Описание картины эдгара дега "голубые танцовщицы" - JEKATERINBURG.RU

Описание картины эдгара дега «голубые танцовщицы»

Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

“Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде”. Эдгар Дега.

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях.

Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.

Картина “Голубые танцовщицы” (1897) похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.

Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.

1. Мерцающая пастель Дега

“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это мягкие карандаши наподобие восковых мелков. Именно с их помощью можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работы с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась, и художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Материал считается недолговечным по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют его специальным раствором или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни одного известного фиксатива. Мастер справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под воздействием любого закрепителя пастель тускнеет.

Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь картине. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранившимися. Чиалива унёс свой секрет в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что будь его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.

Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.

2. Волшебство композиции

Вы думаете, что на картине танцуют четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины, наклонилась к пуанту. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца.

Самое интересное, что на картине, скорее всего, не четыре разные девушки. Это одна танцовщица, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий балерины в разных позах. Возможно, именно по этим снимкам и создана композиция.

3. Картина написана по фотографии

Не доказано, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.

Именно так Дега создал портрет Паулины Меттерних. Княгиня никогда ему не позировала. Он написал портрет на основе фотокарточки.

Слева: фото княгини Паулины. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.

На то, что картина сделана по фотографии указывают «срезанные» края.

Не все танцовщицы “поместились в кадр”. У двух из них “усечены” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе не заметили, что их снимают.

Такие же срезанные края встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: 7 выдающихся картин художника”.

4. Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. А к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно, не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации, созданные для зрителя. Он изображал саму жизнь, порой неприглядную.

На полотне «Две балетные танцовщицы» девушки в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.

Более подробно о главных моделях Дега читайте в статьях:

Другая сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет балерине платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.

Более подробно об особенностях картин Дега читайте в статьях:

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок голубые танцовщицы кажутся воплощением грации и очарования.

5. Легенды Парижской оперы

Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти к зрителям. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрак Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете эти завораживающие легенды.

Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру прямо под зданием Оперы. Там водились огромные сомы.

Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.

Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу № 5. Он считал её только своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле раньше не продавали.

Сейчас вы можете купить билеты в ложу абсолютно свободно. Но она действительно принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.

Ложа Призрака Оперы

Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.

Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за баснословные сумму – 60 000 франков!

Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он считался отшельником. Редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Ей художник мог управлять ей из своей мастерской, со второго этажа. Если гость был нежеланным, щеколда на двери так и не поднималась. И она очень часто не поднималась.

О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины” .

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897. Галерея искусств Америки и Европы XIX-XX вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина , Москва.

«Голубые танцовщицы» Дега

Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность — Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.

Читайте также  Портрет хуана матеоса, диего веласкес — описание

Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению.

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

Голубые танцовщицы -Эдгар Дега

Пастель Эдгара Дега «Голубые танцовщицы» (1897) давно и прочно вошла в золотой фонд мирового живописного искусства и в наши дни по праву считается одним из самых ярких произведений импрессионизма.

Определенный парадокс этой ситуации заключается в том, что сам Дега очень не любил слово «импрессионизм» и никогда не считал себя импрессионистом. Ему и вообще не нравилась распространенная привычка навешивать ярлыки — в особенности, когда речь шла об искусстве. А импрессионисты — ну что, казалось бы общего, мог иметь с ними Эдгар Дега?

В отличие от большинства из них, Дега происходил из обеспеченной аристократической семьи и практически никогда на протяжении жизни не нуждался в деньгах. В противовес большинству из них, Эдгар Дега не отвергал классическую школу живописи с такой яростной и непримиримой непосредственностью — да и начинал он с вполне традиционных крупномасштабных полотен на исторические темы, выставлявшихся в Салоне — хотя и не снискавших особой популярности. Дега с юных лет отличался исключительным мастерством рисунка и тщательной продуманностью композиции — а о многих ли импрессионистах можно сказать то же самое?

Опять же, Дега не любил пленэр, предпочитая ему работу в студии — в то время как прочие импрессионисты предпочитали работать преимущественно на открытом воздухе. К концу своей достаточно долгой жизни (Дега прожил 83 года) художник сознательно дистанцировался не только от импрессионизма, но и от самих импрессионистов, коротая остаток дней в обеспеченном одиночестве.

И все-таки Эдгар Дега был импрессионистом — возможно, самым талантливым из всех. Общим для Дега и других членов этого революционного сообщества был абсолютно одинаковый интерес к современной им повседневной жизни, которую нужно во что бы то ни стало запечатлеть — так, как ты только что увидел и ощутил ее сам.

И точно так же воспринимаются работы Дега зрителем, которые видит перед собой не что иное как «остановленный миг». Тот самый мимолетный и вечно ускользащий миг непостижимо прекрасного бытия, ухватить который способны лишь большие художники, наделенные почти божественной способностью останавливать время.

В этой способности — останавливать время — с Дега не мог сравниться, пожалуй никто. У него был большой опыт в этом деле: в то время как остальные импрессионисты были «помешаны» на свете, Дега во главу угла ставил движение. И, пожалуй, никакое другое движение он не умел «останавливать» так виртуозно, как движение танцовщиц. В свое время запечатленные Дега балетные сценки пользовались необычайной популярностью. Художник в переписке шутливо отмечал, что его называют «живописцем танцовщиц» — как будто ничего другого за необычайно плодотворную карьеру он больше не создал.

Однако, учитывая, насколько яркими и живыми выглядят танцовщицы — кажется, случайно, слепо и наугад выхваченные мастером их жизни, чтобы через секунду вернуться в нее обратно и продолжить движение в танце — успех танцовщиц Дега вполне понятен и объясним. Отметим, за мнимой «случайностью» остановленного момента всегда крылась большая и тщательная подготовительная работа. Как бы ни сложно было в это поверить, но ни в одной из сотен работ Дега нет и намека на экспромт.

Читайте также  Пирс в брайтоне, джон констебл - описание картины

Точно так ж в его кружащихся в вихре танца девицах не найдешь и следа тайного или явного эротизма — Дега относился к объекту изображения скорее, как увлеченный и внимательный исследователь, нежели как живой, подверженный плотским слабостям человек. Учитывая свойственный ему перфекционизм, можно не сомневаться, что этот «научный» интерес принимал порой черты священной одержимости.

Когда друзьям или знакомым приходилось бывать у него в студии, Дега, рассказывая об очередной вещи, нередко распалялся, входил в раж и по ходу беседы пытался даже имитировать определенные па или фигуры танца, не забывая сопровождать этот крайне неуклюжий «показ» пространными рассуждениями на тему искусства.

«Голубые танцовщицы» созданы в конце карьеры художника, в то время, когда зрение Дега сильно ослабло, и он намеренно стал укрупнять изображение, работая, по сути, с яркими цветовыми пятнами, особое внимание уделяя общей гармонии картины, и создаваемому ей настроению. Великолепный колорист, Дега создал свои лучшие по сочетанию и насыщенности цвета работы, уже будучи полуслепым. Яркий калейдоскоп цветных пятен, стоит вглядеться в изображение чуть пристальней, чудесным образом превращается в вихрь стремительного движения, к чему и стремился Дега.

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, которой художник отдавал все большее предпочтение в последние годы жизни. Дега особенно ценил пастель за свежесть цвета, бархатистость фактуры, живую вибрацию штриха — и достиг в ее использовании выразительности и мощности, ни до, ни после него так никем и не превзойденной. Неустанный экспериментатор, он стал использовать обработку написанной картины паром, в результате чего пастель становилась мягкой, и ее можно было растушевать пальцами или кистью.

Чтобы придать пастельным краскам особый блеск, он растворял пастель горячей водой, превращая ее в подобие масляной краски — и колорит его последних работ, достигнутый с помощью беспрестанных экспериментов, стал, как выразился историк искусства Джордж Гамильтон, «последним и величайшим даром художника современному искусству».

Именно беконечно мерцающие переливы цвета и рождают движение танца — которое при виде «Голубых танцовщиц» ощущаешь почти физически. Разумеется, этот шедевр не мог в свое время пройти мимо Сергея Ивановича Щукина, в коллекции которого пастель находилась до 1918 года. Затем, после национализации коллекции, «Голубые танцовщицы» оказались в Государственном музее нового западного искусства, а в 1948 году поступили в Музей искусств им. А. С. Пушкина, где шедевр Дега находится и поныне.

Голубые танцовщицы

«Голубы́е танцо́вщицы» (фр. Danseuses bleues ) — картина французского художника-импрессиониста Эдгара Дега, написанная в 1897 году. Хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находилась в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после написания картина хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.

Картина выполнена пастелью на бумаге размером 65×65 см. [1]

Содержание

История создания

Произведение относится к позднему этапу творчества Эдгара Дега, когда его зрение ослабло, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины. [2] Тематика танцовщиц была очень близка художнику и неоднократно повторялась в технике пастели, масляной живописи и рисунка. По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, [3] который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.

Примечания

  1. Размер полотна по официальным данным сайта Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
  2. Описание картины. Статья на сайте world-art.ru
  3. Описание картины. Статья на сайте impres-paint.ru

Литература

  • Ионин Н. A.Сто великих картин. — Вече, 2002.

Ссылки

  • На сайте музея
Эдгар Дега
Картины Семья Беллели (1858–1867) · Упражнения юных спартанцев (1860) · Interior (1868—1869) · Count Lepic and His Daughters (1870) · A Cotton Office in New Orleans (1873) · The Dance Class (1874) · Place de la Concorde (1875) · Абсент (1876) · Miss La La at the Cirque Fernando (1879) · Portraits, At the Stock Exchange (1879) · After the Bath, Woman Drying her Feet (1886) · Голубые танцовщицы (1897)
Другие работы Ожидание (Дега) (пастель) • Четырнадцатилетняя маленькая танцовщица (скульптура)
Выставки Парижский салон
Направление Импрессионизм
Учителя Луи Ламот • Жан Огюст Доминик Энгр
Коллекции Коллекция Филипса • Музей Орсе
Друзья Клод Моне • Жан-Луи Форен

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Голубчик
  • Голубь (значения)

Смотреть что такое «Голубые танцовщицы» в других словарях:

ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ — ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ, Россия, Панорама (С. Пб.), 1993, цв., 35 мин. Фильм балет. По мотивам фильма «Мост Ватерлоо». Балетная версия известного американского фильма «Мост Ватерлоо» с Вивьен Ли в главной роли. Балетмейстер Олег Игнатьев. Роль Майры… … Энциклопедия кино

ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ — 1993, 30 мин., цв., видео, «Панорама». жанр: фильм балет. реж. Дмитрий Светозаров, сцен. Дмитрий Светозаров, идея Тимура Когана, опер. Александр Устинов, худ. Ольга Жукова, комп. Тимур Коган, зв. Константин Зарин, балетмейстер Олег Игнатьев.… … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

Дега, Эдгар — Эдгар Дега Edgar Degas … Википедия

Светозаров, Дмитрий Иосифович — Дмитрий Светозаров Имя при рождении: Дмитрий Иосифович Хейфиц Дата рождения: 10 октября 1951(1951 10 10) (61 год) … Википедия

Дега — (degas) Эдгар (1834, Париж – 1917, там же), французский живописец, график, скульптор; участник выставок импрессионистов. Сын банкира. Вопреки желанию родителей, посвятил себя живописи. В 1855 56 гг. учился в Школе изящных искусств в Париже,… … Художественная энциклопедия

Дега Эдгар — (Degas) (1834 1917), французский живописец, график и скульптор. Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855 56). Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра. В 1854 59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения. Начал со строгих по композиции… … Художественная энциклопедия

Дега Эдгар — (Degas) (1834 1917), французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Картины отличаются острым, динамичным восприятием современной жизни, со строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком,… … Энциклопедический словарь

Дмитрий Иосифович Светозаров — Дмитрий Светозаров [[Изображение: |200px|Фото]] Имя при рождении: Дмитрий Иосифович Светозаров Дата рождения: 10 октября 1951 Место рождения … Википедия

Дмитрий Светозаров — [[Изображение: |200px|Фото]] Имя при рождении: Дмитрий Иосифович Светозаров Дата рождения: 10 октября 1951 Место рождения … Википедия

Светозаров, Дмитрий — Дмитрий Светозаров [[Изображение: |200px|Фото]] Имя при рождении: Дмитрий Иосифович Светозаров Дата рождения: 10 октября 1951 Место рождения … Википедия

Описание картины эдгара дега «голубые танцовщицы»


Полотна Эдгара Дега внесли блистательный вклад в историю мирового и французского импрессионизма, хотя вначале можно было предположить, что он станет академическим художником, может быть, даже самым крупным академическим художником после Энгра. К этому располагала среда, из которой вышел Э. Дега (его семья принадлежала к финансовой буржуазии), образование (он учился в юридической школе, но бросил ее ради Школы изящных искусств) и частые посещения Италии, где художник знакомился с классическими образцами итальянского искусства.

Читайте также  Суриков: картины, биография. работы василия ивановича сурикова

Но Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин, и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Он был первым из европейских художников, кто совершенно по-новому увидел балет. «Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, поэтому его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и других.

Например, О. Ренуару было близко радостное ощущение бытия, ощущение почти физиологическое, вызывающее в памяти догомеровскую Грецию; то ощущение, которое не знает моральных срывов и больных вопросов современности и которое всегда побеждает в радостном усилии самоутверждения. Но они были далеки друг от друга, и Э. Дега с тех же персонажей и в тех же местах писал совсем другие картины — порой горькие и безрадостные. Например, в «Танцевальном классе» он изображает балерин не на сцене, а за кулисами во время репетиции. На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли утомление, а парадные улыбки и традиционное изящество исчезли. Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения — у балерин! — угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям.

Эдгар Дега стремился ощутить пульс городской цивилизации и ее ритм, лишенный всякой праздничности, вместо отдыха он передавал монотонность профессионального труда. По количеству картин важнейшее место в творчестве художника как раз и занимает «балетный» цикл. Образами балета он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.

Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи. Многие парижские художники были завсегдатаями Оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих вдохновительниц. Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар и другие живописцы.

Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но совершенно иначе подошел к театральной теме. Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, — балетом, живущим особой жизнью, и рядовой средней балериной. И художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую уборную, иногда видимую только в щель приоткрытой двери.

Балет времен Эдгара Дега — это балет-феерия, спектакль удивительных превращений, когда на глазах у публики возникали и исчезали страны света, царства, миры и океаны, земли и подземелья. Все материальное теряло в таком театре свои обязательные свойства и непререкаемые права. Подлинным венцом этой театральной мистерии являлись сами танцовщицы, усыпанные звездными блестками и освещенные разноцветными огнями рампы. Безмятежная радость овладевала на весь вечер зрителями и сценой, где феей, наядой, нимфой царила балерина в прозрачном тюлевом костюме, превращаясь в эфир парящего танца.

Балетные картины Э. Дега — это не столько картины балетомана, для этого он был слишком ироничен и страстен. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника — разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.

Как-то Э. Дега сказал, что изображать моющихся женщин — «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», — сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в ежеминутном борении света и тьмы, подробностей и целого, переносил на полотно клочки и арабески жизненного калейдоскопа, был в самом горниле жизни свидетелем-инкогнито — все видящим, но никому не видимым; все чувствующим, но холодно сдержанным.

В «Голубых танцовщицах» Э. Дега само радужное мерцание чистых тонов вызывает мелодию танца, в этом полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Но критики и публика очень часто смеялись над манерой художника «обрезать» предметы и людей, приписывая ее «неумению» умещать на полотне желаемое, уложиться в размер картины.

«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Э. Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Четыре танцовщицы в картине образуют единое целое, своей пластикой передавая идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Изображен ли здесь момент танца, репетиции или, быть может, на полотне запечатлена фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах? Скорее всего зритель не будет вдаваться в подробности, потому что его заворожит сияние голубого цвета — то насыщенного синими оттенками, то переходящего в изумрудные. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях.

«Сто великих картин» Н.A.Иoнина, издательство «Вече», 2002г

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: