Описание картины "письмо с фронта", 1947, лактионов - JEKATERINBURG.RU

Описание картины «письмо с фронта», 1947, лактионов

«Письмо с фронта». История одного шедевра

Наверное, мало кто из школьников СССР не писал сочинение по картине Александра Лактионова «Письмо с фронта». Но если все-таки не писал, то видел эту работу каждый. Однако мало кто знает, что у такого яркого, солнечного полотна была очень непростая история. Об этом и пойдет речь.

Нестандартный взгляд Александра Лактионова

Но сначала несколько слов об авторе. Александр Иванович Лактионов, сын кузнеца и прачки, родился в 1910 году в городе Ростове-на-Дону. С раннего детства мальчик отличался феноменальной собранностью и трудолюбием. Отец заметил талант сына к рисованию, и в надежде, что Саша уйдет от трудной рабоче-крестьянской судьбы, стал всячески поощрять его.

Лактионов блестяще закончил ростовскую художественную школу и поступил в художественную академию в Ленинграде. Его взяли, только взглянув на работы. Поскольку он и здесь был одним из лучших студентов, Лактионов стал одним из любимых учеников Исаака Бродского. А он, как известно, был главным художником страны в то время, автором «лининианы» и знаменитейшей работы «Ленин в Смольном». Ученики (Владимир Серов, Юрий Непринцев, Алексей Грицай и др.) перенимали реалистичную манеру учителя. Но больше всех в этом плане отличился Лактионов. Он был настолько точен и аккуратен в деталях, что со временем его стали критиковать за формализм. Говорили, что в картинах Лактионова нет души, персонажи плоские, без характера. Да, есть игра света и тени. Но где психологизм? Где человеческая история?

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты, светила отечественной медицины, выяснили, что у Лактионова особое устройство глаза. Он видит мир не так, как мы, а стереоскопически — то есть очень четко определяет форму, размеры и особенности предмета. И такое видение дается лишь избранным. Отсюда феноменальная точность изображенных Лактионовым предметов.

Рождение сюжета

Перейдем к самой известной работе мастера — «Письму с фронта». В начале 1944 года, после эвакуации, Лактионов с семьей и перебрался в подмосковный городок Загорск. Вскоре он заключил договор на написание картины, отсылающей нас к сюжету жизни в тылу во время Великой Отечественной войны. Даже историю придумал — люди с фронта ждут письмо, получают, радуются, читают. Несколько раз он начинал писать этот сюжет, но все не складывалось. И мастер был недоволен.

И вот однажды, выйдя на улицу, он увидел солдата, который, ковыляя, опираясь на палку, шел по улице Загорска. По всему было видно, что местность ему не знакома и пришел он сюда по какому-то поручению. Солдат, завидев Лактионова, остановился, достал бумажку с адресом, и спросил, как найти такой-то дом.

Художник предложил его провести. Пока шли, завязался разговор — о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга хорошее письмо.
Лактионов довёл чужака до ворот и увидел, как тот вошёл в дом, как сбежались родные его друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже слово.

В голове художника наконец-то родилась та самая картина. Однако, теперь ее нужно было написать. Поскольку Александр Иванович был человеком основательным, на работу над полотном ушло два года. Писал он не по памяти, а нашел людей, которые выступили моделями. У солдата, доставившего письмо, появилось лицо художника Владимира Нифонтова, друга Лактионова. Он тоже прошел войну, был десантником, и когда надевал форму, имел такой бравый вид, что грех было его не нарисовать. Правда, перебинтованная рука и палка, на которую опирается герой «Письма с фронта» — это уже художественный вымысел.

Женщина, которая держит конверт — родная тетка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Есть на картине и дети художника. Сын Серёжа — он стал мальчиком, который читает письмо (тогда ему было семь лет), и дочка Света — девочка, которая стоит, держась за дверь и внимательно слушает брата. Самый солнечный персонаж картины — девушка с красной повязкой — соседка Лактионовых. Она с удовольствием позировала и эта ее радость передается зрителю.

Впрочем, счастья в картине хоть отбавляй. Здесь много солнца, много тепла, и, глядя на эту работу, понимаешь, что даже в самые трудные времена иногда случаются незабываемые минуты.

Когда народ голосует

Однако, вопреки ожиданиям, судьбу картины трудно назвать легкой. В 1948 году работу Лактионова привезли в Третьяковскую галерею. Поскольку работ привозили много, а на выставку должны были попасть лучшие, картины проходили жесткий отбор. Учитывалось всё: от мастерства художника, до идеологической составляющей. Споры по поводу «Письма с фронта» были — уж очень неординарный Лактионов нашел подход к теме, но тем не менее, полотно пропустили.

Однако, за несколько часов до открытия залов, в Третьяковку пожаловала комиссия из представителей власти. Они должны были ещё раз оценить политический и идеологический компонент. Смотрели работу за работой, пропускали, а вот у «Письма с фронта» остановились. И полетели вопросы: «Что это за безобразие? Почему советская семья выглядит так неприглядно? Что там за облупленные стены? Что за щели в полу? Почему люди так плохо одеты? В Третьяковку ходят иностранцы! Что они подумают о жизни советских людей?»
Вопросы сыпались, как из рога изобилия. Сотрудники музея под таким углом на «Письмо с фронта» не смотрели, поэтому ответить им было нечего. Но работа все-таки была мастерски выполненной, и руководители Третьяковки еле уговорили чиновников повесить полотно в самый дальний угол, так, чтобы особенно в глаза не бросалась.

И повесили. В крохотный зал, в самое невыгодное место — между дверью и окном. А вскоре заметили, что на островке у «Письма с фронта» стали собираться посетители выставки — иногда людей было так много, что невозможно пройти. Они смотрели на картину, рассматривали детали, иногда плакали. Война закончилась всего три года назад. У многих были свежи воспоминания, многие так и не дождались своего письма с фронта, поэтому грустили о личном и радовались за героев картины. Поскольку в работе возник такой активный интерес, экскурсоводам пришлось включиться — что-то рассказывать и о работе, и о Лактионове.

Народное голосование победило чиновничий запрет. Сам же художник, увидев, какое место отвели его выстраданному полотну, очень обиделся. Но будучи натурой сильной, и оценив интерес посетителей, решил бороться за судьбу картины. Попросил у музейных сотрудников книгу отзывов. А там — большая часть благодарностей в адрес «Письма с фронта». Тогда он решил отправить копии этих отзывов на самый верх, во все кабинеты, которые возможно, чтобы хоть где-нибудь отозвалось.

Отзывы переписывал аккуратно. И потратил на это ни один день. Потом перепечатал и разослал. И в одном из кабинетов оценили народную любовь — и вдруг поняли, что Лактионов изобразил саму жизнь, что щели в полах — это не позор, а показатель того, что все силы народа были брошены на борьбу с фашизмом, а счастливые люди — те самые лица Победы.
И вскоре Лактионов получил Сталинскую премию первой степени — главную награду СССР.

Александр Иванович Лактионов прожил 62 года, большую часть из которых он писал картины. Нет счета его полотнам: тут и натюрморты, и портреты политических деятелей, героев труда и артистов его времени. Многие работы, в уже более свободные от идеологии времена, критики нещадно ругали за высокий профессионализм и за такой же высокий формализм. Лактионов читал критические отзывы, а потом шел в мастерскую и принимался за работу.

«Пока светит солнце, озаряя мастерскую, пока есть силы держать палитру и краски, я не могу оторваться от любимого дела,» — писал он в своих воспоминаниях. И только в минуты такого, кропотливого труда он был по-настоящему счастлив.

Сочинение-описание по картине Письмо с фронта Лактионова

Александр Иванович изобразил на картине ожидание положительных вестей с фронта. Данная тема относится ко времени жестокой и страшной войны между советской державой и нацистами. Каждый помнит, сколько боли и горя это страшное время принесло нашим семьям, дедам и прадедам. Столько жизней уничтожено, столько судеб разрушено. Множество жён остались вдовами, множество детей остались сиротами. С фронта приходили разные письма, не только похоронки и грусть, но и радость о победе в битве, счастье от продвижения вперёд. Все с нетерпением ждали, когда война кончится.

Читайте также  Мужской портрет, франс хальс — описание

На этой картине мы видим радость от полученной весточки. По атмосфере, преобладающей на картине можно заметить, что письмо получено от дорогого человека, возможно, от отца семейства. Мальчик с гордостью зачитывает текст. Все внимательно слушают юного чтеца. На лицах слушающих можно разглядеть радость. Это говорит о том, что семье доставлены хорошие новости. Можно предположить, что воин пишет о том, как наши войска продвинулись вперёд и посрамили немцев и их наглость.

На крылечке, возле девушки, стоит военнослужащий. По его виду можно понять, что он многое пережил. Вероятно, его списали по состоянию здоровье. Похоже, что в одном из боёв солдат получил серьёзное ранение. Но его сильный дух это не сломило. Наоборот, он прекрасно понимает, что всё сделано в благо его народа, который нуждается в свободе. Русские солдаты стояли насмерть. Их ничто не пугало. Они знали только одно, их народ никогда не будет в рабстве у нацистов. Этого нельзя допустить. Видно, что воин прошёл множество битв. Его грудь обвешана медалями.

Солдат, опираясь на трость, внимательно слушает мальца. Он с сожалением понимает, что на фронт не может вернуться из-за полученных травм, и это его тяготит. Ведь недруг ещё не изгнан с наших земель. Жаль, что теперь он не может воевать. Но его близким от этого легче, теперь он рядом и ему не нужно лезть под пули. Теперь не надо вздрагивать от каждого выстрела и шума. Не нужно бояться, думая выживет он или нет.

Русские женщины многое пережили. Не все дождались мужей с фронта. Многие солдаты и офицеры полегли на поле боя, сражаясь за родину. А их жёны и наследие остались на государство. Теперь им не на кого опереться. Но русские женщины не опускают руки. Они думают, как помочь фронту. Отправляют туда еду и всё необходимое.

Советский народ победил, благодаря своей сплочённости, единству и силе духа. Русские боролись до последнего. Сдаваться не в их характере. Это настоящие герои.

2 вариант

Такая солнечная, красивая, просто радостная картина. И даже забывается, что в названии есть слово «фронт». Значит, идёт война! Там страшно, выстрелы, бомбы… А тут солнце светит, столько зелени, люди улыбаются. Но, думаю, что без таких моментов нельзя на войне!

Я даже слышал, что, наоборот, во время войны больше ценили минуты радости. Не думали всё время об опасности, а переключались на приятный разговор, на праздник, песню… А то совсем тяжело!

Тут, конечно, прекрасный повод радоваться. Пришло письмо долгожданное. Если пришло, то солдат жив. И если люди слушают и улыбаются, то всё хорошо. А ещё, наверное, он сообщает хорошие новости, например, что враг отступает.

Это письмо, как говорится, лучик надежды. А на картине как раз есть темная часть – дверной проем, из которого и мы смотрим. А там дальше зеленый двор и солнце яркое. Там и домики красивые, и деревья… По дорожке через двор уходит, по-моему, почтальон. Он принёс письмо важное, но спешит дальше – может, важные письма есть и для других.

Люди собрались кругом, чтобы послушать, как мальчик читает это письмо. Сидит на скамеечке, у него кепка (уже тогда они были, оказывается), читает вслух. Не думаю, что только он умеет читать… Может, бабушка справа плохо видит (у нее очки в руках), а вот девочка слева – ещё не умеет хорошо читать. Солдат справа, наверное, ранен (у него рука перевязана ведь), у него слабость, поэтому прочесть он тоже не может. А женщина посередине просто позже подошла, не отбирать же ей письмо у мальчика! Видно ведь, что он очень старается. Я понимаю, как для него это важно. Может быть, это пишет его отец – герой.

У раненого тоже есть медали… А у женщины – красная повязка. Она внимательно смотрит на солдата. Наверное, она скажет ему, что курить, особенно сейчас, вредно.

Это важный момент для людей – весть с фронта. Думаю, что они ещё долго будут обсуждать новости, перечитывать это письмо, вспоминать. Искать между строк какие-то послания! Не всё ведь можно прямо так написать с фронта.

Но уверен, что там только хорошие новости! Эта картина дарит надежду, радость. Мне она очень нравится. Странно, что я её до этого не видел – особенно на день Победы.

Письмо с фронта Лактионова

Популярные сочинения

Мой любимый герой романа – это героиня. Бэлла! Она кавказская девушка – очень красивая и умная. Печорин встретил её на «вечеринке». Восхитился даже, так она была красива

Родители всегда воспитывали меня примерным ребёнком, поэтому, я с уверенностью могу сказать, что знаю, какой должна быть настоящая семья.

На картине Василия Максимовича Максимова — русского живописца, «Всё в прошлом», изображена русская глубинка 18-го века. Очень много точных деталей, которые передают жизнь прошлых лет. На картине видна разница между богатыми

«Письмо с фронта» Лактионова – картина-история

«Письмо с фронта» — жанровое полотно советского живописца Лактионова, ставшее его визитной карточкой.

Автор

Александр Иванович Лактионов (1910 – 1972) – советский художник, педагог, академик АХ СССР. Награждён Сталинской премией первой степени и Государственной премией РСФСР имени Репина.

Наделённый от природы способностями к рисованию, Александр Лактионов получил начальное художественное образование в Ростове-на-Дону. Затем с лёгкостью поступил в Академию художеств СССР в Ленинграде в мастерскую И.И. Бродского. До 1944 года аспирантура здесь же (поэтому не воевал), параллельно преподавал. С началом войны с семьёй был эвакуирован в Среднюю Азию, откуда позже перебрался в провинциальный Загорск (современный Сергиев Посад).

Получив задание на преддипломную картину с рабочим названием «Встреча» в 1944 году, приступил к обдумыванию сюжета.

Рождение идеи

Прифронтовое положение Загорска было уже в прошлом. Но война ещё не закончилась, и тысячи семей ждали весточек с фронта от своих близких. Заветные треугольники с родным почерком не просто радовали, они вселяли надежду на скорое окончание самой страшной войны в истории человечества и близкую встречу.

У художника не было чёткого видения, какой должна быть картина. Помогла случайная встреча на улице с раненым фронтовиком, который разыскивал нужный ему адрес. Солдат, только с фронта, должен был передать семье фронтового товарища письмо от него. Художник проводил бойца, по дороге расспрашивая того о жизни на передовой, об успехах Красной Армии. Став свидетелем волнующей сцены встречи солдата с семьёй товарища, художник понял, что решение замысла его будущей картины найдено.

Два года кропотливой работы

Эскизы, поиск моделей, определение их поз и выражений лиц, тщательное и детальное живописное изображение героев картины и фона – вот чем был занят художник два года. Крайне внимательный и реалистичный, художник Лактионов работал над картиной только в дни, которые по погоде полностью соответствовали задуманному для наиболее точной передачи теней и солнечного света.

Взгляд на полотно

«Письмо с фронта» — картина, размеры которой (225 х 155 см) позволяют становиться как-бы участником событий: фигуры героев по росту реалистичны и сопоставимы со зрителем.

В проёме распахнутой на улицу двери дома в летний солнечный день семья фронтовика читает письмо от главы семейства, защитника Родины. На переднем плане дочь и жена. Лиц их не видно, но угадываются счастливые улыбки. Сидя на табурете, сын-пионер зачитывает строки, написанные рукой дорогого человека. Русая девушка с красной нарукавной повязкой, по-видимому, соседка, улыбаясь, слушает. Слева тот самый фронтовик, принёсший долгожданную весточку. Раненая правая рука его на перевязи, в левой нехитрая трость-опора, значит, и в ногу было ранение. На груди награды, завоёванные в боях с фашистами: гоня их с родной земли, он проявил себя отважным бойцом. Учитывая период написания картины, именно фронтовик главный герой и картины, и времени, тяжелейшего для советского народа.

На заднем плане 2-этажные постройки старого района, перед ними пустырь, на котором видна фигура другого военного, в погонах.

Читайте также  Портрет мамонтова, врубель, 1897

Порог и стены дома, где происходит действие, говорит о том, что это очень старая постройка. Но люди, работающие на одну цель в тылу, не ропщут. Главное для них – это будущая Победа и возвращение родных с фронта живыми.

Кто позировал для героев картины

Военного, доставившего письмо, Лактионов писал со своего близкого друга, молодого художника и фронтовика Нестеренко, который воевал десантником. Остальные герои тоже реальные: девушка действительно соседка живописца в Загорске, а женщина и дети – собственные жена, сын Сергей и дочь Светлана.

Картина в Третьяковской галерее

В первые послевоенные годы появилась практика свозить картины со всего Советского Союза на предмет оценки творчества и возможной выставки. В 1947 году на всесоюзной выставке появилось «Письмо с фронта».

На первом этапе компетентное жюри, состоящее из крупнейших художников, после некоторых споров приняло картину. Но порядок был таков, что за несколько часов до открытия выставки приезжала другая комиссия, цель которой был осмотр экспонатов с идеологической стороны. Эта комиссия единогласно пришла к заключению, что картина слишком выделяется: висела она в большом зале на центральной стене. Вызвали сомнение бедно одетые люди на полотне, обшарпанное строение, прогнивший пол. Не могут советские граждане, победители, так выглядеть в глазах иностранцев, посещающих Третьяковскую галерею!

После споров и уговоров сотрудников музея полотно решили оставить на выставке, но повесили его в маленький проходной зал в простенок между окном и дверью (поместилось благодаря вертикальной ориентации). Причём посетители, следуя по маршруту выставки, оказывались к нему спиной.

И только на обратном пути, следуя к выходу из музея, сталкивались с картиной.

Впечатление

Люди буквально столбенели. В музее образовывались настоящие заторы. Восторг, восхищение и даже слёзы – вот зрительская оценка советского народа. Только окончилась война, в стране не было семьи, которую бы она обошла. Ярко и солнечно написанное полотно действовала на людей, задевая самые больные струны души. Эффект присутствия был потрясающим.

Лактионов сам себе агент

Художник был обижен местоположением своего полотна на выставке. Но обратив внимание на то, что зрители надолго около него задерживаются, стал читать книгу отзывов, а потом и ежедневно переписывать. Перепечатав огромное количество восторженных отзывов, разослал их в ЦК партии, в Комитет по сталинским премиям, в Комитет по делам искусств.

Вследствие своих решительных действий Лактионов становится лауреатом Сталинской премии, причём, сразу первой степени!

Художник одной картины

Картина Лактионова «Письмо с фронта» — самая душевная и яркая картина художника, известная советским детям со школьной скамьи. Она была очень популярна: репродукции печатались в календарях, учебниках, сборниках, на плакатах. Её копии были очень востребованы: их рисовали сам художник и его ученики. Писал Лактионов и портреты, и пейзажи, и другие жанровые работы. Но ни одна из них не получила такой высокой оценки. Критики и художники обвиняли его в натурализме, недостаточной выразительности персонажей и отсутствии у них характера.

Так бывает, Лактионов, обладая величайшим мастерством, стал художником одной картины.

Запорожцы, письмо, Репин и правда жизни

Картина Оборона Севастополя художника Дейнека А. А.

Александра Струйская – русская джоконда из XVIII века

Как художник завоевал любовь миллионов всего лишь одной картиной: Александр Лактионов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Немного о художнике

Родом художник из Ростова-на-Дону. О своих детских годах и семье он позже напишет: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец». Мальчишкой он любил рассматривать репродукции картин в старых дореволюционных журналах, мечтая о том, как обязательно когда-то станет художником.

Отец семейства работал на ростовском заводе, а к концу жизни — на железной дороге. Именно с его легкой руки маленький Саша очень рано начал рисовать. Уже в четыре года он настолько точно и объемно изображал предметы, что на его рисунки и на него самого приходил посмотреть народ со всей округи. Безусловно своей любовью к живописи Лактионов обязан своему отцу, который и сам неплохо рисовал. «Я кузнец, — говорил он, — но ты у меня, Сашок, видать, будешь художником!»

Лактионовы, старший и младший, годы спустя, были безмерно счастливы, когда 16-летний Александр поступил в художественную школу. Сбылось желание отца и мечты сына: «Для меня началась пора светлых праздников в жизни и в искусстве. Ростовская школа дала мне очень много. Я понял, что могу быть только художником и другого пути в жизни у меня нет».

После окончания школы Лактионову пришлось потрудиться и кузнецом, и токарем, и маляром. А в свободное время он упорно писал с натуры. Многие отмечали феноменальную трудоспособность юноши, который на короткий срок сумел создать немалое количество творческих работ. С ними он и отправился в Ленинградскую Академию художеств обучаться живописи, где его приняли сразу и, где ему довелось отучиться целых двенадцать лет — закончив академию с отличием, Александр Иванович сразу же был зачислен в аспирантуру.

Уже на втором курсе он попал в мастерскую Исаака Израилевича Бродского. Этот момент был самым судьбоносным на этапе формирования Лактионова, как художника. В те годы Бродский был не только самым известным художником, а и отменным педагогом. В те годы, что Бродский был ректором академии, он разрешал студентам с любого курса снова переходить на первый, чтобы профессионально освоить живопись.

В то время появились первые критические материалы, которые говорили о том, что при всем идеальном реализме Лактионова в его картинах не хватает души: у персонажей нет характера, психологической выразительности и глубины.

Ходили даже слухи, будто бы врачи-окулисты выяснили, что у Лактионова особое зрительное восприятие окружающей среды. На этот счет один очень крупный в офтальмологии специалист сказал, что у Лактионова совершенно особое устройство глаза. Он мир воспринимает стереоскопически. И от того, что он по-другому видит, он и пишет так же.

В эту легендарную версию «особого зрения», конечно же, мало кто верил. Большинство считали, что, таким образом, прикрывают лактионовский формализм. Но как бы там ни было, художником Александр Лактионов был мощным, создавшим целую галерею потрясающе реалистических портретов и сюжетных полотен. И первое, с чем у многих из нас ассоциируется его имя, — конечно же, «Письмо с фронта».

«Письмо с фронта»

У этого полотна очень необычная история. В годы отечественной войны Академия художеств, в которой в то время преподавал Лактионов, была эвакуирована в Самарканд. Однако художник к средине войны перебрался в Загорск, где ему пришлось изо дня в день наблюдать за жизнью небольшого провинциального городка, жители которого жили в постоянном ожидании весточек от воевавших мужей, братьев и отцов. В голове у живописца зародилась идея будущей картины. Художник четко осознавал, что сюжет и композиция должны быть завязаны на весточке с фронта, однако никак не мог придумать, как лучше это раскрыть на холсте.

Проблема решилась сама собой, когда летним солнечным днем 1943 года художник повстречал раненного солдата, несшего письмо сослуживца его семье. Солдат, опираясь на палку, с плащ-палаткой через плечо, увидев Лактионова, подошел и попросил помочь найти нужный ему адрес. Художник тут же предложил его провести. По дороге завязался разговор — о жизни на фронте, о приближающейся Победе и о том, что солдат несёт семье своего друга весточку. Лактионов привел бойца к нужному дому и увидел, как того сразу же обступили родные друга, как доставали письмо, читали, боялись пропустить даже словечко. Замысел картины тут же сформировался в образы и сюжет. Художник немедля принялся за работу. На написание картины ушло около двух лет, так как работал над ней живописец лишь в солнечные погожие деньки, что бы как можно реальнее передать свет и тень.

В дальнейшем эта работа прошла путь, что называется — «от тернии к звездам». Во времена советской власти, чтобы картина дошла до зрителя, перед открытием выставки собиралась комиссия, решавшая судьбу полотен художников. Строгий отбор, где ценились художественность и глубина образов, мастерство и многие другие тонкости пройти удавалось с трудом. На такое рассмотрение строгих рачителей нравственности и идейности в искусстве попало и «Письмо с фронта», выставленное в 1947 году в центре экспозиции Третьяковки.

Читайте также  Портрет напольного гетмана, иван никитич никитин

И вот на этот холст, висевший на центральной стене — набросились буквально все члены комиссии. «Почему? А как показана советская семья на этом полотне? Что это за дом такой, стена с облупленной штукатуркой, проломленное крылечко, люди как-то бедно одеты, женщина в растоптанных шлепанцах? И это мы так представляем советскую семью, советскую действительность?! А как иностранцы будут ходить, и что они подумают о нашей замечательной родине?». Организаторы выставки обомлели, им и в голову не могло прийти, что таким образом, можно судить о картине. Но на всякий случай стали уговаривать и упрашивать возмущенных членов консилиума. Разрешить то — разрешили, только велели перевесить куда подальше.

Голос народа

Картину «сослали» в малый зал, повесили в простенок между дверным и оконным проемом. Но даже в плохо освещенном месте, ее заметила публика и скапливалась у экспоната толпами. Многие, останавливаясь и подолгу стоя, всматривались и плакали. 1947 год. Война только закончилась. Тема была животрепещущей и болезненной, она отзывалась в душе каждого посетителя. Солнечная атмосфера полотна, мастерски выписанные детали придавали картине необычайный реализм. Каждый зритель ощущал себя участником этой трогательной сцены.

Сам же Александр Иванович, увидев, куда втиснули его труд, очень обиделся и расстроился. Но когда он поинтересовался книгой отзывов — был чрезмерно удивлен. В книге что ни отзыв — то о «Письме с фронта», и в каждой записи — восторг и благодарность мастеру. Складывалось впечатление, будто зрители приходили посмотреть только на одну его картину. В итоге, спустя время, именно за это полотно, художник, выбранный народом, получил самую высокую награду того времени — Сталинскую премию первой степени. Кстати, с этого полотна художник впоследствии написал шесть авторских копий.

Лактионов, будучи художником фундаментальным, не только глубоко изучал картины старых мастеров, но и старался перенять некоторые их методы живописи. Он часто применял сложную технику смешанного письма темперой и маслом. Самостоятельно изготавливал краски по старинными рецептами. Холсты грунтовал особым грунтом, позволяющим сделать полотна долговечнее.

А будучи художником разноплановым, Лактионову превосходно удавались и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. В наследии художника Лактионова есть и великолепная галерея портретов выдающихся современников, его близких и знакомых.

К слову сказать, Николай Иванович, за свою творческую карьеру немало написал своих автопортретов. И что любопытно, их всех объединяло одно: на них был изображен человек без улыбки. Его современники также отмечали такую характерную черту в облике художника, как-то мрачно смотрящего исподлобья ни то на собеседника, ни то в внутрь себя.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

А.Лактионов “Письмо с фронта”

А.Лактионов “Письмо с фронта”. Продолжение цикла статьей о коллекции ГТГ. Предыдущий обзор посвящён работам Аркадия Пластова и Федора Решетникова.
Лактионов продолжал традиции социалистического реализма. Он был учеником Исаака Бродского. Тот, в свою очередь учился у И.Е.Репина. У Лактионова учился Илья Глазунов. И линия реализма, правда жизни, все идет, идет и идет от Репина до наших дней.
Александр Лактионов никогда не скрывал, что в своём творчестве ориентировался на технику старых мастеров.

Александр Лактионов. “Письмо с фронта”, 1947 год

“Письмо с фронта” можно считать одним из лучших произведений художника. Написал он полотно за два лета в 1946 и 47 годах. Работал Лактионов в Сергиевом Посаде (в советское время Загорск). Семья художника в послевоенные годы жила в одной из комнатёнок коммунальной квартиры, устроенной в северной стене Троице-Сергиевой Лавры. Северная стена тянется за зданием Духовной Академии (Царский дворец). Мастерской у художника не было. Единственное место, где он мог разместить большой холст – крыльцо, запечатлённое на полотне.

Мастер вспоминал, что он долго искал композицию картины. Но всё решила реальная уличная встреча с фронтовиком. Он шёл, опираясь на палку и искал семью своего товарища, чтобы передать ей заветный треугольник. Лактионов представил солдата, который принёс счастливую весть родным бойца. Он ещё не вернулся с фронта, но судя по радостному настроению – жив, здоров и скоро приедет. Чувство радости во многом передаётся за счёт света. Он проливается с городской площади. В реальности же крыльцо Лактионовых выходило на монастырский двор.

А.Лактионов. “Письмо с фронта”. 1947. Холст, масло, ГТГ.

Чтобы придать картине правдивость, в качестве героев Александр Иванович привлёк членов своей семьи и друзей. Моделью для солдата стал друг живописца Владимир Никифоров, тоже художник. Мать солдата – тётка Лактионова, Евдокия Никифоровна. Мальчик на табуретке – сын мастера Сергей, девочка слева – его дочь Светлана. Девушка в зелёной кофточке – соседка Лактионовых Ольга Быстрова. На картине она изображена немного в стороне, как будто оказалась случайно. Возможно, это будущая невеста написавшего письмо, но интрига осталась не раскрыта.

Картина необыкновенно правдивая, вплоть до мельчайших деталей. На девушке надета шерстяная зелёная кофточка. Посмотрите, она съёжилась, села от того, что ее много стирают!
Взгляните на тапки с замятыми задниками у женщины. Обувь далеко не парадная. И неизвестно, есть ли у матери солдата что-то более приличное… На рукаве блузы совершенно прозрачная выношенная ткань. Даже тело просвечивает. Обратите внимание на туфельки девочки. Здесь совсем другое дело. Старейший сотрудник ГТГ В.М.Бялик рассказывала, что такие туфли – истинная правда. Она всмоминала, что вся семья разыскивала талон на такие туфельки. В свободной продаже их не было. Талон в конце-концов достали. И собрали деньги, чтобы купить замечательную обувку. Всё это ради того, чтобы в школу ребёнок пошёл не в сандаликах, а в приличных туфлях!

Композиция тщательно выверена. Позы героев перекликаются, а все вместе они создают подобие сферы. Персонажи создают пары в соответствии с пространственными планами: мать и дочь – на первом. Солдат и мальчик – на втором. Также чётко прослеживаются диагонали: мальчик – девочка; мать – солдат. Фигура девушки обращена в сторону зрителя. За счёт этого композиция остаётся открытой и предполагает, что зритель тоже становится участником сцены.

В композиции Лактионов создаёт резкий контраст между тёмным первым планом и светлым вторым. Такие контрасты часто встречались в европейской живописи XVII века. Художник объединил масштабные фигуры в духе итальянского барокко с камерными мотивами голландского бытового жанра. Сюжет чтения писем часто встречался у малых голландцев.
Выход из тёмного коридора в открытое пространство имеет смысловое значение, как выход из небытия на свет. Именно свет помог художнику создать атмосферу радостного волнения. Кажется, что главным источником освещения является само письмо в руках мальчика.

Впервые картину показали широкой публике на Всесоюзной художественной выставке 1947 года. Но Комитет по делам искусства высказал художнику претензии по поводу прогнившего пола на первом плане, ветхого платья и стоптанных тапок матери. Они “очерняют” облик народа-победителя. Художнику было рекомендовано изменить детали. Александр Иванович Лактионов наотрез отказался это делать. Тогда картину повесили в тёмный проходной зал.

Но зрители не прошли мимо. Рядом с “Письмом с фронта” всегда толпились люди. А половина записей в книге отзывов о выставке была именно о лактионовском полотне. Все они были положительными, даже восторженными.
А.И.Лактионов тщательно переписал эти отзывы, перепечатал и отправил в Комитет по делам искусств и в ЦК. Посетивший выставку А.Жданов распорядился перевесить картину. А в 1948 году она получила сталинскую премию.

По материалам книги: “Искусство ХХ века. Путеводитель”. Под редакцией Кирилла Светлякова, Москва, 2014 г. и лекции В.М.Бялик.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: