Картина водоем, в. э. борисов-мусатов - JEKATERINBURG.RU

Картина водоем, в. э. борисов-мусатов

«Водоем» Борисова-Мусатова

Виктору Борисову-Мусатову была свойственна легкость кисти, воздушность образов. Казалось, что он не писал, а ткал кружево.

Сюжет

Полотно было написано в 1902 году. Художнику позировали его сестра Елена (девушка, стоящая у кромки воды) и невеста Елена Владимировна Александрова. Они, воплощающие Вечную женственность, ведут безмолвный диалог, общаясь скорее духовно, нежели вербально. Кажется, что время не просто остановилось, но и вовсе отсутствует.

Для Борисова-Мусатова было характерно смешение деталей из разных эпох. Таким образом он вырывал героев из привычного, реального контекста, погружая их в мир грез.

Кружево деревьев переплетается с кружевом одежд. Совершенно декоративное по своей стилистике, полотно при этом поражает своей глубиной. Художник достигает этого за счет изображения неба на глади пруда. И хотя мы понимаем, что видим лишь край берега и отражение на поверхности воды, нас переполняет чувство свободы, воздушности, кажется, что на картине много неба, света.

Контекст

Картина писалась с натуры в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной Зубриловка. Художник переживал один из самых счастливых периодов: Елена Александрова после 7 лет раздумий согласилась стать его женой.

Несколько позднее они все вместе еще раз будут работать в Зубриловке, на этот раз уже над осенним сюжетом. Из воспоминаний сестры Елены: «Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами… Он (Борисов-Мусатов — прим. ред.) лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».

В 1905 году имение в Зубриловке было разорено и уже не восстанавливалось. Более сотни картин, книги, документы погибли в огне. Василий Верещагин вспоминал: «Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года. Во главе толпы шёл крестьянин соседнего села Изнаира, белый как лунь старик с четырьмя сыновьями, владевший 100 десятинами земли. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра. Старик шёл уверенной поступью, держа икону в руках, в твёрдом убеждении, что исполняет волю царя, повелевшего в три дня уничтожить и ограбить все соседние поместья.

При переходе реки Хопер к толпе присоединилась вся зубриловская молодежь и тоже пошла на усадьбу. Погром начался с винного подвала, из которого выкатывались бочки одна за другой и тут же распивались. Когда вино было выпито, озверевшая стихийная толпа ворвалась в один из флигелей. Мебель подожгли, облив керосином и устроив сквозняк. Покончив с флигелем, толпа ринулась на главный дом и точно таким же образом подожгла и его, а пока огонь разгорался, начала грабить, частью молотками и ломами разбивать в мелкие куски всю мебель, бронзу, фарфор и разрывать в клочки все картины и портреты, уничтожая всё без разбора, что попадалось ей в глаза, в каком-то бессмысленном, беспощадном исступлении… Вскоре покончили и с домом — рухнули его крыша, полы и потолки и своею тяжестью пробили своды нижнего этажа. Начался погром другого флигеля, оранжерей, сараев и конюшен, а когда и от них ничего не осталось, толпа бросилась на больницу и только тут была остановлена слишком поздно подоспевшими войсками. Так же долго дымилось и тлело в окрестных деревнях награбленное добро, которое крестьяне из опасения обыска тщательно сжигали…».

Судьба художника

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в мещанской семье. В три года он неудачно упал со скамьи и ударился спиной, из-за полученной травмы у него начал развиваться горб, с которым художник и прожил свои 35 лет. Его главной моделью была сестра Елена. Не столько потому, что нищета не позволяла платить натурщикам, но и из-за духовного родства.

После обучения в студии Саратовского общества изящных искусств Борисов-Мусатов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в петербургскую Академию художеств. Позднее ему удалось побывать в Париже и совершить несколько путешествий. Однако проблемы со здоровьем и стесненные средства заставили его вернуться в Саратов. После смерти отца в 1900 году семья оказалась на грани нищеты.

Последние дни художника прошли в Тарусе, где он гостил с семьей в имении Цветаевых. Его дело продолжит объединение символистов «Голубая роза», которое сформируется в 1907 году.

История одной картины — «Водоём» Виктора Борисова-Мусатова

Виктор Борисов-Мусатов — Водоём — Третьяковская галерея, Москва

«Водоём» — картина русского художника Виктора Борисова-Мусатова в собрании Третьяковской галереи. В Русском музее находится её версия под названием «У водоёма».

Картина «Водоём» была написана летом 1902 года в Зубриловке — в самый счастливый период в жизни художника: критики отметили художника, его картины пользовались успехом, и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на картине. Борисов-Мусатов не старался написать их портреты — он лишь передал образы двух молодых девушек.

Виктор Борисов-Мусатов — Автопортрет — (1904-1905)

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870, Саратов — 1905, Таруса, Калужская губерния) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия — Борисов-Мусатов.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб. Проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

В 1890-х годах учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства». В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу. Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников.

С 1898 год жил в основном в Саратове. С 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году было написано, пожалуй, главное произведение — полотно «Водоём». Этот год был счастливым для художника. В том же 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.

С 1903 года он жил в Подольске, а с 1905 года в Тарусе. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.

Читайте также  Порт на закате, клод лоррен - описание картины

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора Александра Терентьевича Матвеева (1878-1960). В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором.

Виктор Борисов-Мусатов. Водоём / История одного шедевра

В этом выпуске «Истории одного шедевра» речь идёт о картине Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905) «Водоем» (1902), созданной в период расцвета мастерства художника, являющемся центральным произведением русского живописного символизма.
Творчество Борисова-Мусатова обращено к интуиции человека. Это мир прекрасных сновидений, полупрозрачным покровом застилающий мир реальный. Полотно трудно отнести к какому-либо конкретному жанру — это и не портрет, и не пейзаж, и не бытовой жанр, скорее, новая форма синтетической картины.

Виктор Борисов-Мусатов — «У водоём» — «Русский музей», Санкт-Петербург

Сестра Борисова-Мусатова Елена вспоминала:

«Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы. Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью».

Картина водоем, в. э. борисов-мусатов

Врангель о картине.

«В водоеме, в летний день отражаются небо и деревья. У воды тоскуют о чем-то печальноокие женщины. Одна сидит, другая стоит подле. Парк и небо опрокинулись в воде и застыли. И тихая гладь пруда, и мечтательные призраки женщин, недвижимые деревья заворожены тайной бытия. Старый волшебник Время заколдовало все. Все женщины стали Спящими Царевнами. И никто живой не проникает в заколдованный сад. Память о прежнем овеяла нежной сказкой реальное видение. И мнится, что природа и люди – застывший сон… Кажется, вот вспомнишь, что это давно, давно виденное и силишься и не можешь припомнить когда это было. Так жил всякий, но когда, где, почему. Водоем навсегда останется классическим произведением русской школы живописи».

В этом описании много поэтического и фантастического, но нет анализа, внимания к художнику, размышления. «В водоеме отражаются…» Зачем? Почему художник не дал живое небо и деревья? Женщины тоскуют? На эскизе Водоема в книге Врангеля они, скорее, задумчивы; на самой картине – у стоящей женщины на лице выражение задумчивости, а у сидящей женщины на лице вопрос, обращенный к подруге. А остальное – чисто субъективное.

Гофман так видит картину.

«В Водоеме почти с портретным сходством запечатлены две дорогие художнику женщины – его невеста, художница Е.В.Александрова, и сестра в парке любимой им усадьбы Зубриловка. Но вместе с тем картина Мусатова – фантазия, поэтический вымысел, где все эфемерно… Искусство живописца… Вся прелесть живой природы. Но вместе с тем мусатовский Водоем – декоративно-монументальное панно… Несколько точек зрения… В ней господствует один пластический мотив – широкое круглящее движение… Гобелен и Водоем стали эпохальным явлением в русской живописи 1900-х годов».

Даже если перед нами декоративное панно, все равно у него должно быть хоть какой-то смысл. Духовный смысл, а, значит, рациональная мысль: философская, этическая, художественная идея. Иначе это не только не значительное, а просто не художественное произведение.

При внимательном рассмотрении картины возникает множество вопросов, на которые следует ответить, чтобы проникнуться позицией ее автора. На картинах Мусатова нет реального неба с облаками и прочими красотами. Раз в кои веки изобразил небо, и то в отраженном виде. Почему не реальное небо и деревья? По берегу, правда, растут кустики, но какие-то смазанные, аляповатые. А вода между тем отражает деревья, отсутствующие на берегу. Две женщины: одна стоит (Лиловая), другая (Синяя) сидит, широко раскинув по земле подол темно-синего платья. Лиловая, между прочим, стоит в воде. Посмотрите, вот кончается лиловая накидка, дальше внизу подол сиреневого платья, вот он кончается и сразу в воде отражается его край. Это значит, что женщина стоит в зеркале воды. Берег, хоть невысокий, но обрывисто крутой: как женщина выйдет из воды? У Лиловой руки скрыты одеянием. Берег без травы, два камня, в руке у Синей ветка. Почему??

Прежде чем что-то говорить существенное о картине, необходимо на эти вопросы ответить, а все персонажи ее связать единой мыслью.

Перед нами овал пруда, частью выходящего за картину. Вода отражает высокие деревья и листья крон, синее небо и белые облака. Все на картине слегка размыто, смягчено, резкие переходы предметов и цветов сглажены. Внизу у самой воды, и от того кажется сливающейся с ней, стоит девушка. На ней бледно-сиреневое платье, сверху длинная, ниже колен лиловая прозрачная в белых ромбах накидка, скрывающая всю фигуру. Склоненная голова в рыжеватых волосах, округлое, мягкое лицо, глаза смотрят вниз, в воду. Фигура очерчена мягко, напоминает устойчивый конус.

В поисках опоры, от которой можно оттолкнуться, нахожу, что это мысль о двух водоемах. Первый водоем – водный, который все видят и описывают, второй – широкий овал синего платья сидящей женщины. Водоемы принадлежат разным мирам. Мир Синей (назовем ее так) – это мир реальности, материальный, предметный. Здесь берег голой коричневатой земли, тяжелые камни, прибрежные кусты. Здесь движение, суета, тревога событий, столкновение интересов и амбиций – все это отразил «водоем» синего платья, распластанного по земле. Сидящая женщина в прозрачной белой кружевной кофточке – олицетворение души и разума материального, событийного водоема, – поднимает недоуменно-вопросительное лицо к Лиловой с просьбой объяснить земные события. В чем причина несуразности устройства мира, его волнений, бесплодной суеты и пустопорожних слов, взаимной нетерпимости и непонимания, человеческих трагедий? Она понимает причину каждого события, движения, не может уразуметь общего плана, связать все происходящее единой целью. Лиловая молчаливо опустила голову. Да, она может дать ответ, поскольку и она, как ее собеседница, олицетворяет свой мир, мир всеохватывающего духа. Она творческий разум художника. Живое небо управляет делами земли; художник пытается разгадать эти закономерности и отразить его через водоем своего творчества. Водоем – отражение в художнике духовных двигателей реального мира (аллегорически – неба), выраженных художником найденными им средствами. Он дает отражения в воде деревьев, которых нет на берегу; он дает отражение нужного ему неба. Он погружает в воду девушку по щиколотку, и она фантастическим образом держится на весу. Поверхность водоема с отраженными в нем духовными символами (небом, облаками, деревьями) становится для одетой в нужное ему одеяние девушки низом платья: своеобразным платьем земной девушки.

Водоем – метафора творчества, а лиловая девушка в нем – его муза. Здесь процесс и результаты духовных движений художника, который волнуется вопросами духовных основ мира и пытается дать на них свой ответ.

«Водоём» Виктора Борисова-Мусатова

Художник Виктор Борисов-Мусатов создавал нежные картины в мягких пастельных тонах – поэтичные и романтично хрупкие. Его называли «мечтатель ретроспективизма» за поэтичность образов и красок. На одной из его самых известных картин «Водоём» изображены две любимые девушки художника – сестра Елена Борисова-Мусатова и невеста Елена Александрова. На полотне в мечтательное раздумье погружены не только девушки, но и окружающая их природа, которая показана с очень необычного ракурса.

Читайте также  Воскрешение дочери иаира, поленов - описание картины

Виктор Борисов-Мусатов родился в 1870 году в Саратове. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Академии художеств в Петербурге, три года стажировался в Париже. Художник стал одним из первых ретроспективистов – творческих людей, которые обращаются за вдохновением к эпохам прошлого. Его произведения это грусть по опустевшим «дворянским гнездам» и гибнущим «вишнёвым садам», по прекрасным женщинам – одухотворенным, почти неземным. Тоска по ушедшим временам роднила его с художниками «Мира искусства», правда, они приняли его творчество только под конец жизни мастера.

Художнику часто позировала его сестра. «Автопортрет с сестрой», 1898

«Водоём» написан в 1902 году – в самый счастливый период жизни художника: критики отметили мастерство, он востребован, любимая девушка согласилась выйти за него замуж. Настроение умиротворения и тонкой чувственности сквозит через картину. Она невероятно нежная и пропитана светлой тоской по ускользающему миру. Мастер стремится сочетать в этой работе принципы импрессионизма, символизма, модерна и свои наблюдения с этюдных зарисовок.

Виктор Борисов-Мусатов очень любил писать с натуры и умел сохранить лёгкость и подвижность в своих больших работах. В полотне «Водоём» интересна также и композиция – она строится по кругу, художник выбрал высокую линию горизонта за пределами холста, второй план словно приподнят. Это создаёт ощущение расположения зрителя немного над картиной, как будто он сидит на холмике рядом с девушками и вместе с ними слышит шелест листвы и чувствует дуновение ветерка. Ускользающий пейзаж находится в отражении в водоеме, именно здесь непривычно расположились облака и деревья, они кажутся миражом – немного отвлечёшься и исчезнут.

Эскиз к картине «Водоём», выполнен в пастели

Интересна также фактура мазков. При таком написании сквозь матовую поверхность краски проступают переплетения нитей и узелки холста, которые делают картину похожей на гобелен. Холодный серо-голубой колорит выбран художником не случайно – блеклые бледно-серые оттенки цвета усиливают общее впечатление хрупкой, неземной красоты и прозрачности, также распространяющейся и на природу. Исчезает граница между кажущимся и явным, мир представляется подобным сновидениям, где все мерцает и вот-вот готово исчезнуть как очень красивый и непостоянный мираж.

Картину «Водоём» (холст, темпера, 177х216 см) можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

5 фактов о Викторе Борисове-Мусатове

1. В три года с будущим художником произошёл несчастный случай: он упал, повредил спину и после этого пожизненно имел проблемы со здоровьем.

2. Стиль, в котором работал Виктор Борисов-Мусатов – символизм. Символисты старались отобразить жизнь каждой души: у кого-то полную переживаний и терзаний, у кого-то – тонких чувств и настроений. Художник также считал пленэр основой основ. Очень любил писать натурные зарисовки, использовал материал в своих композициях.

3. Ещё в студенческие годы картина художника «Майские цветы» была приобретена княгиней Елизаветой Фёдоровной. На полученные средства художник отправился в путешествие по черноморскому побережью, чтобы писать этюды.

4. Учился три года в Париже, где основательно занимался изучением импрессионистической живописной манеры. После возвращения художник сначала жил в Саратове, затем переехал в своё имение в Зубиловку Саратовской губернии. Жизнь вдали от столицы не помешала Борисову-Мусатову участвовать в выставках в крупнейших городах России. После успеха картины «Водоём» живописец всё же перебрался поближе к столице – в Подольск.

5. Художник скончался в 1905 году, ему было всего 35 лет. На его могиле в Тарусе в Калужской области, куда он переехал за несколько месяцев до смерти, установлен памятник авторства А. Т. Матвеева – однокашника Виктора Борисова-Мусатова, место на котором он захоронен получило название Мусатовский косогор.

Виктор Борисов-Мусатов «Автопортрет», 1904-1905 годы

Водоём (картина)

«Водоём» — одна из наиболее известных картин русского художника Виктора Борисова-Мусатова.

О картине

Картина «Водоём» была написана летом 1902 года в Зубриловке — в самый счастливый период в жизни художника: критики отметили художника, его картины пользовались успехом, и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж [2] [3] . Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на картине [1] . Но при этом Борисов-Мусатов не пытался написать их портреты, а лишь передать образы двух молодых девушек.

Картина поразила современников своей новизной красок и поэтичностью. Большое внимание на картине уделено природе: спокойной и безмятежной. В воде отражаются небо и деревья, и, по сути, весь пейзаж, представленный на картине, находится именно в отражении в водоёме. Фигуры двух девушек сдвинуты к правому краю. В них нет той безмятежности, которую художник отобразил в природе. В самом же сюжете нет повествовательности — нет никакого конкретного действия [1] .

В. Станюкович писал о встрече с картиной:

Мы пришли к Виктору из мутной жизни. Мы были ослеплены, красками, не понимали. Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали. Стояла тишина. Виктор ходил в другой комнате. «Как хорошо… Боже, как хорошо!» — прошептал кто-то тихо. И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели — счастливые, радостные. И Виктор улыбался, радостно смущенный. [3]

Примечания

  1. 1234ГТГ
  2. Борисов-Мусатов. Творчество
  3. 12Артпроект — Энциклопедия искусства

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Проспект (водохранилище)
  • Гидрография Салавата

Смотреть что такое «Водоём (картина)» в других словарях:

Призраки (картина) — Виктор Борисов … Википедия

Обыкновенный бегемот — Запрос «Бегемот» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Гиппопотам» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Обыкновенный бегемот … Википедия

Речной окунь — Запрос «Окунь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Речной окунь … Википедия

Туркменская Советская Социалистическая республика — (Туркменистан Совет Социалистик Республикасы) Туркменистан. I. Общие сведения Туркменская ССР образована первоначально как Туркменская область в составе Туркестанской АССР 7 августа 1921; 27 октября 1924 преобразована в… … Большая советская энциклопедия

СССР. Естественные науки — Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Иоанн Креститель — (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ … Википедия

Джон Баптист — Иоанн Креститель (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 … Википедия

Читайте также  Картина "похищение дочерей левкиппа", рубенс

Иоан Предтеча — Иоанн Креститель (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 … Википедия

Иоанн-Креститель — (ивр. יוחנן המטביל‎) Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва. Пол: мужской Период жизни: 6 … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: