Картина «захарка», а. г. венецианова — описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «захарка», а. г. венецианова — описание

Сочинение-описание картины Захарка Венецианов А.Г.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Сведения о картине
2. Описание планов
3. Детали полотна
4. Оттенки
5. Мое мнение

В 1825 году художник Алексей Гаврилович Венецианов нарисовал портрет «Захарка». На большинстве работ этого автора можно увидеть лица русских девушек. Красавицы с длинными косами и ярко-розовыми щеками изображены на фоне ярких красок солнечного лета. И лишь портрет маленького мальчика выделяется в их череде.

Портрет — изображение лица человека во весь холст. На картине великого мастера мы видим лицо мальчика по имени Захар. На вид ему не больше десяти лет. А он уже во всю помогает родне. Это можно понять по топору с деревянной ручкой на его правом плече. На юном создании кафтан болотного оттенка. Из под коричневой меховой шапки выбиваются вьющиеся русые волосы. Зеленые глаза смотрят в сторону. Что-то в выражении лица заставляет меня пожалеть парнишку. Теплая одежда, легкий румянец на лице ребенка говорят о том, что на улице зима. Возможно, художник рисовал портрет мальчишки, только что вернувшегося со двора.

Если присмотреться, на заднем плане заметим темное пятно. Оно заставляет воображение придумывать различные варианты развития событий. Возможно, это дерево, а значит мальчика отправили в лес, чтобы он нарубил дров. А может это дым или тень. Или дорога, по которой Захарка возвращается домой.

Темно-зеленый, болотный, коричневый, черный — все эти оттенки окружают нежное, светлое, со слегка розовыми щеками лицо мальчика. Суровые и грубые цвета добавляют полотну тихую грусть.

Я люблю рассматривать портреты. Думаю, что это самые интересные и сложные картины. Изобразить кистью и красками внешность человека, соблюсти пропорции так, чтобы они были похожи как две капли воды с чертами реальных людей — кажется мне чем-то невозможным. Но художнику Венецианову удалось поразить зрителей красотой простого полотна. Глубокий взгляд персонажа завораживает. От картины не хочется отводить глаз. Кажется, что ребенок находится прямо передо мной. У автора получился невероятно эмоциональный портрет, и это мне нравится.

Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов

  1. Справка о художнике
  2. История создания «Захарки».
  3. Сюжет портрета
  4. Лицо героя
  5. Одежда мальчика
  6. Характер парнишки
  7. Цветовая гамма
  8. Замысел художника
  9. Моё мнение

Алексей Гаврилович Венецианов был одним из первых русских живописцев 19 века, показавшим обществу в своих работах повседневную жизнь крестьян. Художник ставил перед собой задачу с любовью и уважением поведать зрителю о людях труда. Несмотря на своё угнетённое положение, крестьяне полны благородства. Они живут с ощущением собственного достоинства. В живописи первой трети 19 века переплетаются такие направления, как классицизм, сентиментализм и романтизма. Присутствуют они и в работах Венецианова, но главное место художник отводит жизненной правде. Великий мастер известен ещё и тем, что создал свою художественную школу для поклонников «крестьянского» жанра.

Известно, что портрет «Захарка» написан с реально существовавшего мальчика. Он был сыном крепостного крестьянина Степанова. Этого крестьянина и его семью художник привёз к себе в усадьбу из деревни Сливнево, определив их дворовыми людьми. Бедно одетый деревенский мальчик с топором на плече однажды попался Алексею Гавриловичу на глаза и удивил самостоятельностью и умом пытливого взгляда. Таким и запечатлел его мастер на портрете 1825 года. В последствии парнишка не раз позировал живописцу.

Почти всё пространство полотна занимает голова и плечи ребёнка лет десяти. Голова его развёрнута лицом к зрителям, но взгляд направлен на невидимый объект в стороне. Такая позе подчёркивает непосредственность ребенка и даёт почувствовать его движение. Мальчик направляется с топором в лес, чтобы нарубить хвороста для печей.

В лице сына крепостного крестьянина нет ни тени робости, покорной зависимости. У него выразительный и ясный взгляд карих глаз. Скулы широкие, нос картошкой, а губы ещё по-детски пухлые. На щеках играет здоровый румянец. Из-под шапки выбивается прядь русых волос. Лицо героя портрета живое, искреннее, доброе.

Одежда ребёнка бедна. Видно, что меховая шапка и рукавицы ему великоваты. Скорее всего это одежда старшего брата или отца, которую донашивает Захарка. У него даже нет тёплого полушубка. Пальто из толстого серого сукна не даст замёрзнуть пареньку, ведь он собрался рубить дрова.

Видно, что у мальчика независимый, рассудительный и твёрдый характер. Герой портрета вынослив и терпелив. Автор портрета подчеркнул готовность ребёнка к самостоятельному труду, его человеческое достоинство. Паренёк горд, что ему доверили взрослую работу. Он чувствует ответственность за семью и охотно помогает отцу по хозяйству. Нельзя себе представить, что этот подросток станет грубить старшим.

Художник использовал для написания картины неяркие серые и коричневые тонах. Это подчёркивает грубоватость крестьянского труда и спартанский образ жизни юного помощника и будущего кормильца. Светлыми красками выполнено лишь его лицо. В портрете нет резких цветовых контрастов, противопоставления света и тени. Всё спокойно и лаконично.

Автор хотел выразить в портрете своё уважительное отношение к детям крестьян, чья жизнь далеко не беззаботна. Это маленькие труженики. Художник показал ответственного, смышлёного мальчика, который не уступает ни умом, ни достоинством детям господ.

Мне понравился портрет тем, что мастер показал в сыне крепостного крестьянина достоинство человека труда. Захарка занимается совсем не детской работой, но не считает себя несчастным. Он серьёзный, мужественный. Из него вырастет настоящий мужчина.

Захарка — расследование о герое одной из картин А.Г.Венецианова

Если набрать в Яндексе слова «Захарка Венецианов», то кроме известного Венециановского этюда «Захарка», на десятках сайтов обнаружится примерно одинаковый текст, говорящий о том, что этот этюд, хранящийся в Третьяковской галерее, написан якобы в 1825 году, и изображён на нём «сын крепостных крестьян Федула и Анны Степановых«. И дальше пространные описания того, что любой зритель может и сам увидеть на картине.

Для рядового зрителя или искусствоведа этой информации, наверное, достаточно. Их вряд ли интересует, кто на самом деле изображён на картине и когда точно она был создана (и чем это доказывается)… Какое это имеет значение сегодня, когда и Венецианова-то уже не каждый школьник знает?

Но для историка имеют значение не впечатления, а точные исторические факты. Их можно найти в трёх типах документов: в Ревизских сказках (РС), Метрических книгах (МК) и Исповедных ведомостях (ИВ).

В конце 90-х годов известный в Удомле краевед Н.А. Архангельский написал (История Удомельского района, 2006г, с.69): «В исповедальных книгах Дубровского прихода времён Венецианова нашёлся единственный Захар. В 1834 году он вписан между строк без номера как дворовый человек в сельце Жерновок помещика Алексея Стапановича Стромилова, с примечанием «за отлучкой не был на исповеди» (скорее всего, был отправлен помещиками в Петербург или в другое их имение). Из записей 1842 года узнаём, что Захар Алексеев родился в 1814 году (т.е. на картине ему 11 лет), вырос сиротой, живя при дворе помещиков и в возрасте 28 лет он всё ещё не был женат. Ни дома, ни семьи, ни родственников. «Мальчик на побегушках» до конца своих дней.«

Заинтересовавшись новой книгой удомельского краеведа Б.К.Виноградова о Венецианове, мы проверили электронные копии РС, МК и ИВ по крестьянам Дубровского погоста за 1816-1850 годы и обнаружили следующее (сканы искала и читала в основном Татьяна Петрова из СПб).

1) Мальчик Захар Алексеев действительно был в 1834 году у помещика Стромилова из сельца Жерновки (в 2 км от Венециановской усадьбы Трониха), и по возрасту – подходил… Но мы не увидели его упоминания в ИВ Дубровского прихода ранее 1834 года, когда и должна была быть написана эта картина…

Разгадку этому дали РС за 1834г (найденные В.Крутовым). Оказалось, что Захар Алексеев был куплен Стромиловым у помещицы Андреяновой только в 1833 году, поэтому находиться в Жерновках в 1820-е годы и быть прообразом этюда Венецианова — он не мог. Версия Н.А.Архангельского оказалась ошибочной.

2) Что касается упомянутого в начале Захара Федулова (принадлежавшего Венецианову), то Архангельский его почему-то просто не заметил… Хотя он упоминается в ИВ много раз! А вот в чём Архангельский оказался прав, так это в том, что в Дубровском приходе в 1820-е годы Захар был один-единственный — и это был именно крепостной А.Г. Венецианова.

Читайте также  Святой себастьян, сандро боттичелли - описание картины

3) Но вот с матерью этого Захара в интернет-версии вышла ошибка… Не было матери Захарки в купчей 1815-го года! А появившаяся в более поздних ИВ у Федула Степанова жена Анна (иногда пишут Агафья) оказалась вовсе не матерью, а мачехой Захарке. А отчество её оказалось не Степанова (как пишут в Интернете, путая отчество с фамилией – фамилий у крестьян тогда не было), а Иванова (сегодня мы бы сказали «Ивановна»). Её венчание с Федулом Степановым зарегистрировано в МК за 1816-й год.

4) А что же случилось тогда с матерью Захарки? Это разыскала Татьяна Петрова по МК. Родился Захар Федулов 20 марта 1806 года, его родители были крепостными помещицы Шаховской на тот момент, а мать звали Параскева Потапова.

Мать Захарки умерла 17.02.1814 (МК). Вдовец Федул женился повторно в 1816г, поэтому Захарка с 8 лет рос с мачехой.

5) Брат Захарки. По ИВ мы заодно узнали, что у Захарки был старший брат – Прокопий. В 1812 году (в 19 лет) Прокопий был уже женат на Дарье Мироновой (17 лет), продолжая жить в родительской избе в деревне Сливнево. В 1814г Прокопий с женой куда-то исчезают (видимо, его сдали в рекруты, в этом случае жена крепостного становилась «солдаткой», т.е. освобождалась от крепостной зависимости, как и её муж-солдат).

6) Судьба Захарки и уточнение года написания картины.

В 1821-м году у Захарки появилась сводная сестра (от мачехи) Соломонида, которая умерла на первом году жизни. А в 1824 году Захарка с семьёй числится уже живущим в Тронихе, став дворовыми помещика Венецианова. Возможно, они переселились туда на год-два раньше, когда их не упомянули в ИВ вообще.

Таким образом, в 1825г (когда, как утверждается, был написан портрет) Захарке Федулову было 19 лет. А на картине мы видим мальчика лет 12… Значит, картина была написана не в 1825 году, а раньше, году примерно в 1818г. Это год рождения младшей дочери Венецианова – Филицаты, в связи с чем штат дворовых в Тронихе возрос на 5 человек (вдвое, или 13% от числа крепостных помещика на тот момент!). Видимо, в тот же или следующий год и Захарку помещик стал привлекать к работам в поместье, тогда и рисовал.

Кто и почему определил, что картина была написана якобы в 1825 году? Если картина датирована по году её первой выставки, то это и может быть причиной ошибки! Ведь художник вполне мог написать картину раньше и хранить её у себя несколько лет.

7) Последующая судьба Захарки.

В 1828 году неженатый Захарка был сдан в рекруты (РС за 1834г). После службы (через 25 лет) назад на родину он уже не вернулся (следов его в ИВ не обнаружено) – то ли пристроился где-то вблизи последнего места службы, то ли погиб, служа отечеству.

Отец Захара после умер в 1835г (по РС 1850г).

Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 класс

Описание картины Алексея Венецианова «Захарка»

Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847), русский художник периода романтизма русского искусства, писал портреты своих выдающихся современников, первым из художников обратил внимание на жизнь крестьян как на объект живописания. Алексей Гаврилович основал венецианову школу, в которую вошли художники, привлечённые «крестьянским» жанром. Образы крестьян в работах Венецианова были написаны в романтическом ключе, несколько приукрашены, но именно картины в «крестьянском» жанре принесли ему известность.

Самые знаменитые из них — «На пашне. Весна», «Жнецы», «Захарка», «Девушка в платке», «Спящий пастушок». Лица крестьян, занятых простым трудом, в картинах Венецианова очень живы, искренни, полны чувств, и уже более двухсот лет привлекательны для людей работы этого живописца.

«Захарка» (1825) — портрет крестьянского мальчика лет двенадцати. Он изображён по плечи, с левого бока, голова — в полуобороте к зрителю. Этот мальчик не плод воображения художника, он писан с реального Захарки, сына крестьянина Федула Степанова. Алексей Гаврилович относился с интересом и уважением к жизни крестьян, полной труда, справедливо полагая, что простые труженики дают в этом мире всему начало.

Захарка в свои двенадцать лет выглядит самостоятельным пареньком. У него серьёзный, выразительный взгляд, но ещё по-детски припухлое лицо. В юном отроке уже видна крестьянская обстоятельность: это небольшой ещё мужичок с навыками необходимой в деревенском быту работы. На нём зимняя одежда, шапка немного великовата, на правом плече лежит топор, кистью в рукавице мальчик обхватил топорище. Вид у паренька деловитый.

Захарка — здоровый мальчуган с румянцем во всю щеку. Из-под шапки торчат его русые вьющие волосы, нос — картошкой, губы — полные, добрые. Он слегка насупил отчётливые, темнеющие на лице брови, для важности, придавая себе взрослость. Чувствуется, что Захарка — первый помощник в доме. В то же время легко представить его катающимся на салазках с ребятами, играющим в бабки в праздничные дни.

В этом симпатичном образе, думается, художник хотел изобразить достоинство юного труженика, отразить в лице мальчика гармоничность его здоровой жизни, далёкой от паразитического существования. В крестьянских семьях детей рано, лет с пяти, приучали к труду, этого требовали условия жизни. Лишало ли их это детства? Скорее, оно не было беззаботным, чувство ответственности появлялось рано. Зато не было проблем переходного возраста барчуков и современных подростков.

Венецианов сумел показать во взгляде мальчика нечто такое, что притягивает зрителя. В глазах Захарки затаились какие-то свои переживания, соображения. Современников художника этот портрет не мог не навести на мысль о несправедливости крепостной зависимости крестьян, наделённых разумом и чувствами не менее, чем их господа.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сочинение-описание картине А.Г. Венецианова «На пашне. Весна»

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов. Автопортрет (1811). Холст, масло. 67,5 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург) А.Г. Венецианов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из греческого рода Венециано. Будущий художник рано поступил на службу: сначала служил землемером при лесном департаменте, затем был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он начал самостоятельно заниматься живописью: копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей, в том числе своей матери. Затем некоторое время учился живописи у В. Боровиковского и даже жил в его доме в качестве ученика.

А. Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой, матери художника (1801). Холст, масло. 74 х 66 см. Государственный русский музей (Петербург) Первоначально Венецианов работал в основном в портретном жанре. За написанный им портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками А. Венецианов получил звание академика.

А. Венецианов. Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками (1811). Холст, масло. 143,5 х 111 см. Государственный русский музей (Петербург) Головачевский изображён в окружении трёх мальчиков. Каждый из них символизирует представителя живописи, скульптуры и архитектуры. В центре композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Щедро раскрытая ладонь – символ дарования детям тайной премудрости знания. Головачевский слегка повернулся к будущему архитектору с большой папкой под мышкой и внимательно слушает его. Взгляд его полон живости, строгой доброты и сердечности. Лица детей написаны с любовью, они одухотворены и полны внутренней чистотой, что сближает эту картину с портретами В. Тропинина.

А. Венецианов. Портрет М. А. Венециановой, жены художника (1810-е годы). Холст, масло. 67,5 х 52 см. Государственный русский музей (Петербург) В 1819 г. Венецианов оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерями – Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии. С этого периода главной темой его творчества становится крестьянская тема. А.Г. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки на лошадях по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Читайте также  Сколько картин было в коллекции людовика xiv

«Гумно» (1821)

Вскоре после получения звания академика живописи Венецианов неожиданно оставляет столицу и службу и поселяется в своем имении Сафонково в Тверской губернии. Здесь он создаёт самые значимые свои произведения, посвященные поэтизации крестьянской жизни.


Смотреть галерею

Перед началом работы над картиной «Гумно» художник приказал своим крепостным разобрать переднюю стену в большом сарае, где хранилось зерно. Он поставил перед собой задачу передать линейную перспективу и глубину, подобные тем, которые поразили его в картинах французского живописца Франсуа Гране. Кроме удивительного для того времени изображения уходящего вдаль помещения, впечатляет тщательно выверенная композиция из замерших в разных позах фигур крестьян и животных. Они полны античной значительности и удивительной поэзии.

Картину высоко оценил император Александр I, который купил её у художника, еще и подарив автору перстень с бриллиантом. Это немного облегчило его материальное положение.

«На пашне. Весна» (1820-е)

Многие картины Алексея Гавриловича Венецианова полны тайн и загадок, которые до сих пор неподвластны профессионалам и любителям живописи. Таково небольшое полотно (65 х 51см) с почти боттичеллиевским названием и поэтическим звучанием, соразмерным с величайшими шедеврами Возрождения. Считается, что эта картина — часть цикла, посвященного временам года.


Смотреть галерею

Сцена крестьянского труда предстает как действо, полное сакрального, космического смысла. Фигура молодой женщины, которая вышла на тяжелую работу, надев свои лучшие наряды, ребенок на краю поля, делающий сюжет похожим на икону Богородицы, уходящая в глубине зеркальная фигура ещё одной крестьянки – всё полно загадок. Исполнен значительности и великой простоты пейзаж, на фоне которого происходят эти обыденные и вместе с тем величественные события. Алексей Венецианов, картины которого трудно отнести к определенному жанру, считается одним из основоположников русского поэтического пейзажа.

«Захарка» (1825)

Крестьянские дети – частые персонажи портретов и жанровых полотен, которые писал Венецианов. Картины «Спящий пастушок», «Вот те и батькин обед», «Пастушок с рожком» изображают детей не бесплотными херувимами с икон и классических полотен — это полноценные герои со своим характером, переживающие сильные эмоции, являющиеся частью гармонии нашего мира. Таков и Захарка — главный герой картины Венецианова. С названиями и описанием подобных произведений художника становится понятным его призвание педагога, которое оставило свой след в русской живописи.


Смотреть галерею

Он задумался о судьбе талантливых детей, рожденных крепостными, когда увидел, как дворовый мальчик пытается что-то изобразить мелом на доске. Вскоре из этого родилась «школа Венецианова». Кроме обучения навыкам профессии художника, он давал крестьянским детям приют, кормил их и поил, многих пытался выкупить на волю. Среди учеников Венецианова – гениальный Григорий Сорока и около 70 художников, многие из которых окончили столичную Академию художеств. Деятельность школы протекала в условиях противодействия со стороны официальных академиков, которые не удостоили Венецианова звания преподавателя живописи.

«Автопортрет» (1811)

После 1802 года Венецианов переезжает в Петербург, где пытается сделать себе имя и начать с помощью живописи зарабатывать на жизнь. Вскоре он вынужден поступить на службу мелким чиновником в почтовую канцелярию. Счастливый случай позволил ему познакомиться со знаменитым портретистом В. Л. Боровиковским (1757-1825), который высоко оценил картины Венецианова и стал его наставником и в профессии, и в жизни. Возможно, благодаря его влиянию Венецианов подает прошение в Академию художеств о получении официального звания живописца. Согласно уставу Академии, соискателю необходимо было представить свою работу. С этой целью Венецианов пишет автопортрет.

В этой картине уже виден высокий уровень технического мастерства художника. Это точная и правдивая работа настоящего реалиста, лишенная романтического налета и украшательства. Высоко была оценена и психологическая глубина образа, созданного художником. Здесь и внимательная сосредоточенность на работе, и явственно ощущаемое чувство собственного достоинства.

Венецианов был определен Советом Академии художеств в «назначенные» — один из формальных уровней квалификации художника, который давал возможность получения звания академика после выполнения задания, назначенного Советом. Венецианов становится академиком после написания заданного портрета К. И. Головачевского.

«На жатве. Лето» (182?)

Его жизнь нельзя назвать беззаботной, она всегда была наполнена трудами и хлопотами. Трагичен и неожиданен был и ее конец – Алексей Гаврилович погиб в 1847 году, когда лошади, впряженные в его повозку, вдруг испугались и понесли, а он, пытаясь их остановить, выпал на дорогу.

Человек на земле, гармония его взаимоотношений с природой, со всем окружающим миром – главная тема художника Венецианова, главная суть и ценность его наследия, то, за что его имя почитается знатоками и любителями русской живописи. Картина, изображающая жницу на фоне узнаваемого русского пейзажа, при этом обладающего космической значимостью, – одна из вершин творчества великого русского живописца.

Творческий путь А.Г. Венецианова

Алексей Гаврилович Венецианов, художник, родился в далеком 1780г., 18 февраля. Маленький Алеша начал рисовать, едва взяв в руки карандаш. Его отцу – купцу второй гильдии – совсем не нравилось подобное занятие сына. Даже в московском частном пансионе, где мальчик учился в 1790-е годы, его часто ругали и наказывали за рисование. Однако Венецианов не успокаивался: он продолжал осваивать технику пастель и мечтал нарисовать самого красивого человека на свете. В детстве для каждого таким человеком является мама. Маленький Алексей тоже так думал, поэтому на первом своем большом портрете в 1801г. нарисовал именно ее. «Портрет матери» стал своеобразной визитной карточкой для художника: все заметили в этой работе стремление автора передать не только внешние свойства человека, но и его внутренний мир.

Путь в академики

В 1802 году А.Г. Венецианов приехал в Петербург, стал писать картины на заказ. В 1807 году его приняли на службу в канцелярию директора почт. В свободное время художник изучал живопись в Эрмитаже. В 1808 году Венецианов попытался издавать «Журнал карикатур», но издание было уничтожено цензурой. В 1811 году Алексей Гаврилович нарисовал портрет доброго и милого учителя с его воспитанниками («Портрет Головачевского») и представил его в Академию художеств вместе с автопортретом. Эти работы всем очень понравились, Венецианову присвоили звание академика, а сам художник решил, что красота прячется в доброте. В отечественную войну 1812 года Венецианов был в числе авторов летучих листков: народных картинок, восхваляющих доблесть русских крестьян и высмеивающих французоманию русского дворянства.

В поисках красоты

«Может быть, красота человека это его ум и образованность?», — размышлял художник, рисуя портрет М.А. Фонвизина. Вдыхая жизнь в портреты бравых офицеров в нарядных мундирах, он думал, что самое главное в человеке – это его храбрость и служба родине. Заканчивая портреты знатных дам, художник размышлял о том, что прекрасное лицо и пышные наряды тоже показывают красоту человека. Однажды в ясный день Алексей Венецианов встретил на улице Петербурга простую крестьянскую девушку, которая в мимолетном разговоре сказала: «Поезжайте в деревню, там истинную красоту найдете». В 1819 году живописец в середине своего жизненного и творческого пути нашел в себе силы оставить службу и с женой, в браке с которой был с 1815 года, поехать жить в деревню. «Ты же любишь красивые лица рисовать, а тяжелая работа делает людей грубыми. Ты не найдешь в деревне героев для своих портретов», — заметила жена.

Деревенская» живопись

Семья Венецианова с двумя дочерями приехала в Сафонково весной. Это горячее время посевной: все в поле работали, даже крестьянки с утра до вечера землю пахали, рожь сеяли, и маленькие дети тут же играли, неподалеку («На пашне. Весна»). Первые дни А.Г. Венецианов присматривался к деревенской жизни. Крестьяне вставали вместе с солнышком и работали до темноты («Встреча у колодца»). Крестьянские дети тоже не бездельничали, поднимались рано утром вместе со всеми, обували лапти и целый день работали наравне с взрослыми («Крестьянский мальчик, надевающий лапти», «Крестьянские дети в поле»). На сон не хватало времени. Особенно трудно пастушкам приходилось: им раньше всех вставать нужно было. Хорошо, если удавалось часок днем в поле поспать, пока коровы паслись («Спящий пастушок»). Конечно, часто дети убегали и забывали о своих обязанностях. Вот один заигрался и опрокинул горшок с отцовским обедом: сидит и думает о суровом родительском наказании («Вот-те и батькин обед!»).

Читайте также  Картина "вирсавия", карл брюллов, 1832

Создание художественной школы

Однажды А.Г. Венецианов познакомился с мальчиком, позвал в гости, стал рисовать его портрет («Захарка»). «Да ты, дядя, колдун: как живого меня поместил на картинку», — удивился малец. Венецианов давно мечтал о месте преподавателя в Академии художеств. Ему страстно хотелось передать свои знания, опыт молодежи. Художник предложил мальчику научиться рисовать. Захар пришел в восторг от такой идеи, и Алексей Гаврилович решился на собственные средства открыть школу рисования для деревенских детишек. Ребята бежали к нему в любую свободную минуту. Он старался передать ученикам способность видеть красоту: пшеница созрела, все поля, словно золотые, женщины собирают и хранят эти дары земли («На жатве. Лето»). В труде людей всегда таится много красоты, нужно только ее увидеть.

Официальное признание

«Наверное, богатым людям не нравится, что вы простых людей рисуете?», — как-то спросил его Захарка. «Многим не нравится, но я все же решил подарить свою работу «Чистка свеклы» самому царю», — ответил А.Г. Венецианов. «Это бесценный подарок, он рассказывает о труде народа, — сказал царь и повесил картину в своем дворце в бриллиантовой комнате. Александр I обратил внимание и на картину «Гумно», даже пожаловал за нее художнику три тысячи рублей. Венецианов был талантливым педагогом: за двадцать лет в своей школе он научил рисовать многих своих учеников, сумевших передать непосредственное и чистое чувство художников в пейзажах, натюрмортах, жанровых сценах. Картины Алексея Гавриловича Венецианова открывают мир трепетных человеческих чувств, заставляют зрителя сопереживать его героям.

Последняя картина

В последний год жизни А.Г. Венецианов работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери. Выполнив эскиз иконы Святого Макария, 16 декабря 1847 года он поехал в Тверь по обледенелой дороге. Этот путь оказался последним.

Список известных картин:

  • Портрет матери, А. Л. Венециановой 1801;
  • Гумно 1822–1823;
  • Крестьянский мальчик, надевающий лапти Между 1823 и 1826;
  • «Вот-те и батькин обед!» 1824;
  • Захарка 1825;
  • На пашне. Весна — Первая половина 1820-х.

История шедевра: “На пашне Весна” картина Венецианова

Борис Кустодиев – живописец образов руси

Жизнь и творческий путь Н.П.Богданова-Бельского

Алексей Венецианов: жизнь и творчество художника

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

В 1811 году — признан «Назначенным», то есть кандидатом в академики. В этом же году Венецианов получил звание академика.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1819 г. оставил службу и поселился с семьей: женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерьми, Александрой и Фелицатой, — в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал В. А. Жуковский.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО

С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ — «Портрет матери, А. Л. Венециановой» (1802, ГРМ).

Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Кисти Венецианова принадлежит портретная галерея его современников: художник писал Н. В. Гоголя (1834), В. П. Кочубея (1830-е), Н. М. Карамзина (1828). На звание академика Венецианову было предложено написать портрет инспектора Воспитательного училища Академии К. И. Головачевского. А. Г. Венецианов изобразил его в окружении трёх мальчиков, символизировавших союз «трех знатнейших художеств»: живописи, скульптуры и архитектуры.

Портрет также олицетворял единство старой Академии (К. Головачевский, будучи соучеником А. И. Лосенко, считался патриархом Академии) с новой. Однако наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» уже почти два столетия своей свежестью и искренностью привлекают внимание зрителя.

В 1808 году А. Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был запрещен. Журнал представлял собой гравированные листы: «Аллегорическое изображение двенадцати месяцев», «Катание на санях», «Вельможа». Сатирическое изображение влиятельного сановника, как полагают, и вызвало гнев Александра I. Кисти Венецианова принадлежали также образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больнице. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.

После успеха картины «Гумно», купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги «на обучение молодых бедных людей» по новому методу.

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

А. Г. Венецианов — автор теоретических статей и заметок: «Секрет Липмановских картин», «Нечто о перспективе», «О системе преподавания в рисовальных классах».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: