Описание картины "отпетый", перов, 1874 - JEKATERINBURG.RU

Описание картины «отпетый», перов, 1874

Описание картины «Дети-сироты на кладбище», Перов, 1864 1 мин.

Фрагмент картины «Дети-сироты на кладбище», Русский музей. Художник Василий Григорьевич Перов, 1864.

Описание картины: Дети-сироты на кладбище — Василий Григорьевич Перов. 1864. Холст, масло. 48×34

Пронзительная, по-настоящему трагичная работа. В дальнейшем Перов разовьет ее в своем творчестве, создав несколько работ составляющих сокровище русской живописи.

Перед зрителем двое детей у могилы, занесенной снегом. Потеряв самых близких людей, все в их облике говорит о трагедии, отчаянии и безысходности. Судя по всему, автор изобразил воспитанников приюта, лишенных родительской ласки, любви и теплоты. Работа была написана во время европейской творческой поездки, предположительно во Франции.

Скупая и бедная цветовая гамма работы способствует более полному раскрытию темы и идеи картины. Восхитительно удались глаза скорбящих детей. Они пусты, глубоки и печально-спокойны. Каждая деталь — голые ноги, бледные лица, чистая, но убогая одежда — просто кричат о детском горе.

Выразителен и окружающий пейзаж. Тяжело снежное небо, серо-голубой снег, покосившиеся кладбищенские кресты — все написано тяжело и скорбно. В работе можно увидеть детали, наполненные символическим смыслом. Цветущая ветка дерева на могильном камне выглядит странно зимой. Это можно трактовать как символ продолжающейся жизни, побеждающей смерть. Возможно, это единственное украшение могилы, которое оказалось доступным маленьким горемыкам. Герои работы образуют своеобразную скульптурную группу на могиле. Мастерство художника, его цепкий взгляд и эмоциональные переживания, заставляют сердце зрителя сжиматься от сочувствия и жалости.

Другие картины Василия Григорьевича Перова

«Проводы покойника», 1865.

«Последний кабак у заставы», 1868.

«Сцена у железной дороги», 1868.

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862.

«Спящие дети», 1870.

«Охотники на привале», 1871.

«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861.

«Рыбная ловля», 1878.

«Сцена на могиле», 1859.

«Плач Ярославны», 1881.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Описание картины «отпетый», перов, 1874

В асилий Григорьевич Перов прожил нелёгкую жизнь, полную потерь, сомнений и разочарований. Художник был признан лидером русской живописи, но в конце своего пути столкнулся с охлаждением публики и непониманием бывших единомышленников. О частной жизни художника известно немногое. Он был очень закрытым человеком и не оставил после себя дневников, манифестов и статей, его редкие письма отличались лаконизмом.

Родился Василий Григорьевич Перов 23 декабря 1833 года в Сибири, в семье губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера. Он появился на свет незаконнорожденным, до брака, — его родители обвенчались позже. Все его младшие братья получили титулы баронов и фамилию Криденер, Перов же был записан мещанином под фамилией своего крёстного отца — Васильев.

Начальным обучением мальчика занимались мать и нанятый дьячок. Именно последний дал ему прозвище Перов — за пристрастие ребёнка к каллиграфии. Прозвище намертво приросло к нему и стало полноценной фамилией. Отец Перова был образованным человеком, общался в Сибири с ссыльными декабристами, исповедовал передовые идеи. Поколесив по России, Криденер обосновался в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Окончив в Арзамасе уездное училище, Перов поступил в местную художественную школу академика А.В. Ступина. В стенах школы, культивировавшей строгий рисунок, подросток провёл три года. Престарелый Ступин уже тогда разглядел в своём воспитаннике искру Божью. «Васенька не пропадёт, — говорил он его матери, — у него талант, из него выйдет художник.»

Ещё три года Перов занимался самостоятельно, затем переехал в Москву и начал обучение в московском училище живописи и ваяния. Обучение длилось до 1862 года. К тому времени отец Перова разорился, и молодой человек остался без поддержки, ему негде было жить, он почти голодал, из-за отсутствия верхней одежды в морозы пропускал занятия. Юношу тайно приютила пожилая женщина, служившая в женском приюте. Но всё разрешилось в тот день, когда преподаватель училища Е. Васильев предложил Перову бесплатно квартиру и стол у себя. Этому человеку художник оставался благодарен всю жизнь. К тому времени он был обладателем нескольких медалей. В 1857 году Большой серебряной медали была удостоена картина «Приезд станового на следствие», а в 1861 году картина «Проповедь в селе» получила Большую золотую медаль. О таланте Перова громко заговорили. В молодом художнике увидели продолжателя дела Павла Федотова.

Женившись в 1862 году на Е.Э. Шейнс, Перов уехал с молодой женой за границу усовершенствовать, по его собственным словам, «техническую сторону». Он посетил Берлин, Дрезден, жил в Париже, но не прошло и двух лет, как художник засобирался домой. За границей он чувствовал себя неуютно и мотивировал своё решение тем, что стремится «изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов, как в городской, так и в сельской жизни нашего отечества».

Эти разработки в скором времени принесли ему славу. Всякая новая его картина становилась общественным явлением. За картины «Тройка» и «Гитарист-бобыль» Перов был удостоен звания академика живописи, а в 1870 году за картины «Странник» и «Птицелов» — звания профессора.

В конце 1860-х годов в жизнь Перова ворвалась трагедия — он потерял жену, а следом двоих старших детей. Необычным образом это отозвалось в творчестве — художник, забыв про скорбные сюжеты, устремился на поиски «отрадного» в жизни. В 1872 году он вновь женился — на Е.Е. Другановой.

Перов принимал активное участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок, но в 1878 году вышел из него, утверждая, что Товарищество увлеклось привитием зрителям определённых идей. Художник несколько потерялся, пробуя себя на новых художественных путях и столкнувшись с непониманием бывших единомышленников. Тот же Крамской заявил, что после репинских «Бурлаков» о Перове говорить вообще невозможно.

Отдушиной для мастера стало преподавание в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом Перов оказался блестящим. «В школе, — вспоминал М.В. Нестеров, — всё жило Перовым, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний. Все были преданными, восторженными его учениками». В училище он сошёлся с другим знаменитым преподавателем — Алексеем Саврасовым. Они даже писали в тандеме — это, в частности, касается перовских «Охотников на привале».

Между тем жизнь клонилась к концу. С 1874 года Перова «ела» злая чахотка, он угасал на глазах. Тот же Нестеров удивлялся: «Как случилось, что Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком?» 29 мая 1882 года художник умер в Кузьминках под Москвой. Похоронили его при большом скоплении народа на кладбище московского Данилова монастыря.

Василий Перов

В асилия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби». И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но и целая портретная галерея, а также картины на исторические сюжеты.

Наследник художественных традиций

Василий Перов родился в 1834 году в сибирском городе Тобольске. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криденера — просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов. Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца. В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.

Читайте также  Портрет даниэля анри канвейлера, пикассо, 1910

В 1843–1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики. В конце 1840-х он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик».

В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова.

Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире.

В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль. Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды.

«Подлинный певец скорби»

В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника… Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору.

В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылка в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга.

В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».

Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».

После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Позже Михаил Нестеров, ученик Василия Перова, называл живописца «подлинным певцом скорби».

Портреты и историческая живопись

В 1869 году Перов объединился с группой художников, и вместе они основали Товарищество передвижных художественных выставок. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. Он писал рассказы о своем художественном опыте — «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».

В 1870-е годы остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя.

Портретная галерея

В последние годы жизни Перов обратился к новому жанру — исторической живописи. Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева». Остальные полотна остались на стадии набросков. Это «Осада Пскова», «Пимен и Григорий», «Михаил Тверской в Татарской орде» и «Пытка боярыни Морозовой». Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят».

Василий Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет. Его похоронили в Даниловом монастыре, а позже перезахоронили на кладбище Донского монастыря. На могиле художника установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.

HUDOGNIKI.RU

Галерея работ ХУДОЖНИКИ.РУ

  • Главная/Контакты
    • Обратная связь
  • Регистрация
  • Вход
  • Книги для художников
  • Список альбомов
    • Последние добавления
    • Последние комментарии
    • Часто просматриваемые
    • Лучшие по рейтингу
    • Избранные
  • Поиск

    Арт Галерея работ художников, история искусств, продажа картин, картины на заказ > User galleries > Lex > Перов Василий Григорьевич 1833-1882

    «Отпетый», 1874

    Государственный исторический музей
    Перед нами связанный и заключенный бунтарь, молодой русский парень, сильный, взрывного темперамента. Одежда на нем разорвана, что говорит о яростном сопротивлении при поимке. Само название работы говорит о том, что автор считает своего героя неисправимым бунтарем, которого не получится сломать, перевоспитать, изменить. Гордая посадка головы, уверенный взгляд и презрительная полуулыбка — все в облике героя говорит о том, что перед нами сильная личность, лидер, атаман.

    Противоположностью герою выступают его стражи. Сутулые, сгорбленные, они со страхом разглядывают своего арестанта. Их черты нечетки, автор словно указывает на их безликость, ординарность, обычность.

    Между присутствующими идет неспешная беседа. Что пытаются понять охранники? Секрет безбашенной смелости героя? Причины его несгибаемости? Может быть.

    Свет к работе сконцентрирован на фигуре бунтаря. Именно на нем яркая рубаха, даже веревки на ногах красного цвета. Стражники, напротив, одеты в одежду серого цвета.

    Интересно место действия картины. При внимательном рассмотрении видно, что местом заключения выбрана баня (старый веник на полу, деревянные полки, печь). Бунтаря, судя по всему, связали сами односельчане и, поставив двух охранников отправили за становым приставом, который и должен решить судьбу отпетого разбойника.

    Оценить эту работу (Голосов ещё нет)
    Информация о работе
    Имя файла: Perov_Otpetyy_1874.jpg
    Автор публикации / Альбом: Lex / Перов Василий Григорьевич 1833-1882
    Ключевые слова: перов / жанровая живопись /
    Возможность продажи:
    Автор картины: Перов В.Г.
    Техника, материал: Холст, масло. 87,5 х 113
    Добавлен: Июль 09, 2021
    Просмотрен: 8 раз(а)
    Ссылка ( Вопросы к этой картине — скопируйте и отправьте ссылку в форме Контакты) : http://hudogniki.ru/displayimage.php?pid=147
    Избранные: Добавить в Избранное

    — это интернет-ресурс, где Вы можете:

    Опубликовать свои работы ( Картины, скульптуры, фотографии ) , после Регистрации.

    Продавать их без комиссии (0%) и без посредников. Ваши изображения защищены от копирования и публикации на других ресурсах.

    Ознакомиться с творчеством великих художников — картины и описание к ним.

    #художники #живопись #историяисскуств #великиехудожники #продажакартин #описаниекартин

    Перов Василий Григорьевич

    Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов, А. Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.

    Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году. Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же “Перов” дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Окончив курс в Арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе. В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали М. Скотти, А. Мокрицкий и С. Зарянка. Его ближайшим наставником становится Е. Васильев, протянувший молодому художнику руку помощи в самый тяжелый для него период. Положительной особенностью обучения в Московском училище была возможность одновременно со штудиями писать “картины на ими самими придуманные сюжеты или избранные из предложенных, но никак не заданные”. Впоследствии в опубликованном в 1881 году рассказе “Наши учителя” Перов создает яркие образы педагогов и передает свои впечатления о том времени.

    В 1856 году за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией: в 1858 году — большую серебряную медаль за картину “Приезд станового на следствие”, в 1860 году — малую золотую медаль за картины “Сцена на могиле” и “Сын дьячка, произведенный в первый чин”, в 1861 году — большую золотую медаль за “Проповедь в селе”. Эти четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того “Сцена на могиле” и “Чаепитие в Мытищах”, были выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и представили художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор “Сватовства майора”.

    Получив вместе с большой золотой медалью право на поездку за границу, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни (“Продавец статуэток”, “Савояр”, “Шарманщик”, “Нищие на бульваре”, “Музыканты и зеваки”, “Тряпичники” и другие), но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому с разрешения Академии в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока.

    Главной целью заграничной поездки, по его собственным словам, оказалось совершенствование “технической стороны”, так как, взявшись поначалу за различные сюжеты, сложные многофигурные композиции, он почувствовал, что “несмотря на все его желание” не может “исполнить ни одной картины, которая была бы удовлетворительна”. Это поездка стала замечательной возможностью получить новые впечатления и от встречи с мастерами, знакомыми по Эрмитажу, и от современных выставок, материал которых был не менее интересным и поучительным, позволявшим соотнести собственный уровень с “европейски признанным”. Но его постигает полная неудача. Именно здесь он остается прежде всего лишь иностранцем, фиксирующим “разнообразные сценки”, разнообразный типаж чужой страны.
    Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, которое выбрал в начале своей творческой карьеры, и в период с 1865 по 1871 годы создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из-под его кисти вышли такие замечательные картины, как “Очередные у фонтана”, “Монастырская трапеза”, “Проводы покойника”, “Тройка”, “Чистый понедельник”, “Приезд гувернантки в купеческий дом”, “Учитель рисования”, “Сцена у железной дороги”, “Последний кабак у заставы”, “Птицелов”, “Рыболов”, “Охотники на привале” и некоторые другие. Первая картина, созданная им сразу же после возвращения, — “Проводы покойника” — сразу же определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения, формирующегося идейного реализма. В этой картине закладываются основные принципы передвижничества, открывается новое понимание живописи, ее социальная направленность и назначение, ведущая прямо к народу. Появление этой картины было подготовлено собственным предыдущим творчеством Перова и носившимися в воздухе художественными идеями. После этой картины критика нарекла Перова “отцом русского жанра”.

    В 1866 году Перов получает степень академика; а в 1870 году он становится профессором. В 1871 — 1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. В первые последовавшие за тем годы продолжал писать портреты и жанровые картины в прежней манере исполнения, которые надо признать во многом уступающими его предшествовавшим работам. В семидесятые годы основные усилия он направляет на историческую и мифологическую проблематику. Попытки эти не получили высокой оценки в художественных кругах. Лишь Н. Ге сказал о них добрые слова: “Начиная с обыденного жанра, его (Перова) талант развивался, и он поднимался все выше и выше. Он перешел в религию, она его в той форме, в которой он искал своих идеалов, не вполне удовлетворила. Он перешел к истории и сделал только две вещи (“Суд Пугачева”, “Никита Пустосвят. Спор о вере”), которые не кончил, но которые имели громадное значение”. Не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием.

    И не только в историко-мифологическом направлении у Перова встречались неудачи. Как показала юбилейная выставка Перова в Государственной Третьяковской галерее (1984), на которой его наследие было представлено с почти исчерпывающей полнотой, перовская неподкупная лира исторгала порой и “неверные звуки”. И дело здесь не в недостатке таланта, а в своеобразии роли, предназначенной ему в отечественной живописи. Переход к реализму в середине XIX века был самым радикальным моментом в истории мирового искусства. Все предшествующие представляли собой переход от одного канона к другому, от одного стиля к другому. Теперь же впервые возникает искусство по существу не каноническое. Отсюда неровность русской живописи, принципиально отличающая ее от многих эстетических схем XX века и у нас, и на западе. Русский реализм — в главном своем направлении никогда не опускался до “производства” хорошо сделанных холстов, не одухотворенных мыслью о человеке, болью за него, долгом, совестью, гражданственностью, величие его притязаний приводили его к незавершенности многих начинаний, срывам и падениям. Все это мы наблюдаем в творческом наследии Перова. Перов не только формировал реализм, но и сам, в свою очередь, подвергался его влиянию, впитывал многое из достижений современников, но силой своего таланта поднимал эти достижения на гораздо более высокий социальный и эстетический уровень.

    Кроме того, в это время его увлекает портретная живопись. Среди написанных им портретов многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, лучшие среди них — портреты А. Н. Островского, В. И. Даля, А. Н. Майкова, М. П. Погодина, все портреты — 1872 года, достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф. М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.

    Под конец своей жизни Перов занялся литературным творчеством и напечатал в газете “Пчела” за 1875 год и в “Художественном журнале” Н. Александрова за 1881 — 1882 гг. несколько не лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы — под Москвой) 29 мая 1882.

    Перов Василий Григорьевич (Картины художника):

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: