса кисти Андре Дерена привезут в Москву

Топ-лот предстоящих нью-йоркских торгов Christie’s — полотно Андре Дерена «Мадам Матисс в кимоно», на котором художник изобразил супругу своего друга Анри Матисса, привезут на юбилейную 20-ю выставку аукционного дома, которая пройдет в Москве с 24 по 26 апреля, сообщили представители Christie’s.

Картина, которая на протяжении последних 40 лет находилась в частном европейском собрании, будет выставлена на вечерний аукцион «Искусство импрессионизма и модернизма» в Нью-Йорке 8 мая 2013 г. с оценкой $15-20 млн.

По мнению Брука Лэмпли, главы департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie’s, до наших дней дошло крайне мало завершенных портретов кисти Дерена, что делает это произведение наиболее интересным для коллекционеров.

Портрет был написан Дереном в августе 1905 г., когда он вместе с Матиссом жил в Кольюре в преддверии осеннего салона, после которого весь Париж заговорил о фовизме. По мнению экспертов, Дерен писал этот портрет, все еще находясь под сильным влиянием Матисса, но вместе с тем это произведение является своего рода точкой пересечения поисков двух представителей фовизма.

Кроме того, на выставку в Москве аукционный дом впервые привезет подборку фотографий, в том числе работы Хельмута Ньютона и Давида Лашапеля, а также уникальную мебель начала ХХ в.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

  • Подписка
  • Реклама
  • Справочник компаний
  • Об издании
  • Редакция
  • Менеджмент
  • Архив
  • Наши проекты

    • Спорт
    • Ведомости.Спб
    • Город
    • Экология
    • Ведомости&
    • Бизнес-регата
    • Как потратить
    • Конференции
    • Недвижимость
    • Форум

    Контакты

    Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

    Ведомости в Facebook

    Ведомости в Twitter

    Ведомости в Telegram

    Ведомости в Instagram

    Ведомости в Flipboard

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

    Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

    Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

    Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

    Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

    И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

    Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

    Анри Матисс

    Анри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
    «Автопортрет» 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

    В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

    «Посуда и фрукты» 1901 Эрмитаж

    John McLaughlin — «The Peacocks» («The Promise»)

    «Женщина в шляпе» (Портрет жены) 1904 — Представлена в Салоне 1905 года.

    «Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами» 1903-1906 Эрмитаж

    «Площадь в Сен-Тропе» 1904 Музей искусств, Копенгаген

    «Окно» 1916 Институт искусства, Детройт

    «Поднятое колено» 1922, Частное собрание

    После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
    В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
    Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
    Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
    Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

    Ранние натюрморты Матисса

    «Читающая женщина» 1894

    «Студия Гюстава Моро» 1895

    «Голубой горшок и лимон» 1897. Холст, масло. Эрмитаж

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: