Левитан исаак ильич: картины, биография - JEKATERINBURG.RU

Левитан исаак ильич: картины, биография

Русский художник Исаак Левитан: биография и творчество

  • 2 Сентября, 2019
  • Искусство
  • Кристина Горбунова

Исаак Левитан — выдающийся русский пейзажист, участник передвижных выставок, мастер, создавший огромную галерею работ, посвященных изображению русской природы. Прекрасный и талантливый мастер, Левитан посвятил себя созданию произведений, посвященных непопулярной у художников социально-критической теме, а не портретов своих великих современников. В этой статье рассматривается краткая биография художника Левитана. Кроме того, ниже приведены произведения, знаковые для творческого пути живописца.

Исаак Левитан: биография и творчество художника

Всю жизнь Левитан посвятил написанию главного портрета – портрета русской природы, создавая множество пейзажей в разных уголках своей родины. Многие отмечают, что его произведения по настроению и цветовой гамме довольно грустные и меланхоличные, несомненно, здесь не может не сказываться характер живописца. Биографию Левитана также нельзя назвать простой. Однако достаточно взглянуть на его работы, чтобы увидеть: все они наполнены огромной любовью к Родине. В своем творчестве художник стремился показать каждому жителю Российской империи, будь это интеллигенция или же простой народ, в каком прекрасном месте им повезло родиться и жить. Для Левитана природа всегда оставалась безграничным источником вдохновения.

Детство и юность

Биография Исаака Ильича Левитана, выдающегося российский художника, начинается в 1860 году в небольшом городке Кибарты (сейчас находится на территории Литвы), в совсем небогатой еврейской семье. Его отец, Илья Левитан, преподавал иностранные языки, а также работал переводчиком. Исаак был самым младшим, четвертым ребенком в семье: у него были старшие брат Авель Лейб и две сестры — Тереза и Эмма.

Художественные способности Левитана стали проявляться еще в детстве. Он не единственный в семье имел склонность к изобразительному искусству, его брат также увлекался живописью. В начале 1870-х, в надежде улучшить материальное положение, семья Левитанов переехала в Москву, где Авель Лейб поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По примеру брата, двумя годами позднее, в возрасте тринадцати лет, туда поступил и Исаак. Этот период стал ключевым для творческой биографии Исаака Левитана.

Юный художник учился успешно и считался подающим надежды. Однако через несколько лет умерла сначала мать, а затем и отец. Дети остались одни, в крайней нужде. Им помогали друзья, а также само училище, желавшее поддержать талантливых учеников. В 1877 году выдающийся русский живописец Алексей Саврасов, будучи преподавателем пейзажного класса, взял Левитана к себе в ученики. И тот быстро оправдал надежды учителя: в этом же году о двух его картинах, участвовавших в выставке, написали в газетах, а ему вручили серебряную медаль и денежный приз в размере 220 рублей. Это был первый успех юного шестнадцатилетнего живописца. В училище, помимо Саврасова, ему также повезло учиться у таких учителей, как Перов и Поленов.

Трудности происхождения

Говоря о биографии художника Левитана, нельзя не упомянуть о том, что уже с детства и на протяжении всей жизни ему приходилось сталкиваться с трудностями из-за своего еврейского происхождения. Некоторые учителя изначально относились к нему предвзято, более того, будучи евреем, он выбрал «запретную», по их мнению, тематику – русский пейзаж. Некоторым его чувства казались неискренними и наигранными с целью получить расположение окружающих. Однако на этом неприятности не закончились: в 1872 году вышел указ, запрещавший евреям проживание в «исконно русской столице». Левитана с братом и сестрами выселили из их дома, и им пришлось несколько лет жить на небольшой даче в местечке Салтыковка (сейчас окрестности города Балашихи). В 1879 году художнику удается продать картину «Вечер после дождя» и переехать назад в город. Однако диплом художника Левитан получить не смог, вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания.

Становление художника

Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.

Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.

Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.

К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.

В кругу передвижников

В 1891 году художник вступает в круг передвижников и начинает участвовать в передвижных художественных выставках, не имевших предшественников на территории России. Целью выставок было знакомство жителей страны с современной живописью. Сами художники желали отойти от академического изображения и создавать картины о жизни простых людей, изображать жизнь такой, какая она есть. Эта идея очень импонировала Левитану. Несмотря на восхищение импрессионистами, художник стремился показать природу России такой, какая она есть, без прикрас.

В этот период Левитан создает такие произведения, как «У омута» и «Владимирка» (сейчас обе работы находятся в Государственной Третьяковской галерее), тепло принятые на выставках.

Художник много путешествует как по России, так и за рубежом. Везде он продолжает писать пейзажи, запечатлевая природу в разных ее состояниях. Так, он создает свои известные произведения «Март» (1895, Третьяковская галерея) и «Золотая осень» (1895, там же).

Снова в училище

В возрасте 38 лет произошло важное для творческой биографии Левитана событие: художник получил звание академика пейзажной живописи. Его пригласили преподавать в его собственное училище, где он проходил обучение и после которого получил диплом учителя черчения. Тем не менее Левитан согласился и преподавал там почти до самой смерти.

Болезнь

Годы бедной и голодной жизни не могли не сказаться на здоровье художника: Левитан несколько раз болел тифом и страдал сердечной недостаточностью. Не помогли поездки в Крым и практически непрерывное лечение. К 39 годам живописец был тяжело болен и практически не выходил из дома.

Исаак Левитан умер 22 июля 1900 года. До его сорокалетия оставалось чуть больше месяца. Художник был похоронен в Москве, на еврейском кладбище.

Галерея работ художника

Здесь представлено еще несколько знаковых произведений художника. Он создавал их на всем пути своей творческой биографии.

«Осенний день. Сокольники»

Эта работа была написана в 1879 году. Редкий пейзаж художника, где можно увидеть человеческую фигуру. Однако и она была написана другом Левитана, Николаем Чеховым, братом Антона Павловича Чехова.

«Березовая роща»

Художник работал над произведением на протяжении четырех лет: с 1885 по 1889 г. Левитан начал писать картину в Подмосковье, а закончил в городе своего вдохновения — Плесе.

«Тихая обитель»

Работа была написана в 1890 году, после путешествия по Волге. Она экспонировалась на передвижных выставках и пользовалась большим успехом у зрителей.

«Вечер. Золотой Плес»

Работа создана в 1889 году. Уже в 1890-м она была приобретена Павлом Третьяковым в его коллекцию живописи и по сей день находится в Государственной Третьяковской галерее.

Это лишь краткая биография Исаака Левитана. Разумеется, невозможно кратко рассказать обо всей жизни и творчестве художника. Творческий стиль и метод живописца складывались на протяжении долгих лет. Для самого лучшего знакомства с живописцем важно прежде всего познакомиться с его работами, на выставках или в каталогах. В каждой работе Левитана заложено неповторимое творческое видение русской природы. А главное — любовь к своей Родине, такой, какая она есть, и желание поделиться этой любовью со зрителем.

Исаак Ильич Левитан

Фото Все

Видео Все

Исаак Левитан / Передвижники / Телеканал Культура

Исаак Левитан. «Над вечным покоем» / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова. Больше, чем любовь

Исаак Левитан — биография

Исаак Левитан обладал талантом не только видеть красоту природы, но и чувствовать ее. Эти чувства он передавал с помощью своих «пейзажей настроения». Он так и не получил художественное образование, но его картины высоко ценились почитателями изобразительного искусства, они украшали лучшие музеи и художественные выставки. Левитан прожил короткую жизнь, однако успел оставить после себя колоссальное творческое наследие, в котором прославляется красота родной природы.

Детство

Родился Исаак Левитан 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года в маленьком поселке близ железнодорожной станции Кибарты (Литва). Родителей звали Илья (Эльяшив-Лейб) и Бася (Берта) Левитан. Они были евреями. Исаак стал их четвертым ребенком. Семья малообеспеченная, отец зарабатывал на жизнь частными уроками немецкого и французского языков, которые выучил самостоятельно. Помимо этого он занимал должность контролера на железнодорожной станции Кибарты.

Исаак Левитан в юности

Родители понимали, что никаких перспектив у них нет, им грозило полное безденежье. Чтобы как-то поправить материальное положение и дать детям приличное образование, они принимают решение о переезде в Москву. Денег не хватало, но старшего сына Авеля они все же отдают на учебу в художественное училище, так как заметили у него творческие наклонности. Исаак тоже заинтересовался увлечением брата, мог часами наблюдать, как он работает, изучать творчество его преподавателей.

В тринадцать лет он стал студентом того же Училища живописи, ваяния и зодчества. Спустя два года не стало мамы, а еще через два года ушел из жизни и отец, скончавшийся от брюшного тифа. Осиротевшие юноши не стали бросать учебу, продолжали заниматься живописью.

Судьбой этого талантливого подростка из еврейской семьи озаботились преподаватели училища, они понимали, что ему нужно учиться дальше. Учителям удалось добиться для Исаака денежного пособия, а друзья щедро одаривали его красками и кистями.

В 70-х годах Левитан понял, что ему больше всего импонирует пейзажный жанр. Вскоре состоялась первая непрофессиональная выставка начинающего художника, которую посетил меценат Павел Третьяков. Он был в восхищении от его мастерства, и купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники», которая положила начало его творческой биографии.

Читайте также  Портрет актрисы антонии сарате, франсиско де гойя

Живопись

Левитан был польщен вниманием такого известного человека, как Третьяков, у него заметно повысилась самооценка. Однако финансовое положение по-прежнему оставалось плачевным. Чтобы заработать хоть какие-то деньги на жизнь, юноша подрабатывает иллюстрированием еженедельников. В свободное время он пишет то, к чему лежит его душа.

Исаак Левитан в молодости

Левитан тщательно прорабатывал каждую деталь полотна, и к 1880-му году это стало его индивидуальным стилем. Спустя четыре года художник получил признание коллег, он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Исаак перестал посещать художественное училище еще до завершения курса, его отчислили, и он так и не стал «классным художником».

К тому времени материальное положение художника заметно улучшилось, однако последствия голодного детства, беспокойной жизни и напряженной работы дали о себе знать.

У Левитана обнаружилась болезнь сердца. В 1885-м он уезжает в усадьбу к Киселевым, чтобы поправить свое здоровье. Именно там он знакомится с Антоном Чеховым, дружба с которым длилась много лет.

Новый виток в творческой биографии художника начался после поездок на Волгу. Здесь к нему как будто бы вернулись силы и желание творить. Картины, написанные Левитаном в те годы, дышат оптимизмом и радостью. Близкое окружение художника считало, что его полотна «улыбаются». После многочисленных пленэров Исаак пишет свою картину «На Волге», которая отмечена наградой конкурса, организованного Московским обществом любителей художеств.

Картина Исаака Левитана «На Волге»

Лучшие полотна художника были созданы в мастерской, которую он получил в дар от мецената Сергея Морозова. Картины Левитана уже известны всей Москве, поэтому благосостояние художника растет с каждой новой работой.

Вскоре в его полотнах радость сменилась философскими отголосками. Левитан много размышлял о человеческой жизни, о предназначении его на земле. Эти мысли явственно прослеживаются в его полотне «Над бренным покоем». Потом он написал, что в этой картине он отразил самого себя.

На протяжении следующих десяти лет художник много путешествует по всему миру. Он начал экспериментировать, писать в несвойственной ему манере, которую поклонники не оценили. Его полотна «На севере Италии», «Озеро Комо», «Берег Средиземного моря», так и не получили должного признания. Левитан очень расстраивался, когда читал неприятные отзывы о своих работах.

Картина Левитана «Март»

Вместе с духовными терзаниями Левитан чувствует и физическую немощь. Он страдает от болезни сердца, от проблем в личной жизни, и 21 июня 1895 года предпринимает попытку самоубийства. Художник пытался застрелиться, но это было скорее театральное представление, чем желание свести счеты с жизнью. Вскоре после этого он начал работу над новой картиной, получившей название «Март». Пейзаж получился жизнеутверждающим, позже он перекочевал в частную коллекцию Павла Третьякова, давнего поклонника творчества Левитана.

На волне нового подъема художник находит силы к творчеству. Этот период биографии Исаака назвали «мажорным», он тогда жил в доме своей любовницы, переживал лучшие моменты в личной жизни. Левитан написал картины «Золотая осень» и «Весна. Большая вода». Последняя сочетает в себе жизнеутверждающие оттенки – голубые, зеленые, желтые.

«Золотая осень»

В 1898 году Исаак получил должность руководителя мастерской в том же училище, из которого его отчислили. Фотографии художника в те годы подтверждают его серьезное заболевание, но он и не думает сбавлять темп. Он так же, как и раньше все дни напролет трудится в своей мастерской.

Личная жизнь

Первый раз Левитан серьезно влюбился в Марию Чехову, родную сестру русского классика Антона Чехова. Это случилось в то время, когда он гостил в селе Бабкино у своего друга, а Чеховы проживали по соседству. Молодые люди много общались, Мария тоже увлекалась живописью. В один из дней Исаак признался девушке в своих чувствах, однако Мария смутилась, расплакалась и пустилась наутек.

Левитан очень огорчился такой реакцией любимой девушки. Прошло достаточно времени, пока они снова начали общаться, но парой так и не стали. Их связывали дружеские узы, причем эти отношения длились до самой смерти Левитана. Уже, будучи смертельно больным, Исаак сказал Чеховой, что если бы он и решился кого-то повести под венец, то только ее.

Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой

После того, как к Левитану пришла популярность, он познакомился с владелицей светского салона Софьей Кувшинниковой. В ее салоне проходили собрания творческой богемы — художников и писателей. Она была замужем, да и к тому же старше Исаака на десять лет, но роман развивался очень бурно. Софья придумала брать у него уроки рисования, и под этим предлогом влюбленные часто уединялись на Волге.

Их отношения закончились, когда по Москве поползли слухи. Софья слишком неосмотрительно выражала интерес к любовнику, и это быстро стало достоянием общественности. Есть и другая версия разрыва между любовниками – новая пассия Левитана Анна Турчанинова.

Она была супругой Санкт-Петербургского сенатора, жила в непосредственном соседстве с Кувшинниковой, и могла видеть, как любовники проводят лето вдвоем. Анна была ровесницей Софьи, томилась от постоянного безделья и решила приударить за красавцем художником. Выяснение отношений проходило долго и томительно, закончилось тем, что Софья вернулась в семью, а Анна заполучила себе Левитана, который переехал в ее дом.

Исаак Левитан и Анна Турчанинова

Эта связь не осталась незамеченной. Отношения Анны и Исаака сильно заинтересовали дочь аристократки – Варвару, которая сказала матери, что молчать не будет. Она собиралась раскрыть их тайну или наложить на себя руки. Однако любовники и не думали рвать свои отношения, которые длились до самой смерти художника.

Смерть

С каждым годом сердечная болезнь художника обострялась все сильнее. Он сильно ослаб, организм перестал бороться, и Левитан часто страдал от различных заболеваний, еще больше подтачивающих его иммунитет. Он заболел брюшным тифом, который дал свои последствия.

Исаак постоянно чувствовал боли в сердце, поэтому больше не выезжал на охоту, хоть и любил это занятие больше всего. Психическое состояние художника тоже оставляло желать лучшего. Он страдал от постоянных перепадов настроения, то пребывая в радостном состоянии, то впадая в уныние. Его не узнавали даже родные.

Памятник Исааку Левитану

Левитан воспрял духом в 1889 году, после того, как побывал в Ялте. Там он встретил своего закадычного друга Чехова, они много общались, хоть писатель тоже был серьезно болен. После возвращения в Москву, Левитан с большим воодушевлением вернулся к преподаванию и рисованию.

В мае 1900-го художник выехал на пленэр в Химки, после которого заболел. Все началось с легкой простуды, но на фоне слабого иммунитета и хронической болезни сердца, окончательно слег. Ко всему прочему у него начал развиваться туберкулез.

Исаак Левитан пребывал в мучительном полузабытьи почти два месяца. Его сердце остановилось 22 июля(4 августа) 1900 года. Местом вечного упокоения художника стал участок на Дорогомиловском кладбище, где хоронили всех евреев.

Картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Исаак Левитан

Биография

Исаак Ильич Левитан прославился собственной способностью воспевать красоту русской природы. За жизнь, полную взлетов и падений, художник не обзавелся женой и детьми. Все отпущенное время мужчина посвятил живописи, оставив потомкам картины, полные волшебства рек, лесов и степных просторов.

Детство и юность

Биография Левитана берет начало в небольшом поселении Литвы, расположенном рядом с железнодорожной станцией Кибарты. Мальчик, родившийся 18 августа (30 августа) 1860 года, стал четвертым ребенком в малообеспеченной еврейской семье. Отец Исаака, самостоятельно освоивший немецкий и французский, давал частные уроки и подрабатывал контролером на станции.

Портрет Исаака Левитана

Из-за безденежья и отсутствия перспектив семья Левитанов перебирается в Москву. Несмотря на финансовые трудности, родители разрешают старшему брату Исаака поступить в училище живописи, ваяния и зодчества. Младший Левитан, которому тоже были интересны увлечения брата, много времени проводит, наблюдая за работой известных художников-преподавателей.

Достигнув 13-летнего возраста, юноша поступает в то же учебное заведение. Через два года умирает мать. Еще через 2 года, вслед за возлюбленной, из жизни уходит старший Левитан. Оставшись сиротами, юноши не бросили изучение живописи.

Исаак Левитан в молодости

Судьба красивого еврейского подростка волновала учителей, заметивших врожденный талант Исаака. Преподавательский состав выбил для Левитана денежное пособие, а одноклассники дарили другу кисти и краски.

Уже в 1870-х студент училища осознал, что любит творить в пейзажном жанре. На одной из первых непрофессиональных выставок необычный стиль художника отметил Павел Третьяков. Меценат приобрел в собственную коллекцию картину «Осенний день. Сокольники».

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников. Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Читайте также  Богатырский галоп, васнецов - описание картины

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Личная жизнь

Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с девушкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.

Мария Чехова

Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой смерти художника. На смертном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.

Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова

Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.

Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.

Анна Турчанинова и ее дочь Варвара

Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до смерти Левитана.

Смерть

Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.

Исаак Левитан

Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.

Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.

Могила Исаака Левитана

Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.

После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.

Исаак Левитан

И саак Левитан не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам.

«Пейзажи настроения» молодого живописца

Исаак Левитан родился недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец Илья Левитан — раввин по образованию — оставил религиозный путь и стал учителем иностранных языков, работал кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Семья, в которой было четверо детей (два мальчика и две девочки), жила очень бедно. В поисках лучшей жизни Левитаны в конце 1860-х годов переехали на окраину Москвы.

Однако и в Москве отцу не удалось найти постоянного места: он так и перебивался частными уроками. Несмотря на трудности, родители не стали возражать, когда сыновья поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения были не из легких. Левитан вспоминал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». В 1875 году скончалась мать будущего художника, а еще через два года из жизни ушел отец. Преподаватели старались помогать талантливому юноше. Выдавали денежные пособия, кисти и краски. Товарищ по классам, художник Михаил Нестеров вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».

В училище Исаак Левитан подружился с Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Алексеем Степановым. Его учителями были Василий Перов и Василий Поленов, большое влияние на юного художника оказал преподаватель Алексей Саврасов. Именно его наставление — «пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!» — Исаак Левитан сделал девизом своего творчества. Уже в конце 1870-х годов Левитан начал писать свои «пейзажи настроения», на которых он не только изображал природу, но и выражал собственные чувства.

На ученической выставке 1880 года Павел Третьяков купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Через четыре года после этого полотна Исаака Левитана приняло Товарищество передвижных художественных выставок, а Третьяков все время следил за творчеством художника и часто приобретал его работы. Левитан перестал посещать училище, вскоре его отчислили и не дали звания «классного художника».

Лето 1885 года Исаак Левитан провел в усадьбе Киселевых — «поэтичном Бабкине», как он называл эту деревню. Там художник сблизился с Антоном Чеховым. Они оставались дружны до конца жизни, а сестра писателя Мария стала первой любовью Левитана.

В середине 1880-х годов у Исаака Левитана обострилась болезнь сердца. Получив деньги за декорации в Московской частной русской опере мецената Саввы Мамонтова, художник в 1886 году отправился на лечение в Крым.

Из поездки живописец привез более 50 пейзажей, среди которых были «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым», «Татарское кладбище». По воспоминаниям Михаила Нестерова, крымские картины Левитана «были раскуплены в первые же дни» на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.

«Тихая обитель» в предзакатном свете

В это время Чеховы познакомили Левитана с Кувшинниковыми — полицейским врачом Дмитрием и его женой Софьей, которая держала в Москве салон. Здесь бывали писательница Татьяна Щепкина-Куперник и актриса Мария Ермолова, режиссер Александр Ленский и живописец Иван Репин, скульптор Михаил Микешин и художница Антонина Ржевская. Левитан обучал Софью Кувшинникову живописи, они много времени проводили вместе.

В 1887 году Исаак Левитан отправился на Волгу. Первая поездка не впечатлила художника. Он писал Антону Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер…» Вскоре он вернулся в Москву, где все-таки написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге». Через год художник отправился в Поволжье вновь, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. Они поселились в небольшом живописном городке на берегу реки. Левитан возвращался сюда еще два года. Здесь появилось множество его полотен — «Ветхий дворик» и «Осень. Слободка», натюрморты «Одуванчики» и «Ночные фиалки и незабудки». Образ патриархального городка Левитан запечатлел на картинах «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес».

В конце 1889 — начале 1890 года Исаак Левитан впервые побывал в Европе: он отправился в Париж на Всемирную выставку. Живописец хотел ближе познакомиться с творчеством барбизонцев: Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, — а также произведениями импрессионистов. После Франции он поехал в Италию. Из этого путешествия Левитан привез пейзажи «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии», «Весна в Италии».

Вскоре после заграничной поездки художник создал полотно «Тихая обитель», которое появилось на передвижной выставке. Воздушную картину, изображавшую Саввино-Сторожевский монастырь в предзакатном свете, обсуждала вся интеллигентская Москва. Под впечатлением от работы Левитана поэт Николай Рубцов написал стихотворение, а Антон Чехов описал полотно в повести «Три года»: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве… А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства».

40 недописанных картин

В 1892 году началось выселение евреев из Москвы, Левитан был вынужден покинуть город. С ним уехала Софья Кувшинникова, они жили вместе то в Тверской, то во Владимирской губерниях. В первой половине 1890-х годов живописец создал своеобразную драматическую трилогию: картины «У омута», «Володимирка» и «Над вечным покоем». Он писал художнице Елене Корзинкиной: «За лесом серая вода и серые люди, серая жизнь, не нужно ничего… Все донкихотство, хотя, как всякое донкихотство, оно и благородно, ну, а дальше что? Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх». Однако создавал художник и праздничные яркие полотна. Например, «Свежий ветер. Волга», «Март», «Весна. Большая вода», «Цветущие яблони». В середине 1890-х годов Исаак Левитан написал множество натюрмортов.

В 1896 году у Левитана вновь начались проблемы с сердцем. Однако художник много работал и даже путешествовал: у него прошла выставка в Москве, позже Левитан побывал в Финляндии и вновь в Италии. Отовсюду он привозил новые картины с местными пейзажами. Болезнь все больше беспокоила художника, его осматривал Антон Чехов. В дневнике писателя осталась запись: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…» Но живописец не прекращал работать. В этот период он создал экспрессивные полотна «Бурный день», «Последние лучи солнца. Осиновый лес», «Поезд в пути».

Читайте также  Картинная галерея брера в милане - хранилище живописи и скульптуры

В 1898 году Академия художеств присудила Исааку Левитану звание академика пейзажной живописи. Несмотря на болезнь, он стал руководить пейзажной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где когда-то учился сам. В конце мая 1900 года Левитан сильно простудился, и спустя месяц художника не стало. Все лето его картины выставлялись в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, а в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков.

Исаак Левитан

Государственная Третьяковская галерея

Жизненный путь Левитана нельзя назвать удачливым: его детские годы были трудными из-за потери родителей, в годы учебы он испытывал жестокую нужду. Живописец, голодный, не имевший крыши над головой, он ни разу не предал свое стремление стать художником. Беззаветная преданность Исаака Ильича Левитана искусству выразилась в так называемом «пейзаже настроения», воплотившим в себе душу русской природы.

18 августа 1860 года в посаде Кибарты (ныне этот город находится в Литве) в бедной еврейской семье родился Исаак Левитан. Его отец, Илья Абрамович, когда-то учившийся в раввинском училище, не добившись видного положения в еврейской общине, ушел служить на железную дорогу – переводчиком, контролером, кассиром. Ввиду нехватки денежных средств для оплаты обучения детей в начальной школе, отцу семейства пришлось самостоятельно заняться их воспитанием. В надежде исправить бедственное семейное положение, Илья Абрамович решил сменить профессию и занялся самостоятельным изучением иностранных языков – французского и немецкого, что помогло ему впоследствии устроиться переводчиком.

Левитаны в 1860-е годы переехали в Москву, надеясь, что там дети (коих было четверо) получат достойное и качественное образование. Отец с вниманием отнесся к желанию своих сыновей Авеля и Исаака учиться живописи.

Исаак рано поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – в тринадцать лет. Он начинал в натурном классе самого популярного московского художника, мастера сатирического жанра Василия Григорьевича Перова. Не только жалостью брал своих педагогов юный Левитан, когда попечительский совет избавил его от платы за обучение или рекомендовал для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова. Наблюдательность и поэтичность натуры юного художника, любовь к изображению природы были близки пионеру лирического пейзажа Алексею Саврасову, переманившего лучшего ученика к себе. С 1874 года Левитан числится в мастерской видного передвижника. Преподаватель выделял Исаака, сразу заметив в нем большой талант. Соучениками и товарищами Левитана в училище были Коровин, Архипов, Головин, Нестеров. Именно в годы учебы у Левитана формируется стремление научиться выражать в картинах свои чувства, пробужденные близостью природы. После того, как Саврасова уволили из училища за пьянство, студентам представили нового учителя – Василия Поленова.

В 1870-е годы Исаак теряет родителей (в 1875 – мать, в 1877 — отца) и остается без средств к существованию. Семья Левитанов распалась. Это было тяжелое, почти невыносимое время: художник голодал, ему негде было жить. Ночью, если повезет, Левитан устраивался спать на пыльном чердаке училища среди холстов и ящиков, а если нет — бродил по ночному городу или мерз на лавке.

В 1879 году наметился просвет: коллекционером Третьяковым Павлом на ученической выставке был приобретен холст «Осенний день. Сокольники» — единственный пейзаж Левитана, на котором есть человек. Однако светлая полоса длилась недолго: после соловьевского покушения на Александра II всех евреев высели из Москвы.

«Осенний день. Сокольники»

Государственная Третьяковская галерея

Весной 1884 года, несмотря на успешную сдачу всех экзаменов, студент был отчислен с курса за систематическое непосещение занятий. Ему предложили взять диплом «неклассного» художника, который давал одну единственную возможность – стать учителем рисования. В отчаянии Левитан покинул Москву и уехал в Саввинскую слободу под Звенигород, красоту которой расхваливали его товарищи по училищу. Здесь он пишет пейзажи «Мостик. Саввинская слобода» и «Саввинская слобода под Звенигородом» (Государственная Третьяковская галерея, обе – 1884).

«Мостик. Саввинская слобода»

Государственная Третьяковская галерея

Подмосковье, в котором был вынужден жить художник, очаровало его. Два лета (1875, 1976) он провел в Бабкине, близ Нового Иерусалима. В Бабкине жило семейство Чеховых. Николай Чехов, однокашник Левитана по училищу, свел товарища со своими близкими. Именно в это время зародились дружеские отношения Антона Павловича и Левитана. В начале 1880-х годов Левитан сотрудничал с братьями Чеховыми над иллюстрациями к журналу «Москва».

Литография в журнале «Москва»

Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Частное собрание, Москва

В 1877 году работы Исаака Левитана впервые были выставлены на всеобщее обозрение и заслужили благосклонное признание прессы. В 1880-е годы произошло сближение Саввы Мамонтова с пейзажистом. Левитан получил возможность попробовать себя в роли декоратора: для только что открывшейся Частной оперы знаменитого мецената Левитан выполнил несколько декораций – к операм «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Русалка» Даргомыжского (часть из них – по декорациям Поленова и Васнецова). Впрочем, окончательно своим в абрамцевском кружке он не стал, да и театральная работа его, прирожденного станковиста, не увлекала. На заработанные деньги Левитан впервые едет в путешествие. После поездки в Крым в живописи Исаака появились новые краски: впервые в картине вместо холодных полупрозрачных облаков появилось ярко-синее небо. Все крымские пейзажи, представленные на московских выставках, практически сразу же были раскуплены.

В 1887 году художник впервые видит Волгу, ставшую большой главой в его творчестве. Великая река традиционно являлась важной вехой в творчестве многих отечественных художников: Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ильи Репина. Первые впечатления от Волги Левитана разочаровали, но во второй поездке он еще с парохода разглядел на берегу небольшой живописный городок, растянувшийся почти ото одного изгиба реки до другого – Плес. Первые картины, привезенные Левитаном с Волги, на выставках были обойдены молчанием и нашли только одного ценителя. Павел Третьяков, внимательно следивший за творчеством талантливого живописца, купил на выставке 1890 года два полотна – «После дождя. Плес» и «Вечер. Золотой Плес». Но настоящий успех принесла Левитану написанная по эскизам, привезенным с Волги, картина «Тихая обитель». Отныне он – знаменитый пейзажист, его полотна покупают, и он приобретает прочное материальное положение.

Государственная Третьяковская галерея

Его любовные увлечения всегда протекали бурно, у всех на виду с разными глупостями, вплоть до выстрелов. Пожалуй, лишь одной женщине удалось стать для него успокоительным, после того как Левитан в первый раз хотел покончить с собой. Восемь лет художник провел с Софьей Петровной Кувшинниковой, дочерью чиновника, музыкантшей и художницей. Этот романтический эпизод отражен в рассказе Чехова «Попрыгунья», вызвавшем после публикации скандал.

Большая часть знаменитых полотен было создано именно в годы, проведенные с Софьей Петровной. Левитан прочно утверждает свой статус ведущего русского живописца.

В конце XIX века он с головой бросается в роман с Анной Николаевной Турчаниновой. И хотя оптимистичное настроение художника порой сменяли приступы депрессии и желания покончить с собой, все-таки, очевидно, в этот период жизни его переполняли надежды, что все хорошее у него впереди. Именно подобной атмосферой проникнута картина «Март» (Государственная Третьяковская галерея, 1895).

Государственная Третьяковская галерея

В 1889 году молодой Савва Морозов, промышленник и любитель живописи, предоставляет художнику возможность работать в своей мастерской на Покровском бульваре. В 1891 году Левитан в ней поселяется и живет здесь до самой смерти.

Ближе к концу столетия художник совершил некоторое количество поездок в Европу, в том числе во Францию и в Италию. У него было желание познакомиться на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1889 году, с выставленной на ней передовой живописью, в частности, с полотнами художников барбизонской школы и импрессионистов.

В начале 1890-х годов художник из-за антисемитских настроений был вынужден снова уехать из Москвы. Полотно «Владимирка» относится к периоду, когда художник жил во Владимирской губернии. Лишь с помощью заботливых друзей, хлопотавших о возвращении Исаака Ильича, ему позволили вернуться в Москву «в виде исключения».

Государственная Третьяковская галерея

Художник с интересом следил на новейшими художественными течениями, на склоне лет сблизился с «Миром искусства» и с его лидерами Дягилевым и Бенуа. В 1891 году художник стал членом Товарищества передвижных выставок, в 1897 – членом мюнхенского Сецессиона, а в 1898 – Академия художеств присудила художнику звание академика.

Только теперь Левитана приглашали руководить пейзажной мастерской. К тому времени здесь работал Поленов, безмерно ценивший творчество своего бывшего ученика, и уже год преподавал его хороший приятель Валентин Серов. Левитан со свойственной ему эмоциональностью и изобретательностью взялся за новое дело.

Художник продолжал создавать свои удивительные пейзажи, но только теперь в них больше не было надежды или радости. Практически во всех последних картинах Левитана присутствует мотив конца человеческой жизни, ухода. Среди них полотно «Тишина» (Государственный Русский музей, 1898), оставляющее тягостное и тоскливое впечатление.

Государственный русский музей

Последний год своей жизни Левитан провел в доме Чехова в Крыму. Несмотря на последствия смертельной болезни (он страдал от болезни сердца большую часть своей жизни), его последние работы все больше наполняются светом. Они отражают спокойствие и вечную красоту русской природы. 22 июля 1900 года Исаак Ильич Левитан, не дожив до сорокалетнего возраста несколько дней, умер от ревматического миокарда. После смерти художника родственники в его мастерской нашли около сорока незаконченных пейзажей.

Живописец похоронен на старом еврейском кладбище. В апреле 1941 года прах Левитана был перенесен на Новодевичье кладбище. Ныне могила художника соседствует с могилами друзей – Чехова и Нестерова. У Левитана не было ни семьи, ни детей.

Исаак Ильич Левитан за свою жизнь создал такие непреходящие ценности, которые не только во многом питали его поколение, но и перешагнут рамки и, видимо, не один век будут волновать, тревожить, радовать сердца и умы будущих поколений.

Искусствовед Фомирякова Анна

Живопись XIX века, пейзаж, левитан, Русская живопись.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: