Невеста, марк шагал - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Невеста, марк шагал — описание картины

Сбывшееся пророчество в жизни Марка Шагала: Три женщины, одна из которых – необыкновенная

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Любовь первая, женщина необыкновенная

Марку Шагалу несказанно повезло: ту самую необыкновенную женщину он встретил ещё в юности, когда вернулся в Витебск из Петербурга, где учился в школе Общества поощрения художников, а также занимался в студии Говелия Зейденберга и брал уроки у Льва Бакста.

Ему было 22 года, он видел всё вокруг в ярких красках, а впервые увидев Беллу Розенфельд в гостях у общей знакомой Теи Брахман, молодой художник мгновенно влюбился. Уже в тот самый момент, когда он только был представлен юной и очаровательной Белле, Шагал уже знал: она непременно станет его женой.

Она была очень юной, но в ней непризнанный на тот момент гений увидел свою собственную душу, почувствовал такое с ней невероятное родство, что у него не оставалось никаких сомнений: эта юная особа и есть его судьба.

В то время, когда он только вырабатывал свой стиль, в его успех мало кто верил. Марк Шагал всё время пребывал в какой-то задумчивости и, казалось, мысли его и мечты связаны только с его картинами, настоящими и будущими. Окружающие не относились к Шагалу всерьёз, и лишь юная Белла смогла увидеть в нём и талант, и силу духа. Она, как и сам художник, поняла, что с этим человеком она будет счастлива.

Белла, дочь богатого ювелира, получила прекрасное образование. Она живо интересовалась искусством, занималась на Высших женских курсах, пробовала писать. Рядом с ней Марк Шагал чувствовал себя словно в невесомости, да и сама Белла, казалось, не ходила по земле, как все обычные люди, она будто летала. В будущем практически на всех полотнах Марк Шагал будет изображать свою возлюбленную парящей, летящей, неземной.

Спустя год влюблённые объявили себя женихом и невестой, но вскоре после этого молодой художник уехал в Париж. Многие знакомые пары недоумевали и переживали о том, что Марк просто бросил Беллу. Но сама невеста была абсолютно спокойна. Она точно знала: Марк не мог её бросить, он обязательно вернётся и сделает её счастливой. Тем более, что все четыре года, пока художник находился в столице Франции, они обменивались письмами. Нежными, полными любви и светлой грусти, вызванной разлукой.

Конечно, он вернулся, и в 1915 году Марк Шагал и Белла Розенфельд стали мужем и женой, в 1916 родилась их дочь Ида. Художник был совершенно счастлив. В 1922 году ветер странствий вновь поманил художника, и он вместе с семьёй перебрался сначала в Каунас, потом в Берлин и в результате оказался в Париже, который Шагал называл «своим Витебском».

Во Франции они прожили до Первой мировой войны, а уже в июне 1941 года пароход, на борту которого находился Марк Шагал с женой и дочерью, причалил у берегов США. Спустя всего три года его необыкновенной музы не стало. После того, как Белла скончалась от осложнений, вызванных гриппом, художник не прикасался к кисти девять месяцев. Он не чувствовал вдохновения и не видел красок. Все эти долгие месяцы слились для него в один бесцветный и бесконечный день.

Любовь вторая, спасающая от тоски

Больше всех переживала об отце его дочь Ида, которой к тому времени было уже 28 лет. Она понимала: от одиночества отец просто зачахнет, а без красок и мольберта в самом деле может умереть. И тогда она сама привела в дом отца экономку, Вирджинию Хаггард, которая внешне была так похожа на Беллу Розенфельд.

Он был старше её на четверть века, но Вирджиния в то тяжёлое для художника время стала для Шагала настоящим спасением. Нет, она не заменила ему любимую Беллу, да и не могла сравниться Вирджиния с его единственной музой. Но юная и полная жизни красавица подарила ему сына Дэвида и смогла пробудить в художнике желание снова взять в руки кисти. Правда, официально они никогда не состояли в браке, и сын носил фамилию официального мужа матери, с которым она в то время ещё не была разведена.

Союз этот распался вскоре после того, как семья перебралась в Париж в 1948 году. Уже спустя три года Вирджиния попросту сбежала от художника, предпочтя ему какого-то бельгийского фотографа Шарля Лейренса. Сына ветреная красавица, ради нового брака оформившая развод с супругом, конечно, забрала с собой. Она вместе со вторым мужем жила в Бельгии, а сын Марка Шагала впоследствии прославился в качестве музыканта и композитора.

Любовь третья, последняя

Марк Шагал, потрясённый предательством, даже всерьёз подумывал о том, чтобы свести счёты с жизнью, но на помощь ему снова пришла дочь. Она озаботилась поисками подруги для отца и уговорила Валентину Бродскую хотя бы на время стать компаньонкой для Шагала.

Валентина Бродская была вхожа в модный салон Иды, хотя сама в то время постоянно жила в Лондоне, где содержала собственный салон моды. Она была красива, деловита и достаточно молода для того, чтобы понравиться художнику. Он же быстро привязался к своей новой подруге, и Вава, как называли её близкие, 12 июля 1952 года сочеталась браком с Марком Шагалом.

После свадебного путешествия в Греции супруги осели в небольшом городке Сен-Поль-де-Ванс, неподалёку от Ниццы. Третья жена художника обладала стальным характером и хваткой настоящего предпринимателя. Она умело ограничила все контакты мужа с «ненужными» людьми, к которым относились и дети художника Ида и Дэвид, взяла под контроль переписку мужа и научила его ценить собственный талант и труд. Картины художника стали продаваться по очень высокой цене, благосостояние семьи росло, а сам Шагал чувствовал себя вполне счастливым, признавая, что в той тюрьме, где он теперь живёт, ему очень даже нравится.

Единственное, что не смогла удалить Валентина Бродская из жизни мужа, так это его любовь к Белле. Над его сердцем и душой она была совершенно не властна. Но и пожаловаться на отсутствие чувств к себе со стороны художника она никак не могла. Он действительно любил её, как любил до этого Вирджинию. Но необыкновенная женщина была в его жизни одна, как и предсказала когда-то юному Шагалу цыганка.

28 марта 1985 года Марк Шагал поднимался в лифте с первого этажа на второй. Когда лифт остановился, сердце художника уже не билось. Он умер в полёте.

Никто из знаменитых художников не передавал так просто и точно того воздушного, волшебного ощущения оторванности от земли, которое появляется во время влюбленности, как один из самых известных представителей художественного авангарда ХХ в. Марк Шагал. Художник прожил с Беллой Розенфельд 29 лет, вплоть до трагической смерти Беллы. Все это время он не уставал признаваться в любви и посвящать ей свои картины. Образ Беллы встречается в сотнях работ Шагала.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Невеста, марк шагал — описание картины

Жизненный путь уроженца Витебска Мойши Сегала, известного всему миру в качестве знаменитого художника Марка Шагала, является целой эпохой, события которой в полной мере отразились в творчестве этой талантливой личности. Одухотворенный мир его творений, проникающий в самую глубину человеческой души, наполнен ощущениями тайн бытия.

«Ночь», написанная в 1953 году, продемонстрировала смену направленности живописи мастера, связанную с его переездами. Данное полотно создано после возвращения в Париж из эмиграции. Кроме того, в 1952 произошла встреча с хозяйкой шляпного салона Валентиной Бродской, существенно повлиявшей на судьбу художника. Кстати, именно эта женщина, с которой Шагал прожил 33 года, оказалась для него прекрасным менеджером. В своей мистической «Ночи», отображающей религиозную тематику, живописец передал тоску по родному Витебску. Особенную роль здесь играет цветовая гамма. В красном петухе, связанном с религиозными воззрениями мастера, воплощаются его предчувствия тревожных перемен. Присутствует здесь и летающая женщина, символизирующая абсолютную свободу путешествий в сновидениях.

Над городом

«Над городом» – творение, которое, без преувеличения, знают все. На ней Шагал изобразил себя и жену, летящими над домиками Витебска. Художник хотел показать людям быстротечность времени. Здесь нет детализации объектов, логики, физических законов. Перед зрителями лишь парящие души влюбленных в романтическом мире снов и воспоминаний. Но вот под забором изображен человечек, справляющий нужду. Реальный мир врывается в картину, где ирония быта находится рядом с лирикой любви.

Ворота еврейского кладбища

«Ворота еврейского кладбища», созданные в 1916 году, отображают как духовный, так и греховный мир. Первый обращен к небесам, второй рушится, превращаясь в хаос. На переднем плане изображены монументальные с надписями врата, увенчанные шестиконечной звездой, которые распахнуты для новых обитателей. Лунная дорожка ведет к захоронениям, находящимся в центре полотна. Ночное небо представляет собой абстрактные, хаотично расположенные цветовые плоскости. Здесь важно понимать, что тот год для художника был наполнен предчувствием вселенской трагедии.

Читайте также  Жан огюст доминик энгр - биография и картины

Скрипач

«Скрипач» – картина, датируемая 1912-1913 годами, переполнена тонами, выражающими энергию живописца. Следует отметить, что скрипач для еврейского менталитета является весьма важной фигурой. Без него не обходились ни свадебные, ни похоронные церемонии. Таким образом, музыкант со скрипкой становился символом всей жизни человека. Вот и на полотне присутствуют три времени года: желтые оттенки осени, переходящие в зеленые тона весны. А на заднем плане – зимние крыши домов, покрытые белым снегом. Скрипач же, словно состоящий из разных фрагментов, разноцветен. В верхней части дома художник якобы расположил его, вспомнив дядю, уходившего пить компот на крышу для спокойствия души.

Старушка с клубком

«Старушка с клубком» создана молодым художником в 1906. На этом жизненном этапе он только обучался изобразительному искусству сначала в Витебске у живописца Юделя Пэна, далее в петербургской Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которой руководил Н. К. Рерих. Кстати, в Петербурге высоко оценили способности юноши, взяв его на обучение сразу на 3-й курс. «Старушка с клубком» – чисто экспрессионистская картина, где выражение превалирует над изображением.

Голубые любовники

«Голубые любовники» – картина 1914 года из известной серии, посвященной дочери ювелирного мастера Белле Розенфельд, которую боготворил Шагал. Картина создавалась в пору счастливой совместной жизни Марка и Беллы. И после смерти любимой супруги художник постоянно вписывал ее черты практически во все создаваемые образы женщин. «Голубые любовники» с искаженными, точно во сне, вещами и пространством, отличаются фантасмагоричностью. Синий цвет, являвшийся для мастера воплощением царства Небесного, использовался им для передачи счастливой влюбленности, безграничной нежности.

Модель

«Модель» – творение живописца 1910 года. Живя в это время в Париже, Шагал приобщился к кубизму, фовизму, экспрессионизму – весьма популярным авангардистским течениям в искусстве. К слову сказать, именно во Франции мастер стал именовать себя Моисеем. На картине художник изобразил молодую художницу, одетую по последней парижской моде. В комнате, где она находится, на стене висит ковер со славянскими орнаментами, что является своего рода данью родине. В самой художнице не ощущается беспокойства, но преобладающие красные оттенки полотна вызывают душевную тревогу. Скорее всего, художник запечатлел собственные переживания и волнения в связи с переселением в Париж.

Свадебные огни

«Свадебные огни» изображают фрагмент венчания мужчины и женщины, в которой угадываются черты музы Шагала, его супруги, с которой он прожил 30 лет. Картина написана в 1945 спустя почти год после смерти любимой жены. Впоследствии, даже вступая в отношения с иными женщинами, Шагал воплощал в своих творениях только черты Беллы.

Белое распятие

«Белое распятие», созданное в 1938, воплотило современный мир таким, как его видит мастер. Поистине драматичное полотно пересекается широким белым лучом сверху вниз, который освещает Христа, заставляя видеть его сон, а не смерть. Здесь есть зеленая фигурка человека, несущего за плечами мешок. По мнению искусствоведов, это может быть еврейский странник либо пророк Илья. На полотне изображена и лодка с людьми как символ надежды на спасение еврейского народа от нацистских преступников. Не следует забывать, что за год до начала Второй мировой войны нацисты убили множество евреев. На заднем плане показаны страдающие от погромов люди, горящие дома. «Белое распятие» явилось прямым предсказанием будущего Холокоста.

Прогулка

«Прогулка», написанная в 1918, изображает мужчину и женщину, которые держатся за руки. Несложно угадать в них Марка, стоящего на земле, и Беллу, парящую в небесах. Пара словно объединяет земной мир со сновидениями. Эта картина вошла в триптих, к которому относятся работы «Над городом» и «Двойной портрет», где Белла восседает на плечах супруга, готовясь прыгнуть. «Прогулка» трактовалась искусствоведами как своего рода бегство от реальной жизни с ее революционными потрясениями.

Самые известные картины Шагала

Маленький мальчик из обычной еврейской семьи мечтал рисовать. Рисовал он на стенах домов, на салфетках, везде, где находил возможность. Его мечта сбылась. Он стал великим художником, творившим в стиле русского авангарда, и создавшим свой особенный мир, где люди умеют летать.

Самые известные картины Шагала:

Я и моя деревня (1911)

Сцены из жизни деревни переплетаются с личным восприятием самого художника. Сложная диагональная композиция разделена на две части. В правой части крупное зелёное лицо художника, с левой стороны — голова ягнёнка. Эти двое пристально смотрят в глаза друг другу. Голова ягнёнка прозрачная, сквозь неё просматривается женщина, доящая корову.

В верхней части картины изображена деревня, по дороге между домов идёт крестьянин, а навстречу ему женщина, причем она изображена вниз головой.
Всё вместе создаёт причудливую картину, которая передаёт ностальгию художника по родным местам.

Обручение и Эйфелевая башня (1913)

Бэлла, жена художника, имела огромное влияние на его творчество. Перед судьбоносной встречей с Бэллой Марк Шагал был погружен в депрессию. И только любовь помогла ему расправить крылья творчества и взлететь. Тема парящих влюблённых — излюбленная тема художника. На картине изображены молодые, летящие в пространстве между Парижем и Витебском. Их связывает любовь, восторг, страсть. Коза со смычком и девушка со скрипкой озвучивают чувства Шагала. Это лирическая музыка еврейской свадьбы. Вдалеке виден шатёр, под которым стоят новобрачные. Картина счастья и бесконечной любви.

Воспоминание (1914)

Незатейливая картина, выполненная в стиле гризайль (чёрно-белое изображение), отображает ранний период творчества художника, который только начинал поиск собственного «Я». На картине изображён мужчина, у которого за плечами вместо сумки дом. Это яркий образ еврейской жизни того периода, когда евреи жили за чертой оседлости и были в буквальном смысле привязаны к своему дому.

Мать у печи (1914)

Стиль картины — примитивизм и экспрессионизм. У печи стоит мать художника и готовит обед. Женщина сосредоточена и поглощена приготовлением еды, цвет её одежды подчёркивает простой образ жизни семьи. Слева у ног матери — мужчина с тростью. Его крохотные размеры подчёркивают ту огромную роль, которую выполняет мать семейства. Она — стержень семьи, основа её благополучия.

Ландыши (1916)

Эта прекрасная картина искрится семейным счастьем, а зелёные оттенки натюрморта передают умиротворение художника. Розовые банты на упаковке, в которую завёрнуты цветы, подчёркивают торжественность события. Благоухающий весенний букет ландышей предназначен для Бэллы, любимой жены и музы художника.

Кстати, на нашем сайте topcafe.su есть интересная статья о самых красивых цветах в мире.

Прогулка (1918)

По мнению topcafe.su, это одна из самых узнаваемых работ Марка Шагала. Картина написана уже после свадьбы Марка и Бэллы, когда в семье появилась дочка. В этой картине отражается огромная любовь и счастье художника, его желание взлететь от этих чувств.

Жена художника Бэлла парит в воздухе, а Марк держит её за руку. Вот-вот его ноги оторвутся от земли, и пара поплывёт над городом. В нижнем левом углу картины на земле расстелен красный цветастый платок, на нём предметы пикника. Глядя на эту картину, нет ощущения нереальности происходящего. Счастливая пара на прогулке радостно резвиться. Никакое притяжение земли не может препятствовать любви. Это гимн самому прекрасному чувству.

Над городом (1918)

Продолжение темы летающих влюблённых. Картина изображает летящую пару — Марка и Бэллу. Пара мечтательно парит над Витебском. Скорее всего, автор изобразил душевное состояния своей супружеской пары. Безграничную любовь и счастье. Мужской образ написан в грубоватом кубическом стиле. Его зелёная рубашка словно изломана множеством треугольников. Женский образ более мягок и спокоен.

Город под летящей парой выглядит сказочным. В огороде одного двора пасётся зелёная коза. Зелёный — самый любимый цвет художника. Это символ жизни.

Картина наполнена юмором и одна маленькая, присевшая у забора, фигурка как бы «приземляет» картину, и напоминает об обыденности человеческой жизни.

Молитва еврея (1923)

Марк Шагал родился и вырос в религиозной еврейской семье, обучался Торе, и большинство своих полотен посвятил описанию местечковой жизни евреев Витебска. На картине изображён молящийся еврей, со всеми атрибутами молитвы.

Белла (1925)

Чернилами на бумаге нарисован очень живой портрет жены художника. Бэлла стоит в непринуждённой позе, слегка опустив голову. Этот рисунок выполнен в Париже, где семья Шагала жила в эмиграции. Платье, причёска Бэллы соответствует времени. Её грация и красота всегда были стимулом творчества художника.

Ноктюрн. Ночная сцена (1947)

Картина «Ноктюрн» написана в трагический момент жизни художника. Неожиданная смерть жены погрузила Шагала в огромную печаль. Бэлла умерла в США, а художник изобразил её, летящей над Витебском, над потерянной Родиной. Бэлла изображена в белом саване верхом на красном коне. Красные и тёмно-зелёные мрачные тона, семисвечник с зажжёнными свечами означают печаль и огромную утрату Шагала.

Синий скрипач (1947)

Скрипач, парящий над спящим городом, играет нежную мелодию. На его колене и плече сидят голуби. Белая луна освещает Витебск. Эта картина всем своим духом описывает горечь художника. Смерть Бэллы внесла в картины Шагала огромную печаль. Пронизывающая сердце мелодия скрипки выражена пронзительным синим цветом.

Читайте также  Портрет лавуазье с женой, жак луи давид, 1788

Вот на колене скрипача ещё сидит пара воркующих голубей. Но мгновение, и голубки не стало. Одинокий голубь на плече музыканта — символ печали от потери любимой жены.

Букет с лилиями и летящие любовники (1947)

Огромный белый букет на тёмном синем фоне и два парящих человека в верхней части картины. Белла, покойная жена художника, в образе невесты. Её тело бесплотно и она напоминает всем своим видом ангела. Мужчина, обнимающий женщину — сам автор. Он стремится к любимой, но она словно не замечает никого и проплывает мимо. Внизу картины Тусклый свет луны освещает канал, по которому плывёт в лодке одинокая пара.

А про самые красивые синие цветы в мире, которые могут украсить ваш сад, на нашем сайте topcafe.su есть очень красивая статья.

Послесловие

Марк Шагал прожил долгую насыщенную жизнь. После смерти любимой Бэллы он был дважды женат, и несмотря на то, что с последней женой он прожил до самого конца, он продолжал писать свою Бэллу, как символ неугасающей любви.

Но на этом наш список не заканчивается. Ниже мы разместили и другие известные картины Шагала, но уже без описания.

О «сюрреализме» Марка Шагала

Картины, которые Шагал создает в период с 1923 по 1941 год, до отъезда в Америку, отмечены двойственностью. Иные из этих произведений кажутся настоящими сюрреалистическими полотнами, но на самом деле ими все же не являются. Например, впечатляющая «Обнаженная над Витебском» (1933) имеет большее отношение к опоэтизированным фактам автобиографии, чем к сюрреалистическим грезам. Обнаженная написана в манере, близкой французской художественной стилистике начала 1920-х годов. По гладкости фактуры, красоте и выписанности модели картину можно было бы счесть безупречным академическим упражнением в русле долгой живописной традиции изображения обнаженной натуры со спины, если бы только не произвольность, с какой фигура помещена над городским пейзажем. Но произвольность эта кажущаяся, равно как и «сюрреализм» (так и напрашивается аналогия с работой Ман Рея «Влюбленные» 1934 года).

В действительности Шагал говорит о себе. Витебск и, вероятнее всего, Белла объединены и равноправно делят картину поровну. Витебск внизу— он возник из детства и принадлежит прошлому. Белла вверху — она царит в памяти и принадлежит настоящему. А в букете цветов, обособленном, как бы разрывающем своими красками серый фон, можно увидеть образ самого Шагала, его эмблему, подпись. В первые годы жизни во Франции цветы нередко заменяют автопортреты. Букет можно истолковать как символическое изображение самого художника (подобно клоунам, акробатам или музыкантам), а можно — как аллегорическое воплощение счастья или удовольствия. Такая трактовка подходит для картины «Невеста с двойным лицом» (1927).

Особенно ярко двойственность (в данном случае по отношению к сюрреализму) проявляется в «Сне в летнюю ночь» (1939). Осел и невеста, составляющие влюбленную пару, на первый взгляд и в самом деле предстают как нечто абсолютно сюрреалистическое и уж точно фантастическое. Но название произведения отсылает к одной из самых совершенных комедий Шекспира, где в центре действия — любовь царицы фей Титании к ткачу Основе, который волшебством превращен в осла. У Шекспира это превращение, возможно, навеяно античными реминисценциями (Мидас, получивший ослиные уши за то, что оскорбил Аполлона; волшебница Цирцея, превращающая людей в скотов; метаморфоза Луция в «Золотом осле» Апулея) или народными карнавалами. Литературные аллюзии (имя Титания Овидий в «Метаморфозах» дает иногда Диане) соседствуют с нордическими мифами (Пэк в пьесе — эльф и он же домовой или Добрый малый Робин).

Подобное смешение позволяет Шекспиру переплести в пьесе несколько историй, в которых при свете луны, в волшебной ночной атмосфере встречаются красавица и чудовище, возникают гримасы и улыбки, желания и сновидения. Совершенно очевидно, что Шагалу доставляет удовольствие постоянное веселое вторжение чего-то сказочного, ирреального, знаменующего победу воображения над рассудком.

Картина иллюстрирует одну из тем пьесы: пародирование романтической любви. Даже нежность, с которой он изображает своих персонажей, и отсутствие животной грубости созвучны пьесе Шекспира, мастерски умеющего раскрыть всю полноту любви, поднимая ее над буффонадой. У Шекспира нет желчи в подшучивании над «нежными чувствами», нет ее и у Шагала. Ну, а столь необычный для художника красный ангел в небесах — это, скорее всего, шекспировский добрый эльф Пэк. Итак, Шагал и тут рассказывает о себе самом, точнее, делится с нами своим восхищением шекспировской пьесой.

По возвращении во Францию после войны Шагал и в других произведениях использует «сюрреалистическую» образность для иллюстрации чего-то, не имеющего никакого отношения к сюрреализму. Пример тому — «Часы с синим крылом» (1949).

Маятник с птичьим крылом в центре картины, кажется, доминирует над заснеженной деревней; еще выше в воздухе — петух; внизу на переднем плане — брошенный букет; поверх часов — обнявшиеся влюбленные; силуэт бредущего еврея — все это в сочетании с загадочным названием напоминает композиции Магрита.

Действительно, в этом произведении много странного. Однако его можно расшифровать как закодированное послание. Каждая из фигур так или иначе рассказывает нам о Шагале. Но это разные рассказы. Один — о детстве, другой — об изгнании, третий — о тоске. Так на театральной сцене могут одновременно находиться несколько персонажей, не вступающих в общение друг с другом. Они объединены пространством, и каждый произносит свой монолог, не слыша того, что говорят другие. Если бы действительно все описанное происходило в театре, это была бы некая специально поставленная режиссером какофония. В картине этому соответствует нарочито «неправильное» ее построение: законы перспективы попираются, законы тяготения отменены, естественный ход вещей нарушен вторжением крылатых часов.

Но по существу все исполнители в этой картине нам знакомы. Часы появлялись и прежде (в первый раз в работе 1914 года, а затем — на всем протяжении творчества Шагала, например в «Черной перчатке» (1923-1948) или в «Автопортрете с часами» 1947 года). Встречался нам и петух — один из любимейших образов шагаловского бестиария, и, разумеется, витебский пейзаж, откуда родом и часы, и петух, и еврей-скиталец. В этих образах воплощены воспоминания детства или юности. А в манере произвольно разбрасывать фигуры по пейзажу есть что-то от игры, и уж, верно, не без лукавства и юмора Шагал таким образом смешивает «строчки» своих произведений и возможный порядок их прочтения, облекая обычные, вполне реалистичные личные воспоминания в стилистику сюрреализма.

Деформация, которой Шагал подвергает классическую композицию (разномасштабность, несообразные сближения и др.), не несет в себе разрушительного для картины заряда и не отсылает к подсознанию, как это происходит у сюрреалистов. Просто он применяет в построении картины особую логику чувства, которая по своему усмотрению играет перспективой, сходством и разумом, устанавливает собственные эстетические правила.

10 шикарных картин Марка Шагала, изучив которые, вы станете более образованным человеком

«Старушка с клубком», 1906 год

В 1906 году, в год, когда была написана эта картина, Марк Шагал учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, а затем переехал в Петербург.

ВЫ ЧИТАЕТЕ ЭТОТ МАТЕРИАЛ БЛАГОДАРЯ БРЕНДУ бульбашъ®

В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. В школу с таким нежным названием, кстати говоря, его приняли без экзамена сразу на третий курс. А «Старушка с клубком» – картина Шагала, очень характерная для описанного периода жизни художника. Чистый экспрессионизм, в котором выражение преобладает над изображением.

«Модель», 1910 год

Когда Шагал написал «Модель», он уже жил в Париже. В этом периоде своей жизни он познакомился с новыми для себя направлениями художественного искусства: кубизмом, фовизмом и экспрессионизмом. И, кстати, только во Франции начал называть себя Марком, а не Моисеем, как было принято с рождения.

На картине изображена девушка, пишущая картину. Несмотря на то, что художница одета по парижской моде, на стене виден ковер с характерным славянским орнаментом – своеобразная дань родине. Пускаться в выяснения, чей он художник, мы не будем, но намекнем, что Википедия считает его «российским и французским художником еврейского происхождения, родившимся в Витебской губернии».

Читайте также  Портрет джованни медичи ребёнком, аньоло бронзино

И хотя дама на полотне спокойна, цветовая гамма картины тревожна. Известно, что красные оттенки ассоциировались у Шагала с беспокойством: в детстве в Витебске маленький художник стал свидетелем пожара. Тогда будущий творец едва спасся. Похоже, что на картине Шагал воплотил все свое беспокойство и тревогу, связанные с только что случившимся переездом из Петербурга в Париж.

«Скрипач», 1912-1913 года

В укладе евреев скрипач всегда был важен: ни рождение, ни похороны, ни свадьба, не обходились без музыканта. Так скрипач стал символом всей человеческой жизни. На этой картине есть почти все поры года: на переднем плане – желтая осень, переходящая в весну. Задний план – зима.

И скрипач тоже как бы состоит из разных областей, определяющими его принадлежность к определенному народу. В целом, вся картина перенасыщена цветом, передающим энергию художника. А знаете, почему скрипач играет на крыше? Сам Шагал направо и налево рассказывал, что это не художественный прием: якобы, у него был родной дядя, который, когда пил компот, забирался на крышу, чтобы его никто не мог побеспокоить. Остается верить художнику на слово.

«Голубые любовники», 1914 год

Известная серия Марка Шагала – «Голубые любовники», «Розовые любовники», «Серые любовники», «Зеленые любовники» – была посвящена его любимой женщине – дочери успешного ювелира Белле Розенфельд. Эти картины писались в период их брака, хотя и после смерти Беллы Шагал продолжал вписывать ее почти во все свои женские образы. Неудивительно – Розенфельд ждала Шагала четыре года, пока он был в Париже. После чего Шагал вернулся в Витебск, чтобы забрать Беллу во Францию.

Картина «Голубые любовники» явно фантасмагорична. Пространство и предметы искажаются, будто во сне. Синий для художника – это воплощение Богоматери, царства Небесного. Именно этот цвет Шагал использовал, чтобы передать ощущение влюбленности, счастья и нежности.

«Ворота еврейского кладбища», 1916 год

Мир картины – духовный и устремленный к небу, одновременно рушащийся и хаотичный. Присмотритесь: тут изображены монументальные старые ворота, открытые для новых обитателей. Взгляд смотрящего идет по лунной дорожке к могилам, которые стоят в самом центре полотна.

Абстрактные цветовые плоскости, контрасты, динамика лунного света и ночного неба придают картине, как отмечают исследователи работ Шагала, черты сакральной живописи. На самом деле важнее всего понимать, что уже в 1916 году Шагал предчувствовал глобальную трагедию.

«Над городом», 1914-1918 год

Ну эту картину вы точно знаете. Конечно, догадаться, что здесь изображены художник и его супруга Белла, несложно. И летят они над Витебском – это тоже понятно.

Шагал стремится показать человеку скоротечность времени, и то, насколько впустую он его тратит. Художник не детализирует объекты картины, это лишь мир воспоминаний и снов. Нет ни законов физики, ни логики, только парящие души в своем романтическом мире. Шагал, кстати рисовал летающими не только влюбленных – для него полет вообще не был странным времяпрепровождением человека, и мог происходить от разных эмоций душевных состояний.

А еще мы настойчиво просим вас заметить слева под забором человечка, который справляет нужду – вот оно, понимание шагаловской романтики. Мир неделим, а бытовая ирония соседствует с любовной лирикой. Все, как в жизни.

«Прогулка», 1918 год

Снова мужчина и женщина. Кроме них, держащихся за руку, в этот момент в мире нет ничего важного. Эти двое – опять-таки реальные люди – сам Марк и его жена Белла. Он стоит на земле. Она – в небесах. И при этом они вместе, держась за руки, соединяют земной мир с миром снов.

Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Можно отметить явное портретное сходство фигур с самим Шагалом и Розенфельд, поэтизацию пейзажей Витебска. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо, имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.

«Белое распятие», 1938 год

Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Вспомните еврейское кладбище Шагала двадцатилетней давности и сравните, насколько трагичнее выглядит это полотно. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.

На картине можно увидеть зеленую фигуру с мешком за плечами. Эта фигура присутствует на нескольких работах Шагала и интерпретируется как любой еврейский путешественник или пророк Илья. Также в середине композиции изображена лодка – ассоциация с надеждой на спасение от нацистов.

Картина написана прямо перед войной – в тот год, когда нацисты устроили целую серию убийств еврейского народа. Задний план этой картины как раз и показывает сцены бедствий, погромов и преследований. «Белое распятие» – это явное предчувствие грядущего Холокоста. Кстати, это любимая картина папы римского Франциска.

«Свадебные огни», 1945 год

Как и почти все картины, на которых изображены женщины, это полотно посвящено первой жене художника — Белле. Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. После смерти жены Шагал девять месяцев ничего не писал, а потом, даже вступая в отношения с другими, всегда писал только ее и для нее. Еще две его известные пассии – дочь бывшего консула Великобритании в США Вирджиния Манкилл-Хаггард, которая сбежала от Марка с их сыном, и Валентина Бродская – дочь киевского фабриканта, которая прожила с Шагалом 33 года и стала для него отличным менеджером. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен.

«Ночь», 1953 год

Переезды художника, события его жизни меняли направленность его живописи. Мировоззрение Шагала, динамичное и многослойное, иногда с трудом дает понять сюжеты его картин. Картина написана по возвращению в Париж после эмиграции в США. За год до этого он уже повстречал владелицу лондонского салона шляп Валентину Бродскую и явно начал менять свой взгляд на мир и прежнюю жизнь.

ООО «Завод Бульбашъ»
УНП 800009185

Мистическая «Ночь», как отмечают искусствоведы, отображает религиозную тематику и передает ностальгию по Витебску. Также это произведение показывает любовь Шагала к женщинам, но сюжет непонятен без изучения цветовой гаммы. Красный петух – ожидания художника скорых перемен и тревог. Петух связан и с религиозными взглядами Шагала. Продолжается тема летающих людей. Женщина выглядит реально. Полет символизирует свободу. А ночь на фоне только подчеркивает ее: абсолютная свобода путешествий во снах.

Кстати, с одобрения Валентины Шагал начал рисовать эскизы для церковных витражей. Так что если будете во французском соборе Святого Стефана в Меце, немецкой церкви Святого Мартина и Святого Стефана в Майне, в английском Соборе Всех Святых в Тудли, здании ООН в Нью-Йорке – не забудьте спросить там о нем.

В этом году компания Бульбашъ® благодаря работам молодых авторов, которые вдохновились произведениями культовых беларуских художников создала оригинальный календарь. Работы в нем посвящены 12-ти знаменитым мастерам Беларуси: Питеру Блюму, Марку Шагалу, Элю Лисицкому, Язепу Дроздовичу, Наполеону Орде и другим. Идея раскрывается и в лимитированной серии самого продукта Бульбашъ® Особая Art Edition, и в календарях Бульбашъ® на 2018 год.

ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: