Картина "венера урбинская" - тициан вечеллио - JEKATERINBURG.RU

Картина «венера урбинская» — тициан вечеллио

Венера Урбинская. 5 удивительных фактов о шедевре Тициана

Венера Урбинская (1538) – один из шедевров Тициана. Поэтому так интересно узнать, кто же позировал художнику?

А знаете ли вы, что она является прототипом Махи обнаженной Гойи и скандальной Олимпии Эдуарда Мане?

Более того, это не единственная Венера Тициана. Теперь подробнее.

1. Венера Урбинская вовсе не богиня?

Венера Урбинская лежит на постели расслабленная. Красивая. Уверенная. Ее Тициан написал по заказу герцога Урбинского. В качестве подарка молодой жене.

Многое говорит о земном происхождении героини. Она лежит в обстановке богатого дома. Две служанки подбирают наряд для своей госпожи.

Раз такая земная обстановка, то может изображена реальная женщина? Кто же позировал Тициану?

Посмотрите, насколько Венера похожа на дочь Тициана. Неужели моделью была Лавиния?

Тициан. Портрет девушки (Лавиния). Фрагмент. 1545 г. Национальный музей Каподимонте в Неаполе, Италия. Starlightmasquerade.com

Но вряд ли любящий отец стал бы просить дочь позировать обнаженной. Он слишком берег ее репутацию. 6 лет выбирал ей жениха. Пока не выдал за богатого дворянина.

Сходство мы можем найти и с матерью заказчика. С Элеонорой Гонзага. Тем более, что рядом с Венерой – точно такая же собачка.

Тициан. Элеонора Гонзага. 1538. Галерея Уффици, Флоренция, Италия. Wikimedia Commons.

Нет, вряд ли аристократка согласилась позировать обнаженной.

Есть ещё одна претендентка на роль Венеры.

Незадолго до создания Венеры Урбинской жизнь художника изменилась. Он долгое время жил затворником. Но вот каждый вечер к Тициану стала приезжать некая особа. Ее образ стал появляться на его картинах. В том числе мы видим ее на полотне из Эрмитажа .

Тициан. Портрет молодой женщины. 1536 г. Государственный Эрмитаж , г. Санкт Петербург. Hermitagemuseum.org

Вряд ли для Венеры художнику позировала конкретная женщина. Скорее Тициан создал собирательный образ. И наделил этот образ чертами идеальной для него женщины.

Поэтому похожие черты проскальзывают у многих дам. И у дочери. И у заказчицы. И у возлюбленной.

2. У Венеры Урбинской была предшественница

За 30 лет до создания Венеры Урбинской, Джорджоне начал писать свою обнаженную богиню. Но не успел ее закончить. Он умер от чумы.

Тициан, его друг, дописал несколько картин Джорджоне. В том числе его Венеру.

Очевидно, что Тициан воспользовался образом, когда-то созданным. Что это? Плагиат?

Вряд ли. Тициан был слишком великим художником, чтобы заимствовать чужие сюжеты и образы. Его фантазии и смелости хватило бы на нескольких художников.

Может, это дань уважения к своему гениальному другу? Возможно. Причём Тициан не боялся затмить шедевр Джорджоне.

Они похожи лишь позами. В остальном они такие же разные, как день и ночь. Как зима и лето. Венера Тициана более реальная, земная. Венера Джорджоне – более невесомая, невинная.

3. Венера Тициана, как вдохновительница Гойи и Мане

Венера Урбинская – истинное создание Эпохи Возрождения . Именно в эту эпоху появляется этическая нагота. Вроде как женщина голая. Но она не обычная женщина. Она богиня. А богине можно представать перед зрителями без одежды. Никто ее за это не осудит.

После Тициана таких красавиц, которым было позволено быть обнаженными, создавалось великое множество.

Эту традицию прервал Гойя. Он написал обнаженную красавицу. Но богиней она не являлась. Она была махой. Гордой и страстной горожанкой из бедного квартала.

Более подробно об этой картине читайте по ссылке “Самобытный Гойя и его Маха обнаженная”.

Но во времена Гойи работу широкая публика не видела. В Испании негласно правила инквизиция. Изображение наготы было под запретом.

Маха была создана под заказ влиятельного министра. Он демонстрировал ее лишь избранным.

А вот Эдуард Мане пошёл дальше. Он первым написал обнаженную женщину земного происхождения. И выставил ее на всеобщее обозрение. Публика была в шоке.

Также о самых интересных картинах Мане читайте в статьях:

Мало того, что это была не богиня. Это была проститутка. Реальная. Не идеализированная. Да ещё эта чернокожая служанка с цветами от клиента. И чёрный кот.

Скандал был невероятный. И то, что Мане вдохновился Венерой Тициана, ему не помогло. Его Олимпию поливали грязью и осмеивали.

4. Венера Тициана – воплощение идеальной красоты Ренессанса

Красавицы Эпохи Возрождения – почти все обладательницы светлых волос. Хотя это итальянки. От природы темноволосые.

Однако они шли на хитрость. Смазывали волосы специальным раствором с лимоном. Несколько часов держали голову на открытом солнце. Волосы выгорали и приобретали светлый оттенок.

Тициан. Любовь земная и любовь небесная. 1514 г. Галерея Боргезе, Рим

Светлые волосы и у Венеры Урбинской. До сих пор есть такой оттенок волос под названием “Тициановский”.

Венера Урбинская – идеал женской красоты Эпохи Возрождения. Нам он тоже близок. Так как мода на высокий лоб осталась позади. В 15 веке. Когда женщины выбривали себе волосы поверх лба, чтобы зрительно его увеличить. Если бы мода сохранилась, вряд ли бы Венера Урбинская нам понравилась.

Жан Фуке. Маленький диптих. Богоматерь с младенцем. 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Посмотрите на Агнессу Сорель, фаворитку короля. Она изображена в образе Богоматери на картине Жана Фуке. Она была женщиной красивой. Однако она нам таковой не кажется. Из-за бритой верхней части головы.

Маленькая упругая грудь, пышные бёдра тоже были признаками особой красоты. Коими Венера Урбинская обладает.

Большую грудь вы не увидите у Тициана. Да и у других художников 16-19 веков. Ни у Рубенса, ни у Энгра. Мода на большую грудь появится лишь в 20 веке.

5. Ещё одна Венера Тициана

Почти через 20 лет Тициан создаст другую Венеру. Венеру перед зеркалом. Пышнотелая блондинка. Пухленькие ангелочки. Роскошные ткани. Ничего вам это не напоминает? Конечно, это стиль барокко. Манера Рубенса и Джентилески .

Тициан умудрился за одну свою жизнь поработать в разных эпохах. Но это неудивительно. Он был слишком талантлив. Да ещё и прожил почти 100 лет.

С “Венерой перед зеркалом” Тициан никогда не расставался. Она служила образцом для копий его учениками. Эта Венера когда-то хранилась в Эрмитаже . В 1920-е годы была продана советским правительством. Увы…

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Тициан. Венера Урбинская. 1538. Галерея Уффици, Флоренция.

«Венера Урбинская» Тициана – вечное совершенство

«Венера Урбинская» – знаменитое полотно Тициана, созданное мастером в зрелые годы. Написано маслом на холсте размером 119 х 165 см в 1538 году. Находится в старейшем музее Европы, в галерее Уффици (Флоренция, Италия).

Автор

Тициан Вечеллио (1488/90-1576) – прославленный итальянский живописец, представитель венецианской школы, одной из главных живописных школ Италии, в самый расцвет её развития. Годы творчества Тициана – эпоха Высокого и Позднего Возрождения, взлёта в обществе интереса к античной культуре, массового увлечения древнеримскими и древнегреческими героями. Писал портреты представителей высшей знати, картины библейского и мифологического содержания.

История заказа

Заказчиками Тициана были самые именитые и богатые итальянцы. Италия в те времена была разделена на владения-герцогства. Картина «Венера Урбинская» написана по поручению герцога Урбинского, главы государства Урбино, которым с 1508 года правил род делла Ровере. В год создания полотна властвовал 4-й герцог Урбинский, Франческо Мария I делла Ровере (1490-1538). Этот год стал последним в его жизни (в конце октября 1538 года правителя отравили). Собственным портретом в доспехах, а также написанным ему в пандан (в пару) портретом жены, герцогини Элеоноры Гонзага, созданными Тицианом двумя годами ранее, герцог остался очень доволен.

Прототипы и модели

Существует предположение, что образ жены и побудил герцога заказать картину с Венерой – их супружеству скоро исполнилось бы 30 лет. Они поженились в 1509-м и стали родителями пять раз. Герцогиня, конечно, не позировала мастеру, но прототипом стать могла. В пользу этой версии:

  • во-первых, портретное сходство – Венера лицом напоминает Элеонору Гонзага с выше упомянутой картины Тициана;
  • во-вторых, собачка, лежащая в ногах Венеры – та же, что и перед окном на портрете герцогини.

Моделью, скорее всего, стала возлюбленная самого художника. Она изображена на нескольких полотнах живописца, по крайней мере, на трёх («Портрет молодой женщины», работа 1536 года, экспонат Эрмитажа – одно из полотен).

Подобные черты лица и у дочери художника, Лавинии. Возможно, Тициан «Венеру Урбинскую» создавал, как собирательный образ, некий идеал, свидетельствующий о личных симпатиях и вкусах художника как мужчины. В этом он совпадал с желанием заказчика.

Описание картины «Венера Урбинская»

На полотне крупным планом изображена обнажённая молодая женщина –отождествление с богиней любви Венерой. Она спокойно возлежит на широкой постели и смотрит прямо в глаза зрителю. Одной рукой женщина облокотилась на пышные подушки, другой прикрывает от нескромных взглядов лоно. На ней лишь несколько украшений. Волосы тёплого медового оттенка, от лица собранные в аккуратную причёску, мягкой распущенной волной спадают на плечо.

На краю постели, в ногах героини лежит, свернувшись, маленькая собачка, белая в рыжих пятнах – вероятно, здесь, рядом с хозяйкой, она и спала всю ночь.

В глубине комнаты виднеется часть большого окна, из которого за колонной вырисовываются высокие деревья и рассветное небо. На его фоне чётко видна ваза с миртовым деревцем, стоящая на подоконнике. Вдоль стены под окном стоят сундуки; перед одним из них, открыв крышку, на коленях стоит девушка-служанка. Другая, уже с ношей на одном плече, в ожидании рядом. Они подбирают наряд для своей госпожи.

Часть просторной комнаты, предназначенная для сна, отделена от зоны с окном большой чёрной перегородкой-ширмой или стеной. На её фоне изображена верхняя часть тела Венеры, создавая яркий визуальный контраст и как бы абстрагируя героиню от событий, происходящих в комнате.

В картине множество символов

На протяжении всей истории существования изобразительного искусства художники, создавая картины, часто прибегали к языку символов. Их разгадка сегодня помогает лучше узнать авторов и понять их произведения.

Читайте также  Картина суд париса, питер пауль рубенс, 1639

На картине «Венера Урбинская» их много:

  • красные розы в руке героини, похожие на своего дикого сородича, шиповник, – символ любви (по легенде Венера поранилась о шипы белых роз. Кровь, попавшая на лепестки, окрасила их, и они из белоснежных превратились в алые);
  • миртовое деревце на окне символизирует счастье в браке и гармонию. Это ароматное вечнозелёное растение, излюбленное у римской богини Венеры, в Древнем Риме было популярным украшением в день свадьбы;
  • серёжка-подвеска в ухе из крупной, перламутрово-белой жемчужины говорит о чистоте и целомудрии девушки;
  • колечко на мизинце левой руки – символ будущего брака. Художник намеренно «надел» его на палец руки, прикрывающей святая святых – до замужества девушка должна остаться нетронутой;
  • собака во все времена – символ верности и преданности;
  • богато украшенные сундуки, итальянские кассоне, были непременным атрибутом девичьей комнаты – в них складывали приданое. Судя по ним, можно с уверенностью сказать, что для этой невесты припасены лучшие наряды и бельё;
  • белые простыни, смятые после ночного сна, и такие же белые подушки символизируют чистоту;
  • рассвет за окном – символ новой жизни.

Красноречивы и прочие детали на картине: одежда, причёски помощниц Венеры, явно дорогое и красивое платье, перекинутое через плечо стоящей девушки, украшения на стенах комнаты – всё это приближает Венеру к богатым и реальным смертным.

Тициан – последователь

«Венера Урбинская» кисти Тициана – явное заимствование у Джорджоне (1477/78-1510), который не успел завершить свою картину «Спящая Венера» (умер в 33 года от чумы в 1510 году). Сохранилось предание, как Тициан спас некоторые холсты Джорджоне от участи быть сожжёнными – в Венеции буйствовала чума и вещи погибших предавали огню, чтобы остановить страшную эпидемию. Увидев «Спящую Венеру», Тициан был потрясён: такого композиционного решения с обнажённым женским телом на переднем плане он ещё не видел. Картина погибшего собрата по кисти нуждалась в завершении, Тициан закончил её по своему усмотрению и годы спустя написал своё видение Венеры – её образ более жизненный, тогда как у Джорджоне героиня на фоне природы выглядит поэтичней.

Тициан – предшественник

В эпоху Возрождения нагота стала этически допустимой. Но эта норма касалась только богов и богинь. Традицию сломал испанец Франсиско Гойя (1746-1828), который рискнул в годы инквизиции написать обнажённой простую горожанку, маху. Картина «Маха обнажённая» (1795-1800), написанная на заказ для влиятельного человека, тщательно скрывалась её хозяином и демонстрировалась только избранным. Так что широкой публике явление обнажённой простолюдинки было неведомо.

Оскандалился подобной же картиной француз Эдуард Мане (1832-1883) – публика и в XIX веке была не готова к «ню» применительно к обычным людям. Непристойной и крайне вульгарной назвали картину «Олимпия» (1863) современники, они затравили художника, а ведь Мане был вдохновлён именно тициановской «Венерой Урбинской». Обе написаны в бытовой обстановке, в одинаковых позах, но французскому зрителю было ясно, что Олимпия Мане куртизанка, потому она и вызвала непримиримый шквал гнева.

Идеал красоты

Венера Урбинская Тициана в своей прекрасной наготе – воплощение женственности и эталон красоты, совершенно сопоставимый с современными представлениями. В этом гениальность художника, создавшего пять столетий назад венец творения, лиричный и одновременно реалистичный образ женщины, ставший классическим.

“Русская Венера” — Вершина творчества Кустодиева

Венера с зеркалом – тайная страсть испанского живописца Диего Веласкеса

Сюжет известной картины Боттичелли «Венера и Марс»

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Фотоальбом

Рубрики

  • публицистика (2393)
  • идеология (1376)
  • политические деятели (1799)
  • предательство и предатели (1609)
  • «заклятые друзья» (509)
  • лабиринты истории (490)
  • актеры и актрисы голливуда (391)
  • героизм (204)
  • культура (188)
  • революция в россии (124)
  • революционные деятели (33)
  • гражданская война (24)
  • анархизм (9)
  • загадки истории (87)
  • донбасс (78)
  • телевидение (29)
  • сказки (10)
  • в гостях у муслима магомаева (4)
  • великая отечественная (851)
  • герои (175)
  • партизаны и партизанская война (5)
  • великие композиторы (174)
  • великие певцы (78)
  • великие писатели и поэты россии (608)
  • великие художники (515)
  • города и страны (1381)
  • декабристы (46)
  • дети (342)
  • доброта (73)
  • драматурги (19)
  • древняя русь (158)
  • жзл (183)
  • живопись (1355)
  • портреты (236)
  • акварели (113)
  • картины и иллюстрации (95)
  • история картин (90)
  • живопись и поэзия (90)
  • иллюстрации (84)
  • история создания картин (170)
  • картины великих художников (399)
  • животные (566)
  • забытые имена (558)
  • зарубежные актеры кино (190)
  • зарубежные актрисы кино (279)
  • зарубежные писатели и поэты (302)
  • звезды из прошлого (1591)
  • звезды сцены (982)
  • знаменитости (2546)
  • известные личности (2235)
  • интервью (267)
  • интересно (350)
  • интересные истории (1605)
  • интересные факты (10335)
  • искусство (262)
  • истории (1693)
  • истории любви (1007)
  • истории создания фильма (43)
  • история монархов (632)
  • история песни (46)
  • история Европы (498)
  • история Крыма (78)
  • история России (2812)
  • либералы и оппозия (548)
  • «творческая интеллигенция» (284)
  • экономика (178)
  • история СССР (1460)
  • катастрофы (130)
  • киноактеры и киноактрисы (584)
  • кинозал (156)
  • композиторы (191)
  • котики и кошечки с котятами (961)
  • котоматрицы (337)
  • кошки в живописи (65)
  • кошки и фото (72)
  • кошки и юмор (291)
  • кумиры (859)
  • звезды голливуда (182)
  • любовь (204)
  • ЛЮДИ И СУДЬБЫ (5768)
  • мир балета (177)
  • история создания балета (6)
  • мир кино (3374)
  • интервью с актерами (65)
  • прототипы героев фильмов (62)
  • история создания фильма (563)
  • музыка из кинофильмов (134)
  • мультфильмы (101)
  • размышления о фильме (261)
  • рецензия на фильм (27)
  • экранизации (81)
  • мир театра (520)
  • мир цирка (33)
  • мифология (126)
  • мои рамочки (19)
  • мудрость (274)
  • музыка (1578)
  • авторы (371)
  • исполнители (340)
  • барды (50)
  • история создания опер (23)
  • джазовая музыка (49)
  • дирижеры (7)
  • история песни (281)
  • история создания (128)
  • классическая музыка (200)
  • поп-музыка (103)
  • ретро-музыка (578)
  • романсы (412)
  • танцевальная музыка (177)
  • образование (119)
  • отечественные актеры кино (865)
  • отечественные актрисы кино (610)
  • певицы (224)
  • певцы (274)
  • певцы и певицы бельканто (36)
  • политика (2520)
  • поэзия (381)
  • праздники (180)
  • притчи. (9)
  • психология (1765)
  • Пушкиниана (249)
  • режиссеры (306)
  • религия (150)
  • русские писатели (141)
  • русские поэты (155)
  • русский язык (95)
  • грамматика (29)
  • садальский (146)
  • сатира (111)
  • сатирики (109)
  • собаки (131)
  • советские писатели (150)
  • советские поэты (144)
  • спорт (56)
  • СССР (65)
  • схемки (83)
  • танцовщицы (91)
  • танцоры (52)
  • танцы. танцевальные номера (54)
  • театр. театральные актеры и актрисы (461)
  • Украина (410)
  • фигурное катание (1)
  • фото (477)
  • художественная литература (449)
  • прототипы героев книг (42)
  • русские писатели (29)
  • русские поэты (38)
  • художники (562)
  • цветы (30)
  • цитаты (392)
  • афоризмы (83)
  • крылатые фразы (102)
  • чтобы помнили (1429)
  • актеры (99)
  • актрисы (69)
  • театральные актеры (47)
  • юбилеи и дни рождения (549)
  • юмор (643)
  • юмор в живописи (9)
  • юмористы (51)

Цитатник

«В глубине души такая печаль . » Письма Н.Н. Пушкиной-Ланской П.П. Ланскому Портрет Н.

Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.

Информация к размышлению. Наш Президент держит на плечах землю. Назло злобным тварям. .

Струясь вдоль каменной стены, Вода несется с вышины. John Brandon Smith, известный как «Водопад» См.

Друзья мои, меня не покидайте, Все реже ваш благословенный круг. Исполняет Ирина Муравьев.

Видео

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

ТИЦИАН «ВЕНЕРА УРБИНСКАЯ». ТИЦИАН УКРАЛ ВЕНЕРУ?

Тициан Вечеллио (1488–1576) – титан, один из крупнейших художников всего мира, лучший художник Венеции. Он занимался художественным ремеслом с 10 или 12 лет, работая в мастерских прославленных в то время мастеров – братьев Беллини и Лоренцо Лотто. С Джорджоне у него сложились дружественные отношения, они вместе выполняли фрески (от которых сегодня практически ничего не осталось).

Тициан, Венера Урбинская, 119х165 см, 1538, Галерея Уффици, Флоренция, Италия

В 1538 году Тициан написал для Гвидобальдо II делла Ровере (герцога Урбинского) картину, которой дали имя по титулу заказчика. Эту был подарок герцога молодой жене, которую звали Джулия Варано. Исторические факты на этом заканчиваются, дальше в различных источниках можно прочитать такое, что иначе как больным воображением это не назовёшь. Искусствоведы усматривают в ней (в картине) и мотив супружеской верности, и намёк на то, что жена должна удовлетворять мужа в постели, и что она должна рожать ему детей.

Что мы видим на картине? Поза красавицы несколько необычна: её голова как бы парит в воздухе, она не лежит на подушке. Вероятно, она только что проснулась и пытается поднять голову. Пухленькое тельце с едва развитой грудью, слегка увеличенный животик, рука, прикрывающая «милые тайны». Воплощение соблазна! Очень может быть, что герцог хотел всегда видеть свою жену если не точно такой, то подобной. Это для неё должно было быть как мастер-модель. И тогда понятно, почему был сделан такой подарок.

Картина производит неизгладимое впечатление. Тёмный, почти чёрный, фон подчёркивает мастерство художника в изображении тела. Тёмно-коричневая занавеска делит поле зрения точно пополам и заканчивается там, где лежит левая рука. Правее контраст несколько ослабевает: окно с закатным небом, тёмные шпалеры, коричневатый мозаичный пол.

На втором дальнем плане белыми пятнами светят одежды служанок: одна стоит на коленях и роется в сундуке, вторая держит наготове платье. Сейчас богиня встанет и начнёт одеваться – её ждёт вечерний приём гостей (или поездка в гости).

Платье уже наготове, но ещё какую-то деталь туалета предстоит достать из сундука. Из живых существ на полотне есть ещё собачка. Как она «пришла» в картину? Может быть, по привычке. Тициан не один раз её рисовал – и каждый раз в схожих позах. Вот что новое – так это сундуки и платья. Вряд ли у Тициана была мысль их нарисовать, скорее всего – это прихоть заказчика.

Как это истолковать? Как подсказку молодой жене, что надо быть бережливой, что всегда в запасе должно быть приличное одеяние? (Из этой детали – сундуков – следует вывод: в те времена ещё не было вертикальных платяных шкафов, не было вешалок-плечиков, поэтому всё лежало стопкой, из которой на картине служанка достает подходящий наряд.)

Читайте также  Уильям тернер - биография и картины

Искусствоведы пишут, что «Венера Урбинская» сходна со «Спящей Венерой» Джорджоне. Весьма вероятно, что заказчик видел картину Джорджоне и указал на неё как на прототип. Сходство настолько велико, что Тициан вполне мог назвать своё произведение «Венера проснувшаяся» (не исключено, что Тициан не писал голое тело с натуры, а просто переписал, так сказать, телесную часть с картины Джорджоне и заменил только голову и правую руку).

Очередной вопрос, на который искусствоведы пытались дать ответ – с кого была написана Венера? Упоминают знатных дам – от самой жены герцога Джулии Варано до его матери. Есть предположение, что художник заменил голову спящей Венеры на голову своей дочери Лавинии. Сравнение лиц не дает стопроцентной уверенности в этом, но сходство однозначно улавливается. Для зрителя в картине только один смысл: богиня любви просыпается.

P.S. Есть в этом полотне деталь, не освещённая исследователями, – служанка на коленях. Если принять во внимание, что всё в картинах несёт явный или тайный смысл, то естественно задать вопрос: зачем в произведении, изображающем богиню любви, надо было нарисовать такую совершенно неромантическую позу, которая достаточно сильно понижает градус «венеричности», сводит картину к жанровой живописи? Какой-то секрет есть и в том, что платье – белое, оно притягивает взгляд. Линия, проходящая по белым рукавам стоящей женщины и по коленопреклоненной фигуре, приводит к месту, на котором лежит левая рука Венеры. Другая линия, не столь чётко выраженная, проходит от правого плеча до большого пальца левой ноги. Эти линии перекрещиваются в пальцах левой руки!

Что этим хотел сказать Тициан? Может быть, то, что сказал в своё время Александр Сергеевич Пушкин:

Я люблю в Венере грудь,

Губки, ножку особливо,

Но любовное огниво,

Цель желанья моего.

Что такое. Ничего. Ничего, иль очень мало.

Пожалуй, такая композиция подчёркивает само существо Венеры – плотская любовь, плотское желание, плодородие.

Рубрики: живопись /картины великих художников
живопись /история создания картин
интересные факты
великие художники

Метки: тициан венера

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Венера Урбинская: любопытные и спорные факты о впечатляющем шедевре Тициана

Итальянский живописец эпохи Возрождения Тициан начал писать картины с 10 лет и делал это вплоть до самой смерти в возрасте 99 лет. Все это время основной идеей большинства его работ являлось воспевание женской красоты. Одним из шедевров художника является картина «Венера Урбинская». Это полотно вызвало немало споров о том, кто же позировал мастеру, и не украл ли он сюжет у своего друга.

Женщины, позировавшие для картины

Эту картину Тициан писал по заказу Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбинского. Полотно должно было стать подарком его молодой супруге. Прекрасная Венера лежит в богатых покоях, ожидая, пока служанки выберут для нее платье.

Искусствоведы спорят, кто же позировал для Тициана. Некоторые усматривают в облике Венеры черты лица дочери Тициана Лавинии. Однако сомнительно, чтобы художник предложил дочери позировать обнаженной, уж слишком он оберегал ее честь. Отец целых шесть лет выбирал супруга для Лавинии.

Другие находят сходство с матерью герцога Урбинского Элеонорой Гонзагой.

На портрете с ее изображением и картине с Венерой можно увидеть одинаковую собачку. Но и эта версия весьма сомнительна, т. к. аристократка не согласилась бы обнажиться перед художником.

Еще одной претенденткой на роль Венеры называют особу, которая часто наведывалась к Тициану в период, когда он писал картину. Более того, ее облик можно рассмотреть еще на нескольких полотнах живописца. Мастер хотел изобразить идеальную божественную красоту, поэтому, скорее всего, Венера Урбинская – это собирательный образ.

Заимствованный сюжет?

За 28 лет до написания «Венеры Урбинской» художником Джорджоне была создана подобная картина «Спящая Венера». Но живописец не успел ее завершить т. к. скончался от чумы. Тициан завершил картину, а спустя время написал свою.

Некоторые обвиняют художника в том, что он украл сюжет у своего друга, однако изображение женщин в такой позе во времена Тициана было распространенной практикой. Обе Венеры схожи только позами и не более. Советский искусствовед Михаил Алпатов оценивал эти две картины так: «Пышная нагота у Тициана так же закономерно сменяет девственно-целомудренную наготу Джорджоне, как цветущее лето сменяет робкую весну».

Венера Урбинская как вдохновение для Эдуарда Мане и Франсиско Гойи

Изображение нагого тела в эпоху Возрождения позволялось, только если на картине была богиня. После Тициана это негласное правило соблюдали художники еще много десятилетий. Традицию нарушил Франсиско Гойя. Он написал обнаженной испанскую горожанку. Картина создавалась тайно, по заказу высокопоставленного министра, т. к. изображение наготы запрещалось церковью.

Эдуард Мане тоже вдохновился шедевром Тициана и написал свою Олимпию. Но публика не приняла ее. Ведь на картине изображалась вовсе не богиня, а девица легкого поведения. Более того, там же изображена темнокожая служанка с цветами от клиента.

Тициановская красота

Если обратить внимание на итальянские шедевры эпохи Возрождения, то красавицы на них сплошь блондинки, хотя жительницы Апеннинского полуострова от природы темноволосые. Чтобы приобрести светлый оттенок, модницы шли на хитрость: они втирали в волосы специальную мазь с лимоном и отправлялись под палящие лучи солнца. Темная копна выгорала и становилась гораздо светлее.
На картинах Тициана женщины изображены со светлыми волосами. Даже сегодня существует оттенок, который называют «тициановским».

Какие секреты хранит знаменитое полотно Тициана «Венера Урбинская»

Что происходит на картине Тициана?

Золотокудрая богиня Венера знает, что её любовнику Адонису (пастуху, охотнику и необыкновенному красавцу) суждена смерть на охоте и потому изо всех сил цепляется за него, умоляя остаться. Но Адонис непреклонен – о его решимости говорит и копьё в руке, поднятое вверх, и с трудом сдерживающиеся, чтобы устоять на месте, учуявшие добычу собаки. Взгляд Адониса, которым он одаривает Венеру сверху вниз, равнодушен и холоден: видно, Амур, успевший поразить любовной стрелой сердце Венеры, не вовремя прикорнул на пригорке, и его лук и колчан со стрелами висят без дела на дереве. В неловком развороте, выражающем её горячий порыв предотвратить неизбежное, Венера ногой опрокинула чашу (символ любовного опьянения) – это недобрый знак. Мирное утро, красивый холмистый пейзаж с просветом ярко-голубого неба между крепких дубов, на первый взгляд, не предвещают беды, но колесница Авроры в небе уже осветила лучами рощу – место охоты, где притаился дикий вепрь, от клыков которого Адонису предстоит погибнуть. Из капель его крови вырастут красные анемоны, символизируя умирание и вечное возрождение природы, но это будет потом. Тициан останавливает мгновение, драматическое и страстное, когда, вопреки всем предсказаниям, Венера верит, что силой любви можно уберечь от смерти. Картина наполнена движением. Динамизм композиции определяется и сложной, винтообразной позой Венеры, и тем, с какой уверенной грацией Адонис высвобождается из этих цепких объятий, и позой спящего Амура, частично отзеркаливающей положение Венеры, и прекрасно переданным нетерпением охотничьих псов, – Джорджо Вазари, например, в качестве одного из основных достоинств картины называл правдивость, с которой написаны собаки.
«Венера и Адонис», вдохновлённая «Метаморфозами» Овидия, древними скульптурными рельефами и работами скульптора Лоренцо Гиберти, написана Тицианом в свободной, энергичной манере и еще при жизни мастера завоевала большую популярность. Выполнив впервые композицию на этот сюжет в середине 1540-х годов для кардинала Алессандро Фарнезе (утрачена), а в середине 1550-х создав «каноническую» версию, представленную сейчас в галерее Прадо, Тициан еще около двух десятков раз будет возвращаться к «Венере и Адонису».

Идеал женской красоты

У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Кто бы ни была женщина: Венера или donna nuda

, её тело отражает идеал красоты и является эротическим символом эпохи высокого Возрождения. Высокий лоб, считавшийся символом красоты в средние века, ради которого женщины выщипывали волосы на лбу, перестал быть идеалом. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Излюбленным цветом волос стал не тёмный, как у большинства итальянок от природы, а светлый. Почти у всех мифологических фигур, изображённых художниками итальянского Ренессанса, были светлые волосы. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая
.
Живот женщины Тициан изобразил слегка округленным. На готических полотнах животы у женщин изображали как правило более выпуклыми. В эпоху Ренессанса живописцы отказались от подобной практики и искали более натуральные формы. Тем не менее живот все равно считался центром женского тела, символом плодородия и продолжения рода

Каким образом в том, что Венера на картине Тициана изображена со спины, «виновата» Даная?

В изображении богини Тициану удалось найти довольно необычный и при этом исключительно выразительный ракурс. Считали, что эта смелая находка – изобразить Венеру со спины и к тому же проявляющей в любви инициативу (в живописи тех лет эта роль традиционно отводилась мужчинам) – довела эротизм изображения до предела: по некоторым сведениям, в присутствии дам картину иногда приходилось прятать за занавеской.
Женская спина, ставшая центром композиции в «Измене» (1570) Веронезе и рубенсовском «Туалете Венеры» (1615), воспринимается как оммаж Тициану.

Сохранилось письмо Тициана Филиппу II, датированное летом 1554 года, где художник объясняет своему коронованному заказчику, какими соображениями он руководствовался в изображении Венеры: «Надеюсь, что картина „Венера и Адонис“ доставит такую же усладу Вашим очам, что и прежние работы Тициана, Вашего раба. Поскольку в „Данае“, которую я уже отправил Вашему Величеству, фигура изображена спереди, то я решил показать в этой другой poesie фигуру со спины, дабы кабинет, в котором они обе будут выставлены, стал выглядеть куда более привлекательно».

Какие секреты хранит знаменитое полотно Тициана «Венера Урбинская»

Около 200 лет Ренессанса не прошли для человечества даром, в годы, пришедшие на смену темным Средним векам, было создано огромное количество мировых шедевров. Их авторы сумели навечно вписать свои имена в историю — Сервантес, Шекспир, Буонарроти, Мор, да Винчи и Тициан.

Именно об одной из работ последнего мы бы и хотели поговорить. В те годы ни одна из великих картин не писалась просто так, все несли какой-то смысл, который сегодня утерян в годах. Но время от времени искусствоведы разгадывают тайны полотен, как например, знаменитой «Венеры Урбинской».

Читайте также  Купидон жалуется венере, лукас кранах - описание картины

«Розы»

Ренессанс черпал вдохновение в Античности, а потому древняя мифология была обязательна для изучения. В то время каждому было очевидно, что розы — символ Афродиты, богини любви и красоты.

Горшок

Всё к той же греческой богине нас отсылает и стоящий на окне бонсай с миртовым деревом. Это вечнозеленое растение также один из атрибутов Афродиты.

Собачка

В XVI веке собака тоже была символом верности и преданности, как и сегодня. Но тогда она также значила верность конкретно в браке, потому песиков можно найти на многих работах тех лет, посвященных свадьбам.

Сундук

На заднем плане видно служанку, которая роется в сундуке. Но это не простой сундук, а кассоне. В целом это всё тот же сундук, наполненный приданым, но их готовили к свадьбе заранее, а росписи заказывали у лучших мастеров.

Платье

Вторая служанка держит платье, сделанное, очевидно, из дорогой ткани, что еще раз подчеркивает высокий статус лежащей девушки. Собственно, об этом говорит всё помещение. Девушка определенно была реальной, ведь богини предпочитают нежиться на лужайках.

Украшения

Язык украшений, пожалуй, претерпел меньше всего изменений за прошедшие годы. Сережка с жемчужиной обозначает целомудренность и невинность перед браком. И, конечно же, кольцо, символизирующее брак. Совершенно неслучайно рука с ним находится около лона, словно прикрывая его.

Взглянем еще раз на всю картину. Очевидно, заказчик хотел, чтобы та максимально изображала его будущую супругу как верную и прекрасную женщину, но талант Тициана был в другом. Возможно, даже не желая того, он создал еще один гимн женской красоте.

Вполне заслуженно Тициан считается одним из главных художников Ренессанса, ведь вложить столько смыслов в обыкновенный заказной портрет невесты, думаю, весьма непросто. Не зря ведь его прозвали Тициан Божественный.

Не только Тициан уделял такое внимание деталям, Диего Веласкес и вовсе поставил искусствоведов в тупик!

Хотя секреты в картинах характерны не только Ренессансу. Вот, например, работа Василия Пукирева.

Не забудь поделиться этой полезной статьей с друзьями!

загадка искусство картина ренессанс

Зачем Тициан снова и снова повторял «Венеру и Адониса»?

Действительно, эта картина (как и «Даная» — см. подробности в описании картины) стала для художника «серийной» – он и его мастерская выполнили около двух десятков «Венер и Адонисов». Помимо Прадо, своей версией картины обладают Национальная галерея (Лондон), Национальная галерея искусств (Вашингтон), Национальная галерея старинного искусства (Рим), музей Эшмола (Оксфорд), музей Гетти (Лос-Анджелес) и Метрополитен-музей (Нью-Йорк), а «Венера и Адонис», в 2005-м приобретенная российским коллекционером на аукционе в Сен-Жермен-ан-Ле как копия работы неизвестного мастера, признана специалистами Пушкинского музея подлинником Тициана.
«Венеры и Адонисы» разных лет, вышедшие из мастерской Тициана, не идентичны: при сохранении общего композиционного решения, они различаются в нюансах. В других версиях Тициан устранил сходство Адониса и Филиппа II, «римский» Адонис наряжен в охотничью шляпу, а Адонис «московский» является обладателем наиболее классической головы – что и не удивительно: предполагают, что это ранний оригинал, который Тициан выполнил во время пребывания в Риме или сразу после возвращения в Венецию. Столь частые повторения одной и той же композиции, как это ни банально, объяснимы требованиями рынка.

Этот сюжет стал очень популярен среди образованной европейской знати, и Тициан чутко реагировал на спрос. Охота, как метафора исполненной опасностей человеческой жизни, и любовь, изо всех сил стремящаяся к преодолению смерти, находят отклик в человеческих сердцах и поныне.

Автор: Анна Вчерашняя

См. также

Венера Тициана, как вдохновительница Гойи и Мане

Венера Урбинская – истинное создание Эпохи Возрождения. Именно в эту эпоху появляется этическая нагота. Вроде как женщина голая. Но она не обычная женщина. Она богиня. А богине можно представать перед зрителями без одежды. Никто ее за это не осудит.

После Тициана таких красавиц, которым было позволено быть обнаженными, создавалось великое множество.

Эту традицию прервал Гойя. Он написал обнаженную красавицу. Но богиней она не являлась. Она была махой. Гордой и страстной горожанкой из бедного квартала.

Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1795-1800 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но во времена Гойи работу широкая публика не видела. В Испании негласно правила инквизиция. Изображение наготы было под запретом.

Маха была создана под заказ влиятельного министра. Он демонстрировал ее лишь избранным.

А вот Эдуард Мане пошёл дальше. Он первым написал обнаженную женщину земного происхождения. И выставил ее на всеобщее обозрение. Публика была в шоке.

Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Мало того, что это была не богиня. Это была проститутка. Реальная. Не идеализированная. Да ещё эта чернокожая служанка с цветами от клиента. И чёрный кот.

Скандал был невероятный. И то, что Мане вдохновился Венерой Тициана, ему не помогло. Его Олимпию поливали грязью и осмеивали.

У Венеры Урбинской была предшественница

За 30 лет до создания Венеры Урбинской, Джорджоне начал писать свою обнаженную богиню. Но не успел ее закончить. Он умер от чумы.

Тициан, его друг, дописал несколько картин Джорджоне. В том числе его Венеру.

Джорджоне. Венера спящая. 1510 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Очевидно, что Тициан воспользовался образом, когда-то созданным. Что это? Плагиат?

Вряд ли. Тициан был слишком великим художником, чтобы заимствовать чужие сюжеты и образы. Его фантазии и смелости хватило бы на нескольких художников.

Может, это дань уважения к своему гениальному другу? Возможно. Причём Тициан не боялся затмить шедевр Джорджоне.

Они похожи лишь позами. В остальном они такие же разные, как день и ночь. Как зима и лето. Венера Тициана более реальная, земная. Венера Джорджоне – более невесомая, невинная.

Венера Урбинская — Тициан

«Венера Урбинская» (также известная как «Лежащая Венера») — картина великого Тициана, начатая в 1532 или 1534 годах и законченная, предположительно, в 1538-ом. Обнаженная молодая женщина, традиционно отождествляемая с богиней Венерой, полулежит на кушетке или кровати в роскошной обстановке дворца эпохи Возрождения. В наши дни «Венера Урбинская» заслуженно является одним из главных «хитов» Галереи Уффици во Флоренции — вот, пожалуй, и всё, что можно утверждать об этой картине наверняка.

В остальном мы вступаем в область самых разнообразных версий, гипотез и догадок — чем с таким рвением и любовью всегда горазды заниматься искусствоведы. Единственное, что также не подлежит сомнению, так это факт, что прообразом «Венеры Урбинской» послужила так называемая «Дрезденская Венера» (Спящая Венера) Джорджоне, написанная в 1510-ом.

Известно, что Тициан, будучи в ту пору учеником Джорджоне, принимал участие в ее написании — однако в свой «Венере» он беконечно далеко ушел от учителя, позаимствовав у него разве что позу.

Дрезденская Венера (Спящая Венера) Джорджоне (1510)

Несложно, заметить, что за 30 лет Венера сильно «повзрослела» — из робкой девственницы она превратилась в пышущую здоровьем и сексуальной привлекательностью мадам с легкой поволокой в похотливом взгляде, которая ничуть не стесняется своей наготы и глядит прямо в глаза зрителю, словно предлагая себя.

Собственно, говоря, именно такой цели, на наш взгляд, и добивался Тициан. Здесь весь вопрос в том, кто этот самый «зритель», которого зазывает на ложе любовных утех обнаженная дева. А зритель, в чем нет никаких сомнений — никто иной, как законный супруг, имеющий полное право наслаждаться несказанным прелестями своей возлюбленной жены.

На то, что сюжет следует трактовать именно так, указывают кое-какие неслучайные атрибуты: во-первых, сундук с нарядами на заднем плане, у которого старательно копошатся две рабыни, а во-вторых, и в главных — собачка!

Да-да, та самая собачка, которую по традиции всегда изображали в ногах знатных дам и королев на их роскошных погребальных саркофагах. Собака — символ женской супружеской верхности, широко распространенный со времен Средневековья, и Тициан, делая отсылку к этой традиции, более чем однозначно дает нам понять, что речь идет именно о плотских утехах в рамках законного брака.

Что до несколько вызывающей позы «Венеры Урбинской», которая, как полагают некоторые исследователи, занимается мастурбацией — не стоит забывать, что мы говорим не о суровой готической эпохи, а о славных временах Возрождения, когда человек во всей своей красе вновь «вышел из сумрака» и стал воспеваться в искусстве едва ли не наравне с богами!

В этом главная и самая принципиальная заслуга Ренессанса, о чем часто не помнят: человеку вернули хотя бы часть какой-то значимости, начисто утраченной в квазирелигиозные времена. В этом смысле «Венера Урбинская», наряду с пропагандой всех неисчислимых достоинств законного брака, является еще и прекрасным гимном красоте юного женского тела.

Как справедливо заметил Чарльз Хоуп, «еще нужно доказать, что «Венера Урбинская» Тициана, представляет собой нечто иное, чем изображение красивой обнаженной женщины на кровати, лишенное классического или даже аллегорического содержания».

Зачем аллегории, когда перед вами нагая и доступная красивая женщина, что само по себе стоит миллиона платоновских метафор?

Среди других достоинств картины, помимо ее восхитительного эротизма, следует выделить выдающееся художественное мастерство Тициана. Ткани, меха, драгоценные камни, кожа Венеры переданы предельно натуралистично, едва ли не стиле «тромплёй». Отдельно отметитим мастерское использование приема «сфумато», которым мог бы гордиться и сам Леонардо.

Сфумато, слегка размывая контуры, придает картине необходимую нотку той самой таинственности, которая вкупе с выбранным сюжетом бьет прямо в точку — зритель и глазом моргнуть не успевает, как поддается волнительным чарам Венеры Урбинской и испытывает сильное жалание оказаться там — внутри сотворенного Тицианом мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: