Купидон жалуется венере, лукас кранах - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Купидон жалуется венере, лукас кранах — описание картины

Купидон жалуется Венере

Картина «Купидон жалуется Венере» (другое название произведения – «Венера и Купидон (или Амур)») принадлежит кисти Лукаса Кранаха Старшего, одного из самых ярких немецких художников эпохи Возрождения, обучавшегося у мастеров фламандской школы живописи. Датой создания работы считается 1531 год. Картина написана маслом.

Искусствоведам известно о существовании по меньшей мере 20 одноименных произведений, выполненных Лукасом Кранахом и учениками, работавшими в его мастерской.

Предположительно, самая ранняя картина датируется 1527 годом, она является частью художественного собрания, принадлежавшего шотландскому меценату сэру Уильяму Барреллу (Sir William Burrell), и находится в Глазго, в государственном музее, носящем имя создателя коллекции. Последняя работа «Купидон жалуется Венере» была выполнена в 1545 году. Фигуры героев изображены в иных позах, отличаются также и некоторые другие детали произведения.

По мнению экспертов нью-йоркского Метрополитен-музея, большое число авторских копий говорит о невероятной популярности картины, считающейся самым удачным творением мастера.

Историческая справка

Произведение «Купидон жалуется Венере» относится к ранним работам Кранаха, написанным на основе мифологического сюжета. При этом впервые в истории немецкого изобразительного искусства фигуры Венеры и Купидона предстают совершенно обнаженными.

Интерес художника к мифологии был, возможно, продиктован популярностью гуманистических идей, истоки которых восходят к древним временам. Изображение обнаженных тел оправдывается контекстом античной этнографии. С другой стороны, руководствуясь собственными, достаточно строгими представлениями о морали и границах приличия, Кранах разместил на картине короткий нравоучительный стих на латинском языке. Смысл слов, приведенных художником, заключается в следующем: «Необходимо всеми силами отвергнуть похоть Купидона, дабы Венера не завладела ослепленной желанием душой».

В композиционном решении картины ощущается влияние творчества немецкого мастера Альбрехта Дюрера.

Произведение «Купидон жалуется Венере», вошедшее в 1963 году в художественное собрание Лондонской Национальной галереи, является, скорее всего, самой ранней работой из серии авторских копий. Несмотря на то, что Кранах не указал дату создания картины, историки искусства относят ее к 1526 – 1527 годам. В отличие от других произведений более позднего периода, эта версия написана с особой тщательностью и скрупулёзностью. Мастер проявил внимание к мельчайшим деталям. Размеры работы также отличаются, они значительно больше, чем в других авторских копиях, исключение составляет лишь схожая по формату картина, написанная художником в период, когда он жил и творил в городе Гюстров. При этом герои произведения «Купидон жалуется Венере», хранящегося в Галерее Боргезе, в Риме, представлены в натуральную величину. Датой написания картины считается 1531 год.

Схожая по тематике работа, «Венера и Амур», в которой Кранах впервые изобразил образы древнеримских божеств, покровительствующих любви, датируется 1509 годом. Картина входит в сокровищницу Государственного Эрмитажа, знаменитого музея в Санкт-Петербурге.

Описание картины и значение надписи

Работа «Купидон жалуется Венере» написана невероятно искусно и тонко, во многом превосходя мастерство исполнения других аналогичных произведений, схожей тематики. Согласно сюжету античной мифологии наивный Купидон, пытаясь украсть соты с медом, был ужален пчелами, пострадав от болезненных укусов, маленький бог, покровительствующий эротической любви, обратился за утешением к Венере. Тема находит отражение в одном из произведений Феокрита (III век до н.э.). Художник процитировал строки из поэмы древнегреческого автора, они выведены в верхнем правом углу картины:

DUM PUER ALVEOLO FURATUR MELLA CU[PIDO]

FURANTI DIGITUM CUSPIDE FIXIT APIS

SIC ETIAM NOBIS BREVIS ET PERITURA VOLUPTA[S]

QUA[M] PETIUS TRISTI MIXTA DOLORE NOC[ET]

Четверостишие, представляющее собой латинский перевод текста Феоктира, гласит: «Когда Купидон забрался в улей и украл соты с медом, пчела ужалила вора за палец, подобно маленькому богу, мы ищем мимолетную страсть, которая оказывается печальной, губительной и горькой на вкус».

Позже, в этой же части произведения были добавлены цифры, указывающие на дату создания картины – 1531, а также инициалы художника в виде знака, с изображением дракона. Исследователи до сих пор теряются в догадках и не находят ответа на вопрос, что означают буквы «W.A.F.» выведенные мастером на золотистой сетке для волос, украшающей голову богини любви.

Анализ картины

На картине Лукаса Кранаха Венера предстает абсолютно обнаженной, при этом поверх ее нагого тела изображены едва заметные складки прозрачной вуали.

Героиня устремляет свой взгляд на зрителя. В изящных, плавных линиях женской фигуры отсутствуют черты, присущие классическим античным статуям. Тонкой кисточкой художник старательно выписал каждую трещинку в коре дерева, а также перья, на крыльях Купидона.

В произведении заключен глубокий аллегорический смысл: страсть мимолетна и неминуемо заканчивается болью, именно такое чувство испытывал покусанный пчелами маленьких бог плотской любви, поддавшись соблазну отведать чужой мед. Художник словно говорит о том, что образы его героев следует расценивать с точки зрения нравственности. Всепоглощающая страстная любовь не приносит ничего, кроме боли и страданий. Нравоучительная надпись на картине, возможно, служила утешением для кардинала Шипионе (Сципион) Боргезе, который, являясь представителем высшего духовенства, был лишен радостей плотских утех.

Автор: Лукас Кранах Старший

(1472-1553) немецкий художник и график эпохи Возрождения. Он был придворным художником Саксонии большую часть своей карьеры и известен портретами, как немецких правителей, так и пионеров протестантской трансформации, чье дело он принимал с энтузиазмом. Одним из ближайших друзей был Мартин Лютер. Кранах писал религиозные сюжеты, вначале в рамках католической традиции, а позже пытался найти другие способы передачи лютеранских религиозных интересов в искусстве. На протяжении всей карьеры рисовал обнаженные предметы, взятые из мифологии и религии.

Амур жалуется Венере

Амур, жалующийся Венере, — это картина маслом Лукаса Кранаха Старшего . Известно около 20 подобных работ Кранаха и его мастерской, от самой ранней датированной версии во дворце Гюстрова 1527 года до одной в коллекции Баррелла в Глазго, датированной 1545 годом, с фигурами в различных позах и отличающимися другими деталями. Музей искусств Метрополитен отмечаетчто количество существующих версий предполагаетчто это был один из самых успешных композиций Кранаха.

Версия, приобретенная Национальной галереей в Лондоне в 1963 году, является, пожалуй, самым ранним примером. Хотя дата и не указана, эксперты датируют его 1526-7 гг. Он более сложен, чем другие, и имеет больший формат, чем большинство других, за исключением версии Гюстрова такого же размера и более крупной (в натуральную величину) версии в Галерее Боргезе, Рим, датированной 1531 годом. Кранах рисовал Венеру и Купидона вместе с тех пор, как в по крайней мере, его картина 1509 года, которая сейчас хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге .

Содержание

  • 1 живопись Национальной галереи
  • 2 История
  • 3 ссылки
  • 4 Внешние ссылки

Живопись Национальной галереи [ править ]

Работа в Национальной галерее изначально была написана на деревянном панно. Картина не датирована, но Кепплин и Фальк предположили дату 1526-7. Известный по-немецки как Venus mit Amor als Honigdieb («Венера с Купидоном в роли похитителя меда»), он изображает двух классических богов любви , стоящих обнаженными среди зеленого пейзажа под голубым небом. Работа была истолкована как аллегория удовольствия и боли любви, а также, возможно, предупреждение об опасности венерических заболеваний .

Крылатый младенец Купидон стоит слева от дерева, на котором растут красные яблоки. Он держит соты , возможно, взятые из дыры в нижней части ствола дерева. На него нападают пчелы , разъяренные кражей их сладкого сокровища. Справа от дерева Венера изображена в образе пышной женщины. Она держит ветку левой рукой, а левой ногой опирается на другую. На камне под поднятой ногой Венеры изображена крылатая змея с кольцом во рту, геральдическое устройство, подаренное Кранаху Фридрихом Мудрым в 1508 году. На Венере только шляпа из красно-золотой ткани, украшенная широким кругом страусиные перья и два ожерелья: золотая цепочка и украшенное драгоценными камнямиколье . Поза Венеры и яблок отсылает к картинам Евы Кранаха.

Читайте также  Картина "боярский свадебный пир", маковский - описание

На заднем плане среди деревьев слева прячутся олень и задница, а в воде отражаются укрепления на скалистом утесе справа и рядом с ним.

Сюжет вдохновлен идиллией XIX «Кериоклептес» («Похититель сот»), приписываемой древнегреческому поэту Феокриту , в которой Купидон жалуется на болезненные укусы, нанесенные маленькими насекомыми, а Венера со смехом сравнивает их с горько-сладкими стрелами любви. застрелен самим Купидоном. Текст был впервые переведен на немецкий в 1520-х годах, и эта тема, возможно, была предложена Кранаху немецким покровителем. Справа вверху находится латинская надпись, нарисованная черными словами прямо на голубом небе, что затрудняет чтение, но также предполагает, что это может быть самая ранняя версия картины, поскольку более поздние версии помещают надпись на белой панели. Четырехстрочная надпись взята из латинских переводов Феокрита:по-разному приписывается Эрколе Строцци иФилиппу Меланхтону или Георгу Сабинусу , которое гласит:

DVM PVER ALVE [. ] IN C [. ]
FVRAN [. ] DIGITVM CV [. ] IS
SIC ETIAM [. ] BREVI [. ] TA
QVAM [. ] IMVS TRI [. ] T [. ] DOLOR N [. ] ET

DVM PVER ALVEOLO FVRATVR MELLA CVPIDO
FVRANTI DIGITVM CVSPIDE FIXIT APIS
SIC ETIAM NOBIS BREVIS ET PERITVRA VOLVPTAS
QUAM PETIMVS TRISTI MIXTA DOLORE NOCET

Как Купидон крал мед из улья,
Пчела ужалила вора за палец
И так мы ищем преходящих и опасных удовольствий,
Которые смешаны с печалью и приносят нам боль

Краска наносилась на мел из порошкового карбоната кальция, связанного клеем, который был загрунтован белила . Намеки на красный рисунок все еще видны. Используемые пигменты включают лазурит и свинцовые белила для голубого неба, свинец-олово-желтое и Verdigris для зеленых листьев, свинцовые белый с красным озером и киноварью для красных яблок, с желтым цветом свинцом-оловом желтого и черная подмалёвка.

В июне 1962 года Торп Brothers в Нью — Йорке передан ему Masonite поддержки, с задним шпоном в красном дерева и колыбель походить на работу на деревянную доске. Теперь его размеры 82,1 на 55,8 см (32,3 на 22,0 дюйма). Его очистили и отреставрировали в июле 1963 года.

История [ править ]

Происхождение версии Национальной галереи неизвестно в течение почти четырех столетий после ее создания в начале 16 века, пока она не была продана из коллекции Франкфуртского коллекционера произведений искусства Эмиля Гольдшмидта после его смерти в 1909 году.

При продаже в 1909 году он мог быть приобретен бизнесменом из Хемница Гансом Германом Фогелем, а затем продан его вдовой в 1935 году Роберту Алмерсу [ де ] , президенту Reichsverbandes der deutschen Automobilindustrie (Немецкая ассоциация автомобильной промышленности), когда он был описан как работа Лукаса Кранаха, изображающая Венеру и любовь als Honigdieb . Возможно, он был приобретен Адольфом Гитлером около 1937 года: на самом деле, это может быть Cranach, который Гитлер купил на гонорары из его автобиографической книги 1925 года Mein Kampf . Судя по всему, это работа Кранаха, сфотографированная в частной коллекции Гитлера в Берхтесгадене .

Картина была приобретена при несколько неясных обстоятельствах американским военным корреспондентом Патрисией Лохридж Хартвелл в 1945 году. Согласно более поздним сообщениям, американские солдаты, охранявшие склад на юге Германии, позволили ей выбрать работу и унести ее. Картина была продана через E. & A. Silberman в Нью-Йорке в 1962 году и куплена Национальной галереей в следующем году. [1]

Происхождение картины с 1909 по 1945 год остается неясным. В 2006 году это было идентифицировано как возможная экспроприация нацистского грабежа . Наследники первоначальных владельцев могут претендовать на восстановление картины; если таковые имеются, их личность неизвестна.

cicerone2007

cicerone2007

Странно было бы не встретить произведений Лукаса Кранаха Старшего, крупнейшего немецкого мастера XVI века, в собрании берлинской картинной галереи. Но то, что мы увидели в экспозиции, по-настоящему изумило. Во-первых, повторение триптиха Босха с изображением Страшного суда. Хранится Страшный суд в Вене. Судя по репродукциям, творение Кранаха – это не вольная трактовка, а настоящая детальная копия.

Если в монстрах из сцены Страшного суда все вполне босховское, то в изображении страдающих людей проглядывает кранаховское. Словно персонажи портретов и мифологических сцен немецкого мастера оказались в босховском раю и аду.

Рай стал более земным. Пока Бог создает Еву, Адам спит таким же безмятежным сном, как щенок по соседству.

В райских кущах водятся вполне обычные животные и птицы. И лишь в сцене грехопадения на скале затаился странный дикобразоподобный зверек с ветвистыми рогами.

В сценах Ада Кранах опять превращается в ученика с увлечением разбирающегося в хитросплетениях разнообразных взаимоотношений грешников и дьявольских сил.

После этого триптиха самое время отдохнуть, глядя на портреты. В экспозиции есть прекрасный ранний (1503 г.) портрет жены юриста. По всей вероятности, существовало парное изображение супруга. И так же, как в свадебном портрете Иоганна Куспиниана и его молодой жены, муж был погружен в раздумья о возвышенном, а жена сосредоточена на раздумьях о земном.
Портрет целиком:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0e/Lucas_Cranach_d._Ä._037.jpg
Фрагмент:

И еще фрагменты. На этот раз портрета Иоганна Фридриха Великодушного, при дворе которого работал в Виттенберге Кранах. И если в ранних портретах художника человек представал на фоне пейзажа, соотносился с миром, то в парадных изображениях саксонских курфюрстов и их жен живые лица соотносятся со слегка уплощенными, условными аксессуарами.

Одежда, оружие, драгоценности изображены тщательно, но с какой-то избыточной декоративностью. Живой человек окружен в этих портретах предметами-знаками, символами богатства и власти.

Дольше всего мы рассматривали большую картину Кранаха «Фонтан юности» (1546 г.). Она написана уже старым мастером за семь лет до смерти.

Полюбуемся фрагментами. К бассейну, в центре которого находится фонтан с фигурами Венеры и Купидона, тянутся старухи. Точнее – их подносят и подвозят к чудесному источнику.

Их нагота – зрелище не для слабонервных:

Разглядывая картину, я вспоминала свой детский ужас при посещении общественной бани. Вот и в бассейне оказываются такие же беззубые, страшные и злые старухи.

Вода их чудесно преображает. И выныривают из нее совсем юные и нежные как котята существа.

На берегу галантные кавалеры приглашают их в шатры, где можно приодеться, а потом ведут к столам, накрытым в Саду любви, или прямиком в кусты:

Думаю, что идея омоложения женщин могла поселиться в головах мужчин только в такую эпоху, когда женская смертность была велика и дам явно не хватало. Лукас Кранах Старший придал мечте о многоразовом использовании женщин трогательную убедительность.

Лукас Кранах
Старший

Личность Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere) не вписывается в рамки представлений о романтичном герое-одиночке, который вдохновляется прекрасными дамами, а в свободное время размышляет о чистой любви. Немецкого живописца эпохи Возрождения в основном привлекали причины Реформации, идеи протестантизма, а мысли о высоком и светлом чувстве сменялись размышлениями об искусстве.

Читайте также  Портрет графа ивана григорьевича орлова, рокотов - описание

Любовь к творчеству у Лукаса была заложена в генах, молодой живописец продолжил династию художников, которую начали его дед, а потом и отец, Ханс Майер. Он же стал первым наставником своего сына, решившего пойти по проторенной дороге к искусству.

Выйдя из-под теплого отцовского крыла, Лукас отправился в традиционное для начинающих живописцев путешествие по Германии. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Так, мы знаем, что живописец начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.

В этих живописных краях он задержался на пять лет и за это время написал немало работ, которые стали пользоваться популярностью почти сразу, как только вышли из-под кисти автора. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Франциска» и «Покаяние Св. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Более того, композиции были перегружены деталями, а рисунок выглядел так, словно состоял из вьющихся хаотичных линий. Но мастер делал беспроигрышную ставку на изображение природы, считая, что ее уникальность заключается в скрытых в ней тайнах мироздания.

На ранних этапах творческого развития Кранах Старший проявил себя как смелый новатор: на его полотнах прослеживалась дерзкая правдоподобность образов, асимметричная композиция и экспрессивные цветовые решения. Неслучайно картины венского периода привели современников Кранаха к мысли о том, что в европейском искусстве появился новый живописец, который умеет остро чувствовать пейзаж.

При этом в более поздних работах «пальму первенства» получает сказочно-идиллическая манера изображения и поэтическое восприятие природы. Одним словом, объективная реальность постепенно уступала место романтическому видению мира. Позже аналогичные принципы легли в основу дунайской школы живописи, в духе которой в 1504 году была написана картина «Отдых на пути в Египет». Это полотно получило славу «ювелирного рисунка» и стало показательным примером для тех, кто только осваивал новые направления пейзажа.

К этому времени художником овладели идеи гуманизма. Причиной послужило общение с учеными, математиками, медиками и историками, с которыми общался Кранах в Вене, одном из центров гуманистической культуры, где активно развивалась наука. Идеалы прогрессивного направления были претворены в картинах «Венера и Амур» и «Мученичество Св. Катерины».

«Венера и Амур» была написана в то время, когда живописец остро ощущал стремительные изменения моды и вкусов своей эпохи. В 1509 году, работая над «Венерой и Амуром», Кранах Старший сознательно отказался от всех цветов, кроме желтого и золотого, поэтому фигуры богини и ее сына похожи на литые статуи. Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, потому что до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Закончив работу, живописец в назидание потомкам оставил философское послание, которое гласит:

«Всеми силами гони купидоново сладострастие. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера»

Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть», изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Самое знаменитое портретное полотно живописца было посвящено саксонскому герцогу Генриху Благочестивому и его жене Катерине Мекленбургской. В молодые годы Генрих коллекционировал пушки, а Кранах Старший протирал их и собственноручно чистил. Картина была задумана как парадное свадебное изображение, поэтому супруги предстают перед зрителем в роскошных одеждах на черном фоне, а рядом с ними находятся их любимые питомцы, символизирующие верность: огромный пес у ног герцога и болонка подле герцогини.

Переломным моментом в творчестве Кранаха Старшего стало знакомство с Мартином Лютером – автором знаменитых тезисов. Эта дружба привела к тому, что от живописи художник переметнулся на сторону графики, а за основу новых сюжетов брал идеи протестантизма. В этом духе были написаны три портрета церковного реформатора, самым знаменитым из которых стал «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга».

Мало кто знает, что он некоторое время провел в крепости Вартбург, где переоделся в светскую одежду, отпустил бороду и стал называть себя Йоргом. Лютер не хотел быть пойманным, поэтому о месте своего нахождения сообщил в письме только Кранаху, вдохновив его тем самым на создание известной картины.

Художник был знаменит не только искусными работами, но и добросовестностью. Главным требованием, которое ему предъявляли заказчики и он — сам себе, были ответственность и основательность труда. Не допуская небрежности и спешки, Кранах старался найти новые типы и схемы, а затем шлифовал мастерство до идеала.

Такое фанатичное стремление к совершенству сыграло с художником злую шутку: Лукас Кранах Старший выработал виртуозную, но стереотипную манеру письма, а позднее искусство художника стало однообразным и жеманным. В старости живописец работал мало, но его мастерская продолжала существовать.

Отныне там трудились другие представители династии – братья Ханс и Лукас Кранах Младшие.

Кранах, Лукас старший

Кранах, Лукас старший

Больше всего посчастливилось Эрмитажу с Лукасом Кранахом, современником Дюрера, пережившим его на многие годы и бывшим любимым художником саксонских герцогов, а также одним из первых адептов Лютера. Наше собрание обладает шестью картинами этого разностороннего, странного мастера, который соединил в себе все достоинства и недостатки искусства своей родины: трогательную поэзию, большую искренность и в то же время какую-то грубость, склонность к карикатуре, а часто и небрежный дилетантизм. Кранах писал очень много и в то же время управлял аптекарским делом, исполнял свои придворные обязанности, а в два приема был даже бюргермейстером Виттемберга. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве.

К счастью, все картины Кранаха в Эрмитаже принадлежат к эпохе его расцвета. Во главе их стоит восхитительная Мадонна, странный, некрасивый и в то же время пленительный тип которой принадлежит всецело художнику.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем под яблоней. Холст, масло, переведена с дерева. 87х59. Инв. 684

На этой довольно еще “готической” по манерному изяществу картине Кранах сочинил и прелестный, ему лишь свойственный аккорд красок. Резкое сопоставление зеленовато-синего и красно-желтого тона в одежде Богоматери смягчено серыми полутонами на лицах и на тельце Младенца, нежным румянцем Мадонны и рыжим цветом ее волос с их золотистыми рефлексами. Прелестен также пейзаж позади Мадонны, на котором так красиво выделяется листва и “улыбающиеся”, крепкие, зардевшие яблочки. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное. Да и от всей картины веет романтикой холодного северного лета, и сказочность настроения подчеркивается вычурным замком на горе.

В ином несколько роде “Мадонна в винограднике”, странную композицию которой нужно, кажется, объяснить тем, что перед нами лишь вырезок из большой картины. В фасовом повороте Мадонны, в изысканной правильности ее черт как будто сказались итальянские впечатления. Но если это и так, то, во всяком случае, немец, “готик”, здесь опять-таки обнаружился вполне, как в угловатости поз и жестов, так и во всем зеленом ясном тоне, наконец, в чудесном пейзаже с его неприступной скалой и прозрачным студеным озером, обсаженным низенькими деревьями.

Читайте также  Даная, густав климт - описание картины

Курьезная борьба между Ренессансом и средневековьем сказывается в “Венере”, помеченной 1509 годом.

Лукас Кранах Старший. Венера и Амур. 1509. Холст, масло, переведена с дерева. 213х102. Инв. 680. Из собр. Брюля, Дрезден, 1769

Подобно Боттичелли, произведения которого Лукас мог видеть во время своей поездки по Италии, немецкий художник поставил богиню любви на черный гладкий фон, очевидно, из желания дать ей б?льшую статуарность, рельефность. Ведь языческие “кумиры” стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Их идеал женской прелести повергает даже нас, прошедших школу академизма, в некоторое недоумение. Однако в то же время в этих картинах, во всей цельности, во всей откровенности отразилась не только личная чувственность обоих художников, но и мечта о плотском грехе всего средневековья, и когда вникнешь в эту мечту, то она начинает казаться менее странной и непонятной. Угловатость в жестах, промахи анатомии легко поставить на счет малого знакомства художников с нагим человеческим телом, и, во всяком случае, эти недочеты не мешают проявиться силе соблазна Венериных чар. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры), и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть “правильной”, холодной красавицы.

Та же “готическая venustas” встречается и во всех женских типах Кранаха, в их миндальных, раскосых глазах, в их вспухших к подбородку овалах, в их падающих плечах, в робких жестах рук, в жеманно изогнутых позах. Одна из таких красавиц (коих Лукас написал великое множество) изображена и на нашем, неправильно считающемся герцогиней Сивиллой.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. 1526. Дерево, масло. 88,5х58,5. Инв. 683

В этой картине (относящейся к 1510-м годам) для нас все теперь странно: и мода с блинчатой шляпой, с узлами на узких рукавах, с тяжелым ожерельем на шее, и самый тип с его высоким лбом и китайскими глазками, и скромно сложенные на выступающем животе ручки в раструбных перчатках. И все же можно поддаться женственной прелести этого идеализированного типа, можно понять его тихую таинственность, его юную, нежную хрупкость. [197]

Читайте также

Часть I. Наш старший род (об эльфах)

Часть I. Наш старший род (об эльфах) «…во время поездки в лесу король Дании повстречал эльфов»… И молвила эльфийская владычица Галадриэль: «…Однако если вы преуспеете — наша сила уменьшится, красота Лотлориэна потускнеет, и безжалостное время сотрет его с лица земли. И

Лукас

Лукас Джордж Уолтон Лукас-младший (р. 1944) – американский кинорежиссер, продюсер и сценарист, один из самых успешных в финансовом отношении деятелей киноиндустрии США. • Научиться делать кино очень легко. Очень трудно определиться, о чем делать кино. • Мечты чрезвычайно

Холмс Старший

Холмс Старший Оливер Уэнделл Холмс (1809–1894) – американский врач и писатель. • Главное в нашей жизни не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся. Чтобы достичь заветной цели, мы должны куда-то плыть – иногда по ветру, иногда против ветра, но плыть, а не дрейфовать

Пальма, Якопо старший

Пальма, Якопо старший О Пальме в Эрмитаже можно иметь лишь очень одностороннее представление по превосходному мужскому портрету (симфония серого с черным), чрезвычайно типичному для венецианского Ренессанса, но, к сожалению, испорченному реставрацией. Пальма старший.

Труа,франсуа де Старший

Труа,франсуа де Старший Лучше представлен Де Труа-старший — двумя пышными, но сильно потемневшими картинами (“Сусанна” и “Дочери Лота”), в которых уже выразилась жеманная грация XVIII века и выступает “дряблая” чувственность, характерная для эпохи регентства. Франсуа

Лукас, Лейден ван

Лукас, Лейден ван Окончательно мы вступаем в Ренессанс с изучением картины староголландского мастера Лукаса из Лейдена (1494 — 1533) [79], более известного в качестве поразительно виртуозного гравера. Картины Лукаса величайшая редкость, и наш триптих является поэтому большой

Ост, Якоб ван Старший

Ост, Якоб ван Старший Какой-то стиль Людовика XIV сказывается и в прекрасной картине ван Оста (1600 — 1661), изображающей двух престарелых супругов, поклоняющихся Мадонне и Младенцу Христу. Ост, вроде Ромбутса, был в первой половине своей деятельности убежденным караваджистом

Юден, Лукас Ван Бален, Ян ван

Юден, Лукас Ван Бален, Ян ван Дальнейшее развитие фламандского пейзажа (не знавшего того расцвета, который пейзажная живопись получила в Голландии) довольно трудно проследить по коллекциям Эрмитажа. Из произведений славных пейзажистов — сотрудников Рубенса мы имеем

Стенвейк, Хендрик Старший

Стенвейк, Хендрик Старший Врис был один из главных северных представителей Ренессанса, но лучший ученик его Стэнвейк (принужденный бежать во время религиозных смут и умерший во Франкфурте — городе Эльсгеймера) специализировался на готических церквах, в которых он любил

Неффс, Петер Старший

Неффс, Петер Старший Нэффс-старший представлен в Эрмитаже, пожалуй, в чрезмерном обилии. Но и его “церкви” стоит рассматривать. Живописных достоинств в этих сухоньких, мелких картинках не найти, но иные из них дают все же прелестные разрешения задач светотени

Тенирс, Давид Старший

Тенирс, Давид Старший Впрочем, реалистические картины Давида Тенирса-старшего (1582 — 1649) не доказывают его связи с великим немецким художником. [104] Давид Тенирс Младший (ранее — Давид Тенирс Старший). Искушение св. Антония. Холст, масло. 99х132. Инв. 3780. Из музея Академии

ПОРТРЕТЫ МАРТИНА ЛЮТЕРА Лукас Кранах Старший

ПОРТРЕТЫ МАРТИНА ЛЮТЕРА Лукас Кранах Старший Среди целого ряда немецких живописцев выделяется Кранах Старший, настоящее имя которого — Лукас Зундер. Этот поразительно энергичный человек был придворным художником князя Фридриха Мудрого, его награждали деньгами,

СЛЕПЫЕ Питер Брейгель Старший

СЛЕПЫЕ Питер Брейгель Старший История не сохранила точной даты рождения Питера Брейгеля Старшего. Считается, что он родился между 1525 и 1530 годами, в небольшой деревушке к востоку от славного торгового города Антверпена. Почти пять столетий, миновавшие с тех пор, стерли в

Марк Порций Катон (Старший)

Марк Порций Катон (Старший) (234–139 гг. до н. э.) политик и полководец . Душа влюбленного живет в чужом теле. . Если ты скрываешь правду, то тебя считают обманщиком, а если сочиняешь неправду – вруном. . Ученость есть сладкий плод горького корня. . Одно дело успевать, другое

Муслим Магомаев-старший

Муслим Магомаев-старший В России и далеко за ее пределами хорошо известно имя певца и композитора, долгие годы остававшегося бесспорным кумиром молодежи — Муслима Магомаева. Но не многие знают, что имя свое певец получил в память о деде. А дед — старший Муслим Магомаев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: