Николай аструп, картины и биография - JEKATERINBURG.RU

Николай аструп, картины и биография

Художник из России создаёт гиперреалистичные портреты, вокруг которых не утихают споры – талант это или ремесло

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для начала хотелось бы отметить, что по большому счету гиперреализм — это удел немногих талантливых художников, виртуозно владеющих живописной техникой, при этом обладающих ярко выраженной творческой индивидуальностью, что не позволяет им теряться среди сотен коллег по творческому цеху и находить путь к сердцам своих поклонников.

По правде говоря, творческий путь, избранный художником-гиперреалистом, зачастую бывает очень нелегок и тернист. Эти живописцы постоянно находятся под шквальным огнём критики, причем «достается» им, что называется, «со всех сторон». Одни упрекают авторов в недостаточной оригинальности сюжетов, «механичности», в плагиате, что превращает их высококвалифицированный труд из высокого искусства в обыденное ремесло. Эти высказывания постоянно перекликаются с недовольством, звучащим из другого «лагеря» критиков: «чересчур сильные заигрывания с эротоманией», а также «сто раз виденные у других авторов мифологические и фэнтезийные аллюзии».

К глубокому сожалению, все это вместе взятое просто-напросто обесценивает кропотливый труд художника, превращая его в продукт низшего качества, предназначенный для дилетантов от мира ценителей живописи. Именно поэтому в сегодняшней нашей публикации мы попытаемся представить гиперреализм в самом, что называется лучшем свете.

Гиперреализм воплощённый кистью Вячеслава Грошева

Современный художник Вячеслав Грошев (1974 г.р.) родом из России, но уже много лет живет в Канаде, где имеет свою прекрасно оборудованную студию. И отбоя от заказчиков у художника нет. Пишет он портреты в потрясающей технике гиперреализма, пишет очень много, успешно и весьма плодотворно. И хотя художник утверждает, что искусство, это, в первую очередь, очень тяжелый труд (и это действительно является абсолютной правдой), зрителя не покидает ощущение, что его работы необычайно легки и изящны. Будто написаны они на одном дыхании, на одном взмахе кисти. Это касается практически всех полотен автора, будь то дети в виде ангелочков, портреты подростков, взрослых людей или изображения красивых женщин в стиле ню.

Невероятно впечатляет зрителя и великолепная техника живописи мастера, основанная на кропотливом и доскональном изучении творческих секретов художников-классиков, а также талант самого Грошева, что и позволяет создавать ему настоящие шедевры в жанрах портрета и сюжетной картины. Вильям Бугро , Леон Базиль Перро , Фредерик Морган . Присмотритесь к работам этих мастеров-портретистов — не они ли вдохновляли нашего современника Вячеслава Грошева.

К слову сказать, невзирая ни на какие критические замечания, на сегодняшний день герой нашей статьи всячески обласкан экспертами и ценителями живописи, живущими по ту сторону Атлантики. Популярность его выставок растёт из года в год, но сам мастер воспринимает это как на некий моральный «аванс» и стимул к дальнейшему самосовершенствованию. Для него живопись — пусть любимая и благодарная, но упорная и требующая полнейшей самоотдачи — работа.

«Приехав в Монреаль, я начал писать картины. Я всегда знал, что могу это делать, но не было ни времени, ни возможности. Разумеется, что я был обучен основам живописи, рисунка, композиции и т.д., сначала в художественной школе, затем пару лет с преподавателями. Но именно здесь я начал рисовать по десять часов в сутки, шесть дней в неделю. И уже сейчас мои картины не только у частных заказчиков, но и в собраниях коллекционеров Канады, США и Европы,» — говорит сам Слава Грошев о своем увлечении, ставшим профессией.

Смысловое содержание каждой работы Грошева практически всегда дает пищу для размышлений — именно это весьма выгодно отличает полотна художника. Такого эффекта он достигает путем «мэйнстримовых» манипуляций с фоном, техникой мазка, «прозрачным» символизмом и иными приемами, которые притягивают внимание зрителя. Художник также «доверяет» своим персонажам, рассказать нам настоящую историю о том, что хотел сказать своему зрителю сам автор. Мимолётный доверительный жест, глубокий взгляд, наполненный то ли тревогой, то ли радостью, даже складка на одежде готова рассказать о персонажах картин очень многое и интересное.

Работу этого художника можно сравнить с манипуляциями заправского фотокорреспондента, который буквально «ловит» в объектив реальную жизнь в высшей точке её эмоционального выражения, как бы «вырывая» из рук Вечности глубоко символичный миг, и делится им со зрителем. Однако у живописца-реалиста, желающего достичь того же эффекта, куда больше свободы действий, чем у работника камеры. Он посредством холста и красок творит собственную реальность. Однако, как ни крути, добиться от публики доверия к достоверности своего «высказывания» художнику намного сложнее.

Художник Николай Дубовский (1859 – 1918). Великий и почти забытый

Николай Никанорович Дубовский

Николай Никанорович Дубовский – один из крупнейших и талантливейших пейзажистов русской школы, последний руководитель «Товарищества передвижных художественных выставок», академик живописи, член Совета Академии художеств, профессор и обладатель самого большого количества серебряных и золотых медалей международных выставок.

За свою жизнь художник написал почти полторы тысячи работ. И сегодня это творческое наследие практически утрачено. При жизни его называли одним из величайших художников-пейзажистов России, а после смерти художника с его работами начали происходить просто необъяснимые вещи… Кажется злой рок (или вполне конкретный человек) приложил свои силы для того, чтобы о художнике забыли.

Впрочем, начать следует с самого начала.

Биография художника Николая Дубовского

Художник Николай Дубовский родился в декабре 1859 года в Новочеркасске, в семье родового казака. С раннего детства увлекся живописью, брал уроки рисования у своего дяди, художника А.В. Пышкина. Однако, отец Николая считал, что его сын должен продолжить семейную традицию – в 1870 году Николай Дубовский был определен кадетом во Владимирскую Киевскую военную гимназию.

Николай Никанорович прилежно изучал военное дело, а в свободное время, которого у кадетов было мало, рисовал. Кадет Дубовский просыпался за два часа до подъема и занимался своим любимым делом. В итоге директор военной гимназии настоятельно рекомендовал Дубовскому-старшему не препятствовать сыну и разрешить учиться живописи.

В 1877 году, после окончания гимназии, Николай отправляется в Петербург и успешно сдаёт вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств, поступает в класс профессора М.К. Клодта.

За четыре года Николай Никанорович получил четыре Малые серебряные медали, успешно подошел к написанию выпускной работы и демонстративно отказался от написания дипломной работы. Почему он это сделал? Хотел почти двадцать лет спустя поддержать знаменитый «Бунт 14-ти»? Попытался таким скандальным образом создать себе имя?

Сложно сказать. Он не был бунтарем. Его не обязывали писать выпускную работу на библейскую тему. Что двигало молодым человеком?

Впрочем, стены академии он покинул, звания и гарантированной зарубежной командировки не получил, учителей обидел…

Год спустя Николай предложил на академическую выставку две свои картины: «Перед грозой» и «После дождя». Совет Академии картины не принял. Дубовский выставил отвергнутые пейзажи в «Обществе поощрения художников» и получил две премии.

С начала восьмидесятых годов Николай Дубовский регулярно участвует в выставках «Общества поощрения художников». Его работы обращают на себя внимание критиков и общественности, о молодом художнике уже говорят, его картины уже покупают.

В 1884 году на 12 Передвижной выставке была выставлена картина «Зима», которая стала событием всей выставки. Пейзаж был приобретен П.М. Третьяковым, известный критик В.В. Стасов написал о картине большую благожелательную статью, молодого художника пригласили в общество Передвижников.

Читайте также  Портрет графа ф. в. ростопчина, о. а. кипренский, 1809

Николай Никанорович много работает, пишет в окрестностях Петербурга, едет на Кавказ и в Крым, путешествует по Военно-Грузинской дороге, отправляется к берегам Белого моря. Именно после путешествия к Белому морю была написана знаменитая картина «Притихло», которую публика увидела на 18 Передвижной художественной выставке.

Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет.
И.И. Левитан

Ещё до открытия выставки картина была приобретена императором Александром III для картинной галереи Зимнего дворца. П.М. Третьяков заказывает художнику повторение картины «Притихло» для своей галереи.

Впоследствии П.М. Третьяков писал И.Е. Репину:

Повторение, по мне, вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее.

А потом была целая серия картин (я не буду перечислять все работы художника, которые были с восхищением, и изумлением, встречены искушенной публикой) на выставках Передвижников. Много лет пейзажи Дубовского принимались публикой с неизменным восхищением. Он принципиально не писал портретов или жанровой живописи. Романтически настроенный художник был убежден, что именно пейзажем можно «зажечь человеческое сердце и направить его к добру».

Именно Дубовского Н.Н. специалисты считают одним из основателей «пейзажа настроения». Для Передвижников основной идеей пейзажа становится не точность воспроизведения природы, а создание особого настроения пейзажа, впечатления, мира переживаний человека. Пейзаж превращается в психологическую картину человеческой души, в которой соединяются все тайны природы, величие и красота.

Дубовский пишет не определенный сюжет, не мотив или отдельные детали. Состояние наблюдаемой природы, которая звучит в унисон с душевным состоянием человека. И всё видимое на картине прекращается в эмоциональное эхо. Может быть тревога или скорбь, умиротворенность или пылкость.

Нужно сказать, что «пейзаж настроения» стал грандиозным этапом не только в творчестве передвижников. Изменилась вся русская пейзажная живопись, поскольку возник ещё один этап постижения и последующего отображения.

Будучи активным и убежденным «передвижником», Николай Дубовский регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н.А. Ярошенко в 1898 году, он становится не только идейным вдохновителем, но и фактическим руководителем Товарищества. Николай Никанорович был человеком мягким, интеллигентным, деликатным, однако руководил Товариществом очень умело, не допускал конфликтов между «старыми» и «молодыми» товарищами, но твёрдо стоял на страже интересов всего Товарищества. И был последним руководителем этого известного творческого объединения, которое прекратило своё существование после смерти Дубовского.

Говоря о Николае Никаноровиче Дубовском нельзя умолчать и о той роли, которую он сыграл в судьбе прославленной Императорской Академии живописи.

С течением времени Товарищество передвижников из скромного объединения молодых художников превратилось в мощный культурный центр, который уже не следовал в фарватере Академии художеств, а самостоятельно определял процесс развития художественной культуры в России.

Переправа через Ангару в Иркутске

Выставки Передвижников были необычайно популярны и их посещала вся российская интеллигенция, репродукции картин передвижников регулярно появлялись в журналах – их знала вся Россия. В прессе возникали жаркие споры о работах художников Товарищества, будущих направлениях и развитии живописи в стране, в мире.

Академия медленно, но достаточно стабильно теряла свой авторитет.

А картины Передвижников хорошо продавались и Товарищество не нуждалось в финансовой поддержке Совета Академии. А тут ещё в 1889 году разразился финансовый скандал – была обнаружена крупная растрата казенных средств, заслуженные академики были отданы под суд, а Совет Академии был распущен.

В конфликт вмешался император Александр III, который повелел «прекратить раздвоение между художниками». Вновь назначенному конференц-секретарю Академии графу И.И. Толстому было приказано включить в состав профессорского состава академии наиболее авторитетных «передвижников».

Были созданы персональные мастерские под руководством Шишкина, Репина, Куинджи, Маковского, Кузнецова и других.

А что же Николай Дубовский? Он выступил как «примиритель» между Товариществом и Императорской Академией.

Его картины высоко ценят Третьяков, Стасов и Репин. В соответствии с установленным порядком, имя Дубовского ставят за Шишкиным и Поленовым. А Левитана называют только «одним из самых сильных конкурентов».

В обители. Троице-Сергиева лавра

С 1897 года Дубовского регулярно избирают в самые разные комиссии и комитеты, которые создаются при Академии живописи, он становится известен, как талантливый педагог. В 1898 году Николай Никанорович Дубовский удостаивается звания Академика живописи. А потом был ещё целый букет высоких и почетных званий, и должностных обязанностей.

С началом Первой мировой войны проводимые Передвижниками выставки превращаются в аукционы по распродаже картин. Гнетущее ожидание катастрофы.

Дубовский с большой надеждой встретил Февральскую революцию, но очень быстро надежда превратилась в осознание случившейся катастрофы. Надвигались новые времена.

За год до своей смерти Николай Никанорович писал:

Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься.

28 февраля 1918 года Николай Никонорович Дубовский скоропостижно скончался.

А после смерти художника начали происходить не менее трагические события. При жизни он был одним из самых талантливых (без всякого преувеличения) художников.

В советское время творческое наследие было распылено – картины отправляли по союзным республикам, по областным и городским музеям, как работы «художника второго или третьего плана». Его картины невозможно интерпретировать в требуемом идеологическом русле. Он писал «красоту» без идеологического подтекста.

С распадом СССР огромное количество работ осталось в республиках. Более того, лишь малая толика картин экспонируется. Основная масса хранится в запасниках и просто недоступна для заинтересованного зрителя.

В настоящее время наметился некоторый подъем интереса к творчеству художника – его картины появились на международных аукционах. И не просто появились – они продаются за «дорого» и «очень дорого». Право, я не знаю, стоит ли радоваться такому возрождению интереса к творческому наследию Дубовского.

Мне удалось собрать небольшую галерею работ Николая Дубовского. Галерея очень разрозненная и даже пёстрая.

Я очень надеюсь, что из моего «собрания» вы получите если не полное, то хотя бы приближенное представление о творчестве Николая Никаноровича.

Аструп, Николай

Норвегия Норвегия

Николай Аструп (норв. Nikolai Astrup , 30 августа 1880, Бремангер — 21 января 1928, Фёрде) — норвежский художник. Считается, что работы Аструпа наиболее глубоко выразили идентичность Западной Норвегии [1] .

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Примечания
  • 4 Источники

Биография [ править ]

Николай Аструп родился в 1880 году в Бремангере в Западной Норвегии в семье священника. В 1883 году его отец, Кристиан Аструп, был назначен викарием в Йёльстер, и вся семья переехала туда. В 1895 году Аструп приехал в Тронхейм, где поступил в классическую гимназию. В 1897 году вернулся в Йёльстер, где выполнял роль домашнего учителя для своих братьев и сестёр. В это время он начал заниматься живописью, не имея никакого формального образования и будучи самоучкой.

Читайте также  Пирс в брайтоне, джон констебл - описание картины

В 1899 году Аструп поступил в художественную школу в Христиании, потом начал брать уроки в частной школе, организованной художницей Харриет Баккер. В 1901 году он окончил школу и получил стипендию, давшую ему право на поездку по Европе. В рамках этой поездки он посетил Любек, Гамбург, Дрезден, Берлин и Мюнхен. В декабре Аструп приехал в Париж и начал учиться в художественной академии у норвежского художника Кристиана Крога. В 1902 году он вернулся в Норвегию и поселился в Йёльстере, где жил бльшую часть времени до 1911 года. При этом он выставлялся: так, в 1905 году в Христиании прошла его первая первоначальная выставка, вызвавшая благожелательные отзывы критики, а одна из его картин в том же году была приобретена Национальной галереей. В 1907 году Николай Аструп женился на Энгель Сунде. У них было восемь детей — пять мальчиков и три девочки [2] .

Кроме первой персональной выставки Аструпа 1905 года, при его жизни прошли ещё две его персональные выставки: в Бергене в 1908 году и в Христиании в 1911 году. Обе были встречены художественной критикой с энтузиазмом. В 1908 году он посетил Лондон, в 1911 — Берлин, в 1916 — в Копенгаген и Стокгольм (где встретился с принцем Евгением), а в 1922-23 — с семьёй в Алжир через Германию и Италию, с остановкой в Париже на обратном пути. 21 января 1928 года Аструп, страдавший большую часть жизни от астмы, скончался от воспаления лёгких в возрасте 47 лет.

В 1967 году муниципалитет Йёльстера выкупил бывшую ферму Аструпа на берегу озера Йёльставатн, в которой был организован музей художника.

Творчество [ править ]

Наследие художника составляют живописные и графические работы. Многие сюжеты многократно повторяются и взяты из окрестностей дома художника в Йёльстере. Для Аструпа характерно соединение реальных пейзажей с фантастическими элементами — так, горы и деревья часто принимают в его произведениях антропоморфные формы. Другим частым мотивом его произведений, многократно повторяющимся, является праздник с разведённым костром на дальнем плане, который наблюдает сидящий спиной на переднем плане человек — часто ребёнок, ассоциируемый с самим художником.

Стиль Аструпа своеобразен и не имеет аналогий в современном ему норвежском искусстве.

Примечания [ править ]

  1. ↑Nikolai Astrup: Norwegian Identity in an International Perspective
  2. ↑Astruptunet

Источники [ править ]

  • Einar Wexelsen, Gunnar Danbolt, Øystein Loge, eds. Nikolai Astrup: Tilhørighet og identitet book. — Labyrinth Press (Oslo), 2005. — ISBN 9788273931474..
  • Nikolai Astrup: Norwegian Identity in an International Perspective

Аструп, Николай

Норвегия Норвегия

Николай Аструп (норв. Nikolai Astrup , 30 августа 1880, Бремангер — 21 января 1928, Фёрде) — норвежский художник. Считается, что работы Аструпа наиболее глубоко выразили идентичность Западной Норвегии [1] .

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Примечания
  • 4 Источники

Биография [ править ]

Николай Аструп родился в 1880 году в Бремангере в Западной Норвегии в семье священника. В 1883 году его отец, Кристиан Аструп, был назначен викарием в Йёльстер, и вся семья переехала туда. В 1895 году Аструп приехал в Тронхейм, где поступил в классическую гимназию. В 1897 году вернулся в Йёльстер, где выполнял роль домашнего учителя для своих братьев и сестёр. В это время он начал заниматься живописью, не имея никакого формального образования и будучи самоучкой.

В 1899 году Аструп поступил в художественную школу в Христиании, потом начал брать уроки в частной школе, организованной художницей Харриет Баккер. В 1901 году он окончил школу и получил стипендию, давшую ему право на поездку по Европе. В рамках этой поездки он посетил Любек, Гамбург, Дрезден, Берлин и Мюнхен. В декабре Аструп приехал в Париж и начал учиться в художественной академии у норвежского художника Кристиана Крога. В 1902 году он вернулся в Норвегию и поселился в Йёльстере, где жил бльшую часть времени до 1911 года. При этом он выставлялся: так, в 1905 году в Христиании прошла его первая первоначальная выставка, вызвавшая благожелательные отзывы критики, а одна из его картин в том же году была приобретена Национальной галереей. В 1907 году Николай Аструп женился на Энгель Сунде. У них было восемь детей — пять мальчиков и три девочки [2] .

Кроме первой персональной выставки Аструпа 1905 года, при его жизни прошли ещё две его персональные выставки: в Бергене в 1908 году и в Христиании в 1911 году. Обе были встречены художественной критикой с энтузиазмом. В 1908 году он посетил Лондон, в 1911 — Берлин, в 1916 — в Копенгаген и Стокгольм (где встретился с принцем Евгением), а в 1922-23 — с семьёй в Алжир через Германию и Италию, с остановкой в Париже на обратном пути. 21 января 1928 года Аструп, страдавший большую часть жизни от астмы, скончался от воспаления лёгких в возрасте 47 лет.

В 1967 году муниципалитет Йёльстера выкупил бывшую ферму Аструпа на берегу озера Йёльставатн, в которой был организован музей художника.

Творчество [ править ]

Наследие художника составляют живописные и графические работы. Многие сюжеты многократно повторяются и взяты из окрестностей дома художника в Йёльстере. Для Аструпа характерно соединение реальных пейзажей с фантастическими элементами — так, горы и деревья часто принимают в его произведениях антропоморфные формы. Другим частым мотивом его произведений, многократно повторяющимся, является праздник с разведённым костром на дальнем плане, который наблюдает сидящий спиной на переднем плане человек — часто ребёнок, ассоциируемый с самим художником.

Стиль Аструпа своеобразен и не имеет аналогий в современном ему норвежском искусстве.

Примечания [ править ]

  1. ↑Nikolai Astrup: Norwegian Identity in an International Perspective
  2. ↑Astruptunet

Источники [ править ]

  • Einar Wexelsen, Gunnar Danbolt, Øystein Loge, eds. Nikolai Astrup: Tilhørighet og identitet book. — Labyrinth Press (Oslo), 2005. — ISBN 9788273931474..
  • Nikolai Astrup: Norwegian Identity in an International Perspective

Николай Ге

О главной картине Николая Ге «Тайная вечеря» Илья Репин говорил: «Во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему». Но путь к виртуозному мастерству Ге не был прост: долгие годы художник учился на математика, а потом пошел против воли отца и поступил в Академию художеств.

От математики к живописи

Николай Ге родился в усадьбе под Воронежем, в семье помещика французского происхождения: дед будущего художника — Матвей Ге — эмигрировал из Франции в конце XVIII века. Мать художника умерла от холеры, когда ему не было и четырех месяцев. Ге и его братьев могла ждать та же участь, но крепостные отнесли детей в город, к бабушке, где инфекция была не так распространена, и спасли их от гибели. Когда опасность миновала, семья вернулась в имение. Отец редко бывал дома, воспитанием детей занимались бабушка и няня Наталья — крепостная женщина. Старшие братья Ге проявляли интерес к точным наукам, а будущий художник с детства любил рисовать.

Ге стали выдавать листы бумаги, чтобы на них он мог рисовать «святые вещи». Вскоре Ге-старший женился второй раз, продал поместье в Воронеже и переехал с семьей в Подольск. Оттуда в 1841 году будущего художника отправили в Первую Киевскую гимназию, где учились его старшие братья.

Читайте также  Николай иванович фешин, биография и картины

Первые уроки живописи Ге брал у учителя рисования Федора Беляева. Сначала пробовал акварель, позже — масляные краски. Ге часто ходил к учителю домой и разглядывал его картины, эскизы и слепки гипсовых голов, а также литографии полотен других художников.

Закончив гимназию, Ге по настоянию родственников поступил на математический факультет Киевского университета. Здесь он познакомился с хранителем университетского музея, с которым часто беседовал о живописи — в частности, о работах Карла Брюллова. «Несчетное число раз расспрашивал я его, заставлял рассказывать мне подробно, какие фигуры в «Помпее» Брюллова (тогда славившейся по всей России), — вспоминал художник, — в Петербурге я еще не бывал, ни гравюр, ни литографий у нас в университете не было. Но он так знал картину, что мог бы, кажется, нарисовать ее всю».

Помимо точных наук, Ге продолжал изучать живопись самостоятельно. В университете Киева он проучился недолго: старший брат Осип забрал его в Петербург. В столице он первым делом отправился в выставочный зал Императорской Академии художеств посмотреть на картины Брюллова. «Приехал, увидал «Помпею» — и не мог наглядеться», — вспоминал Николай Ге.

В Петербурге Ге поступил в университет, и снова — вопреки собственным предпочтениям — на математический факультет. Но его тянуло к искусству: свободное время Ге проводил в картинных галереях, а по воскресеньям посещал университетские музыкальные концерты. В 1850 году он бросил университет и поступил в Академию художеств.

Обучение в Академии художеств

В Академии художеств Николай Ге обрел друзей и единомышленников. Но главным для него была возможность быть ближе к творчеству своего кумира, Карла Брюллова. В те годы знаменитый художник был уже слаб и болен и в Академию не приходил. Поэтому Ге расспрашивал о нем старших товарищей и натурщиков, копировал его стиль и технику, в свободное время внимательно рассматривал его картины, развешанные в выставочных залах. «Он еще был жив, но мы чувствовали, что он не вернется к нам, — вспоминал Ге. — Огромный запас анекдотов, рассказов о нем, его изречения, его замечания — как рисовать, как писать, как сочинять, что значит рисовать, что такое искусство, — все это питало нас во время наших поисков на новом пути, им завещанном нам, по которому мы все, его ученики по духу, за ним бежали.

В годы студенчества Ге писал заказные портреты чиновников и давал уроки рисования в домах столичной знати за скромную плату. Однажды ему удалось купить фрак, и это приобретение для Ге было невероятно удачным: юный художник мечтал попасть в Эрмитаж, а в те годы в музей без фрака не пускали. Несмотря на трудное финансовое положение, художник часто помогал своим товарищам. Трое из них жили в его комнате, другим Николай позволял носить свою парадную одежду, и поэтому зачастую проводил вечера дома, не имея возможности выйти в свет.

В 1855 году Ге представил Совету Академии полотно «Ахиллес оплакивает Патрокла» и успешно выдержал экзамен на Малую золотую медаль. А через два года за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» он получил Большую золотую медаль и отправился в пенсионерскую поездку по Европе за счет Академии.

Поездка в Европу и «Тайная вечеря»

Ге выехал за границу сразу после экзамена в Академии. Он побывал в Швейцарии, Германии и Италии. В Риме Ге посещал картинные галереи и создавал этюды. Он написал несколько женских портретов, вид города из окна мастерской, и картину «Утро», на которой поставил подпись «Подражание Брюллову». Тогда же появились эскизы «Смерть Виргинии» и «Любовь весталки».

Ге одним из первых оценил «Явление Христа народу» Александра Иванова, и под влиянием этой работы и сам обратился к религиозным мотивам. Одним из первых полотен Ге на библейский сюжет стало «Возвращение с похорон Христа».

Вскоре Николай Ге столкнулся с творческим кризисом. Римские эскизы так и остались эскизами — он не смог писать те полотна, которые он запланировал ранее, а работа над новым сюжетом — «Смерть Ламбертации» — не продвигалась дальше наброска. Более того, художнику никак не удавалось создать главную картину, которую он должен был привезти из пенсионерской поездки. Техника академической живописи не устраивала Ге, он бросал эскиз сразу же, как только видел «след Академии». Он даже на время оставил живопись и намеревался вернуться в Россию с пустыми руками, без картин. Но в какой-то момент он обратился к Евангелию. «И вдруг я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека, — вспоминал Ге — Близ него лежал Иоанн: он все понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что он тоже понял все и пришел в негодование — он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдет».

Так родилась идея «Тайной вечери». Ге взялся писать без наброска и закончил картину, выполненную в реалистичной манере, уже через две недели. Лев Толстой говорил, что его «собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал в своей картине Ге», а Илья Репин так отзывался о полотне: «Не только у нас в России, но, можно смело сказать, — во всей Европе за все периоды христианского искусства не было равной этой картине на эту тему».

Когда Николай Ге вернулся в Петербург в 1863 году, за «Тайную вечерю» Совет присвоил ему звание профессора исторической живописи. А на следующий год император Александр II выкупил картину за 10 тысяч рублей.

Работы последних лет

В Петербурге Ге участвовал в создании «Товарищества передвижных художественных выставок». Для первой выставки он написал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которую еще в мастерской приобрел для своей коллекции меценат Павел Третьяков.

В петербургский период Николай Ге создавал картины на исторические темы — «Екатерина II у гроба Елизаветы», «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», а также написал портреты многих своих современников: Ивана Тургенева, Марка Антокольского, Николая Некрасова, Николая Костомарова, Михаила Салтыкова-Щедрина.

В 1875 году художник навсегда покинул Петербург, переехал на Черниговщину, где купил небольшой хутор Ивановский (ныне Шевченко). Он продолжал писать картины на библейские сюжеты, портреты купцов и промышленников, а за год до смерти создал собственный автопортрет, который считается одной из лучших работ Ге.

Художник умер в 1894 году, его похоронили на восточной околице хутора. Работы Николая Ге хранятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге.

Главное изображение: Николай Ярошенко. Портрет Николая Ге (фрагмент). 1890. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: