Картина «запорожцы пишут письмо турецкому султану», репин - JEKATERINBURG.RU

Картина «запорожцы пишут письмо турецкому султану», репин

История одной картины. И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Картину эту знают все – примелькалась, а вот то, что они там пишут, известно немногим. Славная запорожская братва собралась не просто черкнуть султану пару ласковых от нечего делать, а сотворить ответ на послание Магомета IV, ибо негоже оставлять без такового письмо брата Солнца и Луны. Запорожцы слегка перебрали в количестве матюгальников,

ну что с них возьмешь – хулиганы

И еще – письмо это вряд ли действительно было отослано туркам, скорее это просто народное творчество.

Далее письмо султана запорожцам, их ответ и два варианта «Запорожцев» Репина в полный экран. Историческая справка прилагается.

Письмо турецкого султана к казакам

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.»

Подписано: Султан турецкий Мухаммед IV

Ответ Запорожцев Магомету IV-му

«Запорожские казаки турецкому султану!

Ты — шайтан турецкий чёрт, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люцифера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, когда голою сракой ежа не убьёшь? Чёрт высирает, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, ** твою мать.

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас, Армянский свин, Подолянская злодеюка, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, и всего света и подсвета шут, а для нашего Бога — дурак, самого аспида внук и нашего х*я крюк. Свинячья морда, лошадиная *цензура*, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою **!

Вот так тебе запорожцы ответили, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!»

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским

По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Магомета IV. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал её известному историку Д. И. Яворницкому, который однажды зачитал её, как курьёз, своим гостям, среди которых был, в частности, И. Е. Репин. Художник заинтересовался сюжетом, и в 1880 году начал первую серию этюдов. Во время поездки по Украине, где Репин собирал материал для своих Запорожцев, художник писал Стасову: «До сих пор не мог ответить Вам, а всему виноваты Запорожцы, ну и народец же!! где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму; еще задолго до Вашего письма я совершенно нечаянно отвернул холст и не утерпел, взялся за палитру и вот недели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться — веселый народ. Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Во всю жизнь Запорожье осталось свободно, ничему не подчинилось!»

«Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Художник постоянно менял фигуры, удалял одни, вписывал другие, работал над картиной целыми днями, а иногда откладывал ее на долгий срок. «Работал над общей гармонией картины,- говорил он в одном из писем. — Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линия — чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. Работаю иногда просто до упаду. Очень устаю». В другом письме: «. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. чего только тут не было! Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся — великолепная фигура, — все не удовлетворяло».

Ещё не завершив основной вариант, Репин в 1889 начал работу над вторым, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту (2,033,58 м), и является, так сказать, кулуарным экземпляром. Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.

Запорожцы, письмо, Репин и правда жизни

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или просто «Запорожцы» – крупномасштабное полотно русского художника XIX – XX века Ильи Репина (1844-1930). Написано маслом на холсте размером 2,03 х 3,58 метра в период с 1880 по 1891 год. Экспонат Государственного русского музея (Санкт-Петербург).

Автор

Илья Ефимович Репин «Запорожцев» писал 11 лет – это самая длительная работа мастера. Будучи человеком въедливым и остро реагирующим на происходящее в обществе, художник с молодых лет подмечал прекрасное, удивительное или контрастное, загораясь идеей, не оставлял её, при этом в творчестве всегда стремился к правде жизни. Друг многих просвещённых и выдающихся людей своей современности, оставил их великолепные и красноречивые портреты потомкам. Не проходил и мимо событий истории России прошлого.

Замысел

Так его захватила идея изобразить на холсте возникшую вдруг в голове сцену, как казаки пишут письмо турецкому султану, картину многофигурную и острохарактерную. Мысль об интересном сюжете для будущей работы родилась на одном из светских раутов, где историк и автор множества научных работ, в том числе трёхтомной «Истории запорожских казаков», Дмитрий Иванович Яворницкий зачитывал публике вслух копию одного документа. Это было письмо, подписанное атаманом Иваном Серко (Сирко) в адрес султана Махмуда IV в ответ на предложение того перейти всей Запорожской Сечи под его командование – султана поразило умение казаков биться. В воинском таланте запорожцев он убедился, когда увидел, как они разгромили 15-тысячное турецкое войско. Послание-ответ султану было коллективным творчеством казаков и представляло собой набор вольных высказываний, к примеру, «шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» Яворницкий читал с выражением, все вокруг хохотали – Репину так и виделась сцена с разудалыми, экспрессивными казаками, пишущими письмо в далёком 1676 году.

Сбор материалов в казачьих краях

Воодушевлённый художник отправился на историческую родину запорожских казаков и места их расселения (Украина, Кубань). Яворницкому как историку идея создания полотна очень понравилась. Знания учёного, а также предметы казачьего быта, одежда, оружие из его коллекции – всё было в распоряжении Репина. Запорожцы пишут письмо турецкому султану – тема окрылила и всецело захватила уже именитого мастера и подчинила себе почти целиком дальнейшее существование. Сопровождал живописца в поездке его молодой ученик, Валентин Серов, который тоже делал наброски. Репин создал множество эскизов, в которых нащупывал нужные ракурсы, позы, мимику и жесты героев будущей картины.

Читайте также  Жан батист камиль коро: картины и боиграфия

Подобные поездки с целью сбора информации художник предпринимал не раз. Набравшись опыта и сдружившись с жителями казачьих станиц, Репин научился их понимать, как родных. Живописец восхищался вольным духом, любовью к родине, братскими чувствами, открытостью и бескомпромиссностью, юмором запорожских казаков – такие легко напишут письмо турецкому султану, а надо будет, и самому Господу Богу.

Помогло художнику и тщательное изучение повести Гоголя «Тарас Бульба», её герои вошли в число персонажей полотна.

Описание картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и модели

На огромном холсте многочисленная группа казаков. Они взбудоражены и веселы – сочиняют ответное письмо султану, который имел глупость предложить им, запорожским казакам, влиться в турецкую армию. Это ж надо додуматься!

По центру дощатый широкий стол, вокруг которого на лавках, сундуке и просто стоя расположились запорожцы. Один с пером, записывает особо понравившиеся, каверзные словечки в адрес султана. Остальные – кто подсказывает, кто заглядывает в написанное, кто хохочет, кто просто слушает, улыбаясь в лихие усы шуткам товарищей.

Позировали Репину наиболее колоритные его современники: художники, генералы, студенты, знакомые и просто случайные люди, внешне подходящие по замыслу живописца. Так, например,

  • писарь на картине – сам Яворницкий, от которого в художника и попала творческая искра;
  • атаман Серко, нависающий над писарем – генерал Драгомиров;
  • сидящий слева за столом весёлый казак в красной папахе – художник Ционглинский;
  • могучий казак-хохотун в красном (Тарас Бульба) – профессор консерватории Рубец;
  • высокий казак с перевязанной головой (Остап Бульба) – художник Кузнецов;
  • чуть левее молодой красавчик в синем (Андрий Бульба) – родственник композитора Глинки;
  • худой понурый казак с длинными усами, стоящий за Тарасом Бульбой – оперный певец Фёдор Стравинский.

Интересен каждый персонаж. Так казак с обнажённым торсом на переднем плане символизирует силу и молодецкую удаль запорожской вольницы. Но не только, есть и бытовое объяснение: рядом с казаком колода карт, а по правилам Сечи мужчины играли, сняв рубахи (чтобы нельзя было обмануть соперников, спрятав карту в рукав, например).

Композиция картины в целом создаёт ощущение неумолимого водоворота, который таит в себе небывалую мощь. И если уж он раскрутится, то справится с любой преградой и с любым врагом.

Энциклопедия смеха

Илья Репин в «Письме запорожских казаков турецкому султану» собрал, наверное, все существующие виды и степени веселья. Глядя на картину, зритель слышит и раскатистый смех, и заразительный, и сдержанное хихиканье. Кто-то из героев широко улыбается, кто-то ухмыляется, а некоторые смеются лишь в душе, оставаясь внешне невозмутимыми.

Но дух безудержного веселья и мощной животворящей энергии ощущаются однозначно. Перед зрителем не просто весёлая толпа запорожских казаков, пишущих письмо турецкому султану, картина с исторической подоплёкой, а красноречивая демонстрация духа свободолюбивого казачества.

Последний штрих

Пошёл одиннадцатый год работы над полотном, время от времени Репин самозабвенно погружался в тему, забывая обо всём. Но художнику никак не удавалось получить чувство полной гармонии, появлялись даже сомнения в собственном таланте. Внезапно мастера осенило – у правого поля картины он нарисовал стоящего спиной казака в длинной светлой кирее с башлыком. Изобразил и успокоился – внутренний голос говорил, что это то, что надо. И художник уже не обращал внимания на критику, на мнения товарищей – он, автор, был уверен в своём решении.

Судьба картины

Произведение было принято двояко – одни хвалили, другие ругали за недостоверность. Подобные обвинения художник слышал и раньше, поэтому в 1889 году начал писать вариант картины меньшего размера и с некоторыми изменениями, чтобы приблизить изображение к действительности. Но эта версия не была закончена, она находится в Харьковском художественном музее.

Основная картина, которая писалась 11 лет, после многочисленных успешных выставок в России и за рубежом за 35 тысяч рублей была приобретена Александром III. В период с 1892 по 1917 год картина была в коллекции царской семьи, затем национализирована и попала в Русский музей.

«Письмо с фронта» Лактионова – картина-история

Биография художника Репина, певца истины

«Садко» Ильи Ефимовича Репина, загадочный сюжет картины

Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану)

Описание картины «Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану)»

Картину «Запорожцы» Репин писал дольше, чем какую-либо иную. Идея возникла на светском приеме, куда были одновременно приглашены Илья Репин и историк Дмитрий Яворницкий. У Яворницкого оказалась при себе копия письма, написанного в 1676 году атаманом Иваном Серко (Сирко) вместе с казаками султану Махмуду IV. Возмущенный тем, что казаки истребили его 15-тысячное войско, турецкий владыка предложил Сечи перейти в его подчинение, а в случае отказа грозил полным уничтожением.

По выражениям лиц казаков понятно, какой ответ они сочинили. «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» – читал Яворницкий под громкий хохот. А Репин мысленно представлял себе картину, которую напишет по мотивам этого эпистолярного происшествия.

В 1880-е годы Репин специально отправился в Украину, чтобы собирать материал для картины. Помогал ему и Яворницкий, предоставив свободный доступ к своим материалам и старинным атрибутам казаков – одежде, трубкам, обуви, оружию. Репин написал множество эскизов, прежде чем приступить к работе над главной картиной (1, 2, 3). К слову, в поездке Репина сопровождал его юный ученик Валентин Серов — он тоже делал кое-какие наброски.

В 1888 году Репин еще раз проехал по местам казачьей славы, добрался до станции Пашковской, а главное – уловил казачий дух неуемной свободы. «Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства» , – восхищался он украинскими казаками. Безусловно, одним из источников, вдохновивших художника, была повесть Гоголя «Тарас Бульба». Собственно, ее герои здесь присутствуют.

Тарас Бульба – могучий хохочущий казак в белой папахе, написан с профессора Петербургской консерватории. Его сын Андрий – интеллигентный юноша слева, с тонкой улыбкой и мягкими чертами лица, прототипом его стал родственник композитора Михаила Глинки. Рядом с ним – суровый казак с повязкой на голове, он в роли старшего брата, Остапа Бульбы.

А что же сам Иван Серко? Атаман с лихо закрученными усами смотрит лукавым пронзительным взглядом, явно наслаждаясь метко сказанной фразой. Его прототип – командующий Киевским военным округом генерал Михаил Драгомиров. Не забыл Репин и главного консультанта и вдохновителя – Дмитрий Яворницкий запечатлен в образе писаря. Чтобы добиться от него нужной усмешки, Репин развлекал свою модель карикатурными журналами.

Обнаженная мощная фигура казака на переднем плане – это не только иллюстрация мощи и силы запорожской вольницы. Возле него карты – а в Сечи любителям азартных игр предписывалось играть без рубахи, чтобы не иметь возможность спрятать карту в рукав или за пазуху.

Круговая композиция создает ощущение торнадо, набирающего силу урагана, который уже если раскрутится, мало не покажется никому. Отдельно стоит отметить, что Репину удалось в этой картине представить целую энциклопедию смеха. Кажется, перед нами вообще все оттенки веселья, для которых существуют обозначения: тут и заливистый смех, и тонкая улыбка, и саркастическая ухмылка, и смех-оскал, от которого мороз по коже пробирает, и заразительный хохот, и хихиканье, и гогот, и зубоскальство. При этом не забываем, что в рамках бытовых, жанровых изображений Репину тесно, его лучшие работы становятся грандиозным обобщением, приобретая черты монументальности, отчасти даже былинности, мифологичности. И здесь перед нами не просто группа казаков и исторический забавный момент – мы видим и ощущаем сам дух Запорожской Сечи, квинтэссенцию непокорного, свободолюбивого казачества.

Читайте также  Картина «падение икара», питер брейгель старший — описание

Репин постоянно сомневался в своем таланте, нередко называл себя «заурядной личностью», а в общении мог показаться чрезмерно любезным. Но это обманчивая видимость мягкотелости. Если он был в чем-то уверен, то не существовало авторитетов, которые бы его переубедили. Когда «Запорожцы» были практически закончены, он внезапно «прикрыл» одну из самых колоритных фигур повернутым спиной казаком в длинной кирее (сравните с поздним вариантом картины). «Серым больничным халатом» называли это одеяние недовольные критики и упрекали художника в том, что он собственными руками загубил шедевр. Однако Репин был непоколебим: «Я знаю, что я в продолжение многих лет, и прилежных, довел наконец свою картину до полной гармонии в самой себе, что редко бывает, — и совершенно спокоен. Как бы она кому ни казалась — мне все равно» .

Запорожцы – мастера троллинга, или Дипломатия по-казацки

8 августа 2016 11:50

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Поскольку 5 августа весь мир отмечает день рождения великого художника Ильи Репина, сегодня речь пойдет об одном из самых известных его полотен – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» или просто – «Запорожцы».

1891 год. Холст, масло. 2,03×3,58 метра. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

1. Над этой картиной Репин трудился долгие тринадцать лет. Первый карандашный набросок был сделан художником в 1878 году, а окончена картина только в 1891-м. Кроме огромного количества эскизов существует три варианта «Запорожцев», написанных масляными красками. Основной лично приобрел император Александр III. В 1892 году он заплатил за сенсационную картину 35 тысяч рублей. После 1917 года картину передали на хранение в Государственный Русский музей.

2. Два других варианта немного отличаются от того, что могут видеть посетители Михайловского дворца. Первый – это, скорее, эскиз будущего полотна. Его живописец закончил в 1887 году и подарил своему другу историку Дмитрию Яворницкому (запомните эту фамилию). Позже ее заприметил Павел Третьяков и купил себе в коллекцию. Этот экземпляр хранится в Третьяковской галерее в Москве. Второй вариант художник писал одновременно с основным полотном. Он уступает по масштабам тому, что хранится в Русском музее и, с точки зрения Репина, более достоверен исторически. Сегодня он хранится в Харьковском художественном музее.

3. Любопытна история создания самого письма. Оно было написано атаманом Иваном Серко с товарищами в ответ на ультиматум султана Османской империи. Бравый казак Сирко восемь лет возглавлял запорожское войско и наводил ужас на турок. В 1676 году казаки под его предводительством напали на Крым, который был завоеван турецким султаном, и серьезно его опустошили, уведя в плен несколько тысяч человек. Это очень разозлило султана, и он послал казакам письмо, в котором предлагал сдаться без боя иначе грозил уничтожить всех их до единого. Казаков доводы султана не убедили. В ответ турки получили насмешливое послание, к тому же сдобренное крепкими ругательствами. Говоря сегодняшним языком, казаки просто «потроллили» султана.

4. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах этнографом Яковом Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал ее известному историку Дмитрию Яворницкому – другу Репина. В 1878 году на одной из совместных посиделок он зачитал ее в качестве шутки своим гостям. Репину письмо очень понравилось. Он буквально «загорелся» новой идеей и решил приступить к работе над масштабным полотном.

5. Во время многолетней работы над полотном Репин совершил несколько поездок по Украине, где искал нужные ему типажи. А еще художник делал зарисовки предметов быта и утвари. Этюды к картине художник писал в кубанской станице Пашковской, Екатеринодаре, в поместье Качановка Черниговской губернии и в Кубанской области. Приехав в Екатеринодар, живописец встретился с потомками запорожцев и сделал этюды с казаков – георгиевских кавалеров, участников Крымской войны 1853–1856 годов.

6. Кроме собственно казаков, на картине изображены многие исторические личности. Во-первых, для фигуры писаря Репин выбрал историка Дмитрия Яворницкого – из его уст Репин узнал о письме. Натурщиком для атамана Сирко стал журналист Владимир Гиляровский. Для пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец. Исследователи находят не менее шести известных лиц среди изображенных на полотне. Натурщиками выступали и другие знакомые живописца. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, однажды зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден несколько часов позировать для «Запорожцев». Причем художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза — для другого.

7. В 1891 году Репин представил «Запорожцев» публике на своей персональной выставке, как заглавное полотно. И, как почти все картины художника, «Запорожцы» вызвали противоречивую реакцию. Например, картина не понравилась Льву Толстому. Художник Николай Ге тоже не был в восторге от картины. К тому же он вообще считал, что заслуги запорожцев как защитников родины от посягательств турок и польского панства не стоит преувеличивать. Не понял художника и Николай Лесков.

— В картине нет идеи, — писал классик классику.

8. Несмотря на критику, судьба полотна сложилась удачно. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (в таких городах, как Чикаго, Будапешт, Мюнхен и Стокгольм) она попала в царское собрание, а потом – в Русский музей.

9. «Запорожцы» оставили большой след в искусстве. Например, в романе «Двенадцать стульев» Остапа Бендер, изображающий из себя художника, рассказывает о «распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины «Большевики пишут письмо Чемберлену». Похожая карикатура существовала на самом деле и была опубликована в сатирическом журнале «Красный перец» в 1923 году. А уже в наше время в фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» казаки тоже пишут турецкому султану письмо. В этом эпизоде герои располагаются в кадре, точно копируя картину Репина. И это далеко не единственные примеры пародирования «Запорожцев».

10. Кстати, на картине изображено много интересных предметов быта. Например, домра, которая пользовалась большой популярностью у казаков – в отличие от балалайки. Домра, между прочим, тоже русский народный инструмент. Еще один интересный предмет: игральные карты. Бытует версия, что Русь впервые познакомили с картами запорожские казаки. На основном варианте картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» действительно изображена полурассыпанная карточная колода. Кстати, уже знакомый нам историк Дмитрий Яворницкий в своей книги «Истории запорожских казаков» описал полулегендарный случай, как несколько запорожцев, игравших ночью в карты, однажды спасли Сечь от ночного нападения татар и турок. Вот как людям помогает азарт!

СПРАВКА «КП»

Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 года. Учиться живописи начал в тринадцать лет. А в 1863 году переехал в Петербург, чтобы продолжить обучение в Академии Художеств. Прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

Читайте также  Пабло пикассо: картины и биография

В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы. В 1893 году вошел в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена. Поселок Куоккала, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году. После Великой Отечественной войны Куоккала была переименована в честь художника и стала называться – Репино. Там работает музей-усадьба живописца.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68

Описание картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Репина

Художник: Илья Ефимович Репин
Название картины: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Картина написана: 1880—1891 г.
Холст, масло.
Размер: 203 × 358 см

Запорожская Сечь, казацкая вольница, которая веками не покорялась никому: ни царю, ни туркам и татарам, ни черту, ни Богу, без сомнений, не могла не привлечь к себе такого творческого человека, как И. Репина. О выдающемся российском портретисте, авторе бесчисленного количества гениальных картин, сказано и написано многое. Но о Сечи можно говорить бесконечно – она таит в себе величайшее число легенд, начиная со сказаний о характерниках и казацкой изворотливости, и заканчивая письмом запорожцев султану Турции.

Некоторые источники сообщают, что турецкий султан собирался пойти войной на Запорожье, но как истинный правоверный, решил неприятеля о своих намерениях предупредить, отправив им ультиматум с требованием покориться посланнику Аллаха на земле. Казаки его перечитали несколько раз и написали ответ, которому нет равных в истории.

Как только не величали они владыку Оттоманской империи: и вавилонским поваром, и иерусалимским пивоваром, и александрийским козолупом, и дураком всемирного масштаба, и внуком аспида… Дальнейшие эпитеты скрывала цензура, но, если вы обладаете желанием выяснить все до конца, то непременно узнаете, весь запас ненормативной лексики наших предков.

Легенда гласит, что написан ответ запорожцев был в 17 веке, но историк Д. Яворницкий утверждает, что есть несколько списков этого текста, датируемых 1600, 1620, 1667, 1713 и еще многими не то что годами, а целыми веками. Слухи и домыслы так же утверждают, что атаманом Сечи в то время был Иван Сирко.

Исторические факты, напротив, сообщают, что замысел картины пришел к Репину в 1878 году, когда был сделан первый эскиз, но окончательно композиция картины начала приобретать очертания в 1880 году и писалась долгих 9 лет.

Отдельно следует сказать о натурщиках: атаман Сирко, колоритный персонаж картины и истории, написан с киевского генерал-губернатора М. Драгомирова, старый казак в белой папахе – с «акулы пера» того времени Гиляровского, а вот образ писаря воплотил Д. Яворницкий.

А теперь о тех персонажах, которые напрямую перекликаются с гоголевским «Тарасом Бульбой»: красивый молодой человек на заднем плане племянник М. Глинки, его считают прототипом Андрия, а вот одессит Николай Кузнецов, с которого написан раненный в голову казак, считается Остапом. Напротив сыновей – сам Тарас, то есть, профессор консерватории Петербурга А. Рубец, кстати, шляхетского происхождения.

Если говорить о сюжете картины, то он и представляет собой ответ на ультиматум турков. Процесс данного «мозгового штурма» — поиск «ласкательных» обращений к султану и запечатлел Репин.

Несмотря на внешнюю уравновешенность композиции, произведение динамично, оно просто дышит энергетикой Запорожской вольницы. Передний план полотна – это казаки, собравшиеся за столом. Примечательно, что часть фигур кажется срезанной – так вы можете мысленно передвинуть пропорции и перспективу картины. Совмещение горизонтального и вертикального ритмов, движения в форме круга, сочные оттенки костров и палаточного городка на заднем плане – все это передает возбуждение казаков от своей идеи.

На переднем плане Репин презентует группу запорожцев, достигая при этом максимальной пластичности каждого образа, выразительности его эмоционального состояния. Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана. Интересно, что художник не раз менял расположение фигур, пока не достиг того знакомого с детства построения образов в виде нескольких кругов.

В центральной части картины изображен писарь, вероятно, единственный среди людей в Запорожской Сечи, кто знал грамоту. Его одежда семинариста, очки на носу свидетельствуют о том, что он любит писать саркастические речи, а написание письма доставляет ему несказанное удовольствие. Как ученый человек, писарь сдержан в проявлении эмоций и лишь усмехается в усы.

В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. Можно сказать, что это один из генераторов идей письма. Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда. Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст. Следующий персонаж – молодой человек, который принимает участие в процессе написания, внося в письмо юношеский креатив.

Однако не все персонажи репинского холста так веселы: запорожец рядом с юношей изображен мрачным, а Остап стоит с перемотанной головой и скептично смотрит на действо. Примечательно, что в картине мастер использует прием антитезы: он противопоставляет человека в красном жупане со взрывным хохотом старшему сыну Тараса Бульбы, во взгляде которого соединились скептицизм и тревога.

Но главное в картине не переживания. Основной ее мотив – побратимство, единый дух вольницы степей, ведь казаки смотрят друг на друга, весело перемигиваясь и выплескивают свое безудержное веселье на всякого, кто хоть раз увидит картину. Каждый персонаж справедливо считается олицетворением удали и независимого героического духа.

Многие искусствоведы замечают, что Репин в своем полотне передал физиологию смеха, а точнее – безудержного хохота. Увидев эту картину, вы понимаете, что перед глазами весь синонимический ряд слова «смех»: тут скалят зубы, хохочут, ухмыляются, покатываются от смеха, веселятся, заливаются, хихикают, усмехаются, пырскают… Смех не дает назвать картину «героическим эпосом», он, напротив, утверждает жизнь. А еще здесь нет границ между историей и нашим временем, ведь каждый человек невольно оказывается в самой гуще событий.

Немалый интерес исследователей, да и рядового человека, представляет и тот факт, что И. Репин изобразил здесь не отдельно взятую личность, а общество свободолюбивых запорожцев, сила которого – в единстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: