Описание картины "кувшинки", клод моне - JEKATERINBURG.RU

Описание картины «кувшинки», клод моне

Знаменитые «Кувшинки» Клода Моне

«Кувшинки…» — это серия крупноформатных картин Клода Моне, содержащая более двухсот работ. Все они выполнены маслом на холсте. Одна из них, размером 200 х 200 см, написана в 1916 году и принадлежит токийскому Национальному музею Западного искусства. О ней и пойдёт речь, познакомимся с живописцем.

Автор «Кувшинок»

Оскар Клод Моне (1840-1926) – французский художник, стоявший у истоков импрессионизма, крупнейшего течения в мировом художественном искусстве, родиной которого стала Франция. Талант, упорство и искренняя вера, что наступает эпоха новой живописи, придали ему уверенности. Он отрёкся от старой школы живописи, желая учиться лишь у природы, полагаясь на собственные зрительные ощущения. Пейзаж, чаще всего у воды, главный жанр творчества Моне. Заряжаясь энергией от окружающей красоты и черпая в ней и самой природе вдохновение, Клод Моне создавал чудесные картины, отражающие впечатление счастливого человека, радующегося жизни. Часто, не удовлетворившись одним видом, ракурсом или освещением выбранного пейзажа, возвращался к нему не раз. Писал ли Моне кувшинки или тополя, сложенные стога или городские виды, он каждый раз находил что-то новое. Так появлялись знаменитые циклы картин.

Ландшафтное искусство поклонника цветов

Последние 43 года жизни – почти половину её – Моне провёл в Живерни, полюбившейся ему деревне в Верхней Нормандии. Когда-то художник обратил внимание на особое очарование этих мест просто из окна поезда. Переехал сюда с женой и детьми, сначала арендовал, а затем и выкупил дом с участком около 7,5 тысяч квадратных метров, и приступил к творчеству, на этот раз не только на холстах. С энтузиазмом и фантазией он начал обустраивать цветущий сад – именно живые цветы были предметом его страсти, такой же, как игра красок на полотнах. Моне обдумывал композиции, подбирал растения по высоте, оттенку лепестков и срокам цветения, сортировал, размножал, сеял, устанавливал подпорки, создавая бесконечную, меняющуюся, живую картину. Сад стал второй мастерской художника, его палитрой.

Водный сад Моне

Особенно восхищал мастера, как и его гостей, рукотворный пруд с кувшинками, вырытый на притоке реки Эпт по проекту самого художника. Надо сказать, одним из увлечений Моне было японское искусство: дизайн, живопись, гравюры. Моне среди простых надводных конструкций построил Японский арочный мостик, насажал водяные и прочие цветущие растения – так называемый Водный сад оформил в японском стиле. Вокруг обустроил много аллей, тропинок, скамеек и укромных уголков – отсюда мастер рисовал пруд с лилиями. Можно представить, какое умиротворение и вдохновение испытывал здесь Клод Моне, «Рафаэль воды», по определению его приятеля художника Эдуарда Мане.

Композиция полотна

Блики, преломления и отсветы всегда интересовали Клода Моне. С годами на его картинах всё меньше реалистичных цветов, листвы, веток, всё больше их преломлённых, дрожащих в воде отражений. На токийском полотне Клода Моне белые кувшинки, жёлтые и красноватые лилии, их круглые сине-зелёные листья-плоты у краёв картины художником просто обрезаны. Нет линии горизонта, свисающих ветвей деревьев, прибрежного камыша – только пруд и водяные кувшинки. Этот приём создаёт у зрителя ощущение, что картина представляет собой лишь один «кадр» удивительно живописного водоёма, взглянув на который с любого ракурса, увидишь не менее завораживающий вид.

Техника и приёмы исполнения

Главные средства достижения художественного эффекта и выразительности в этом произведении – цвет и направление кисти. Овалы мокрых листьев художник выписывал, делая закруглённые мазки, лилии и кувшинки – по направлению лепестков и довольно щедро, не жалея красок – цветы становились объёмными, и даже будто тяжёлыми и влажными. Вертикальные мазки зелёного и синего цвета разных оттенков пересекают всё полотно, придавая водоёму таинственность и глубину, создавая ощущение, что видны толстые, чуть колышущиеся стебли водных растений. В местах их скопления художник применил фиолетовый и даже чёрный цвет – под сочной широкой листвой сгущаются тени и лучи солнца никогда сюда не заглядывают.

Впечатление

Картина Клода Моне «Кувшинки» очень декоративна – чудесная мозаика в приятных для глаза красках. Больше того, она удивительно динамична, несмотря на, казалось бы, застывший «кадр» тихого в общем-то водоёма, никак не бушующего моря. Кисть мастера оживила картину: наполнила влагой, еле уловимым движением, стрекотанием сверчков и горловым пением лягушек. Так и хочется поймать взглядом рябь на воде от рыбки ли, стрекозы или лёгкого ветерка, вдохнуть тёплого и чуть влажного воздуха, да просто очутиться во Франции, в деревне Живерни, в саду великого Моне, месте его восторга, вдохновения и силы.

«Работаю с усердием»

Так писал в своём дневнике художник, когда его, словно одержимого, вновь и вновь влекло к любимому пруду. Первая серия работ предстала перед зрителями в 1909 году. Критика была в восторге. Позже серия большего формата, также изумившая публику. Шли годы, разрастались плакучие ивы, ирисы, колонии кувшинок и лилий, менялись времена года и погода. В последние три десятилетия жизни Клод Моне сделал «Кувшинки, пейзажи воды» основной темой своих произведений, чем, по мнению Ромена Роллана, лауреата Нобелевской премии по литературе и соотечественника Моне, составил «славу страны и времени».

Клод Моне: биография создателя впечатления

Клод Моне «Бульвар Капуцинок»: описание шедевра знаменитого художника

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1257)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (712)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2435)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (48)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (801)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также  Картина "петр i", серов, 1907

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Клод Моне. Кувшинки

Клод Моне. Кувшинки

«Кувшинки» — одна из самых известных картин великого французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926).

Картина «Кувшинки» была написана в 1916 году. Размеры: 200×200 см., холст, масло. В настоящее время картина находится в Национальном музее Западного искусства в Токио. Пруд с кувшинками, который находился в саду его дома, Моне рисовал 60 раз в период с 1914 по 1917 гг. В настоящее время картины из серии «Пруд с кувшинками» находятся в разных музеях мира. Самая поразительная картина, которая находится в Токио, выглядит просто ослепительно. Яркие цвета, которые вспыхивают красочными искорками в разных частях картины, а также особая композиционная манера Моне, выглядят впечатляюще. Если же принять во внимание размеры картины, то зритель зачастую просто не может оторваться от представшего перед ним зрелища. Обычный пруд с водяными лилиями Моне сумел изобразить так мастерски, что, глядя на это произведение, отпадает всякое сомнение в его гениальности.

Данная картина является не только прекрасным произведением живописи. «Пруд с кувшинками» — картина, для творчества Клода Моне, знаковая. Здесь можно увидеть, как художник постепенно отходит от, общепринятого в те времена, описания пейзажей и начинает употреблять в своей живописи абстрактные элементы, которые вскоре станут основой для создания нового стиля — импрессионизма. Вода здесь имеет совершенно необычные цвета, сочетая синие, зелёные и фиолетовые оттенки. Как сказал сам художник: «Импрессионизм — это ощущение минуты. это вопрос инстинкта». В картине Моне отказался от изображения горизонта и задействовал исключительно участок пруда. Помимо отсутствия горизонта, Моне специально нарушил и такое правило композиции, как живописный «запрет» на обрезание главных элементов картины. Как вы можете увидеть, цветы кувшинок обрезаются по краям и это даёт ощущение, что картина не заканчивается на краях полотна, а всё написанное является частью чего-то большего — огромного пруда, сада, целого мира.

Оска́р Кло́д Моне́ (14 ноября 1840, Париж — 5 декабря 1926, Живерни) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Рубрики: История одной картины

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Клод Моне и его «Кувшинки» в музее Оранжери

Музей Оранжери (Le Musée de l’Orangerie) — один из самых трогательных музеев французской столицы.

Путешествуя по Франции, я ходила в галерею Оранжери, чтобы ощутить на себе магию кувшинок Клода Моне. Перед знаменитыми работами Моне отступает суета, из головы уходят мысли, и ты понимаешь, что такое гармония. Словами это невозможно передать. Творение гениального художника обязательно нужно увидеть и прочувствовать самому.

Дорога к галерее Оранжери идет через живописный сад Тюильри. Можно объединить приятную прогулку в парке с посещением музея.

Откуда пошло название музея, достоверно сказать нельзя. Скорее всего, музей получил название по наследству от старой императорской оранжереи дворца Тюильри, в которой он был построен архитектором Фирмином Буржеуа. А возможно, что своим названием музей Оранжери обязан апельсиновым деревьям, растущим вокруг здания. Обе версии имеют право на существование, ведь по-французски «оранжери» — это и теплица для апельсинов, и оранжерея.

А после реставрации музей стал действительно похож на оранжерею. Огромный стеклянный люк, установленный над шедеврами импрессионистов, освещает пространство музея дневным светом, который так любили и запечатлевали в своих произведениях художники.

Главная ценность музея — это овальные залы, отданные великому Клоду Моне и его «Кувшинкам» («Les Nympheas»).

Два больших скругленных зала, почти эллиптической формы, залиты мягким дневным светом с полупрозрачного потолка. По периметру картины, словно бы нарисованные прямо на стенах. Даже не картины, а огромные вогнутые панно.

Но на самом деле оба зала целиком занимает единственная работа Моне, состоящая из восьми частей. Вода и кувшинки. Полотно общей длиной 91 метр! Моне написал эти восемь огромных панно в последние десять лет своей жизни, уже почти потеряв зрение, и, передавая их в дар Франции, завещал никогда не разделять их. Этот план никогда бы не осуществился без личной и политической поддержки Жоржа Клемансо.

К кувшинкам, чье французское название происходит от нимф — античных духов природы, представлявшихся людям в образе прекрасных девушек, — художник испытывал особые чувства, и писал их всю свою жизнь. Панно, выставленные в музее Оранжери, — это пруд с кувшинками, японский мостик и ивы на берегу в саду художника, находящегося недалеко от Парижа, в Живерни.

Последняя воля основателя импрессионизма была выполнена — все картины объединены в одну экспозицию. Ровный свет, нисходящий с потолка и бледная серовато-лиловая гамма помещения — лучший фон, который только мог пожелать Моне для своих пронизанных светом и окутанных тишиной «Кувшинок». Уникальная архитектура зала, высокие потолки и обилие света помогают восприятию «Кувшинок», открывая то сильные, а то едва заметные мазки кисти Моне.

Картины настолько огромны и величественны, что приходится отходить очень далеко для того, чтобы оценить весь шедевр целиком. А когда подходишь близко-близко, то видишь каждый мазок, и в голове не укладывается, как из таких маленьких разноцветных мазков в итоге получается такая цельная картина.

Вдохновила Моне на шедевр Первая мировая война. И здесь нет ничего нелогичного: насмотревшись на ужасы войны, когда тысячи его соотечественников умирали за свою страну, Моне захотел создать картину, которая бы вселяла даже в самые жестокие души только мир и покой. Кажется, ему это удалось.

Говорят, что в зависимости от времени суток и погоды, «Кувшинки» Моне каждый раз немного меняются. В дождь они приобретает сероватые краски, солнечным днем — тихо светятся, а вечерами навевают флер безмятежности и легкой тоски.

Здесь можно провести часы, разглядывая смелые, сочные мазки кисти художника. Не случайно куратор музея Филипп Сонье называет это зал «Сикстинской капеллой импрессионизма».

В следующих публикациях опишу свое посещение дома-музея Клода Моне в Живерни.

Мою предыдущую публикацию «Клод Моне в музее Мармоттан-Моне» можно посмотреть здесь>>

Описание картины «кувшинки», клод моне

Книга «Линнея в саду художника» Кристины Бьорк и Лены Андерсон впервые вышла в 1985 году в Швеции. На тот момент девочка Линнея была уже известна читателям по книге «Календарь Линнеи», в которой она вместе с садовником Блумквистом наблюдает за природой и ухаживает за садом. Теперь они отправляются во Францию, на родину Клода Моне, чтобы увидеть его картины в парижских музеях и его усадьбу в Живерни – ведь это художник, который так любил цветы!

Однажды Линнея нашла дома у Блумквиста книгу о Клоде Моне. И за чтением девочка воображала, будто она в гостях у художника. Особенно ей нравилось представлять, как она «стоит на узком японском мостике над прудом и рассматривает большие белые кувшинки», которые часто рисовал Моне. И каково же было ее удивление, когда Блумквист сказал, что путешествие «в гости к художнику» вполне возможно.

Читайте также  Автопортрет - антонис ван дейк

Сначала друзья поехали в Париж и посетили музей Мармоттан, где хранятся некоторые работы Клода Моне. И, конечно, впечатления от подлинной живописи оказались совсем другими, чем от картинок в книге: «Мы стояли перед полотном с двумя белыми кувшинками. Я подошла к картине ближе. И увидела одни мазки и пятна! Несколько шагов назад, и пятна тотчас превратились в настоящие белые кувшинки. Волшебство!»

Блумквист рассказывает Линнее, что Моне – один из первых художников, который начал работать на открытом воздухе, при естественном свете. Он стремился изобразить объекты так, как они нам видятся в действительности. Всё в природе постоянно меняется, и человеческий глаз улавливает только общий объем и цвет. Кувшинки Моне – цветовые пятна, но зато есть удивительное ощущение, что «на холсте все движется и дышит».

Затем Блумквист и Линнея поехали в усадьбу Моне в Живерни. Там они побывали в доме художника, посмотрели его мастерскую и голубую кухню и в компании с местной кошкой обошли сад, полный цветов. «Мы играем, как будто мы из семьи Моне, – так я написала на открытке, которую потом отправила домой. – Сад очень красивый. Все цветы больше, чем у нас, а бальзамин такой же». Теперь оставалось самое главное…

« – Смотри, Блумквист! Японский мостик! – закричала я. Когда мы поднялись наконец на мостик, у меня от волнения на глазах выступили слезы (и у Блумквиста тоже, я видела!)… Мы смотрели вниз, на воду – там были кувшинки всех цветов и оттенков: красные, розовые, белые. А в глубине проплывали большие рыбы». Счастливая, Линнея фотографирует пруд с разных ракурсов и даже сама пробует нарисовать кувшинку.

Мне кажется, это одна из лучших детских книг об искусстве, причем с достаточно широкой возрастной адресацией. Книгу можно начинать читать с ребенком 6‒7 лет, а потом возвращаться к ней по мере взросления читателя. Например, характеристика импрессионизма как направления живописи, история семьи Моне, пусть и рассказанная Линнее внуком художника, все же предназначены для детей примерно 10 лет.

В книге описывается идеальная ситуация, когда собственные увлечения ребенка «запустили» познавательный интерес к живописи. Линнея побывала «в гостях у Моне» и увидела свои любимые кувшинки в книге, в музее и в саду художника. Но такую «игру» можно повторить «на другом материале», ведь и Моне, к удивлению Линнеи, «рисовал не только кувшинки. А еще туман, церкви, горы, море, людей. И даже зиму».

После знакомства с этой книгой мы с семилетним сыном посмотрели картины Клода Моне из коллекции Эрмитажа, сначала на сайте музея, а потом в экспозиционном пространстве в здании Главного штаба. Федор облюбовал картину «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» (1903 г.). Это вид на Темзу, где сквозь туман, мерцающий оттенками синего, просвечивают арки знаменитого лондонского моста. Наверное, это сюжет, знакомый маленькому петербуржцу, и теперь Федор хочет увидеть мост Ватерлоо.

Ну, и заглянуть «в гости к художнику» он тоже был бы не против…

Загадка «Кувшинок» Клода Моне

В конце прошлого века британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал сенсационные сведения. Английский врач обнаружил, что особенности живописной манеры «отца импрессионизма» Клода Моне на самом деле связаны не с новой техникой живописи, а с его слабым зрением!

Клод Моне является одним из родоначальников импрессионизма. Когда-то группа молодых художников, в которую входили Мане, Моне, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и другие – всего тридцать человек, представила абсолютно новую технику живописи в противовес общепризнанной классической. Их главным постулатом было изображение краткого момента реальности, которая меняется с каждой минутой. Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. Их картины были словно залиты светом: причудливая игра света и тени, брызги красок передавали движение, делая привычные предметы новыми и интересными. Сюжеты для художников были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: сельские пейзажи, городские улочки, простые люди за своей работой.

Оска́р Кло́д Моне́ (14 ноября 1840, Париж — 5 декабря 1926, Живерни) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

«Кувшинки» Клода Моне

На выставке разразился скандал. Художники нового подхода к живописи были осмеяны. Известный репортер «Шаривари» Луи Леруа презрительно обозвал их импрессионистами. Он и подумать не мог, что окрестил целое направление конца XIX – начала XX в., перевернувшее всю последующую историю живописи.

Художники часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Они чувствовали, что после появления фотографии академическая живопись не сможет соответствовать потребностям публики. Нужны новые подходы, новая техника. И тогда импрессионисты покинули душные студии, в которых до них писали пейзажи, и вышли на пленэр. Невысокий человек в серой холщовой одежде, измазанной красками, сгорбленный под тяжестью мольберта, блуждал в поисках живописного места – такую дивную картину теперь могли наблюдать крестьяне французского Прованса. Молодых живописцев прозвали чудаками, и когда кто-нибудь из них просился в крестьянскую хижину, чтобы сделать эскиз поварихи или прачки, на это сбегалась посмотреть вся деревня.

Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками. Только глядя на картину с расстояния, можно было убедиться, что эти мазки собираются в единый образ – стог сена, поле маков, ваза с подсолнухами, изящная фигурка балерины или задумчивая таитянка. Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту. Их картины как бы разбиты на равнозначные части – центральный персонаж и как бы случайно попавший в кадр объект имеют одинаковую значимость. Отрицают импрессионисты и жанр: где портрет, где пейзаж, где натюрморт – сказать невозможно. Все смешалось, как и в жизни.

Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 г. выступил именно Клод Оскар Моне (1840–1926). Молодые мастера писали в такой манере уже лет шесть-восемь, но мысль Моне была такова: их работы отвергали поодиночке, но если собраться вместе, их не смогут не заметить. Так и случилось. Моне создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи. В период с 1876 по 1886 г. было проведено более семи выставок импрессионистов. Правда, после выставки 1886 г. только Моне продолжал строго следовать идеалам импрессионизма.

Клод Оскар Моне еще в юности начал писать карикатуры, которые выставлялись за гроши в художественной лавке и при этом пользовались спросом. Знакомство с художником Эженом Буденом открыло Моне настоящую живопись. «Я понял свое предназначение!» – записал в дневнике восхищенный юноша. Он выпросил у отца немного денег и уехал в Париж, где познакомился с богемной жизнью местных художников. Растратив все деньги, девятнадцатилетний Клод нанялся в армию и уехал в Алжир, но вскоре комиссовался по болезни.

Читайте также  Картина "абсент", эдгар дега, 1876

Родные отвернулись от Моне, поставив на нем крест. Только тетка не теряла веры в племянника, но и не одобряла его работы. В письме к художнику Аману Готье она жаловалась: «Когда он хочет закончить что-то и сделать картину, все превращается в ужасную мазню, а он любуется этой мазней и находит идиотов, которые поздравляют его!»

В ноябре 1862 г. Моне вернулся в Париж, где стал учиться живописи у Шарля Глейра. Два года спустя, когда под угрозой потери зрения Глейр был вынужден закрыть свою мастерскую, Моне вместе с друзьями Ренуаром и Сислеем стал активно осваивать пленэрную живопись.

В 1865 г. состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты публикой. Научиться приемам академической живописи и тут же их забыть – такую задачу поставил перед собой Моне. Первой значительной его работой является «Завтрак на траве». К сожалению, картина до нас не дошла – Клод расплатился ею с хозяйкой комнаты в деревушке Шайи, в которой проживал, пока писал картину. Среди самых известных произведений Клода Моне «Лягушатник» (1869), «Бульвар Капуцинок» (1873), серии «Стога», «Тополя» и «Руанский собор», «Белые кувшинки» (1899).

В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 г. – его первой женой. Она родила художнику двух сыновей, которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. В отличие от остальных импрессионистов Моне был счастлив в любви. Его жена Камилла была замечательной спутницей для Моне, и когда 5 сентября 1879 г. она скончалась, для художника наступили самые тяжелые дни жизни, отразившиеся на его картинах мрачной палитрой.

В 1883 г. вместе с другом Ошеде и его женой Алисой Моне купил домик в Живерни и воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Главная картина всей его жизни преодолела плоскость полотна: рядом с домом Моне разбил сад и засадил его цветами так, чтобы они образовывали целую композицию. «Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Этот чудесный и гармоничный сад – самый первый эскиз или готовая к работе палитра», – писал о саде Моне Марсель Пруст. Для обустройства «водного сада» – пруда с водяными лилиями, над которыми перекинут изогнутый мостик в японском стиле, художник добился у властей разрешения отвести воды реки Эпт в свое имение. Моне любил писать сад и озеро с плавающими по его глади лилиями.

После смерти Ошеде Моне женится на Алисе – его второй брак так же удачен, как и первый. Однако от живописи он больше не получал удовлетворения: пытаясь добиться совершенства, браковал один эскиз за другим. В конце концов, окончательно отступив от принципов импрессионизма, он пытался написать то, что передать с помощью кисти и красок невозможно. К тому же в последние годы у Моне развивается катаракта обоих глаз – болезнь для художника невыносимая. Он по памяти определял, где какие цвета красок у него лежат. Операция вернула зрение, но восприятие цветов было нарушено. Последние работы Моне лишены яркости красок: все тона на них имеют слегка желтоватый оттенок.

В начале нашего века английский офтальмолог Ричард Мармор научно доказал, что отход Моне от принципов импрессионизма в сторону абстрактной живописи связан с нарушением зрения художника. Мармор изучил, как видят мир пациенты с ослабленным зрением, и соотнес результаты с «размытыми» картинами Моне. Искусственно размытая с помощью компьютерной программы фотография пруда с кувшинками в Живерни совпадает с «Кувшинками» Моне. Но как бы то ни было, говорить, что такое огромное и влиятельное направление живописи, как импрессионизм, возникло исключительно из-за болезни глаз Клода Моне, было бы равнозначно заявлению, что к моменту написания «Черного квадрата» у Малевича закончились все другие краски.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: