Картина венера и адонис, тициан, около 1553 - JEKATERINBURG.RU

Картина венера и адонис, тициан, около 1553

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1255)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (711)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2432)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (43)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (300)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (799)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Тициан Вечеллио «Венера и Адонис»

Тициан Вечеллио

Венера и Адонис — Тициан. Около 1553. Холст, масло. 186×207. Музей: Музей Прадо

Сюжетом для картины, заказанной испанским королем Филиппом II, Тициан выбрал трагическую историю любви Венеры и Адониса. Он закончил это полотно в 1554 г., когда его покровитель был в Лондоне по случаю своей свадьбы с Марией I Тюдор, королевой Англии. Картина не очень гармонировала со свадебными торжествами, но вполне соответствовала пристрастию короля к обнаженному женскому телу. Ранее Тициан послал Филиппу картину с изображением обнаженной Данаи анфас. В письме королю он объяснил, что, повесив обе картины рядом, он сможет наслаждаться красотой женского тела в разных ракурсах. Тициан называл эту картину поэмой: сюжет взят из мифологии, но поэтически обработан. Он изобразил обнаженную Венеру, вцепившуюся в молодого охотника, который не обращает внимания на ее мольбы и готов отправиться на рассвете на охоту. Купидон спит под деревом, в то время как с солнечными лучами наступает роковой день.

Адонис. Когда Мирта обманом вынудила своего отца к вступлению в кровосмесительную связь, боги превратили ее в дерево, чтобы защитить от его гнева. Прошло время, ствол дерева расщепился, и родился Адонис. Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте, и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры — анемоны.

Как в России недавно ненароком нашли картину Тициана

До сих пор оригиналом композиции «Венера и Адонис» традиционно считалось полотно, хранящееся в Музее Прадо в Мадриде. Существуют также и другие варианты и повторения этой работы, которые, как полагают специалисты, были выполнены в мастерской Тициана. Наиболее известные из них находятся в Национальной галерее (Лондон), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Музее Пола Гетти (Малибу), в частной коллекции Лозанны и в других собраниях.

Версия в Прадо

Представленное на выставке полотно впервые появилось в 2005 году на аукционе в Сен-Жермен-ан-Ле как работа неизвестного венецианского мастера около 1600 года, копия с картины Тициана из Прадо (Vente St Germain-en-Laye 2005, lot 32; экспертизу проводил Cabinet Turquin-Mauduit-Ėtienne в Париже). Картину приобрел один из российских коллекционеров, который обратился с просьбой о проведении экспертизы к В.Э. Марковой, которая установила авторство Тициана.

Таким образом картина обрела новую жизнь. В Венеции была осуществлена реставрация работы, в процессе которой полотно подверглось всестороннему технологическому исследованию. По окончании реставрации, занявшей около двух лет, картина экспонировалась как работа Тициана на выставке в Галерее Академии в Венеции, где эту атрибуцию поддержал известный специалист по венецианской живописи Франческо Валькановер и ряд других видных исследователей.

Композиция «Венера и Адонис» по праву считается одной из самых знаменитых в творчестве Тициана, что во многом объясняется сюжетом, дававшим повод для обращения к любовной теме, решенной как драма, исполненная страстей. Сюжет восходит к «Метаморфозам» Овидия (Met. X, 298–559; 708–39) и повествует об Адонисе, родившемся от Мирры, обращенной богами в дерево. Венера, случайно раненая стрелой Купидона, влюбилась в прекрасного юношу, но их любви препятствовала страсть Адониса к охоте. Однажды, когда Венера отсутствовала, он отправился на охоту, где был убит разъяренным вепрем. Дабы сохранить память о возлюбленном, богиня прибегла к метаморфозе: из крови юноши, появившегося на свет от матери — миррового дерева, вырос благоуханный цветок — анемон. Отождествлявшийся с солнцем, Адонис вместе с Венерой становится олицетворением жизни, цветения природы, тогда как смерть Адониса – символом ее умирания.

Версия в Лондоне

Смысл происходящего раскрывают многочисленные детали: слева в тени раскидистого дерева изображен спящий Амур со стрелой в руке; его лук и колчан висят на ветке. На любовное опьянение героев указывает опрокинутый сосуд слева у ног Венеры, а в просвете между облаками в лучах солнца она появляется еще раз как богиня любви, обнаженная, в окружении белых голубей.

Сюжет обрел популярность в эпоху Возрождения, но особый успех сопутствовал ему в Венеции: к этой теме обращались Джорджоне, Веронезе и мастера его круга, Якопо Тинторетто, а также Парис Бордоне и Якопо Пальма Младший. На общем фоне созданный Тицианом образ можно считать непревзойденным не только по художественным достоинствам, но и по глубине чувства: страсть и восторг обладания неотделимы здесь от грусти по невозвратно утраченному счастью. Заключенный в аллегории эротический смысл сделал композицию «Венера и Адонис» необычайно популярной в среде просвещенных любителей искусства из высшего света Европы, для которых Тициан исполнил многие свои произведения. Это главным образом и объясняет большое число известных сегодня версий сюжета, выполнявшихся в соответствии с поступавшими заказами.

Первое обращение Тициана к этому сюжету произошло в 1545–1546 годах, когда, будучи в Риме, художник написал картину для кардинала Фарнезе, упомянутую Карло Ридольфи. Считается, что эта работа была утрачена. Полотно из Mузея Прадо в Мадриде, как полагают, было написано около 1554 года для Филиппа II, сына Карла V и будущего императора. Известно, что Тициан исполнил для него многие из своих произведений, в том числе портреты, картины религиозного содержания, а также полотна на мифологические темы, которые сам художник в своей переписке называл poesie. С композицией «Венера и Адонис» напрямую связано два письма Тициана. Одно из них, датированное 10 сентября 1554 года, адресовано Дону Беневидесу, одному из приближенных Филиппа, а другое было написано в связи с отправкой картины Филиппу II. В письме Тициана композиция «Венера и Адонис» предлагается вниманию как парная к ранее отправленной картине «Даная» (Мадрид, Музей Прадо). Полотна не совпадают по размерам, написаны в разной манере, но в пространстве camerino del Principe они могли составлять пару, поскольку оба посвящены любовной теме и изображают обнаженное женское тело, созерцание которого услаждало взор высокого заказчика. В конце того же 1554 года картина была доставлена в Лондон, куда она прибыла спустя три месяца после бракосочетания Филиппа II с Марией Тюдор. По мнению современной критики, отправленный Тицианом вариант — именно тот, что хранится в Прадо

Версия в Вашингтоне

Сопоставление многочисленных версий композиции «Венера и Адонис» показывает, что лишь две работы совпадают между собой по общему рисунку и деталям — картина из Прадо и полотно, представленное на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина. При этом, однако, по характеру исполнения и технологическим признакам они различаются весьма существенно. На рентгенограмме московского полотна видно большое количество авторской правки, особенно на изображении лиц и рук.

Читайте также  Портрет пожилой дамы, франс хальс — описание

По-иному написана мадридская композиция, поскольку, как показывает рентгенограмма, авторская правка там практически отсутствует. Возвращаясь к работе, представленной в ГМИИ им. А.С. Пушкина, добавим, что проведенный в Венеции послойный анализ живописи позволил обнаружить типичный для зрелого Тициана метод наложения краски bagnato su bagnato (буквально – сырой по сырому), когда на один еще непросохший слой накладывался следующий. Следует особо отметить, что в процессе исследований живописи здесь был обнаружен редко встречающийся smaltino, ценный пигмент на основе лазурита, использованный Тицианом также в алтарной композиции «Мадонна Пезаро» (Венеция, церковь Фрари). Все результаты исследований не только дают дополнительные аргументы в пользу авторства великого мастера, но и позволяют думать, что заказ на картину не был рядовым.

С самого начала В.Э. Маркова полагала, что именно вновь обнаруженное полотно представляет собой оригинал, к которому восходят повторения, написанные позднее в мастерской Тициана. Однако для обоснования этого мнения необходимы были веские аргументы, ведь общепризнанным оригиналом считалась мадридская картина. И такие аргументы появились, когда музей Прадо принял решение о реставрации и исследовании произведения из своего собрания. По завершении реставрации в 2014 году была организована небольшая выставка с каталогом, в который вошли результаты исследований. Благодаря им под красочным слоем мадридского полотна был обнаружен подготовительный рисунок, переведенный по методу калькирования с картины, представленной в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Таким образом, именно ее следует считать первой версией знаменитой композиции, послужившей образцом и для мадридского полотна, и для многочисленных повторений. К такому выводу пришли сотрудники Прадо, в том числе Мигуэль Фаломир, куратор итальянской живописи, и ряд других ученых, а также британский исследователь Пол Йоаннидес, который выдвинул версию о происхождении картины: по его мнению, картина была предложена Антуану Перроне де Гранвею.

Слева — Москва, справа — Прадо

Картина, хранящаяся в Музее Прадо, датируется около середины 1550-х годов, то есть временем, к которому относятся письма Тициана, и ее стилистика полностью это подтверждает. По всей видимости, именно она была написана для Филиппа II. Вновь обнаруженная первая версия с ее ярким жизнерадостным колоритом и бережным отношением к пластической форме без сомнения была создана раньше и, вполне вероятно, в 1545–1546 годах, в период пребывания художника в Риме либо сразу после его возвращения в Венецию и, таким образом, она является одной из первых poesie в творчестве великого мастера.

Тициан (Тициано Вечеллио), биография, живопись, картины, росписи

Но вскоре Тициан покинул его мастерскую и начал изучать живопись в мастерских Джентиле Беллини и Джованни Беллини. Считается, что самая ранняя из его сохранившихся картин «Папа Александр VI представляет Якопо Пезаро Святому Петру» (1502-1512) была создана под влиянием Джованни Беллини.

В 1507 году Тициан присоединился к мастерской Джорджоне в качестве его помощника, и те три года (до смерти мастера Джорджоне в 1510 году), которые он провел с этим выдающимся живописцем, оказали столь значительное влияние на молодого Тициана, что некоторые произведения, которые в настоящее предположительно относят к его перу, были работами Джорджоне, и наоборот.

В 1510 году Тициан получил свой первый важный заказ на создание нескольких фресок для Скуола дель Санто в Падуе, посвященных святому Антонию Падуанскому. С этого времени Тициан начал получать независимые заказы и развиваться как художник в Венеции.

Тициан, Мадонна с младенцем и со Св. Катариной, Св. Домиником и дарителем, около 1512-1514, 130 × 185 см, Фонд Маньяни-Рокка, Траверсетоло

Вид на Залу Капитоларе (Capitolare)

В 1513 году Тициан открыл свою собственную мастерскую, куда нанял двух помощников, один из которых ранее работал на Джованни Беллини. В 1516 году Тициан получил заказ на создание новой росписи для главного алтаря францисканской церкви Санта-Мария Глориоза деи Фрари, расположенной в Венеции, – «Вознесение Девы Марии» («Ассунта») (1516-1518), которой суждено было стать важным событием в истории венецианского высокого Возрождения. Этот алтарь сделал Тициана самым знаменитым художником в Венеции.

В то же время, данная работа обратила на художника внимание старых покровителей Беллини из северных итальянских правящих домов. Он получил заказ от герцога Феррары Альфонсо д’Эсте на создание трех больших мифологических картин «Поклонение Венере» (1518), «Вакх и Ариадна» (1520-1522), а также «Вакханалия на острове Андрос» (1523-1525).

В последующие годы Тициан создал и другие монументальные алтарные картины: алтарь Пезаро (1519-1526) и «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), которые установили стандарт его работ на будущее. Очередной его шедевр того времени «Мученичество св. Петра Мученика» был утерян.

В 1523 году Тициан впервые встретился с Федерико II Гонзага, герцогом Мантуи, ставшим позднее одним из его клиентов. По заказу герцога он написал «Портрет Федерико II Гонзага» (1523-1529) и несколько религиозных картин, таких как «Мадонна с младенцем и Святой Екатериной» (Мадонна с кроликом») (1530). Федерико II Гонзага представил Тициана Карлу V, императору Священной Римской империи.

В 1520-40-е годы Тициан создал свои лучшие портреты. Лучшие сохранившиеся работы: «Мальтийский рыцарь» (прим.1510-1515), «Молодой человек со шляпой и перчатками» (прим.1512-1515), «Мужчина с перчаткой» (прим.1520-1522), «Портрет Томазо или Винченцо Мости» (прим.1526), «Портрет Ипполито Медичи» (1533), «Ла белла» (1536), «Портрет Франческо Мариа делла Ровере, герцога Урбино» (прим.1536-1538), «Портрет кардинала Пьетро Бембо» (прим.1540), «Молодой англичанин» (прим.1540-1545), «Портрет музыканта» (прим.1515 или прим.1544-1546), «Портрет девушки» («Лавиния») (прим.1545).

В 1533 году Тициан был приглашен ко двору Карла V, где он был назначен придворным художником, и ему был присвоен титул пфальцграфа и рыцаря Золотой шпоры. Тициан написал несколько портретов Карла V, в том числе «Портрет Карла V» (1533), «Портрет императора Карла V в Мюльберге» (1548), «Портрет императора Карла V в кресле» (1548), а также портреты членов его семьи: «Портрет Изабеллы Португальской» (1548), покойной жены Карла V, и его сына Филиппа, будущего императора, «Портрет Филиппа II в доспехах» (прим.1550-1551), «Портрет Филиппа II» (прим.1554).

В 1538 году Тициан создал еще один свой шедевр «Венера Урбинская» (1538) – одну из многочисленных картин с обнаженной женской фигурой, изображающих идеал женской красоты Тициана.

Другие известные женщины на картинах Тициана – это «Саломея» (прим.1515), «Флора» (прим.1515-1520) «Венера Анадиомена» (прим.1520), «Венера и Амур с органистом» (прим.1548), «Даная с кормилицей» (1553-1554), «Венера и Адонис» (1553-1554), «Венера Пардо» («Юпитер и Антиопа») (1535-1540) и даже «Святая Мария Магдалина» (прим.1530-1535).

Тициан выполнил несколько заказов для папы Павла III из семьи Фарнезе, среди которых «Папа Павел III и его внуки Оттавио и кардинал Алессандро Фарнезе» (1545-1546), эту картину сочли слишком вызывающей, и она не была закончена.

К концу 1550-х Тициан начал ценить исследование цвета превыше всех других аспектов искусства. Его стиль и техника развивались от более четких контуров, моделирования и отделки ранних портретов к гораздо более смелому, свободному стилю с более эмоционально насыщенной манерой письма; он обращался с красками более широко, создавая почти мозаичный эффект с пятнами цвета.

Картина «Коронование терновым венцом», Тициан

Дата около 1570
Техника масло, холст
Размеры 280 × 182 см
Текущее местонахождение: Старая пинакотека, Мюнхен

картина Тициана «Несение креста» 1565 г., Государственный Эрмитаж

В его позднем творчестве отмечалось (как это было позже свойственно импрессионистам), что тогда как картина была несвязной, если смотреть на нее вблизи, при взгляде с «правильного» расстояния все становилось отчетливо видно.

Что касается великолепия цвета, высшая степень мастерства была достигнута в некоторых поздних картинах на мифологические темы, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Каллисто» (1556-1559), «Диана и Актеон» (1556-1559), «Похищение Европы» (1562), «Венера, завязывающая глаза Амуру» (прим.1565). Среди других его поздних работ наиболее примечательными являются «Аллегория времени, управляемого разумом» (прим.1565), «Кающаяся св. Мария Магдалина» (1565), «Религия, спасенная Испанией» (1572-1575), «Святой Себастьян» (1575). Тициан умер 27 августа 1576 года в своем доме в Бири-Гранде в Венеции.

Читайте также  Жак луи давид, картины и биография

Он был похоронен в церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари, для которой создал несколько своих лучших работ.

Его искусство в разной степени повлияло на таких художников, как Никола Пуссен, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Диего Веласкес, Рембрандт, Франсиско де Гойя, Делакруа, Эдуард Мане, Огюст Ренуар и на многих других.

Другие статьи и картины

Галерея картин Тициана

Картины в галерее ( женские портреты отдельно, см. выше) :

Из Пушкинского музея увезли Тициана

18 декабря 2018 19:55

Сегодня в десять утра ГМИИ лишился Тициана. История чудесного обретения (а теперь и потери) великого шедевра напоминала детектив и стала самой громкой сенсацией в мировом искусстве.

Все началось с того, что в 2005 году отечественный предприниматель прикупил в петербургском салоне. шедевр Тициана.

(В этом месте надо понимать, что завязка истории более чем потрясающая).

Недавно мы писали об одном предприимчивом гражданине, выставившем на Авито «шедевр» Леонардо. Специалисты дружно посмеялись над дураком и между прочим заметили, что подлинные шедевры не продаются не то что на интернет-аукционах, а в принципе не водятся в России.

— Ни один сумасшедший не станет продавать шедевры даже на самых авторитетных, но российских аукционах и в отечественных галереях, — отметил директор интернет-аукциона Art Investment Константин Бабулин. — При покупке картины самым важным фактором оказывается не цена и даже не качество полотна, а место, где продается работа. Серьезный покупатель отреагирует на известие, что Леонардо продают на «Сотбис», но ни в коем случае, не на известие, что Леонардо появился под Крымским мостом или еще где-то. Если место не авторитетно, то покупки не будет.

Но правило на то и правило, чтобы в нем существовали исключения.

Короче, в Петербурге коллекционер приобрел Тициана. На продажу полотно шло, конечно, не как шедевр, а как работа неизвестного венецианского мастера, копия с картины Тициана «Венера и Адонис» из Прадо. Но покупатель справедливо решил испытать удачу. Тем более, что удача улыбалась ему и ранее. Случайно и по дешевке ему удалось приобрести некую «копию», оказавшуюся впоследствии шедевром Рубенса, похищенным в 1945 году из замка Геббельса. А что если и эта копия — не копия? Руководствуясь примерно такими мыслями, коллекционер пригласил на смотрины Викторию Маркову, суперспециалиста в области итальянской живописи, гуру и профи высочайшего уровня, перед авторитетом которой преклоняются даже сами итальянцы.

Маркова, понятное дело, никаких иллюзий не питала и по дороге к «шыдевру» источала всяческий скепсис. То, что произошло потом с уважаемой Викторией Эммануиловной, поэтично описал Пушкин на примере Татьяны:

Очи открылись, она сказала «это он».

Как признавалась сама уважаемый итальянист, одного лишь взгляда хватило, чтобы признать в картине руку мастера.

Впоследствии атрибуцию Марковой подтвердили ведущие итальянские специалисты по живописи и химики. Один из неоспоримых аргументов состоял еще и в том, что в составе красочного слоя был найден редкий, но использовавшийся в арсенале Тициана пигмент смальтино, который художник использовал для вип-заказов.

В общем, аргументы были такими, что сам музей Прадо признал: их картина — всего лишь копия с российского Тициана. (Владеющие испанским могут залезть на страницу музея и прочитать на странице аннотации, что их «Адонис» моложе московского «Адониса»).

В 2017 году наш Тициан предстал перед гостями Пушкинского музея на выставке «Тициан. Тинторетто. Веронезе», где и провисел вплоть до середины декабря этого года.

По сообщениям ТАСС, 17 декабря картину сняли, упаковали, а утром 18 декабря «Адонис» отправился к владельцу.

Что произошло? Неужели шедевр не нужен ГМИИ и не было возможности его приобрести?

Еще как нужен, — заверяла директор музея Марина Лошак в разных (впрочем, немногочисленных интервью). По словам директора, она хотела бы даже купить «Адониса», но, как пелось в одной песне, «что-то ей помешало». Может быть, «завышенная» цена в двадцать миллионов (правда, не уточнено, чего).

Как отметили в ГМИИ, эта потеря Тициана еще неокончательная, поскольку переговоры будут проводиться еще 25 декабря. Сама Марина Лошак не исключала возможность сбора средств на покупку шедевра через краудфандинг.

Скинется ли народ на Тициана?

Система сбора денег на выкуп картин давно хорошо работает в Европе. Однако подобные практики существуют и у нас. Например, в этом году ГМИИ организовал сбор денег на магический жезл жреца из древнего Египта.

Стоимость экспоната составляет 6 миллионов рублей. Кампания по сбору средств стартовала в конце мая и на сегодня основная часть суммы (более 4 миллионов рублей) — собрана. Три года назад музей с успехом насобирал на реставрацию древней погребальной пелены из запасников.

Аналогичную акцию по сбору народных средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому организовал и Исторический музей.

Однако во всех случаях речь идет об относительно небольших суммах, несопоставимых с несколькими миллионами долларов. Сможем ли мы «всем миром, всем народом, всей семьей» насобирать на Тициана?

Эксперты настроены скептически.

«За рубежом уровень благосостояния граждан выше. В наших условиях собрать миллионы долларов — это фантастика, — отмечает искусствовед и блогер Софья Багдасарова.

Понятно, что для нашей страны сбор денег с населения может иметь символическое значение, потому что позволит почувствовать себя причастным к приобретению чего-нибудь великого. Однако, — считает эксперт, — это не обязательно должен быть «Тициан».

«С моей точки зрения, правильней, если лишняя копейка будет пожертвована на реставрацию памятника Минину и Пожарскому, которую сейчас проводит Исторический музей. Вот это экспонат, к которому хочется быть причастным сильнее. В случае с Тицианом гораздо действеннее был бы метод привлечения крупного благотворителя», — считает Багдасарова.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

ТИЦИАН.ЖИЗНЬ.КАРТИНЫ.ПОРТРЕТЫ.

Тициан Вечеллио (Пьеве ди Кадоре, ок. 1485/1490 – Венеция, 1576) был ключевой фигурой в развитии венецианской и европейской живописи. Великий колорист, он с предельной полнотой выявил возможности письма «всем цветом», создавая язык, который затем оказал влияние на Тинторетто и других крупных европейских мастеров, таких как Рембрандт, Рубенс и Эль Греко.

Ранние произведения Тициана

Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Тициан. Христос с динарием (Динарий кесаря). 1516

В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон; серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511; серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон; первые ксилографии).

Тициан. Любовь земная и небесная. 1514

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная»(1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление.

Тициан. Успение Богородицы (Ассунта). 1516-1518

Тициан и придворная культура

В последующие годы Тициан начал выполнять заказы некоторых итальянских дворов (Феррара, с 1519; Мантуя, с 1523; Урбино, с 1532) и императора Карла V (с 1530), создавая мифологические и аллегорические сцены: например, Венера Урбинская (1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Читайте также  Рой лихтенштейн - биография и картины

Тициан. Венера Урбинская. До 1538

Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно — полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).

Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1522

До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям».

Тициан. Вакханалия. 1523-1524

Даже аллегорическим изображениям Тициан умел придать благородную жизненность и красоту. К превосходным образцам этого рода живописи Тициана принадлежат «Три возраста»

Обширен и ряд портретов, написанных Тицианом в этот период:в него входят серия портретов Карла V, Мужчина с перчаткой (ок. 1523, Лувр, Париж), Красавица (1536, Палаццо Питти, Флоренция), высоко оцененные за глубину характеристики портретируемых.

Тициан. Мужчина с перчаткой. 1520-1522

Превосходны и его женские портреты: «Флора» (Уффици, Флоренция), «Красавица» («La bella») (Питти, Флоренция), портрет дочери Тициана Лавинии.

Тициан. Флора. 1515-1520

Стремление к реализму изображаемого события даёт о себе знать в нескольких алтарных образах Тициана, включая Алтарь Пезаро (1519 – 1526, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), где продемонстрировано исключительное мастерство композиции.

Тициан. Мадонна со святыми и членами фамилии Пезаро (Алтарь Пезаро). 1519-1526

Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане.

Наконец, Тициан имеет крупное значение, как пейзажист. Пейзаж играет у него видную роль во многих картинах. Тициан превосходно изображает строгую, простую и величественную красоту природы.

Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный живописец. Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго, император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. В течение многолетней и чрезвычайно деятельной жизни при многосторонности таланта Тициан создал множество разнообразных произведений, особенно в последние 40 лет, когда ему помогали многочисленные ученики. Уступая в идеальности и одухотворенности Рафаэлю и Микеланджело, Тициан равен первому по чувству красоты, а второму – по драматической жизненности композиции и превосходит обоих по силе живописи. Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Поэтому Тициан считается величайшим из итальянских колористов.

Этот чудный блеск колорита неразрывно связан с блеском радостного сознания существования, которым проникнуты все картины Тициана. Негой и роскошью, чувством ликования и уравновешенного полного светлого блаженства дышат его сановито-важные фигуры венецианцев. Даже в религиозных картинах Тициана поражает прежде всего невозмутимость чистого бытия, абсолютная гармония чувств и ненарушимая цельность духа, которая вызывает впечатление, сходное с впечатлением от антиков.

Усиление драматизма образов

В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он совершенно освобождается в своих зрелых произведениях. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств.Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).

Тициан. Ecce homo («Се человек»). 1543

В 1548 г., вызванный императором, Тициан едет в Аугсбург, где проходил тогда имперский сейм; выполненные им конный портрет Карл V в битве под Мюльбергом и парадный портрет Филиппа II (Прадо, Мадрид) принесли ему статус первого художника габсбургского двора.

Тициан. Конный портрет императора Карла V на поле Мюльбергской битвы. 1548

Он продолжал создавать и картины эротико-мифологического содержания, такие как Венера с органистом, амуром и собачкой или Даная (несколько вариантов).

Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами, известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция).

Тициан. Портрет молодого англичанина (Портрет неизвестного с серыми глазами). Ок. 1540-1545

Влияние маньеризма на Тициана

В Венеции деятельность Тициана была сосредоточена прежде всего в сфере религиозной живописи: он писал алтарные образы, вроде Мученичества Святого Лаврентия (1559, церковь иезуитов).

Тициан. Мученичество святого Лаврентия. 1559

В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.

Тициан. Благовещение. 1562-1564

Этот подход оказал сильное воздействие на Тинторетто, Рембрандта, Рубенса, Эль Греко и некоторых других крупных мастеров того времени.

Последняя картина Тициана, не вполне оконченная за смертью, была «Pietà» (академия, Венеция), обличающая уже дрожащую руку 90-летняго старика, но по композиции, силе колорита и драматизма замечательная в высокой степени. Тициан умер от чумы в возрасте около 90 лет в Венеции 27 августа 1576 и был похоронен в церкви Санта Мария дей Фрари.

По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто, испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе.

Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Причиной этого была во многом слава его портретов. Портреты обеспечивали постоянный стимул для интереса Тициана к психологии, а также возможность найти потенциальных покровителей и завязать с ними связи. Художественные цели Тициана соответствовали ожиданиям времени, когда портрет все больше использовался видными фигурами для сознательного формирования собственного имиджа. Сдержанного, но не навязчивого отображения на холсте характера было вполне достаточно для этого.

Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». Но в отношении Тициана эта фраза повторялась настолько часто, что его, без сомнения, воспринимали в качестве первооткрывателя новых художественных путей. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Вторая особенность позволяла Тициану тонко льстить высокопоставленным людям под видом правды.

Тициан был активен как портретист на протяжении всего своего творчества. Даже в последний период, сосредоточившись на религиозных темах, он не забрасывал портретов совсем и находил в себе энергию писать их. Между 1567 и 1568 Тициан создал два свои величайших шедевра в портретном жанре: автопортрет и портрет Якопо Страда.

Тициан. Портрет дамы (Ла Скьявона). 1508-1510

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: