Одеяние невесты, макс эрнст - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Одеяние невесты, макс эрнст — описание картины

Одеяние невесты, макс эрнст — описание картины

Живописец по имени Макс

Историки будущего могут утреждать, что взорвать основы западного искусства художников-авангардистов XX века заставил нигилизм. Кубисты разложили форму на составные части, абстракционисты распылили ее, а сюрреалисты уничтожили визуальную логику. Среди них Макс Эрнст был особенно опасной и мощной силой низвержения, которая когда-либо появлялась на Западе.

Ранние годы оказали большое влияние на художника, родившегося в Брюле, маленьком немецком городке между Кельном и Бонном, где его отец работал в школе для глухих детей. Отец, художник-любитель и сторонник традиций, привил Максу любовь к живописи и рисованию, и этот опыт заточил мятежные инстинкты Эрнста и его живую насмешливость. В университете Эрнст, изучавший философию и анормальную психологию, открыл для себя искусство людей с расстройствами психики, и оно оказало на него сильное впечатление.

Стать художником студента заставила встреча с экспрессионистом Августом Маке. Первая мировая война, в которой Эрнст сражался на двух фронтах, обернулась для художника глубокой травмой. В довоенной картине « Бессмертие», где заметно влияние французского « наивного» художника Анри Руссо и урбанистической живописи Лионеля Файнингера, еще чувствуется невинность. Но «Битва рыбы», одна из немногих сохранившихся военных акварельных работ Эрнста, пропитана новой резкостью.

Эрнст был готов для дадаизма — модернистского художественного течения, которое прогремело в Германии в 1919 году. В одной из парижских галерей дадаистская картина Эрнста была вывешена рядом с сюрреалистами. Это было по сути чистой формальностью. Художник уже шел впереди движения.

«Морской пейзаж», датированный 1921 годом, предвещает странные пейзажи Ива Танги, появившиеся через 10 лет.

Художник заново изобретал мир. В серии набросков от 1925 года Эрнст изобразил придуманные им пустынные растения. Он также нарисовал скелет эры динозавров. Ноги оказываются тремя пеньками, поднимающимися из травы.

Немецкий художник начал рисовать сцены из параллельных миров: «Леса», в которых скалистые минеральные выступы пронзают небо, где место солнечного диска занимает огромное кольцо. Он создавал псевдопейзажи и изобретал новые объекты, которых никогда не существовало.

Постепенно фантазии Эрнста принимают трагическую направленность. «Ароматный лес» запечатлел черные покрытые шипами верхушки деревьев, над которыми разливается блеклый лунный свет на фоне темного неба. Это был 1933 год, и Гитлер только что пришел к власти.

Угрожающая атмосфера продолжала пропитывать его придуманные пейзажи вплоть до Второй мировой войны. Композиция от 1935 года « Окаменелый город» напоминает фотографии поселков с низкими земляными хижинами, выстроенными на слонах гор между Курдистаном и Кашмиром. Цвета, варьирующиеся от красноватых до голубых тонов, и гигантская луна предвещают приближающуюся катастрофу.

Появляется в его творчестве и тема ночных кошмаров. Вдохновением для « Прославления голода» мог послужить рассказ Кафки « Метаморфозы», в котором главный герой превращается в насекомое.

Иногда Эрнст, казалось, «брал себя в руки»: «Радость жизни», созданная в 1936 году, это нечто среднее между наивными пейзажами Руссо и картинами безумного английского художника Ричарда Дэдда.

Шутник, который всегда сидел в Эрнсте, тоже время от времени пробивался наружу. Скульптурная серия середины 1930-х ( позднее отлитая в бронзе) похожа на трехмерные карикатуры школьника с кубистскими наклонностями. Вероятно, кое-что Эрнст позаимствовал у железных скульптур Гонсалеса.

Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. Приехав во Францию в 1922 году, Эрнст бросил Луизу Штраус, которая стала его женой после Первой мировой войны. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. Эта фаза окончилась в 1937 году, когда он встретил молодую английскую художницу Леонору Каррингтон. Пара покинула турбулентный Париж и обосновалась на юге Франции. Через два года родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как « враждебного иностранца» ( гражданина неприятельского государства).

После освобождения Эрнст успел написать картину « Момент спокойствия», воображаемый пейзаж, полный движения, которое отражает его возбужденное состояние ума.

Его снова посадили в 1940. Он предпринял две попытки бегства, и во время одной из них обнаружил, что Каррингтон, испуганная его арестом, продала их дом и бежала в Испанию, где и сама оказалась за решеткой. Помощь художнику предложили друзья из США. Они вдохновили Эрнста на написание « Одеяния невесты», одну из многих его автобиографичных картин.

В декабре художник уехал в Америку при помощи Пегги Гугенхайм, на которой он женился. Но его третий брак длился недолго. В 1942 году Эрнст встретил красавицу Дору Таннинг, и в 1943 году они уехали в Аризону, где провели идилличное лето.

Америка сильно повлияла на творчество Эрнста, который, само собой разумеется, получил американское гражданство. Картина « Имперский холм», датированная 1950 годом, это воображаемый пейзаж: горящие красные горы, среди которых проявляется нечто в форме огромной рыбы. «Крик чайки» от 1953 года свидетельствует о влиянии на Эрнста нью-йоркской школы абстракционизма. Одноглазая эктоплазма — это своего рода поручитель вклада сюрреалистов в искусство.

Эрнст скучал по Франции и вернулся в Париж. В 1958 году, замыкая круг, художник получил французское гражданство.

На художника посыпались почести. В 1954 году его выставка прошла в Musee National d’Art Moderne, еще одна в MOMA в 1961, еще одна в Кельне в 1962 году. Эрнст даже стал кавалером ордена Почетного легиона. И даже если в его глазах и был проблеск иронии, никто этого не заметил. В конце концов, сюрреалист остался верен себе: Эрнст умер в 1976 году — в День дураков.

Mакс Эрнст -сюрреалист из Брюля

MАКС ЭРНСТ (1891-1976) – СЮРРЕАЛИСТ ИЗ БРЮЛЯ

( к 120-летию со дня рождения)

Как и большинство сюрреалистов, немецкий художник Макс Эрнст начинал свой творческий путь с дадаизма. Для него «антиискусство» стало островом спасения в мире буржуазных ценностей, он плевал на них с истинным наслаждением. Художник был одним из основателей направления сюрреализм в 1924 году, его знаковая фигура.

Первая выставка Эрнста прошла в Берлине в 1916 году. В одном произведении он соединял разные материалы, техники и методы. Предметы вырывались из привычной среды и вступали в новые связи. Это была «случайная встреча двух различных реальностей на неподходящем плане» (Эрнст). На знаменитой эпатажной выставке дадаистов (1920 г., Кёльн) Эрнст предложил публике топор: пусть сокрушат любое «произведение». В мужском туалете (вход на выставку) обнажённая девица успевала обругать ошарашенного посетителя.

В Париже с 1919 года существовала группа «абсолютных дадаистов»– это были известные литераторы. Дадаисты отождествляли искусство с жизнью, а разум назвали безумием, так как те, кто развязал Первую мировую войну, считались разумными людьми. Художники-дадаисты «успешно» участвовали в скандальных выставках, поддержали дадаизм во Франции. Движение приобрело космополитический размах в искусстве.

Но вскоре внутри дадаизма наметился раскол. Эрнст отвергал полную бессистемность творчества и отрицания всего и вся: необходимо новое знание и серьёзное отношение к своим изысканиям. Родилось мощное направление в искусстве – сюрреализм. Теоретическое начало направлению положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924 году.

Сегодня словом СЮРРЕАЛИЗМ обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, фантастическое, оторванное от реальности.Для Эрнста и большинства сюрреалистов, основным признаком этого течения в искусстве были не разные техники, а три главных принципа: автоматизм, «сновидческие образы» и использование «обманок». Отличительной особенностью именно полотен Эрнста стали реальные, даже, натуралистические изображения персонажей в фантастических, бредовых сочетаниях – «обман зрения» или «обманка». (скандальная работа «Дева наказывает Иисуса. »,1926 г.). Авторитет художника утвердил такую манеру изображения.

. Отец Эрнста был учителем в школе для глухонемых в Брюле ( 15 километров от Кёльна и от Бонна). Макс – старший из его пятерых детей, позировал в образе Иисуса-младенца, когда отец копировал открытки либо иллюстрации к Библии. Но чаще работал на пленэре, тщательно выписывая пейзажи Брюля. Однажды отец забыл внести в пейзаж одно дерево: картина – не точная копия, и отец срубил дерево. Глубоко раненный Макс назвал это «преступлением против воображения».

А воображение у мальчика было очень богатое. Казалось, таинственные и мрачные брюльские леса скрывали в лесных чащах всевозможных страшилищ. Живопись Эрнста представляла, по Фрейду, препарированные детские впечатления и страхи. Не брюльские ли непроходимые заросли стояли перед глазами художника, когда он писал композицию под названием «Лес»? Картина, выполненная в технике фроттажа (от французского frotter – втирать), стала нововведением Макса Эрнста.

Художник помещал лист бумаги на рельефную поверхность предмета и, рисуя на нём, получал изображение, повторявшее неровности основы. Случайные рисунки структуры дерева и камней становились главным изображением или фоном полотен, на которые Эрнст добавлял ещё фигуры. Эффект был непредсказуем, художник лишь подчинялся собственному творческому процессу, извлекая из подсознания причудливые образы, схожие с галлюцинациями ( картина «Антипапа» ).

В 1929 Макс Эрнст создал знаменитый коллаж «Женщина о ста головах». В это же время он принимал участие в создании фильмов совместно с Сальвадором Дали и Луисом Бюнюэлем. Фильмы «Андалузский пёс», а затем и «Золотой век», потрясли первых зрителей: множество гениальных находок держали зрителя буквально за трепещущие нервы. Даже сегодня в кино с его огромным набором спецэффектов нет ничего подобного. Эрнст известен, и Сергей Дягилев, создатель «Русских сезонов» в Париже, предложил художнику сделать эскизы декораций и костюмов для балетов.

Читайте также  Картина троица, эль греко

У Макса сложились странные отношения с поэтом Элюаром и его женой Гала (впоследствии жена художника Сальвадора Дали). В 1921 году налаженную жизнь Поля Элюара и его супруги Елены, известной ныне всему миру по имени Гала, нарушает Макс Эрнст. Он уже известный художник, дадаист и скандалист:
буржуазная публика ставит между ними знак равенства.

Макс Эрнст иллюстрировал написанный Полем Элюаром и его друзьями манифест под названием «Дада на свежем воздухе»1. Поль Элюар с Гала посетили Макса Эрнста в Кёльне, где он жил вместе со своей женой-красавицей Лу (Луиза Штраус) и годовалым ребёнком. Художник очаровывает супругов открытостью, безмятежным характером и, главное, беззаботной улыбкой. Судьба в лице Поля посылает Максу близкого друга.

Между мужчинами вспыхивает редкостная симпатия. Молодой французский поэт искренне восхищается не менее молодым немецким художником и признаёт его гениальность: он купил прямо с мольберта картину «Слон Целебес». Максу нравятся необычные стихи Элюара. Их объединяет художническое братство и человеческое родство. Как ни странно, их объединяет даже то, что оба воевали в Первую мировую войну по разные линии фронта и ведь могли убить друг друга.

Эрнст иллюстрирует сборник стихов Элюара. Это 1922 год. Тогда и проявляется чувство Макса к жене друга. Макс пишет гуашью картину «Пертурбация – моя сестра», где Гала изображена с обнажённой грудью. И хотя Поль для Макса «брат», его волнуют прелести Галы. Голубоглазый красивый блондин быстро вскружил голову Гала. Художник – до глубокой старости красавец с выразительным, вдохновенным лицом, и все женщины в его судьбе будут ослепительными красавицами.

. О романе Макса и Гала знают и друзья, и супруги. Похоже, что Эрнст стал любовником Гала с попустительства мужа. Элюар любит Макса и любит Гала. Она же отвечает взаимностью обоим мужчинам. Остры переживания поэта. Негодует Лу, у которой отбирают мужа. Она не поняла драмы Гала, которая не создана для двоих одновременно и не может выбрать между мужем и любовником, и не хочет, чтобы её делили. Словом, брак втроём . Внезапно поэт исчезает из дома, – он не в силах переносить страданий любимой.

Любовники находят Поля в Индокитае. Втроём они возвращаются во Францию, но союз даёт трещину. В Париж вернулся раненый, неспокойный поэт и человек Поль Элюар. А блудная Гала возвращается к домашнему очагу с блудным мужем. История «любви втроём» не прошла бесследно: чувство жертвы, принесённой на семейный алтарь, сделало из неё другую женщину. Гала лишила Макса своей любви, но Поль остаётся его другом, помогает материально, покупает у художника несколько картин.

Уже «похоронен» дадаизм. В первую весну сюрреализма, весной 1925 года, творческое братство поэта Элюара и художника Эрнста будет скреплено выходом небольшого сборника «Вместо молчания». Муза, колдунья и героиня сборника, конечно, Гала. Стихи поэта влюблённые, жалобные и светлые. Рисунки художника сумасшедшие – хоровод злых, лиц, передающих без нежности его восприятие Гала. Это прощание – последнее рукопожатие с Элюаром и разрыв с очаровательной и загадочной Гала. Она не скрывает, что была «моделью и причиной любовного стона, который вырвала у обоих мужчин одновременно; его эхом на страницах книги обмениваются художник и поэт». Так напишет позже Доминик Бона.

Мужская дружба кончилась после того, как Эрнст поссорился с Полем из-за Мари-Берт. Новая жена художника плохо отозвалась о Гала. В возникшей ссоре Эрнст поддержал супругу боксёрским аргументом.

. Макс встретил осенью 1926 в художественной галерее 20-тилетнюю блондинку с голубыми глазами – Мари-Берт Оранш. По другой легенде, они познакомились на съёмках фильма Бюнюэля. Воспитанница монастыря «Верных подруг Христовых», дочь высокопоставленного чиновника, простодушная девушка покидает семью и следует за Максом Эрнстом: молниеносная любовь поражает их обоих.

Скандал:отец кричит о совращении малолетней, обращается в полицию. Помогают друзья: художник бежит с любимой, ускользая от полиции. Через много месяцев влюблённые вырвали у отца согласие на свадьбу. Эрнст пишет в этот период работы «Невеста ветра», «Макс Эрнст, показывающий девушке голову своего отца», «Молодые люди, попирающие свою мать» и «После нас хоть материнство». Это «живопись вызова, противопоставляющая любовь правилам приличия». Этот союз тоже не оказался вечным.Заглядывая вперёд, заметим,что в годы войны Мари-Берт Оранш — возлюбленная и муза выдающегося художника Хаима Сутина.Она принимает самое горячее участие в его судьбе, оставаясь с ним до последних дней его жизни.

. Осень 1938 года. Макс Эрнст живёт на юге Франции со своей любовницей Леонорой Карингтон, очаровательной англичанкой, талантливой художницей-сюрреалисткой. Она моложе его более чем на 20 лет. Дом рядом с Авиньоном – их тихая гавань. Макс пишет феерические картины своего счастья: «Сон девушки на озере» и «Леонора в утреннем свете».

На следующий день после начала войны Эрнста арестуют жандармы: ведь он – немец. Помогло вмешательство Элюара, обратившегося за помощью к президенту Франции, Макс выйдет из лагеря пленных много месяцев спустя.

В мае 1940 года Макс Эрнст вновь арестован – и вновь как военнопленный. Он бежал, был схвачен, снова освобождён, и ждёт корабль для отплытия в Америку. Леонора Карингтон сошла с ума: она была интернирована. Макс её никогда не увидит.

. В разгар Второй мировой войны Нью-Йорк принимает много художников-беженцев из Европы. Практически все они давно знакомы друг с другом. Тут же в Америке Сальвадор Дали со своей женой Гала, да, той самой. Прибывает и Макс Эрнст, который еле вырвался из лап гестапо из оккупированной Франции(непонятно, почему он, немец живёт в стране, с которой воюет Германия). Но по прибытии в Америку он тотчас же попадает в тюрьму с ярлыком шпиона. Америка находится в состоянии войны с Германией, и немец, чистый немец, показался властям подозрительным.

Его спасает Пегги Гугенхейм, страстная собирательница современной живописи. Она влюбилась в красавца Макса. Вскоре они поженятся, и Эрнст – муж одной из самых богатых женщин мира, обитатель особняка на Ист-Ривер с великолепной мастерской.

Сердобольная, опекавшая модернистов, Пегги не оставила в беде многих художников, приехавших за океан с семьями практически нищими. Их «исконный» правоверный сюрреализм существенно отличался от сюрреализма Дали, который не считал себя причастным к сюрреализму при его зарождении, но в Америке вещал повсюду «Сюрреализм – это я!». «Правоверные» открыто игнорировали Дали, презирали как человека. Макс Эрнст никогда не подавал ему руки.

Брак Эрнста с Пегги Гугенхейм оказался непродолжительным, несмотря на большие деньги Пегги. За три года до окончания войны художник завершил работу над своим известнейшим полотном «Европа после дождя». Он уже предвидел последствия войны, изобразив заброшенную местность, где вьющиеся растения обвивают руины и застывшие человеческие фигуры. Война уничтожила старую Европу. Оправдались антимилитаристические, вызывaющие и трагические «хулиганские» акции дадаистов, к которым в молодости принадлежал Эрнст.

В Америке жизнь Макса Эрнста складывается удачно, и только картины, населённые фантазмами, говорят о его мучениях. Ему нравится Америка. Он оказал большое влияние на американский авангард 50-х годов ХХ века.Вслед за «Европой после дождя» и «Антипапы» Эрнст пишет по «предчувствиям» картины-галлюцинации, представляющие пейзажи мест, в которых он никогда не был.

Покинув Пегги, Макс Эрнст страстно влюбился в Доротею Таннинг, юную американку, шведку по происхождению, фантастическую, «сюрреалистическую» девушку, и решил жениться в четвёртый раз. Доротея Таннинг – художница. Её полотна необычны и навеяны подсознательными видениями. Супруги уединяются на окраине американского востока. Пристанище Макса соответствует его воображению.

В 1946 году Эрнст напишет одну из самых своих известных картин «Искушение Св. Антония». В Америке будет поставлен фильм именно по его сюжету.
Впоследствии Макс Эрнст вернулся в Европу, во Францию. Он уйдёт из жизни, прославленный и признанный, в 1976 году в возрасте 85 лет. И похоронен будет в своём любимом Париже. Франция считает его французским художником, Америка – американским. Работы художника-сюрреалиста украшают стены многих известных музеев модерна. И конечно, немало картин Эрнста в музее Брюля, родине художника.

Одеяние невесты, макс эрнст — описание картины

Сюрреализм и живопись. 1942

(Начало здесь ) В начале двадцатых годов, переселившись в Париж, Макс Эрнст отходит от де Кирико и начинает создавать сюрреалистические образы, не существующие в природе, но выглядящие как вполне достоверные. Нереальные, но вполне достоверные образы помогали художнику всматриваться внутрь себя, во многом следуя алхимической философии, символику которой он постоянно использует в своих коллажах и картинах.

Химеры и скрытые фигуры

Макс Эрнст визуализирует свои травмы и комплексы, вынося их на поверхность в образе чудовищ, в которых кроме всего прочего при соединении несоединимого рождалась настоящая поэзия в духе поэтики Лотреамона . Все искусство художника – это сны и сновидения (у Дали – бредовые состояния). В его снах наяву проявлялось невидимое, скрываемое от внешнего взгляда и табуируемое сознанием.

Читайте также  Становление творчества джорджо де кирико, биография и картины

Мастер вводит в искусство квазинаучные образы и антропоморфные существа — химеры, позволявшие изживать собственные страхи и комплексы. Химера – это существо, состоящее из разных элементов, подобно тем, что можно видеть на Соборе Парижской Богоматери.

Молодая химера 1921

Макс Эрнст сделал химеры главными героями своих картин-сновидений. Есть такая игра, с которой с детства знакомы все. На листочке бумаги один пишет какие-то слова, потом закрывает их, скручивая бумажку, второй пишет свое, не видя предыдущей записи, то же самое делает третий и т.д. Такая же игра только с рисованием («Изысканный Труп») часто практиковалась сюрреалистами.

В ней один рисует, например, голову, потом лист подворачивается; второй дорисовывает туловище, снова лист подворачивается; третий дорисовывается ноги и т.д.. В результате получается невиданное ранее существо – химера. Именно так рождались коллажи Макса Эрнста.

У художника есть несколько ключевых химер. Одна из часто повторяющихся – человек-птица, женщина-птица, люди-птицы. Птица в его работах – символ его личной биографии. Образ связан с детскими воспоминаниями. Макс очень любил птиц, у него была с ними, по его словам, интимно-мистическая связь

Птицы, рыбы-змеи и Пугало 1921.

Но есть и конкретный эпизод: однажды у него умерла любимая птичка — соловей. И именно в этот момент в комнату вошел отец и сообщил, что у Макса родилась сестра. Для мальчика это было таким потрясением, что он невольно связал эти два события, уверенный в том, что душу птицы забрала его новорожденная сестра.

Птицы, природа, особенно не тронутая цивилизацией, всегда волновали художника и были излюбленными темами. В них есть то, что притягивало его в картинах Гогена, писавшего первозданную природу, и в картинах Анри Руссо , примитивиста и самоучки, писавшего волшебные джунгли, в которых, впрочем, никогда не был.

В тот период, Макс Эрнст делает коллажи, используя вырезки из научных журналов, иллюстраций к книгам Жюля Верна, технических энциклопедий, фотографиий и графических работ, внося в искусство квази-научную струю. Так появляются человеко-машины и киборги, в которых соединяются в единое целое человек, машина, механизмы, дома. Ярким примером такого коллажа является его «Император» (1923).

В центре картины башнеобразное существо с поднятыми вверх руками и головой. Башня, хоть и распространяет командный дух, его положение очень неустойчиво. Император похож на остановленный волчок, который вот-вот упадет на бок. Массивность башни с одной стороны и ее неустойчивое основание отражают внутренний конфликт императора, который находится в голой пустыне и полном одиночестве.

Рядом с императором — коса, символ смерти. Император — это главнокомандующий, у которого нет ни устойчивости, ни авторитета. Другой любимый образ Макса Эрнста – забор, за которым скрываются табуируемые фигуры, невидимые глазу, но составляющие сущность внутреннего мира человека. Суть забора хорошо передает русская пословица «Чужая душа – потемки». Мы слишком часто совершаем тактическую ошибку, доверяясь своему глазу.

У сюрреалистов был технический прием автоматического рисования, аналогичный автоматическому письму. Надо было рисовать очень быстро с закрытыми глазами, чтобы глаз не мог контролировать нарисованное. Прием позволял визуализировать сновидческие образы. Примером картины на тему забора у Макса Эрнста является коллаж с корявым названием «Дети, угрожаемые соловьем» (1924).

Дети, угрожаемые соловьем 1924

Здесь на переднем плане — красный деревянный забор, который открывается и можно увидеть то, что за ним скрывается, что недоступно и невидимо глазу. Первоначально картинка кажется идиллической, но чем больше вглядываешься в нее, тем становится страшнее. На фоне голубого неба разыгрывается сцена террора.

На крыше домика фигура, которая тянется к звонку, пытаясь подать предупреждающий сигнал. Во дворе видим сумасшедшую женщину в серо-белых цветах с ножом в руке. Она пытается с его помощью отбиться от соловья, который на нее вовсе не нападает. Вторая женщина, тоже в серо-белом, лежит наземле, похоже — в обмороке.

У Макса Эрнста есть два автобиографических эпизода, связанных с соловьем. Это, уже упоминавшаяся, история с рождением сестры, а второй – отроческая галлюцинация с сучком на деревянной панели, находившейся у его кровати.

Лоплоп представляет Лоплопа 1930

Сучок представился ему угрожающей головой птицы со страшным глазом и острым клювом. В этом отразилось его восприятие воображаемого как образа, который может угрожать и терроризировать, что является универсальным явлением. Именно это и и изображает в данной картине художник, освобождаясь от детского страха.

Позднее у Макса Эрнста появится мифическое существо – птица Лоплоп, в которой он воплотил самого себя. Упомяну еще одну картину, ‘Царь Эдип’, написанную в то же время и на ту же тему — забора. В ней художник ставит вопрос, следует ли доверять глазу, который скрывает то, что находится за этим забором, высвечивая лишь то, что хочет человек видеть. В картине слепой человек (Царь Эдип был слепым) познает мир на ощупь и в его воображении он выглядит совсем иначе, чем если бы человек видел его глазами.

Сюрреализм и новые техники

Дерево. Выполнена в технике фроттажа.

В 1924 году дадаизм перестал существовать, а дадаисты влились в сюрреалистическое движение, объединившись вокруг Андре Бретона, написавшего манифест сюрреализма. Начинается период более методичного исследования бессознательного с выработкой особых техник. Макс Эрнст изобрел четыре новых техники, с помощью которых он изображал скрытое бессознательное.

Сначала появилась техника фроттажа. Она многим известна как способ, когда под бумагу подкладывается дерево или монетка и натирается карандашом или грифелем. На бумаге проступает образ, который потом художник обрабатывает и получает нечто совершенно новое, чем то с помощью чего он его получил. Позднее Макс Эрнст раскроет секрет этого метода, изобразив дерево, с помощью которого он получал свои картины.

Затем он изобрел технику граттажа. В этом случае бумага или холст накладываются на предмет и краска втирается во все впадины. На холсте проявляются самые загадочные ландшафты, леса, моря, города. Граттаж позволял Максу Эрнсту окунуться в немецкую романтику волшебного леса, так характерную для Германии. В основном эти техники рождали таинственные образы природы, леса, деревьев.

Лес. 1927. Техника граттажа

Потом изобрел технику декалькомании, когда две поверхности, на которые нанесена краска, накладываются друг на друга. В результате получается совершенно фантастический цвет и богатая текстура. В этой технике выполнено несколько работ, например, ‘Наряд невесты’ (см. ниже).

В конце двадцатых годов Макс Эрнст выпускает книги с графическими коллажами. Одна из них «Женщина со 100 головами», в которых художник меняет головы женщин, в результате чего рождаются различные химеры. Так что книгу вполне можно было бы назвать «Женщина без головы».

Наконец, уже будучи в эмиграции в США, он изобретает еще один метод – разбрызгивания краски по холсту. Для этого он подвешивал банку с краской, в дне которой проделывал дырку, и раскачивал ее. При раскачивании она создавала разные фигуры.

Наряд невесты, выполненный в технике декалькомании. 1940

Так Макс Эрнст довел технику автоматического рисования до своего логического завершения. Позднее эту технику перенял Поллок. В двадцатые годы художником были написаны такие значимые для него картины, как «Пьета или Революция Night» и «Порка Богоматерью Младенца Христа с тремя свидетелями» (1926).

В них он аллегорически изображает сложные отношения, в которых были отец и сын, тем самым изживая еще один комплекс — вины перед отцом. Вторая картина вызвала настоящий скандал, поскольку, хоть и носила иронический характер, но явно имела антиклерикальную направленность.

Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма. 1937

В тридцатые годы появляются работы, отражающие реакцию художника на надвигающийся фашизм. Наиболее известная из них картина «Ангел домашнего очага» с параллельным саркастическим названием «Триумф сюрреализма». Картина — единственная на политическую тему, которой Эрнст откликнулся на поражение республиканцев в гражданской войне в Испании.

На ней изображен монстр, иронично названный «ангелом домашнего очага». С корявыми когтистыми руками, острым хищным клювом, зубастой пастью,вытянутыми ногами и радостным выражением лица он похож на огненную хищную птицу, напоминающую танец огня в домашнем очаге, только в данном случае — это жуткая пляска смерти.

Фигура уродливая, из ее правой ноги рождается новое существо, как раковая опухоль захватывающая другие части тела. Так художник воспринимает фашизм, который постепенно захватывал всю Европу. Во время войны Макс Эрнст был дважды арестован как немецкий гражданин, и ему чудом, с помощью друзей, удалось эмигрировать вместе с другими авангардистами в Америку.

Там его приняли с восторгом и он оказал очень сильное влияние на американское искусство. В США Макс Эрнст закончил еще одну, очень важную, антивоенную работу

Европа после дождя II 1940-1942

Это — картина выжженной земли, в которую превращается Европа в результате военного Апокалипсиса. Война только-только начиналась, но художник уже предвидел все ее последствия. Этот образ послевоенной разрухи — один из самых сильных и позднее будет использован фантастами и кинематографистами. Равных ему по антивоенной направленности и силе интерпретации ужасов войны в мире нет.

В Америке Макс Эрнст наконец-то нашел единственную женщину, Доротею Таннинг, которая сделала его счастливым после трех неудачных браков и нескольких любовных историй. Они поселились в уединенном месте в горах Аризоны, где художник спокойно работал в своем отшельничестве, наслаждаясь природой и уединением. Здесь он своими руками построил дом, который украсил необычными скульптурами, сделанными из подручных материалов и мусора.

Читайте также  Картина "заросший пруд", василий дмитриевич поленов - описание

Праздник Бога 1948

В этот период его картины становятся мягче, цвет светлеет, на смену апокалиптическим сюжетам приходят умиротворяющие образы, грёзы и фантазии, вовсе не похожие на те, что рождались в ранний период его творчества. Можно сказать, что он достиг берега земли Обетованной и его алхимическая работа на протяжении шестидесяти лет увенчалась успехом: он смог переплавить свои страхи и комплексы в золото и свет.

В середине пятидесятых годов Макс Эрнст с женой перебирается в Париж, где в 1976 году (ровно сорок лет назад), не дожив до своего восьмидесятипятилетия одного дня, он скончался. Его прах покоится на кладбище Пер-Лашез. Доротея Таннинг переживет супруга на 36 лет и умрет в Америке на сто втором году жизни. Его сын станет художником, как и внук. Сын напишет прекрасные мемуары о своем отце и художнике Максе Эрнсте.

Художник Макс Эрнст

Художник Макс Эрнст

Макс Эрнст (Брюль, Кёльн, 1891 — Париж, 1976) был художником и писателем, последовательным сторонником авангардного искусства иррационалистичного и свободно-ассоциативного толка. Он начинал с картин в духе экспрессионизма, затем перешел к дадаизму, основал группу дада в Кёльне, потом под влиянием Джорджо Де Кирико стал создавать картины и коллажи, в которых принужденное соседство разнородных предметов и фигур делало сюжетные ситуации двойственными, расходящимися с реальностью (Вот шляпа мужчины, 1929).

В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926). В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования.

Картины Макса Эрнста:

33 Маленькие девочки в погоне за бабочками — Макс Эрнст · 1958

Antipope — Макс Эрнст · 1942

Автопортрет — Макс Эрнст (1909)

Бакланы — Макс Эрнст (1920)

Без названия — Макс Эрнст (1909)

Бессмертие — Макс Эрнст (1913)

Больной человек — Макс Эрнст

Большой лес — Макс Эрнст (1925)

Да здравствует любовь — Макс Эрнст (1923)

Дада-Гоген — Макс Эрнст (1920)

Иллюстрация к «Неделе Добра» Макс Эрнст (1934)

Иллюстрация к «Неделе Добра» Макс Эрнст (1934) 3

Иллюстрация к «Неделе Добра» Макс Эрнст (1934) 4

Иллюстрация к «Неделе Добра» Макс Эрнст (1934)

Летающие лошади в саду — Макс Эрнст (1935)

Марлен (мать и сын) — Макс Эрнст (1940)

Падение ангела — Макс Эрнст

Пейзаж с солнцем Макс Эрнст (1909)

Птицы также птицы, рыбы и змеи Пугало — Макс Эрнст (1921)

Одеяние невесты, макс эрнст — описание картины

Болезненно прекраснные миры Макса Эрнста

Историки будущего могут утреждать, что взорвать основы западного искусства художников-авангардистов XX века заставил нигилизм. Кубисты разложили форму на составные части, абстракционисты распылили ее, а сюрреалисты уничтожили визуальную логику. Среди них Макс Эрнст был особенно опасной и мощной силой низвержения, которая когда-либо появлялась на Западе.

Ранние годы оказали большое влияние на художника, родившегося в Брюле, маленьком немецком городке между Кельном и Бонном, где его отец работал в школе для глухих детей. Отец, художник-любитель и сторонник традиций, привил Максу любовь к живописи и рисованию, и этот опыт заточил мятежные инстинкты Эрнста и его живую насмешливость. В университете Эрнст, изучавший философию и анормальную психологию, открыл для себя искусство людей с расстройствами психики, и оно оказало на него сильное впечатление.

Стать художником студента заставила встреча с экспрессионистом Августом Маке. Первая мировая война, в которой Эрнст сражался на двух фронтах, обернулась для художника глубокой травмой. В довоенной картине «Бессмертие», где заметно влияние французского «наивного» художника Анри Руссо и урбанистической живописи Лионеля Файнингера, еще чувствуется невинность. Но «Битва рыбы», одна из немногих сохранившихся военных акварельных работ Эрнста, пропитана новой резкостью.

Эрнст был готов для дадаизма – модернистского художественного течения, которое прогремело в Германии в 1919 году. В одной из парижских галерей дадаистская картина Эрнста была вывешена рядом с сюрреалистами. Это было по сути чистой формальностью. Художник уже шел впереди движения.

«Морской пейзаж», датированный 1921 годом, предвещает странные пейзажи Ива Танги, появившиеся через 10 лет.

Художник заново изобретал мир. В серии набросков от 1925 года Эрнст изобразил придуманные им пустынные растения. Он также нарисовал скелет эры динозавров. Ноги оказываются тремя пеньками, поднимающимися из травы.

Немецкий художник начал рисовать сцены из параллельных миров: «Леса», в которых скалистые минеральные выступы пронзают небо, где место солнечного диска занимает огромное кольцо. Он создавал псевдопейзажи и изобретал новые объекты, которых никогда не существовало.

Постепенно фантазии Эрнста принимают трагическую направленность. «Ароматный лес» запечатлел черные покрытые шипами верхушки деревьев, над которыми разливается блеклый лунный свет на фоне темного неба. Это был 1933 год, и Гитлер только что пришел к власти.

Угрожающая атмосфера продолжала пропитывать его придуманные пейзажи вплоть до Второй мировой войны. Композиция от 1935 года «Окаменелый город» напоминает фотографии поселков с низкими земляными хижинами, выстроенными на слонах гор между Курдистаном и Кашмиром. Цвета, варьирующиеся от красноватых до голубых тонов, и гигантская луна предвещают приближающуюся катастрофу.

Появляется в его творчестве и тема ночных кошмаров. Вдохновением для «Прославления голода» мог послужить рассказ Кафки «Метаморфозы», в котором главный герой превращается в насекомое.

Иногда Эрнст, казалось, «брал себя в руки»: «Радость жизни», созданная в 1936 году, это нечто среднее между наивными пейзажами Руссо и картинами безумного английского художника Ричарда Дэдда.

Шутник, который всегда сидел в Эрнсте, тоже время от времени пробивался наружу. Скульптурная серия середины 1930-х (позднее отлитая в бронзе) похожа на трехмерные карикатуры школьника с кубистскими наклонностями. Вероятно, кое-что Эрнст позаимствовал у железных скульптур Гонсалеса.

Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. Приехав во Францию в 1922 году, Эрнст бросил Луизу Штраус, которая стала его женой после Первой мировой войны. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. Эта фаза окончилась в 1937 году, когда он встретил молодую английскую художницу Леонору Каррингтон. Пара покинула турбулентный Париж и обосновалась на юге Франции. Через два года родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как «враждебного иностранца» (гражданина неприятельского государства).

После освобождения Эрнст успел написать картину «Момент спокойствия», воображаемый пейзаж, полный движения, которое отражает его возбужденное состояние ума.

Его снова посадили в 1940. Он предпринял две попытки бегства, и во время одной из них обнаружил, что Каррингтон, испуганная его арестом, продала их дом и бежала в Испанию, где и сама оказалась за решеткой. Помощь художнику предложили друзья из США. Они вдохновили Эрнста на написание «Одеяния невесты», одну из многих его автобиографичных картин.

В декабре художник уехал в Америку при помощи Пегги Гугенхайм, на которой он женился. Но его третий брак длился недолго. В 1942 году Эрнст встретил красавицу Дору Таннинг, и в 1943 году они уехали в Аризону, где провели идилличное лето.

Америка сильно повлияла на творчество Эрнста, который, само собой разумеется, получил американское гражданство. Картина «Имперский холм», датированная 1950 годом, это воображаемый пейзаж: горящие красные горы, среди которых проявляется нечто в форме огромной рыбы. «Крик чайки» от 1953 года свидетельствует о влиянии на Эрнста нью-йоркской школы абстракционизма. Одноглазая эктоплазма – это своего рода поручитель вклада сюрреалистов в искусство.

Эрнст скучал по Франции и вернулся в Париж. В 1958 году, замыкая круг, художник получил французское гражданство.

На художника посыпались почести. В 1954 году его выставка прошла в Musee National d’Art Moderne, еще одна в MOMA в 1961, еще одна в Кельне в 1962 году. Эрнст даже стал кавалером ордена Почетного легиона. И даже если в его глазах и был проблеск иронии, никто этого не заметил. В конце концов, сюрреалист остался верен себе: Эрнст умер в 1976 году – в День дураков.

Сурен Меликян, International Herald Tribune
Перевод Ирины Ревякиной, Sem40.Ru 25-04-2005

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: