Михаил васильевич нестеров, картины и биография - JEKATERINBURG.RU

Михаил васильевич нестеров, картины и биография

Михаил
Васильевич Нестеров

Биография и информация

Михаил Васильевич Нестеров ( 6 (19) мая 1862, Уфа – 18 октября 1942, Москва ) – русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). По легенде, в конце жизни Нестеров отказался писать портрет Сталина, хотя вождь дважды предлагал ему эту работу. Нестеров ответил: «Ваше лицо мне все меньше и меньше нравится».

Особенности творчества художника Михаила Нестерова: Художник старался избегать изображения бурных страстей. Говорил, что ему интересней всего «тихий пейзаж и человек, живущей внутренней жизнью» .

Если бы нужно было одним словом описать творческий метод Нестерова, то это было бы слово «упорство». Свои картины он создавал подолгу, много раз переписывая даже, казалось бы, незначительную деталь. Часто оставлял работу и принимался за нее вновь, но уже на новом холсте. Когда писал «Видение отроку Варфоломею», то даже порвал первый вариант картины. Правда, нечаянно. Упал на холст, когда в сотый раз переписывал лицо отрока. Своими работами был редко когда доволен. Многие из картин уничтожил. Не любил свои росписи церкви в Абастумани, хотя этой работе отдал несколько лет жизни и занимался ею тщательно и ревниво, выверяя каждый штрих. При этом не был лишен тщеславия. Признавался, что любит приходить в Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть реакцию публики на свои картины. И очень радовался, если посетители останавливались напротив его полотен. «Значит, есть в них что-то!» – говорил другу, художнику Турыгину.

Ученичество

Несмотря на то, что талант к рисованию у юного Нестерова проявился и был замечен преподавателями, когда ему едва исполнилось 10 лет, к званию «Художник» он шел долго и, опять-таки, упорно. Три года проучился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1880). Потом еще три года пробыл в Академии художеств в Петербурге (1880-1883) и опять три года в московском Училище, с которого начал (1883-1886).

Конечно, все это время он не только корпел над этюдами и рисунком. Успел влюбиться, жениться, стать отцом и потерять любимую супругу Машеньку (она умерла сразу после родов). При этом он будущую жену наставлял: «Ты станешь женой художника – это тяжелая работа» . И в этом «наставлении» не было кокетства: для Нестерова выбранный путь предвещал прежде всего кропотливую работу и постоянное совершенствование. А это требует самоотверженности не только для самого художника, но и для его окружения.

Своим учителем поры постижения азов Нестеров считал Василия Перова. В подражании ему написал несколько картин: «В снежки» и «Карточный домик». Когда дарил своей возлюбленной Машеньке, которая впоследствии стала его женой, этюды, то непременно подписывался «ученик Перова». При этом Нестеров всегда старался преодолевать влияние на свое творчество – искал свой путь и свое место в искусстве. Позже, расписывая Владимирский собор в Киеве, он так же будет опасаться чрезмерного влияния на себя Васнецова, который был главным в работе над фресками храма.

Михаил Нестеров был православным. И в особый путь Руси веровал неистово. Хотя он очень высоко ценил творчество своего учителя Перова, картину, наподобие Перовской «Сельский Крестный ход на Пасху», в творчестве Нестерова невозможно представить. Да, с батюшками «на веселе» ему не раз доводилось сталкиваться. Однажды, изрядно выпивший поп служил заказанную художником панихиду на могиле его первой супруги. Увиденное возмутило Нестерова, но не стало поводом для картины обличительного содержания. Художник полагал, что его творчество имеет еще и воспитательную функцию: лучше показать идеал, к которому нужно стремиться, чем фиксировать недостатки. Поэтому после такого-то инцидента он написал своего «Пустынника» (1888-1889), где показал тихий и смиренный лик настоящего православного монаха.

Вера и была главным побудительным мотивом для Нестерова при росписи храмов. Помимо Владимирского собора в Киеве, художник расписал храм Александра Невского в Абастумани (1899-1904), Марфо-Мариинскую церковь в Москве (1908-1911) и занимался росписью собора в Сумах (1913-1914). Примечательно, что его просили поработать над проектами, которые могли принести гораздо больше славы и денег. Причем просил не кто-нибудь, а члены царской семьи. Так, Нестерова приглашали расписать одну из русских церквей за границей и сулили хороший гонорар. Он отказался: ему эта работа не показалась интересной.
Росписи церквей еще раз проявили перфекционизм художника. Он всегда критически оценивал свои работы в этой области. «Может, мои образа и впрямь меня съели, ну быть может, мое призвание не образа, а картины – живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом – «опоэтизированный реализм» , – записал художник в дневнике.

А когда Сергей Дягилев устроил специальную выставку с эскизами Нестерова для росписи церкви в Абастумани и даже выпустил целый журнал, этим росписям посвященный, Михаил Васильевич отнюдь не был польщен. И своему другу Александру Турыгину с горечью заметил: «Лучше бы и вовсе об этих эскизах забыть» .

При этом церковную тематику в своем творчестве он развивал постоянно. Под влиянием романов Мельникова-Печерского, посвященных заволжским старообрядцам, Нестеров решил, по его словам, «написать красками роман, роман в картинах…». Художник создал три из пяти задуманных «глав» романа: картины «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897–1898) и «На Волге» (1905).

Святому Сергию Радонежскому Нестеров посвятил несколько картин: «Видения отроку Варфоломею» (1889-1890) и «Юность Сергия» (1893).

Но наиболее полно отражают мировоззрение Нестерова его картины «Святая Русь» (1901-1906) и «На Руси. Душа народа» (1915-1916).

Усердие и особый творческий метод Михаила Васильевича Нестерова были оценены. В 1910 году его избрали действительным членом Академии художеств в Москве.

Семья

«Две страсти всю жизнь господствовали надо мной: страсть любовная и страсть к художеству. Если бы не было этих страстей, я был бы самый ординарный человек, быть может, вредный самодур, пьяница, неудачник» , – так написал о себе Нестеров в книге воспоминаний «Давние дни».

Художник был дважды официально женат: в 1885 году обвенчался с Марией Мартыновской. Любимая супруга скоропостижно скончалась после родов в 1886 году. Нестеров был настолько безутешен, что еще долго изображал милый образ супруги в своих работах. Его три варианта «Царевны» (1887) и «Христова невеста» (1887) живописуют любимую Машеньку. Портрет жены на смертном одре он тоже написал, но позже уничтожил картину, потому что ему невыносимо было на нее смотреть.

Второй брак Михаил Васильевич заключил в 1902 году. С будущей супругой – 22-летней Екатериной Васильевой, 40-летний Нестеров познакомился в мае, а уже в июле они обвенчались.

При этом ради молоденькой Катеньки Михаил Нестеров оставил свою гражданскую жену Юлию Урусман, от которой у художника была дочь Вера и двое сыновей. Разрыв Нестеров считал страшным грехом и до конца жизни мучился им. Дочери материально помогал.

Была у него и «мимолетная любовь». Путешествуя на корабле, он сошелся с оперной певицей, чье имя предпочел не называть. Их связь была оборвана по инициативе возлюбленной. Она сообщила, что не может стать подругой художника: ей непосильна такая ноша. Тяжело переживая расставание, Нестеров написал «Великий постриг».

У художника было семеро детей: Дочь Ольга от первого брака; дочь Вера и сыновья от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын – Наталия, Анастасия и Алексей – от второго брака.

Портретист

Две революции, которые пережил художник, не встретили его поддержки. Такие перемены совершенно не сочетались с консервативным мировоззрением Нестерова. Он не покинул Россию, потому что не видел себя вдалеке от родной земли. При этом ему пришлось полностью сменить амплуа. Он больше не писал символических полотен, показывающих, как Русь движется навстречу Христу. Но не работать не мог: полностью переключился на портреты. Его единственный портрет, еще связанный с любимой церковной тематикой – «Архиепископ» (1917). Причем в написании митрополита Михаил Васильевич продемонстрировал свой дар живописца, от которого часто открещивался, говоря: «Я не живописец. Я – художник» .

Конечно, Михаил Васильевич писал портреты и раньше. Но только в послереволюционный период они заняли его целиком.

Амплуа портретиста настолько захватило Нестерова, что он постоянно требовал новых лиц, которые можно было бы писать. Подступал с просьбами к скульптору Анне Голубкиной. Но та решительно воспротивилась: «Что вы! Меня писать! Да я с ума сойду! Куда мне с моей рожей на портрет! Я – сумасшедшая» . Но, справедливости ради, стоит отметить, что большинство моделей соглашались позировать.

Самые известные портреты Нестерова послереволюционного периода: «Девушка у пруда» (1923), «Портрет Кориных» (1930), «Больная девушка» (1928), «Портрет академика Павлова» (1930), «Портрет биолога Северцова» (1934), «Портрет хирурга Юдина» (1935).

В новый период истории России Михаил Нестеров даже был арестован. В 1938 году провел две недели в Бутырской тюрьме, потому что его зятя – юриста Шретера – обвинили в шпионаже.

Михаил Васильевич наблюдал, как новая власть железным сапогом арестов проходит по его семье: арестовали и сослали в лагеря его дочь от первого брака – Ольгу. Потом расстреляли мужа дочери от второго брака – Наталии.

Нестеров уходил в работу, не имея сил что-то исправить в этом новом миропорядке.

Художник скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня держал в руках палитру и кисть – писал. Художника похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Художник Михаил Нестеров и его картины

Художник Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в городе Уфе. Учился там же в Оренбургской мужской гимназии. После её окончания осенью 1874 года Нестеров переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Однако он не смог сдать экзамены и в итоге поступил в реальное училище К.П. Воскресенского.

Нестеров М.В. Автопортрет. 1915 г.

Забегая вперёд, стоит отметить, что несмотря на отъезд, Нестеров часто посещал родной город. Последний раз он приезжал в Уфу в 1914 году. Здесь похоронены его родители и сестра. Усадьба семьи Нестеровых была на центральной улице (ныне ул. Ленина). Дом не сохранился, на его месте стоит гостиница «Агидель». В 2012 году на её фасаде установили мемориальную табличку, сообщающую, что тут был дом Нестеровых.

Нестеров М.В. Кабинет отца. Конец 1870-х гг.

В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он писал картины и участвовал в ученических выставках. Среди ранних работ Нестерова: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Они написаны в традициях русского передвижничества.

Читайте также  Джон констебл: картины и биография художника

В 1881 году Нестеров переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Однако Петербургская академия разочаровала Нестерова. В 1882 году он вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в училище к художнику В.Г. Перову, однако любимый преподаватель был уже при смерти. Нестеров написал портрет умирающего наставника. В 1882 году Нестеров вновь поступил в училище живописи, где учился у А.К. Саврасова.

Нестеров М.В. В Уфе

Лето 1883 года Нестеров провёл на родине в Уфе. Там он встретился с М.И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В.Е. Маковского.

С 1884 года Нестров писал жанровые картины на исторические темы. Среди них «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Ради заработка не отказывался и от создания рисунков для журналов и книг. Они вошли в том числе в издания произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.

Нестеров М.В. Родина Аксакова

В 1885 году за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника, а годом позже за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

В мае 1886 года у Нестерова родилась дочь Ольга, но при родах умерла его жена М.И. Мартыновская. На некоторых последующих картинах художника угадываются черты погибшей супруги. В них чувствовалась душевная красота и глубокая безысходная скорбь русской женщины. Позже он женился второй раз на Е.П. Васильевой.

Нестеров М.В. Портрет М.И. Нестеровой, первой жены художника Нестеров М.В. Портрет О.М. Нестеровой, дочери художника

Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности таланта Нестерова, считается «Пустынник» (1888-89 гг.). На XVII Передвижной выставке эта картина стала настоящим событием и поставила молодого Нестерова в ряд выдающихся живописцев того времени. На картине изображён старец-монах, который ушёл от мирской суеты и нашёл счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы.

Нестеров М.В. Пустынник, 1888-89 гг.

«Пустынник» приглянулся П.М. Третьякову, который приобрёл картину. На полученные деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие. Он посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Знакомясь с другими странами и их культурой, у него рождались сюжеты для новых картин.

С 1889 году Нестеров участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества.

Нестеров М.В. Старый да малый. 1887 г. Нестеров М.В. Портрет Л.Н. Толстого. 1907 г. Нестеров М.В. За приворотным зельем. 1888 г.

В 1890 году Михаила Нестерова пригласили работать над росписью Владимирского собора в Киеве. Поколебавшись, художник всё же согласился. Затем Нестеров отдал более 22 лет своей жизни работе над церковными росписями и иконами. Святых он часто изображал на фоне природы, что было необычным для фресковой живописи того времени.

Нестеров М.В. На Руси (Душа народа). 1915-16 гг. Нестеров М.В. Святая Русь

В 1898 году младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил Нестерова расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. В живописи Нестерова всё чаще стала появляться религиозная тема.

Нестеров М.В. Видение отроку Варфоломею. 1889-90 гг.

Нестеров часто бывал в Ялте, где познакомился с А.М. Горьким, А.П. Чеховым, Д.Н. Мамин-Сибиряком, А.И. Куприным, Н.Д. Телешовым, Ф.И. Шаляпиным, М.Н. Ермоловым, художниками В.М. Васнецовым, И.Г. Мясоедововым.

Нестеров М.В. Старец. Раб Божий Авраамий. 1914-16 гг.

В 1901 году Нестеров совершил поездку в Соловецкий монастырь. После этого родилась серия картин про Соловки и русский Север.

Нестеров М.В. Молчание, 1903 г.

Под впечатлением от романов П.И. Мельникова-Печерского, посвящённых жизни старообрядцев, Нестеров писал в том числе картины на эту тематику.

Нестеров М.В. Девушки на берегу реки

За картину «Великий постриг» Нестеров был удостоен звания академика живописи. На ней изображена юная девушка с глубокой печалью на лице, идущая на постриг в сопровождении монахинь из затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.

Нестеров М.В. Великий постриг

После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, где заболел и долго не работал. Лишь в 1920 году он вернулся в Москву.

Нестеров М.В. Начало весны (Ранняя весна). 1905 г. Нестеров М.В. Осенний пейзаж, 1906 г.

После революции Михаил Нестеров занялся портретной живописью. Он написал портреты многих известных людей. Среди них художник В.М. Васнецов, скульпторы И.Д. Шадр и В. И. Мухина, писатели Максим Горький и Лев Толстой, физиолог И.П. Павлов, архитектор А.В. Щусев и другие.

Нестеров М.В. Портрет скульптора И.Д. Шадра. 1934 г. Нестеров М.В. Портрет Веры Мухиной. 1940 г. Нестеров М.В. Портрет архитектора А.В.Щусева. 1941 г.

В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику дали Сталинскую премию.

Нестеров М.В. Портрет академика Павлова, 1935 г.

С 1920 года Михаил Нестеров жил в Москве по адресу ул. Сивцев Вражек, 43. Уже будучи в годах Михаил Васильевич, написал воспоминания, которые вышли отдельной книгой под названием «Давние дни». Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника.

В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, юрист Виктор Шретер, был обвинён в шпионаже и расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась инвалидом в 1941 году.

Нестеров скончался в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года от инсульта в возрасте 80 лет. Незадолго до смерти его наградили орденом Трудового Красного Знамени и дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Нестеров М.В. Осенний пейзаж. 1934 г.

За годы жизни Нестеров написал несколько сотен картин. Их можно увидеть во многих музеях России. Одна их крупнейших в России коллекций художника – ­в собрании Башкирского государственного художественного музея (109 экспонатов, в основном дореволюционные работы).

Нестеров М.В. На горах. 1896 г.

В городе Уфе художника помнят и чтят. Его имя присвоено Башкирскому государственному художественному музею. И это неслучайно. Ещё в 1905 году у него зародилась мысль открыть в родной Уфе художественный музей. В 1913 году Нестеров, «желая содействовать художественному образованию своих земляков», подарил Уфе 102 картины известных художников. Правда, открытие музея затянулось. Первых посетителей он принял лишь в 1920 году.

Нестеров М.В. Зима в монастыре. 1904 г.

В 2015 году у здания музея открыли памятник Михаилу Нестерову. Проект памятника выполнен художником Ф. Нуриахметовым в соавторстве с В. Лобановым по эскизу Б Н. Калинушкина.

Памятник М.В. Нестерову в Уфе

Интересно, что в 1991 году М.В. Нестеров был изображён на лицевой стороне купюры номиналом 50 уральских франков.

50 уральских франков с портретом М.В. Нестерова

Михаил Нестеров — выдающийся художник-передвижник и мастер «души народа»

Михаил Васильевич Нестеров (Mikhail Vasilyevich Nesterov; родился 19 мая 1862 года — умер 18 октября 1942 года) — выдающийся русский художник-передвижник, пейзажист и иконописец, известный советский портретист. Михаил Нестеров создал своё собственное течение в живописи — «опоэтизированный реализм» и сохранил ему верность, невзирая на революцию, крушение страны и смену режима. В период передвижничества творчество живописца наполнено православной мистикой. Его картины отражают «особый путь» богоизбранности, негромкое очарование красотами русской природы и душой человека.

Биография Михаила Нестерова

Михаил Нестеров родился 19 мая 1862 года, в интеллигентной религиозной семье. Путь в художники был нелёгким. Отец, уфимский купец, намеревался передать сыну своё дело, о художественном ремесле не могло быть и речи. Но способность к живописи у Михаила проявилась также рано, как и полное равнодушие к коммерции.

Михаил Нестеров в возрасте 12 лет отправляется в Москву и поступает в учебное заведение Воскресенского. А в 1877 году, по совету наставника, — в училище живописи, где попадает в класс к самому Василию Перову, художнику-передвижнику и великолепному жанристу. Первое время пишет бытовые сценки, подражая стилю учителя. Но образы передаёт с лёгким сатирическим подтекстом. В его работах чувствуется назревание чего-то более крупного и значимого.

В 1880 году Михаил переезжает в Петербург и поступает в Академию художеств на курс Чистякова, быстро разочаровывается и возвращается в Москву. Учится живописи у Прянишникова, Саврасова, Маковского — известных художников-передвижников. Пишет картины и этюды в историческом жанре. Достоверно отражает суть исторических и социальных процессов. Стремится показать едва заметные тихие движения, внутреннее состояние человека, его настроение. Часто правит и переписывает картины, добиваясь «внутренней красоты» происходящей сцены.

Упорство и бескомпромиссный подход к собственному творчеству приводят молодого художника к успеху. В 1889 году Павел Третьяков, известный меценат и галерист, приобретает картину Михаила Нестерова ещё до её официального представления на XVII Передвижной выставке. Вторую картину художника коллекционер купит на выставке передвижников год спустя.

Совершенствуя стиль письма, Нестеров вырабатывает новое направление, названное им «опоэтизированным реализмом», в котором чудесным образом рябины, берёзы и осины сочетаются с одухотворённостью человека. Не порывая с реализмом, художник приближается к символизму, показывает на холстах невидимый мир грёз и видений. Образы на картинах становятся утончёнными и бесплотными. Мастер прибегает к условности и стилизации. Его произведения становятся новым словом в искусстве. Но подвергаются жёсткой критике со стороны представителей товарищества передвижников.

С 1890 года Михаил Нестеров начинает заниматься росписью православных храмов. Церковным фрескам и иконам он посвятит более 20 лет своей жизни. Произведения этого периода творчества отражают индивидуальную позицию художника, ищущего бога. Холодная палитра и бестелесность образов приближают мастера к стилю модерн — самому модному направлению эпохи. Но сюжеты, к которым он обращается, на фоне общего упадка религиозности идут вразрез с веяниями времени.

Октябрьская революция стала для мастера сродни апокалипсису. Вернувшись в 1920 году из Армавира, он обнаружил, что мастерская разорена, картины и уникальные архивные материалы утрачены. Пытаясь преодолеть ощущение катастрофы, Нестеров сохраняет верность своим идеалам и любимому православию, но лики святых и праведников пишет теперь только за закрытыми дверями.

Читайте также  Картина «подсолнухи», винсент ван гог — описание картины

Чтобы остаться в профессии, художник был вынужден изменить амплуа, и стал великолепным портретистом. В последний год жизни Михаил Нестеров был удостоен высоких правительственных наград и званий. 18 октября 1942 года он умер в возрасте 80 лет.

Картины Михаила Нестерова

Лучшие картины Михаила Нестерова выделить довольно трудно, посредственных произведений в наследии мастера просто нет. Вот лишь некоторые из наиболее значимых и известных работ:

  • «До государя челобитчики» (1886) — картина написана в историческом жанре, передаёт мрачную атмосферу ожидания, чувство настороженности, таинственности и загадочности.
  • «Христова невеста» (1887) — в работе, посвящённой памяти покойной супруги, художник отражает собирательный образ русской женщины, способной на многое.
  • «Пустынник» (1889) — купленная Третьяковым картина стала событием на XVII выставке передвижников.
  • «Видение отроку Варфоломею» (1890) — лучшее произведение по мнению самого Нестерова.
  • «Святая Русь» (1905) — работа, которую критики сочли неудачным экспериментом.
  • «На Руси. Душа народа» (1916) — последняя мистерия мастера о православии и судьбах народа.
  • «Портрет И. П. Павлова» (1935) — картина, за которую Нестеров в 1941 году был удостоен Сталинской премии.

Михаил Нестеров по праву считается выдающимся русским художником вне времени и эпохи. Иногда его картины можно встретить на международных аукционах. На сайте Very Important Lot ценители искусства могут купить картины также других известных мировых мастеров и работы современных художников.

Нестеров М.В. биография художника и патриота

Нестеров Михаил Васильевич – русский и советский живописец, мастер исторического, религиозного и портретного жанра, глубокий исследователь связи души человека с родной землёй и верой.

Происхождение и детство

Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.

Учёба и первый успех: Уфа, Москва

До 12 лет Михаил учился в мужской гимназии на родине. По решению семьи в 1874 году отправился в Москву для поступления в техническое училище, но провалил экзамены. Был принят в реальное училище К.П. Воскресенского, молодое, но уже именитое столичное учебное заведение с расширенной программой изучения точных наук.

По рекомендации самого Воскресенского, директора и опытного педагога, который обратил внимание на наклонности Михаила, Нестеров в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми наставниками начинающего художника стали Сорокин П.С., Прянишников И.М. Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г. Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее.

Учёба, первые заработки и профессиональные звания

В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.

В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.

В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.

Личная жизнь в период учёбы

Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.

Серьёзное творчество

Как встреча с Марией вдохновила художника на усердные занятия и рисование, так её смерть подвигла его на создание череды женских образов, поэтически-печальных и удивительно похожих на безвременно ушедшую супругу. Тоска живописца по любимой выливалась в лирических и одухотворённых пейзажах, где каждый чахлый стволик и бледные цветки, тихие воды и замершие травы гармонично сливались с эмоциями героев. Сопереживание и скорбь на картинах выказывали душевное состояние художника.

Трагедия дала мощный импульс развитию таланта живописца, самобытность которого проявилась в первой большой работе. Картина «Пустынник» в 1889 году стала экспонатом Передвижной выставки и принесла автору славу. Осматривая выставку перед открытием, Пётр Третьяков был восхищён нестеровской работой и сразу купил картину.

Первое путешествие за границу

Вырученные за «Пустынника» деньги позволили художнику впервые отправиться в Европу. Музеи, архитектура и природа ошеломили молодого живописца. Позже, вспоминая своё упоение, он удивлялся, «как сердце не разорвалось от восторгов и сладкого томления». В путешествии художник написал «Остров Капри», делал множество набросков. Примечательно, что с течением времени в его зарисовках всё чаще проглядывались русские пейзажи и темы – Нестерова влекла родина. Здесь, вдали от неё, художник остро почувствовал свою причастность к Руси и долг перед ней. Нравственное совершенство и духовный подвиг русского человека как художественная тема выходила на первый план в творчестве живописца.

Отрадное произведение

В 1890 году Нестеров закончил «Видение отроку Варфоломею» на сюжет из «Жития преподобного Сергия». Образ Сергия Радонежского с детства был для художника нравственным идеалом и всю жизнь будет волновать его, заставляя вновь и вновь возвращаться к герою и теме в своих произведениях. Картину, которая стала сенсацией на выставке передвижников, приобрёл Павел Третьяков. Коллекционер, как и автор, был очарован эпическим сюжетом на фоне притихших, блёклых и трогательных, русских просторов.

Работа в храмах

После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.

«Душа народа» или «На Руси»

Русский Север в творчестве Нестерова

Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.

Старообрядческий цикл

Михаил Васильевич любил читать. Именно из литературы он близко узнал уклад жизни русских старообрядцев, из романов Мельникова-Печерского. Под впечатлением художник создал большой цикл пронзительных картин, в которых могучая и молчаливая природа сливается воедино с мудростью и страданием человека, обозначая общую безысходность. Картина «Великий постриг» (1897-1898) принесла Нестерову звание академика живописи.

Частная жизнь, Нестерову около тридцати

После смерти супруги Михаил Васильевич долго не женился. В период 1898-1902 гг. жил с Юлией Урусман, которая была младше художника на 15 лет. Она родила ему троих детей. Расстался с ней из-за Екатерины Васильевой, на которой женился в 1902 году. Она также родила Нестерову троих детей (одна девочка умерла младенцем). О дочери Ольге от первого брака всегда заботился, она училась в лучших заведениях.

После революции

После 1917 года наступили смутные времена. Художнику уже за 50, а он с семьёй вынужден ехать из Москвы, спасаться, сначала на Северный Кавказ. Но волнения, тревоги и болезни не обошли стороной. Вернуться удалось лишь в 1920-м. Сначала Нестеров продолжает свои художественные изыскания на религиозную тематику как наиболее близкую ему. Но со временем художник понял, что поиск христианской истины не в чести у советской власти, главное для неё – революционная борьба. Затем начались гонения на Церковь и священнослужителей, но Нестеров не изменял себе, лишь научился быть более осторожным. К примеру, на написанной в 1933 году «Страстной седмице» указал год создания картины 1914-ый – в то время, как советские искусствоведы хвалили художника за переосмысление творчества и отказ от религиозной тематики.

Нестеров портретист

До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).

Читайте также  Картина "иван грозный убивает сына", илья репин, 1885

При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.

В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.

Последние годы

Нестеров жил в эпоху исторических потрясений, выпавших на долю его горячо любимой России, без которой он себя не мыслил. Задела гроза и художника, и его семью. В 1938 году был обвинён в шпионаже и расстрелян зять живописца, муж его первой дочери. Ольгу сослали в Джамбул, откуда она вернулась с началом войны. Был арестован, к счастью, только на две недели, и Михаил Васильевич.

Прощальной картиной художника стала «Осень в деревне», написанная в 1942 году, в тревожное и полуголодное военное время. Пушкинские стихи звали старого и больного живописца к мольберту и любимой работе, а сирена о фашистском налёте – в бомбоубежище.

Писал художник и воспоминания – ведь в богатой на события жизни ему встречалось так много замечательных и известных людей. Книга «Давние дни» была издана в начале 1942 года и имела успех.

Художника не стало 18 октября 1942 года, причиной смерти был инсульт. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Произведения живописи кисти Нестерова

В галерее художника сотни картин. Некричащие и ненавязчивые, тихие и мудрые, они овладевают сердцами постепенно, спокойно и навсегда остаются в них.

  • «Христова невеста» (1887;
  • «Пустынник» (1889);
  • «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890);
  • «На горах» (1896);
  • «Святая Русь» (1901-1906);
  • «Два лада» (1905);
  • «Портрет дочери» (1906);
  • «Душа народа» или «На Руси» (1915-1916);
  • «Весна-красна» (1922);
  • «Портрет Ивана Павлова» (1935).

Многим картинам Нестерова уже более 100 лет. Они просвещают и звучат, будят чистые помыслы и взращивают патриотизм. Они действительно живые.

«Видение отроку Варфоломею» художника Нестерова

«Святая русь» — взгляд М.Нестерова в начале ХХ века

Михаил Васильевич Нестеров. Биография. Жизнь и творчество. Текст А.Гусарова


Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.
Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым — «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею».

Передвижники были идейными вождями русского общества 1870-х — 1880-х годов. Их выставки посещали люди всех сословий, студенты и курсистки, молодые рабочие, разночинцы-интеллигенты, представители ученой и художественной элиты, высшая знать и члены царской семьи. Экспонировать свои работы на передвижной было великой честью для начинающего живописца. И вот картины Нестерова приняты. Это ли не успех?
Но незадолго до открытия выставки над «Варфоломеем» сгущаются тучи. Перед ним собираются строгие охранители чистоты: передвижнического направления — «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин. Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Дело кажется таким серьезным, что четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины.
Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов: «Картина эта попала на выставку по недоразумению. ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает. Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика. » Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодежь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный. Но Третьякова уважали именно за независимость вкусов и предпочтений. Внимательно выслушав оппонентов, он заявил, что от картины не откажется.
Недоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма. Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека — мира видений, грез, фантазий. Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. Имматериализовал линии, формы, краски, подчинил их декоративному ритму. Превратил картину в подобие декоративного панно. Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму. Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя. В представлении художника это был глубоко народный святой, «лучший человек древних лет Руси».

По возвращении из Италии Нестеров поселился в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного. Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа. В своей бесплотности она словно просвечивала в иную, метафизическую реальность. Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, Нестеров вошел в мир народных преданий и верований, связанный с Сергием Радонежским.
Напитавшись «русским духом», Нестеров начинает искать в жизни «подлинники» своих грез. Навсегда сохраняется его стремление опереться на натуру, даже в том случае, когда он создает ирреальные образы. С крыльца абрамцевского усадебного дома ему открывается, по его воспоминаниям, «такая русская, русская осенняя красота». Он проникается каким-то особым чувством «подлинности» и «историчности» этого вида. Здесь он пишет эскиз, ставший в переработанном и дополненном виде фоном картины. Не сразу Нестерову удается найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из легких. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный».
Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.
Образ Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за «Видением отроку Варфоломею» он работает над большой картиной «Юность преподобного Сергия». Нестеров творит миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворенные, объединены возвышенным молитвенным созерцанием. Художник создает свой тип пейзажа, получивший название «нестеровского». Такого еще не было раньше в русском искусстве. Обращаясь чаще всего к северной природе или природе средней полосы России, неброской, лишенной изобилия и бравурности южной, он отбирает определенные ее приметы, повторяя их, варьируя во многих своих картинах. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа — юные тонкие деревца: преувеличенно вытянутые бело-ствольные березки, пушистые сосенки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми сережками. Каждое из них портретно, каждое наделено собственной душой.

«Что за вздор, когда говорили, что Нестеров какой-то тип блаженного, поющего псалмы и т. д. — Это господин весьма прилично, но просто одетый, с весьма странной, уродливо странной головой. и хитрыми, умными, светлыми глазами. Бородка желтая, хорошо обстриженная. Не то купец, не то фокусник, не то ученый, не то монах; менее всего монах. — Запад знает не особенно подробно — но, что знает, знает хорошо, глубоко и крайне независимо. Хорошо изучил по русским и иностранным памятникам свое дело, т. е. византийскую богомазы — Речь тихая, но уверенная, почти до дерзости уверенная и непоколебимая. — Говорит мало, но метко, иногда зло; — иногда очень широко и глубоко обхватывает предмет. — За чаем мы начали передавать кое-какие художественные сплетни: он переполошился: «Что ж, господа, соберется русский человек — и сейчас пойдут пересуды!» Что не помешало ему вскоре присоединиться к пересудам и даже превзойти всех злобностью и меткостью. — Говоря о древних памятниках России, очень и очень искренне умилился, пришел в восторг, развернулся. — Я думаю, это человек, во-первых, чрезвычайно умный, хотя и не особенно образованный. Философия его деическая и, может, даже христианская, но с червем сомнения, подтачивающим ее. Не знакомство ли слишком близкое с духовенством расшатало ему веру? Или он сам слишком много «думал» о Боге? А это в наше время опасно для веры! Он ничего не говорил об этом всем — но кое-какие слова, в связи с впечатлением, произведенным на меня его картиной, нарисовали как-то нечаянно для меня самого такой портрет его во мне. Он борется — с чем? не знаю! быть может, он вдобавок и честолюбив. — В Мюнхен послать не захотел: «Что ж, мы будем там закуской, лишней пряностью! Там посмотрят на нас как на диковинку, а теперь только давай диковинки! Нет, я лучше пошлю свои вещи в Нижний, мне интересней, чтоб меня знали мои же!» — «Да ведь Вас никто не понимает, не оценивает! напротив того, я слышу смех и издевательство», — говорю я. «Эка беда, как будто бы успех в публике для художника — не срам скорее? Мне довольно, чтоб меня поняли три, четыре человека — а понять истинно и совершенно мои вещи может только русский . » (Бенуа А.Н.)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: