Картина завтрак, диего де сильва веласкес - JEKATERINBURG.RU

Картина завтрак, диего де сильва веласкес

Завтрак — картина Диего Веласкеса

Картина «Завтрак», о которой пойдет речь в этой статье, была написана Диего Веласкесом в 1618 году и наши дни экспонируется в Музее Изобразительных искусств Будапешта.

Оговорка не случайна: всего юным Веласкесом в период между 1617 — 1619 г.г. было выполнено не менее семи вариантов этой картины, которые различаются как количеством персонажей, так и некоторыми второстепенными деталями. Одна из версий, еще более ранняя (1617) находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Перед нами один из самых ранних «бодегонов» художника, который, невзирая на юный возраст Веласкеса на момент создания полотна (художнику было всего 18 лет) уже демонстрирует вполне зрелое мастерство и хорошее знакомство с работами Караваджо.

Разумеется, в то время Веласкес еще не сделался придворным живописцем Филиппа Четвертого и не успел побывать в Италии — однако это вовсе не означает, что слава о творениях «великого и ужасного» Караваджо, владевшего светотенью, как ни один из художников, не добралась до родной до Веласкеса Севильи.

В Севилье, где родился и постагал тонкости живописного искусства Веласкес, о Караваджо были наслышаны. Имелись в столице Андалусии и копии картин Караваджо, да и работы главного испанского «караваджиста», Хосе де Риберы, по прозвищу Спаньолето, жившего и работавшего в Неаполе, также пользовались большой популярностью и вывозились заказчиками в Испанию — так что отрицать влияние Караваджо здесь не представляется правомерным.

Зато удивительному натурализму, свойственному самым ранним работам Веласкеса, мог бы поучиться и сам Караваджо! Это высочайшая точность, кстати, делает Веласкеса абсолютно «своим» в таком популярном жанре живописи, как гиперреализм, что лишний раз доказывает: подлинное искусство способно существовать вне временных рамок, всегда оставаясь современным.

Поскольку «бодегон» — направление, сочетающее элементы жанровой живописи и натюрморта, особенно следует отметить, как мастерски написаны расположенные на белоснежной скатерти стакан с вином, нож, булка, солонка, тарелка с рыбой и половиной лимона и корень пастернака с ботвой (который, кстати, впоследствии перекочевал на одну из картин прекрасно знакомого с живописью Веласкеса Сальвадора Дали — «Яйца на тарелке без тарелки».

В равной степени живо и натуралистично «схвачены» Веласкесом и персонажи, как будто сошедшие со страниц произведений Кеведо или Лопе де Вега. Перед нами Веласкес, господа — который уже хорош, а когда напишет свою знаменитую картину «Менины» — и вовсе поднимет живописное мастерство на недосягаемую ни ранее, ни потом высоту.

Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо — всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия . Национальный музей Прадо — один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.

Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка — и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя — то титан, что ни картина — то шедевр!

В этих драгоценных россыпях легко потеряться — вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:

«Завтраки» Диего Веласкеса: еда как символ

Диего Веласкес, чье творчество пришлось на «золотой век» испанской живописи, был придворным художником Филиппа IV и любимым мастером жестокого, но щедрого графа Оливареса, в руках которого более 20 лет была фактически сосредоточена власть. Именно поэтому творчество художника носит светский характер, что совсем не характерно для его ярких современников, например, Мурильо и Сурбарана, создававших картины преимущественно религиозного характера.

В испанской литературе того времени был очень популярен плутовской роман, возникший в пику средневековому рыцарскому роману. Плут и мошенник, от лица которого чаще всего ведется повествование, – это рыцарь не только без страха и упрека, но и без каких-либо моральных принципов. Тем не менее и читатели, и зрители проникались к нему симпатией, хотя жертвами его проделок становились не только чиновники, алчные купцы и самодовольные аристократы, но и добропорядочные обыватели.

Диего Веласкес. Завтрак. ГЭ, Петербург

Этот жанр был настолько популярен, что большое число исследователей склонно интерпретировать работу Веласкеса, которому на тот момент не было и 20 лет, как иллюстрацию к одному из эпизодов такого романа. Эта картина носит название «Завтрак»: три человека сидят в харчевне за накрытым скатертью столом. На нем нехитрая еда: два граната, хлеб, вино, тарелка с мидиями, в руках старика – корень пастернака, забытого овоща, который теперь даже на рынке не всегда можно найти в отличие от имбиря или маргеланской редьки. Отдаленно он напоминает белую морковь и, хотя очень полезен, за свой резкий запах не очень любим. Некоторые исследователи, правда, полагают, что это мог бы быть кальмар или каракатица, но в Музее изобразительных искусств в Будапеште хранится более поздний вариант «Завтрака», близкий по своей композиции с эрмитажной работой. Вместо юноши в центре – молодая девушка с кувшином вина. Она наполняет им бокал, за которым тянется старик, увлеченный беседой, в то время как корень пастернака в забвении лежит у края стола.

Эти работы имели отношение и к еще одному жанру – «бодегону», что в переводе означает «таверна» или «трактир». Такие произведения украшали стены кабачков или зазывали посетителей внутрь, обещая радушный прием, вкусную еду и приятную компанию. Тем не менее, герои этой картины, мальчик, держащий вино, и юноша, сидящий справа в желтом кафтане, больше похожи на искусных шарлатанов, которые решили поживиться за счет почтенного идальго. Он, не желая запачкать за завтраком свой белоснежный воротник, повесил его вместе со шляпой на крюк, и уже готов был попробовать дары моря, когда за его стол, накрытый на одного человека, подсели молодые люди. И вот уже графин вина у смеющегося мальчугана, и вряд ли молодые люди собираются за это вино платить.

Диего Веласкес. Завтрак. МИИ, Будапешт

Но есть у этой работы, на первый взгляд довольно прозаичной, и более интересная трактовка. Стол, накрытый на одного, три персонажа разных возрастов, еда, имеющая символическое значение: вино – Кровь Христова, хлеб – его Тело, гранаты как традиционный символ воскресения. При желании можно действительно отнестись к работе Веласкеса как к изображению Троицы, особенно учитывая то, что на более поздней работе вместо мидий на картине художник изображает рыбу, которая стала символом Иисуса Христа еще у первых христиан.

Художник, который часто играет со зрителем, то оставляя зашифрованные послания на полотне, то строя композицию так, что ее можно читать по-разному и поражаться многоплановости работы, вполне может использовать символическое значение обыденных вещей. Еда как неотъемлемая часть жизни становится инструментом в его руках, позволяющим не только продемонстрировать свое мастерство рисовальщика или усадить героев за накрытый стол, выстроив композицию будущего шедевра, но и почувствовать себя тем самым трикстером, плутом, и если не обвести нас вокруг пальца, то заставить поломать голову за бокалом вина.

Диего Родригес Веласкес

«Прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства»
Марко Боскини

Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес) родился в известном испанском городе Севилье в 1599 году, на смене эпох. Точной даты рождения не сохранилось, однако доподлинно известна дата крещения – 6 июня 1599 года. Она и принята как день рождения, по правилам тех времен ребенка крестили практически сразу по рождению.
«Испанский живописец, которого отличало от всех его смелость, возможность проникнуть в душу и характер модели. Обладая уникальным чувством гармоничности и тонкости, а также неповторимого колорита, он мог создавать потрясающие образы. Которые просто блещут своей естественностью и живостью».

Читайте также  Картина "ботаник", перов, 1874

Тяга к искусству, живописи стали очевидны, и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры. Однако обучение здесь не продлилось долго, и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».

В 1622 году Диего Веласкес впервые посещает испанскую столицу город Мадрид. Однако достойного места применить свой феноменальный талан на тот момент не нашлось. Но Диего смог написать портрет знаменитого испанского поэта Луиса де Гонгоры. Чем привлек внимание вельмож, дворян. И уже в следующем, 1623 году, Веласкеса пригласил в Мадрид герцог де Оливарес, для написания портрета короля. После чего он стал придворным живописцем.

Вскоре популярность Веласкеса возросла, стало зазорным не иметь его работ. Всвете чего появилась целая плеяда портретов вельмож и знаменитых людей того времени. Среди них «Граф Оливарес» 1625 год, «Шут Калаба-Сильяса» 1626-1627 год. А также портреты Лопе де Вега, Кальдерона, Кеведо, Тирсо де Молина. На ряду с этим в 1629 году Диего Веласкес пишет необычное полотно, не свойственное испанской традиционной живописи. Картину на античный сюжет – «Вакх».

В 1628 году Диего Родригес де Сильва и Веласкес встречается с Рубенсом, который прибыл в Мадрид в качестве дипломата. Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку. Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года. Поездка пошла на пользу. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений. Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса.
По приезду продолжал создавать портретные шедевры. А также написал одну из самых значительных картин европейской живописи в жанре исторического реализма. Это «Сдача Бреды» 1634- 1635 годы.

В течение 1630-1640 годов Диего Веласкес написал серию портретов шутов и карликов. Великий мастер раскрыл кистью богатый душевный мир этих людей, обиженных природой. Перенес на холст переживания, душевное состояние, вплоть до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

К этому же периоду относится и великий шедевр «Венера с зеркалом». Это редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного тела женщины, сюжет, на то время запрещенный святой инквизицией.

1650 годы это время высочайших творческих достижение Диего Веласкеса. Поздние женские и детские портреты королевских особ отмечены смелостью живописных находок, вдохновенным артистизмом. Портрет стареющего Филипа Четвертого отмечен глубокой психологической характеристикой.

Главнейшими произведениями позднего периода Веласкеса являются величайшие крупномасштабные произведения. «Пряхи» и «Менины», написанные в 1656-1657 году. Сейчас обе находятся в музее Прадо.

В начале 50-х, в 1652 году Диего Веласкес был назначен королевским обер-гофмаршалом. Его обязанности входило подготовка празднеств при дворе. Исполняя свои обязанности на празднике в честь бракосочетания Марии-Терезии с Людовиком Четырнадцатым живописец тяжело заболел. По возвращению в Мадрид художник скончался 6 августа 1660 года.

Музеи Мадрида-Музей Прадо в Мадриде.
Монумент Диего Веласкесу на Месте где была его могила.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • МУЗЕИ МИРА (836)
  • НАПИТКИ (43)
  • ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ (150)
  • ПОЛЕЗНОЕ (15)
  • РЕТРО (1918)
  • Каталоги, альбомы (396)
  • СПОРТ (27)
  • CCCP (439)
  • АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО (589)
  • ДЕТСКОЕ (958)
  • ДЛЯ МЕНЯ (68)
  • ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК (2962)
  • ЖИВОТНЫЙ МИР (346)
  • ИСТОРИЯ (1258)
  • ИСТОРИЯ РОССИИ (2018)
  • КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО (958)
  • МОДА (212)
  • МОСКВА (479)
  • ОДЕЖДА, ОБУВЬ и пр., и пр. (214)
  • ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА (21)
  • ПЕРСОНЫ (1705)
  • ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА (1003)
  • ПОЗИТИВ (97)
  • ПРО ЕДУ (134)
  • РАЗНОЕ (1053)
  • РЕЛИГИЯ (463)
  • РОМАНОВЫ (399)
  • СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ (49)
  • СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ ПРИТЧИ (391)
  • ТЕХНИКА (30)
  • ФОТОГРАФИЯ (2757)
  • «LiFE» — фотоархив (173)
  • Библиотека Конгресса США (230)
  • Редкие фото известных людей. (165)
  • ФОТОХУДОЖНИКИ (302)
  • ШЛЯПОМАНИЯ (147)
  • Звезды в шляпах (53)
  • ЭКСКУРСИИ ВИРТУАЛЬНЫЕ (2)
  • ЮНЕСКО (11)

Цитатник

Первоначально кажется, что это крыса царапае.

. чтобы не утратить ясность мышления в старости Оказывается, всё так .

Ашик-Кериб. Турецкая сказка. Xудожник Мелихов .

Источник Выросший и сделавший карьеру в Лондоне ирландец Брайан Даффи (©Brian Duffy).

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Эрмитаж. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599 — 1660)

Bo4kaMeda

Diego Velazquez, Ritratto d’uomo,1630
olio su tela
Capitoline Museums, Rome, Italy

Мы подходим к величайшему испанскому художнику, к несомненному гению, к Веласкесу (1599 — 1660). К сожалению, Эрмитаж не выясняет чарующей фигуры этого “царя живописи”. Нам достались лишь вещи второстепенные, сомнительные или прямо ошибочно приписываемые мастеру. Но и из них мы можем хоть что-то узнать о развитии и достоинствах Веласкеса, этого художника, которого принято называть “самым живописным из живописцев”.

Для знакомства с “источниками” Веласкеса важна его юношеская картина “Завтрак”, написанная еще совершенно в духе Караваджо, плотно, твердо, простодушно, но с бесподобным мастерством, в особенности что касается передачи мертвой натуры: скатерти, хлеба, посуды и сельдей.



Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Завтрак
Испания, около 1617 г.
холст, масло
108,5 x 102 см
Происходит из собрания Екатерины II

Диего Веласкес, в творчестве которого испанская живопись достигла вершины, написал картину «Завтрак», когда ему было 18 лет. Его привлекали сцены из народного быта. Собравшиеся за столом мужчины представляют три возраста жизни человека. Молодому художнику удалось дать точную характеристику каждому персонажу. Картина написана под влиянием искусства Караваджо, о чем говорят темный фон, резкие контрасты света и тени, объемность лежащих на столе предметов. Обратите внимание: хлеб и ручка ножа кажутся выдвинутыми за плоскость полотна. Изображенный старик встречается также на других картинах мастера. Известен и мальчик: он жил у Веласкеса и служил ему моделью. А вот молодой человек, сидящий справа, который, безусловно, также должен иметь вполне конкретное портретное сходство, не выявлен на других полотнах художника. Существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. На стене висит белый воротник старика. По традиции того времени, когда садились за стол в помещении, то снимали и оставляли на вешалке шляпу и воротник. Веласкес изобразил в этих простолюдинах присущие испанцам национальные черты характера: веселость и сдержанность, добродушие и некоторую суровость.

До какой степени должно было властвовать в Севилье увлечение натурализмом, если даже аристократический юноша, каким был Веласкес, ученик идеалиста-теоретика Пачеко, мог не только поддаться общему веянию, но дать в этом направлении неподражаемые по совершенству образцы. Веласкес остался верен коренным принципам натурализма и впоследствии, когда он поступил ко двору Филиппа IV, где он занимал почетные должности и кончил жизнь в чине гофмаршала. Вообще же трудно себе вообразить менее придворного художника, нежели Веласкес. Лесть ему была чужда абсолютно. Но эта “дерзость” искупалась удивительным даром мастера во всем находить красоту и величественность. Все испанские художники обладают известным “благородством мысли”, но у Веласкеса эта черта приобретает полноту выражения, без малейшей натяжки, при совершенной простоте. Судить об этой едва ли не самой существенной черте Веласкеса мы можем в Эрмитаже по двум копиям (Maco или Парехи?) портретов Веласкеса, изображающих Филиппа IV и его любимца премьер-министра герцога Оливареса. Особенно “поучителен” последний.

Читайте также  Музей «дом джульетты» » музеи мира и картины известных художников



Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Портрет дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса
Испания, около 1638 г.
холст, масло
67 x 54,5 см

Художник не польстил своему покровителю ни на каплю. Более смешной и странной физиономии трудно себе представить. Несколько вульгарное лицо конде-дуке приобретает особую значительность благодаря тому, что оно “посажено напоказ” вверху над длинной черной фигурой, покоящейся на обтянутых черных ногах. Однако здесь нет тени иронии. Все строго, величественно, торжественно, и, глядя на портрет, веришь громадной силе очарования, которой обладал этот фатальный для Испании министр, за ошибки и грехи которого пришлось расплачиваться много лет после его падения.

Но не только “психологическая” сторона ценна в портретах Веласкеса (кроме портретов Веласкес почти ничего и не писал), но и внешняя, чисто живописная. По упомянутым черноватым и вдобавок сильно почерневшим копиям в Эрмитаже трудно судить о пленительности красок Веласкеса, но кое-что можно предчувствовать о тех радостях, которые ожидают посетителя музея Прадо в Мадриде, изучая этюды к портретам короля, министра и папы Иннокентия Х



Диего Веласкес. Портрет Папы Иннокентия Х. Ок. 1650.
Холст, масло
49,2 х 41,3
Продан из Эрмитажа в июле 1930 – феврале 1931 в коллекцию Эндрю В. Меллона. Национальная галерея, Вашингтон

Особенно хорош последний. Говорят, папа воскликнул, увидав свое изображение: “Е troppo vero” — “Это слишком похоже!”. И действительно, святой отец не польщен. Он больше похож на предводителя разбойников, нежели на Наместника Христова. Но картина прекрасна. Она написана всего тремя красками: белой, черной и красной. И однако комбинациями их и магией светотени Веласкес достиг полной передачи натуры и такой жизненности, что становится жутко, вглядываясь в это изображение.

Два помощника Веласкеса, которые всегда находились при нем и видели мастера за работой, Maco и Пареха, так удачно переняли все особенности манеры Веласкеса, что лучшие их произведения трудно отличить от произведений самого великого художника. Нашего “большого Оливареса”, вероятно, и нужно считать за картину Maco (1615 — 1687), что же касается невольника, “слуги” Веласкеса Парехи (1606 — 1670), то оказывается, судя по надписи на оборотной стороне холста, что ему принадлежит хороший, но, к сожалению, слишком потемневший (или грязный?) портрет сурового мрачного командора ордена Сант-Яго де Компостелла.
Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
Бенуа Александр Николаевич


Веласкес де Сильва, Диего, школа. 1599-1660
Мужской портрет
Испания, 1640-е гг.
холст, масло
47,5 x 41 см


Веласкес де Сильва, Диего, мастерская. 1599-1660
Портрет испанского короля Филиппа IV, между 1656 и 1660 гг.
холст, масло
67 x 53 см


Веласкес де Сильва, Диего, мастерская. 1599-1660
Портрет испанского короля Филиппа IV, около 1638 г.
холст, масло
203 x 122 см
Поступил в 1850 г. Приобретен на аукционе собрания нидерландского короля Вильгельма II в Гааге


Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Мужская голова в профиль
около 1616-1617 гг.
холст, масло
39,5 x 35,5 см


Веласкес де Сильва, Диего, последователь. 1599-1660
Голова смеющегося мальчика
не ранее 1630-х гг.
холст масло
27 х 22 см


Гойя-и-Лусиентес, Франсиско Хосе де. 1746-1828
Инвентор: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Пьяницы (Вакх) 1778 г.
бумага, офорт, сухая игла
395 х 465 мм


Люилье, Виктор Гюстав. 1844-1889
Инвентор: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Греческий философ Маннип
Франция XIX в.
бумага офорт, резец
435 х 305 мм


Гуаданьини, Гаетано, ок. 1800-1860
Инвентор: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660; Инвентор: Муцци, Антонио. 1815-1894
Портрет неизвестного в костюме с фрезом 1842 г.
бумага гравюра резцом
479 х 339 мм


Бруна, Винченцо делла. 1804-1871
Инвентор: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Инвентор: Гарио, Поль-Сезар. Род. 1811
Портрет неизвестного в плаще, накинутом на одно плечо, держащегося за эфес шпаги, скрытой под плащом 1842 г.
бумага гравюра резцом
479 х 339 мм


Понтиус, Пауль. 1603-1658
Автор оригинала: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Автор копии: Рубенс, Питер Пауль (Пьетро Пауло). 1577-1640
Портрет герцога Оливареса
около 1626 г.
бумага резец
613 х 440 мм

culture.wikireading.ru
hermitagemuseum

.

Рубрики: РЕТРО
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА

Метки: эрмитаж веласкес диего живопись 16 век 17 век

Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям

Диего Веласкес

В Мадриде, перед входом в знаменитый музей Прадо стоит памятник: мужчина с густой шевелюрой курчавых волос восседает на удобном кресле. Его поза свободна, в одной руке – палитра, в другой – кисть. Поперёк колен лежит длинный муштабель. На мужчине средневековый колет, панталоны и чулки. Это Веласкес. Диего Родригес де Сильва. Энциклопедия Британика называет его самым важным художником 17-го века и гигантом западного искусства. Что ж, надо признать – так оно и есть.Нет нужды строить догадки насчёт точной даты рождения будущего гения живописи. Существует церковная запись: «Диего Родригес де Сильва Веласкес крещён 6 июня 1599». Вот и всё, отсюда следует отталкиваться. Младенец Диего впервые увидел свет божий в Андалусии (Севилья), на улочке Кале де ля Горгоха. Батюшка его – урождённый Жоао Родригес де Сильва (в новом гражданстве Хуан), адвокат, сын евреев из Португалии. Матушка – Жеронима Веласкес, представительница знатного аристократического рода.

Диего рос мальчиком послушным и богобоязненным. Получил отличную подготовку в области языков и философии. Наиболее ярко его таланты проявились в искусстве. Уже в одиннадцать лет родители отправили своё чадо в обучение к экстравагантному художнику Франсиско де Эррера-старшему, человеку талантливому, энергичному и несдержанному на язык. Через год юный Диего покинул мастерскую первого учителя. Он был прилежен, схватывал всё буквально на лету, перенял от Эрреры умение писать кисточками с длинным ворсом. И был абсолютно точно уверен, что нельзя застывать в стагнации, если впереди ждут новые знания и новые возможности.

Перспективного подростка тут же взял учеником другой знаменитый живописец Севильи, Франсиско Пачеко, оказавшийся лучшим выбором из всех возможных. Хуан Родригес де Сильва подписал с ним пятилетний контракт на обучение сына. Прекрасно воспитанный, отзывчивый, Пачеко славился далеко за пределами родного города как художник-академист с отличными связями. Главное, он был замечательным педагогом. Написал книгу об искусстве живописи, его величии и древности. Пачеко первым смог разглядеть в Диего Веласкесе дар прирождённого живописца, научил его видеть красоту во всём, что создал Бог, познакомил его со знаменитостями того времени – художником Франческо де Сурбараном и его другом, архитектором Алонсо Кано. Влияние Сурбарана потом долго прослеживалось в ранних работах Веласкеса. Впрочем, нисколько не умаляя их оригинальности. Итак, стоит помнить, что первым поверил в будущее Веласкеса-творца и Веласкеса-человека именно Франсиско Пачеко. Всего через несколько лет после знакомства он даже выдал за Диего свою дочку Хуану де Миранду.

К этому времени Веласкес уже был принят в корпорацию севильских мастеров кисти имени Святого Луки. Восемнадцатилетний мальчишка, желторотый юнец, он начал успешно преподавать живопись собственным ученикам. Писал в жанре «бодегонес» (испанцы называют «бодегонами» харчевню или трактир). Тёмный фон, обыденная жизнь кухарок и подмастерьев, простая посуда, скудная пища. Это была эпоха, позже названная «золотым веком испанской живописи», молодые художники изображали пастушек в ярких бликах солнца. Но Веласкес выделялся из всех. Он шифровал в своих работах нечто секретное, известное только ему одному. Уже тогда он нащупывал свой оригинальный стиль: картина в картине. Шарада. Загадка. Тайна.

Читайте также  Картина «бабушкины сказки», максимов — описание картины

В восемнадцать лет он пишет свою первую известную работу: «Крестьянский ужин» (хранится в Эрмитаже). Предметы рождаются в резких контрастах между тенью и светом, персонажи немного скованны, словно их заставили позировать. Но сколько в этом сюжете истории! Кто эти юноши, севшие перекусить? Кем им приходиться пожилой господин? Уважают ли его или смеются над ним? Каждый увидит в «Ужине» что-то своё, стоит только отпустить на волю фантазию.

Веласкес мастерски использует эффект так называемого «погребного освещения». То есть позволяет свету коснуться только тех образов или форм, что наиболее важны. Простолюдинов он пишет гораздо чаще, чем знать – какая-то изначальная правда прячется в складках их одежды, в морщинах стариков, в уголках губ. За три года, по 1620-ый, из-под кисти Веласкеса выходят «Волонос», «Служанка-мулатка», «Старуха-кухарка», «Музыканты», «Поклонение волхвов». Последнюю считают слабой в исполнении, но не судите строго художника, которому было всего лишь двадцать лет, и которые впервые взялся написать религиозную сцену на большом холсте два метра высотой. Несмотря на все минусы – неважно прописанный Иосиф, слишком однотипные складки на платье Марии – картина полна смысла. И не своего ли ребёнка положил Веласкес на руки Матери Божией?

1621 год принёс в Испанию большие перемены. Умер Филипп Третий, освободившийся престол занял молодой Филипп Четвёртый. А Диего уже звал вперёд его вечный червячок практичности. Он мечтал пристроиться при королевском дворе. Думал, будет полезен Филиппу Четвёртому не только умением смешивать краски для рисования. Вечное стремление двигаться вперёд побудило Веласкеса добыть рекомендательные письма к капеллану короля дону Хуану де Фонсека и отправиться в Мадрид в первой половине апреля 1622 года. О, он подготовился как следует! Написал портрет известного поэта Луиса Гонгоры-и-Арготе с лавровым венком на голове (Филипп весьма благосклонно относился к его виршам), сочинил стихотворение по случаю смерти Эль Греко. Но пробить себе местечко при дворе всегда было не просто, знаете ли. На счастье, сама судьба благоволила Диего: уже в декабре скончался придворный художник. Достойный дон де Фонсека «подсуетился», Филиппа познакомили с талантами Диего Веласкеса – тот написал парадный портрет короля – и в самом скором времени художник получил триста дукатов из королевской казны, чтобы оплатить переезд своей семьи в Мадрид.

Диего удалось найти удивительно выгодное место для своего нового дома: возле площади Пласа Майор, где проходили все народные гульбища, турниры и вершились аутодафе. Мастерскую Веласкесу выделили в одном из корпусов дворца Алькасар. Другие придворные мастера кисти «выскочку-конкурента» моментально возненавидели. Они шептались, что новичок не умеет ничего прилично писать, кроме голов. А вот простолюдины тут же дали Диего прозвище: «художник истины». К тому же на зависть коллег Веласкес никогда не обращал ни малейшего внимания. В ответ на их обвинение он ответил лично королю: «Это комплимент. Потому что я считаю, что нет никого, кто умеет хорошо изобразить голову модели».

В 1628-ом Веласкес познакомился с Питером Паулем Рубенсом. Живописцы обменялись добродушными колкостями, обсудили искусство и дипломатию, Диего получил от своего нового знакомого роскошную идею – написать «Триумф Вакха». Картина получилась не просто отличной, она жила и дышала. У одного из персонажей размыто лицо (потерял облик по причине необузданного пьянства). Другой раскраснелся от выпитого так, что его наверняка скоро хватит удар. Третий едва лежит. Четвёртый склонился перед богом виноделия, получая виноградный венок, и тень Вакха совсем закрыла его голову. Говорящий образ, не правда ли?

Но вершиной творчества Веласкеса были великолепные, загадочные «Менины». Говорят, сам король Леопольд Первый написал крест ордена Сантьяго на груди художника, стоящего перед мольбертом. Потому что титул рыцаря Сантьяго Веласкесу был присвоен почему-то только через год после смерти. По инвентарной описи эпохи Филиппа Четвёртого картина названа «Семейным портретом», но при чём здесь семья!?

Маленькая инфанта Маргарита стоит почти в центре. Она немного склонила головку, словно выжидающе. Опустившись на одно колено, одна из фрейлин подаёт ей кувшин с питьём. Другая фрейлина приседает в реверансе, с другой стороны. Справа стоят придворные карлица и карлик, шуты. Причём у первой в руках игрушка, а второй толкает ногой собаку. На заднем плане прячутся в полумраке строгая наставница и гвардадамас, охранник. Слева стоит сам художник. Почти все перечисленные персонажи смотрят вперёд – на королевскую чету, которая отражается в маленьком зеркале позади всей компании.

Тайный посыл этой картины пытаются разгадать уже три столетия. Объяснений и толкований скопилось сотня, если не больше. Главный секрет полотна: откуда берётся свет, если в комнате на полотне нет ни единого его источника. Окна плотно зашторены, крепления для люстр пусты. Но ведь ни один художник не будет писать при плохом освещении. Неужели Веласкес пытался сказать нам, что работает «во мраке», не имея возможности выйти на свет, да ещё под присмотром самого короля: Или наоборот: Филипп оказался единственным источником света?

Кем был Диего Веласкес? Большой мастер, тонко чувствующий человек, семьянин, отец, успешный политик (он и умер-то, простудившись во время ответственной дипломатической поездки во Францию), любимец королей и простонародья. Сильная личность, заслуживающая уважения. Его полотна можно разглядывать часами, находя в них новые и новые смыслы.

В 1999 году, в честь его четырёхсотлетия, благодарные любители живописи хотели устроить художнику пышные похороны номер два, но останков так и не нашли. Сначала при поисках полагались на «церковные записи» и «воспоминания современников» и перерыли всю площадь Рамалес, где до 1809-го стояла церквушка Сен-Хуан (якобы, могила находилась в ней). Есть даже описание одежды, в которой художника положили в гроб. Блоки фундамента древней церкви нашли, но никаких захоронений в ней не оказалось. Потом припомнили указ Жозе Первого, брата Буонапарте – тот исполнял должность испанского короля с 1808-го по 1813-ый и так боялся эпидемий в разрушенном войной Мадриде, что повелел выкопать всех имеющихся мертвецов с городских кладбищ и перезахоронить их за чертой столицы. Указ бредовый и бесконечно усложняющий всю затею. Пришлось нашим современникам углубиться в архивы… а воз и ныне там. Было ли, не было. Жили ли, нѐжили. Есть картины и они великолепны. Их автор сгинул без следа, ещё раз подтвердив мудрый постулат о том, что человек смертен, а искусство – нетленно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: