Мужской портрет, антонелло да мессина, 1475 - JEKATERINBURG.RU

Мужской портрет, антонелло да мессина, 1475

Антонелло да Мессина

Antonello da Messina

Антонелло да Мессина

Antonello da Messina

  • Дата рождения: c.1430 г. ; Messina, Italy
  • Дата смерти: Февраль 1479 г. ; Messina, Italy
  • Годы активности: 1455 — 1479
  • Национальность:итальянец
  • Направление:Раннее Возрождение
  • Школа/группа:Венецианская школа
  • Сфера:живопись
  • Испытал влияние:Рогир ван дер Вейден , Ян ван Эйк , Пьеро делла Франческа , Джованни Беллини
  • Оказал влияние:Бартоломео Венето
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Антонелло_да_Мессина

Заказать
репродукцию

Антоне́лло да Месси́на (итал. Antonello da Messina ок. 1429(1429)/1431 — 1479) — итальянский художник, видный представитель южной итальянской школы живописи эпохи Раннего Возрождения.

Учитель Джироламо Алибранди, прозванного «мессинским Рафаэлем».

Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 г. Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов. Около 1450 г. переехал в Неаполь. В начале 1450-х учился у Колантонио — живописца, связанного с нидерландской традицией. В 1475—1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.

Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи, во многом позаимствовав её у Ван Эйка.

Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.

На картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» фигуры отчётливо вырисовываются на озарённом светлом фоне, где смутно различается Мессина, родной город художника. Иконография и эмоциональная трактовка темы связаны с творчеством Джованни Беллини.

Написанные им в Венеции картины принадлежат к числу лучших. «Распятия» (1475, Антверпен) говорит о нидерландской выучке художника.

В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: тёмный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV в. — начала XVI в.

Умер в Мессине в 1479 году.

Творчество Антонелло да Мессина является примером того, как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, иногда — независимо друг от друга, и нередко — благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких ведущих мастеров. Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине — в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета — Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом трёхчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками). Он является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета. Он никогда не писал фресок со скрытыми портретами и донаторов в алтарных картинах. Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место.

Все сохранившиеся его работы относятся к его зрелому периоду (Сицилия и Венеция, 1465-76 годы). Он использует одну выработанную формулу портретной композиции, не изменяя её в дальнейшем, кроме того, не изменяя и идеал, с которым сопоставляется живая модель. Это происходило потому, что он опирался на давно сложившуюся традицию нидерландского портрета, которую он прямо применил к итальянскому пониманию образа человека. Скорее всего, появление станкового портрета в его творчестве прямо связано с его горячим увлечением нидерландской живописью. Рождение портретного жанра в его творчестве прямо также совпало с периодом активного приобщения к формам и идеалам Ренессанса. Антонелло ориентируется на самое передовое направление этого периода — творчества Яна ван Эйка, заимствуя у него композицию, технику и колорит. Возможно, он совершил поездку в Нидерланды.

Из эйковского творчества он выбирает наиболее лаконичное и пластическое решение композиции — одновременно, и наиболее эмоциональное. Антонелло всегда пишет модель погрудно, с парапетом, всегда в головном уборе и взглядом прямо на зрителя. Он не пишет руки и не изображает аксессуаров. Благодаря парапету на переднем плане и перспективной раме портретный бюст, чуть отодвинутый в глубину, приобретает пространственность. Точка зрения чуть снизу придаёт изображению оттенок монументальности. На «каменном» парапете всегда изображена смятая бумажка, «прикреплённая» каплей сургуча, с надписью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой. Иллюзия трёхмерности усиливается мягкой световоздушной средой. Лицо обращено навстречу падающему слева свету, его тонко моделируют прозрачные тени, которые постепенно сгущаются к краям картины и становятся совсем непроницаемыми на заднем плане. Ближайшей аналогией в Нидерландах к его портретам может служить портрет неизвестного в красном тюрбане. Антонелло и ван Эйк похожи не только композицией, но и живописью, глубокими и красочными тонами, которые получены тонкими прозрачными слоями масла; рентген показывает, что их работы идентичны по технике. Но метод построения живописной формы, используемый Антонелло, имеет и свои особенности. Его рисунок нарочито округл и упрощён, в отличие от нидерландцев, он не изучает различия, а обобщает. Детали немногочисленны, портреты напоминают круглую скульптуру, которую будто бы раскрасили — формы лица стереометризированы.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Итальянский художник Антонелло да Мессина: биография, творчество и интересные факты

Антонелло да Мессина – известный итальянский художник. В эпоху Раннего Возрождения представлял южную школу живописи. Был учителем Джироламо Алибранди, которого прозвали Мессинским Рафаэлем. Чтобы добиться глубины цвета в острохарактерных портретах и поэтических картинах, применял технику масляной живописи. В статье мы уделим внимание краткой биографии художника и более подробно остановимся на его работах.

Представитель нового направления

Многие сведения о жизнедеятельности Антонелло да Мессина спорны, сомнительны или утрачены. Но совершенно очевидно, что именно он продемонстрировал венецианским художникам светоносные возможности масляной живописи. Тем самым итальянец положил начало одному из ключевых направлений западноевропейского искусства. По примеру многих других художников того времени, Антонелло сочетал нидерландскую традицию оптически точной передачи деталей изображения с живописными новациями итальянцев.

Историки нашли запись о том, что в 1456 г. у героя данной статьи был ученик. То есть, вероятнее всего, живописец появился на свет до 1430 года. Неополитанец Колантонио был первым учителем Антонелло да Мессина, произведения которого будут описаны ниже. Этот факт подтверждает сообщение Дж. Вазари. Как раз в то время Неаполь находился под культурным воздействием скорее Пиренейского полуострова, Нидерландов и Франции, нежели Северной Италии и Тосканы. Под влиянием творчества Ван Эйка и его сторонников интерес к живописи возрастал с каждым днём. Ходили слухи, что герой данной статьи обучался технике масляной живописи именно у него.

Портретный мастер

По рождению Антонелло да Мессина был итальянцем, но по художественному образованию он в существенной мере относился к живописным традициям северной Европы. Он великолепно рисовал портреты, которые составили почти тридцать процентов из его сохранившихся работ. Обычно Антонелло изображал модель погрудно и крупным планом. При этом плечи и голова помещались на тёмном фоне. Иногда на переднем плане художник рисовал парапет с прикреплённым к нему картеллино (небольшая бумажка с надписью). Иллюзионистическая точность и графичность в передаче данных деталей свидетельствуют о том, что они имеют нидерландское происхождение.

«Мужской портрет»

Эта картина, написанная Антонелло да Мессина в 1474-1475 гг. является одной из его самых лучших работ. Палитра мастера ограничена насыщенным коричневым, чёрным и отдельными мазками телесного и белого цветов. Исключение составляет красная шапка, дополненная выглядывающей тёмно-красной полосой нижнего платья. Внутренний мир нарисованной модели практически не раскрыт. Зато лицо излучает интеллект и энергию. Антонелло очень тонко смоделировал его светотенью. Острая прорисовка черт лица в сочетании с игрой света придаёт произведению Антонелло почти скульптурную выразительность.

«Это человек»

Портреты итальянца привлекают зрителя глянцевой, блестящей поверхностью и камерным форматом. А когда эти качества да Мессина переносит в религиозную живопись (картина «Это человек»), то вид людских страданий становится ужасно мучительным.

«Мария Аннунциата» Антонелло да Мессина

Данная работа, в отличие от картины «Это человек», совершенно другая по настроению. Но от зрителя она также требует внутреннего переживания и эмоционального участия. Что касается «Марии Аннунциаты», Антонелло словно помещает зрителя на место архангела в пространстве. Это даёт чувство мысленного соучастия. Сидящая за пюпитром Дева Мария левой рукой придерживает накинутое на неё голубое покрывало, а другую руку она поднимает. Женщина совершенно спокойна и задумчива, её ровно освещённая, скульптурно вылепленная голова как будто излучает свет на тёмном фоне картины.

«Мария Аннунциата» – это не единственный погрудный портрет женщины, написанный Антонелло да Мессина. «Благовещение» – вот название другого подобного полотна живописца, на котором изображена та же Дева Мария, только в иной позе: она придерживает голубое покрывало двумя руками.

В обеих картинах художник пытался выразить ощущение духовной связи женщины с высшими силами. Её выражение лица, поза рук и головы, а также взгляд говорят зрителю, что Мария сейчас далека от бренного мира. А чёрный фон полотен лишь подчёркивает отрешённость Богородицы.

«Св. Иероним в келье»

В рассмотренных выше картинах нет даже минимального интереса к проблеме передачи окружающего пространства. Но в других работах живописец в этом отношении существенно опередил своё время. На картине «Св. Иероним в келье» изображён читающий за пюпитром святой. Его кабинет расположен внутри готического зала, на задней стене которого прорезаны окна в двух этажах. На переднем плане изображение обрамлено бордюром и аркой. Они воспринимаются как проскениум (приём, распространённый в искусстве стран, находящихся севернее Альп). Горчичный цвет камня подчёркивает контраст тени и света внутри помещения, похожего на пещеру. Детали картины (пейзаж вдали, птицы, предметы на полках) переданы с очень высокой степенью точности. Достичь такого эффекта можно лишь при нанесении масляной краски довольно мелкими мазками. Но самое главное достоинство живописи да Мессина заключается всё-таки не в достоверной передаче деталей, а в стилистическом единстве воздушной среды и света.

Монументальный алтарь

В 1475-1476 гг. художник жил в Венеции. Там он написал для церкви Сан-Кассиано величественный алтарь. К сожалению, до сегодняшнего дня сохранилась лишь его центральная часть, где изображена возвышающаяся на троне Мадонна с Младенцем. По обе стороны от неё находятся святые. Данный алтарь относится к типу сакра конверзационе. То есть Мадонна с Младенцем и святые находятся в одном пространстве. А это противоположно по форме разделённому на части полиптиху. В основу реконструкции монументального алтаря легли более поздние работы Джованни Беллини.

«Пьета» и «Распятие»

Масляная живопись Антонелло, а точнее, возможность передачи освещения этой техникой, была очень высоко оценена его коллегами-художниками. С того времени венецианский колоризм основывался исключительно на разработке большого потенциала нового направления. Произведения да Мессина венецианского периода имеют ту же концептуальную тенденцию, что и его ранние работы. Сильно стёртая картина «Пьета», даже в таком повреждённом состоянии наполняет зрителей напряжённым чувством сострадания. На крышке гробницы мёртвое тело Христа удерживают три ангела с рассекающими воздух остроконечными крыльями. Художник изобразил центральную фигуру крупным планом.

«Святой Себастьян»

Эта картина является примером того, как Антонелло состязался в изображении героической обнажённости и мастерстве передачи линейной перспективы со своими североитальянскими коллегами. На фоне мощёной камнем площади тело пронзённого стрелами святого приобретает огромные размеры. Устремляющееся вглубь пространство, фрагмент колонны на переднем плане и перспектива с очень низкой точкой схода утверждают, что живописец использовал в построении композиции принципы евклидовой геометрии.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Архитектура (347)
  • Дворцы, замки и крепости (154)
  • Классика (11)
  • Модерн (18)
  • Мосты (3)
  • Театры и музеи (5)
  • Храмы мира (89)
  • Рассказы о живописи и картинах (93)
  • (0)
  • Аудиокниги (25)
  • Великие истории и письма о любви (48)
  • ГУЛАГ И ГОЛГОФА (82)
  • История и документы (18)
  • Люди и судьбы (57)
  • Палачи и стукачи (1)
  • Деткам (16)
  • Диссиденты (54)
  • Еврейская тема (128)
  • ЖЗЛ (792)
  • Артисты и режиссеры (69)
  • Музыканты и композиторы (44)
  • Общественные деятели и герои (45)
  • Писатели и поэты (262)
  • Ученые и философы (34)
  • Художники и скульпторы (189)
  • Забытые имена (53)
  • Здоровье (93)
  • Интересно! (30)
  • Искусство (2156)
  • ХХ век (65)
  • Американское искусство (60)
  • Ювелирные изделия (6)
  • Еврейское искусство: Художники, погибшие в Холокос (2)
  • Картина в деталях (2)
  • Старые мастера (1)
  • АРТПРОСВЕТ (13)
  • Братство прерафаэлитов (42)
  • Вернисаж одной картины (200)
  • Густав Климт (24)
  • Импрессионизм (75)
  • Картина дня (156)
  • Классическая живопись (225)
  • Модернизм (45)
  • Музеи мира (27)
  • Натюрморт (202)
  • Пейзаж (176)
  • Портрет (192)
  • Русский авангард (68)
  • Русское искусство (187)
  • Скульптура (62)
  • Современная живопись (430)
  • Японское, китайское и корейское искусство (38)
  • Истории и письма о любви (29)
  • История вещей (6)
  • История и экономика (38)
  • Как прекрасен этот мир, посмотри (59)
  • Кино (85)
  • Кулинария (205)
  • Легенды и мифы (17)
  • Сказки (3)
  • Литература (1337)
  • Актуальная поэзия (110)
  • Воспоминания, письма и эссе (7)
  • 100 лет — 100 книг русской литературы XX-го века (3)
  • Воспоминания (76)
  • Календарь литературных преследований (29)
  • Любимые стихотворения (43)
  • Поэзия (450)
  • Поэзия и живопись (163)
  • Поэзия серебряного века (275)
  • Проза (70)
  • Шедевры мировой поэзии (47)
  • Мудрость (287)
  • Музыка (640)
  • Балет (23)
  • Инструментальная музыка (23)
  • Музыкальные открытки (74)
  • Опера (5)
  • Современная музыка (399)
  • Французский шансон (4)
  • Мультипликация (4)
  • Невыдуманные истории (8)
  • Оформление дневника (103)
  • Полезные советы (7)
  • Природа (203)
  • Драгоценные камни (1)
  • Животные (5)
  • Пейзажи (15)
  • Птицы (12)
  • Сады и парки (73)
  • Цветы (37)
  • Путешествия (727)
  • Германия (16)
  • Аргентина (2)
  • Испания (1)
  • Швейцария (1)
  • Непал (1)
  • Бразилия (3)
  • Европа (347)
  • Израиль (7)
  • Индия (12)
  • Италия (37)
  • Китай (38)
  • ОАЭ (3)
  • Россия (19)
  • США (31)
  • Таиланд (10)
  • Украина (14)
  • Франция (61)
  • Чили (2)
  • Япония (49)
  • Репрессированная литература (9)
  • Современность (51)
  • Страницы истории (27)
  • Театр (23)
  • Фантазия (16)
  • Фотографии (465)
  • Редкие фотографии (26)
  • Фото дня (225)
  • Фотопрогулка (80)
  • Фототерапия (16)
  • Юмор (84)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Старые мастера: Антонелло да Мессина (1429/1431-1479)

Антонелло да Мессина (итал. Antonello da Messina (ок. 1429/1431 — 1479) — итальянский художник, видный представитель южной итальянской школы живописи эпохи Раннего Возрождения.

Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 г. Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов.


Антонелло да Мессина. «Мария Аннунциата». Около 1476 года. Национальный музей Палермо, Сицилия, Италия.

Около 1450 г. переехал в Неаполь. В начале 1450-х учился у Колантонио — живописца, связанного с нидерландской традицией. В 1475—1476 гг. да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявши у него в известной мере живописную технику.

Зрелое творчество Антонелло да Мессина представляет собой сплав итальянских и нидерландских элементов. Он одним из первых в Италии стал работать в технике чистой масляной живописи, во многом позаимствовав её у Ван Эйка.

Антонелло да Мессина. « Мария Аннунциата», 1473. Старая пинакотека. Мюнхен

Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.

В 1470-е значительное место в творчестве стали занимать портреты («Юноша», ок. 1470; «Автопортрет», ок.1473; «Мужской портрет», 1475 и др.), отмеченные чертами нидерландского искусства: темный нейтральный фон, точная передача мимики модели. Его портретное искусство оставило глубокий след в венецианской живописи конца XV в. — начала XVI в.

Умер в Мессине в 1479 году.

ОБ ИНОМ ВОСПРИЯТИИ.

На Сицилии в Палермо в Galleria Regionale della Sicilia, в палаццо Абателлис хранится картина, которую некоторые ставят в один ряд наравне со всемирно известной «Джокондой». Это маленькое (всего 45 × 35 см) полотно также, как и «Мона Лиза» в Лувре, выставлено особняком и прикрыто пуленепробиваемым стеклом.

Насколько сложна композиция, сколько заложено в картине эмоций и скрытого смысла! Но, чтобы всё это не только увидеть и понять, но и прочувствовать, возможно, нужно иметь то иное восприятие, которое было у человека эпохи XV века. Тогда в эпоху кватроченто, даже дети, проходящие начальное образование иначе воспринимали пространство — стандартными задачами по арифметике в ту пору были вычисления со сложными объёмными телами — конусом, цилиндром, парал­леле­пипедом, в том числе деления и разложения их на простые составляющие. Например, рассчитать количество ткани, требуемое для пошива шатра.

По-иному человек эпохи кватроченто, скорей всего, воспринимал и цвета. Ведь каждый цвет тогда был наполнен глубоким символизмом, вызывающим в подсознании глубокие абстракции и аллюзии, в том числе вследствие глубокой религиозности.

Возможно, именно потеря этого образного пространственного мышления и приводит сегодня часто к упрощенному плоскостному восприятию искусства, причем как его создателями, так и потребителями.

Рубрики: Искусство/Классическая живопись

Метки: Старые мастера Антонелло да Мессина Сицилия Раннее Возрождение ОБ ИНОМ ВОСПРИЯТИИ

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Антонелло да Мессина

Антонелло да Мессина.
Мужской портрет (так называемый «Кондотьер»).
1475.
Лувр. Париж.

Антоне́лло да Месси́на (Antonello da Messina) (около 1430 — 1479), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы. Заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи. В своих произведениях сочетал нидерландскую тщательность письма, обилие жизненных деталей и глубину светонасыщенного цвета с монументальностью замысла, тонкой передачей пространства, света и воздуха. Образы Антонелло да Мессины отмечены величавым спокойствием и классической уравновешенностью («Св. Себастьян», 1476, Картинная галерея, Дрезден). Антонелло да Мессина внёс большой вклад в развитие ренессансного портрета (так называемый автопортрет, около 1473, Национальная галерея, Лондон).
Лит.: Гращенков В. Н., Антонелло да Мессина и его портреты, М., 1981; Tutta la pittura di Antonello da Messina. A cura di G. Vigni, [2 ed., Mil., 1957].

  • Алабян Каре Семёнович
  • «Аполлон»

Смотреть что такое «Антонелло да Мессина» в других словарях:

Антонелло да Мессина — Антонелло да Мессина … Википедия

Антонелло да Мессина — (Antonello da Messina) (около 1430 1479), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы. Заимствовал у нидерландских художников технику масляной живописи. В своих произведениях сочетал нидерландскую… … Художественная энциклопедия

Антонелло да Мессина — Антонелло да Мессина. Мужской портрет. 1475. Лувр. АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (около 1430 79), итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА — (Antonello da Messina) (около 1430 79), итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом ( Кондотьер , 1475) … Современная энциклопедия

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА — (Antonello da Messina) (ок. 1430 79) итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом ( Распятие ,… … Большой Энциклопедический словарь

Антонелло да Мессина — (Antonello da Messina) Ок. 1430, Мессина 1479, Мессина. Итальянский живописец. Учился ок. 1445 1455 в Неаполе у Колантинио. Работал в Мессине и других городах Сицилии и Южной Италии. В 1475 1476 работал в Венеции. Один из ведущих итальянских… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Антонелло да Мессина — (Antonello da Messina) (около 1430, Мессина, между 14 и 25.2.1479, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения. Сын мраморщика Джованни д’Антонио. Учился, по видимому, у неаполитанца Колантонио. Работал главным образом в Мессине (в … Большая советская энциклопедия

Антонелло да Мессина — (Antonello da Messina) (около 1430 1479), итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических, религиозных картинах, острохарактерных портретах использовал заимствованную у нидерландских мастеров технику масляной живописи … Энциклопедический словарь

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА — (Antonello da Messina) (ок. 1430 1479), итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения. Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны … Энциклопедия Кольера

Антонелло да Мессина — (собственно Антонелло д Антонио) живописец, род. в начале XV столетия. Свое художественное образование получил в Риме, но первоначальная его деятельность принадлежит Сицилии, его родине. Около 1473 г. А. поселился в Венеции; предание гласит, что… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Antonello da Messina

Художник Антонелло да Мессина (Antonello da Messina, oк. 1430 — 1479) Site
живописец южной школы раннего Возрождения.
В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику
масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом
Портретное искусство художника Антонелло считается лучшим в
венецианской живописи конца XV века.

Портрет Тривульцио, 1476. Городской музей, Турин
(изображение увеличивается по клику)

Уроженец Сицилии, он, возможно, учился в Неаполе, но значительную часть жизни провел в родном городе. В 1474—1475 годах работал в Венеции, где выполнил ряд заказов. Творческое формирование Антонелло да Мессина протекало в гораздо менее благоприятной среде, чем у его современников, работавших в Центральной и Северной Италии. Ни в Неаполе, ни тем более на Сицилии не было сколько-нибудь значительной живописной школы. Но в то же время Сицилия и Южная Италия были богаты памятниками античности, сицилийские церкви украшали византийские мозаики, в Неаполе в XIV и XV веках работали видные скульпторы тосканской школы и были известны картины нидерландских мастеров. Наконец, здесь же, при дворе неаполитанского короля Альфонсо Арагонского собрался кружок видных итальянских гуманистов.

Произведения Антонелло да Мессина свидетельствуют о том, что он знал работы нидерландских мастеров, у которых перенял технику живописи масляными красками. Его творческое наследие сравнительно невелико и относится преимущественно к 1470-м годам, хотя художник много работал и в предыдущем десятилетии. К сожалению, некоторые его композиции дошли до нас в очень плохом состоянии. Но вместе с тем Антонелло да Мессина предстает как один из крупнейших мастеров Раннего Возрождения. В его творчестве явственно проступают «северные акценты», свидетельствующие о знакомстве с работами нидерландских мастеров. Ему свойственно несколько необычное для итальянских мастеров внимание к миру «малых вещей»; самостоятельную жизнь у него приобретают не только предметы обстановки, но даже отбрасываемые ими тени. Он любит оптические иллюзии — так, свою подпись художник часто ставит на искусно написанных смятых, с загнутыми углами, бумажках, якобы приклеенных к парапетам. Наконец, вслед за северными мастерами он открывает жизнь солнечного света, скользящего, постепенно ослабевая, в глубине помещений, отчетливо выявляющего форму предметов, чуть отсвечивая на их поверхности. В то же время Антонелло да Мессина смотрит на мир глазами мастера итальянского Возрождения, видящего в его пестрой картине ясное, разумное, гармоническое начало.

Святой Иероним в келье, 1474, Национальная галерея, Лондон
(изображение увеличивается по клику)
В какой-то мере программной для Антонелло да Мессина является одна из самых замечательных его работ — небольшая (46 х 36,5 см) композиция «Святой Иероним в келье». Она полна торжественности и гармонического равновесия. Огромный арочный портал обрамляющий обширное пространство церковного интерьера, где в уходящем в глубину портике мирно разгуливает лев, подчеркивает величавую торжественность позы Святого Иеронима, восседающего в своей странной, встроенной в церковный интерьер келье, как на театральной сцене. В то же время в этом величественном зрелище, открывающемся нам, микро- и макромир предстают в причудливом единстве. Колоссальный портал оборачивается небольшим проемом, в нижней части которого разгуливают перепелка и павлин; в крохотных окнах в глубине храма открываются обширные, залитые серебристым светом пейзажные панорамы. Это органическое единство мира, величавой торжественности общего решения композиции и примет обыденности дополняется сложной жизнью света, который как бы падает извне, через арочный проем, освещая фигуру Святого Иеронима, и в то же время льется из окон в глубине, разливаясь сребристым потоком по мозаичному полу боковых нефов и высвечивая арки правого нефа с гуляющим в нем львом.


Св.Себастьян, 1476, Галерея старых мастеров, Дрезден
(изображение увеличивается по клику)
К числу самых значительных работ Антонелло да Мессина принадлежит «Святой Себастьян», написанный во время его пребывания в Венеции и являвшийся левой стороной несохранившегося алтаря венецианской церкви Сан Джулиано. Это одна из самых гармоничных работ Антонелло. Итальянские художники XV века обычно трактовали образ Святого Себастьяна в драматическом плане, изображая его мученическую гибель. У Антонелло да Мессина обнаженное тело юноши тоже пронзают стрелы, однако в выражении его прекрасного лица с поднятыми к небу глазами и полуоткрытыми губами — лишь легкий намек на страдание. Герой Антонелло спокоен и прекрасен, полон жизни и предстает перед нами в полной гармонии с миром, на фоне которого он изображен — уходящими в глубину зданиями, чьи стены как бы вобрали в себя теплый солнечный свет, соединяющими их арками, чьи очертания вторят плавным очертаниям фигуры святого. Прекрасная панорама городской улицы, уходящей вглубь, излучает спокойствие: мирно дремлет странник, тихо беседуют юноши у аркады и прогуливающиеся на заднем плане горожане, задумчиво смотрят вниз женщины, вывесившие проветрить на воздухе ковры. Эти стаффажные фигурки, написанные легкими, свободными мазками, отнюдь не иллюстративны, они естественно вписываются в гармонический строй картины Антонелло. Красочная гамма картины, построенная на сочетании голубизны неба и светлых, золотистых тонов обнаженного тела юноши, зданий, плиток мостовой, как бы излучает теплоту солнечного света.

Мария Аннунциата, 1477, Частная коллекция
(изображение увеличивается по клику)
Стремление к большей, чем в предшествующих Святому Себастьяну картинах, обобщенности форм часто связывают со знакомством Антонелло с работами Пьеро делла Франческа, которые он мог видеть по дороге в Венецию. Так или иначе, стиль Антонелло да Мессина в Венеции существенно меняется. Он становится более обобщенным, формы мягко круглятся, очертания приобретают широту и плавность, образы — полноту жизни и спокойное величие.

Мадонна с Младенцем, 1475—1476, Вена, Музей истории искусства)
San Cassiano Altar
Такова «Мадонна с Младенцем» (1475—1476, Вена, Музей истории искусства) — один из сохранившихся фрагментов большого алтаря, написанного художником для венецианской церкви Сан Касьяно, похищенного в XVII веке из церкви и варварски разрезанного на куски. Монументальная обобщенность стиля и полнота жизни отличает небольшую композицию «Мария Аннунциата» , очевидно выполненную в Венеции и привезенную художником на родину.

Портрет мужчины, 1478, Государственный музей, Берлин

Христос в терновом венке, 1476, Музей Лувр, Париж

Портрет мужчины (кондотьер), 1475, Лувр, Париж
(изображение увеличивается по клику)

Портрет мужчины, 1473, Национальная галерея Лондона, Великобритания
(изображение увеличивается по клику)

Портрет мужчины, 1475, Галерея Borghese, Рим, Италия
(изображение увеличивается по клику)

Портрет мужчины, 1474, Государственный музей, Берлин, Германия
(изображение увеличивается по клику)
Отдельную главу в творчестве Антонелло да Мессина составляет созданная им портретная галерея. Как портретист, он занимает ведущее место среди итальянских художников XV века и может соперничать только с мастерами Нидерландов. С его именем связывают не более двадцати портретов, принадлежность некоторых из них его кисти остается спорной. Большинство этих портретов было написано в 1475—1476 годах в Венеции, о чем свидетельствуют и даты, поставленные художником на некоторых из них. Композиционно они решены одинаково — это небольшие (меньше натуры) погрудные изображения на темном фоне; лицо и плечи модели даны в трехчетвертном повороте вправо. Этот тип портрета, очевидно, был заимствован Антонелло да Мессина у нидерландских мастеров. Антонелло был прирожденным портретистом, умеющим уловить в чертах лица своей модели нечто, лишь приблизительно передаваемое словесным описанием его портретов, — отблеск неповторимой личности. Он проступает и в ясном, спокойном лице юноши в красном одеянии («Портрет молодого человека», 1474, Берлин, Государственные музеи) и в так называемом «Портрете Тривульцио», 1476, Турин, Музей Палаццо Мадама). Творчество Антонелло да Мессина, оставившего яркий след в искусстве Италии XV века, оказало большое влияние на мастеров венецианской школы, в частности на Джованни Беллини.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: