Каспар давид фридрих — биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Каспар давид фридрих — биография и картины

Каспар Давид Фридрих

Биография

Художник Каспар Давид Фридрих, принадлежавший к немецкой школе романтизма, за годы творческой биографии создал десятки выдающихся картин. Его главным интересом были субъективное созерцание окружающей жизни и стремление передать эмоциональную реакцию на переменчивый природный мир.

Детство и юность

Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 года и воспитывался в семье немца, где было 10 детей. Ранняя жизнь была несладкой, поскольку на глазах будущего художника произошли несчастные случаи, за которыми последовала смерть близких людей.

В 1781 году он лишился любимой матери, которая была ревностной лютеранкой, как и мыловар-отец. Вскоре после этого скончались сестры Софи, Элизабет и Мария, а потом брат Иоганн Кристофер на дне озера нашел свой конец.

Self-portrait by Caspar David Friedrich

Это повлияло на впечатлительного ребенка, который стал замкнутым и полюбил рисование, поэтому его отдали на обучение в Грайфсвальдский художественный университет. Там под началом Иоганна Готфрида Квисторпа, который считался талантливым пейзажистом, Фридрих начал писать с натуры, находясь в возрасте 16 лет.

Вместе с однокурсниками и преподавателем юноша ходил на экскурсии по окрестностям и под влиянием теолога Людвига Козегартена пришел к выводу, что природа — это Бог. А потом он познакомился с теорией искусства и работами нидерландских живописцев, среди которых присутствовали Робер Кампен, Петрус Кристус и Иероним Босх.

В 1794 году Каспар Давид переехал в Копенгаген и поступил в Датскую королевскую академию, где главенствовало течение «Буря и натиск», принадлежавшее к направлению предромантизм. Преподаватели отвергали неоклассические идеалы, ставя на первый план настроение, и учили подопечных, как передать красоту и эстетизм.

Личная жизнь

В 1818 году женой живописца стала Каролина Боммер, а потом в семье родилась дочь Эмма, ставшая первой из троих детей. После того как личная жизнь Фридриха наполнилась новыми ощущениями, его картины стали ярче, насыщенней и легкомысленней.

К сожалению, чувства постепенно угасли, и Фридрих начал страдать от одиночества, угнетенный отсутствием почитателей и рядом финансовых проблем. К тому же в середине 1830-х годов его здоровье резко ухудшилось, и он проводил время, закрывшись в комнате и не общаясь почти ни с кем.

Живопись

Получив академическое образование, немецкий художник поселился в Дрездене, где на первых порах делал рисунки для ксилографии и

занимался изготовлением гравюр. Он работал акварельными красками, карандашами, чернилами и сепиями и создал впечатляющую серию набросков и пейзажных миниатюр.

Для ранних картин Каспара Давида была характерна мастерская передача освещения, которое сочеталось с оптическими эффектами при изображении гор и рек. А после победы на Веймарском конкурсе с рисунком «Шествие на рассвете» на полотнах уроженца Грайфсвальда начал присутствовать человек.

В 1808 году Фридрих написал выдающееся произведение, которое вошло в фотоальбомы и каталоги под названием «Крест в горах». Оно было заказано для семейной часовни и вызвало недовольство противников светской живописи, которые не хотели, чтобы пейзажи появлялись на алтарях.

Впоследствии эта противоречивая картина нашла место в замке графа фон Тун-Гогенштейна, и художник, примкнувший к обществу романтиков, стал членом Саксонской академии искусств. Переехав в Дрезден, он продолжил работу и создал произведения «Странник над облаками», «Женщина у окна», «На паруснике» и «Мужчина и женщина, рассматривающие луну».

Эти полотна, проникнутые личными чувствами, поначалу не находили покупателей, но потом о них узнал князь Николай Романов, известный в России как меценат. В 1820 году он посетил мастерскую живописца и, приобретя ряд крупных произведений, внес в творчество Фридриха неоценимый финансовый вклад.

Другим благодетелем Каспара Давида стал поэт Василий Андреевич Жуковский, который рекомендовал искусство немца российскому императору и царской семье. Благодаря этому картины «Утро в горах», «Восход луны у моря» и «Мечтатель» вместе с рядом гравюр и рисунков оказались в Государственном Эрмитаже.

В 1830-х годах, когда ослаб интерес к романтизму, художник создал серию автопортретов и пейзажей в мрачных тонах. Последними произведениями в его творчестве стали полотна «Этапы жизни», «Восход солнца над Нойбранденбургом» и «Воспоминание о горах».

Смерть

В июне 1835 года Каспар Давид пережил мозговое кровоизлияние, которое отняло способность работать, и смерть по причине инсульта настигла его через 5 лет. После похорон в ряде немецких изданий появились статьи о художнике-романтике, который обладал невероятной способностью передавать чувства через цвет и свет.

Каспар Давид Фридрих. Художник-философ

В небольшом портовом городке на севере Германии, 5 сентября 1774 года родился Каспар Давид Фридрих. Чьи пейзажи в стиле романтизма являются одними из самых узнаваемых в мире.

Его отец изготавливал свечи и варил мыло, но на продолжении родительской династии сыном он не настаивал. Семья Каспара Давида была протестантской, жили они аскетично.

Кроме Каспара в семье было еще 9 детей. В возрасте семи лет Каспар лишился матери – она умерла от чахотки. А через шесть лет погибает его старший брат.

В смерти брата будущий художник винит себя, потому что тот спас Каспара, провалившегося под лед. Но сам выбраться не смог…

Становление художника

Череда смертей и протестантское воспитание наложили неизгладимый отпечаток на характер Каспара. Став художником, он напишет немало кладбищ и могил. Не удивительно, что ещё при жизни он заслужит репутацию мрачного и меланхоличного художника.

Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Wikiart.org

В 20 лет Фридрих самостоятельно поступил в Датскую королевскую Академию художеств в Копенгагене.

Не обошлось без трудностей: в этом учебном заведении большое внимание уделялось анатомическому рисованию. Каспару изображение человека давалось с трудом, он с юности отдавал предпочтение пейзажной живописи.

Недаром все персонажи его картин изображены довольно специфично. Со спины или в мелком масштабе.

Каспар Фридрих. На паруснике. 1818-1820 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

До 30 лет Фридрих был “карандашным” художником. Он как бы пробует себя и оттачивает свое мастерство в технике штифта и сепии. Именно в этой технике создан его первый автопортрет (в начале статьи).

Лишь после путешествия по Балтийскому побережью он осторожно экспериментирует с маслом.

Признание

После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.

Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.

Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.

Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.

Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.

Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com

Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.

Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.

Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru

Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.

Читайте также  Фёдор степанович рокотов - биография и картины

Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.

Индивидуальный стиль

Каспар Фридрих долго искал свой стиль. И по одному элементу он очень узнаваем.

На его картинах часто присутствуют наблюдатели. Они обращены спиной к зрителю, и как будто вместе с ним рассматривают открывшийся их взору пейзаж.

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 г. Гамбургский кунстхалле, Германия. Arthistory.ru

Пейзажи Фридриха наполнены мистическим смыслом, упоительной красотой. Воздушность и туманность придает им еще большую загадочность. А присутствие наблюдателя помогает художнику соединить конечное с бесконечным.

Почему же Фридрих считается одним из самых выдающихся представителем романтизма?

Главные сюжеты в духе романтизма – противопоставление всесильной природы и слабого, но героически стойкого человека. В русской живописи главным представителем романтизма считается Айвазовский и его культовая работа “ Девятый вал” .

У Фридриха тоже немало работ, на которой стихия безжалостна к человеку. Например, в картине “Северный Ледовитый океан”.

Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан (Крушение надежды). 1824 г. Старая галерея в Берлине. altertuemliches.at

Правда в отличие от оптимистичного Айвазовского, у Фридриха все более печально. Людям не спастись. Лёд поглотил корабль. Недаром второе название картины – “Крушение надежд”.

Личная жизнь

В 1818 году, на 43 году своей жизни, Фридрих женился. Его женитьба стала настоящим удивлением для друзей художника, так как он обычно не проявлял внимания женскому полу и вообще считался мизантропом.

Открытием женитьба стала и для самого художника. “Я счастлив, – писал он в письме своему другу Ф.Керстингу, – мой дом теперь милый и уютный, и я не могу не нарадоваться этому”.

Каролина была на 20 лет моложе Фридриха, и часто выступала в качестве его модели и музы. В семье Фридриха родилось трое детей.

Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна (Каролина Фридрих в дрезденской мастерской). 1822 г. Старая галерея в Берлине. Artchive.ru

Последний этап жизни

Пик популярности художника пришелся на 20-ые годы XIX столетия. Он все так же рисовал свои мрачноватые пейзажи с религиозным уклоном и преподавал в Академии художеств Дрездена.

В 1825 году Фридрих пережил первый инсульт. Оправившись от удара в физическом плане, он не смог оправиться душевно: близкие все чаще стали замечать странности в поведении художника.

Тем не менее именно в этот период он создаёт ещё один свой шедевр “Этапы жизни”.

Каспар Давид Фридрих. Этапы жизни. 1835 г. Музей изобразительных искусств в Лейпциге. Wikipedia.org

5 людей разных возрастов. 5 кораблей в разной удалённости от берега. Рассвет. Конечность жизни. Бесконечная сменяемость поколений.

Фридрих любил философствовать в своих картинах. Заставляя и зрителей задумываться о вечных вопросах. Об одиночестве. О быстротечности жизни. О человеческой душе.

В июне 1835 года Фридрих пережил второй инсульт, после которого он забросил масляную живопись. И вернулся к сепии и карандашу, с которых когда-то начинал.

Каспар Давид Фридрих. Лодка на берегу при восходе луны. 1839 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Умер мастер 7 мая 1840 года.

Каспар Фридрих в России

Более десятка замечательных работ Фридриха хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге .

Многие из них типичны для художника. Поэтому вы сполна сможете насладиться прекрасными пейзажами. Рассветами и сумерками. Развалинами древних строений.

А ещё помечтать и подумать о жизни вместе с героями его картин.

Каспар Давид Фридрих. Мечтатель (ворота монастыря Ойнби). 1836 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

*Главная иллюстрация: Каспар Давид Фридрих. Автопортрет. 1800 г. Национальная галерея Дании, Копенгаген.

Каспар Давид
Фридрих

Каспар Давид Фридрих (5.09.1774, Грайфсвальд — 7.05.1840, Дрезден) – известный живописец, один из наиболее значительных художников периода романтизма в Германии.

Современники мастера ощущали в его работах присутствие таинственного смысла. Более поздние интерпретации творчества, порой в чем-то противореча друг другу, единодушны в основном: данные картины говорят со зрителем языком философии — о божественном, о бытии, бесконечности, смерти, надежде.

Одно из положений творческого кредо художника состояло в том, что создавать полотно следует исходя из того, что мастер видит не просто перед самим собой, но также и в себе. За умиротворенной сдержанностью работ художника скрыта фигура творца – личности резкой, импульсивной. Он быстро поддавался как приступам безудержного веселья, так и долгим периодам меланхолии. Будучи одиночкой, мизантропом, он стал первым художником, который попытался дополнить пейзажный жанр духовными мотивами.

Двойственность его натуры проявляется и в отношениях мастера с прочими людьми. Порой он был легок в общении, остроумный, необычайно веселый собеседник. Но случались ситуации, когда компания художника становилась невыносимой для остальных.

Новизна работ художника, ярчайшего представителя эпохи романтизма, Каспара Давида Фридриха состоит не просто в манере письма. Свежим стал основной мотив в композициях автора – человек в полностью чужом ему, холодном, таком величественном мире. Это вселенское одиночество, которое связано с антропоморфными образами, изображается не прямолинейно – при его констатации мастер обращается к аллегориям.

Особенности творчества

Еще в ранних произведениях видна задумчивая, довольно мистическая атмосфера работ автора. Зритель, на месте которого нередко бывают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажи, видит таинственную природу, погруженную в молчание, признаки бытия над реальностью. В произведениях Каспара Давида Фридриха подобные символы являются в качестве довольно натурных, подчеркнуто-важных элементов (линия горизонта, горы, корабли либо города вдали). История — как древнеязыческая, так и более поздняя, периода Средневековья, — сквозит меланхолическими мотивами (гробница великанов из сказки, разрушенные храмы, монастыри), где акцент сделан больше на трагических разрывах, чем на связи времен. Силу цветов, довольно выразительных, умеряют туманы, закатная или же предрассветная дымка.

Каспар Давид Фридрих – превосходный пейзажист, работавший в стиле романтизма. Для него натура являлась выразителем значительных душевных волнений, нередко обретая свою символику, условное наполнение.

Ландшафты использовались им в качестве способа отображения своих сокровенных эмоций, что несколько напоминало работы его соотечественника Альтдорфера, творившего несколькими столетиями раньше. Со временем живописец все больше дублирует милые ему мотивы, а изображения натуры периодически сменяли образы ангелов, видения храмов, которые парят в небе. Другие картины Каспара Давида Фридриха близки идиллически-бытописательской манере стиля бидермейер.

Один из присущих мастеру приемов — поместить зрителей в атмосферу самой картины. Фигуру он нередко изображал обращенной к пейзажу, всецело занятой наблюдением, потому созерцатель обретал тут своего рода «точку вхождения» в бесконечность мира.

Наиболее знаменитые картины Каспара Давида Фридриха

Картины Каспара Давида Фридриха «Крушение надежды» и «Этапы жизни» стали настоящей визитной карточкой творчества автора. В своей работе «Этапы жизни» Каспар Давид Фридрих показывает пустой арктический берег, фигуры людей разных возрастов, такое же число кораблей, которые подходят к берегу, однако расположены на различной дистанции. Так художник смог точно представить в своей работе бесконечное движение времени. Изображение на фоне заката само по себе пробуждает ощущение меланхолической ностальгии.

Еще одна знаменитая работа художника из Германии Каспара Давида Фридриха известна под названием «Крушение надежды», она пропитана явным ощущением отчаяния, совершенной безысходности. Эстетическое зрелище торжества стихии оборачивается иносказанием – образом смерти.

Читайте также  Описание картины брюллова - всадница

Много работ художника Каспара Давида Фридриха, в частности простые пейзажи, скрывают в себе глубокое значение, ключ к пониманию которого лежит в словах мастера либо в высказываниях его современников.

Биография великого живописца

Будущий мастер был рожден в семействе мыловара, еще в юности лишился большей части своей родни — сначала умирает мать живописца, после этого две сестры и брат.

С 1790-го года мастер получает начальные уроки рисования. В 1794-1798 гг. он обучается живописи в Датской королевской академии изящных искусств (г.Копенгаген). После того, как он вернулся из Дании, художник странствовал по разным регионам Германии до тех пор, пока не поселился в г.Дрезден. Мастер достаточно тесно общался с живописцем Ю. Далем из Норвегии, имел немалое влияние на становление того как автора. В поисках сюжетов многократно наведывался на остров Рюген, находящийся в Балтийском море. Фридриху нравилось ездить по Гарцу, исследовать Саксонскую Швейцарию; порой он посещал свой родной город Грайфсвальд. До 1807-го трудился лишь в технике рисунка (в основном – штифт либо сепия), после того обращается также к работе маслом. В 1810-м к мастеру приходит признание.

В 1812 году по причине нелегкого положения Пруссии на фронтах мастер лишается поддержки короля.

В 1816-м он переживает значительный психологический кризис, в определенной степени связанный с итогами военных действий, что не могло не отобразиться на его работе. В 1818-м мастер удивил всех, даже своих самых близких друзей, нежданно-негаданно взяв замуж 19-летнюю Каролину Боммер. За этот год художником Каспаром Давидом Фридрихом создано 28 живописных полотен, что дает основания называть этот год одним из наиболее плодотворных во всей его творческой жизни.

В 1824-м Фридрих становится профессором Дрезденской Академии художеств. Известны его цитаты, заметки относительно искусств, подчеркивающие, что необходимо сочетать приверженность природе со своим интуитивным ощущением, которое художник рассматривал как божественный дар.

В июне 1835-го у живописца случается инсульт, его частично парализовало. Пролечившись все лето, в октябре он вновь приступил к работе, ограничившись рисунками сепией. Однако состояние его здоровья все время становится хуже.

Великий мастер умер в нищете 7 мая 1840-го. На какое-то время позабытые, произведения Каспара Давида Фридриха снова привлекли внимание лишь в XX ст. (начиная с расцвета сюрреализма).

Каспар Давид Фридрих пейзажист-мыслитель

Каспар Давид Фридрих – крупный немецкий живописец, ярчайший мастер романтического пейзажа, основной темой работ которого, и в этом состояла новизна творчества, стал человек один на один с холодным, равнодушным миром.

Детство

Каспар Давид родился в небольшом старинном городе Грайфсвальд на балтийском севере Германии 5 сентября 1774 года в протестантской семье, в которой было 10 детей. Семейным делом было мыловарение и изготовление свечей. Череда несчастий постигла Каспара ещё ребёнком, что безусловно наложило отпечаток на его психику, характер и будущее мировоззрение: в пятилетнем возрасте он потерял мать, которая скончалась от чахотки, через некоторое время одна за другой умерли две сестры, спустя несколько лет погиб старший брат. Вина за трагическую смерть брата всегда будет тяготить Каспара, ведь это он, младший глупец, полез на неокрепший лёд и провалился. Брат смог вытащить его, а на себя сил ему уже не хватило.

Учёба, выбор профессии, особенности «почерка»

Отец не настаивал, чтобы дети непременно продолжали родительское дело. Семья, живя аскетично, относилась к выбору каждого уважительно. Каспара влекло рисование, с юных лет в карандашные пейзажи он переносил свои переживания и боль. После учёбы в университете родного города, одном из старейших учебных заведений Германии, выбрал Датскую королевскую академию художеств, куда поступил самостоятельно в 1794 году. В Копенгагене начинающему художнику пришлось постигать премудрости анатомии, обязательной науки как основе рисования человеческого тела, что давалось Фридриху с трудом. Пейзаж – вот что его интересовало по-настоящему. Забегая далеко вперёд, обращаем внимание на тот факт, что на его картинах либо совсем нет людей, либо они как герои изображены почти схематично, издалека и со спины. Индивидуальные черты человека художнику не интересны, он стремится в картинах передать общую атмосферу восхищения природой и её мощью. Молодой художник первые годы рисует карандашом и пером, для которого с середины XVIII века используется специальная краска морского органического происхождения под названием сепия. Эта графическая техника давала коричневые оттенки, более мягкие и естественные. Так написан первый автопортрет художника, созданный около 1800 года.

После учёбы

По окончании курса изобразительного искусства в Копенгагене в 1798 году Фридрих возвращается в Германию. Он объездил много городов, прежде чем решил остановиться в Дрездене, центре немецкой культуры в то время. Здесь он находит единомышленников, художников-романтиков, знакомится с поэтами, философами. На берегах и островах Балтийского моря, куда он неоднократно ездил в поисках вдохновения и мотивов, он встречает будоражащие его пейзажи, делает наброски. Открывает для себя горную Германию и Саксонскую Швейцарию – горы также волнуют молодого художника. Часто бывает дома, в родном Грайфсвальде.

Первый успех, знакомство с Гёте

Важным для Фридриха как художника стал 1805 год – он выиграл в творческом конкурсе, который учредил знаменитый философ и литератор Иоганн Вольфганг Гёте. В Дрездене конкурс проводился ежегодно и стал для Фридриха стартовой площадкой. Двум выполненным сепией работам, которые выставил художник, жюри присудило высшие оценки. Оба рисунка окрылённый успехом Фридрих передал в дар именитому учредителю конкурса, великому Гёте. Так было положено начало многолетней дружбы двух философов, литератора и художника.

Масляная живопись

Фридриху было почти сорок лет, когда он решился привнести красок в своё творчество, он взялся за масляную живопись. Первые же работы вызвали интерес коллег и публики, наряду с критикой звучали похвалы. Работа маслом вдруг выявила у художника огромный потенциал, собственный взгляд и проявление себя через искусство по-новому, что вызывало споры и было интересно многим. Появление картин «Аббатство в дубовом лесу» и «Монах у моря» на выставке в 1810 году способствовало закреплению успеха художника у публики, сами произведения стали шедеврами. Их для своей коллекции приобрёл прусский король Фридрих Вильгельм III. Автор кроме почестей и материального вознаграждения получил членство в Берлинской академии искусств.

Война и психологический кризис

В боевых действиях 1812 года Прусское королевство принимало участие непосредственным способом – посылало войска для участия в наполеоновском походе на Россию – Фридрих-Вильгельм III надеялся получить дополнительные земли для прусского народа. Одновременно офицерами-патриотами был образован русско-немецкий легион, воевавший против французов. После разгрома в России король примкнул к антинаполеоновской коалиции. Вся эта военная чехарда лишила популярного художника королевской поддержки, тому было не до живописи. Кроме того, перемены на родине, невыполненные обещания короля народу добавили смятения в душу художника. Психологический кризис нашёл отражение в его работах этого периода, и без того отличающихся настроением созерцания и одиночества.

Женитьба

В кругу родных и друзей Фридрих давно считался человеком со странностями, нелюдимым и замкнутым. Вдруг в 1818 году 43-летний художник женился, чем очень удивил людей, знакомых с особенностями его характера. Внезапный порыв оказался счастливым: молодая жена, которой было чуть за двадцать, поддерживала и понимала мужа, часто ему позировала. Каролина привнесла в обособленную жизнь художника покой, в дом уют, в творчество вдохновение. В семье появилось трое детей.

Расцвет творчества, востребованность

Пик популярности пришёлся на 1820-е годы: он уважаемый профессор и почитаемый мастер, преподаёт в Дрезденской академии художеств, пишет теоретические рассуждения и умозаключения об искусстве, с его мнением профессионала считаются. В эти годы Фридрих плодотворно пишет, создавая шедевры в узнаваемом, присущем только ему, индивидуальном стиле.

Читайте также  Портрет козимо старшего медичи, якопо понтормо

Особенности живописного языка Фридриха

К середине жизни художник после некоторых исканий окончательно утвердился в своей манере письма. Стиль его можно описать несколькими словами: трагичность, созерцание, загадочность, меланхолия… Упоительная и возвышенная красота его пейзажей заставляет зрителя замирать в раздумьях, а присутствие каких-либо фигур, которые вовсе не главные на картине, главное – природа, делает зрителя соучастником и действительным очевидцем завораживающих видов. Фридрих, философствуя с кистью, заставлял задумываться о вечном и зрителей. Особенно понятно его творчество зрелым людям, с жизненным багажом, для которых произведения художника подобны медитативным пособиям.

Последние годы

В 1825 году случился первый инсульт. Физически от него художник полностью оправился, двигался самостоятельно, но появились некоторые странности, свидетельствующие о нарушениях мозговой деятельности. Были они редкими и не мешали художнику работать с полной отдачей и создавать настоящие шедевры.

В 1835 году после второго инсульта пришлось на время оставить масляную живопись и вернуться к истокам: карандашу и сепии. Но творческий дух никогда не покидал художника, работы последних лет жизни удивительно пронзительны.

Умер великий художник-философ 7 мая 1840 года в Дрездене, в кругу семьи, не нажив никакого состояния. Главным его богатством были уникальный талант и семья.

Самые известные картины

Работы Фридриха изумительны, вот уже более двухсот лет они неизменно пользуются любовью думающих и рассудительных. Поэтическими и одухотворёнными пейзажами мастера, к счастью, можно полюбоваться не только в музеях мира, но и с помощью интернета.

Каждое его произведение достойно пристального внимания. Наиболее известны:

  • «Пейзаж с радугой» (1809),
  • «Странник над морем тумана» (1818),
  • «Восход луны над морем» (1822),
  • «Двое, созерцающих луну» (1824-1830),
  • «Этапы жизни» (1835),
  • «Мечтатель» (1836-1840)

и другие – аллегорические пейзажи Фридриха, полные влажного воздуха и загадочного тумана, лунного света и закатных солнечных лучей, всегда будут напоминать человеку, что он лишь песчинка на фоне прекрасной, величественной и могучей природы.

Жак-Луи Давид – зеркало истории, биография художника

Станислав Юлианович Жуковский — выдающийся пейзажист прошлого века

Дейнека Александр история жизни и творческий путь

Каспар Давид Фридрих

Художник должен изображать не только, что находится перед ним, но и то, что он видит внутри себя.

Каспар Давид Фридрих – немецкий художник, яркий представитель романтизма. Среди его последователей находится одна из звезд норвежской живописи – Юхан Кристиан Даль. Его работы проникнуты мистицизмом и терпкой печалью и никого не оставляют равнодушными.

Интересные факты биографии

  • Родился будущий художник в простой семье, его отец был мыловаром. Еще в совсем юном возрасте он лишился родителей и потерял большую часть своей ближайшей родни.
  • Знакомство с романтическим направлением в живописи состоялось в Дрездене после окончания Датской королевской академии изящных искусств. Художественный стиль Фридриха испытал серьезное влияние многочисленных мастеров романтизма, воздействие оказало и знакомство с Гете, философом Карусом и другими великими людьми эпохи.
  • Каспар Давид Фридрих был дружен с русским писателем Василием Жуковским. Их дружба продлилась практически 15 лет. Жуковский часто ездил в гости к художнику и подсадил на его пейзажи русскую царскую фамилию и дворян из своего окружения. По просьбе Жуковского художником была написана картина, на которой изображён сам писатель в компании Тургеневых — Ивана и Сергея (последний на тот момент недавно скончался, картина была призвана запечатлеть боль утраты).

А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, С. И. Тургенев. 1827 г.

  • Благодаря этой дружбе в России собирается неплохая коллекция Каспара Давида Фридриха. Восемь работ принадлежали царской семье, девять живописных полотен и пятьдесят рисунков были в собрании самого Жуковского. Впоследствии в государственные музеи — Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — они поступали также и из частных коллекций князей Вяземских, Барятинских и других.
  • Художник создал много полотен, отражающих реальные или выдуманные объекты, например, плавающие в воздухе храмы или ангельские фигуры. Некоторые из картин мастера сближаются по эстетике и стилю выполнения с произведения в типично немецком стиле бидермайер.
  • С 1824 года мастер становится профессором Академии художеств в Дрездене. После него остались довольно многочисленные афоризмы и размышления о роли искусства. Ужечерез 11 лет художник не смог продолжать заниматься любимым делом. Он заболел и оказался парализованным. Все что он мог делать в этот период – это рисовать сепией, создавая работы небольшого размера.
  • Жизнь талантливого художника закончилась в нищете в любимом им Дрездене. Ему было всего 65 лет. На долгие годы его искусство было в забвении, вновь став популярным только в начале прошлого века с расцветом сюрреализма. Некоторые полотна мастера вполне могут считаться первыми опытами в этом направлении.

Творчество

  • Художник приобрёл известность благодаря скандалу с мистической картиной «Крест в горах» (1808 г.): кто-то пустил слух, что мрачный пейзаж с крестом будет выставлен в алтаре капеллы замка Течен вместо традиционного образа Спасителя. Оказалось, что ни в каком алтаре картину выставлять не собирались, но скандал сделал имя художника известным всей Пруссии, а «Крест в горах» стал с тех пор называться «Теченский алтарь».

Крест в горах (Теченский алтарь). 1808 г.

  • Романтизм Фридриха имеет выраженный налет мистицизма и некоторой меланхоличности. В его работах часто встречаются мотивы кладбищ, крестов, придорожных распятий, далеких городов и стоящих далеко в море парусников. Эта тема одиночества и отрешенности от бурных радостей жизни в целом характерна для романтической живописи той эпохи, но у этого художника работы приобрели специфическую окраску, что сделало их легко узнаваемыми.
  • Названия его картин внушают не только трепет, но и определённого рода волнение: «Могила великана в снегу» (1807), «Странник над морем тумана» (1818), «Двое, созерцающие луну» (1819–1820), «Вход на кладбище» (1825), «Монах у моря» (1808-1810).
  • Некоторые произведения мастера кажутся очень современными и иногда с трудом ассоциируются с живописью, созданной в начале XIX века. Например, полотно «Северный Ледовитый океан», которое раньше носило название «Крушение надежды», выглядит абсолютно современным и даже авангардным в свободном обращении художника с цветом и передачей форм и динамики ледяных глыб.

Северный Ледовитый океан (Крушение надежды). 1823-1824 г.

  • Своеобразным программным произведением художника принято считать картину «Этапы жизни». На ней изображены трое взрослых и двое детей – представители разных возрастов, возможно, представители нескольких поколений одной семьи. Интересно, что они гуляют на берегу моря, в котором находится ровно столько же кораблей разных размеров. Проводится четкая ассоциативная линия с размерами парусников и возрастом персонажей.

Этапы жизни. 1835 г.

  • В конце жизни Каспар Давид Фридрих занялся экспериментами: между 1830 и 1835 годами, до того как его разбил паралич, он, учитывая романтическое влияние света, пробует технику живописи на кальке. В зависимости от освещения — дневного или вечернего — картины приобретали различные эффекты. Для создания дополнительного настроения демонстрацию таких картин он предлагал сопровождать игрой на поющих бокалах.

О том, как художники выражали на полотнах скоротечность жизни, читайте здесь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: