Мадонна с четками, бартоломе эстебан мурильо - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Мадонна с четками, бартоломе эстебан мурильо — описание картины

В чём секрет прекрасных Мадонн Бартоломе Мурильо — живописца, которого сравнивали с Рафаэлем

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Бартоломе Эстебан Мурильо, его учителя и неповторимый стиль письма

О детстве Бартоломе Мурильо известно немного. Родился он в 1617 году в семье цирюльника, причем – севильского, да и всю почти жизнь провел в этом испанском городе. В десять лет мальчик потерял отца, спустя еще год – мать, после чего был отправлен на воспитание в дом своей тетки и ее мужа. Но бедным родственником Бартоломе не стал: его новая семья была достаточно богатой, а опекуны относились к племяннику хорошо. Заметив его талант к рисованию, они обеспечили ему обучение у известного в Севилье художника Хуана де Кастильо. Старшая сестра Анна заменила мальчику мать.

Фамилию «Мурильо» Бартоломе Эстебан взял, по-видимому, от родственников с материнской стороны, по примеру своего земляка и учителя Диего Веласкеса. В 1640 году молодой художник отправился в Мадрид, где знакомился в том числе с работами Рубенса, ван Дейка, Риберы. Этот опыт стал для него определяющим. Поначалу писавший в сухой, жесткой манере своего первого учителя, Мурильо под влиянием произведений Веласкеса и других великих мастеров барокко изменил свой стиль, в его картинах стали проявляться лиричность, жизнерадостность, нежность, доброта. Художник вернулся в свой родной город.

Севилья в те времена была городом богатым, процветающим. Из Нового Света шли корабли, груженые золотом инков и ацтеков, а статус главного испанского морского порта давал большие преимущества и приносил огромную прибыль. Севилье была дарована монополия на торговлю с Вест-Индией. А потому и художники были обеспечены работой и хлебом насущным; и монастыри, и отдельные заказчики охотно оплачивали труд живописцев, не стал исключением и Мурильо. Некоторое время он зарабатывал продажей небольших холстов, а в 1645 году получил большой заказ от монастыря францисканцев, ставший переломным в его карьере.

Мурильо становился одним из самых знаменитых живописцев Севильи. Выполненный цикл картин для францисканского монастыря принес ему известность, а некоторые из полотен и сейчас ценятся как примеры самых выдающихся произведений испанской живописи: «Святой Диего насыщает нищих», «Кухня ангелов», «Кончина Святой Клары», «Чума». Уже тогда в творчестве Мурильо проявилось его обостренное чувство реальности, а еще – способность сочетать ее с мистическим настроением библейских сюжетов, отчего картины как будто излучали тепло и доброту.

Семья, Дева Мария и ангелы на картинах Мурильо

В тот период Бартоломе Мурильо женится, его супругой становится донья Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, из семьи ювелиров. Поступают все новые заказы – главным образом, от церквей и монастырей. Большая часть наследия художника посвящена библейской тематике, особенно – прославлению Девы Марии. Мадонны Мурильо были особенными, не типичными для живописцев того времени. Открытое нежное лицо, устремленные на зрителя или к небесам выразительные темные глаза, полные любви – такой предстает Дева Мария на произведениях Мурильо. И если в качестве моделей для своих жанровых картин художник часто приглашал местных жителей, из народа, то в качестве главного женского христианского персонажа Мурильо обычно позировала его жена.

Это скорее догадка искусствоведов, чем установленный факт – все же в биографии Мурильо слишком много неясностей, но, взглянув на картины испанца, нетрудно увидеть, что Богородица у него действительно написана с одного женского лица. У супругов один за другим рождались дети – и им тоже доводилось становиться натурщиками. Считается, что на картине «Отдых на пути в Египет» Мурильо написал младенца Иисуса со своей дочери Исабель Франсиски.

В 1660 году уже знаменитый живописец участвовал в создании местной Академии художеств и стал ее первым президентом. После смерти Веласкеса его звали на придворную службу, но Мурильо отказался, оставшись в родном городе.

Художник искренне интересовался жизнью простых людей, на его полотнах часто появлялись жанровые сцены с детьми. У Мурильо такие картины получались живыми, естественными, добрыми, порой забавными. Да и у него самого был полон дом детей. В 1663 году донья Беатрис умерла во время очередных родов, и в жизни художника произошел перелом. Некоторое время он вообще не брал в руки кисть. И следующие два десятка лет прожил вдовцом, так больше и не женившись.

Жизнь в монастыре и служение искусству

Он переехал с детьми из роскошного особняка в комнаты монастыря капуцинов, там Мурильо прожил до самой своей смерти. Для этой обители он выполнил большую работу по украшению алтарной стены. В творчестве Мурильо все чаще возникала тема подвигов христианского милосердия.
В 1680 году, когда каноник одного из монастырей Севильи Домонте был возведен в епископский сан, Мурильо была заказана картина, изображающая архангела Рафаила и обращенного к нему с молитвой епископа. Образ архангела был выполнен художником в нетипичной для испанцев манере. Моделью для этого персонажа послужила женщина.

По признанию русского живописца Виктора Васнецова, «трудно в христианской живописи сделать что-то новое после Рафаэля и Мурильо».

Мурильо считается одним из ведущих испанских живописцев «золотого века». Всего он написал свыше 450 произведений, большей частью на религиозные темы. В 1682 году Бартоломе Мурильо отправился выполнять очередной заказ в город Кадис, где должен был написать большую алтарную картину «Обручение святой Екатерины». Неудачно упав с подмостков, он сильно расшибся, и, переправленный обратно в Севилью, спустя некоторое время скончался. Картину заканчивал один из учеников Мурильо, Осорио.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мурильо

Испанская живопись XVII века знала немало блистательных имен. И имя Бартоломе Эстебана Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo) – лишь одно из них, далеко не последнее по важности.

Жизнь человека, названного позднее последним художником Золотого века испанской живописи, полна тайн. Даже подлинная дата его рождения и то, откуда появилась фамилия Мурильо, остается загадкой.

Родившийся в небогатой семье цирюльника, Бартоломе стал в ней четырнадцатым ребенком. Согласно записи в церковно-приходской книге, 1 января 1618 года в севильской церкви Санта-Магдалена был крещен сын цирюльника Гаспара Эстебана и его жены Марии Перес. Историки искусства полагают, что фамилию Мурильо носила мать художника, и Бартоломе использовал её, последовав примеру Диего Веласкеса. Возможности получить качественное образование в столь стесненных условиях было немного. Но в 1627 году скончался отец семейства, Гаспар Эстебан, спустя год за ним последовала его супруга, и ставший сиротой Бартоломе поселился в семье своей тетки. Среда, в которую попал мальчик, оказалась благоприятной, и вскоре, отметив его способности к рисованию, родственники определили его в ученики к Хуану дель Кастильо, на тот момент известному живописцу.

Севилья, где Мурильо родился и провел всю свою жизнь, к началу 30-х годов XVII века утратила свое былое величие и перестала быть центром торговли. Но это не мешало развитию культуры. Разнообразные мастерские здесь процветали: живописцы и скульпторы могли заниматься ремеслом свободно, будучи уверенными в том, что найдут покупателя.

Читайте также  Картина «царь иван васильевич грозный», васнецов — описание и видео

После отъезда своего наставника в 1639 году Бартоломе оказался предоставлен сам себе. Он добывал средства для жизни тем, что рисовал на небольших кусочках холста и продавал их на ярмарке. Уже тогда, даже в заказах, он не поступался своим стилем, который в поздних работах стал очевидным признаком мастерства.

Довольно большой период жизни Мурильо остается неизученным. По неподтвержденным сведениям, на собранные деньги в 1640 году он отправился в Мадрид, где познакомился с Веласкесом и попал под его покровительство. Как бы то ни было, Веласкес, Рубенс и Тициан были теми мастерами, чьи произведения придали творчеству молодого художника новый импульс и заложили основу будущих начинаний. Он также был знаком с картинами Ван Дейка и восхищался ими, хотя портрет так и остался для Мурильо совершенно чуждым жанром.

Существует и гораздо более убедительная версия об этом этапе в жизни Мурильо. В 1942 году настоятель францисканского монастыря в Севилье предложил ему за весьма скромную плату расписать стены помещений. В ту пору еще малоизвестный, но амбициозный художник согласился. Решение оказалось верным, поскольку по завершении заказа к нему пришла слава. Своеобразная манера письма, легкость и умение работать с цветом привлекли к работам Мурильо большое внимание публики. Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. Должно быть, сыграла свою роль и женитьба в 1645 году на Беатрис Сотомайор-и-Кабрера – полотна того периода, изображавшие бытовые сценки, насыщены воздухом, светом, певучей грацией человеческого тела.

На сегодняшний момент произведения Мурильо хранятся во многих музеях мира. И хотя большинство работ он посвятил религиозной тематике, именно сцены из жизни простых людей, изображенные на картинах «Едоки дыни», «Девушки у окна», «Дети, играющие в кости», «Продавщица фруктов» придавали оригинальность и свежесть его творчеству.

Но и с библейскими мотивами художник обходился по-прежнему вольно. Он едва не потерял один из заказов – «Непорочное зачатие», часть алтарной росписи для францисканского монастыря. И вновь благодаря своему необычному стилю. Созданное им изображение Мадонны показалось монахам ярким нагромождением кричащих красок, и лишь водруженное в нужном месте, оказалось идеально продуманной композицией. За этот заказ оскорбленный недоверием художник получил двойную плату. Впоследствии копии полотна работы самого автора заняли достойное место в самых известных картинных галереях Европы.

Мурильо не стремился соблюдать все каноны. Его моделями становились люди с типичной испанской внешностью. Даже Мадонны на картинах «Воспитание Марии», «Мадонна с четками», «Благовещенье» и других подобных им, изображены прекрасными темноволосыми и темноглазыми девами, столь нехарактерными для большинства других живописцев.

Это и выдвинуло Мурильо на передний план, поскольку подобная самобытность никогда не создавала впечатления кощунственного, а только помогала раскрыть всю стыдливую прелесть человеческого тела, лишенную эротизма, но полную внутреннего огня. Здесь нашли свое отражение экспрессия Рубенса и выразительность Тициана, но в то же время они преобразовались в нечто совершенно новое.

Период с 1650 года принято считать расцветом таланта Мурильо. Известность и достаток пришли к нему одновременно. Высшим признанием стало предложение занять место придворного живописца вместо умершего Веласкеса. Бартоломе отклонил его. Он предпочел остаться в Севилье, где был известен и мог позволить себе жизнь в достатке.

Все изменила смерть жены в 1662 году: Мурильо оставил творчество, занимаемый им в Академии художеств пост, и устремил свои взоры к духовному самосовершенствованию. Слава не покинула его, но теперь огромные гонорары Бартоломе тратил на благотворительность.

Жизнь художника оборвалась внезапно. В 1682 году он принял заказ от монастыря капуцинов в Кадисе и впервые покинул Севилью ради работы. По трагической случайности Мурильо упал со строительных лесов и спустя несколько дней скончался.

До сих пор имя Бартоломе Мурильо остается для испанцев напоминанием о подлинном величии живописи XVII века. Вероятно, это признание является самой лучшей наградой для человека, который венчает целую плеяду замечательных живописцев того времени.

Мадонны Мурильо

Художник Bartolomе Esteban Murillo
В Испании образ Марии был синонимом всемогущества доброты. В это время благочестивый король Филипп III объявил все свои государства, находящимися под защитой Непорочного зачатия, тем самым предупредив на два столетия провозглашение этого догмата, утвержденного папой Пием IX только в 1855 году.
Мадонна с Младенцем около 1672г.
Музей искусств(Metropolitan Museum) Нью-Йорк, США

Иконография Марии у Мурильо отличается одной характерной особенностью. На многочисленных изображениях Мадонны ее лица каноничны, ведь отступление от догмата было просто немыслимо. Но нет ни одной Марии, которая бы походила на другую.
Постоянно варьируются ее глаза (незначительная для канона, деталь эта очень важна для физиогномики) — их разрез, открытость, припухлость; лоб — чуть покатый или прямой, нос — чуть длиннее, короче, разная форма крыльев; подбородок, округлость щек. И возникает эффект присутствия многих лиц в одном.
Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)

Непорочное зачатие (Esquilache) около 1645-55гг.,
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург поступила из Рима в 1842

Про «Непорочные зачатия» исследователь творчества Мурильо Куглер сказал: «Произведения эти знаменуют собой одну из вершин XVII века, и во всей области искусства только они вполне достойны равняться «Сикстинской мадонне» Рафаэля».
Непорочное зачатие Из Эскориала 1645-50гг.
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Очевидно, это тема очень волновала Мурильо, и он возвращался к ней не раз. Только в музее Прадо находится ещё две версии.
Глядя только на эти картины, можно понять, почему при жизни Мурильо называли «Рафаэлем Севильи».
Непорочное зачатие 1670-ые гг., Музей Прадо, Мадрид, Испания

Непорочное зачатие (Soult) 1678гг.,
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Картина получила название (Soult) пo имени французского маршалла, который взял её для Лувра, во время войны, из часовни в Севилье (chapel of Seville’s Venerable Hospital).

Многие картины были возвращены Испании после войны. Но эта — находилась во Франции до 1940г.
После указа Филиппа III все церкви и монастыри Испании хотели иметь картину с Мадонной, посвященную этой евангельской догме, и Мурильо пришлось написать целый ряд повторений с первоначального полотна.
Христос, апостолы и особенно Мадонна изображаются художником самыми подлинными испанцами не только по типу лица, но даже и в отношении костюмов. Это прекрасные испанки с прелестным, нежным лицом и жгучими испанскими глазами. Они святые — но от мира сего, например, «Мадонна с четками», несомненно, принадлежит к высшему обществу Севильи, как и ее прелестный младенец.
Мадонна с чётками 1650г.
Галерея Палатина, (Palazzo Pitti), Флоренция, Италия

В большинстве своих картин Мурильо не заботился об исторической правде. Он никогда не пытался изобразить совершенно не знакомую для себя обстановку и природу древней Палестины, да и мало интересовался ею. По характеру своей натуры и по религиозному чувству испанцев художник чувствовал, что Испания настолько схожа со Святой землей, что все библейские события могли иметь место и в Испании. Некоторые из его сограждан приходили в ужас от такой вольности в трактовке священных сюжетов, но их недовольство нисколько не омрачало жизнь художника.
Мадонна с Младенцем 1660-65гг.,
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Мадонна с Младенцем (Madonna Leganes) 1670г.
Дрезденская галерея, Германия

Читайте также  Купчиха за чаем, 1918, кустодиев - описание картины

Мадонна с Mладенцем, с чётками 1650-55гг.,
Музей Прадо, Мадрид, Испания

В 1665 г. художника пригласили декорировать церковь Санта Мария ла Бланка. Oн должен был украсить купол храма. Для этого Мурильо создал несколько холстов в форме тетивы с луком. Горожане назвали эти работы «мендос пунтос» (аркообразные).
Явление Непорочной Девы 1665г.
Музей Лувр, Париж, Франция

На ленте, которую держат ангелы, на латинском — » In principio dilexit eam » («Бог ее любил «).

Мадонна с музицирующими ангелами 1675
Музей изобразительных искусств, Будапешт

Отношение самих испанцев к художнику дон Эдуард д’Амигис выразил так: «Для испанцев Мурильо — святой. Они произносят его имя с улыбкой, как будто желая этим сказать: «Он — наш!» И говоря это, смотрят так, как будто и от слушателя требуют уважения».

Новое в блогах

Сообщество «Сообщество любителей литературы»

Картины Бартоломео Эстебана Мурильо, которые мне понравились

Картины Бартоломео Эстебана Мурильо, которые мне понравилисьБАРТОЛОМЕО ЭСТЕБАН МУРИЛЬО

31 декабря 1617 — 3 апреля 1682 г.

Выдающийся испанский живописец. Создатель и первый президент Академии художеств в Севилье (1660 г.). Его творчество стало блистательным завершением «золотого века» испанской живописи, представителями которого были Хусепе Рибера, Франсиско Сурбаран, Диего Веласкес. Мурильо родился в Севилье. Он еще ребенком проявил художественные наклонности и в раннем возрасте был принят в мастерскую живописца Хуана дель Кастильо, который приходился родственником его матери.

Мурильо быстро овладел мастерством и получил признание сограждан. Им были написаны различные варианты мадонн. Матерь Божья у Мурильо — всегда прекрасная андалузка, смуглая девушка с красивыми, миндалевидными глазами. Он мастерски сумел передать на этих полотнах и глубокое счастье материнства, и неувядающую красоту севильских женщин. Недаром Мурильо получил прозвище — «художник Мадонн».

Мурильо чаcто изображал нищих детей, наводнивших севильские улицы, — загорелых оборванцев, веселых и прекрасных, несмотря на бедность.

«Благовещение» 1660-1665 [more] «Мадонна с Младенцем» 1660-1665 «Мадонна с Четками» 1650-55 «Девочка — продавщица фруктов» 1650-1659. Находилась в Эрмитаже (Сейчас в ГМИИ) «Мальчик с собакой» 1655-60, Эрмитаж «Мальчики с фруктами» 1660-70, Старая Пинокотека Мюнхен «Непорочное зачатие» (Walpole) ок. 1680. Эрмитаж «Отдых по пути в Египет» 1665, Эрмитаж «Младенец Христос, уколовшийся Терновым венцом» 1655-60, Эрмитаж «Младенец Иисус и Св.Иоанн Креститель» 1655-60, Эрмитаж «Благовещение» ок. 1660 , Эрмитаж «Поклонение пастухов» 1646-50, Эрмитаж «Видение Св. Антония из Падуи» 1660-80, Эрмитаж «Раскаяние Святого Петра» 1645-50, Эрмитаж «Освобождение Св.Петра» 1666-67, Эрмитаж «Святое Cемейство» 1660-67, Эрмитаж «Св.Иосиф, ведущий сына Иисуса» 1670-75, Эрмитаж «Сон Иакова» 1660-65, Эрмитаж «Непорочное зачатие (Esquilache)» 1645-55, Эрмитаж «Распятие на кресте» 1675-82, Эрмитаж «Приготовление лепёшек» 1645-1650, Эрмитаж «Явление Непорочной Девы» 1665, Лувр «Раскаяние Св.Петра» 1670-e, Лувр «Христос в Гефсиманском саду» 1670-e, Лувр «Рождение Девы Марии» 1661, Лувр «Маленький нищий» 1645-50, Лувр «Портрет Мельчора Фернанде де Веласко» 1658, Лувр «Портрет Николаса Омасура» 1672, Музей Прадо, Мадрид, Испания «Явление Богородицы Святому Бернарду» 1660, Музей Прадо, Мадрид, Испания «Кухня ангелов» 1646, Лувр «Брат Жюниперо и нищий» 1646, Лувр «Основание церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Сон патриция Иоанна» 1662-65 «Santa Fei» «Мужской портрет» «Апостол Сантьяго (Св.Яков)» 1655 «Мать Скорбящая (Dolorosa)» 1660-1670 «Исаак благословляет Иакова» ок. 1660 «Тайная вечеря» 1650-e «Се Человек!» 1668-70 «Христос, излечивающий паралитика» 1667-70, Лондонская Национальная галерея «Портрет аристократа» 167 0 «Три мальчика» 1668-70 «Смеющийся мальчик» 1670-e, Частное собрание, Мадрид «Святое семейство» 1660 «Святое Cемейство с птичкой» 1650, Лувр «Virgin Mary and the Santo Domingo» «Four Figures on a Step» 1655-1660

Бартоломе Эстебан Мурильо

Бартоломе Эстебан Мурильо. Автопортрет. 1671

Бартоломео Эстебан Мурильо родился в конце декабря 1617 года, крещён 1 января 1618 года в Севилье, где и прожил всю жизнь. О раннем периоде жизни художника сохранились малочисленные сведения. Мальчик с собакой Цикл из 11 полотен для францисканского монастыря принес художнику неожиданную славу.

В 1660 году Бартоломео Эстебан Мурильо принял участие в создании Академии художеств в Севилье и стал ее первым президентом. С этого времени начинается расцвет творчества художника. Продолжая великие традиции испанской живописи, Мурильо внес в нее искреннее, проникновенное чувство, идеальность образов и открытую, душевную жизнерадостность. Лирическому настрою его творчества способствовал стиль художника, часто называемый «воздушный стиль», для которого характерны нежная цветовая гамма и мягкие силуэты фигур, как бы окутанные дымкой.

Испытав в юности влияние Сурбарана, Бартоломео Эстебан Мурильо занимался религиозной живописью, писал портреты и сцены из жизни бедняков, но славу принесли ему полотна на сюжеты из жизни Богоматери и многочисленные изображения детей.), « Девушка с монетой» (1645-50).

Девушка с монетой. 1645-50

Самые большие коллекции картин Мурильо хранятся в музее Прадо в Мадриде и в Музее изящных искусств в Севилье.

Среди известных работ Мурильо – цикл картин для монастыря францисканцев (1645-46), «Видение Святого Антония Падуанского» (1656), «Непорочное Зачатие Девы Марии» (1640-80, 1652, 1660-78 и др.), цикл картин из жизни Иакова (1660-75) и др.

Видение Святого Антония Падуанского. 1656

Непорочное Зачатие Девы Марии. 1640-80

Непорочное Зачатие Девы Марии. 1652

Непорочное Зачатие Девы Марии. 1660-78

Разрабатывая религиозные сюжеты, художник вводил в композицию бытовые мотивы и жанровые зарисовки.

Тема сострадания и милосердия к обездоленным и детям пронизывает все творчество Мурильо. Изображения детей составляют большую часть его живописного наследия, создав новый тип жанра в испанском искусстве: «Нищий мальчик» (1650), «Мальчик с собакой» (1655-60), «Девочка с фруктами» (1655-60).

Нищий мальчик. 1650

Мальчик с собакой. 1655-60

Девочка с фруктами. 1655-60

Бартоломео Эстебан Мурильо ушел из жизни внезапно и драматично. Редко покидавший родной город, он был приглашен в Кадис для росписи алтаря в монастыре капуцинов, упал с лесов и умер в Севилье 3 апреля 1682 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: