Картина женщина в шляпе, анри матисс, 1905 - JEKATERINBURG.RU

Картина женщина в шляпе, анри матисс, 1905

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Архитектура (347)
  • Дворцы, замки и крепости (154)
  • Классика (11)
  • Модерн (18)
  • Мосты (3)
  • Театры и музеи (5)
  • Храмы мира (89)
  • Рассказы о живописи и картинах (93)
  • (0)
  • Аудиокниги (25)
  • Великие истории и письма о любви (48)
  • ГУЛАГ И ГОЛГОФА (82)
  • История и документы (18)
  • Люди и судьбы (57)
  • Палачи и стукачи (1)
  • Деткам (16)
  • Диссиденты (54)
  • Еврейская тема (128)
  • ЖЗЛ (792)
  • Артисты и режиссеры (69)
  • Музыканты и композиторы (44)
  • Общественные деятели и герои (45)
  • Писатели и поэты (262)
  • Ученые и философы (34)
  • Художники и скульпторы (189)
  • Забытые имена (53)
  • Здоровье (93)
  • Интересно! (30)
  • Искусство (2156)
  • ХХ век (65)
  • Американское искусство (60)
  • Ювелирные изделия (6)
  • Еврейское искусство: Художники, погибшие в Холокос (2)
  • Картина в деталях (2)
  • Старые мастера (1)
  • АРТПРОСВЕТ (13)
  • Братство прерафаэлитов (42)
  • Вернисаж одной картины (200)
  • Густав Климт (24)
  • Импрессионизм (75)
  • Картина дня (156)
  • Классическая живопись (225)
  • Модернизм (45)
  • Музеи мира (27)
  • Натюрморт (202)
  • Пейзаж (176)
  • Портрет (192)
  • Русский авангард (68)
  • Русское искусство (187)
  • Скульптура (62)
  • Современная живопись (430)
  • Японское, китайское и корейское искусство (38)
  • Истории и письма о любви (29)
  • История вещей (6)
  • История и экономика (38)
  • Как прекрасен этот мир, посмотри (59)
  • Кино (85)
  • Кулинария (205)
  • Легенды и мифы (17)
  • Сказки (3)
  • Литература (1337)
  • Актуальная поэзия (110)
  • Воспоминания, письма и эссе (7)
  • 100 лет — 100 книг русской литературы XX-го века (3)
  • Воспоминания (76)
  • Календарь литературных преследований (29)
  • Любимые стихотворения (43)
  • Поэзия (450)
  • Поэзия и живопись (163)
  • Поэзия серебряного века (275)
  • Проза (70)
  • Шедевры мировой поэзии (47)
  • Мудрость (287)
  • Музыка (640)
  • Балет (23)
  • Инструментальная музыка (23)
  • Музыкальные открытки (74)
  • Опера (5)
  • Современная музыка (399)
  • Французский шансон (4)
  • Мультипликация (4)
  • Невыдуманные истории (8)
  • Оформление дневника (103)
  • Полезные советы (7)
  • Природа (203)
  • Драгоценные камни (1)
  • Животные (5)
  • Пейзажи (15)
  • Птицы (12)
  • Сады и парки (73)
  • Цветы (37)
  • Путешествия (727)
  • Германия (16)
  • Аргентина (2)
  • Испания (1)
  • Швейцария (1)
  • Непал (1)
  • Бразилия (3)
  • Европа (347)
  • Израиль (7)
  • Индия (12)
  • Италия (37)
  • Китай (38)
  • ОАЭ (3)
  • Россия (19)
  • США (31)
  • Таиланд (10)
  • Украина (14)
  • Франция (61)
  • Чили (2)
  • Япония (49)
  • Репрессированная литература (9)
  • Современность (51)
  • Страницы истории (27)
  • Театр (23)
  • Фантазия (16)
  • Фотографии (465)
  • Редкие фотографии (26)
  • Фото дня (225)
  • Фотопрогулка (80)
  • Фототерапия (16)
  • Юмор (84)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вернисаж одной картины: Анри Матисс. Женщина в шляпе, 1905

Вернисаж одной картины:

Женщина в шляпе, 1905

Матисс выставил ее на Осеннем салоне в 1905 году. Бедная публика только смирилась с выходками импрессионистов, и снова всё изменилось! Президент Осеннего салона Франсис Журден придерживался позиции «я, конечно, человек прогрессивный, но меру знать надо», поэтому на всякий случай настаивал на отклонении картины. На открытый конфликт с академизмом Журден не шел, хоть и сочувствовал новым исканиям… Про портрет он сказал, что Матисс здесь «чересчур современен». Когда жюри вопреки его «антипротекции» приняло картину к экспозиции, Журден воскликнул: «Бедный Матисс! А я-то думал, что у него здесь все друзья!».

На портрете Матисс изобразил свою жену Амели. Смелое, невиданное досель сочетание красок образует удивительную гармонию и одновременно дает понять, почему это направление нарекли фовизмом (lesfauves — дикий). Теплые киноварь, кармин, марена уравновешиваются ледяным изумрудно-зеленый, фиолетовым, кобальтовым. Разве женщина может быть такой? Но цвет у Матисса – это всегда цвет преображенный, это не цвет быта, это цвет живописи, что подтверждает его знаменитое высказывание: «Я создаю не женщину, я создаю картину».

Интересно проанализировать влияние Ван Гога на живопись Матисса. «Вангоговские» неистовство и импульсивность Матисса и влекли, и отталкивали. Его путь лежал в другой стороне – не безудержное следование импульсу, но и не подавление его в пользу рассудочности, а некое «воспитание чувств», по определению Эсколье (ни в коем случае не путать с дидактизмом – такое Матисс на холст не пускал никогда). Страсть, пропущенная через внутреннюю дисциплину, не перестаёт быть страстью, но в исполнении Матисса приобретает глубину и тонкость.

Писатель Франсис Корко говорил, что относительно авангардистских течений «Женщина в шляпе» мгновенно пояснила ему больше, «чем все эти парадоксы», то есть многочисленные манифесты и теории того времени. Картина вызвала бурную, в основном негативную реакцию публики, а вот американская писательница Гертруда Стайн пожелала ее приобрести. Она обратилась к администратору выставки, тот сказал, что на картину установлена цена 500 франков, но, как правило, в цену заложена возможность уступки, поэтому он бы рекомендовал мадам предложить 400 франков. Гертруда так и сделала. Каково же было ее удивление, когда ей передали отказ художника снизить стоимость картины!

Дело в том, что Матиссы тогда остро нуждались. Когда принесли записку от секретаря Салона, сообщающую о покупателе, готовом отдать за картину 400 франков, Матисс очень обрадовался. Амели же настояла на отказе, заявив, что если покупатель настолько заинтересован в картине, что хочет ее приобрести, то разница в 100 франков не будет для него существенна. Зато на эти деньги можно будет купить зимнюю одежду для Марго (внебрачная дочь Матисса, жившая в семье). Ох и непростые несколько дней пришлось пережить мадам Матисс! От покупателя не было никаких известий, а если что-то не ладилось в делах живописных, то нрав у Матисса был крут. Но через три дня из Салона сообщили, что картина куплена за 500 франков. Личное знакомство Матиссы с Гертрудой Стайн свели позднее.

Автор: Алена Эсаулова

Рубрики: Искусство/Вернисаж одной картины

Метки: Вернисаж одной картины Анри Матисс

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

История одного шедевра: «Танец» Матисса

Tempora.club


«Женщина в шляпе», Анри Матисс, 1905

Эта картина, выставленная на Осеннем Салоне в Париже в 1905 году, стала началом нового течения в живописи. Она вызвала к себе повышенный и нездоровый интерес. С одной стороны — смех, свист и улюлюканье, с другой — «Каждый вечер спускавшиеся с Монмартра толпы бунтарей наводняли зал… как столетие назад стекавшиеся к Национальному конвенту восставшие из предместья Сент-Антуан». Матиссу и его последователям был отведен целый зал, в котором картины были развешены среди псевдоклассических статуй. Один из попавших туда критиков (Луи Воксель) в приступе дурноты воскликнул, указывая на антицизирующих Афродит и Аполлонов: «Donatello chez les fauves !» (в вольном переводе — «Донателло среди диких зверей!»; слово fauve — собирательное определение для крупных хищников семейства кошачьих). Так возникло название одного из стилей современного искусства — фовизм. Матисс на пренебрежительное прозвище не обиделся: ««Дикие» как нельзя лучше соответствовало состоянию наших умов» — сообщил он позднее.

С Вокселем, в принципе, все понятно — он был очень консервативным критиком и терпеть не мог «современного искусства». Но даже многие друзья Матисса, узнав, что это портрет его жены, возмущались: «Как он мог с ней так поступить!». Жене, впрочем, портрет нравился. Ей нравилось всё, что рисовал Матисс. Она совершенно не разбиралась в живописи, но твердо знала, что её муж художник и гений, а миссия её жизни — это поддерживать супруга и его искусство.

Жену Матисса звали Амели Парейр; познакомился он с ней в 1897 году на свадьбе у друга. Анри был родом с севера Франции, Амели была южанкой; Матиссы были торговцами, Парейры — служащими-интеллигентами. Амели когда-то поклялась себе не выходить замуж ни за рыжего, ни за бородатого — Матисс был рыжий и бородатый. Свадьба состоялась через три месяца после знакомства — 10 января 1898 года. Перед свадьбой начинающий живописец заявил нареченой: «Мадемуазель, я вас очень люблю, но живопись я всегда буду любить больше».

Амели Парейр очень серьезно отнеслась ко своим обязанностям жены художника. Она взяла на себя все домашние хлопоты — а к 1905 году хлопоты включали в себя двух сыновей художника и его дочь от бывшей любовницы. Она открыла шляпный магазин — для того, чтобы обеспечивать семью (картины Матисса в первый десяток лет их брака не пользовались особым спросом). И самое главное — она помогала справляться гению с творческими кризисами и психическими проблемами. Творческие кризисы случались у Матисса постоянно… или, точнее будет сказать, что у него иногда случались промежутки между творческими кризисами — он был перфекционистом и буквально «вылизывал» свои произведения (один из знакомых, позднее наблюдавших за его работой, восхищался тем, что замена одной единственной линии полностью меняла впечатление от картины) и очень редко бывал доволен результатом. Психические проблемы включали в себя: депрессию, панические атаки, бессонницу и синдром раздраженного кишечника. Во время приступов депрессии жена утешала Матисса. Во время панических атак она уводила его на многочасовые прогулки. Во время бессонницы она читала ему до утра книги. С СРК, к счастью, Матисс умудрялся справляться сам. Кроме того, она считала своим долгом позировать мужу, присутствовать во время сеансов в мастерской и обхаживать натурщиц (поить кофе, кормить, обогревать и утешать после того, как мэтр на них наорал). В общем, основоположник фовизма был за ней как за каменной стеной.

Читайте также  Девушка с кошкой, крамской — описание картины

Анри Матисс и Амели Парейр в год свадьбы (1897)

В отношении оценки собственного портрета, права — как обычно — оказалась жена. Сейчас «Женщина в шляпе» — одно из наиболее ценных сокровищ Музея современного искусства в Сан-Франциско. Это шедевр? Безусловно. Почему? Во-первых, такое на холсте случилось в первый раз. А в остальном на этот вопрос хорошо ответят друг-художник, друг-коллекционер и сам Матисс. Друг-художник — бельгиец Анри Эвенполь — писал Матиссу об одной из его ранних работ (ещё даже не такой яркой как «Женщина в шляпе»): «Мой живописный хлам, мои безделушки — все стало серым, серым и безликим рядом с ней! Твой этюд потрясал таинственным звучанием, звонким и сверкающим, подобно мерцанию витража!». Цвет — сильная сторона Матисса; он считается едва ли не лучшим колористом XX века. Друг-заказчик — русский купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин, который рассказывал, что потратил не одну неделю, рассматривая и изучая купленные им (дорого) матиссовские панно «Танец» и «Музыка» — рыдая от отчаяния и злости — чтобы к ним привыкнуть; но потом, преодолев неприятие, буквально в них влюбился. Знакомые, кстати, глядя на Щукина, часами глядящего на картины Матисса, были уверены, что он сошел с ума от этой ужасной живописи… правда Щукин в итоге многих из них обратил в поклонников французского художника. Картины Матисса были хорошо продуманы, глубоко «пережиты» и тщательно выполнены — и чтобы понять их требуется приложить не меньше интеллектуальных и эмоциональных усилий чем художник. Спонтанность — это, в данном случае, скорее видимость. Ну и, наконец, сам Матисс четко определил цель своей живописи: отражать «свое внутреннее видение… самыми простыми и самыми скупыми средствами». Отсюда и «детский» рисунок, и небрежные, аляповатые мазки кисти.

Кроме «Женщины в шляпе» Матисс написал ещё много портретов Амели. Последний — в 1913 году. К этому времени отношения супругов стали портиться — опека и поддержка со стороны жены преуспевающему художнику уже была не нужна. В 1939 они окончательно расстанутся — им тогда будет по 70 лет.

«Женщина в шляпе» была продана прямо на выставке. Неизвестный покупатель предложил за картину 300 франков вместо 500 — суммы в которую оценил её сам Матисс. Художник обрадовался и готов был согласиться, но жена настояла на том, что если кто-то действительно заинтересовался этой картиной, то он будет готов заплатить за неё и полную цену. Так и случилось. Картину купили Лео и Гертруда Стайн.

Цвет и форма Анри Матисса

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XX века Опубликовано 17.09.2017 14:21
Каким способом лучше передать эмоции?

Конечно, через цвет и форму. Так считал Анри Матисс. Ведь он был лидером фовистов, которых французский критик Луи Воксель назвал «дикими зверями» (фр. les fauves). Современников поразила их экзальтация цвета, «дикая» выразительность красок. Это случайное высказывание закрепилось как название всего течения – фовизм, хотя сами художники этого названия никогда не признавали.

А. Морер. Фовистский пейзаж Художественное направление во французской живописи фовизм развивалось с конца XIX до начала XX в. Лидеры направления – Анри Матисс и Андре Дерен. К числу сторонников этого направления относят Альбера Марке, Шарля Камуана, Луи Вальта, Анри Эвенепула, Мориса Марино, Жоржа Руо, Жоржа Брака, Жоржетту Агутт и других.

Анри Матисс: из биографии (1869-1954)

Анри Матисс. Фотография Выдающийся французский художник Анри Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции в семье преуспевающего торговца зерном. Предполагалось, что сын продолжит дело отца, но Анри уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника совершенно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита, и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Надо сказать, что его мать занималась росписью керамики, поэтому могла предполагать, что и сын её не останется равнодушным к искусству рисования. Так и случилось. Сначала Анри начал копировать цветные открытки, это его так увлекло, что он решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур, где обучались чертёжники для текстильной промышленности. В 1892 г. он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. На выставке мусульманского искусства в Мюнхене в 1903 г. Матисс впервые познакомился с этим видом живописи, которая произвела на него сильное впечатление и дала направление дальнейшего развития его таланта. Характерные особенности этой живописи – интенсивный цвет, упрощенный рисунок, плоскостное изображение. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Он знакомился с художниками разных стран. В Лондоне изучал творчество Уильяма Тёрнера. Однажды он познакомился с художником из Австралии – Джоном Питером Расселом, другом Огюста Родена. Рассел коллекционировал картины, он же познакомил Анри с импрессионизмом и работами Винсента Ван Гога, с которым он был дружен в течение 10 лет. Позднее Матисс называл Джона Питера Рассела своим учителем, объяснившим ему теорию цвета. Импрессионизм очень впечатлил Матисса. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901).

А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Холст, масло. Эрмитаж (Петербург) Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Структура живописи и работа с цветом Поля Сезанна оказали особенное влияние на творчество Матисса, который называл его впоследствии своим главным вдохновителем. Первая персональная выставка Матисса состоялась в июне 1904 г. в галерее Амбруаза Воллара. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма), используя раздельные точечные мазки. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.

А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905) В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену, изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. Обучение в академии носило некоммерческий характер. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В связи с этим он упростил свой стиль – разработал технику составления изображения из обрезков бумаги. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.

Как простая девушка из России стала последней любовью и музой великого Матисса

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также  Картины, биография: серов валентин александрович

Между женитьбой на Амели и встречей с Лидией Анри много путешествовал, знакомясь со стилями самых разных художников того времени. В Бретани он восхищался работами Писсарро и Гюстава Кайботта и впоследствии представил «Обеденный стол» в Салон, вызвав небольшой скандал. В Лондоне он изучал картины Тернера, но, возможно, ещё большее влияние на него оказали путешествия на Корсику и Средиземное море. Вернувшись в Париж и увлёкшись влиянием пуантилизма на цвет, Матисс начал рисовать уличные сцены из окна своей квартиры, выходящей на Сену.

Анри часто находился на грани финансовой катастрофы и, несмотря на признание своих сверстников, шаткость его положения усугублялась необходимостью содержать жену и троих детей. Провал его единственной выставки в галерее Воллара в 1904 году был особенно тяжёлым ударом.

1905 год застал Матисса в Коллиуре, маленькой живописной рыбацкой деревушке на юге Франции, любимой тогда (и сейчас) художниками. Анри всегда был открыт для новых методов живописи, и здесь, в Коллиуре, он отказался от пуантилизма и принял вместо него менее структурированное изображение, используя яркие завитки и цветные пластинки. Оживившись, он написал картины «Открытое окно, Коллиур» и «Женщина в шляпе». И то, и другое он выставлял в Парижском салоне автомашин. Группу художников, писавших в этом более свободном и смелом стиле (позже получившем название фовизм), в скором времени прозвали «Les Fauves».

Но, к сожалению, всё это не обеспечило Анри финансовой стабильности, но благодаря выставке в Париже Матисс попал в поле зрения самых влиятельных американских коллекционеров искусства, и его судьба изменилась почти в одночасье не только в финансовом плане.

Осенью 1932 года нищая русская красавица постучала в дверь многоквартирного дома недалеко от набережной в Ницце, курортном городке на юге Франции. Двадцатидвухлетняя Лидия Делекторская собиралась вписать себя в жизнь одного из самых известных художников мира.

Человек, с которым ей предстояло встретиться, был французским современным живописцем Анри Матиссом. Несмотря на то, что ему было уже шестьдесят три года и он уже пользовался большой известностью, скромная, но целеустремлённая Лида никогда о нём не слышала. Она была поглощена своей собственной драматической жизнью, просто пытаясь выжить.

Жизнь Лиды была необыкновенна во всех отношениях и началась именно так. Родившись в Томске, Сибирь, в 1910 году, она осиротела в возрасте двенадцати лет, когда оба её родителя умерли от эпидемий, охвативших страну после большевистской революции.
Девочка бежала из России вместе с тётей, и они вместе прибыли в Париж без денег и без особых перспектив. Но несмотря на это, умную и достаточно перспективную девушку приняли в Сорбонну, чтобы она изучала медицину, как её любимый отец, но вскоре она поняла, что никогда не сможет позволить себе это обучение, которое стоило целое состояние. Вместо этого она работала танцовщицей и статисткой в кино и в конце концов приехала в Ниццу, где впервые услышала о Матиссе.

Девушка приехала в многоквартирный дом Матисса на 1-й площади Чарльза Феликса в поисках работы в качестве модели художника, работу, которую она научилась ненавидеть, благодаря нежелательному вниманию со стороны других художников.
Но выбор Лиды был ограничен, и она была в отчаянии. Матисс, известный своим добрым отношением к моделям, предложил молодой русской девушке полгода поработать его студийным ассистентом, пока он трудился над «Танцем II» — фреской, заказанной богатым американским бизнесменом Альбертом К. Барнсом.

Эта работа спасла Лиду от нищеты и изменила ход её жизни, а также жизнь Анри. В течение следующих двух десятилетий она с её спокойной деловитостью и полной преданностью нуждам мастера сделает себя незаменимой для Матисса. Лида работала на него и заботилась о нём до самой его смерти в 1954 году, и даже была предметом самого последнего произведения Матисса — рисунка на писчей бумаге.
В то время как Лидия вносила порядок и точность в жизнь Анри, сдерживая шумный мир вокруг, когда он нуждался в покое, её приезд в конце концов вызвал личный переворот в семье художника.

Жена Матисса Амели первоначально приветствовала миловидную девушку в доме, и после того, как её шесть месяцев в качестве ассистента студии истекли, Лида осталась в качестве прикованной к постели компаньонки и опекунши Амели. Но вскоре Амели пришла в ярость от тесной связи, которая установилась между её мужем и хорошенькой молодой русской. Может быть, у них был роман? Так думали друзья и родственники Матисса. Но художник и его модель оба отрицали это, и биограф Матисса Хилари Сперлинг, которая встречалась и брала интервью у Лиды перед самой её смертью в 1998 году, убеждена, что они не были любовниками. «Если Матисс и занимался любовью с Лидией, то только на холсте» , — писала Сперлинг в своей книге «Матисс-мастер».

Больше всего Мадам Матисс злило то, что её оттеснила русская, взявшая на себя полный контроль над хозяйством и мастерской. Лида вела переписку Матисса, его архив работ и организовывала все поездки семьи.
Лида успокаивала вспыльчивость Анри рассказами о своём заснеженном детстве в Сибири. И она позировала для него, испытывая облегчение от того, что «в отличие от первых трёх художников, которые наняли её, он не лапал её и не брал на себя смелость снимать с неё одежду» , — писала Хилари.

Лидия была моделью для многих известных полотен Матисса, в том числе «Голубые глаза», «Румынская блуза», «Женщина в синем» и «Большая лежащая обнаженная». Она также была объектом сотен рисунков Анри, некоторые из которых она подарила Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге и Пушкинскому музею в Москве.
Когда Амели в конце концов настояла на увольнении Лиды, русская эмигрантка выстрелила себе в грудь в отчаянии от того, что только что потеряла то, что она считала единственной целью своей жизни. Но ранение оказалось не смертельным и ей удалось выжить. Несмотря на то, что мадам Матисс удалось избавиться от Лидии, Амели расторгла брак с Матиссом. В ответ художник немедленно пригласил Лиду вернуться в качестве его доверенного помощника. Она продолжала заботиться обо всех нуждах Анри до самой его смерти. Во время войны она вешала ковры на окна их квартиры, чтобы ему было тепло, и ездила на велосипеде по всему Парижу за продуктами.

По словам Жака Мурло, чей отец владел и управлял знаменитой гравюрной мастерской Atelier Mourlot, русская эмигрантка всегда была рядом с мастером. Ателье и его искусные мастера работали вместе с Матиссом над его большим количеством печатных работ, таких как литографии. Жак регулярно возил корректуры своих работ в парижский дом художника на утверждение.
Лидия умерла в Париже и похоронена в Павловске, недалеко от Санкт-Петербурга. Но её прекрасное лицо продолжает жить на рисунках и картинах великого живописца.

А в продолжение темы – увлекательная история о том, как великий живописец , оказавшись в инвалидном кресле, рисовал свои шедевры ножницами.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Анри Матисс

Анри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
«Автопортрет» 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

Читайте также  Портрет томаса мора, ганс гольбейн — описание

«Посуда и фрукты» 1901 Эрмитаж

John McLaughlin — «The Peacocks» («The Promise»)

«Женщина в шляпе» (Портрет жены) 1904 — Представлена в Салоне 1905 года.

«Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами» 1903-1906 Эрмитаж

«Площадь в Сен-Тропе» 1904 Музей искусств, Копенгаген

«Окно» 1916 Институт искусства, Детройт

«Поднятое колено» 1922, Частное собрание

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

Ранние натюрморты Матисса

«Читающая женщина» 1894

«Студия Гюстава Моро» 1895

«Голубой горшок и лимон» 1897. Холст, масло. Эрмитаж

ngasanova

Вспомнить, подумать.

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

«Чересчур современен»

От Henri Matisse

«Я создаю не женщину, я создаю картину».

Анри Матисс Женщина в шляпе 1905,

С картины «Женщина в шляпе» началась известность Матисса.

Ее можно считать переломным этапом: художник окончательно простился с неоимпрессионизмом
и провозгласил фовизм – искусство яркого цвета, смелых решений и декоративности.

Матисс выставил ее на Осеннем салоне в 1905 году. Бедная публика только
смирилась с выходками импрессионистов, и снова всё изменилось!
Президент Осеннего салона Франсис Журден придерживался позиции
«я, конечно, человек прогрессивный, но меру знать надо»,
поэтому на всякий случай настаивал на отклонении картины. На открытый
конфликт с академизмом Журден не шел, хоть и сочувствовал новым исканиям…
Про портрет он сказал, что Матисс здесь «чересчур современен».
Когда жюри вопреки его «антипротекции» приняло картину к экспозиции,
Журден воскликнул:
«Бедный Матисс! А я-то думал, что у него здесь все друзья!».

На портрете Матисс изобразил свою жену Амели. Смелое, невиданное досель сочетание красок
образует удивительную гармонию и одновременно дает понять, почему это направление
нарекли фовизмом (les fauves — дикий). Теплые киноварь, кармин, марена уравновешиваются
ледяным изумрудно-зеленый, фиолетовым, кобальтовым. Разве женщина может быть такой?
Но цвет у Матисса – это всегда цвет преображенный, это не цвет быта, это цвет живописи,
что подтверждает его знаменитое высказывание:
«Я создаю не женщину, я создаю картину».

Винсент Ван Гог Пшеничное поле с воронами Июль 1890

Интересно проанализировать влияние Ван Гога на живопись Матисса. «Вангоговские»
неистовство и импульсивность Матисса и влекли, и отталкивали. Его путь лежал в
другой стороне – не безудержное следование импульсу, но и не подавление его в
пользу рассудочности, а некое «воспитание чувств», по определению Эсколье (ни в
коем случае не путать с дидактизмом – такое Матисс на холст не пускал никогда).
Страсть, пропущенная через внутреннюю дисциплину, не перестаёт быть страстью,
но в исполнении Матисса приобретает глубину и тонкость.

Писатель Франсис Корко говорил, что относительно авангардистских течений «Женщина в шляпе»
мгновенно пояснила ему больше, «чем все эти парадоксы», то есть многочисленные манифесты
и теории того времени.

Картина вызвала бурную, в основном негативную реакцию публики, а вот американская
писательница Гертруда Стайн пожелала ее приобрести. Она обратилась к администратору
выставки, тот сказал, что на картину установлена цена 500 франков, но, как правило,
в цену заложена возможность уступки, поэтому он бы рекомендовал мадам предложить
400 франков. Гертруда так и сделала. Каково же было ее удивление, когда ей передали
отказ художника снизить стоимость картины!

Дело в том, что Матиссы тогда остро нуждались. Когда принесли записку от секретаря
Салона, сообщающую о покупателе, готовом отдать за картину 400 франков, Матисс очень
обрадовался. Амели же настояла на отказе, заявив, что если покупатель настолько
заинтересован в картине, что хочет ее приобрести, то разница в 100 франков не будет
для него существенна. Зато на эти деньги можно будет купить зимнюю одежду для Марго
(внебрачная дочь Матисса, жившая в семье). Ох и непростые несколько дней пришлось
пережить мадам Матисс! От покупателя не было никаких известий, а если что-то не
ладилось в делах живописных, то нрав у Матисса был крут. Но через три дня из Салона
сообщили, что картина куплена за 500 франков.
Личное знакомство Матиссы с Гертрудой Стайн свели позднее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: