Описание картины «взятие снежного городка», суриков, 1891 - JEKATERINBURG.RU

Описание картины «взятие снежного городка», суриков, 1891

Описание картины Василия Сурикова “Взятие снежного городка”

Василий Суриков, 1891 год, картина «Взятие снежного городка», Фото: upload.wikimedia.org

Название Взятие снежного городка
Страна, художник Россия, Василий Суриков
Год 1891
Жанр Жанровая сцена
Находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Материалы Холст, масло

Судьба подарила Василию Сурикову непревзойденный талант живописца, но и она же подвергла его тяжелейшему удару, который почти перечеркнул его творческую деятельность: по возвращению в Красноярск тяжело заболевает и потом умирает супруга Елизавета Августовна. Художник не только бросает писать картины, но и чуть не сходит с ума от горя. Но поддержка брата, знакомые с детских лет виды и пейзажи Красноярска снова возвращают художника к жизни, и он вновь берется за живопись.

Тогда-то и возникает идея Сурикова создать картину, сюжетом которой будет старинная народная игра, которая называется «взятие снежного городка» и не раз увиденная художником еще в детстве. Построение снежного городка и его «взятие» было устроено по желанию Сурикова ладейской молодежью. Есть версия, что инсценировка сего представления осуществлялась в усадьбе самого художника. Родственники и просто желающие были натурщиками.

На полотне изображена кульминация игры – как раз тот момент, когда нападающий на лошади прорывается через ряд тех, кто стоит на страже, и добирается до намеченной цели, которой является снежная крепость. Центральное место занято «городком» и его защитниками с хворостинами и трещотками, которыми нужно отпугивать лошадей соперников. С боков полотна мы видим улыбающихся и оживленных зрителей, которые наблюдают за столь увлекательным действом. Герои участвуют в создании цельного, единого впечатления радостной массы, принимающей участие в веселой забаве и радующейся победе своих товарищей.

Чуть слева от центра скачущий всадник, разрушающий крепость и завершающий триумф прямым попаданием кулака, изображен в лихом взлете. Он является самой крупной фигурой, а также главным нервом полотна, олицетворяющим всю напряженность схватки. Изображение движения коня было очень трудным процессом, поэтому городок заново воссоздавался несколько раз. Конь всадника коренастый, большеголовый, низкорослый, принадлежит к «сибирской породе». Глаза еще хранят крайнюю степень возбуждения от крика людей и выпадов «стражников» городка, но и в них появилось уже веселое озорство, выраженное в раздутых ноздрях и слегка приоткрытом рте, все вместе напоминающим улыбку.

Лицо защитника, одетого в белую шубу, озаряется счастьем и радостью. Поднятая рука с хворостиной приготовлена не для удара, а для приветствия сокрушителя. Еще один стражник, на котором мы видим рыжий тулуп, так размахнулся, что потерял шапку.

Мастерская живописца в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске, Фото: upload.wikimedia.org

Зрители вызывают еще больший интерес. Мужчина справа в кошеве, на голове которого красуется меховая шапка, является братом Александром. Девушка, которая отвернулась от наблюдателя и сидит рядом с братом, двоюродная племянница Татьяна Доможилова. Женщина в темной одежде, которая сидит с опущенной рукой, является Екатериной Рачковской, супругой врача Петра Рачковского. Девушку в левой части, наряженную в синюю шубку, сравнивают со Снегурочкой, которая являет собой нечто сказочное и волшебное.

Роль сибирского пейзажа в картине не менее значительна. Справа показываются крыши сибирской деревни. В центре и слева мы видим уход горных цепей, которые лишаются своих очертаний и четкости. Художник изобразил обычный день без солнца, без искрящегося снега. Цветовая гамма задана яркими красками ковра с правой стороны. Ковер настолько разноцветный, что он идет в противовес всей динамике, которую мы наблюдаем в центре. Разнообразие цветов на ковре использовано для того, чтобы усилить общую атмосферу радости.

Начатое в Красноярске и законченное в Москве полотно было представлено на выставке в Петербурге. Картина вызвала различные эмоции: кто-то критиковал ее за выбор композиции, кто-то был в полном изумлении от того, что многие картины Сурикова полны драматичности и трагизма, а эта изображает радость и задор.

Картина «Взятие снежного городка» Василия Сурикова

«Взятие снежного городка» Василия Ивановича Сурикова — это известная картина, которую сейчас можно увидеть в Государственном Русском музее. Написанная маслом по холсту размером 156 на 282 сантиметра в 1891 году, она поражает зрителя своей живостью и искренностью. Разберемся, что предшествовало созданию шедевра и как он воспринимается критиками в контексте всего творчества Сурикова.

История создания

В конце восьмидесятых годов семья Суриковых пережила серьезную трагедию — умерла жена, которую звали Елизавета. Долгое время Суриков не мог собраться с силами и взяться за кисти, однако смена обстановки, он с дочерьми уехал в Красноярск, и поддержка от сибирских родственников помогли художнику продолжить творчество. И даже загореться новыми необычными идеями, благодаря одной из которых и появилась картина.

Появление замысла

Во время пребывания в родном Красноярске, в котором Суриков пытался забыться после смерти супруги, он и задумал создать большое полотно о взятии снежного городка — популярном развлечении енисейских казачьих деревень. Эту народную забаву он наблюдал и в детстве, и во взрослом состоянии. Каждый раз после Масленицы жители окрестных деревень строили огромные снежные городища, а потом шуточно сражались за них. Это и захотел изобразить живописец.

Этюды для картины

Первые этюды для картины «Взятие снежного городка» Василий Суриков начал создавать в 1888 году. А в 1890 году Василий Иванович Суриков побывал в селе под названием Ладейка. Местную молодежь он попросил построить снежный городок и поиграть напоказ. Ребята, не привыкшие к таким странным обращениям, согласились позировать только за три ведра спирта. Однако такая сделка с ладейской молодежью позволила художнику:

  • Сделать важнейшие наброски центрального персонажа на коне;
  • Выяснить, как изображать свет, чтобы передать объем сугробов, снега;
  • Зарисовать будущую толпу;
  • Изобразить красками снег, разлетающийся во все стороны.

Некоторые лица Суриков писал не с неизвестных ему девушек и молодых людей, а со своих родственников и знакомых. Так, например, моделями выступали его родной брат, жена известного красноярского врача и подруга семьи Екатерина Рачковская, двоюродная племянница живописца Татьяна Доможилова.

По словам Александра Сурикова, брата художника, Василию пошла на пользу активная творческая деятельность, регулярные выезды из города на пленэры. «За работой этой картины Вася уже менее стал скучать о жене; одним словом, до некоторой степени пришёл в себя, стал бывать в гостях и у нас бывали знакомые!» — отмечал он.

Сюжет

В центре сюжета находится казачья традиционная игра в покорение городка. Она проходила почти в каждой деревне по периметру Енисея, а смотреть на нее собирались все односельчане. И это не удивительно. Картина прекрасно передает воодушевленную и полную радости атмосферу, которая царила во время таких гуляний.

Передний план

На первом плане находится всадник, который, находясь на скачущем коне, с силой бьет по разрушающемуся городку из чистого снега. Его лицо напряжено, а в глазах лошади настоящее безумие. Критик Владимир Кеменов писал о центральных персонажах: «Суриков как бы очеловечивает лошадь: в его картине не только всадник, но и конь выглядит полноправным участником весёлой забавы… Больше того, конь и сам испытывает удовольствие от игры».

Читайте также  Описание картины виктора васнецова "аленушка", 1881

Они буквально олицетворяют весь пыл енисейских казаков, их серьезное отношение к старинным традициям. Также на переднем плане находятся люди в санях — парень и девушка, с левой и правой руки соответственно. Они в восторге от происходящего и с азартом наблюдают за теми, кто скачет вслед за наиболее успешным казаком.

Задний план

На заднем плане стоит толпа, но она расступается перед всадниками. Всадники выглядят не так, как центральный персонаж — они просто веселятся, в них нет такого запала и желания поскорее уничтожить снежное городище. Так же счастлива толпа, которая наблюдает за праздником. В ней есть люди разных возрастов и сословий, но в счастливый момент все стирается. Все они выглядят одинаково нарядными, счастливыми и румяными от мартовского мороза.

На заднем фоне, где-то за толпой, можно разглядеть силуэты гор и голые деревья. Из-за их расположения можно подумать, что игрища происходят на берегу реки. Почему художник беспокоится о географических деталях? Во многом это связано с тем, что картина передает национальный колорит, который присущ казакам определенной местности.

Восприятие картины

Впервые картина была выставлена на Девятнадцатой выставке передвижников. Она открылась в Петербурге в начале марта 1891 года, а уже через месяц переехала в Москву, в традиционный пункт маршрута. Затем художественная экспозиция совершила тур по современной Украине.

Мнение критиков

Критики скептично восприняли появление картины. В основном претензии были связаны с излишней праздничностью нарядов всех героев, с грязноватой работой над цветами. Еще они отмечали странный выбор оттенков — слишком ярких и насыщенных для зимней зарисовки. Ряд замечаний был связан с композицией картины. Из-за перегруженного заднего плана трудно сфокусироваться на чем-то одном.

Наиболее полный и доброжелательный отзыв дал историк искусств Владимир Стасов. В своей статье для «Северного вестника» он заявил, что полотно имеет необычный, свойственный скорее восточной культуре, чем русской, колорит. По его мнению, в сюжете есть только половина русского, так как детали в виде ярких одежд, низкорослых мохнатых лошадей скорее напоминают об азиатских традициях и культуре.

Реакция общественности

Общество заинтересовалось картиной как минимум потому, что на двух прошлых выставках передвижников никакие работы Сурикова не анонсировались. Однако аудитория, знакомая с творчеством художника, была немного удивлена тому, что он отошел от привычных трагических сюжетов. Можно предположить, что серьезное напряжение в реальной жизни и скорбь по супруге заставили Сурикова желать писать что-то более светлое и радостное, чем обычно.

Дальнейшая судьба картины

Первым покупателем картины стал меценат Владимир фон Мекк. Благодаря ему полотно поучаствовало во Всемирной выставке в Париже. Там оно получило бронзовую медаль, что сделало картину одной из наиболее признанных среди полотен Сурикова. Затем картину перекупил Русский музей.

Во время войны картину эвакуировали в Нижний Новгород, а затем и в Пермь. Только после окончания военных действий полотно вернули в Санкт-Петербург. После оно никогда не покидало город надолго, разве что участвовало в локальных выставках по России. В Русском музее, куда и была возвращена картина, ее можно увидеть по сей день.

Картина «Меншиков в Березове» Василия Сурикова

«Боярыня Морозова», исторический шедевр Сурикова, вы узнаете как это было

Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича

Сочинение-описание Взятие снежного городка по картине Сурикова (3, 6, 8 класс)

Василий Иванович Суриков был родом из Сибири, из Красноярска. И вполне мог наблюдать подобную картину. Зима там длится долго. Но и она заканчивается. Наступает масленица – народ отмечает приход весны потешками и забавами. Чем же ещё заниматься народу, как не развлекаться. Одна из таких массовых народных забав — взятие снежного городка.

Снега много, он липкий и отличный строительный материал. Смысл этой народной забавы в том, что одна противоборствующая сторона возводит снежный городок, а другая берёт его штурмом. И обе стороны рады и веселы.

За пределами населённого пункта строится крепость из снега. Домов нигде не видно. Не видно и леса, только вдали пологие склоны гор, в летнее время покрытых лесом. Сейчас эти склоны покрыты снегом, он сливается с небом. Взрослые люди дурачатся, как дети. Они на полном серьёзе штурмуют бастионы снежного городка.

На переднем плане картины прилично одетый мужчина, на голове у него дорогая меховая шапка, на лошади на скаку сносит снежную стенку. Под копытами мощного жеребца снег летит во все стороны. Мужчина мощной хваткой левой руки держит лошадь под узды, а правой рукой призывно размахивает в воздухе. Лицо повёрнуто вправо, он смотрит на зрителей.

Он чуть не сбил мальчишку, который вовремя отскочил в сторону, аж шапка упала с головы. В отличие от всадника, парнишка одет бедно – в подпоясанный веревкой зипун. За мужиком на коне следует разномастная пешая гвардия с ветками в руках. Они тоже дурачатся от души. На лице одного из «войнов» играет улыбка во весь рот. Он одет в белый полушубок, подпоясанный красным поясом. Поэтому, не заметить его невозможно.

Справа на картине изображены сани. Это сани явно богатых людей. Они застланы богатым цветным ковром. В санях сидят две женщины и напротив них мужчина. У них богатые одежды – шубы, шапки, варежки. Однако, видно, что женщина с вниманием смотрит за происходящим. Она наклонилась вперёд.

А вот девушка в красивой дорогой шубке с белым воротником и аккуратной синей шапочкой, наоборот, отстраняется от орущей толпы. Ей это неприятно.

С левой стороны картины изображены сани простого человека. Вместо богатого ковра внутри они выстланы соломой. Сам мужик одет, не понять во что. Он призывно машет рукой всаднику, уезжая в сторону от несущегося коня.

У Сурикова прописан каждый персонаж в отдельности. Не серая безликая масса, а люди такие разные по социальному положению. Но эта снежная битва всех уровняла. Всем надоела долгая холодная сибирская зима, все хотят солнца и тепла. Хочется самим принять участие в ней и присоединиться к смеющейся толпе.

Описание 2

История этой картины начинается в городе Красноярске. Именно туда художник поехал в самый тяжёлый момент своей жизни. Василий Суриков потерял любимую жену и, чтобы хоть как-то отвлечься от своего горя поехал в родной город. Там он многие месяцы наблюдал за ярмарками и базарами, смотрел на образы, одежду, быт простых людей и ,в конце концов, написал картину «Взятие снежного городка».

Эта картина сразу же приковывает взгляды, кажется, что автор, создавший ее необычайно счастливый человек.

На полотне изображен выходной день. Скорее всего, это воскресная ярмарка.

С первого взгляда можно запутаться. На первом плане изображено очень много людей. Один человек на лошади.

Если приглядеться, то будет понятно, что это своеобразная деревенская забава.

На первом плане изображен наездник, по его лицу видно, что он очень сосредоточен. Тут же ему путь перекрывают люди без лошадей. Они пытаются остановить ездока и не дать ему прорваться к снежной крепости.

Читайте также  Отказ от исповеди, илья ефимович репин - описание картины

На втором плане изображены люди, они смотрят и смеются, наблюдая за игрой.

Картина написана в светлых и приятных тонах. Все говорит о спокойной и размеренной жизни этого народа.

Они смеются и улыбаются. Видно, что сюжет игры захватил их целиком.

Конечная цель играющих добраться до снежного города. Одна группа людей защищает его, другая ,наоборот, прорывается к центру крепости.

На заднем плане изображена русская Сибирь. Зимние, белоснежно-белые холмы почти сливаются с безоблачным голубым небом. На полотне отображается вся мощь и величие этого сурового зимнего края.

Хорошо то, что Суриков до мельчайших подробностей прописал всех персонажей. По картине можно проследить быт того времени. Теплые шапки ушанки, меховые тулупы и валенки — главные атрибуты зимней России того времени.

Все безмерно счастливы и радуются, как дети. Автор смог передать все эти эмоции путем тщательной прорисовки лиц. Кажется, каждая черточка на лице у любого человека на картине пропитана жизнью.

Полотно, словно замерло на стоп-кадре. Можно представить, что вот-вот включится кнопка «пуск» и картина оживет. Сразу зритель услышит крики и радостные вопли играющих и их зрителей и сам невольно заразится этим бушующим азартом!

Также можно представить, что было до этого момента. А именно радостное предвкушение людей, пришедших на ярмарку с утра, чтобы посмотреть на игру «Взятие снежного городка».

Сочинение №3

Художник Василий Иванович Суриков родился и вырос в сибирском городе Красноярске. Поэтому он хорошо знаком с народными традициями и гуляниями, особенно в зимний период.

Одной из ярчайших его картин является «Взятие снежного городка». Это одно из монументальных его полотен. Оно как раз посвящено народным сибирским гуляниям.

Одним из любимейших праздников народа на Руси была Масленица. Она знаменовала окончание зимы, отступление холодов. Неудивительно, что в Сибири особенно любили этот праздник, ведь морозы там особенно сильные. Вся масленичная неделя ознаменована разными традициями и празднествами. Особенно широко гулял народ на шестой и седьмой день. До нас дошли только обычаи печь блины да сжигать чучело зимы. Но в те времена на последние дни устраивались наиболее яркие зрелища.

Одну из таких традиций изобразил Суриков. На шестой день на главной площади города строились снежная крепость – городок. Все желающие разделялись на две команды. Первые должны были защищать городок. А вторые нападать и разрушить его. Эта забава традиционно привлекала много народу. Участвовать могли и стар и млад. На картине мы видим и детей, защищающих снежную крепость, и взрослых. Например, бравого казака на лошади, сумевшего прорвать оборону и разрушить городок.

Подобное развлечение всегда привлекало множество зрителей. Тут и простые крестьяне с детьми, у которых от мороза уже порозовели щечки. Здесь же и более богатые слои населения. Две знатные женщины на санях тоже не могут отказать себе в удовольствии посмотреть на народные забавы. Пестрая толпа вокруг играющих прекрасно иллюстрирует быт той эпохи. Простой народ одет в разномастные тулупы, подпоясанные кто чем смог. Разительно выделяются на их фоне богатые барышни на санях. Сами их сани украшены красивым ярким ковром. А женщины одеты в шубы, отороченные мехом, изящные яркие шапочки и платки.

Нахождение таких разных людей в одном месте показывает наблюдателю те редкие моменты всенародного единения. Праздники и народные гуляния для того и существуют, чтобы их посещали и веселились не определенные категории людей, которым это дозволено, а любой желающий.

Взятие снежного городка

Популярные сочинения

В своем сочинении я расскажу, как я первый раз каталась на роликах. Этот день навсегда останется в моей памяти, ведь я испытала бурю эмоций и впечатлений.

Война. Какие ассоциации с этим словом сразу всплывают в нашей голове? Страх, боль, ужас, смерть – это только малая часть синонимов, которые приходят на ум. Война – это непоправимая трагедия

Красоте русской природы немало посвящено картин русских художников. У каждого свое видение этой красоты, но все произведения объединены одной большой любовью к России.

Сочинение по картине Взятие снежного городка Сурикова

«Взятие снежного городка» — одна из самых позитивных картин В.И.Сурикова.

На полотне изображено много людей, которые пришли посмотреть на битву. Чтобы победить, нужно захватить снежный городок, который строился заранее. Снежная крепость построена в безлюдном месте, домов не видно. Видны пологие склоны холмов, покрытые белым снегом. Небо сливается с холмами, оно такое же светлое, как снег.

На переднем плане картины изображен всадник, который разбивает стенку из снега. Мощные копыта лошади пробили стену, и мелкие комки снега летят в разные стороны. Лошадь темно – коричневого цвета, грива у нее черная. Всадник на лошади слегка наклонился вперед, одной рукой он держит узду лошади, второй взмахивает, подбадривая ее. Всадник одет в коричневый камзол и коричневую меховую шапку. Лицо у всадника напряжено и повернуто вбок.

Чуть ли не под копытами лошади стоит мальчик в рыжем полушубке, подпоясанном кушаком. Он сильно наклонился вбок, прячась от комков снега. У него с головы упала шапка. У мальчика светлые, кудрявые волосы.

За всадником на лошади идет толпа. Они кричат и машут руками с ветками и палками. У них возбужденно – радостные лица. Особенно выделяется парень в светлом полушубке, отороченном черным мехом. Полушубок подпоясан красным поясом. На голове у парня серая шапка. Правая рука с большой веткой поднята вверх, левая опущена вниз.

Справа, на картине изображены сани. На санях сидят две женщины. Они приехали посмотреть на взятие снежного городка. Сани покрыты красивым ковром, расписанным яркими цветами. Немолодая женщина наклонилась вперед и с интересом наблюдает за происходящим. На ней коричневая шуба и светлый платок, варежки у нее тоже меховые. Рядом, скорее всего молодая девушка в черной шубе с белым воротником. На воротник выпущена коса с красным бантом. На голове синяя шапочка, отороченная серым мехом. Девушка отворачивается от всадника, потому что на нее летит снег из-под копыт лошади.

Внизу, в левом углу картины, видно небольшую часть саней. Сани крестьянские, они покрыты соломой. В санях сидит мужчина в светлом полушубке. Он машет рукой всаднику на лошади.

Сочинение-описание картины Сурикова Взятие снежного городка

Одна из самых добрых и легких картин Василия Сурикова была написана в его родном городе Красноярске и представлена в 1891году, которая сразу завоевала всемирную известность. Она была написана после тяжелого периода художника, когда он потерял родного и близкого человека умерла его жена, вернув ему былую страсть к творчеству и просвещению. Данная картина пропитана жизнерадостной сибирской энергией и весельем, которая заставляет нас улыбаться, ведь душа русского человека всегда требует шума и настроения.

В основе картины лежит русская забава, то есть гулянья на масленице, которые обычно отмечаются дружно и с большим размахом. В этот день мы прощаемся с зимой и встречаем красавицу весну. Все динамично и полно движений. Мы видим штурм снежной крепости изо льда и снега, которая, по-видимому, готовилась несколько дней.

Читайте также  Картина "золотая осень", василий дмитриевич поленов - описание

На картине очень интересно запечатлена игра мужчин. Разделившись на 2 команды, одна из которых защищает, другие стараются захватить и разрушить этот снежный городок. В результате городок разрушили и все залились громким смехом и радостью. Вся толпа людей в ярких и красивых нарядах. Они радостны, веселы и беззаботны. Но стоить заметить, приглядевшись к каждому из персонажей, что они все наделены разными эмоциями и мимикой. Все лица румяны, но у каждого свои чувства, мысли и даже позы. Все персонажи индивидуальности.

Суриков очень грамотно изобразил смешение людей различных сословий и статусов. Это и крестьяне, и барские особы. Всё это находит отражение в ярких и красных платках женщин, в дорогих полушубках, в расписных и шитых золотом коврах на санках.

Мы смотрим на эту картину и чувствуем её морозный воздух, а так же лучи солнца, которые на картине не видны. Кажется, что сейчас и к нам прилетят эти комки снега. Всё это завораживает и поднимает настроение и, несомненно, пропитывает картину жизнерадостностью и чувством свободы и простора.

Все довольно гармонично сочетается с безудержным весельем и с яркими одеждами, ведь для написания картины автор провел кропотливую и серьезную работу. За эту картину, за своё мастерство Василий Суриков получил серебряную медаль на Всемирно известной выставке в Париже.

Описание настроения картины Взятие снежного городка

Популярные сегодня темы

Советский художник Николай Михайлович Ромадин (родился в 1903 году, умер в 1987) получил известность благодаря таким своим картинам, как «Последний луч», «Село – Хмелевка» и др

Картина Баба Яга была написана как иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. На ней изображена героиня русских сказок, которая летит в ступе

Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России

Среди мотивов полотен известнейшего художника Архипа Куинджи тесной линией проходит тема природы и её пейзажей. Одной из картин, подчёркивающих богатство природы, является «Радуга».

На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.

В. Суриков. Взятие снежного городка

Василий Суриков.Взятие снежного городка.1891 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Был период в творчестве Сурикова , когда он совершенно отошёл от живописи и не прикасался к краскам. Это случилось сразу после того, как он внезапно потерял жену Елизавету Шарэ.Ей было всего 30 лет. Она умерла настолько неожиданно, что для него это оказалось ударом и неожиданной потерей. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года.Он перестал писать. Можно представить каково это было, ему знаменитому, тому самому кто написал «Меньшиков в Берёзове», да ту же «Боярыню Морозову»…

Депрессия в самой тяжёлой форме захлестнула мастера. И тут на подмогу пришла любовь дочерей. Они как могли, помогали ему вынести потерю, и кто знает, может быть именно эта любовь к отцу и вернула его к жизни, а, следовательно, к живописи. И он вернулся и вернулся триумфально.

Пытаясь отвлечь Сурикова от тяжелых мыслей после утраты любимой жены, брат Александр подал ему идею написать старинную масленичную казачью забаву — штурм построенной из снега крепости. Художник увлекся, с удовольствием начал собирать материал, искал детали и образы. Каждый базарный день он с раннего утра шел туда, где собирался народ, и с живейшим интересом вглядывался в лица красноярцев, прикидывал, насколько органично каждый типаж будет смотреться на картине, решал, какой использовать свет: рассеянный — для передачи пасмурного дня или яркое зимнее солнце.

Мастер зарисовывал росписи над дугами на старинных кошевах, богатые узоры тюменских ковров и любые необычные детали саней и розвальней. Но больше всего Сурикова занимали образы, необходимые для толпы зрителей. Особо искать не приходилось, стоило только выйти за ворота — каждый встречный имел характерные черты сибирской мужественности, и казалось ему, что любое из этих лиц идеально вписывается в картину, все были близки и понятны своей сибирской суровой красотой.

Александр Иванович активно участвовал в создании картины, помогал брату, безотказно возил его по деревням и даже организовал само «взятие городка». В усадьбе построили специальную крепость изо льда и снега с башнями и зубцами, а также нашли казака, который «штурмовал» ее на лихом черном жеребце. Живописец писал легко, как никогда раньше, поэтому полотно «Взятие снежного городка» получилось радостным и задорным.

Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег.

В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника — Александр.

«Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи», — говорил Василий Иванович В этой работе много его красноярских знакомых и даже родной брат Александр, изображенный в шапке-ушанке в санях, крытых тюменским ковром.

«Взятие снежного городка» было выставлено в Петербурге в 1891 году и удивило публику несоответствием привычному трагическому амплуа художника. Мол, не того мы ждали от Сурикова, мы, дескать, ждали от него снова что-то потрясающее историческое. И никто тогда не понял что в этом полотне как раз гимн русскому раздолью, гимн русской несдержанности. Критика это полотно оценила много позже, публика ещё позже. Светлое, позитивное и жизнеутверждающее произведение долго не покупали, только через несколько лет его удалось продать коллекционеру Владимиру фон Мекку за десять тысяч рублей.

А через девять лет на международной выставке в Париже за картину «Взятие снежного городка» Суриков получил именную медаль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: