Пастернак леонид осипович, биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Пастернак леонид осипович, биография и картины

Леонид Пастернак, галерея картин

Автор:
Павел Ин

Биография и картины Леонида Пастернака

Л.Пастернак. Сыновья Борис и Александр

Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) – русский художник, представитель модерна, самобытный живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Бориса Пастернака.

Имя Л. О. Пастернака хорошо знакомо любителям изобра­зительного искусства прежде всего как создателя иллюстра­ций к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». Произведения художника хранятся во многих музеях России и за рубежом. Многочисленное творческое наследие включает в себя как живописные работы, так и графику, в которой значитель­ное место занимает рисунок. Именно в этой технике особен­но ярко раскрывается талант Пастернака.

Детство и юность Леонида Осиповича Пастернака прошли в Одессе. По воспоминаниям самого художника, он «стал рисовать очень рано и очень полюбил это занятие». Будучи гимназистом, Пастернак поступает в Одесскую рисовальную школу Общества поощрения изящных искусств и оканчива­ет ее в 1881 году с серебряной медалью. Родители не одобря­ли стремления юноши к профессиональным занятиям искус­ством. Поэтому ему приходится поступить на медицинский факультет Московского университета. Приехав в Москву, он пытается попасть в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, но отсутствие вакантного места побуждает его искать другие пути для серьезного обучения искусству. Пас­тернак переводится в Одессу на юридический факультет Но­вороссийского университета, студенты которого пользова­лись правом выезжать за границу. В 1882 году он уезжает в Мюнхен.

Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы, особен­но славилась она преподаванием рисунка. Здесь молодой художник, отличавшийся поразительной трудоспособностью, много работал, стремясь в совершенстве овладеть профес­сиональными навыками.

В 1885 году Пастернак возвращается в Одессу и заканчи­вает университет, получив диплом юриста. Художнику нужно было пройти воинскую службу, он поступает в артил­лерию вольноопределяющимся. Впечатления от воинской службы нашли отражение в первой большой работе «Вести с родины», которой художник дебютировал на выставке Товари­щества передвижных художественных выставок в 1889 году. Картина имела успех и еще до открытия выставки была при­обретена П. М. Третьяковым. Большое впечатление на зри­телей произвели также рисунки, выполненные в Мюнхене. В своих воспоминаниях художник пишет: «В скором време­ни за мною установилась даже репутация настоящего рисо­вальщика, не только среди молодых товарищей, но и среди именитых старых художников-передвижников». В 1894 году Пастернака приглашают преподавать в Московское Учили­ще живописи, ваяния и зодчества.

После переезда в Москву Пастернак сближается с худож­никами, группировавшимися вокруг В. Д. Поленова: В. А. Се­ровым, К. А. Коровиным, И. И. Левитаном, М. А. Врубелем. Этот художественный кружок сыграл важную роль в станов­лении русского искусства XX века. Художников объединя­ло желание передать в живописных работах непосредствен­ное видение мира, стремление к эмоциональной и декоратив­ной выразительности цвета. Эти задачи были близки твор­ческим поискам Пастернака. В рисунке «Художник Н. Д. Куз­нецов за работой» (1887) свободная, мягкая манера испол­нения передает световоздушную среду мастерской. Свет ста­новится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. В картинах «Дебютантка» (1892), «Чтение рукописи» (1894), «Накану­не экзаменов» (1894) свет и цветовое решение не только соз­дают определенное настроение, но и раскрывают внутрен­нее состояние персонажей. Особенно привлекали художника эффекты вечернего освещения. В «Чтении рукописи» изо­бражен Лев Толстой, читающий свою рукопись художни­ку Н. Ге при свете свечи. Тонкие колористические взаимо­отношения света и тени, живописная изменчивость цвета, об­общенные формы, выраженный пастозный мазок характе­ризуют творческую манеру JI. О. Пастернака-живописца.

Л.О.Пастернак с женой Розалией Исидоровной

Л. О. Пастернак имел привычку постоянно зарисовывать, делать наброски в альбомах: «. только тогда и ценен набро­сок своей естественностью, не позированием». Стремление к естественности, к непосредственному переживанию нату­ры в неповторимых впечатлениях наиболее полно раскры­вается в рисунках. Художник предпочитает работать пас­телью, углем, итальянским карандашом. Легкая непринуж­денная манера исполнения, сознательная незаконченность, импровизационность придают рисункам поэтическую недо­сказанность, которая становится главным удожественным приемом мастера в законченных работах.

Творческое начало человеческой личности в самых разных его проявлениях привлекало пристальное внимание Л. О. Пастернака. Он создает портреты писателей Л. Н. Толстого и М. Горького, поэтов Э. Верхарна и Р. М. Рильке, музыкантов А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова и Ф. И. Шаляпина, художников К. А. Коровина и В. А. Серова, ученого А. Эйнштейна и многих других. Целая портретная галерея выдающихся деятелей русской и зарубежной культуры была создана Пастернаком.

Творческая деятельность Л. О. Пастернака сочеталась с организаторской. Он входил в состав членов-учредителей «Союза русских художников», который возник в 1903 году. Пастернак (наряду с В. А. Серовым, К. А. Коровиным, М. В. Нестеровым и М. А. Врубелем) стоял у истоков этого художественного объединения. Его выставки были крупными художественными событиями, по ним можно было судить о путях развития русского искусства, о его успехах.

Творчество Л. О. Пастернака привлекает своей искренностью и высоким профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.

По материалам статьи Т. Юшкевич в «Художественном календаре 1987год.»

Автопортрет Пастернака

К родным 1891 г

Под лампой, Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г

Урок музыки 1909г

Заседание совета художников — преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.

Л.Пастернак За работой. Этюд

Московский концерт Ванды Ландовской 1907

Портрет Льва Толстого

Портрет Е.Левиной.1917 г

Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.

Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение».

В интерьере. 1907г

Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей дОрсе, Париж

Леонид Пастернак

П ервые работы на заказ Леонид Пастернак написал в шесть лет, а своего заказчика — местного дворника — художник всю жизнь называл «мой Лоренцо Медичи». Позже в творческой биографии Пастернака появились портреты родственников и знаменитых современников, полотна и рисунки со Львом Толстым, а также иллюстрации к его произведениям. Работы художника хранятся в российских и зарубежных музеях и частных собраниях.

Выпускник мюнхенской Академии изящных искусств

Леонид Пастернак родился в 1862 году в еврейской семье в Одессе. С раннего детства мальчик много рисовал, углем он делал мгновенные наброски всего, что видел вокруг. Первый заказчик у маленького художника появился, когда ему было 6 лет: местный дворник попросил его создать зарисовки на охотничьи темы. Каждый рисунок стоил 5 копеек, которые Леонид Пастернак потратил соответственно возрасту: на конфеты. Однако в семье не приветствовали легкомысленного увлечения рисованием. Родители, владельцы постоялого двора, видели младшего сына в будущем врачом, аптекарем или «на худой конец, ходатаем по делам». Несмотря на это, Пастернак посещал Одесскую рисовальную школу.

Уступая родительской воле, в 1881 году Леонид Пастернак поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако медицину он не любил и через 2 года перевелся на юрфак Новороссийского университета в Одессе. В Российской империи студенты только этого вуза могли выехать за границу.

Практически сразу после поступления на юрфак Пастернак уехал в Мюнхен: параллельно он решил учиться живописи в Королевской Академии изобразительных искусств у немецкого художника Иоганна Каспара Гертериха. Приезжая в Одессу для сдачи экзаменов, Пастернак печатал в местных журналах карикатуры, юмористические и бытовые сценки.

В 1885 году художник блестяще закончил Академию и экстерном юридический факультет. После учебы выпускнику предстояло пройти службу в армии, и в 1885–1886 годах он был вольноопределяющимся в артиллерии. Привычка делать быстрые и точные наброски не покинула его и на службе. Один из эскизов того времени стал сюжетом для большого полотна «Вести с родины».

Вернувшись в Одессу, Леонид Пастернак познакомился с талантливой пианисткой Розалией Кауфман. В 1889 году они поженились и переехали в Москву.

«Первый русский импрессионист»

В том же 1889 году Леонид Пастернак подарил Павлу Третьякову свое полотно «Еврейка с чулком», а чуть позже, на выставке передвижников, меценат приобрел его работу «Вести с родины». Деньги от продажи Пастернак вложил в парижское путешествие. Он изучал французское искусство и пробовал новые приемы живописи. Критики отмечали, что после поездки рука художника стала «более свободной и изысканной».

Вернувшись в Москву, Леонид Пастернак вместе с портретистом Виктором Штембером открыли школу живописи и рисунка. В 1890 году художник стал редактором литературно-художественного журнала «Артист» и сблизился с кружком Василия Поленова, куда входили Валентин Се­ров, Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Врубель. Позже из этого объединения вырос «Союз русских художников». Участники кружка пропагандировали полную свободу в творчестве, и Леонид Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом.

Однако он регулярно участвовал в выставках передвижников. На одной из таких экспозиций в 1893 году Пастернак встретился с Львом Толстым, который разглядывал его картину «Дебютантка», а позже признался, что следит за творчеством художника. Через некоторое время художника пригласили в гости к писателю, и вскоре Пастернаки стали часто бывать у него — и в Ясной Поляне, и в Москве.

Постепенно художник создал серию семейных портретов Толстых. Кроме того, Пастернак сделал иллюстрации к роману «Воскресение», и эти работы получили медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1902 году картину Леонида Пастернака «Толстой с семьей в Ясной Поляне» для Русского музея приобрел великий князь Георгий Александрович. Другой великий князь — Сергей Александрович — лично утвердил кандидатуру Леонида Пастернака на пост профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

К 1902 году у Пастернаков было уже четверо детей: два мальчика — Борис и Александр, и две девочки — Жозефина и Лидия. Художник писал семейные портреты и сценки из домашней жизни, эти работы успешно продавались. Друзья семьи шутили, что так дети кормят своих родителей.

Портретист, исследователь, основатель ленинианы

В 1905 году Петербургская академия художеств избрала Пастернака академиком живописи, но с началом революции и беспорядков в Москве семья уехала в Германию. В Берлине Леонид Пастернак устроил выставку своих работ и писал портреты на заказ.

Вскоре Пастернаки вернулись в Москву. В 1910-х годах художник написал множество портретов культурных деятелей и политиков России и Европы. В его портретной галерее появились композиторы Александр Скрябин и Сергей Рахманинов, литераторы Максим Горький и Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, микробиолог Илья Мечников, английский режиссер Генри Крэг, создатель идеологии анархо-коммунизма князь Петр Кропоткин. Также Леонида Пастернака считают одним из основателей ленинианы. Он первым из художников академического направления начал делать зарисовки Владимира Ленина и других революционных деятелей на съездах и собраниях.

В начале 20-х годов Пастернаки с дочерьми эмигрировали в Германию. В Берлине художник продолжил писать портреты литераторов, художников и ученых. Среди них был и Альберт Эйнштейн. С ним супружеская пара познакомилась на музыкальном вечере в советском посольстве, где Розалия Пастернак аккомпанировала на фортепиано играющему на скрипке ученому.

Читайте также  Картина «лаокоон», эль греко — описание

Тогда же Пастернак заинтересовался темой еврейства в истории искусства: выпустил монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве», 2 альбома о деятелях еврейской культуры. В 1924 году Леонид Пастернак участвовал в Палестинской историко-этнографической экспедиции, откуда привез десятки этюдов и рисунков, чтобы включить их в монографию. В Германии прошли персональные выставки Пастернака в 1927 и 1932 годах.

Однако в тот период в стране уже начали проявляться нацистские настроения: почти весь тираж монографии Пастернака с воспоминаниями о Толстом сожгли, следующую выставку запретили. Когда к власти пришел Адольф Гитлер, порядки совсем ужесточились. Переговоры о возвращении в Советский Союз затянулись. В 1935 году, когда вышли Нюрнбергские расовые законы, Пастернаки переехали в Лондон. Там прошла еще одна персональная выставка художника.

23 августа 1939 года, за несколько дней до начала Второй мировой войны, скончалась Розалия Пастернак. Художник продолжал работать над полотнами. Последней и уже незаконченной его работой стал портрет Владимира Ленина. Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.

Сегодня работы Леонида Пастернака хранятся в известных российских музеях и за рубежом — в Париже, Лондоне, Оксфорде, Бристоле — а также в частных коллекциях.

Пастернак Леонид Осипович: картины, биография

Не всем известно, что отцом знаменитого русского поэта и писателя Бориса Пастернака является не менее талантливый человек, а именно художник Пастернак Леонид Осипович. О его творчестве и пойдет речь в этой статье.

Детство

Молодой художник Пастернак Леонид Осипович (1862-1945 — годы жизни), чье настоящее имя звучит как Аврум Ицхок-Лейб, вырос в бедной одесской семье. Будущий талантливый живописец был самым младшим из шести детей. Мальчик очень рано начал проявлять творческие способности. Однако, несмотря на очевидную одаренность своего ребенка, родители восприняли увлечение Лени без энтузиазма. И все же молодой художник не отказался от занятий в художественной школе. Обучение изобразительному искусству мальчик продолжал и после окончания гимназии. Хотя Леонид выбрал в качестве специальности врачебное дело, он параллельно с учебой в университете совмещал посещения студии мастера Е. Сорокина. Более того, учеба по специальности дала будущему художнику возможность досконально изучить особенности человеческого тела, его специфику в движении и статике.

Далее учеба мастера приняла еще более неожиданный поворот. В двадцать один год Леонид внезапно сменил профессию и продолжил учебу уже на юридическом факультете. Однако и на этом жизненные поиски не закончились, и уже спустя непродолжительное время он оставил родной город и уехал попытать судьбу в Германии.

Жизнь за границей

Поселившись в Мюнхене, Пастернак Леонид Осипович посвятил несколько семестров изучению живописи в Королевской Академии изящных искусств. Именно там жизнь свела мастера с матерью известного русского художника Серова, которая в то время организовала кружок. Именно эта встреча стала знаковой как для семейства Пастернаков, так и для семьи Серовых. Знакомство Леонида Осиповича с этой женщиной положило начало многолетней дружбе между несколькими поколениями.

Первые публикации

Во время сессии художник на некоторое время возвращался в Одессу, где впервые опубликовал свои работы в журналах юмористического характера. Это были наброски, карикатуры, эскизы, этюды. Как намного позднее признавался художнику сам Максим Горький, именно в то время Пастернак запечатлел первого, по выражению писателя, «босяка» в отечественной литературе.

На этом тренировки мастера не закончились. После выпуска из университета Пастернак Леонид Осипович, биография которого пополнилась еще одним важным достижением, служил вольноопределяющимся. Даже во время прохождения воинских обязанностей он не переставал делать наброски и небольшие зарисовки. Так формировался его авторский стиль.

Личная жизнь

В родном городе Пастернак Леонид Осипович познакомился с Розой Кауфман, невероятно талантливой пианисткой. Уже в 1889 году влюбленные поженились и переехали жить в Москву. Там Роза давала один концерт за другим, а Леонид увлекся поленовским кружком.

Уже через год у молодоженов родился первый сын. Именно он впоследствии стал известным русским поэтом. Это был Борис Пастернак. Еще через три года у супругов родился сын Александр, который стал успешным архитектором.

Помимо мальчиков, в семействе Пастернаков были и представительницы прекрасного пола. В 1990 году у молодого художника родилась дочь Жозефина, двумя годами позже любима жена Роза подарила супругу Лидию. Своим детям Пастернак посвятил отдельную галерею. На этих полотнах запечатлена вся душевность и теплота семейного гнездышка, которое свили молодые супруги.

Признание

В знаменательном для молодого художника 1889 году ему снова улыбается удача, и первую известную картину мастера «Письмо с Родины» покупает уважаемый коллекционер Павел Третьяков. Это был успешный год для Пастернака. После выставки этой картины имя художника навсегда закрепилось в одном ряду с его не менее известными современниками.

После оглушительного триумфа в московском обществе знатоков живописи Пастернак Леонид Осипович стал популярен среди художников того времени. Он начал сотрудничать с не менее известными коллекционерами и мастерами. Более того, художник и сам стал давать уроки начинающим живописцам. Так, даже Илья Репин посылал на учебу к Пастернаку молодых учеников. Позже мастер начал давать частные уроки в Москве. Завидев успех, он принял решение совместно со своим другом художником Штембергом открыть личную студию для обучения рисованию. Во время работы с учениками Пастернак зарекомендовал себя как прогрессивный художник и учитель. Так, преподавая, он не только обучал учеников азам изобразительного искусства и академическому рисунку, но и показывал молодежи новые, никем ранее не использованные приемы. Всему этому мастер научился ранее, во время обучения в Германии. Так, русское искусство постепенно развивалось в направлении европейского.

Работа в журнале

С 1890 года Леонид Осипович по протекции русского писателя, драматурга и публициста Федора Сологуба становится художественным редактором нового журнала «Артист». Уже через год Пастернак взялся руководить изданием сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова с иллюстрациями. Этот сборник художник не только украсил своими иллюстрациями, но и дал возможность поработать над ним другим талантливым, но менее известным художникам. Среди них был и не очень знаменитый на тот момент, но не менее талантливый от этого Михаил Врубель.

Помимо работы в области публицистики, мастер преуспевал и в живописи. В 1892 году пишет Пастернак Леонид Осипович «Муки творчества». Картина стала знаковой в копилке художника.

Создание портретов

Несмотря на то что Леонид Осипович Пастернак известен как живописец, немалую часть его творческого наследия составляют портреты.

Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.

Международный успех

Пастернак продолжал развиваться как мастер и уже в 1894 году занял пост педагога в художественном училище. В одно и то же время с Пастернаком преподавателями стали и другие выдающиеся мастера, среди них Серов, Н. Касаткин и К. Коровин. Благодаря их деятельности на преподавательском поприще, училище стало одним из наиболее прогрессивных не только в пределах России, но даже прославилось за рубежом. Молодые инициативные преподаватели, многие из которых получали образование за рубежом, вводили новые стандарты в обучение живописи. Кроме того, именно эта группа педагогов способствовала внедрению курсов для общего образования. Так, Василий Ключевский стал преподавателем русской истории. Позже Леонид Осипович запечатлел его на одном из своих портретов. Стоит отметить, что училище не зря сыскало себе громкую славу: благодаря самоотверженному труду педагогов многие из учеников впоследствии стали великими мастерами. Среди них такие известные художники, как Герасимов, Кончаловский, Крымов, Щербаков и другие.

Однако и этим слава Пастернака не ограничивается. В 1894 году картина художника «Накануне экзаменов» заняла первое место на международной выставке в Мюнхене. Она же была приобретена в 1890 году для украшения Люксембургского музея прямо с выставки в Париже.

После такого оглушительного успеха вполне логичным стал спрос на творчество Пастернака. Уже в 1901 году Люксембургский музей заказал нескольким известным на тот момент живописцам, в том числе и Леониду Осиповичу, изобразить сцены из русской жизни. Пастернак написал одну из наиболее известных его творений, прекрасную картину «Толстой в кругу семьи». Ее высоко оценил даже сам князь Георгий Александрович, посмотрев выставку «Мир искусства».

Позже сам Пастернак стал основателем отдела русского искусства в городе Дюссельдорфе. Во время своей работы за границей мастер плодотворно использовал выделенное ему время и посетил средиземноморский берег. Находясь в Италии, художник делал много зарисовок пейзажей.

Жизнь вне Родины

Во время событий 1905 года Леонид Осипович целый год находился в Берлине. Полюбившуюся ему работу в училище пришлось прекратить, так как учебное заведение было закрыто. В это время Пастернак участвовал во многих европейских выставках, в том числе в Берлине. Параллельно мастер писал картины для многих зарубежных заказчиков.

С 1912 года, во время лечения Розы Пастернак в Киссингене и под Пизой, мастер начал свое большое полотно «Поздравление». Согласно задумке, дети пришли порадовать своих родителей подарками к годовщине серебряной свадьбы, как их и изобразил художник. Леонид Осипович Пастернак закончил написание картины в 1914 году. Она возымела оглушительный успех.

В течение этого периода мастер жил в Москве. Именно здесь написал Пастернак Леонид Осипович «Портрет сына» — одно из самых известных своих творений.

Начиная с 1921 года Пастернак жил в Берлине. Несмотря на ухудшение здоровья и ослабленное зрение, он чувствовал прилив творческих сил и написал за это время серию портретов известных личностей, среди которых А. Эйнштейн, М. Р. Рильке и многие другие. В 1924 году он за компанию с друзьями отправился в поездку по Египту и Палестине. Во время путешествия Пастернак написал серию ярких зарисовок.

Во время захвата власти нацистами большинство сочинений художника были публично сожжены, а выставки оказались под запретом. В связи с этим в конце тридцатых годов Пастернак переезжает в Лондон, где пишет серию картин, впоследствии переданных Британскому музею. Вскоре после начала Второй мировой войны мастер скончался в Оксфорде.

На данный момент богатое наследие художника хранится во многих самых известных музеях мира, в том числе в московской Третьяковской галерее. Трудно оценить, какой вклад сделал в русское и мировое искусство Леонид Осипович Пастернак. Картины мастера до сих пор занимают почетные места на международных выставках.

Читайте также  Картина "ботаник", перов, 1874

Биография Пастернак Леонид Осипович

— живописец-жанрист.
Род. в 1862 г.; учился в одесской рисовальной школе, пользовался в Москве советами проф. Е. Сорокина, в Мюнхене — Гертериха и Лицен-Мейера, брал уроки гравирования крепкой водкой у проф. И. И. Шишкина.
Нарисовал ряд иллюстраций к сочинениям Лермонтова и романам графа Л. Н. Толстого «Война и мир» и «Воскресение». В русск. музее имп. Александра III, в СПб., находится картина П.: «Гр. Л. Толстой вечером, в кругу своей семьи», в Третьяк. галерее, в Москве, — картина «Вести с родины», портрет С. С. Шайкевича и несколько рисунков. <Брокгауз>Пастернак, Леонид Осипович — живописец, профессор московского училища живописи, ваяния и зодчества; род. в Одессе в 1862 г. С детства занимался самоучкой рисованием.
Будучи в гимназии, поступил в рисовальную школу в Одессе.
Попытки поступить в московское училище живописи, ваяния и зодчества не увенчались успехом.
Пробыв несколько месяцев в мастерской профессора Е. Сорокина, П. учился в течение трех лет в мюнхенской академии художеств.
После этого в Новороссийском университете окончил курс юридических наук. П. очень плодовитый и разносторонний художник, пишет красками, рисует углем, пером, пастелью и гравирует.
В 1880-90 гг. П. выставлял в Товариществе передвижных выставок, затем в Союзе 36-ти, на выставках русских художников, переименованных в Союз русских художников, на выставках, организованных «Миром искусства», и др. Работы Л. Пастернака.
Произведения П. раннего периода; рисунки углем, 1886-88 г., и рисунок пером: «Еврейка, вяжущая чулок», 1889 г., находятся в Третьяковской галерее, «Думы», 1880 г., и «Думы в хате», 1888 г., были отмечены печатью.
Однако первой значительной вещью, давшей автору имя, является «Письмо с родины», 1889 г. (Третьяковская галерея).
Печать простоты и жизненной правды, отличающая эту работу, лежит и на последующих картинах П.: «Молитва слепых», 1890 г., «За кружкой пива», 1890 г., «К родным, 1891 г., и «Муки творчества», 1897 г., появлявшихся на передвижных выставках.
П. не колорист, красочная гамма его не богата, он не живописует, а лепит свои образы, действуя, главным образом, контрастами света и тени; поэтому так удачны его картины, передающие эффекты света лампы, его наброски углем и пером, в которых обнаруживается все мастерство его рисунка, его меткого энергичного штриха.
В этом отношении интересны его иллюстрации к Лермонтову (в изд. Кушнерева, 1891 г.), роману Толстого «Воскресение» и др. Воспитанный эпохой передвижников, П., главным образом, жанрист.
Рядом с картинами из русского быта он дает сценки из еврейской жизни, удивительно правдивые, согретые любовью к родным образам.
Таковы «Музыканты», прелестно скомпонованные трио; таков «Этюд» 1891 г., изображающий фигуру старика-еврея, присевшего отдохнуть.
Бытовиком П. остается во всех периодах и родах творчества.
Так и в портретах графа Л. Толстого и его семьи П. схватывает не столько психологическую суть, сколько бытовую физиономию, атмосферу яснополянского дома. Этой особенностью творчества объясняется, почему так хороши картины П. из детской жизни. В детских портретах и сценках из детского мира П. достигает подлинного мастерства.
Произведения П. находятся в многочисленных общественных и частных коллекциях: «Перед экзаменом» — в Люксембургском музее в Париже; ранние произведения — в Третьяковской галерее; «Семья гр. Л. Толстого» — в музее Александра III; портрет историка Ключевского — собственность Московского литературно-художественного кружка, и т. д. Ср.: Собко, Словарь русских художников, СПб., 1899 г.; барон Н. Врангель, Русский Музей Имп. Александра III, Каталоги выставок.
Р. Бернштейн. <Евр. энц.>Пастернак, Леонид Осипович (Pasternak), член Товарищества передвижных выставок, на которых он в 1889, 1891 и 1892 выставлял картины: «Письмо с родины», «К родным» и «Муки творчества». Иллюстрировал сочинения Лермонтова изд. Кушнерева 1891 г. и журнал «Артист». Учился гравированию y профессора Шишкина и награвировал крепкою водкою одну доску: поясное изображение старика в меховой шапке. Внизу подпись наоборот: «Пастернак — y Ив. Ив. Шишкина — С.-Петербург 2 Марта 1888». Печатан с тоном. <Ровинский>Пастернак, Леонид Осипович Род. 1862, ум. 1945. Художник.
Автор иллюстраций к роману Л. Н. Толстого «Воскресение» (1899) и др.). С 1921 г. в эмиграции.

Биография Пастернак Леонид Осипович

Ещё биографии:

Пастернак Борис Леонидович [1890-] — современный поэт и прозаик. Род. в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака. Учился на филологическом отделении историко-филологического факультета Московского университета и в Марбургском университете. Мировоззренческие и формальные истоки поэзии.

Васильев Леонид Иосифович (Осипович) (1858, Борисоглебск — ?) В 1877 окончил МУЖВЗ, а в 1882 — ИАХ со званием клас. худ. арх. 1-й ст. По итогам пенсионерской поездки в 1887 получил звание академика. С.

Ковалевский Павел Осипович — батальный живописец, род. в 1843 г., в Казани, воспитывался в тамошней гимназии и, не окончив в ней курса, перешел, в 1862 г., в императорскую академию художеств, которую посещал сперва.

Ивановский Алексей Осипович — приват-доцент китайской словесности в СПб. университете; род. в 1863 г.; факультет восточных языков СПб. университета окончил в 1885 г. и был оставлен при университете. На два года (1889-1891) он.

Бельские живописцы — семья живописцев-декораторов 18 в. Из них более замечательны: 1) Алексей Иванович (1730-1796). Состоял в «живописной команде» И. Вишнякова. Будучи назначен «мастером канцелярии от строений», исполнил многочисленные и разнообразные декоративные.

Быков Николай Дмитриевич — д. с. с., знаток и собиратель художественных произведений; ум. в С.-Петербурге 6-го марта 1884 г., на 72-м году от рождения; образование получил в Императорской Академии Художеств и в молодости.

Космаков Иван Александрович Учен. И. А. Х. и Шишкина; член товарищества передв. выставок; живописец-гравер. Его гравюры: 1. Копия с картины Шишкина «Весна», гравюра на дереве, с подписью: «И. Шишкин 1874». — «Гр. И.

Ашкинази Михаил Осипович — переводчик русских писателей на французский язык и публицист; род. в Одессе 4 апреля 1851 г., в еврейской семье; по окончании курса в одной из одесских гимназий, поступил в Медико-хирургическую.

Рыбасов Иван Осипович — капельмейстер Александринского Театра; род. в 1846 г.; музыкальное образование получил в Придворной Певческой Капелле, в которой потом был и учителем. В 1860-х годах, после смерти Погожева, его назначили капельмейстером.

Саполович Яков Осипович — профессор хирургии. В 1778 г. поступил в кронштадтский адмиралтейский госпиталь, через год в спб., в 1783 г. лекарь и прозектор, вскоре оператор госпиталей адмиралтейского и кронштадтского; в 1790 г.

Подвысоцкий Валерьян Осипович — ординарный профессор Казанского университета, родился в Киевской губернии 6-го января 1822 г. и происходил из черниговских дворян. Поступив в 1838 г. на юридический факультет Киевского университета, он вскоре должен.

Ионин Александр Осипович — профессор Императорского Историко-филологического института. Род. в 1834 г., умер 21 декабря 1882 г. В 1859 г. окончил курс в Петербургском университете кандидатом историко-филологического факультета и был назначен преподавателем латинского.

Премацци Людвиг Осипович — известный акварелист; род. в Милане 30-го января 1814 г., ум. в Константинополе 16-го декабря 1891 г. Художественное образование получил в Миланской Академии Художеств, где изучал перспективную живопись под руководством.

Лопыревский Михаил Осипович (04. 09. 1811, Москва — 02. 04. 1883, Москва) В 1826 окончил арх. школу ЭКС со званием архит. пом. 3-го кл. Работал на строит-ве Оружейной палаты и Конюшенного корпуса в.

Бойков Сергей Осипович — актер и водевилист; род. около 1827 г., ум. 3 октября 1877 г. Он исполнял комические роли на с.-петербургской Императорской сцене, а последние годы играл в Кронштадте. Ему принадлежит 37.

Кровков Матвей Осипович — ум. около 1700 г. Один из первых, вместе со Змеевым и Шепелевым, «генералов» русских. В 1658 г. упоминается как стряпчий рейтарского строя; в 1678 г. называется уже генералом, иногда.

Таборовский Станислав Осипович — скрипач; род. в 1832 г. в Волынской губернии. Окончил курс в Брюссельской консерватории; концертировал во многих городах Бельгии, Франции, Германии; позже был капельмейстером в Житомире, затем директором и преподавателем.

Лущицкий Василий Осипович Василий Осипович родился 30 декабря 1895 г. в селе Завшицы Слуцкого района в Белоруссии, в семье учителя. В 1917 г. после окончания гимназии он поступил в Харьковский медицинский институт, который.

Михневич Владимир Осипович — известный журналист. Род. в дворянской семье Киевской губернии в 1841 г. Учился в киевской и нежинской гимназиях, некоторое время слушал лекции в Киевском университете. Переехав в 60-х годах в.

Майзель Сергей Осипович [14 (26) дек. 1882 — 5 июля 1955] — сов. светотехник. Засл. деят. н. и т. РСФСР (1944). Чл. КПСС с 1947. В 1906 окончил Петербург. ун-т, затем учился в.

Графтио Генрих Осипович (род. 1869) — крупный инженер, специалист по гидроэлектрическим станциям, электропередаче и электрификации железных дорог. Автор проекта и строитель Волховской гидроэлектрической станции. По окончании в 1896 Института инженеров путей сообщения, Г.

Вержболович Михаил Осипович (род. в 1861 г.) — писатель, воспитанник Киевской духовной академии. Главные труды В.: «Пророческое служение в израильском (десятиколенном) царстве» (Киев, 1891, магистерская диссертация); «Обзор главнейших направлений психологии текущего столетия» («Вера.

Корганов Геннадий Осипович — композитор. Писал фортеп. пьесы («Арабески», «Миниатюры», «Акварели» и др.) и романсы («Серенада Дон-Жуана», «Острой секирой», «О чем в тиши ночей» и др.). <Брокгауз>Корганов, Геннадий Осипович — род. 30.

Ковалевский Николай Осипович (1840-1891) — известный физиолог, сын ориенталиста О. М. Ковалевского, в 1857 г. кончил 2-ую казанскую гимназию, в 1862 г. — медицинский факультет казанского университета, где занимался, главным образом, в физиологической.

Васильев Леонид Георгиевич (р. 2. 11. 1924) Род. в г. Сасово Рязанской обл. Кандидат филол. наук, доцент. Преподавал в Мордовском ун-те (до 1999). Автор кн.: А. С. Новиков-Прибой. Очерк жизни и творчества. Саранск.

Меньшиков Михаил Осипович — известный публицист и гидрограф. Род. в 1859 г., кончил курс в морском техническом училище. Писать начал в 1879 г., поместив в «Голосе», «СПб. Ведомостях» и «Кронштадтском Вестнике» ряд очерков.

Мухин Ефрем Осипович (1766-1850) — врач и проф., учился в Харьковском коллегиуме и при различных госпиталях, был проф. анатомии и физиологии (с 1818 г.), потом ученым секретарем в Моск. медико-хирургической академии, а с.

Даркшевич Ливерий Осипович — невропатолог; род. в 1858 г.; окончил курс на медицинском факультете Московского университета (1882), где с 1888 г. был назначен приват-доцентом по кафедре нервных и душевных болезней. В 1892 г.

Калениченко Иван Осипович — из крестьян, род. в 1805 г. в Сумах, ум. 17 января 1876 г. Учился в уездном сумском училище, в Харьковской гимназии и университете. По окончании университетского курса в 1829.

Читайте также  Орест адамович кипренский: картины (портреты), краткая биография

Первольф Осип Осипович (1841-1891) — славист, чех по происхождению, учился в Пражском университете. Уже в своих первых журнальных работах П. проявил внимание к России: он писал по истории Малороссии, о происхождении Руси, о.

Биография Пастернак Леонид Осипович

to_priz

ИСКУССТВО и ВРЕМЯ

Творчество — свободное действие из небытия в бытие.

Леонид Осипович ПАСТЕРНАК (1862-1945).

Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Толстой и Эйнштейн.
Забытый Пастернак, отец Бориса.

Bo4kaMeda

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945)
Автопортрет 1920
пастель

Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Толстой и Горький, Мечников и Эйнштейн. Он славился как блестящий портретист и мастер иллюстрации. Его картины хранят крупнейшие музеи мира и сотни коллекционеров. Однако долгие десятилетия имя Леонида Пастернака было забыто. Возможно гениального отца заслонила тень гениального сына — поэта Бориса Пастернака.
✂… «>

Борис и Александр
Леонид Осипович Пастернак


. гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле

Борис Пастернак писал об отце: «Папа!» Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, — тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, — удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…»

Леонид Осипович Пастернак
Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря
1910


Леонид Осипович Пастернак
Автопортрет в желтом халате

Потомок царя Давида


Леонид Пастернак родился в апреле 1862 года в Одессе. Он был младшим ребенком в большой еврейской семье. Видимо, от избытка чувств родители нарекли его сразу двумя именами — Абрам и Исаак. Однако, дома звали исключительно Леонидом. По этому поводу художнику даже приходилось объяснительные писать в официальных учреждениях. Кстати, фамилия первоначально звучала не Пастернак, а Постернак.

Лия Пастернак, мать художника
Леонид Осипович Пастернак
1900-е

Постернак-старший держал постоялый двор, мать вела хозяйство, была неграмотной, но умной и волевой женщиной. Пастернаки считали, что ведут свой род от Абарбанелей. Это одна из старейших и самых уважаемых еврейских семей, которая происходит от царя Давида

Родители мечтали, что сын станет «аптекарем, или лекарем, или, на худой конец, „ходатаем по делам“» — как позже вспоминал художник. Но более всего мальчик стремился рисовать, причем делать это приходилось тайком от папы с мамой. Наиболее доступный инструмент — уголь.

Леонид Осипович Пастернак
Москва 1916
Ит. карандаш, уголь.

Первый успех и заказ пришел в шесть лет. Дворник поручил талантливому мальчугану набросать углем несколько картин на охотничьи темы. Заказчик платил по пять копеек за каждую картину и украсил ими дворницкую. Впоследствии Леонид Пастернак назовет этого дворника «мой Лоренцо Медичи». Кстати, любовь к зарисовкам углем и карандашом останется у Леонида Пастернака на всю жизнь.

Леонид Осипович Пастернак
Портрет Шаляпина
30.12.1913

Леонид Осипович Пастернак
Мужской портрет (А.П.Новицкий) 1892
Карандаш

Слева: Спящий гимназист (Б.Пастернак). Ит. карандаш. 22 июля 1902 г.
Справа: Борис Пастернак за фортепиано. Уголь. 1909 г.

Любимый ученик фон Хертериха

Родители хотели видеть сыном медиком или юристом. Леонид Пастернак поступает в Московский университет на медицинский факультет. Тут бы ему позавидовал сам Микеладжело. Но то, что привлекало великого скульптора, отталкивало нашего героя — анатомичка. Леонид Пастернак не смог преодолеть отвращение к трупам, но ту часть анатомии, которая нужна художнику, он изучил. Затем перевелся на юридический факультет Московского университета, а затем и вовсе в Одесский, а точнее Новороссийский университет. Одесский университет (единственный в империи) давал право студентам выезжать за границу. Пастернак этим правом воспользовался и отправился поступать по конкурсу в Мюнхенскую королевскую академию. И прошел под первым номером! Учился в классе знаменитого рисовальщика Людвига фон Хертериха.

Автопортрет профессора Людвига фон Хертериха.

Его эксперименты в рисовании были настолько хороши, что учитель их не поправлял и разрешил забрать домой. В Москве работы Пастернака сразу расхватали коллекционеры. Мюнхенскую академию художеств Пастернак окончил с золотой медалью и в том же году получил диплом юриста — экстерном.


Армейская муза

Следующий этап жизни молодого художника — служба в армии. Год. Первый большой холст написан под впечатлением от армии. Картину «Письмо с родины», еще не завершенную — прямо с мольберта, — приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи.

Леонид Осипович Пастернак
Вести с родины
152×110 см

Дети прокормят родителей

Леонид Пастернак женился на знаменитой пианистке Розе Кауфман. Молодая семья обосновалась в Москве, через год родился первенец — будущий лауреат Нобелевской премии, писатель Борис Пастернак. Затем на свет появились сын Александр и две дочери, Жозефина и Лидия.

Лидия и Жозефина, дочери Леонида Пастернака, 1908 год

Семейные портреты и зарисовки стали излюбленной темой Леонида Пастернака. Они передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, еще и прекрасно продавались. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети «кормят» родителей!

Леонид Осипович Пастернак
Две женщины
1930-е

Первый русский импрессионист

Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. При этом, как отмечает искусствовед Елизавета Плавинская, он не опасался прохладного отношения к импрессионизму передвижников, которые программно ставили правду выше красоты. «Он был более модернист, чем они и чем Репин. Он позволял себе быстрые обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину, незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно подзабытого всеми караваджизма», — писала Плавинская. Кстати, товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды не приняло.

Леонид Осипович Пастернак
Дама с двумя детьми в лодке

Любимый иллюстратор Толстого

Тем не менее, именно на выставке передвижников в 1893 году произошла знаковая встреча. Лев Толстой остановился около картины Пастернака «Дебютанка» и ему представили автора работы. «Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами», — сказал Толстой. Пастернаки стали частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне. В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, Пастернак стал одним из лучших иллюстраторов произведений Л. Н. Толстого. Его иллюстрации к роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где удостоились медали. Многие зарисовки из «толстовской серии» попали в Третьяковскую галерею. Пастернака иногда называют «зеркалом» Льва Николаевиа. К слову, в Музее Толстого хранится 200 работ Леонида Пастернака, 36 портретов графа и иллюстрации к его произведениям.

Леонид Осипович Пастернак
Толстой

Первый русский в Люксембургском музее

Картину Пастернака «Студенты» приобрел Люксембургский музей в Париже. «Факт знаменательный, — писала одесская пресса. — Люксембург — один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень большой художник, и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной». Таким образом, «Студенты» Пастернака стали первой русской картиной в знаменитом музее.

Леонид Осипович Пастернак
Ночь перед экзаменом
1895

Альберт Эйнштейн в роли модели

Леонид Осипович написал серию портретов Альберта Эйнштейна. Они познакомились в Берлине в советском посольстве. Туда ходили послушать концерт, лекцию, посмотреть короткий театральный спектакль или принять участие в непринужденном общении. Однажды в этом посольстве Роза Пастернак играла на пианино, и кто-то спросил ее, не могла ли бы она сопровождать Эйнштейна. Однако Эйнштейн воспротивился. Он сказал: «Я не рискну выступать после такой искусницы!». «Все же мама его уговорила. И он действительно играл, а она аккомпанировала ему. А отец это зарисовал. И так возник лист, где нарисован играющий на скрипке Эйнштейн», — вспоминала Лидия, дочь Пастернака. Эйнштейн и Пастернак долгие годы поддерживали связь. Результатом стала серия портретов великого ученого.

Основатель ленинианы

Историю не перепишешь: Леонид Пастернак считается одним из основателей ленинианы. Он первым из художников академического направления запечатлел Ленина и других вождей революции, делая зарисовки на съездах, в президиумах и конгрессах. Правда, впоследствии многие из этих портретов, как и их модели, были уничтожены новой властью.


Рембрандт, Пастернак и еврейство

Леонид Пастернак с супругой и дочерьми в 1921 году отправился в Германию, по официальной версии — на лечение. Неофициально шутили, что после написания ряда портретов лидеров революции он решил держаться от них подальше. Пастернак много работает. В 1923-м вышел в свет очерк Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве», и опять следуют десятки портретов.

Рембрандт Ван Рейн
Еврейская невеста

Леонид Осипович Пастернак
Still life with peaches and black grapes
1930-е

Однако в 1938 году из фашистской Германии пришлось бежать. Почти весь тираж его книги, куда вошли и воспоминания о Толстом, уничтожили нацисты. Его юбилейную выставку запретили. Леонид Осипович собирался вернуться в Москву, но перед тем решил навестить свою младшую дочь Лидию, уже жившую в Оксфорде. Из-за войны художнику пришлось остаться в Англии. 31 мая 1945 года он умер в Оксфорде. 2 мая 1999 года в доме на севере Оксфорда, где жил русский художник, был открыт музей Леонида Пастернака
Светлана Лехтман

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: