Константин алексеевич коровин, картины с названиями и описанием, биография - JEKATERINBURG.RU

Константин алексеевич коровин, картины с названиями и описанием, биография

Константин Коровин

К онстантин Коровин уже в 1880-х годах увлекся новым для России живописным течением, и его работу «Портрет хористки» называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Кроме импрессионистских пейзажей и натюрмортов художник создавал театральные декорации и оформлял павильоны для всероссийской и международной выставок, а также писал рассказы и мемуарные очерки.

«И вот я в мастерской Школы живописи»

Константин Коровин родился в 1861 году в Москве в доме своего деда Михаила Коровина — купца первой гильдии, владельца ямского извоза. Отец будущего художника получил университетское образование, однако не унаследовал деловых качеств главы семейства и после смерти Михаила Коровина разорился. Семье пришлось переехать в подмосковную деревню Большие Мытищи. В деревне мальчику нравилось, там он впервые стал замечать красоту природы.

Воспитанием детей в семье занималась мать. Она много рисовала акварелью и играла на арфе. Коровин вспоминал: «Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки — зиму, море, — такие, что я улетал куда-то в райские края. Отец мой тоже рисовал карандашом. Очень хорошо, говорили все — и Каменев, и Прянишников. Но мне больше нравилось, как рисовала мать».

В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вскоре он перевелся на живописное отделение — в пейзажный класс Алексея Саврасова.

У знаменитого мастера пейзажа Коровин учился передавать через краски природы ощущение жизни. Позже молодой художник говорил, что пейзаж нельзя писать только за то, что он красив: «в нем должна быть история человеческой души». В творческих кругах отмечали связь работ Константина Коровина и Алексея Саврасова, особенно она была заметна в пейзажах Коровина 1870-х годов «Ранняя весна» и «Последний снег». Живописец и искусствовед Игорь Грабарь в 1909 году писал: «Коровин — автор первой Весны, появившейся после саврасовских грачей. Все то невероятное количество последних снегов, мартов и ранних весен, которыми так богата русская живопись последних пятнадцати лет, ведет свое начало, несомненно, от Коровина».

Из-за тяжелой болезни Алексей Саврасов оставил училище. После его ухода Коровин поступил в петербургскую Академию художеств, но не проучился там и месяца: молодого художника угнетали «условность и серьезничанье по поводу несерьезного». Он вернулся в училище и попал в мастерскую Василия Поленова, который возглавил пейзажный класс.

Поленов познакомил учеников с искусством импрессионистов. В 1883 году Коровин, увлекшись новым художественным течением, написал «Портрет хористки», который впоследствии называли «первой ласточкой русского импрессионизма». Консервативные преподаватели училища не могли простить Коровину следование живописным новшествам — после окончания Школы он так и не получил звания классного художника.

Кавалер почетного легиона

Благодаря Поленову Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым, в 1884 году художник вошел в его Абрамцевский кружок. Здесь он попробовал себя как театральный декоратор: оформил домашний спектакль «Снегурочка» по пьесе Александра Островского, работал над декорациями для опер «Аида», «Лакме», «Кармен».

В 1892 году Коровин уехал во Францию, где провел почти год: изучал современное французское искусство. Вернувшись в Россию, он вместе с Валентином Серовым отправился в путешествие на Север. Художники побывали в Мурманске, Архангельске, на побережьях Северной Двины и на Новой земле, заезжали в Швецию и Норвегию. Заполярье очаровало Коровина. Он говорил: «Какой чудесный край, Север Дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей…» Под впечатлением от поездки художник создал свои знаменитые «северные» работы: «Архангельский порт на Двине», «Мурманский берег», «Зима в Лапландии», «Пристань на Севере», «Ручей св. Трифона в Печенге» и другие.

В 1896 году Константин Коровин получил от Мамонтова заказ спроектировать и оформить павильон «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Эскизы Коровина одобрил Василий Поленов: «Северный павильон с Константиновыми фресками чуть ли не самый живой и талантливый на выставке». Для Всемирной выставки в Париже в 1900 году Коровин оформил Кустарный отдел Русского павильона: с помощью живописца Николая Клодта он создал 30 панно с изображениями Сибири, Средней Азии и Крайнего Севера.

В начале XX века художник создавал декорации к операм, балетам и драматическим спектаклям, делал эскизы костюмов. Коровин оформлял постановки Мариинского театра в Петербурге, Большого театра в Москве и театра Ла Скала в Милане.

Отдельное место в творчестве Константина Коровина занимал Париж. Художник создал множество пейзажей французской столицы, среди них — «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж. Утро», «Ночная улица. Париж» и другие. Коровин имел большой успех во Франции: он стал кавалером Почетного легиона и за свои работы получил несколько золотых и серебряных медалей.

В 1910-е годы Коровин увлекся натюрмортом — и в этом жанре он был верен импрессионизму. В работе «Розы и фиалки» художник запечатлел цветы у окна, за которым виднеется ночной Париж. Контуры предметов на полотне размыты, импрессионист создал изображение из дробных мазков разной формы — пятен, росчерков, зигзагов.

Не только художник, но и литератор

В годы Первой мировой войны Константин Коровин болел. Он уехал лечиться в Севастополь. Мастер считал, что даже в тяжелые годы он должен продолжать прославлять красоту. На его пейзаже «Севастополь зимой» о войне напоминает только боевой корабль. В 1916 году Коровин писал: «Я думаю, что после войны искусство очень поднимется и очень будет нужно человеку как символ лучших чувств жизни и радости».

Однако революция нарушила душевное равновесие русского импрессиониста. Его избрали в Комиссию художников при Комиссаре над бывшим Министерством Императорского двора, он стал членом коллегии художников театра, вошел в состав Отдела пластических искусств и получил еще несколько должностей. Но все это Коровина тяготило. В одном из писем он писал: «Боже, как надоела политика!». Как только появлялась возможность, художник уезжал из Москвы — сперва в ярославскую деревню Охотино, затем на берег тверского озера Удомля, где когда-то работал Исаак Левитан. Вдали от столицы Константин Коровин писал вечерние интерьеры.

К 60-летию со дня рождения Коровина, в 1921 году, Главный политико-просветительский комитет устроил выставку его работ. На следующий год в Третьяковской галерее открылась ретроспективная экспозиция полотен художника. Однако с каждым годом Коровину становилось труднее жить в России.

В конце 1922 года художник получил разрешение, чтобы уехать за границу — для лечения и проведения персональной выставки. Однако в СССР он не вернулся. Сначала мешали материальные проблемы, потом тяжело заболела жена Коровина. Последние 16 лет жизни художник провел в Париже. Здесь в моду вошли новые направления живописи, и работы художника-импрессиониста продавались плохо, их покупали в основном старые знакомые. Коровин зарабатывал тем, что публиковал свои воспоминания в русской эмигрантской прессе. К 70 годам художник практически полностью потерял зрение. Он диктовал свои мемуары, а потом и рассказы. Коровин оказался настоящим мастером слова, о его рассказах знакомые художника отзывались с восторженным удивлением. Федор Шаляпин говорил: «Знаешь, Константин, я удивляюсь, как ты это пишешь. Черт тебя знает, кто ты такой? Откуда это взялось?»

В 1939 году, через 10 дней после начала Второй мировой войны, Константин Коровин умер от сердечного приступа. Похоронили художника во Франции на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Константин Коровин. Биография. Воспоминания (10)


Коровин Константин Алексеевич — 150 лет со дня рождения. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) на Крымском Валу (в здании ЦДХ) представляет обширную выставку произведений Константина Коровина. Эта выставка посвящена 150-летию со дня рождения художника. Я продолжаю свой рассказ о жизни и творчестве известного русского живописца Константина Алексеевича Коровина.

Федор Иванович Шаляпин. 1890-е

Коровин и Шаляпин

Работая в Русской частной опере, Коровин на всю жизнь подружился с великим русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным. Дружба Константина Алексеевича Коровина и Федора Ивановича Шаляпина началась со встречи на Всероссийской художественной и промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и продлилась более 40 лет. Художника и певца сначала связывала совместная деятельность в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а затем – служба в Императорских театрах.

Читайте также  Картины, биография: серов валентин александрович

Ф.И.Шаляпин с пойманной им рыбой. 1900-е

Ф.И.Шаляпин и К.А.Коровин в Охотине. 1900-е

Друзья навещали друг друга, живя по соседству на дачах – в Ратухине и Охотине Владимирской губернии. Интересными встречами, веселыми историями и забавными эпизодами наполнены их воспоминания о совместно прожитой жизни.

В Охотине. 1910-е

У Шаляпиных в Ратухине. 1900-е

Дача «Саламбо»

В 1897 году Коровин приобрел небольшой участок земли у реки Нерль во Владимирской губернии (Охотино) и построил там дом, а в 1900-х купил дачу в Гурзуфе, назвав ее «Саламбо». Его жизнь отныне разделилась между Москвой, где он жил, Петербургом, куда часто наведывался для работы в театре, Крымом (Гурзуф, Ялта, Севастополь, Бахчисарай), деревней (преимущественно Охотино) и Европой.

Охотино. Интерьер. 1910-е

Константин Коровин. Терраса. 1915

Известен ряд портретов Шаляпина, написанных Коровиным. Один (1905 года)– создан в имении В.А.Теляковского Отрадино; другой (1911 года)– во время пребывания художника и артиста в Виши. В 1921-м Коровин исполнил последний портрет своего друга, перед его отъездом в эмиграцию.

Константин Коровин. Портрет Ф.И.Шаляпина. 1905

Из воспоминаний К.А.Коровина:

Однажды они (Шаляпин и Серов)… выдумали забаву. При входе ко мне в мастерскую был у двери вбит сбоку гвоздь. Василий всегда браво входил на зов, вешал на гвоздь картуз, вытягивался и слушал приказания. И вот однажды Серов вынул гвоздь и вместо него написал гвоздь краской на пустом месте, и тень от него.

– Василий! – крикнул Шаляпин.

Василий, войдя, по привычке, хотел повесить картуз на гвоздь. Картуз упал. Он быстро поднял картуз и вновь его повесил. Картуз опять упал.

Василий посмотрел на Шаляпина, на гвоздь, сообразил, в чем дело, молча повернулся и ушел.

Придя на кухню, говорил, обидевшись:

– В голове у их мало. Одно вредное. С утра все хи-хи да ха-ха. А жалованье все получают во какое!

Федор Иванович Шаляпин. 1920-е

И еще о Ф.И.Шаляпине:

Я не видел Шаляпина, чтобы он когда-либо читал или учил роль. И все же – он все знал, и никто так серьезно не относился к исполнению и музыке, как он. В этом была для меня какая-то неразгаданная тайна.

Исаак Ильич Левитан. 1890-е

Коровин и Левитан

С близким другом юношеской поры Исааком Левитаном Константина Коровина связывали общие творческие цели, поездки на этюды в Саввинскую слободу, походы на охоту, а также работа в мастерских Русской частной оперы С.И.Мамонтова. Талант обоих друзей выделял их среди остальных студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из воспоминаний Константина Алексеевича:

По окончании школы, 21 года юношей, я был приглашен, а также Левитан, Саввой Ивановичем писать декорации к опере — я писал декорации к опере «Аида», а Левитан к «Жизни за царя» Глинки. Декорация Левитана «Ипатьевский монастырь среди леса» была восхитительна и поэтична, а «Аида» сделана мной — с видом горячего солнца Египта, синими тенями и особенной яркостью красок и огромных форм — сделала крик и об этой постановке писали все московские газеты.

Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1890-е

Аполлинарий Михайлович Васнецов — брат художника Виктора Васнецова, друг Константина Коровина, пейзажист, автор картин на исторические темы.

Анна Яковлевна Фидлер, жена Коровина. 1900-е

В Русской частной опере Константин Коровин встретил свою будущую супругу Анну Яковлевну Фидлер. Венчание художника и певицы состоялось в 1897 году. В том же году у них родился сын Алексей. Бытует мнение, что брак был случайным, он был молод, она была хористкой в Харькове.

Константин Коровин. Бумажные фонари. 1898

Анна Яковлевна Коровина

Не подумайте, что художник изобразил ее на картине «Портрет хористки», вы ошибетесь. Анну Яковлевну вы можете увидеть на полотне «Бумажные фонари». В письмах и записных книжках Константин Коровин сетует на непонимание в семье, с женой. Тем не менее Анна Яковлевна перенесла с ним все тяготы жизни в эмиграции.

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев. 1890-е

Князь В.Н.Тенишев, занимая пост главного комиссара Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, пригласил Коровина оформлять выставку. За осуществленный комплекс работ художник был награжден двумя золотыми и семью серебряными медалями, а также получил звание кавалера ордена Почетного легиона от Правительства Франции.

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. 1900-е

Княгиня М.К.Тенишева, художник-эмальер, меценат и коллекционер, стремясь возродить крестьянские художественные ремёсла, пригласила в имение Талашкино Смоленской губернии известных художников и композиторов. Среди них С.В.Малютин, М.А.Врубель, Н.К.Рерих, Александр Н. и Альберт Н. Бенуа, М.В.Нестеров, К.А.Коровин, И.Е.Репин, скульптор П.П.Трубецкой, композиторы А.А.Андреев, И.Ф.Стравинский.

Константин Коровин. Портрет княгини М.К.Тенишевой. 1899

Возможно, там исполнен Константином Коровиным портрет княгини.

В.А.Теляковский

Коровин и Теляковский

Директор Императорских театров В.А.Теляковский в 1899 году пригласил Коровина возглавить театрально-декорационные мастерские Императорских театров Москвы и Петербурга. Сотрудничество Теляковского и Коровина почти сразу переросло в крепкую дружбу. Константин Алексеевич стал частым гостем имения Теляковских Отрадное.

Константин Коровин. Портрет Г.Л.Теляковской. 1905

Здесь им исполнены портреты Гурли Логиновны (жены Теляковского) и Федора Ивановича Шаляпина, любившего посещать этот дом.

Надежда Ивановна Комаровская в Гурзуфе. 1910-е

Надежда Ивановна Комаровская. 1910-е

Надежда Комаровская – драматическая актриса, близкая подруга Константина Коровина. Познакомившись с художником в 1907 году, Комаровская становится его постоянной спутницей в путешествиях. Она является автором воспоминаний «О Константине Коровине». Образ актрисы мастер запечатлел в ряде портретов.

Константин Алексеевич Коровин. 1930-е

Константин Коровин, мощный художественный темперамент которого не поддался соблазну западных течений, сыграл очень важную роль в русском искусстве. Чуткость и широта взгляда, с которыми он подходил к сути любого художественного произведения, придавали им глубину и необыкновенную свежесть.

Годы жизни Константина Алексеевича Коровина 1861 – 1939гг.

Мудрость Человечества

Константи́н Алексе́евич Коро́вин (23 ноября (5 декабря) 1861 года, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина

Родился в состоятельной купеческой семье. Дед — купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин.

В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.

Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

«Геммерфест. Северное сияние», 1894—1895

В 1894 году Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершил путешествие на Север. В результате появились пейзажи «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег».

Он совершил поездки в Париж в 1887, 1892 и 1893 годах, где познакомился с импрессионизмом.

«Ловля рыбы». Эскиз панно для павильона «Крайний Север» на Нижегородской ярмарке, 1896. ГТГ

В 1896 году К. А. Коровин оформил павильон «Крайний Север», построенный по его проекту на ярмарке в Нижнем Новгороде.

Эскиз костюма князя Игоря для постановки оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре. 1909

В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформил спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театра Ла Скала в Милане.

Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ).

В Париже К. Коровин увлёкся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).

Плакат «Жертвуйте жертвам войны. Дмитрий Донской». 1914

Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.

Читайте также  Святой лука пишет портрет богородицы, джорджо вазари, 1565

На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36-ти», Союза русских художников.

С 1901 года К. А. Коровин и В. А. Серов преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед С. П. Волков.

Дом Коровина в деревне Охотино, Переславский район

В 1902 году К. Коровин покупает у Саввы Мамонтова участок земли и строит дом в деревне Охотино. Сейчас это Переславский район Ярославской области. Чуть позже, часть земли, так называемую Ратухинскую пустошь, у него выкупает Фёдор Шаляпин, и по проекту Коровина также строит себе дом.

В воспоминаниях одного из его учеников, Н. М. Чернышёва, есть несколько эпизодов, которые дают представление о мировоззрении художника. Очень характерны слова, сказанные Коровиным Чернышёву в 1903 году во время болезни:

По-прежнему лёжа в постели, Константин Алексеевич взял мой эскиз, поставил его себе на живот и начал говорить.
«Прежде всего надо избегать литературности в живописи», — были его первые слова. Однако он нашёл в нём (эскизе) много сердечности, поэзии, «Сколько любви!» — восклицал он.
Я волновался, что утомляю больного, а он рассказывал о своей молодости, как трудно им жилось… Случалось, что они голодали, но упорно работали.
«Деньги — г…., — не раз ввёртывал он крепкое словцо. — Никогда не думайте о деньгах. Они сами к вам придут… Пишите больше вот, что здесь, на улице, у вас перед глазами, — говорил он, указывая на окно и обводя взглядом комнату. — Живите в своей комнате, окружённый красками, акварелью, пастелью. …Всем пишите, пробуйте себя во всём. Больше ешьте, будьте здоровым, весёлым, но всё для искусства. Лучше жить в норе и, терпя всякие лишения, наслаждаться своим искусством…
Знайте Веру, Надежду и Любовь, и во всех лишениях помните эти три.
Если одну из них забыл — погиб».

После октябрьской революции в России Коровин активно занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. С 1918 года художник жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка».

В 1923 году художник по совету А. В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.

Наряду с даром живописца, Константин Алексеевич обладал и незаурядным литературным талантом. Когда утрата зрения вынудила полностью отказаться от изобразительного искусства, художник продолжал писать рассказы.

Коровин скончался в Париже 11 сентября 1939 года.

Большое количество работ художника хранится в Русском музее.

Картины Коровина:

Статьи и воспоминания Константина Коровина

Биография Константина Коровина

Художник Коровин, Константин Алексеевич. Родился в Москве в 1861 году; происходит из богатых крестьян Владимирской губернии. В доме отца с детства встречался со многими художниками и под влиянием своего родственника, И.М. Прянишникова , с ранних лет вместе с братом Сергеем начал заниматься рисованием.

Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Саврасова и Поленова ; последний оказал на Коровина большое влияние. Долго работал в Париже, где выставил в «Салоне» картину «Au petit matin».

В Москве писал декорации для частной оперы С. Мамонтова, частью по эскизам Поленова и В. Васнецова , частью самостоятельно («Улица в деревне Берендеев» для «Снегурочки», часть декораций к «Аиде» и «Алой Розе»). В 80-х и начале 90-х годов Коровин выставлял у передвижников; к этому периоду принадлежат его картины: «Испанки у окна», «Фонари», «Хозяйка».

Когда Мамонтов, в 1894 году, снарядил экспедицию для исследования дальнего севера России, в ней принял участие Коровин, изучивший при этом природу, быт и архитектуру севера. К последующим годам относятся его картины «Зима в Лапландии» (1894), «На дальнем севере» (1894), «Гаммерфест» (северное сияние) (1898). По поручению Мамонтова, Коровин занялся устройством и декорированием «Северного павильона» на всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Павильон был построен Коровиным в стиле северных деревянных строений и послужил прототипом для последующей русской деревянной архитектуры нового стиля.

Внутри он был украшен рядом декоративных панно, изображавших жизнь и природу нашего севера, впоследствии перенесенных в здание вокзала Московско-Ярославской железной дороги. Коровину были поручены постройка и устройство русского кустарного отдела на парижской всемирной выставке 1900 года и декорирование сибирского и среднеазиатского павильона там же.

Успех построек и декоративных панно Коровина был огромный (теперь эти панно в музее Александра III в Петрограде). С 1900 года Коровин состоит постоянным художником при Императорских театрах и дал ряд театральных постановок удивительного богатства красок и силы («Дон Кихот», «Лебединое Озеро», «Дочь Фараона», «Руслан и Людмила», «Севильский цирюльник», «Аленький цветочек», «Хованщина», «Спящая Красавица», «Золотой петушок», «Царь Салтан» и другие).

В 1901 году преподавал в Московском училище живописи и в Строгановском училище (в Москве). Тонкий колорист, отличный декоратор, Коровин явился первым русским художником, объединившим живопись с архитектурой.

Он пишет мастерские пейзажи, в которых достигает большого живописного впечатления; кроме его северных пейзажей, выдаются его виды Парижа, например: «Boulevard des Capucines» (1898), «Cafe de la Paix ночью» (1905), «Boulevard des Italiens ночью» (1909), целая серия «Les feux de Paris» (1913), а также яркие южные пейзажи и этюды, например: «Татарская улица ночью» (1911), «Сад в горах» (1911), «Крым» (1914) и его интересные nature morte в дневном и ночном пейзаже.

Им исполнено несколько чрезвычайно интересных портретов, например: княгини Голицыной (1898), Шаляпина (1912), г-жи С. (1913). Он много занимался художественной промышленностью, давая рисунки кустарям для мебели, резьбы, майолики; по его рисункам была устроена «Чайная комната» на выставке «Современное искусство» (в Санкт-Петербурге, в 1903 году).

Большая часть картин Коровина — у частных крупных коллекционеров; в Третьяковской галерее — «Северная идиллия», «Неудача», «Зима в Лапландии», «Зимой», «Парижский бульвар ночью», «Сирень», «Девушка в саду», «Гаммерфест», «Испанский кабачок», «Татарская улица в Крыму» и несколько этюдов; в Румянцевском музее — «Тифлис», «В сарае»; в музее Александра III в Петрограде — «Эскизы декораций сибирского павильона на выставке 1900 года в Париже» и часть декоративных панно. –

См. «Московская галерея П. и С. Третьяковых»; А.Н. Бенуа , «Русская школа живописи»; 24 снимка с произведений К.А. Коровина

Произведения Константина Коровина 1920—1930-х годов

В собрании Ярославского художественного Музея хранятся двадцать живописных произведений и один рисунок замечательного русского художника Константина Алексеевича Коровина. Среди них есть ранние этюды, полотна периода расцвета его творчества, в том числе пейзажи Венеции, Марселя, эскизы к театральным постановкам в императорских театрах

Совершенно уникальный раздел ярославской коллекции — произведения последнего периода творчества Коровина. Музей располагает одиннадцатью полотнами, созданными художником после его отъезда из России в 1922 году. Последние 16 лет Константин Алексеевич жил сначала в Германии, затем — в Милане и, наконец, — в Париже, где и умер в 1939 году.

Эти картины поступили в музей в 1959 году из Франции, в те времена, когда связи с зарубежьем были почти невозможны, а передача в отечественные музеи произведений художника, который считался эмигрантом, было делом совершенно невероятным. Однако это случилось благодаря патриотизму, мужеству и душевной щедрости нашей соотечественницы — Гали Барбизан (Галины Николаевны Соловьевой, 1904— 1982). Она уроженка Ярославля, дочь известного в городе хирурга и организатора медицинской помощи, имя которого носит старейшая ярославская больница. Судьба ее сложилась так, что она покинула родину в 1933 году, жила в Париже, стала видным деятелем французской культуры 1950—1970-х годов, основательницей и меценаткой авторитетной литературной премии «Медичи». Получив искусствоведческое образование на факультете искусств при Лувре, она хорошо понимала художественную ценность картин, которые отобрала для покупки из предложенных Константином Коровиным. Как свидетельствует в дарственном письме в Ярославский музей сама Г.Барбизан, это произошло незадолго до оккупации Парижа немцами. В 1959 году, во время посещения родных в Ярославле, она в память об отце подарила музею привезенные ею картины.

Все одиннадцать полотен в 1959—1962 годах прошли реставрацию в Государственных Центральных Художественно-реставрационных мастерских (ГЦХРМ), все были натянуты на новые подрамники, некоторые — дублированы на новый холст.

Читайте также  Украденное зеркало, макс эрнст - описание картины

В этой коллекции только станковые произведения: два пейзажа и девять натюрмортов. Картины отличаются незаурядным пластическим и колористическим мастерством.

С неувядаемой коровинской маэстрией исполнен пейзаж «Сен-Дени». Легко и артистично, одним-двумя быстрыми точными цветовыми мазками даны фигурки прохожих, автомобили, завораживающая игра светоцвета в ночном небе, в воздухе, на поверхности домов и мокрой мостовой. Основной контраст сине-зеленого неба и желтого, мертвенно-жесткого света уличных фонарей, манящего теплотой света маленьких открытых кафе мастерски разыгран в оттенках и повторах-перекличках, по-коровински аранжирован включением черного и красного. Общий колорит картины холодноватый, контрасты напряженны, по-театральному заострены. Ощущение напряженности, даже тревоги, усиливает темная, резко очерченная, словно надвигающаяся на зрителя, громада ворот Сен-Дени.

Несмотря на такую экспрессивность, пейзаж тщательно выстроен, его пространственные планы и архитектурные элементы тщательно проработаны, что не всегда встречалось и в более ранних коровинских полотнах. На картине размером 81×64,5 см на лицевой стороне слева внизу есть авторская подпись — С. Korovine и надпись: Paris.

По мотиву — изображена оживленная площадь-перекресток перед воротами Сен-Дени — к нашей картине близки произведения с тем же названием из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея; пейзаж «View of the Arc de Triomphe, Paris» (X., m. 43×33, Сотбис, Русская живопись, Лондон, 21 мая 2003; ворота Сен-Дени здесь ошибочно названы Триумфальной аркой). Последняя вещь, с почти идентичной композицией и состоянием совпадающая в большинстве деталей, может рассматриваться, как эскиз к картине из Ярославля. Эти полотна, очевидно, связаны с устроенной Коровиным в ноябре 1928 года в Галерее Кольбер выставкой последних работ, названной «Впечатления Парижа».

Причем ярославская вещь по размеру, законченности, «картинности», с большой вероятностью могла быть одним из главных экспонатов этой выставки. Таким образом, «ярославский» и «сотбисовский» пейзажи можно датировать ближе к 1928 году. Живопись художника в этих работах еще не утратила свежести и свободы выражения, что выгодно отличает их от пейзажа «Ночной Париж», где тот же городской вид датирован художником 1937 годом (дар в Российский Фонд культуры из США от В.С. Попкова, опубликован в журнале «Наше наследие», 1989, VI).

Очевидно, по этой выставке была датирована и «Бастилия» из коллекции Рене Герра, на которой тоже есть авторская подпись, но нет даты. В этой вещи много общего с пейзажем «Сен-Дени»: состояние ночного города, цветовая гамма, характер цветового контраста, манера написания отдельных деталей пейзажа и, наконец, совпадение некоторых фигурок уличных персонажей (полицейского, господина с тросточкой).

Эти и другие родственные работы художника того времени можно объединить в единый цикл «Впечатления Парижа», в отличие от цикла «Огни Парижа», создававшегося художником в 1900—1910-х годах.

К циклу «Впечатления Парижа» следует отнести и другой коровинский пейзаж из собрания Ярославского художественного музея — «Монмартр вечером». Полотно (дублировано) размером 49,5×60,5 имеет авторскую подпись Constant Korovine. В нем ощутим тот же живой интерес художника к обыденной жизни вечерней парижской улицы. Фрагментарность композиции, неразработанность едва намеченной тоном глубины пространства, свободная, импровизационная живописная манера побуждают видеть в этой работе этюд, несущий живые натурные впечатления. Теплый колорит вещи, построенный на сочетании желтых, охристых, оливковых, болотных, коричневых оттенков, оживленный яркими красными и оранжевыми пятнами и оттененный глубоким синим в небе, очень близок к колориту уже упоминавшегося «сотбисовского» эскиза. Авторская подпись на этом пейзаже и пейзаже «Бастилия» из собрания Р. Герра — одинаковая. Эти особенности позволяют отнести время создания «Монмартра» к тем же годам.

Если поздние парижские пейзажи Константина Коровина все чаще появляются на арт-рынке и круг их все расширяется, то поздние парижские натюрморты пока представлены только в собрании Ярославского художественного музея.

В двух натюрмортах с розами Коровин продолжает развивать свою любимую тему, как и прежде, в двух вариантах: более близком к натурному непосредственному впечатлению и тяготеющем к более сложному натюрморту в пейзаже или интерьере.

Прелестен небольшой натюрморт «Розы» (58,1×49,1), холст дублирован. В левой части полотна, внизу, — авторская подпись: С. Korovine. Нежно-розовые цветы в простом стеклянном стакане, стоящем на столе, и оранжевый апельсин написаны свежо, свободно, со знакомым коровинским тонким чувством натуры и колористическим мастерством (пример тому — «Букет» 1906 года из собрания Якутского республиканского музея изобразительных искусств, «Розы» 1915 года — из частного собрания, Киев).

Иной характер натюрморта «Розы на фоне моря» (в списке Барбизан назван «Большие розы»). Холст (80×65) дублирован. Здесь художник обращается к своему опыту создания сложной пространственной композиции, сочетающей натюрморт с элементами интерьера и пейзажа, когда-то столь ярко и вдохновенно воплощенной им в гурзуфской серии («Цветы. Гурзуф» 1916 года — из собраний Ярославского художественного музея и Музея-квартиры И.И. Бродского, «Розы и фрукты» 1917 года из Николаевского художест­венного музея имени В.В. Верещагина). Усложненная композиция «парижской» картины: два букета в больших стеклянных банках и три апельсина на охристой драпировке, все — на фоне морской дали с лунной дорожкой, парусником у горизонта и белой балюстрадой набережной — включает в себя весь набор изобразительных элементов тех гурзуфских картин.

Однако здесь, в отсутствие столь вдохновлявшей некогда художника натуры, тот же южный мотив получился искусственным, надуманным. Немалый размер полотна выдает стремление автора написать значительную вещь, но произведение неподписано, возможно, потому, что Коровин не был удовлетворен его качеством.

Не имеет авторской подписи и натюрморт «Бутылка и фрукты» (66,5×56). Может быть, он не совсем закончен, но полон ощущения прекрасной натуры, что вызывает в памяти лучшие работы Коровина периода расцвета его творчества.

На пяти близких по размеру натюрмортах с изображением морской рыбы есть авторские подписи или надписи с указанием места создания: Париж. Самый большой из них — «Натюрморт с рыбами», датированный автором 1930 годом, представляет развернутую постановочную композицию, включающую изображение рыб, бутылей, корзины и пучка чеснока на фоне дощатой стены. «Натюрморт с омаром», «Лещи на зеленом столе», «Рыбы» (в списке Г. Барбизан поэтически названы «Рыбы в голубом») написаны с тем же дощатым фоном, очевидно, на том же столе, имеют сходную постановочную композицию.

От них отличается композиция «Натюрморта с селедкой». На живописном коричневом фоне, мерцающим почти инфернальной глубиной, разомкнутым углом выложены две, переливающие золотом, копченые рыбины и тонкая серебристо-голубоватая селедка. Мастерски разыгранная в цвете композиция обретает непривычное для Коровина почти трагическое звучание.

Все натюрморты с рыбами написаны со свойственным художнику умением живописно передавать плоть вещей, в раскованной артистичной «коровинской» манере и этим напоминают немногочисленные превосходные «рыбные» натюрморты 1910-х годов («Рыбы, вино и фрукты»,1916, ГТГ; «Рыбы».1917, частное собрание). Вероятно, они созданы примерно в одно время, около 1930 года.

Конечно, на чужбине, в этот последний период, очень изменились не только обстоятельства жизни больного 62-летнего художника, почти невостребованного, обремененного непосильными обязательствами перед семьей, кредиторами. Изменилось у него само чувство жизни, чувство связи художника с миром, что не могло не сказаться на его творчестве. Поздние произведения Коровина красноречиво свидетельствуют об этих переменах. И все-таки он сумел остаться верным своей теме в искусстве, своим творческим убеждениям, своей неповторимой художественной манере. Он сохранил точность видения и мастерство непревзойденного колориста. Это демонстрируют его лучшие полотна, к которым можно отнести произведения, подаренные нашему музею Гали Барбизан.

Единственный в России столь крупный комплекс работ Коровина этого периода его жизни является бесценным материалом для изучения его творчества. Бесспорно подлинные произведения из Ярославского музея, имеющие безупречное происхождение, — сегодня эталонные образцы для экспертизы поступающих на арт-рынок картин позднего Коровина.

Автор выражает благодарность старшему научному сотруднику Ярославского художественного музея, искусствоведу И.Н. Кулешовой за предоставленную информацию.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» № 4 (66) апрель 2009

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: