Портрет амбруаза воллара, пикассо, 1910 - JEKATERINBURG.RU

Портрет амбруаза воллара, пикассо, 1910

Портрет амбруаза воллара, пикассо, 1910

Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900–1910)

Пикассо на Монмартре

«Здесь и сейчас живут люди искусства, но артистической среды на Монмартре больше нет… Осталась лишь ностальгия по временам молодости и свободы…»

Такими словами заканчивает Жан-Поль Креспель документальную повесть о Пикассо на Монмартре.

С писателем нельзя не согласиться. Сегодняшний Монмартр — бурное пристанище туристов, ищущих «раритеты», а также богомольцев, осаждающих Сакре-Кёр. На площади Тертр и возле нее — толкотня доморощенных художников и убогих «маршанов», пытающихся всучить туристам под маркой «подлинников» тут же сляпанные акварели и гуаши, а чаще — просто репродукции. Даже не верится, что когда-то — и не так уж и давно! — здесь было пристанище трех генераций удивительных творцов-новаторов — импрессионистов, постимпрессионистов и авангарда начала XX века, что здесь «колдовали» Ренуар, Дега, Матисс, Модильяни и Пикассо! Этот великий Монмартр, «Бют де Мулен» (Мельничный Холм) ныне можно увидеть лишь в альбомах и книгах, одной из которых, на наш взгляд, особенно примечательной, является книга, лежащая перед нами.

Имя Креспеля знакомо русскому читателю благодаря его прекрасной документированной повести «Повседневная жизнь импрессионистов». Искусствовед и писатель, внимательный исследователь и талантливый популяризатор, Креспель — автор ряда монографий о художниках, в том числе о Моне, Дега, Тулуз-Лотреке, Пикассо, Шагале, Модильяни, Утрилло, Вламинке, а также обобщающих работ: «Живой Монмартр», «Живой Монпарнас», «Мастера Прекрасной Эпохи», «Путеводитель по Франции импрессионистов». И везде он остается равно вдумчивым и занимательным, каждый раз находя новые факты и оценки, по-новому освещающие давно знакомые личности и события. Это в полной мере относится и к книге «Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо».

Прежде всего автор знакомит нас с топографией Монмартра, его локальными особенностями, его бытом в конце XIX — начале XX века. Делается это мастерски, можно сказать, не только зримо, но почти осязаемо. Мы получаем ясное представление о природе Монмартра, его улицах, населяющих его людях, их занятиях, обычаях, праздниках, о меблированных комнатах — пристанищах непризнанных художников и бистро — местах их встреч и нехитрых трапез. Прежде чем перейти к своему главному герою и его окружению, Креспель дает «предысторию», сообщая ряд интересных подробностей о жизни на Холме Ренуара, Дега и многих других персонажей, так или иначе связанных с литературой и искусством и подчас оставивших о себе трогательные, а то и трагические воспоминания. Но вот появляется Пикассо, и дальше уже речь идет преимущественно о нем и о том, что связано с ним.

Креспель четко определяет хронологические рамки своего повествования: от утверждения Пикассо на Монмартре (1904) до его ухода с Холма после первых крупных успехов (1912). Таким образом, в основе книги лежат события всего восьми лет. Однако, верный своему авторскому методу, Креспель постоянно выходит за поставленные рамки, делая бесчисленные экскурсы как в прошлое, так и в будущее. Причем, рассказывая о своем герое, и в первую очередь о его творчестве, он о многом упоминает весьма бегло, а то и умалчивает, исходя из того, что читатели знают творческую биографию знаменитого художника и поймут автора с полуслова. Но поскольку не каждый из потенциальных читателей этой книги хорошо знаком с историей искусства, мне кажется необходимым вкратце остановиться на основных этапах формирования Пикассо как художника.

Испанец по происхождению (хотя и считающийся французским художником), Пабло Руис Пикассо (1881–1973) родился в Малаге в мелкобуржуазной семье. Его отец Хосе Руис Бласко (Пикассо — фамилия матери) преподавал историю искусства в Малаге, затем в Корунье и Барселоне. Хосе Руис был первым учителем сына, который занимался в тех же школах изящных искусств, где преподавал отец, и закончил свое художественное образование в Мадриде (1898). На первые работы юного Пикассо несомненное влияние оказали Бердслей и Мунк, а позднее — Стейнлен и Тулуз-Лотрек (Креспель выделяет целый «лотрековский» период в его творчестве). В Париже Пикассо впервые появился в 1900 году, затем приезжал в 1901 и 1902 годах, а окончательно поселился здесь в 1904-м. До 1907 года, оставаясь непризнанным, он, как и многие другие населявшие Холм художники, страдал от беспросветной нужды. Этот отрезок времени распадается на два периода: «голубой» (1901–1904), когда он писал в гамме голубых, синих и зеленых тонов, и «розовый» (1905–1906), в колорите которого преобладали теплые золотисто-розовые тона. Оба периода отражали преимущественно одиночество обездоленных — нищих, бродяг, а также странствующих акробатов («Старый нищий с мальчиком», «Девочка на шаре»). С 1905 года в работах Пикассо просматривается влияние Сезанна («Шут») и «примитивистов» («Портрет Гертруды Стайн»), а затем, начиная с «Авиньонских девушек» (1907), наступает радикальный перелом в его художественной манере, приведший к полной деформации реальных форм и созданию кубизма — стиля, который принес ему мировую известность и богатство. Начиная с этого времени, творчество Пикассо постоянно балансирует между реализмом, к которому он возвращается, и новыми модернистскими направлениями — абстракционизмом, сюрреализмом и т. п., где каждый раз он стремится сказать свое слово. Все это, впрочем, уже выходит за рамки рассматриваемой книги и находит отражение в других работах того же автора, одна из которых вот-вот пополнит коллекцию книг нашей серии «Живая история. Повседневная жизнь человечества»[1].

Наряду с творческой Креспель уделяет немало страниц личной жизни Пикассо в монмартрский период, его отношениям с женщинами, профессиональным и дружеским привязанностям, времяпрепровождению. Читатель узнает интересные подробности о таких незаурядных личностях, как Макс Жакоб, Аполлинер, Модильяни, Тулуз-Лотрек, Утрилло, Анри Руссо, Дерен, Вламинк, Ван-Донген, Матисс, а также местах, которые они посещали, начиная с бистро «Проворный Кролик» и кончая «Мулен де ла Галетт» и «Мулен Руж». Книга заканчивается (и это вполне логично) уходом Пикассо и ряда других художников, чье положение упрочилось, с приютившего их в дни бедности Монмартра.

В целом содержательная и многоплановая повесть Креспеля вызывает, на наш взгляд, единственное существенное замечание (или, скорее, дополнение): одна из последних глав, «Торговцы и спекулянты», посвящена маршанам, от которых сильно зависело благополучие начинающих (да и не только начинающих) художников. В числе прочих автор уделяет несколько абзацев и замечательным русским собирателям-меценатам — Ивану Морозову и Сергею Щукину. Здесь рассказ обычно весьма словоохотливого Креспеля слишком краток и не вполне точен, а между тем сюжет этот представляет для русского читателя особый интерес, что и заставляет нас остановиться на нем подробнее.

Прежде всего отметим, что Сергей Щукин вовсе не «торговал пшеницей»; его род, как и предки Ивана Морозова, «вышли в люди» на производстве и сбыте мануфактуры. И общим между двумя русскими коллекционерами было не только это. Оба — независимые материально и морально, предприниматели-миллионеры, хозяева собственных помыслов и действий, они не в пример своим «чумазым» предкам, высмеянным А. Н. Островским, были людьми образованными, знали иностранные языки, всеобщую историю культуры и искусства; оба, ведя личные знакомства с западноевропейскими мастерами и маршанами, равно следили за биением пульса мировой художественной жизни; оба, увлекаясь в первую очередь современной им живописью, с глубоким уважением относились и к классике. И еще одно немаловажное обстоятельство: оба сформировались в среде коллекционеров. Три брата Сергея Щукина в той или иной мере собирали предметы искусства; что же касается Ивана Морозова, то он унаследовал от рано умершего старшего брата уже готовое собрание картин русских и зарубежных художников, среди которых были произведения импрессионистов и постимпрессионистов.

Читайте также  Амедео модильяни, биография и картины

Пабло Пикассо. В чем уникальность его картин

Официально Пабло Пикассо считается гением и пророком XX века.

Но не все с этим согласны. Есть противоположное мнение — Пикассо умелый провокатор и манипулятор. И вот какие аргументы при этом приводят.

Пикассо же ничего нового не придумал! Мы видим африканские маски в его «Женщине в шляпе».

Пабло Пикассо. Женщина в шляпе (Ольга). 1936. Picassolive.ru.

А ещё влияние Энгра, классициста начала XIX века, в портрете Ольги Хохловой.

Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой. 1917. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.

То есть он брал уже придуманное другими, «перемешивал» ингредиенты и выдавал полученное «зелье» за своё. Наглец!

Еще Пикассо прыгал от одного стиля к другому со скоростью строптивой белки. Сегодня — он кубист. Завтра — классик. А послезавтра — о ужас, сюрреалист.

Он готов на все, лишь бы эпатировать публику и зарабатывать на этом. Манипулятор!

С такой же скоростью Пикассо менял и женщин.

Однажды он завёл мартышку, а надоевшую любовницу выставил вон. Ей не хватило места в квартире.

Его дети едва сводили концы с концами, а в то же время художник покупал очередной шикарный дом.

Он явно рисовал только ради наживы, а не по велению сердца. Циник!

Сильные аргументы, согласитесь. Но есть и контраргументы.

Пикассо никогда не скрывал, что берет за основу уже изобретённое до него и вылепливает из этого нечто самобытное. Этим «грешили» все художники.

Импрессионисты оглядывались на Ватто. Ватто на Рубенса. Рубенс на Тициана. Тициан на Рафаэля. Рафаэль на Леонардо…

Да, Пикассо, конечно, можно назвать художником-хамелеоном. Он не боялся экспериментировать. Посмотрите на его работы. Их как будто создали разные художники.

Картины Пабло Пикассо. Слева: Пьяная уставшая женщина. 1902. Pablo-Ruiz-Picasso.ru. Слева: Портрет Доры Маар. 1937. Picassolive.ru.

Но по поводу меркантильного расчета я бы поспорила: когда все распробовали кубизм и требовали от Пикассо лоскутных работ, он вдруг резко ударился в… классику.

Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. arts-museum.ru.

Все чуть ли не в обморок попадали от такого поворота событий. Вместо того, чтобы грести деньги лопатой, он вернулся в XIX век! Какой же это расчёт?

Что же касается причуд Пикассо. Гениальность и характер не коррелируют. И тому есть много примеров.

Караваджо был драчуном и даже человека убил. Тем не менее он один из величайших художников.

Эдгар Дега был мизантропом. Рассорился со всеми с кем только можно. Но это не помешало ему остаться в веках.

Так что заведение мартышек и шикарных домов — цветочки по сравнению с другими гениями.

Что же касается выставленной из дома любовницы… Понятно, что мартышка — лишь повод наконец-то расстаться с женщиной, в которую уже больше не влюблён.

Но вот что интересно. Многие гении-пророки, которые умели заглядывать в будущее, редко получали признание своих современников.

Пикассо же достиг громкой славы при жизни. Его работы покупали именитые музеи, уже не говоря о частных коллекционерах.

Думаю, здесь стоит сказать «спасибо» XX веку. Публика привыкла к эпатажу. И любое новшество скорее приветствовалось, а не отвергалось.

Пикассо посчастливилось родиться в удачное время для реализации своего гигантского таланта.

Как понять картины Пикассо

А теперь главный вопрос: как же понять работы Пикассо.

Пикассо виртуозно издевался над формой.

Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.

Пабло Пикассо. Две сестры. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.

Затем надувал женщин, как воздушные шарики.

А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.

Пабло Пикассо. Плачущая женщина (Дора Маар). 1937. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.

Мы недоуменно смотрим на то, как форму и линию искажают и рушат каноны классического искусства. И пытаемся понять, за что же он так !

Но все это Пикассо делал с одной целью. Чтобы показать СУТЬ вещи или человека, а не их ИЗОБРАЖЕНИЕ.

Я попробую это объяснить на примере двух его работ.

1. Груша, 1914.

На картине «Натюрморт с разрезанной грушей» мы НЕ видим изображение груши. Но мы видим кусочки холста в крапинку, и мы вспоминаем о подобной текстуре грушевой мякоти. Нежный бежевый и коричневый тоже ассоциируются с грушей. Уже не говоря о характерной дуге.

Все эти обрывки образа груши вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.

Художник запускает в нашем мозгу цепочку ассоциаций, и вот ОН – полнокровный образ Груши.

2. Сон, 1932.

Во время изматывающего брака с Ольгой Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.

Он, конечно, писал ее. Лицо в стиле кубизма – показано одновременно с двух точек зрения, и в профиль, и анфас. Это прямое указание на двойственную природу этой женщины.

Пикассо показывает нам, что чувственность и мягкость преобладали в этой женщине. Поэтому в целом образ соткан из плавных и округлых линий.

Но при этом в ней была заложена вторая сторона. Физически она была слегка мужеподобна, с узкими бёдрами и широкими плечами. И эту часть художник нам тоже показывает.

Мария-Тереза вся как бы разделена на две части. Одна часть с приоткрытой грудью, другая – как будто плоская. Одна – розового оттенка, другая – холодного бледно-желтого.

Да и фон двоякий. Слева – мужские полоски, справа – женские цветочки.

Вот такой вот Инь и Янь по-пикассовски.

Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Как мне кажется, у Пикассо получилось показать самую большую фигу Ее Величеству Фотографии. Ведь фотография может передать любое изображение. А вот суть вещи – едва ли. Зато это может Живопись и Пикассо.

Читайте также о шедеврах художника:

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Портрет Амбруаза Воллара

Портрет Амбруаза Воллара

1909–1910. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Эта картина — одна из вершин кубистической живописи. Сам Пикассо сравнивал свои работы 1910–1912 годов с треснувшим зеркалом, где отражается преломленная действительность, а многочисленные пересекающиеся планы воспринимаются как невиданные разломы и сращения деталей. При том что в творчестве Пикассо портрет перестал быть традиционным «зеркальным отражением», реальный образ торговца картинами Амбруаза Воллара ощущается достаточно явственно: его высокий лоб, выдающий незаурядный ум; недовольный рот; прикрытые тяжелыми веками глаза. Даже официальный костюм Воллара с белым платочком в кармане и городской пейзаж у него за спиной хорошо различимы.

Читайте также  Сколько картин было в коллекции людовика xiv

Пикассо говорил: «Действительность нельзя схватить рукой. Это больше походит на запах, который перед вами, позади и по сторонам. Аромат повсюду, а откуда он исходит, вам неизвестно».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Портрет, еще портрет…

Портрет, еще портрет… Наивысшее мастерство Кранаха-живописца сохраняется в работах портретного жанра. Он создает целую галерею образов современников, пишет разнообразные портреты — от небольших, интимных, до парадных, как например, парные портреты герцога Генриха

Портрет М. И. Лопухиной

Портрет М. И. Лопухиной В этом самом прославленном портрете кисти Боровиковского отчетливо выразился женский идеал эпохи сентиментализма. Художника занимают не черты характера 18-летней Марии Ивановны Лопухиной, а ее соответствие этому идеалу. Мечтательность,

Портрет З. Н. Юсуповой

Портрет З. Н. Юсуповой Серов был лучшим портретистом среди современников, он обладал, по выражению Бориса Асафьева, «магической силой выявления чужой души». Покоряет простота и непосредственность его творений, необыкновенное чутье к музыкальным ритмам линий,

Портрет Т. С. Любатович

Портрет Т. С. Любатович С оперной певицей Татьяной Спиридоновной Любатович (1859–1932) Коровин познакомился во время работы над спектаклями Частной оперы С. И. Мамонтова, где она исполняла ведущие партии. Коровин слагает гимн красоте молодости и чарующему обаянию

Портрет Ф. И. Шаляпина

Портрет Ф. И. Шаляпина Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Шаляпин. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила

ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ

ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ В своем полете откуда-то из горных глубин он ударился о суровую, жесткую, грубую русскую действительность, разбился и рассыпался драгоценными осколками. А. Н. Бенуа Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910) окончил Петербургскую академию художеств. Его

Женский портрет

Женский портрет 1526. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургВ 1505 году Кранах становится придворным художником курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого. В его обязанности входит портретирование членов семьи курфюрста и его придворных.Некоторые исследователи полагают,

X ПОРТРЕТ

X ПОРТРЕТ Любовь благая, кладезь доброты! Молю: пусть образ госпожи моей В сиянье кисть оденет, пусть сильней Проступит сущность на холсте, а ты Открой адепту высшей красоты Помимо взгляда, полного огней, И той улыбки, что волны резвей, Ее души небесные

«Портрет сословия»

«Портрет сословия» Год 1877-й — время работы над «Кочегаром» — год крупных политических процессов. Огромное впечатление на русское общество произвел «процесс 50-ти». Главной фигурой процесса стал рабочий Петр Алексеев. Широко известны последние слова речи

Портрет Л. Н. Толстого

Портрет Л. Н. Толстого В июле попал в Уфу, проехал в Златоуст до Миасса. На обратном пути получил ответ из Ясной Поляны на запрос о времени приезда туда. Ответ был таков: «Всегда рады Вас видеть».Таким образом, было предрешено писание портрета с Льва Николаевича, о чем был

Выставка в галерее Воллара, июнь 1901 г

Выставка в галерее Воллара, июнь 1901 г Манач при первой же возможности представил своего подопечного агенту по продаже картин Воллару, который имел магазин на улице Лаффит, известной своими галереями, выставлявшими художников авангардистского направления. За два года до

Портрет Амбруаза Воллара

Пабло Пикассо
Портрет Амбруаза Воллара. 1910
фр. Portrait de Ambroise Vollard
холст, масло. 92 × 65,5 см
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
(инв. Ж-3401 )

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Оценки
  • 2 История
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Описание [ | ]

Описание картины на сайте музея гласит: «В картине присутствует несомненное портретное сходство с моделью, отразившееся в передаче тяжеловесной мед­лительности Воллара, его прикрытых тяжелыми веками глазах, в жесткой линии сжатого рта, широком перебитом носе, высоком лбе» [1] .

Избранная художником стилистика кубизма позволила достичь интересного эффекта при сохранении сходства: «Все детали образуют однородную кристаллическую материю и создают на глазах у зри­теля напряженный процесс сложения образа, в котором принимает участие и фон. Каждый из многочисленных планов картины написан так, что воспринимается одновре­менно находящимся и впереди и позади соседнего. Конструирование формы с помощью почти монохромных дымчатых полупрозрачных плоскостей харак­терно для аналитического кубизма. Эти находящиеся в движении части­цы-плоскости разомкнуты, каждая из них свободно перетекает в соседнюю, и, наслаиваясь друг на друга, кристаллизуясь на глазах зрителя, они рождают из хаоса первозданной материи новую форму — лицо Воллара, являющееся пластическим и смысловым центром композиции. Оно, как магнит, притягивает к себе все элементы, выстраивая фантасмагорию геометрических форм в стро­гом ритме» [1] .

Полотно чем-то напоминает разбитое зеркало: «Единого источника освещения в картине не существует: каждый из элементов обладает особым, „внутренним“ светом, вибрация которого застав­ляет воспринимать произведение как живописный эквивалент находящегося в непрерывном движении мира и творящего из красочной материи, будто из осколков треснувшего зеркала, неповторимый титанический образ Воллара» [1] .

Оценки [ | ]

Пикассо об этой картине говорил:

«Ни одну из самых красивых женщин, когда либо живших на земле, не писали, рисовали или гравировали чаще, чем Воллара: Сезанн, Ренуар, Руо, Боннар, Форен, фактически каждый. Я думаю, что все они делали его из чувства соперничества, каждый из которых хотел написать его лучше, чем другие. (…) Но мой кубистический портрет был из них самым лучшим» [2] .

По словам современного арт-критика, осмотревшего галерею портретов Воллара кисти разных художников: «…Самый проницательный портрет, наверное, принадлежит Пикассо: фигура Воллара „растворена“ в геометрических черно-серых блоках, так что все внимание — на лице: с высоким лбом, тонким, презрительно изогнутым ртом и закрытыми глазами. Человек в себе. Человек-загадка. Высокомерный, недоверчивый, самовлюбленный, одинокий. Кстати, закрытые глаза не совсем метафора: Воллар славился своей сонливостью. Высокий, полный, медлительный, он мог заснуть где и когда угодно, иногда даже посредине разговора. А может быть, притворялся, отключаясь таким образом от „шума реальности“ и продумывая очередную акцию?» [3]

История [ | ]

Картина, написанная в 1910 году, Воллару не понравилась, хотя он и назвал портрет «примечательным» [4] . Вскоре она была выставлена на продажу. В 1913 году её в парижской галерее Воллара купил за 3 тыс. франков [5] его постоянный клиент Иван Абрамович Морозов и увёз в Москву.

До 1919 года картина оставалась в собрании Морозова. Затем её владельцем стал вобравший это собрание 2-й Музей новой западной живописи, где она находилась до 1923 года [5] . С 1923 года, после очередного реформирования музеев, она оказывается в собрании ГМНЗИ (инв. 380) [5] .

После его расформирования в 1948 году переходит в ГМИИ.

В настоящий момент экспонируется в постоянной экспозиции Отдела искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (Галерея искусств стран Европы и Америки, зал 24).

Через год после начала Первой мировой войны, в августе 1915 году, Пикассо сделал карандашный портрет Воллара, на этот раз в стиле Энгра. Воллар хранил рисунок до самой смерти (ныне в Метрополитене) [6] .

Читайте также  Картина «сестры», берта моризо, 1869

Портрет Амбруаза Воллара

Пабло Пикассо
Портрет Амбруаза Воллара. 1910
фр. Portrait de Ambroise Vollard
холст, масло. 92 × 65,5 см
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
(инв. Ж-3401 )

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Оценки
  • 2 История
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Описание

Описание картины на сайте музея гласит: «В картине присутствует несомненное портретное сходство с моделью, отразившееся в передаче тяжеловесной мед­лительности Воллара, его прикрытых тяжелыми веками глазах, в жесткой линии сжатого рта, широком перебитом носе, высоком лбе» [1] .

Избранная художником стилистика кубизма позволила достичь интересного эффекта при сохранении сходства: «Все детали образуют однородную кристаллическую материю и создают на глазах у зри­теля напряженный процесс сложения образа, в котором принимает участие и фон. Каждый из многочисленных планов картины написан так, что воспринимается одновре­менно находящимся и впереди и позади соседнего. Конструирование формы с помощью почти монохромных дымчатых полупрозрачных плоскостей харак­терно для аналитического кубизма. Эти находящиеся в движении части­цы-плоскости разомкнуты, каждая из них свободно перетекает в соседнюю, и, наслаиваясь друг на друга, кристаллизуясь на глазах зрителя, они рождают из хаоса первозданной материи новую форму — лицо Воллара, являющееся пластическим и смысловым центром композиции. Оно, как магнит, притягивает к себе все элементы, выстраивая фантасмагорию геометрических форм в стро­гом ритме» [1] .

Полотно чем-то напоминает разбитое зеркало: «Единого источника освещения в картине не существует: каждый из элементов обладает особым, „внутренним“ светом, вибрация которого застав­ляет воспринимать произведение как живописный эквивалент находящегося в непрерывном движении мира и творящего из красочной материи, будто из осколков треснувшего зеркала, неповторимый титанический образ Воллара» [1] .

Оценки

Пикассо об этой картине говорил:

«Ни одну из самых красивых женщин, когда либо живших на земле, не писали, рисовали или гравировали чаще, чем Воллара: Сезанн, Ренуар, Руо, Боннар, Форен, фактически каждый. Я думаю, что все они делали его из чувства соперничества, каждый из которых хотел написать его лучше, чем другие. (…) Но мой кубистический портрет был из них самым лучшим» [2] .

По словам современного арт-критика, осмотревшего галерею портретов Воллара кисти разных художников: «…Самый проницательный портрет, наверное, принадлежит Пикассо: фигура Воллара „растворена“ в геометрических черно-серых блоках, так что все внимание — на лице: с высоким лбом, тонким, презрительно изогнутым ртом и закрытыми глазами. Человек в себе. Человек-загадка. Высокомерный, недоверчивый, самовлюбленный, одинокий. Кстати, закрытые глаза не совсем метафора: Воллар славился своей сонливостью. Высокий, полный, медлительный, он мог заснуть где и когда угодно, иногда даже посредине разговора. А может быть, притворялся, отключаясь таким образом от „шума реальности“ и продумывая очередную акцию?» [3]

История

Картина, написанная в 1910 году, Воллару не понравилась, хотя он и назвал портрет «примечательным» [4] . Вскоре она была выставлена на продажу. В 1913 году её в парижской галерее Воллара купил за 3 тыс. франков [5] его постоянный клиент Иван Абрамович Морозов и увёз в Москву.

До 1919 года картина оставалась в собрании Морозова. Затем её владельцем стал вобравший это собрание 2-й Музей новой западной живописи, где она находилась до 1923 года [5] . С 1923 года, после очередного реформирования музеев, она оказывается в собрании ГМНЗИ (инв. 380) [5] .

После его расформирования в 1948 году переходит в ГМИИ.

В настоящий момент экспонируется в постоянной экспозиции Отдела искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (Галерея искусств стран Европы и Америки, зал 24).

Через год после начала Первой мировой войны, в августе 1915 году, Пикассо сделал карандашный портрет Воллара, на этот раз в стиле Энгра. Воллар хранил рисунок до самой смерти (ныне в Метрополитене) [6] .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: