Нападают врасплох, василий васильевич верещагин - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Нападают врасплох, василий васильевич верещагин — описание картины

Нападают врасплох — Верещагин Василий Васильевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

На картине «Нападают врасплох» изображен налет вражеской конницы на расположение русских войск. Композиция картины панорамная и охватывает большую площадь. Слева от зрителя расположены легкие шатры военного лагеря русских, справа накатывается волна грозных, вооруженных до зубов местных всадников. По тому, в каком ужасе бегут от них по направлению к палаткам солдаты, становится понятно, что нападение было совершенно внезапным.

Художника неоднократно обвиняли в неуважении к русским воинам, так как часть из них Верещагин изобразил бегущими от противника. Однако основная идея картины состоит в том, что русские исключительно мужественно защищали себя и своих сослуживцев, фактически будучи уже обреченными на смерть.(Втор.20:1; Втор.20:2; Втор.20:4). Об этом говорит сплоченная группа солдат, тесно сомкнувших свои ряды и ощетинившаяся ружьями с примкнутыми штыками. На то, что это не одинокие герои, указывает и задний план полотна. На нем видно, что к вооруженной группе на подмогу от шатров бегут еще несколько солдат — не убегают, спасая свои жизни, а присоединяются к тем, кто будет защищаться до последнего. Понятно, что они не смогут противостоять противнику и погибнут, но своим долгом они считают дать отпор врагу. (1 Макк.9:17).

История создания.

Художник Василий Верещагин, находясь в 1869 году в Туркестане вблизи русско-китайской границы, оказался участником похода против «степняков». Успешно выполнив задачу похода, на обратном пути отряд оказался окружен и ему пришлось пробиваться назад с боями. В это время Верещагин, оставшись с одним офицером в стороне от основного отряда, подвергся неожиданному нападению большого количества «степняков». Офицер упал, и Верещагин с револьвером в одиночку начал отбиваться от врагов. «Как только я не поседел тут, признаюсь, минута была жуткая» — вспоминал об этом Верещагин. Враги норовили «рубнуть шашкою или уколоть пикою» — писал он. «Я решился, коли можно — отстреляться, а коли нельзя — не достаться им легко. Как вдруг все отхлынуло и понеслось прочь. Это подбежали к нам на выручку солдаты…». Противник затем ещё раз попытался окружить отряд, но был рассеян артиллерийским огнём.

Под впечатлением от этих событий в 1871 году художником была написана картина «Нападают врасплох». Верещагин признавался, что изображенный на картине офицер с саблей наголо передает ощущения Верещагина в тот момент.

Картина входила в серию из семи произведений художника («Высматривают», «Нападают врасплох», «Окружили-преследуют», «Представлют трофеи», «Торжествуют», «У гробницы святого» и «Апофеоз войны), которые Верещагин назвал своеобразной «эпическою поэмою, в которой картины заменяют главы». На этих полотнах изображена трагическая гибель в неравном бою небольшого отряда русских солдат, а также «жестокое торжество победителей» — войск эмира.

В марте 1874 года в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Верещагина, на которой была представлена и данная картина. Выставку художника посетил русский император Александр II, и остался преимущественно с положительным впечатлением от выставки. Критически оценил работы художника генерал туркестанской армии К.П, Кауфман, заявив, что Верещагин позорит русскую армию. Очевидным же остается то, что художник стремился запечатлеть истинную картину пережитых событий, изобразить храбрость и патриотизм русского солдата, которого невозможно сломить, даже когда приближаются тысячные отряды врагов.

Отношение автора к вере.

Пожалуй, ни один из художников не привлекал к себе столько внимания, ни об одном не было высказано в русской заграничной печати столько противоречивых мнений, как о Василии Верещагине. По свидетельству сына художника Верещагин был атеист. Старинными церквями, иконами он интересовался исключительно с художественной точки зрения. Однако художник был терпим по отношению к верующим и сам признавал, что в основу евангельских сюжетов были положены реальные исторические факты и жизнеописания реальных лиц. Сын вспоминает, как во время прогулки по Москве они остановились у ворот Спасской Башни, и когда ребенок обратил внимание на то, что все проходящие сквозь Спасские Ворота снимали шапки, Василий Верещагин ответил, что это старинный обычай, соблюдаемый русскими людьми. «И мы с тобой снимем шляпы», — сказал он, — «но только верующие обнажают голову, чтобы почтить икону над воротами Башни, а мы это сделаем в память русских людей, строивших эти стены, в память русских ратников, воевод, которые проходили и проезжали когда-то здесь, отправляясь в поход для защиты родной земли».

Враг всякой фальши, лицемерия, идеализации войн, колониального угнетения народа Верещагин в своих картинах осуждал ужасы войны, какую бы цель они ни преследовали. Для него и церковь оказывалась повинной в том, что существуют казни, бойни, насилие, несправедливость. Возможно, столь холодное отношение к институту церкви возникло в душе художника в связи со всевозможными примерами несправедливости, которые он встречал на своем пути. Напрямую олицетворяя церковь с порой не самыми достойными ее представителями, художнику было тяжело разжечь в своем сердце искру истинной веры и принять ту истину, что отнюдь не церковь виновата в мировых кровопролитиях, но греховная человеческая природа, жаждущая власти.

Биография.

Василий Верещагин родился 14 октября 1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств (учился с 1860 по 1863 год). За одну из своих картин получает малую серебряную медаль и, не закончив обучение, уезжает на Кавказ писать с натуры. Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в Париже под руководством Жан-Леона Жером.

В 1865 году возвращается на Родину и снова едет на Кавказ, в Тифлис, где преподает рисование. Помимо преподавания Василий Васильевич не прерывал своей творческой деятельности, и с особым усердием писал картины. Вскоре он едет в Санкт-Петербург, с просьбой к Академии художеств о выдаче свидетельства награды серебряной медалью. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное обучение.

В 1867 году Верещагин принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И практически сразу оказывается в центре боевых действий. Верещагин сумел отличиться в обороне, подняв бойцов в контратаку. За что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

В 1869 году организует «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы. По окончании возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует в завоевании Туркестана.

В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где работает над картинами для «Туркестанской серии». Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин в Хрустальном дворце в Лондоне.

Весной 1874 года возвращается в Россию и проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике со стороны императора Александра II и его окружения.

В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии, выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж. С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин был тяжело ранен на борту миноносца «Щука».

В 1878-1879 гг. в Париже художник работает над картинами, получившими название «Балканская серия». В 1882-1884 годах Верещагин путешествует по Индии, Сирии, Палестине. В своем путешествие Верещагин пишет серию картин на Евангельские сюжеты.

В 1896 году художник работает над серией картин, посвящённых войне 1812 года. В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил Японию. Авторитет Верещагина в Европе как «борца с войной» таков, что в 1901 году он выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.

С началом русско-японской войны Верещагин оказывается в действующем флоте. Жизнь Великого художника оборвалась 31 марта 1904 года. Он был одним из тех, кто во время русско-японской войны, героически защищал Порт – Артур.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Картина Верещагина «Нападают врасплох»

Автор: Василий Васильевич Верещагин
Название произведения: «Нападают врасплох»
Дата написания картины: 1871 г.

Вернуться в раздел «Искусство» >>

Дети и искусство

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читайте также  Картина венера и адонис, тициан, около 1553

Народное искусство

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

С чего начинать

Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>

Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>

Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>

О творчестве

Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура

Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Макраме

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Плетение из проволоки

Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин

читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>

Стильно и недорого — как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Почему художник Верещагин отказался от звания профессора, которое получил за «Туркестанскую серию»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Биография

Военные картины

Военная служба и впоследсвии участие в войнах оказали свое неизмеримое влияние. Василий Верещагин стал боевым художником и солдатом. И наибольшую известность он получил благодаря своим военным картинам, которые изобличают войну во всех ужасах и жестокости. Верещагин известен своими исследованиями туркестанской и азиатской жизни и полотнами, посвященными англо-индийской истории.

Неутомимый путешественник, он путешествовал по многим азиатским землям. За четыре десятилетия, которые он провел в юности на своей первой поездке на Кавказ до своей смерти в водах Тихого океана во время русско-японской войны, Верещагин отправился в Центральную Азию, Индию, Тибет, Османскую империю, Филиппины, Сибирь и Японию. Каждая из этих поездок порождала новые полотна и рисунки. Таким образом, взгляд на его работы — лучший способ понять, как русский художник XIX века видел Восток. И нигде его взгляды не были более поразительными, чем взгляды его двух туркестанских туров в конце 1860-х годов.

«Туркестанская серия»

«Туркестанская серия» — это цикл картин Василия Верещагина, написанная им в 1871—1873 годах под впечатлением от его пребывания в Средней Азии. Работа над коллекцией началась после возвращения художника с Востока. Он начал работать в Мюнхене и через два года создал коллекцию из 13 картин и многочисленных эскизов.

В Туркестан художник приехал в 1867 году. В то время Туркестан был горячей точкой, местом военных столкновений и насилия. Намерение художника состояло в том, чтобы засвидетельствовать войну и изобразить ее правдиво и по-настоящему. Здесь он создал множество рисунков и живописных этюдов с натуры, несмотря на трудные условия путешествия, а также недоверие узбеков и казахов к чужеземцу «кафиру». В 1868 году Верещагин вступил в русский гарнизон, защищая Самаркандскую крепость. Его успешная военная служба в осаде Самарканда принесла ему крест Святого Георгия за храбрость и мужество. Это была единственная награда, которую он принял при жизни. Война проявлялась в картинах Верещагина как драматическое событие, суровое и смелое. Художник мучительно и горько переживал огромные человеческие потери.

Вот например на этой картине из серии. На ней изображен смертельно раненый солдат и его последние минуты жизни, когда он вот-вот упадет на землю. Картина не изображает солдата как героя. Она, скорее, показывает человеческие жертвы и страдания.
Все битвы, в которые принимал участие художник, определили основную направленность творчества Верещагина. Произведения Верещагина — это знак протеста против агрессивных войн. Эта антимилитаристская позиция была не фантазией и не иллюзией, а результатом личных наблюдений художника. Верещагин придерживался мнения, что невозможно изобразить военные фигуры такими, какими они были на самом деле, не принимая участия в атаках, штормах и победах. Он хотел почувствовать и пережить все это сам.

Проведя три года в Туркестане, Верещагин создал ряд военных картин и выставил одну из них — «Апофеоз войны» с изображением пирамиды черепов. Золотая надпись, врезанная в раму картины, гласила: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим». Смысл картины выходит за рамки ее исторического контекста.

Пережитые им события в Туркестане легли в основу и других картин Верещагина «Пусть войдут», «Вошли», «Окружили», «Преследуют», «Напали врасплох». Все они стали частью большой туркестанской серии. В серии боевых фигур Верещагин развил свои мысли о жестокости феодалов, о варварстве боевых порядков, о героизме и мужестве русских солдат и простых людей. Временами современники называли художника «Верещагин Ташкентский». Верещагин интересовался этнографией Востока не меньше, чем батальными сценами, и он, как правило, очаровывал своих зрителей необычными сюжетами и их обработкой. Чего только стоит изображение священных дверей.

На картине изображен портал мечети Хазрат Ясави, почитаемой мусульманами как священное место, а также нищие у дверей. Картина — прямое сопоставление богатого убранства мечети и оборванных бедняков, которым не разрешено входить. Художник пытался представить идею упадка некогда величественной и страшной цивилизации, которой он также посвятил произведение «Двери Тимура (Тамерлана)».

Все работы цикла экспонировались в Лондоне, а затем в Санкт-Петербурге и Москве. Верещагин был готов продать всю коллекцию при одном условии: покупатель должен приобрести все картины. К счастью, такой покупатель был найден. Это был выдающийся коллекционер произведений искусства — Павел Третьяков. Он выкупил работы за 92 тыс рублей.

Читайте также  Картина «неутешное горе», крамской — описание

Звание профессора и отказ от него

Когда «Туркестанская серия» была продемонстрирована широкой публике, когда сам царь благосклонно отозвался о работах художнике, Верещагину в 1874 году было присвоено звание профессора Академии художеств. Однако. Верещагин решил отказаться от этого. Дело в том, что завистники художника, те, кто узнал за какую сумму Третьяков выкупил картины цикла (по тем временам баснословные 92 тыс рублей) развили крайне негативные отзывы. Они буквально вынудили Верещагина с гневом и горечью сжечь некоторые работы «Туркестанской серии» и отказаться от звания. Кроме того, свой отказ Верещагин мотивирует тем, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными». Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков — делает то, «что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же», — как прокомментировал его поступок Крамской.

Противоречивость полотен Верещагина

Помимо того, что Верещагин был самым известным российским художником на международном уровне, он оставался и самым противоречивым. Его батальные сцены были сосредоточены больше не на славе и храбрости, а скорее на осуждении жестокости и бойни войны, а также на безжалостном равнодушии и некомпетентности старших командиров. Из-за этого уникального взгляда на военных многие современники называли Верещагина «апостолом мира и человечности». В 1901 году Верещагин был вы­дви­нут на со­ис­ка­ние пер­вой Но­бе­лев­ской премии ми­ра.

Генералы были по понятным причинам менее благосклонно настроены. Военный министр царя Александр II — Дмитрий Милютин — признал, что Верещагин был «бесспорно талантливым», но сам он не любил наклонность художника выбирать для сюжетов самые неприятные предметы. Репутация Верещагина среди искусствоведов также была неоднозначной. В своей истории русской живописи XIX века Александр Н. Бенуа называл работы Верещагина просто фотографическими, лишенными чувствительности и утонченности. С другой стороны, начиная со сталинской эпохи, Советы имели тенденцию восхвалять Верещагина, видя в нем предшественника официального стиля соцреализма.

Василий Верещагин погиб 13 апреля 1904 года в результате гибели российского флагмана «Петропавловск», взорванного вражеской миной под Порт-Артуром. Благодаря своим сильным патриотическим идеям, глубине и остроте сюжетов и ярким образам популярных типов художник внес ощутимый вклад в жанр исторической живописи конца XIX века.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Разящая правда Василия Васильевича Верещагина. ( Часть 2)

Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904), выдающийся русский живописец-баталист.
Родился в Череповце в семье небогатого помещика. Окончил морской корпус первым учеником, хотя не собирался становиться офицером и уже тогда обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Подав в отставку в 1861—63, учился в петербургской Академии художеств у А. Маркова, А. Бейдемана. Оставил Академию до окончания курса, не принимая школы академического искусства с его идеализацией и условностью. Картон на тему из античной мифологии, одобренный академическим начальством, сжег. Отправился на Кавказ, заполнил зарисовками три толстых альбома. Эти зарисовки и исполненные по ним композиции (1865—66) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Художественное образование продолжал в Париже, в Школе изящных искусств под руководством Жерома. Возвратившись из Парижа, отправился на Кавказ, где преподавал рисунок в одном из тифлисских женских учебных заведений. Кавказские рисунки художника печатались в русских и французских журналах. Верещагин много путешествовал: бывал в Крыму, на Дунае, в Сирии и Палестине, в Америке и Японии. Ему довелось участвовать в боевых действиях русских войск в Туркестане (1867—70): в качестве вольноопределяющегося художник был прикомандирован к русской армии.

Н. Крамской. «Портрет художника В. В. Верещагина». 1883

В годы пребывания в Мюнхене создал серию картин на темы туркестанской войны (1869—73), среди них такие известные, как «Апофеоз войны» (1871— 72), «Забытый» (1871), «Смертельно раненый» (1873) и др. Часть картин объединена в сюиту «Варвары» , где Верещагин с огромной силой показал суровый лик войны. Последняя картина сюиты — «Апофеоз войны», — изображающая груду черепов, посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Для Верещагина была характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Коллекция туркестанских картин, выставленная в 1873 в Лондоне, произвела сильное впечатление на тамошнюю публику. В Петербурге художника обвинили в тенденциозности. Это заставило его снять и сжечь три полотна: «Окружили — преследуют», «Забытый» и «Вошли» . Всего же туркестанская серия насчитывала 121 полотно.

«Апофеоз войны». 1871. ГТГ Холст, масло. 127 х 197 Государственная картинная галерея, Москва

Картина русского художника Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» широко известна как в России, так и во всем мире. За основу сюжета художник взял исторический факт – такие страшные знаки оставлял на своем пути жестокий завоеватель Тамерлан. В исторические времена за содомские грехи и разврат целые города истреблялись с лица земли. Так, в XIV в. обратились к Тамерлану за помощью женщины Багдада и Дамаска. Они жаловались на своих мужей, которые погрязли в мужеложстве. “Железный хромец” немедленно произвел расследование, на котором развратники признались в скотских грехах. Тогда Тимур дал приказ своим военачальникам: “Пусть каждый из воинов моей 700-тысячной армии в течение двух дней принесет отрубленную голову мужеложника. Если какой воин пожалеет злодея, пусть сам останется без головы”. И выложили семь пирамид из голов, по сто тысяч в каждой — в назидание потомкам. В память об этом событии известный художник написал картину “Апофеоз войны”.

Туркестанская серия картин была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи, что явилось свидетельством несомненного успеха и признания художника. Многие удивляются, узнав, что дата создания картины — 1871 год. Верещагину тогда было всего лишь 29 лет.

Мастерство Верещагина стали называть разящим. Для многих работы мастера были как вызов, как покушение на их право не задумываясь жертвовать чужими жизнями. Фельдмаршал Мольтке запретил немецким военнослужащим посещать его выставки, а кардинал Гангльбауэр провел в Вене крестный ход, чтобы «очистить» тех, кто видел «кощунственные» полотна.

Действительно, мало кому из художников, специализирующихся на создании полотен о войне, удавалось так емко и точно изложить суть военных действий: смерть, кровь и страдания людей.

Сила его работы в жесточайшей правде жизни, правде того, что сами люди, ведомые своими корыстными интересами, начинают войны с целью покорения соседей, что приводит к сотням и тысячам человеческих жертв. Автор призывает людей остановиться в этой ненасытной жажде войны и задуматься над тем, что в пирамиде голов может оказаться и их череп.

В России отношение к картинам Верещагина было не однозначным. Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», – заявил о Верещагине Репин. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Александр II назвал его «нигилистом», и в «правой» прессе началась травля. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили – преследуют», «Забытый солдат». И только решительное вмешательство художников-передвижников и видных деятелей искусства смогло поддержать мастера.

«Нападают врасплох» . 1871

«У крепостной стены. Пусть войдут». 1871

«Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу, – признавался он, – выплакиваю буквально горе каждого раненого и убитого».

«Смертельно раненный». 1873

В.Верещагин считал, что художник-баталист не имеет права «писать о войне, глядя на сражение из прекрасного далека, и что нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах,

Длительное время художник вынашивал замысел написать большой цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, для чего изучал архивные материалы, посещал места боев. «Цель у меня была одна, – писал он, – показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм…».

Для многих из нас именно с картин Верещагина и стихотворения Лермонтова «Бородино» начиналось познание этого трагического и великого события в жизни России. Картину из этой серии «Конец Бородинского сражения» часто публикуют в статьях посвященных войне 1812 года не задумываясь, что на ней изображены ликующие французские кирасиры на заваленной трупами русской позиции.

«Конец Бородинского сражения»

Для многих из нас именно с картин Верещагина и стихотворения Лермонтова «Бородино» начиналось познание этого трагического и великого события в жизни России. Картину из этой серии «Конец Бородинского сражения» часто публикуют в статьях посвященных войне 1812 года не задумываясь, что на ней изображены ликующие французские кирасиры на заваленной трупами русской позиции.

Читайте также  Творчество джованни беллини, картины и биография

Верещагин считал, что художник-баталист не имеет права «писать о войне, глядя на сражение из прекрасного далека, и что нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытывать голод, холод, болезни, раны и не бояться жертвовать своей кровью». И даже в смерти он разделил судьбу своих героев. Погиб Василий Васильевич 31 марта 1904 года у Порт-Артура при взрыве натолкнувшегося на японскую мину броненосца «Петропавловск».

Всю жизнь художник много путешествует. В 1884 году он посещает Сирию и Палестину, пишет ряд картин на сюжеты «Нового завета». В 1890 году совершает поездки по северу России, Кавказу и Крыму. Дважды посещает Америку, где с успехом проходят его выставки.

«В Иерусалиме. Царские гробницы». 1884-1885

«Индийский мотив». 1875

«Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде». 1869-1870

«Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде».

«Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд». 1869-1870

«Мавзолей Тадж-Махал в Агре». 1874-1876

«Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент». 1869-1870

«В Индии. Снега Гималаев». 1874-1876

«Два еврея». 1883-1884

В 1901-1902 гг. В. Верещагин совершает длительное морское путешествие, посещает Филиппинские острова и Кубу, в 1903 г. – Японию.

«Мыс Фиолент вблизи Севастополя». 1897

Выдающийся критик В. Стасов писал, что В.Верещагин «принадлежит к числу самых значительных, самых драгоценных художников -историков нашего века».

Новое в блогах

Сообщество «МУЗА НАШЕГО ДВОРА»

Живопись. Ещё раз о Верещагине

Пятница, 22 Июня 2012 г. 09:00 (ссылка)
Процитировано 8 раз + в цитатник
Прочитало: 2 за час / 6 за сутки / 48 за неделю / 247 за месяц

Василий Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса

В 1860 году лучший выпускник Морского корпуса, которому прочили блестящую карьеру, подал прошение об отставке. Наперекор воле родителей и общественному мнению семнадцатилетний Василий Верещагин предпочел престижной морской службе тяжелый труд живописца. Но расставшись с армией, в своем творчестве он остался верен военной теме.

Всю жизнь посвятил Василий Васильевич Верещагин изображению войны. Он первым из художников-баталистов увидел в ней не героическое действие, не триумф полководцев, а кровь, горе и величайшую трагедию. Всем своим творчеством Верещагин убеждал, что на войне «на каждый час славы приходится тридцать, сорок и, пожалуй, гораздо больше часов страданий и мучений всякого рода». Картины мастера заставляли зрителей плакать и ужасаться, проклинать кровавые бойни и их инициаторов. Каждая его выставка была событием. В конце XIX века он стал самым известным в Европе и Америке русским живописцем.

Успех его был не случаен. Верещагин получил хорошее художественное образование: посещал занятия в Рисовальной школе Общества поощрения художников, три года проучился в Академии художеств, оттачивал мастерство в Париже в Студии изящных искусств Ж. Жерома.

Из Парижа художник дважды в 1863-1865 гг. ездил на Кавказ. Результатом поездок стала серия кавказских рисунков, которую в 1867 году он выставил в Академии художеств.

С 1867 года художник путешествует по Средней Азии. Его привлекают памятники древней культуры, обычаи и нравы коренных народов, их своеобразный быт. С началом войны против бухарского эмира Верещагин находится при русской армии, участвуя в качестве художника в Среднеазиатском походе. Он стремится запечатлеть на бумаге все особенности этой тяжелой и непривычной для русской армии войны. Но обстановка складывается так, что и ему приходится взять в руки оружие. Произведенный в прапорщики Верещагин отличается во многих боях, за проявленный героизм награждается орденом святого Георгия 4 степени — самой почетной боевой наградой. Кстати, он единственный из известных русских художников награжден этим орденом.

По окончании боевых действий переполненный впечатлениями Верещагин уезжает в Мюнхен и в течение трех лет пишет серию картин, получившую название «туркестанской». Показанные на выставке, картины потрясли зрителей и принесли художнику широкую известность. На полотнах «Смертельно раненый», «Нападают врасплох», «Забытый солдат», «Победители» обыватели впервые увидели войну без прикрас.

Особое, неизгладимое впечатление производила на всех картина «Апофеоз войны», завершающая серию. На переднем плане на фоне пустынного пейзажа с развалинами домов и сожженными деревьями пирамида человеческих черепов и воронья стая. За основу сюжета художник взял исторический факт — такие страшные знаки оставлял на своем пути жестокий завоеватель Тамерлан. Туркестанская серия картин была приобретена П.М. Третьяковым для своей галереи, что явилось свидетельством несомненного успеха и признания художника.

Мастерство Верещагина стали называть разящим. Для многих работы мастера были как вызов, как покушение на их право не задумываясь жертвовать чужими жизнями. Фельдмаршал Мольтке запретил немецким военнослужащим посещать его выставки, а кардинал Гангльбауэр провел в Вене крестный ход, чтобы «очистить» тех, кто видел «кощунственные» полотна.

В России отношение к картинам Верещагина тоже было не однозначным. Простой народ и прогрессивная интеллигенция приняли их с восторгом. «Когда смотришь на этого колосса, все кажется вокруг таким маленьким, ничтожным», — заявил о Верещагине Репин. Правящая элита приняла произведения живописца «в штыки». Александр II назвал его «нигилистом», и в «правой» прессе началась травля. Доведенный до нервного срыва художник уничтожил три полотна: «Вошли», «Окружили — преследуют», «Забытый солдат». И только решительное вмешательство художников-передвижников и видных деятелей искусства смогло поддержать мастера.

Демонстративно отказавшись от предложенного Академией художеств звания профессора, Верещагин в 1874 году уезжает в Индию и на Тибет. Итогом этой поездки стала большая «Индийская серия картин». За свою жизнь художник создал еще несколько больших живописных серий. Но наибольший интерес представляют две — балканская и посвященная Отечественной войне 1812 года.

Художник все хочет видеть своими глазами, прочувствовать — через какие нечеловеческие страдания проходят солдаты, добывая победу. В русско-турецкую войну он с войсками форсирует Дунай, с моряками выходит взрывать турецкий монитор, в отряде генерала Скобелева совершает зимний переход через Балканы, мерзнет в оледенелых траншеях на Шипке, участвует в штурме Плевны. Итогом пережитого и увиденного стала серия из 25 картин и 50 этюдов, в которые художник вложил частицу собственной жизни, боль души. «Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу, — признавался он, — выплакиваю буквально горе каждого раненого и убитого».

Длительное время художник вынашивал замысел написать большой цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, для чего изучал архивные материалы, посещал места боев. «Цель у меня была одна, — писал он, — показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм. ».

Для многих из нас именно с картин Верещагина и стихотворения Лермонтова «Бородино» начиналось познание этого трагического и великого события в жизни России. Картину из этой серии «Конец Бородинского сражения» часто публикуют в статьях посвященных войне 1812 года не задумываясь, что на ней изображены ликующие французские кирасиры на заваленной трупами русской позиции.

Всю жизнь художник много путешествует. В 1884 году он посещает Сирию и Палестину, пишет ряд картин на сюжеты «Нового завета». В 1890 году совершает поездки по северу России, Кавказу и Крыму. Дважды посещает Америку, где с успехом проходят его выставки. В 1901-1902 гг. совершает длительное морское путешествие, посещает Филиппинские острова и Кубу, в 1903 г. — Японию.

Всю жизнь Верещагин считал, что художник-баталист не имеет права «писать о войне, глядя на сражение из прекрасного далека, и что нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытывать голод, холод, болезни, раны и не бояться жертвовать своей кровью». И даже в смерти он разделил судьбу своих героев. Погиб Василий Васильевич 31 марта 1904 года у Порт-Артура при взрыве натолкнувшегося на японскую мину броненосца «Петропавловск».

Торжествуют

Нападают врасплох

У крепостной стены. Пусть войдут

Парламентеры — Сдавайся! — Убирайся к черту!

Высматривают

Два ястреба. Башибузуки

После удачи

Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале)

Скобелев под Шипкой

Перед атакой. Под Плевной

Смертельно раненный

Панихида

ЗАБЫТЫЙ СОЛДАТ

Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: