Питер брейгель старший, биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Питер брейгель старший, биография и картины

Питер Брейгель

Биография

Имя художника Питера Брейгеля известно всем знатокам и любителям искусства. Этот нидерландский живописец пополнил мировую коллекцию шедевров мастерскими пейзажами и жанровыми картинами, однако за целую жизнь ни разу не попытался описать тонкости собственного творчества ни в статьях, ни в письмах, ни в трактатах, что было довольно необычно для того времени. Также мало кто знает, что с имени Питера Брейгеля началась династия художников, оставивших след в мировой живописи. К сожалению, об этом не суждено было узнать даже самому Брейгелю.

Детство и юность

О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.

Портрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 год

Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста. После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.

Живопись

Там же, в мастерской Кока, Питер познакомился с произведениями другого великого художника — Иеронима Босха. Эти картины (а точнее, эстампы картин, которыми торговал хозяин мастерской) произвели на Брейгеля такое впечатление, что начинающий мастер потратил много времени в попытках воспроизвести творчество «мастера ужаса».

Картина Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых»

Это не укрылось от взгляда Иеронима Кока, который не замедлил воспользоваться наивностью начинающего художника и попросил Питера нарисовать пару набросков в стиле Босха. Позднее эти работы (в частности, картину «Большие рыбы поедают малых») Кок продаст с поддельной подписью Босха.

Картина Питера Брейгеля «Крестьянская свадьба»

Параллельно с живописью Питер Брейгель увлекся и путешествиями. За несколько лет художник объездил всю Европу, побывал в Швейцарии, Италии, Франции и постарался выразить эмоции, подаренные новыми странами, на холсте. Так, например, в Италии родилось одно из первых профессиональных творений мастера — картина «Пейзаж с Христом и апостолами», а швейцарские Альпы «подарили» миру серию дивных пейзажей.

Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти»

В 1561 году художник оставил мастерскую Иеронима Кока и перебрался в Брюссель. Там заказчиками Питера Брейгеля стали кардинал де Гранвел, а также обеспеченные коллекционеры, в частности купец Николас Йонгелинк.

Картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня»

Наиболее значимой работой в творчестве Брейгеля того времени считают «Триумф смерти» — изображение пустынной земли, устеленной скелетами и умирающими, а также страшными орудиями пыток, которые и сейчас заставляют содрогнуться. А фигура человека, играющего на лютне посреди кошмара, дополнительно подчеркивает ужас происходящего на полотне.

Картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

Также знатоки искусства отмечают полотно «Вавилонская башня» и цикл картин, получивший название «Картины месяцев и времен года». Питер Брейгель создал по разной информации от 6 до 12 полотен, отражающих прелесть периодов года, однако сохранились только пять работ, среди которых известны «Охотники на снегу» и «Жатва».

Картина Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»

Основное внимание художник уделял простым и понятным образам, раскрывая красоту природы, а также уклад жизни и характеры деревенских жителей и работяг. Картины Питера Брейгеля считают наглядной демонстрацией одежды и домашней обстановки людей того времени. Таковы «Фламандские пословицы», «Крестьянская свадьба».

Личная жизнь

Личная жизнь Питера Брейгеля сложилась счастливо. В 1553 году художник сделал предложение девушке Марии, дочери Кука ван Альста, своего бывшего наставника. Мария с радостью согласилась на свадьбу с возлюбленным. В этом браке родились трое детей.

О судьбе дочери Питера Брейгеля достоверной информации не сохранилось, зато известно о жизненном пути двоих сыновей художника. Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший пошли по стопам отца и стали именитыми живописцами.

Предполагаемый автопортрет Питера Брейгеля

Первый за характер работ получил прозвище «Адский», а второй — «Райский». Самого же Питера Брейгеля во избежание путаницы стали называть «Мужицким». Внуки Питера Брейгеля — Ян и Абрахам — также стали художниками.

Такая наследственность удивительна, ведь на момент смерти Питера Брейгеля старшему сыну едва исполнилось пять лет, и художник даже не успел передать сыновьям тонкости мастерства.

Смерть

Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.

Памятник Питеру Брейгелю

Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.

Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.

Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля

В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр, также в фильме снялись Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Йоанна Литвин.

Питер
Брейгель Старший

Биография и информация

Картины великого нидерландца XVI века Питера Брейгеля Старшего (нидерл. Pieter Bruegel de Oude ) – удовольствие для терпеливых. Десятки, если не сотни крошечных странных фигурок. Суетливых, занятых разнообразнейшими делами, но при этом потрясающе безликих. Попробуйте сосчитать их – и немедленно собьётесь со счета.

В «Играх детей» кто-то насчитал не меньше 230-ти фигур; другой исследователь Брейгеля называет уже цифру 250 – они словно наделены способностью размножаться. А есть картины Брейгеля, в которых сосчитать персонажей не удастся при всём желании. «Триумф смерти», например. Мёртвые тела беспорядочно сгрудились, еще живые переплетаются в объятиях со скелетами, откуда-то из ущелья тянется поток кандидатов в покойники. Что, дьявол забери, это значит?!

Попытайтесь найти в этом хаосе тел перспективу – и у вас немедленно закружится голова. Брейгель применяет технический приём «углового смещения»: точку, с которой его картины нужно смотреть, надобно еще отыскать. Если получится. Но и это не всё! Вам придётся сильно напрячь зрение, чтобы в густой толпе с картины «Несение креста» разглядеть фигурку Спасителя, в «Переписи в Вифлееме» – святое семейство, а в «Падении Икара» с усердно пашущим крестьянином на переднем плане – собственно, самого Икара. Ах, да! Вот же он: из морской пучины торчат только ноги да развеваются остатки перьев.

Для близкого знакомства с Брейгелем простая лупа полезнее, чем все знания о колорите и перспективе.

Первый биограф художника Карел ван Мандер, прозванный «северным Вазари», сообщает, что Брейгеля называли «Питер-шутник» . По правде говоря, это странные шутки – те, которыми проникнуты его картины. Они грубоватые и одновременно зловещие. В них больше предостережений, чем юмора.

Другое прозвище художника, с которым он и остался в истории, – Брейгель Мужицкий . Во-первых, потому что никогда не писал ничего «высокого» – мифологических сцен, нагих античных божеств или заказных портретов аристократов. Только голландские простолюдины, «только хардкор». Во-вторых, по преданию, сам он происходил из крестьян. «По преданию» – потому что доподлинно не известно, где и даже когда он родился. Примерной датой рождения Брейгеля называют отрезок между 1525 и 1530 годами, а местом – деревушку Брейгель в округе Кемпен, которая и дала ему имя.

Читайте также  Картина «берёзовая роща», архип иванович куинджи — описание

Известно, что в 1545 году Брейгель появился в Антверпене – богатом интернациональном портовом городе, коммерческой столице Нидерландов. Здесь он поступил в мастерскую художника по имени Питер Кук ван Альст. Зная творчество Брейгеля, мы можем сказать: это был неожиданный выбор. Питер Кук был прекрасный человек, в прошлом придворный художник короля Карла V, однако его «романтическая» итальянизированная манера живописи не имела ничего общего с тем, как представлял себе искусство Брейгель. Тем не менее, учителя и ученика что-то связывало. Вероятно, это была человеческая симпатия. Брейгель был вхож в дом Кука, знаком с его женой, писавшей отличные акварели, а маленькую дочку Кука Марию (Майкен) – носил на руках.

Около 1552 года Брейгель предпринимает почти ритуальное для всех художников действие – едет в Италию. Он беден, и его путешествие полно опасных приключений. Он пересекает Францию, Альпы и наконец достигает Неаполя, Палермо и Рима. Поразительно, но Италия, эта художественная Мекка, оставила Брейгеля почти равнодушным, очень мало повлияла на его искусство. Всем возрожденческим открытиям он продолжает предпочитать позднюю готику. Его не увлекают ни Рафаэль, ни Тициан, ни Микеланджело – то ли дело его соотечественник, «почетный профессор ночных кошмаров» Иероним Босх!

От итальянского периода у Брейгеля остался морской пейзаж «Вид на Неаполь» и осознание, что именно в пейзаже он может выразить самое сокровенное – ощущение беспредельности и красоты мира. Потому и человек в творчестве Брейгеля никакая не индивидуальность. Он – лишь органичная часть бескрайнего пейзажа или гудящей человеческой массы. Брейгель смотрит не на человека (потому в его творчестве нет портретов) – он смотрит на мир целиком.

О личной жизни Брейгеля известно, что он сожительствовал с некой служанкой и даже женился бы на ней, когда б не одна беда – возлюбленная очень любила приврать. Брейгель не раз ловил её на лжи и, в конце концов, поставил условие. Он сказал, что будет отмечать каждый случай вранья зарубками на деревянном шесте. Если за определённый срок шест покроется отметинами – никакой свадьбы не будет. Так и произошло.
Зато свадьбы были другие – крестьянские, простонародные. Брейгель с другом, переодевшись победнее и выдавая себя за родственников то ли невесты, то ли жениха, любили бывать там, наблюдать грубоватые безыскусные радости. «Крестьянская свадьба» и «Свадебный танец» Брейгеля – об этом.

Дальнейший карьерный путь художника его биографы обозначают каламбуром «От Кука к Коку» . В мастерской гравёра и коммерсанта Иеронима Кока «На четырех ветрах» Брейгель занимался тем, что создавал рисунки для гравюр. Кок был ловок и предприимчив. Он быстро понял, что картины маслом по карману немногим, а вот хорошую гравюру может позволить себе любой. Надо только найти остроумного и техничного рисовальщика – такого, как Брейгель. А как сделать, чтобы гравюры покупали? Ну, например, заказать Брейгелю цикл о смертных грехах – на порок и одновременно на мораль всегда есть спрос. Иногда Кок опускался до запрещённых приёмов: гравюру Брейгеля «Большие рыбы пожирают малых» он подписал именем Босха – знаменитого и давно покойного.

Брейгель не оставил ни дневников, ни путевых заметок – ничего, что позволило бы нам понять строй его мыслей. Но в картинах этого периода («Триумф смерти», «Безумная Грета») нарастает ощущение жути и безысходности. Вероятно, он испытал какой-то острый экзистенциальный кризис. Но о его причинах мы можем лишь строить догадки.

Возможно, тяготы Брейгеля имели не только личную природу: в это время Нидерланды переживали один из самых трудных отрезков своей истории. Попав под политический контроль Испании, выжимавшей из богатых голландских провинций все соки, Нидерланды столкнулись с еще более тяжелыми, нежели экономические, притеснениями – религиозными. Еще раньше через Германию и Францию в страну проник протестантизм. Трудолюбивые, прямодушные голландцы оказались для него благодатной почвой. Но их испанский правитель, король Филипп II, был ревностный католик. Он поклялся выжечь протестантизм калёным железом. В Нидерланды были направлены карательные отряды жестокого фанатика герцога Альбы. Счет убитых протестанстких проповедников и женщин, принятых за ведьм, шёл на тысячи. Нидерланды истекали кровью. Не было зрелища страшнее, чем то, когда суровый и неброский голландский пейзаж оживляли ярко-красные туники испанских конников. Алые одежды в «Избиении младенцев» и «Несении креста» – это именно они, несущие ужас и смерть.

А потом в личной судьбе Брейгеля наступила светлая полоса. Художник женился. Его женой стала Мария Кук – повзрослевшая Майкен, дочка его наставника. Самого Кука уже не было в живых, а его вдова и дочь жили в Брюсселе. Теща настояла, чтобы Питер тоже перебрался из Антверпена в Брюссель – подальше от непутёвой служанки. Зрелые картины Брейгеля («Жатва», «Охотники на снегу») отличает совсем новое настроение – чувство счастья и умиротворения.

Мария родила мужу троих детей – дочку и двух сыновей, которые станут художниками. Первенец, названный в честь отца, будет делать замечательные копии его работ и называться Питер Брейгель Младший («Адский»). Его младший брат Ян Брейгель Старший прославится как один из лучших европейских пейзажистов, станет другом Рубенса и получит прозвища «Райский» и «Бархатный» – за любовь к дорогим платьям и за роскошную фактуру живописи. Его сын Ян Брейгель Младший и внуки Абрахам и Ян также станут художниками.

Питер Брейгель Старший умрёт от неизвестной болезни, когда сыновья будут еще слишком малы, чтобы перенять его опыт. Он так и не узнает, что стал родоначальником целой художественной династии. Его последняя картина, загадочная, как и всё им написанное, с маленькими фигурками и пейзажем с высоты птичьего полёта, называется «Сорока на виселице». Ван Мандер уверяет, что в ней Брейгель хочет обличить сплетниц. Так ли это на самом деле и имел ли он в виду свою давнюю возлюбленную – не известно.

«Мужицкий» живописец: картины Питера Брейгеля-старшего

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей.

Становление художника

Искусствоведы до сих пор спорят о месте и точной дате рождения Питера Брейгеля. Судя по всему, он родился между 1525 и 1530 годами недалеко от города Бреда в Северном Брабанте — провинции современных Нидерландов.

«Падение Икара». Питер Брейгель. Источник: pinterest.com

Ещё в детстве Питер попал в Антверпен, где находилась мастерская известного художника Питера Кука ван Альста, который одно время даже считался придворным художником Карла V. Тогда большинство художников, в том числе и учитель Брейгеля, относили себя к романистам. Однако Брейгель с самого начала шел своим путем, не поддаваясь моде. Об этом свидетельствует его ранняя работа «Падение Икара», в которой он вместо красивой романтической легенды показывает неуклюжее утопающее тело на абсолютно бытовом фоне. Вообще, главные герои картин Брейгеля — представители низов, обычные деревенские жители.

«Битва Масленицы и Поста». Питер Брейгель. Источник: pinterest.com

Путешествие и переезд

В 1550 году умер учитель Брейгеля, после чего, немного поработав в гравюрной мастерской, он решился на грандиозное путешествие по Европе. Брейгель объехал Францию, Швейцарию и Италию, осматривая древнеримские памятники и средиземноморские гавани.

«Морской бой в гавани Неаполя». Питер Брейгель. Источник: pinterest.com

После продолжительного путешествия Брейгель женился на дочери своего учителя и вместе с ней уехал в Брюссель, где и прошла наиболее продуктивная часть его жизни. В Брюсселе Брейгель пишет «Путь на Голгофу», «Падение мятежных ангелов», «Избиение младенцев» и ряд других известных картин.

«Путь на Голгофу». Питер Брейгель. Источник: pinterest.com

«Избиение младенцев». Питер Брейгель. Источник: pinterest.com

Исследователи творчества Брейгеля отмечают, что тот никогда не брался за заказные портреты и никогда не изображал обнаженных людей. Единственный портрет, который, вероятнее всего, выполнил Брейгель, — это изображение бедной крестьянки с грубыми чертами лица.

«Голова крестьянки». Питер Брейгель. Источник: pinterest.com

Деревенский художник

Несмотря на богатый жизненный опыт Брейгеля, на то количество мест, которое ему удалось посетить, чуть ли не три четверти его картин посвящены деревенскому быту и природе. На его полотнах зачастую даже нельзя различить лиц отдельных персонажей, иногда они просто сливаются с окружающей их природой. Скорее всего, именно поэтому Питера Брейгеля-старшего позднее окрестили Питером «мужицким».

Читайте также  Алонсо санчес коэльо — биография и картины

«Жатва». Питер Брейгель. Источник: pinterest.com

«Страна лентяев». Питер Брейгель. Источник: pinterest.com

Примерно в 40 лет Брейгель, живший в Брюсселе, увидел настоящее зверство: армия испанского герцога Альбы начала буквально вырезать всех еретиков в Нидерландах. Несколько тысяч нидерландцев были приговорены к смерти, остальные несколько лет жили в страхе, опасаясь очередной жестокой расправы от испанцев. Картины, написанные Брейгелем в это время, носят откровенно депрессивный характер.

«Притча о слепых». Питер Брейгель. Источник: pinterest.com

Умер художник 5 сентября 1569 года, его тело было похоронено в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. В российские музеи произведения Брейгеля, к сожалению, не попали — более трети его картин хранится в венском Музее истории искусства.

Голландский художник Питер Брейгель Старший — интересные факты из жизни мастера

Один из величайших голландских живописцев 16 века Питер Брейгель Старший («Мужицкий») прославился своими пейзажами и гравюрами, а также полотнами на религиозные темы. Знаменитый мастер бытовых сцен известен как родоначальник знаменитой династии живописцев. На слуху у знатоков имена его сыновей – Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Характерная особенность многих полотен мастера – наличие в их композиции большого количества крохотных человеческих фигур. Настоящими героями его работ были не личности, а скопление людей.

Питер Брейгель Старший не оставил для потомков ни одного автопортрета. Он не увлекался написанием дневников, не сочинял трактатов. В его биографии факты до сих пор вызывают горячие споры исследователей.

Рождение и семья

По подсчетам исследователей, вероятная дата рождения Питера Брейгеля Старшего – 1526 г. Местом его появления на свет называют деревню Брёгел, расположенную недалеко от Бреды.

Питер Брейгель Старший

Известно, что отцом будущего живописца был крестьянин. Фамилия мастера происходит от наименования его родной деревни. Подлинных документов, официально подтверждающих место и дату появления живописца на свет, не сохранилось.

Ученичество

В 20-летнем возрасте (1540) Питер Брейгель Старший начал трубовую деятельность у известного брюссельского художника – Куку ван Альста (в качестве ученика.) Здесь он трудился до кончины патрона в 1550 г.

Членство в гильдии живописцев

В 1550-м Питер Брейгель Старший переселяется в Антверпен, бывший одним из богатейших портов в Голландии. Здесь он становится членом гильдии живописцев. В это время художник начинает работать в мастерской Иеронима Велленсы де Кока, крупного печатника гравюр. Издательский дом патрона носил название «На четырёх ветрах». Печатная продукция этого успешного коммерческого предприятия имела в Европе большой спрос. Здесь Питеру Брейгелю Старшему стали приходить заказы на создание гравюр.

В мастерской де Кока молодой живописец впервые увидел эстампы с полотен великого Босха. Произведения произвели на Питера Брейгеля Старшего сильнейшее впечатление. Он незамедлительно приступил к созданию композиций на темы, заданные легендарным мастером.

В середине 1550-х

С 1552-го по 1553-й живописец путешествует по Европе. Он посещает Италию, Швейцарию, Францию, где знакомится с шедеврами эпохи Возрождения, создает серию новых набросков.

Возвратившись в Антверпен, Питер продолжает сотрудничать с де Куком. В это время центральное место в его живописи занимают религиозные темы. Появлением серии полотен «Перевёрнутый мир» ознаменовано развитие у Брейгеля Старшего интереса к изображению бытовых сцен.

О личной жизни

В 1563 г. молодой художник вступает в брак с дочерью своего бывшего учителя ван Альста. Со временем его жена Мария родила Питеру Брейгелю двух сыновей и дочь. Впоследствии юноши стали известными живописцами.

Женитьба позволила мастеру улучшить свое положение в обществе. Благодаря родству с Альстом, он обзаводится влиятельными знакомствами. Супруги переезжают в Брюссель – город, где у Питера Брейгеля Старшего появляется множество богатых заказчиков.

Творчество

Главенствующее место в творчестве Питера Брейгеля Старшего занимают темы деревни, природы. Изображению видов села и его жителей посвящены более тридцати полотен. Основные герои картин Питера Брейгеля – обезличенные представители сельской бедноты. Зачастую на полотнах мастера их лица скрыты.

Но во многих поздних его работах заметен рост интереса мастера к индивидуальностям. У художника появляются полотна, посвященные изображению крупных человеческих фигур:

  • «Страна лентяев»;
  • «Разоритель гнезд»;
  • «Калеки»;
  • «Притча о слепых»;
  • «Мизантроп» (1567-1568).

Окружению в них отводится уже подчиненная роль. В более поздних произведениях Питера Брейгеля Старшего звучат пессимистические философские ноты – художника все более одолевают мысли о бесцельности человеческого существования, о безволии человека, его пассивности, покорности судьбе.

В 1564-м он написал картину, получившую впоследствии известность – «Поклонение волхвов». В 1565-м Брейгелем была создана серия «Картины месяцев или времён года». Из шести работ до наших дней дошло всего пять.

В иллюстрированных календарях средних веков принято было изображать смену времен года, создавая картинки сезонных помесячных занятий. У Питера Брейгеля Старшего основное место в произведениях этого цикла отводится природе. Люди на этих полотнах изображены лишь как незначительная часть бескрайнего ландшафта.

Исследователи полагают, что поскольку формат всех картин серии («Сумрачный день. Весна», «Возвращение стад. Осень», «Сенокос. Жатва. Лето», «Охотники на снегу, Зима») одинаков, скорее всего, их заказчиком был один и тот же человек. Считается, что им является один из богатых антверпенских купцов, которому пришлось оставить их в залоге.

“Охотники на снегу. Зима.”

Особого внимания заслуживает «Жатва», в которой отразилось особое восприятие мира художника. Никто из современников Питера Брейгеля Старшего не создавал подобных панорамных изображений труда крестьян.

Посреди моря пшеницы, уходящего за туманный горизонт, работают люди. Кто-то из них жнет, кто-то вяжет снопы, перевозит их, кто-то ест, отдыхает под деревом. А в деревне вдали люди тоже трудятся. Крестьянская жизнь для Питер Брейгеля Старшего представляла источник творческого вдохновения. Художник, беспощадно обнажающий человеческие недостатки, относился к крестьянам с неизменной симпатией и всегда любовался тем, как они трудятся и отдыхают.

В «Жатве», как и в других картинах цикла, Брейгель утверждает, что пребывать в гармоническом равновесии с природой человек может только живя достойно. Именно наблюдаемая им жизнь крестьян – исполненная труда, взаимодействия с природой – была для художника неким идеалом, завещанным людям Богом.

Безмятежная жизнь нидерландцев была разрушена в 1567 г. В страну прибыл герцог Альба. Жестокий наместник короля Испании Филиппа устроил на родине живописца настоящий террор. Тысячи протестантов были отправлены на виселицы.

О творчестве страшных лет

Когда войско Альбы, получившего приказ об уничтожении еретиков в стране, заняло Брюссель, Питеру Брейгелю Старшему едва исполнилось сорок. Последние годы мастера прошли в атмосфере страха и террора, царивших в стране.

Одной из его последних работ, завещанных жене, была «Сорока на виселице». Образ птицы, по мнению критиков, означал сплетников, разносящих слухи. Художник считал, что они заслуживают быть повешенными. Виселицы следовало трактовать как образ жестокого испанского правления, держащегося на слухах и доносах.

“Сорока на виселице”

В своем шедевре «Избиение младенцев» (1567) Брейгель изобразил одну из трагических сцен, типичных для Нидерландов времен испанского правления. В зимнюю голландскую деревню вошел вооруженный отряд. Солдаты-наемники, привычные к разбоям и грабежам, по приказу военачальника Альбы, пришли уничтожить всех младенцев мужского пола.

Картина потрясает своим трагизмом. В ней четко прослеживается параллель с библейской историей. Король Филипп, отдающий такие бесчеловечные приказы, ассоциируется у зрителя с библейским царем Иродом.

Известно, что в те страшные времена Брейгель написал картину, не дошедшую до нас. Ее считают одной из лучших в творчестве живописца. Называется она «Торжество правды».

Для изображения испанских бесчинств на его родине, Питер использовал средства, подсказанные ему его кумиром Босхом. В «Поклонении волхвов» Брейгель высказал мысль о том, что если в стране идет война и торжествует смерть, то рождение ребенка нельзя считать радостным событием.

Дева Мария в центре картины печальна, лицо ее скрыто. Выражения лиц волхвов напоминают гримасы. За их спинами видны люди, с жестокой насмешкой наблюдающие за происходящим. Пики солдат в толпе устремлены ввысь. История Рождества Христа переносится художником в современную ему жизнь, в которой Нидерланды были объяты войной.

Читайте также  Картина "любовь", густав климт, 1895

Последние годы

Питер Брейгель Старший умер в самом расцвете своих сил и творческих возможностей. Художника подкосила неизвестная в те времена болезнь. Это случилось в Брюсселе 5 сентября 1569 г.

Похоронен великий мастер в церкви Нотр-Дам де ла Шапель. Художнику не суждено было успеть обучить азам искусства сыновей. Однако, его огромный талант был унаследован несколькими поколениями потомков.

О самых знаменитых картинах

Помимо уже представленных полотен, несколько картин Питера Брейгеля Старшего пользуются особой популярностью. В течение многих веков пристальное внимание тысяч зрителей приковано:

  • к «Детским играм» (1560 г.) — аллегорической картине, детально изображающей забавы детей того времени (всего восемьдесят игр). В этом произведении живописец отразил суетность человечества;

  • к «Триумфу смерти» (1562 г.) — полотну, проникнутому страхом, тревожными ожиданиями. Картину, созданную в канун кровавой революции, переполняют сцены жестоких истязаний, казней;

  • к «Вавилонской башне» (1563 г.) — полотну, утверждающем бессмысленность человеческого стремления померяться с Богом своим могуществом. Работа является яркой иллюстрацией одной из мудрейших библейских истин;

  • к «Притче о слепых» (1568 г.) — еще одной работе, посвященной детальному изображению персонажей знаменитого сюжета из Библии.

Интересны факты

За всю свою жизнь Брейгель никогда не писал заказных портретов. Претило мастеру и изображение обнаженной натуры. Известен лишь один портрет, принадлежащий кисти Питера Брейгеля Старшего – речь идет о «Портрете старой женщины» (1564 г). Без сомнения, у художника были заказы на создание портретов от современников, но вероятно, им они не принимались.

  1. Прозвище «Мужицкий» Брейгелю Старшему было дано для того, чтобы было удобно не путать его с сыновьями, которые также стали живописцами.
  2. Героями полотен по большей части были простые жители городов и сел.
  3. Когда художник умер, его старшему сыну было всего пять лет.
  4. Треть работ Питера Брейгеля Старшего, дошедших до наших времен, содержатся в венском Музее истории искусства. В России полотен его нет.

Питер Брейгель Старший запомнился многим как крестьянский художник. Его картины прекрасно передают тяготы жизни этого сословия. Также в его полотнах можно найти отображения ужасных событий, которые он видел при своей жизни. Но, несомненно, все работы художника гениальны. Как вы относитесь к творчеству Питера Брейгеля Старшего? Какая ваша любимая картина? Поделитесь с нами в комментариях.

Видео рассказ о великом нидерландском художнике Питере Брейгеле старшем:

Биография, творчество, изобретения и интересные факты о Леонардо да Винчи найдете по ссылке.

Питер Брейгель Старший

Питер Брейгель Старший, известный также под прозвищем «Мужицкий» (ок. 1525-1569) – нидерландский живописец и график. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

В биографии Брейгеля Старшего есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Питера Брейгеля Старшего.

Биография Брейгеля Старшего

Питер Брейгель появился на свет в промежутке 1525-1530 гг., предположительно в нидерландском городе Бреда или деревне Брегел. О его детских годах биографии практически ничего не известно. Считается, что он рос и воспитывался в крестьянской семье.

В юности Брейгель увлекся графикой, вследствие чего в середине 1540-х годов начал обучаться у Питера Кука ван Альста – придворного художника короля Карла V. Когда в 1550 г. не стало его наставника, парень присоединился к гильдии живописцев Антверпена.

Брейгель-старший трудился в мастерской Иеронима Кока, который торговал гравюрами. Именно здесь он начал делать свои первые шаги в графике и живописи, с каждым годом прогрессируя в этих видах искусства.

Живопись

В мастерской Кока, Питер Брейгель увидел произведения знаменитого художника Иеронима Босха. Они произвели на него такое большое впечатление, что он начал создавать ряд вариаций на эти работы.

После этого, по настоянию Кока Брейгель посетил Францию, Италию и Швейцарию. За время пребывания в этих странах он выполнил цикл рисунков итальянских пейзажей, которые потом использовал для репродукции в гравюре.

Эта поездка вызвала у Питера неописуемый восторг. Молодой художник не переставал восхищаться древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения. Приехав домой он продолжил трудиться в мастерской Иеронима Кока.

Нидерландские пословицы

Здесь, по эскизам Брейгеля были созданы гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осел в школе». Поскольку Кок был алчным человеком, он нередко прибегал к подделкам подписей на произведениях. К примеру, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана им с подписью великого Иеронима Босха.

В 1557 г. Питер Брейгель стал автором серии гравюр, на которых были представлены 7 смертных грехов. После этого он написал «Нидерландские пословицы». На холсте художник изобразил буквальные значения нидерландских пословиц и поговорок.

Спустя 4 года Брейгель оставил мастерскую Иеронима Кока, обосновавшись в Брюсселе. Тут он продолжал плодотворно трудиться и получать заказы от высокопоставленных лиц, включая кардинала де Гранвела и состоятельного коллекционера Николаса Йонгелинка.

Тогда же Брейгель Старший представил одну из самых известных своих картин «Триумф смерти». На холсте была представлена панорама выжженной бесплодной земли, на которой армия скелетов сеяла ужас и смерть, подвергая простых людей различным страданиям.

В 1563 г. Питер создал очередной шедевр – картину «Вавилонская башня», в основе которой была история из ветхозаветной книги Бытие. В последующие годы биографии он напишет еще немало полотен на библейские сюжеты: «Поклонение волхвов», «Путь на Голгофу», «Самоубийство Саула», «Перепись в Вифлееме» и др.

Через пару лет свет видел цикл из 6 картин Брейгеля – «Времена года». На своих холстах живописец часто изображал природу, деревни и простых людей – данной тематике посвящены 2 трети всех его полотен. Незадолго до своей кончины он написал ряд популярных картин.

В 1568 г. Питер Брейгель представил «Мизантропа». На холсте были показаны размышления автора о человеческих пороках и бренности жизни – юный злобный карлик крал кошелек у старика в черном балахоне. Затем художник написал картинку «Притча о слепых».

Вавилонская башня

Интересен факт, что все герои на этой работе были поражены разными болезнями глаз – от лейкомы и атрофии глазного яблока до энуклеации. Одной из последних картин Брейгеля стали «Калеки», которые сегодня хранятся в Лувре.

Дело в том, что Брейгель Старший проявлял живой интерес к тератологии – науке, изучающей врожденные пороки развития. В результате, на холсте он изобразил 5 нищих с костылями и с деформированными лицами, собравшихся во дворе больницы. На своих работах он часто стремился донести до наблюдателя определенную мысль, «зашифрованную» в его персонажах и окружающей их обстановке.

Личная жизнь

В 1563 г. Питер взял в жены девушку по имени Мария, которая была дочерью его бывшего наставника Ван Альста. В этом счастливом браке у пары родились дочь Мария и двое сыновей – Питер и Ян. Оба сына пошли по стопам отца и стали известными художниками.

Интересен факт, что первый из сыновей за характер произведений получил прозвище «Адский», а второй – «Райский». Примечательно, что внуки Питера Брейгеля – Ян и Абрахам, также связали свою жизнь с живописью.

Смерть

Незадолго до смерти художника, Брюссель захватила испанская армия. В городе начался хаос, а люди жили в постоянном страхе. Об одном из последних его произведений – «Сорока на виселице», ван Мандер пишет: «Брейгель завещал супруге картину с сорокой на виселице. Птица олицетворяет сплетников, которых живописец хотел бы увидеть повешенными».

В свою очередь под виселицами подразумевалось испанское правление, когда правительство стало приговаривать к смертельной казни через повешение предикантов. Питер Брейгель Старший умер 9 сентября 1569 года в Брюсселе.

Фото Брейгеля-старшего

Мизантроп Свадебный танец Триумф смерти Калеки Притча о слепых Сорока на виселице

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: