Крамской: картины, биография. произведения ивана николаевича крамского. - JEKATERINBURG.RU

Крамской: картины, биография. произведения ивана николаевича крамского.

Иван
Николаевич Крамской

Иван Николаевич Крамской (27 мая (8 июня) 1837 год, Острогожск, Воронежская губерния — 24 марта (5 апреля) 1887 год, Санкт-Петербург) – русский художник (мастер портрета и жанровой картины) и арт-активист: Крамской был лидером Бунта 14, основателем Артели художников, он один из организаторов и идеолог Товарищества передвижных выставок.

Особенности творчества художника Ивана Крамского: простая и ясная композиция картин; глубокий психологизм и безупречное сходство портретов, умение найти «смысл лица» портретируемого, как говорил сам Крамской; строгие и сдержанные эмоции персонажей — даже в драматичных жанровых работах.

Жизнь Крамского кажется попыткой втиснуть ее в рамки идеологии, в которой она не помещалась. Он сумел указать путь многим другим, но нашел ли свой? Хотелось бы ответить положительно, но, кажется, такой возможности Иван Крамской нам не оставил.

«Да, но»

Практически на каждое «да» в жизни Крамского, находится свое «но», опровергающее смысл предыдущего высказывания. Он был борцом с академизмом, ниспровергателем застывших правил, идеологом, вдохновителем и организатором знаменитого «Бунта четырнадцати», затем Артели художников, позже – Общества передвижных выставок. Кажется, что «идейное содержание» этой фигуры вполне однозначно. Но более внимательный взгляд находит множество противоречий. Он покинул Академию, но ему было присуждено звание академика, да и профессорскую должность предлагали – отказался. Он строил свою жизнь «по заветам» Чернышевского, но написал несколько отличных портретов членов царской фамилии (1, 2). Смысл искусства он видел в поиске цели человеческого существования, в решении социальных и общественных проблем, но самой известной его картиной по иронии судьбы стала «Неизвестная».

Считается (и не без оснований), что Крамской максимально проявил свое дарование в виртуозном написании портретов. И здесь не обойдется без «но». Он очень тяготился необходимостью писать портреты, считал их обузой, кабалой, задача которой – позволить обеспечивать семью, и мечтал о том, чтобы отдать свои силы серьезному, «настоящему» искусству.

На подступах к живописи

Работать с портретами Крамской начал даже раньше, чем с собственно живописью дело иметь. В то время фотография только набирала популярность, и без ретуши не обходилось, в этом направлении и делал первые шаги Иван. Из маленького городка Острогожска ему помог вырваться случай в лице заезжего харьковского фотографа. Юноша состоял при нем в качестве ретушера и акварелиста. До того он успел окончить с отличием Острогожское училище и немного учился рисовать у местного иконописца.

Двадцать лет исполнилось Крамскому, когда он оказался в Петербурге, да там и остался. Нимало не смущаясь, подался прямиком в Императорскую Академию художеств. И с первого раза сдал экзамены и был зачислен. Может, не столь плохи дела в Академии были, раз разночинец без гроша в кармане мог прийти с улицы и поступить? Впрочем, о пропитании Крамскому думать очень даже приходилось, и здесь кстати пришлись навыки обработки фотографий. Его взял в одно из первых российских фотоателье бывший выпускник Академии художеств Андрей Деньер. Побывавшие в руках Крамского фотографии, казалось, начинают светиться. Очень скоро он прослыл «богом ретуши». Да, портреты Крамского не отпускали уже тогда. «Писать только портреты, сегодня, завтра и т. д., из года в год, и не видеть выхода – это может подействовать удручающе на талант. От этого положения я устал…» , – позже признается художник. Исследователи подсчитали, что он написал около 3 тысяч «голов».

Бунт 14-ти, Артель художников и Товарищество передвижных выставок

Крамской преподавал в Обществе поощрения художеств, причем как учитель оставил после себя добрую память и благодарных учеников. Илья Репин до конца своих дней говорил о нем с огромным уважением и любовью и прислушивался к его замечаниям. Организаторскими способностями Иван Крамской обладал великолепными. Именно он озвучил Совету Академии отказ 14-ти талантливых выпускников принимать участие в конкурсе на Большую золотую медаль. Медаль означала для победителя шестилетнее проживание в Италии на полном пенсионе заведения. Остальным участникам было гарантировано доходное место. Молодые амбициозные художники не пожелали описывать мифологический сюжет на заданную тему «Пир в Валгалле» (по скандинавской мифологии). Оскорбленные игнорированием их требований и вдохновленные новыми демократическими веяниями, бунтари под предводительством Ивана Крамского вышли из Академии и организовали независимую Артель художников. Она просуществовала восемь лет, хотя сам Крамской считал, что расцвет был достигнут на пятый год, дальше дело неотвратимо близилось к упадку.

Артель создавалась по принципу коммуны (явно читается влияние романа Чернышевского «Что делать?»). Однако на деле пришлось столкнуться с множеством бытовых неурядиц. Успешные живописцы не желали отдавать часть своих доходов в общую кассу, совместное проживание тоже вылилось в множество бытовых столкновений, жены художников переругались первыми. А тот факт, что многие продолжали так или иначе сотрудничать с Академией, Крамскому на тот момент казался предательством. Он еще не знал, что в будущем в предательстве соратники будут упрекать его. Артель все менее оказывалась похожей на то идеальное сообщество, о котором мечтал Крамской. В 1870 году он покинул ее, и вскоре Артель художников распалась. Увлекшись идеями Мясоедова, Крамской стал одним из организаторов Общества передвижных выставок, оказавшего огромное влияние на развитие живописного движения в России.

Воплощенный сон Веры Павловны

Внезапная «Неизвестная» и портретное проклятье

Придерживаясь демократической идеологии, провозглашая идейность искусства, Крамской в своих картинах это не особо отражал. При этом в его искренности сомневаться не приходится (опять «да, но»). На 11-й выставке передвижников Репин показал свой «Крестный ход», энциклопедию русской действительности. Маковский изобразил городскую бедноту в «Свидании» и «Выговоре», Суриков написал опального Меньшикова в ссылке. А что же Крамской? Да как вообще сюда затесалась эта роскошная дама?

Если бы Крамской не стоял у истоков Артели художников и Товарищества передвижных выставок, если бы не были известны его демократические взгляды, если бы не его скандальная женитьба на «падшей женщине», имела бы шанс эта картина оказаться на передвижной выставке? Впрочем, несмотря на «благонадежность» Крамского, картина вызвала бурю негодования у его товарищей. «Кокотка в карете» , – сказал, как отрезал, критик Владимир Стасов. Самая большая загадка Крамского, раскрыть которую до конца не удастся, — об этом и название говорит. Но глядя на нее – а от «Неизвестной» не хочется отводить глаз – нет-нет, да и подумаешь: а что бы писал Крамской, если бы не необходимость зарабатывать на хлеб насущный и не идеология, в рамки которой он стремился втиснуть свою жизнь?

Чем более популярным становился Крамской, тем громче слышалась хула товарищей. А уж когда ему заказали портреты членов царской семьи… Крамского называли отступником, запродавшимся Академии (он предлагал рассмотреть варианты сотрудничества «академиков» и передвижников), ренегатом, предателем идеалов, погрязшим в роскоши. Даже любимые им красные чулки в упрек ставили! Выполнение портретов царских особ действительно позволило его семье выйти на более высокий уровень жизни. Но позволило ли самому художнику хоть на мгновение расслабиться? Отнюдь. Казалось, он очутился в беличьем колесе, и всё, что может, – это бежать еще быстрее. Деньги уходят, потребности семьи растут, возможности оставить необходимое и заняться желанным Крамской не видит. В отчаянье он пишет Павлу Третьякову: «Дело у меня дошло до боли, и я готов кричать «помогите». Дайте мне год жизни на пробу. Я хочу год художественной жизни, чтобы не быть вынужденным бегать за хлебом. Подумайте, дело терпит, хотя я уже изнемог» . Но желанный «год жизни» ему никто не предоставил.

Он не дожил два месяца до 50 лет, но выглядел под конец жизни немощным стариком, с горечью признавался, что от него все отвернулись, а сделать то, ради чего он был рожден, ему не удалось. Он страдал от сердечной болезни, в старости (это под 50 лет, «старость»!) в больших количествах принимал морфий, продолжал портретные сеансы, работая по 5-6 часов без передышки. Григорий Мясоедов безжалостно описывает происходящее таким образом: семья привыкла к роскоши, деньги шли без счета, детям требовалось все больше, и в итоге Крамскому «нужны деньги и деньги, нужно работать, нужно вспрыскивать морфий, нужно умирать…» . Умер он, не дописав последний портрет в своей жизни. По иронии судьбы, позировал ему известный врач Карл Раухфус. На пятом часу работы Крамской зашатался. Вскоре всё было кончено, и даже близость доктора ничем не могла помочь.

Биография художника Крамского И.Н.

Крамской Иван Николаевич – русский художник XIX века, признанный мастер портретной, пейзажной, жанровой и исторической живописи, а также художественный критик.

Семья и ранние годы

Родился 8 июня 1837 года в уездном городе Острогожске Воронежской губернии в семье, глава которой служил писарем. Должность эта по тем временам была довольно значительная, и в семье надеялись, что младший сын Иван пойдёт по стопам отца и деда. Во время учёбы Ивана на последнем курсе уездного училища у него умирает отец. Брат Михаил остался в семье за старшего. Отношения у братьев были напряжённые, к тому же надо было решать, как в дальнейшем зарабатывать на жизнь. Закончив в 12 лет уездное училище на отлично, Ивану пришлось продолжить семейную династию – он действительно стал писарем в Острогожской думе.

Тяга к творчеству

Но с ранних лет у Крамского проявлялся интерес к рисованию, который с годами оформился в непреодолимое влечение к творчеству. Обучившись необходимым приёмам ретуширования фотографических портретов у своего земляка, художника и фотографа Тулинова М.Б., молодой и активный Крамской искал своё место в жизни.

Читайте также  Картина "абсент", эдгар дега, 1876

В 16 лет он познакомился с фотографом Яковом Данилевским, который с полком драгун прибыл в Острогожск. Иван устроился к нему помощником ретушёра за два с половиной рубля в месяц. Талантливый художник и фотограф Данилевский научил юношу многому.

В 1856 году Иван поехал в Петербург, где устроился в популярный тогда фотосалон Александровского И.Ф., художника и фотографа.

Первые фотографы вручную раскрашивали снимки, дорисовывали какие-то детали кисточкой. Убрать недостатки и выправить тон кожи было необходимым условием и обязанностью фотографов, так что эту работу начинающего художника можно считать первыми шагами в творческой карьере.

Переезд в Петербург и начало учёбы

Но подправка фотоснимков не могла стать делом всей жизни, хотя молодого художника уже называли «богом ретуши». Тогда уже проснулся в нём талантливый портретист. Ивана пригласили в знаменитое фотоателье Деньера. Вся петербургская элита изъявляла желание, чтобы их снимки ретушировал именно Иван Крамской.

Но молодой талантливый художник мечтал учиться. Получить начальное художественное образование в своё время ему не удалось. Но опыт, приобретённый в фотомастерских, и уроки первых учителей Тулинова и Данилевского укрепили уверенность в себе. В 1856 году Иван Крамской поступил в Императорскую Академию художеств в класс Маркова А.Т. Здесь художник кроме живописи учился искусству подготовки картонов (вспомогательных рисунков) к росписи храмов, в частности храма Христа Спасителя в Москве.

Бунт 14-ти

Перед выпуском художник уже имел награды: Малые серебряную и золотую медали. Впереди была главная Большая золотая медаль и оплаченная поездка за границу – оставалось на конкурсе нарисовать картину на заданную тему. Однако, комиссия Академии предложила изобразить сюжет из мифологии Скандинавии, что возмутило студентов: это было несовременно, в обществе всё более популярным становился реалистический жанр и тематика изображения сцен из обыденной жизни. Из 15 участников конкурса 14 молодых художников подали прошение позволить им рисовать не мифический сюжет. Возглавил этот протест, названный бунтом 14-ти, амбициозный и вдохновлённый новыми веяниями Иван Крамской. Но студентам было отказано, и они гордо покинули зал, а вместе с тем и стены родной Академии.

Женитьба

С будущей женой Крамской познакомился 22-летним молодым человеком, пылким и романтичным. Красавица Софья была сожительницей одного женатого художника. Тот вскоре уехал с законной супругой за границу, а Крамской не мог оставаться равнодушным к недвусмысленной ситуации и положению брошенной женщины. Он предложил Софье стать его женой. Так сложилась счастливая пара, супруга всегда была поддержкой и помощницей Крамского и родила ему 6 детей.

Период артели свободных художников

Покинувшие Академию художники организовали «Петербургскую артель художников», независимое объединение, просуществовавшее восемь лет. Живописцы копировали известные полотна, выполняли портреты на заказ, иллюстрировали книги. Иван Крамской кроме этого занимался финансовой стороной жизни артели, а также брал учеников. Впоследствии ставший знаменитым Илья Репин стал одним из них. С 1863 года в течение пяти лет Крамской преподавал в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников.

В 1865 году И.Н. Крамской по приглашению своего учителя Маркова А.Т. активно участвовал в росписи Храма Христа Спасителя в Москве.

В 1869 году живописец отправился в поездку по Европе с целью знакомства с работами западных мастеров. Впрочем, о большинстве экспонатов европейских музеев Крамской впоследствии отозвался прохладно и своё впечатление от всего, что видел, характеризовал как подавляющее.

Артель создавалась как идеальное сообщество товарищей, коммуна и способ выжить – снимать жильё большой группой было гораздо дешевле. У каждого здесь были отдельные комнаты с мастерскими. Но тесное совместное проживание на деле не так романтично, как в мечтах. Жёны переругались, более успешные живописцы стали отказываться делиться доходами, возникали бытовые неурядицы и столкновения по мелочам. Максималист Крамской к сотрудничеству некоторых членов артели с Академией отнёсся как к предательству и в 1870 году первым покинул её. Вскоре разбежались и остальные.

Общество передвижных выставок

В 1870 году живописец вместе с художниками Саврасовым, Перовым и Мясоедовым основал Товарищество передвижных выставок. Основной целью объединения была популяризация искусства путём устройства художественных выставок в провинции. Это должно было способствовать развитию интереса к живописи со стороны общества, а также значительно облегчать сбыт художниками своих произведений и поиск заказов. Кроме того, передвижники позиционировали себя как противники академического искусства.

В 1871 году состоялась первая выставка передвижников. Представленная Крамским картина «Русалки» с мистическим сюжетом имела успех у художников, публики и критиков и была приобретена Третьяковым для своей галереи. С этого времени Крамской активный участник передвижных выставок.

Галерея

Жизнь ставила перед Крамским задачу — картинами зарабатывать на хлеб и на потребности растущей семьи. Отчасти, поэтому в галерее художника огромный список портретов, в том числе членов царской семьи. Как портретист Крамской достиг вершин мастерства и создал немало общепризнанных шедевров. Среди его работ портреты: императора Александра III и членов императорской семьи, писателя Некрасова, доктора Боткина, Павла Третьякова, художников Репина, Айвазовского, Куинджи, Савицкого, писателя Льва Толстого и многих других известных личностей, родных художника, а также простых русских людей.

Наиболее известные картины живописца:

  • «Христос в пустыне» (1872)
  • «Книги одолели» (1872)
  • «Девушка с распущенной косой» (1873)
  • «Автопортрет» (1874)
  • «Девушка с кошкой» (1882)
  • «Неизвестная» (1883)
  • «Неутешное горе» (1884)
  • «Дети в лесу» (1887)

Во всех своих портретных работах Крамской достигает чёткого выделения образа человека, его оживления с помощью нейтрального фона и мастерски расставленных акцентов на лице, причёске, руках персонажа, деталях одежды. Такой приём позволяет зрителю сосредоточиться на личности героя картины, составить его психологический портрет, не отвлекаясь на детали.

В своих великолепных пейзажных работах, которых не так много, художник применил собственные находки с цветом и светом и вывел жанр на чрезвычайно реалистичный уровень.

Последняя работа – прерванная кисть

Напряжённый режим жизни художника не мог не сказаться на состоянии его здоровья. Сергей Боткин лечил Крамского от грудной жабы (аневризма сердца), приходилось делать уколы морфия, досаждал и выматывал художника постоянный, сильный сухой кашель.

В 1887 году живописец, уже совершенно уставший и больной, загнавший сам себя в угол постоянной многочасовой работой, приступил к портрету известного профессора медицины К.А. Раухфуса. Но профессия позировавшего, к сожалению, ничем смогла помочь, когда художнику вдруг стало плохо. Портрет остался неоконченным.

Смерть Крамского оборвала полёт его кисти, оставившей миру сотни искренних полотен чистой формы, гордость русской художественной школы и русского реализма в живописи.

«Неизвестная» Крамского – таинственный образ незнакомки

Лунная ночь глазами Крамского

Духовные изыскания Крамского и их отражение на полотне «Христос в Пустыне»

Иван Крамской: бунтарь, идеолог передвижничества и выдающийся портретист

Художник Иван Крамской внёс неоценимый вклад в культуру. Он был бунтарём от искусства, идеологом передвижничества, советником коллекционера Павла Третьякова, создавшего знаменитую на весь мир Третьяковскую галерею. Ученик Крамского Илья Репин стал знаменитым художником. В этом году 27 мая Ивану Крамского исполнилось 180 лет со дня рождения. В музее им. И. Н. Крамского, названного в честь живописца, хранится живопись и графика художника. В основной экспозиции музея представлены шесть живописных произведений Крамского. Одна из самых интересных работ – портрет жены и дочери художника. Эту картину Крамской так и не успел завершить.

Будущий идеолог передвижников родился 27 мая 1837 года в Острогожске в семье писаря. Иван Крамской окончил уездное училище, нашёл работу ретушёром у своего земляка фотографа Михаила Тулинова. Акварелью он подправлял портреты людей на снимках. Из родного города Крамской уехал работать в Харьков, а в 19 лет он переехал в Петербург. Спустя год после работы в фотоателье в 1857 году он с первого раза поступил в Академию художеств.

Иван Крамской «Автопортрет», 1867

Крамской был одним из самых талантливых учеников. За картину «Моисей источает воду из скалы» он получил малую золотую медаль. Однако и Крамскому, и другим ученикам Академии хотелось больше свободы. Когда им предложили конкурсную тему «Пир в Валгалле» (автор лучшей картины получал большую золотую медаль и возможность поехать в Париж), студенты отказались и подали прошение, чтобы каждому разрешили разрабатывать свою тему. Совет Академии отказал. Тогда 14 лучших выпускников во главе с Крамским покинули Академию и основали первую в России Артель свободных художников, просуществовавшую до 1871 года. Это событие вошло в историю искусства как «Бунт четырнадцати».

— Интересно, что в 1863 году в России произошёл «Бунт четырнадцати», во Франции же в том же году состоялась первая выставка импрессионистов, — отмечает зав. экспозиционным отделом музея им. И. Н. Крамского Ольга Рябчикова. – Они же тоже были бунтарями и были против академической системы. Художники и Франции, и России начинали тянуться к свету, к большей свободе в творчестве.

В 1870 было создано «Товарищество передвижных выставок», основным организатором которого был Иван Крамской. Он отстаивал взгляды о высокой общественной роли художника, принципы реализма и национальности искусства. Товарищество проводило передвижные выставки и вело просветительскую деятельность. В него входили известные художники того времени: Васнецов, Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и другие.

Иван Крамской «Портрет леди». 1881

— Крамской во многих своих взглядах опередил время, — говорит Ольга Рябчикова. – Например, у него был интересный подход к системе художественного образования. Он считал, что не нужны академии и училища, а стоит создавать мастерские художников, к которым будут приходить те, кто хочет учиться именно у этих мастеров.

Читайте также  Жан огюст доминик энгр - биография и картины

Иван Крамской был выдающимся портретистом, одним из лучших своего времени. У него было множество заказов. Так, Павел Третьяков заказал ему создать галерею изображений выдающихся людей, среди которых были Лев Толстой, Николай Некрасов, Александр Грибоедов, Михаил Салтыков-Щедрин и другие. Из-за большого количества заказов у художника не так много времени оставалось, чтобы писать «для души». Некоторые работы он не успел закончить. Среди них «Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника, и Софьи Ивановны Крамской, дочери художника». Картину можно посмотреть в основной экспозиции музея им. И. Н. Крамского.

Иван Крамской «Портрет жены и дочери художника», 1875

Со своей будущей супругой Крамской познакомился в Петербурге, когда уже заканчивал обучение в Академии художеств. Девушка попала в неприятную историю. У неё был роман с женатым художником, который позорно сбежал за границу со своей законной супругой, оставив Софью на произвол судьбы. Конечно, в обществе её осуждали, но Крамской так сильно был в неё влюблён, что его не волновало мнение окружающих. Художник в 1862 году женился на Софье.

Художник с супругой Софьей

Брак был счастливым, супруга во всём поддерживала художника. Она подарила мужу шестерых детей. К несчастью, двое сыновей Крамских умерли в детстве. Картину «Портрет жены с дочерью» художник начал писать после их смерти в 1875 году. Эту работу живописец не успел закончить, проработаны только фигуры, а фон остался не дописанным.

— Этот портрет он упоминает в письмах, что никак не может его докончить, всё некогда, — говорит Ольга Рябчикова. – В какой-то степени большой поток заказов мешал художнику, хотя ему надо было содержать семью, он очень хорошо зарабатывал, смог приобрести дачу.

В последние годы жизни Иван Крамской был болен аневризмой сердца. Художник умер 5 апреля 1887 года за работой над портретом доктора Раухфуса. Могила Крамского находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

7 интересных фактов об Иване Крамском

1. На первый выставке Товарищества передвижников Иван Крамской представил картину «Русалки» в 1871 году. Она написана по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Для работы над картиной Крамской уехал в село Хотень Харьковской губернии. «Русалок» купил Павел Третьяков.

Иван Крамской «Русалки», 1871

2. Лев Толстой сдала Ивана Крамского прототипом художника Михайлова, которому Вронский в пятой части романа «Анна Каренина» заказывает портрет Анны. Писатель познакомился с живописцем, когда Крамской приехал в село Козловку-Засеку неподалеку от Ясной поляны для работы над портретом Толстого. Во время сеансов они вели беседы об искусстве и жизни. Писатель привлёк художника своей энергией, умом и простотой внешнего облика. «На гения смахивает», — говорил о нём Крамской. Личность художника тоже впечатлила Льва Николаевича.

Иван Крамскйо «Портрет Льва Тольстого», 1873

3. В храме Христа Спасителя в Москве купол украшает роспись «Отчество» Ивана Крамского. Главный архитектор храма Константин Тон поручил роспись профессору Алексею Маркову из Академии художеств. За роспись купола он должен был получить 75 тысяч рублей. Марков в помощники взял своего ученика Евграфа Сорокина. Правда его вариант росписи привёл Маркова в ужас, тогда он предложил продолжить работу еще одному своему ученику – Ивану Крамскому, заплатив ему всего десять тысяч рублей. Объём работы был огромный, поэтому Крамской пригласил себе в помощники двух товарищей-художников. Роспись получилась грандиозной. К сожалению, 5 декабря 1931 большевики взорвали храм, чтобы на его месте построить Дворец Советов. Оригинальная роспись Крамского была уничтожена. Когда же в 1988 году началось воссоздание храма Христа Спасителя, «Отечество» было восстановлено по эскизам художника.

4. О картине Крамского «Христос в пустыне» 1872 года Лев Толстой писал: «Это лучший Христос, которого я знаю». Над этим произведением художник работал более пяти лет. Крамской говорил: «Это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она – итог многолетних исканий…». На полотне Христос изображен во время 40-дневного постав в пустыне после своего крещения. Крамской хотел запечатлеть нравственный выбор, неизбежный в жизни каждого человека. В одинокой фигуре, сидящей среди холодных серых камней, чувствуется не только задумчивость и усталость, но и готовность сделать первый шаг на пути к Голгофе. Столь человеческий образ Христа в то время мог восприниматься как кощунство. «Христа в пустыне» Павел Третьяков по тем временам купил за баснословные деньги – шесть тысяч рублей.

Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872

5. Пожалуй, одна из самых знаменитых картин Крамского – портрет «Неизвестная». Произведение было написано в 1883 году. На картине изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Невскому проспекту. Кто эта особа, изображённая на портрете, художник оставил тайной. Даже в его письмах и дневниках нет никаких упоминаний. Красавица, смотрящая на зрителей свысока, одета по последней моде: шляпка «Франсиск» с пером, отделанное собольим мехом пальто, золотой браслет… Все эти вещи стоили недёшево. Кстати, в светском обществе того времени считалось неприличным надевать столь модные наряды, да ещё и выставлять их напоказ, поэтому внешний вид женщины намекал на её «лёгкое» социальное положение. Возможно, по этой причине Павел Третьяков, который воспитывался в семье со строгими взглядами, не стал покупать картину. Живописец продал картину мелкому коллекционеру. «Неизвестная» долго кочевала от одного владельца к другому. И только в 1925 году она оказалась в Третьяковке.

Иван Крамской «Незнакомка», 1883

6. За картину «Христос в пустыне»Совет Академии художеств решил присудить Крамскому звание профессора. Но художник отказался, желая оставаться независимым от Академии.

7. Дочь художника Софья Крамская тоже стала живописцем. Она работала во многих жанрах, была графиком, миниатюристом, акварелистом. Крамской, разглядев талант в дочери, много занимался с ней сам. Софья вышла замуж за юриста финляндского происхождения Георгия Юнкера. Она продолжала заниматься живописью, участвовала в выставках. Художница стала настолько знаменитой, что в 1890-1900 годах ее пригласили для написания портретов царской семьи. На протяжении многих лет Софья вместе с братьями заботилась об Острогожской художественной галерее, передала в дар много своих работ (правда, во время пожара в 1942 году большая часть коллекции погибла). В 1930 году Софью арестовали по статье за контреволюционную пропаганду. Ее отправили в ссылку в Красноярск. В 1932 году ее освободили по состоянию здоровья, она вернулась домой. Через год она умерла в возрасте 66 лет.

Этот портрет отца Софья написала незадолго до его смерти

КСТАТИ
В Острогожске сохранился домик, где жил художник

В Острогожске сохранился дом (ул. Маршака, 14), где провёл детство Иван Крамской. С белёными стенами под камышовой крышей он сразу же выделяется среди остальных построек. В нём сохранено расположение комнат и восстановлены детали быта. В музее представлены материалы, посвящённые острогожскому периоду жизни художника. В родном городе он провёл 16 лет. В Острогожском историко-художественном музее им. И. Н. Крамского (бульвар Крамского, 4) можно посмотреть экспозицию о петербургском периоде художника. В экспозиции есть графические, в основном ученические работы Крамского, его учеников и друзей.

Дом, в котором художник провел детство

Художник Иван Крамской (1837 — 1887)

Художник Иван Николаевич Крамской — выдающийся русский мастер живописи, который жил и творил во второй половине девятнадцатого века. Он не просто живописец – это один из основоположников движения художников-реалистов в русском и мировом искусстве.

Поскольку Иван Николаевич стоял у истоков критического реализма, возникла очень соблазнительная идея представить художника, как живописца-революционера, который возглавил бунт в Академии художеств, выступил против библейской живописи и, соответственно, реакционного царского строя. Всё это политиканство. И не более того. Истина, как всегда, находится где-то посередине.

Биография художника Ивана Крамского

Художник Иван Крамской родился 27 мая 1837 года в Воронежской губернии, вблизи города Острогожска, в семье мещанина. С отличием окончил реальное училище, однако поступить в гимназию не смог – в 1849 году умер отец мальчика и семья жила очень скромно. После окончания реального училища Иван некоторое время подрабатывал в Городской думе. Именно в Городской думе он увлекся сначала каллиграфией, а затем и живописью.

Желание рисовать было так великого, что Иван постоянно просил у старшего брата помощи – брат мог устроить его учеником к какому-нибудь местному живописцу. Этими просьбами он досаждал старшему брату целых два года и, в результате, был определен на учебу к одному из воронежских живописцев. В иконописной мастерской Иван Николаевич трудился не долго – сбежал. Впоследствии он вспоминал, что в иконописной мастерской к живописи его не допускали, а использовали как помощника по хозяйству – принести, отнести, помыть.

После побега молодой Крамской познакомился с М.Б. Тулиновым, который был страстным любителем живописи и зарождающейся фотографии. Некоторое время Иван Николаевич жил у Тулинова, а потом перебрался в Харьков и устроился ретушером в фотомастерскую Я.П. Данилевского. В этот период будущий художник увлекся чтением, начал изучать теорию живописи и теорию искусства.

Христос в пустыне

Крамской проработал в Харькове три года и решил поступить в Академию живописи.

Жизнь в Петербурге оказалась совсем не дешевой и заработанные в Харькове деньги быстро закончились. Крамской решил совмещать учебу в Академии и работу ретушером в фотомастерской. Совмещение оказалось успешным – молодой художник смог снять небольшую (по меркам девятнадцатого века) квартиру из трех комнат на Васильевском острове. Именно эта квартира стала местом практически ежедневного сбора студентов-однокурсников, местом жарких дискуссий и амбициозных мечтаний о будущем.

Читайте также  Описание картины "лунная ночь. купальня в феодосии", айвазовский, 1853

Обучение Крамского в Академии проходило достаточно успешно. За работу «Смертельно раненный Ленский» в 1860 году студент Крамской получил вторую серебряную медаль, в 1861-1862 годах за картину «Молитва Моисея по переходе израильтян через Чёрное море», семь портретов, картину «Поход Олега на Царьград» и две большие копии с картин Я. Капкова и П. Петрова (картины на религиозные темы) был представлен ко второй золотой медали.

В 1862 году Крамской был принят на должность преподавателя в школу Императорского общества поощрения художеств.

Для завершения обучения в Академии следовало исполнить программу на получение Первой золотой медали. Первая золотая медаль позволяла художнику получить классный чин и государственную пенсию для командировки за границу с целью развития и изучения живописи.

Однако, в 1863 году совет Академии выработал новые правила для студентов, желающих получить Первую золотую медаль. Условия были настолько тяжелыми (просто невыполнимыми), что 14 человек из числа выпускников под предводительством Ивана Крамского обратились в Совет с просьбой освободить их от участия в конкурсе. Именно с просьбой. Не с требованием или революционным воззванием.

Оскорбленный еврейский мальчик

Так возникла легенда о «Бунте четырнадцати». Впрочем, нежелание участвовать в конкурсе стало вызовом и возмутило руководство Академии. Но было ли это бунтом?

Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море

Студенты были выпущены из Академии без звания классного художника, что существенно осложняло будущую жизнь молодых живописцев. И Крамской предложил создать «Петербургскую артель художников» — такое сообщество молодых живописцев с кассой взаимопомощи и обязательными отчислениями в кассу с каждой проданной работы установленного товарищами процента.

Крестьянин с уздечкой Мина Моисеев

Иван Николаевич с огромным желанием занимался делами артели, но сообщество очень скоро распалось – один из товарищей начал хлопотать перед Академией о выделении персонально ему пенсии для поездки за границу. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. Некрасивая получилась история. Нужно сказать, что Крамской был не только идейным вдохновителем артели, но и основным её меценатом – известно, что только в 1869 году он внес в кассу артели более 3 000 рублей. Получалось, что он содержал художников, которых считал единомышленниками, а товарищи находились в артели исключительно из-за материальной выгоды и при получении большей выгоды с легкостью из артели уходили.

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника

Крамской сам вышел из артели и вскоре это сообщество художников распалось.

В 1870 году было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок». И одним из организаторов этого общества, как вы уже догадались, стал Иван Николаевич Крамской, который был не только создателем – он просто душу вложил в Товарищество.

Девушка с распущенной косой

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника

Умер художник 25 марта 1887 года. Писал портрет доктора Раухфуса, вдруг замер, и упал. Прибывший врач констатировал смерть великого художника.

О работах художника я рассказывать не буду – некоторые из них я вам покажу.

Иван Крамской — чудо, гений великий, что ни скажи, всё будет мало! А картины трогают до самой глубины души, и хочется говорить и говорить, вспоминая как ему, молодому художнику работалось над полотнами: «Христос в пустыне» — это моя первая вещь, над которой я работал серьёзно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною… она — итог многолетних исканий…». Каково?! А как высоко оценил восхитительную портретную живопись Крамского Репин: «Главный и самый большой труд его — это портреты, портреты, портреты. Много он их написал и как серьезно, с какой выдержкой! Это ужасный, убийственный труд! Могу сказать это по некоторому собственному опыту. Нет тяжелее труда, как заказные портреты! И, сколько бы художник ни положил усилий, какого бы сходства он не добился, портретом никогда не будут довольны вполне».
И этому непревзойденному таланту было отпущено всего 50 лет жизни, господи, как немилосердно мало!
Преогромное спасибо за добротный и очень интересный труд ваш в целом, и в плане справедливой оценки отдельных эпизодов жизни Крамского художника и человека! Браво! И чудный подбор картин! Стыдно сказать, но картина «Пасечник», как-то выпала из моего поля зрения, а как она мне понравилась! Летнее солнечное утро, и колоритная, почти сказочная фигура пасечника, человека верующего, аккуратного, хозяйственного и очень терпеливого, ожидающего, когда пчелки соберут взяток с цветов, чтобы затем скосить лишние травы!
Два роскошных поста, что так украсили вашу картинную галерею! СПАСИБО!

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.

Художник Frits Thaulow (1847 – 1906). Течёт река

Галерея работ Фрица Таулова — одного из самых знаменитых норвежских художников-пейзажистов.

Далее 20.10.2020

Художник Thomas Schaller. Акварели

Акварельный архитектурный пейзаж современного американского художника Томаса Шаллера. Художник Томас.

Далее 20.10.2020

Художник Antonio Rotta (1828 – 1903). Итальянский академизм

Галерея работ итальянского художника Антонио Ротты – одного из ярчайших представителей итальянского.

Далее 19.10.2020

Художник Heinrich von Angeli (1840 — 1925). Мастер жанровой и портретной живописи

Жанровые сюжеты и портреты австрийского художника, придворного живописца, профессора Венской академии.

Иван Крамской: жизнь и творчество художника

Иван Крамской (27 мая [8 июня] 1837, Острогожск — 24 марта [5 апреля] 1887, Санкт-Петербург) — русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.

Содержание

Биография Ивана Крамского

Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в городе Острогожске Воронежской губернии, в семье писаря.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе. С 1853 года стал ретушировать фотографии.

Земляк Крамского М. Б. Тулинов в несколько приёмов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты», затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского. В 1856 году И. Н. Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известной в то время фотографии Александровского.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

Творчество Крамского

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В 1863—1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 году Крамской получил звание академика.

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал взгляд о высокой общественной роли художника, принципов реализма, моральной сущности и национальности искусства.

Иван Николаевич Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей (таких как: Лев Николаевич Толстой, 1873; И. И. Шишкин, 1873; Павел Михайлович Третьяков, 1876; М. Е. Салтыков-Щедрин, 1879 — все находятся в Третьяковской галерее; портрет С. П. Боткина (1880) — Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» (1872, Третьяковская галерея).

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период „Последних песен“», 1877—1878; «Неизвестная», 1883; «Неутешное горе», 1884 — все в Третьяковской галерее.

Демократическая ориентировка работ Крамского, его критические проницательные суждения об искусстве, и настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

Интересные факты из жизни художника

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы».

До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы, и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему, по своему желанию.

Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».

Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!»

9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».

В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. В. Петров.

Ушедшие из Академии художники образовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: