Картина "вечерний звон", левитан, 1892 - JEKATERINBURG.RU

Картина «вечерний звон», левитан, 1892

Левитан картина Вечерний звон

Описание картины великого русского художника Исаака Левитана, рассказ и сочинение для 4 класса.

Левитан Вечерний звон описание

Картину «Вечерний звон» написал прославленный русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Великий пейзажист знаменит своими работами, и данная картина не стала исключением. Считается шедевром русской живописи. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Картина «Вечерний звон» написана в 1892 году. Холст, масло. Размеры: 87 × 107,6 см.

Изначально идея написать картину, на которой был бы изображен красивый монастырь на закате, когда по всей округе раздается вечерний звон колоколов, пришёл к Левитану во время его жизни под Звенигородом. Здесь он увидел красивейший Саввино-Сторожевский монастырь. Но тогда идея была оставлена до лучших времён. Осуществление давней задумки произошло, когда он попал в город Юрьевец, где увидел Кривозерский монастырь. Стоит также отметить, что в 1950-х годах Кривозерский монастырь оказался в зоне затопления Горьковского водохранилища, но остался в памяти навсегда на этой картине, которая вызывает неподдельные чувства радости и восхищения.

На картине мы можем увидеть монастырь, который стоит у самой излучины реки. На берегу красивой реки, посреди желтеющего осеннего леса, белоснежный монастырь выглядит по-настоящему величественно. На картине изображено вечернее время суток. На землю опускается вечер. Предзакатные лучи солнца освещают всю округу, придавая ей атмосферу, полную романтики и загадочности. По небу плывут редкие облака, которые приобрели красноватый оттенок. Весь пейзаж красиво повторяется в отражении реки.

Вечер придаёт контраста пейзажу. Тени стали более глубокими, хотя солнце еще выхватывает светлые участки. На переднем плане мы можем увидеть берег с редкой порослью. У реки стоит небольшой причал и две лодки. В одной из лодок сидит человек. Посередине реки плывёт ещё одна лодка, в которой находятся несколько человек.

Одной из основных задач для художника было изобразить звук колоколов, вечерний звон при помощи живописи. Сделать это не просто, так как необходимо создать особую атмосферу, которая бы навевала у зрителя такие ощущения. Исааку Левитану это удалось. Каждый, кто хотя бы раз слышал вечерний звон церквей, может поймать себя на мысли, что картина действительно ассоциируется с вечерним звоном.

План сочинения по картине Левитана Вечерний звон 4 класс

  1. Автор
  2. Тема картины
  3. Время года
  4. Описание
  5. Мои впечатления

Сочинение по картине Левитана Вечерний звон 4 класс

Картина «Вечерний звон» была написана знаменитым русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. Левитан был признанным мастером пейзажа. Его работы находятся в собраниях крупных музеев, считаются настоящими шедеврами русской живописи. К их числу относится и та картина, которую мы рассматриваем здесь.

Темой картины «Вечерний звон» является русский пейзаж с белоснежным монастырем, который стоит в лучах предзакатного солнца. Однако картина куда глубже, чем просто изображение красивого пейзажа. Исаак Левитан попытался воспроизвести в живописи звук — звон колоколов, который разносится над рекой, лесами и по всей необъятной округе. Осуществить задуманное Исааку Левитану определённо удалось, так как каждый, кто слышал звон вечерних колоколов, обязательно вспомнит то удивительное чувство, которое буквально пропитало картину. Она излучает не только видимую, но и слышимую красоту.

На картине изображена осень. Листья деревьев леса, посреди которого стоит монастырь, уже стали желтеть, придавая картине особую атмосферу — чуть меланхоличную, навевающую приятную грусть. Осень только-то наступает, ещё тепло, солнце пригревает, но уже скоро деревья окончательно окрасятся в жёлто-красные цвета, а затем и вовсе скинут с себя листву.

На картине изображен монастырь, который стоит на самом берегу реки. В качестве основы для создания картины Исаак Левитан взял сразу два места и два монастыря — Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом и монастырь Кривозёрский рядом с Юрьевцем, который позднее был затоплен Горьковским водохранилищем.

На переднем плане мы можем увидеть берег, заросший травой и невысоким кустарником. На берегу стоит небольшой причал и две лодки, в одной из которых сидит человек. Река, в которой отражается и лес, и монастырь, и начинающее краснеть в предзакатных лучах солнца небо, делает крутой изгиб и скрывается за холмом. Посередине реки плывет лодка, в которой находятся несколько гребцов.

На заднем плане — главные объекты картины. Густой лес, лиственные деревья в котором начинают желтеть. Посреди леса, на самом берегу, стоит красивейший монастырь, белоснежный и потому так ярко выделяющийся, создающий контраст между природой и рукотворным, самим своим видом прославляя духовную жизнь, веру людей.

Небо покрыто редкими облаками. В лучах заходящего солнца оно приобрело удивительные, почти сказочные оттенки, создающие ощущение призрачности, нереальности всего происходящего. Пд звук вечернего звона весь пейзаж приобретает особую силу и мощь, будто наливается яркими чувствами, эмоциями, гармонией природы и духовности.

Картина вызвала у меня приятные ощущения. Красивый пейзаж, в который так гармонично вписался белоснежный монастырь. Желтеющая природа на закате. Зеркальная гладь реки, бесконечный океан неба и колокольный перезвон, который нарушил тишину природы, наполнил её счастьем и еще большим ощущением спокойствия и умиротворения.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

Замки Польши:путь Орлиных Гнёзд(Szlak Orlich Gniazd).Часть 1 Польша &laquo.

Вышивание Крестом. Из книги «Сборник великорусских и малороссийских узоров для вышивания». .

Красота крючком Источник: http://wmrf.su/w2del

Вавель (польск. Wawel) -холм и архитектурный комплекс в Кракове. Спасибо , TimOlya! чудесные снимк.

Как говорить и писать по-русски правильно Источник .

Рубрики

  • Живопись (81)
  • Музыка (15)
  • Иностранные языки (6)
  • Картинки моей внучки (5)
  • Народное искусство (1)
  • Люди (23)
  • Дейзі Хохберг фон Плесс (8)
  • Праздники, традиции, обычаи (34)
  • Рукоделие (49)
  • Мои поделки (3)
  • Скульптура (1)
  • Экскурсии (118)
  • Пщина (Pless) (10)
  • Мои поездки (8)
  • Города Польши (4)

Музыка

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Исаак Левитан «Вечерний звон».История картины

Исаак Левитан «Вечерний звон».История картины

Исаак Левитан. Вечерний звон. 1892 г. Третьяковская галерея

Летом 1891 года Исаак Левитан отправился на Волгу. Уже несколько лет он ездил по просторам реки в поисках мотивов.
И нашёл потрясающий «пейзажный сюжет». Кривоозерский монастырь был окружён тремя озёрами,oн смиренно выглядывал из гущи леса.
Левитан обожал такие находки,уединенность обители не терпелось перенести на холст.
Воткнут знаменитый белый зонт. Этюд готов. Позже написана картина «Тихая обитель». А еще через год – более торжественный «Вечерний звон».

Посмотрим на картину поближе и начнём с того, что изображённого на картине места не существует… Пейзаж из «Вечернего звона» – выдуманный

Левитан работал на натуре, чтобы запечатлеть общие черты пейзажа,но затем в студии придумывал своё, уникальное.
«Вечерний звон» – не исключение. Кривоозерский монастырь со своими окрестностями узнаваем, но он не был скопирован. Шпиль заменен на шатровый купол,a озёра – на излучину реки.
Поэтому-то и неправильно Левитана называть в этот период импрессионистом,oн не запечатлевал то, что видел,a выдумывал, выстраивая по своему усмотрению композицию картины.
Кривоозерский монастырь не сохранился. После революции в нем содержались малолетние преступники, потом хранили колхозную картошку,a затем и вовсе затопили при создании Горьковского водохранилища.

«Вечерний звон» появился не сразу. Сначала Левитан написал по мотивам Кривоозерского монастыря другую картину – «Тихую обитель».

Исаак Левитан. Тихая обитель. 1891 г. Третьяковская галерея

Видно, что обе картины несут одну идею. Художник показывает отгороженность от суеты мира,a с помощью тропинок и мостиков он влечёт нас в это уединенное, светлое место.

Однако картины отличаются звучанием, «Тихая обитель» более минорная,нет людей, тут солнце ниже, а значит краски темнее. Уединенность в этой работе более однозначная, эталонная.
Картина «Вечерний звон» многолюдна (по левитановским меркам) и предзакатного солнца в ней явно больше,да и простора – тоже.
Передний берег уже погрузился в сумерки,a яркие краски противоположного берега приковывают взгляд. Туда непременно хочется попасть. Особенно под звон колоколов…
Звук на картине – не простая задача,назвав картину «Вечерний звон», Левитан поставил перед собой сверхзадачу изобразить звук.
Живопись и звук кажутся несовместимыми,но Левитану удается вплести музыку в пейзаж,причём это выглядит легко читаемым посланием.
Мастер как бы говорит зрителю: «Моя картина называется «Вечерний звон»,a значит представь мелодичный перелив колокольных голосов,a я поддержу твоё воображение — легкой рябью на воде,рваными облачками на небе,oттенками желтого и охристого, так идущих к мелодичной скороговорке».

Неудачные детали картины «Вечерний звон»

Левитан не любил изображать людей. Фигура ему давалась гораздо хуже, чем пейзаж,но иногда персонажи явно просились на полотно.
На картину «Вечерний звон» фигуры тоже просились,c ними проще представить звук.
Левитан изобразил их сам,но даже такие мелкие персонажи вышли не очень удачными,не хочется критиковать мастера, но детали уж очень занимательные.

Читайте также  Автопортрет-гротеск, поль гоген, 1889

Посмотрите на сидящую фигуру в одной из лодок,oна кажется слишком мелкой для переднего плана,xотя, может Левитан изобразил ребёнка,но судя по очертаниям, это скорее женщина.
А ещё мы видим толпу на лодке посередине реки. Фигуры людей слишком миниатюрные, чтобы к ним придираться,но вот с лодкой что-то явно не то,кaк-то она странно накренилась,a еще сливается с отражением в воде.
Может быть, поэтому работу не стал покупать Павел Третьяков? Он был придирчив к живописным достоинствам картин и даже мог попросить художника внести поправки.
То есть Третьяков видел картину на выставке, но не купил,oна досталась дворянской семье Ратьковых-Рожновых,oни владели несколькими доходными домами в Санкт-Петербурге.

Но картина все же попала в Третьяковку,когда остатки семьи бежали в Европу в 1918 году, то спешно передали ее музею.

«Вечерний звон» – одна из самых популярных картин Левитана. Шансов остаться незамеченной у неё не было,в ней собрано все то, что вызывает самые приятные чувства.
Кому бы не хотелось посидеть на берегу в теплый сентябрьский вечер,cмотреть на тихую водную гладь, белые стены монастыря, утопающий в зелени и розовеющее вечернее небо.

Умиление, тихая радость, умиротворение. Поэзия природы, написанная маслом.

«Вечерний звон» Левитана. Уединение, звучание и настроение

Летом 1891 года Исаак Левитан отправился на Волгу. Уже несколько лет он ездил по речным просторам в поисках мотивов.

И нашёл потрясающий пейзажный сюжет. Кривоозерский монастырь был окружён тремя озёрами. Он смиренно выглядывал из гущи леса.

Левитан обожал такие находки. Уединенность обители не терпелось перенести на холст.

Воткнут знаменитый белый зонт. Этюд готов. Позже написана картина «Тихая обитель». А еще через год — более торжественный «Вечерний звон».

Посмотрим на картину поближе. И начнём с того, что изображённого на картине места не существует…

Пейзаж из «Вечернего звона» выдуманный

Левитан работал на натуре, чтобы запечатлеть общие черты пейзажа. Но затем в студии придумывал своё, уникальное.

Исаак Левитан. Рисунок к картине «Тихая обитель». 1891. Третьяковская галерея, Москва.

«Вечерний звон» не исключение. Кривоозерский монастырь со своими окрестностями узнаваем, но он не был скопирован. Шпиль заменен на шатровый купол. А озёра — на излучину реки.

Поэтому-то и неправильно Левитана называть в этот период импрессионистом. Он не запечатлевал то, что видел. А выдумывал, выстраивая по своему усмотрению композицию картины.

Кривоозерский монастырь не сохранился. После революции в нем держали малолетних преступников, потом хранили колхозную картошку. А затем и вовсе затопили при создании Горьковского водохранилища.

Сначала была «Тихая обитель»

«Вечерний звон» появился не сразу. Сначала Левитан написал по мотивам Кривоозерского монастыря другую картину — «Тихую обитель».

Исаак Левитан. Тихая обитель. 1891. Третьяковская галерея, Москва.

Видно, что обе картины несут одну идею. Художник показывает отгороженность от суеты мира. А с помощью тропинок и мостиков он влечёт нас в это уединенное светлое место.

Однако картины отличаются звучанием. «Тихая обитель» более минорная. Нет людей. Тут солнце ниже, а значит, краски темнее. Уединенность в этой работе более однозначная, эталонная.

Картина «Вечерний звон» многолюдна (по левитановским меркам), и предзакатного солнца в ней явно больше. Да и простора тоже. Передний берег уже погрузился в сумерки. А яркие краски противоположного берега приковывают взгляд. Туда непременно хочется попасть. Особенно под звон колоколов…

Звук на картине — непростая задача

Назвав картину «Вечерний звон», Левитан поставил перед собой сверхзадачу — изобразить звук.

Живопись и звук кажутся несовместимыми.

Но Левитану удается вплести музыку в пейзаж. Причём это выглядит легко читаемым посланием.

Мастер как бы говорит зрителю: «Моя картина называется «Вечерний звон». А значит представь мелодичный перелив колокольных голосов. А я поддержу твоё воображение. Легкой рябью на воде. Рваными облачками на небе. Оттенками желтого и охристого, так подходящими к мелодичной скороговорке».

Такое же послание мы наблюдаем у Анри Лероля, французского художника-реалиста. Он написал «Репетицию с органом» примерно в то же время.

Что же имел в виду художник? Ответ ищите в статье “Забытые художники. Анри Лероль”.

Он также пишет простор, только внутри собора. Здесь обитает звук голоса. А дальше — подсказка художника. Ритмичная лепнина как бы обозначает звуковые волны. Здесь же изображены слушатели, к которым мы мысленно присоединяемся.

Слушатели есть и в «Вечернем звоне». Только с ними не все так просто.

Неудачные детали картины «Вечерний звон»

Левитан не любил изображать людей. Фигура ему давалась гораздо хуже, чем пейзаж.

Но иногда персонажи явно просились на полотно. В том числе на картину «Осенний день. Сокольники».

Парк сложно назвать парком, если он безлюден. Левитан не стал рисковать. Нарисовать фигуру девушки доверил Николаю Чехову (брату писателя).

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879. Третьяковская галерея, Москва.

На картину «Вечерний звон» фигуры тоже просились. С ними проще представить звук.

Левитан изобразил их сам. Но даже такие мелкие персонажи вышли не очень удачными. Не хочется критиковать мастера, но детали уж очень занимательные.

Посмотрите на сидящую фигуру в одной из лодок. Она кажется слишком мелкой для переднего плана. Хотя, может, Левитан изобразил ребёнка. Но судя по очертаниям, это скорее женщина.

Исаак Левитан. Вечерний звон (фрагмент). 1892. Третьяковская галерея, Москва.

А ещё мы видим толпу на лодке посередине реки. Фигуры людей слишком миниатюрные, чтобы к ним придираться.

Но вот с лодкой что-то явно не то. Как-то она странно накренилась. А еще сливается с отражением в воде.

Честно говоря, я этой лодки долго не замечала. Вопрос: зачем она тогда понадобилась. Ведь зритель ее не замечает. А когда замечает, озадачивается ее перекошенным видом.

Может быть, поэтому работу не стал покупать Павел Третьяков? Он был придирчив к живописным достоинствам картин. И даже мог попросить художника внести поправки.

То есть Третьяков видел картину на выставке, но не купил. Она досталась дворянской семье Ратьковых-Рожновых. Они владели несколькими доходными домами в Санкт-Петербурге.

Но картина все же попала в Третьяковку. Когда остатки семьи бежали в Европу в 1918 году, спешно передали ее музею.

«Вечерний звон» — пейзаж настроения

«Вечерний звон» — одна из самых популярных картин Левитана. Шансов остаться незамеченной у неё не было. В ней собрано все то, что вызывает самые приятные чувства.

Кому бы не хотелось посидеть на берегу в теплый сентябрьский вечер! Смотреть на тихую водную гладь, белые стены монастыря, утопающего в зелени, и розовеющее вечернее небо.

Умиление, тихая радость, умиротворение. Поэзия природы, написанная маслом.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Вечерний звон Исаак Ильич Левитан (1860-1900)

Навигация по альбому: Ctrl Ctrl

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 43 Написать Ответы

мне картина очень нравиться

красивая, просто суперски. А у вас сочинение по картине есть?

хорошая картина. Но большего не скажешь.

да картинаинтересная но чтото как то скучновато

мне очень понравилась эта картина.

картина хорошая. но где сочинение.

картина и в Русской речи есть 1 а вот сочинение бы непомешало (
Левитан великий художник, картина надо просто пресмотреться это рукотворное чюда на самом деле!

Ден я с тобой согласна!) а где сочинение.

хорошее сочинение можно взять тут http://www.detskiysad.ru/art/kartina048.html

очень красивое произведение искусств=)

Классная картина, в наше время таких художников поискать нужно

Вот вам и сочинение
Описание картины И. И. Левитана «Вечерний звон»

Знаменитое полотно Левитана «Вечерний звон» написано в 1892 году. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей – на Волге и под Звенигородом – и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон…

Торжественна и величава природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.

Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.

Читайте также  Благовещение, джорджо вазари - анализ картины

Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега – и исчезает где-то в отдалении – сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль. Ну что нравится!

Ну как вам моё сочинение. Правда я его в интернете нашла! Ну это ничего. Главное сочинение есть

я лучше придуала.

у этой картины одно название – вечность.

Спасибо за сочинение )) классное

Ну я думаю что кроме школьников которым нужно сделать домашнее задание мало кто еще заходит)

А как насчет стихотворения И. Козлова? совпадает ли оно по настроению с этой картиной?

Год создания этой картины один из счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин, во много определяющих музыку его художественного мира. «Вечерний звон» – одна из них. Ее жанр можно определить как «церковный пейзаж» – таких пейзажей у Левитана несколько. Самый близкий по настроению, по «мотиву» – «Тихая обитель», появившаяся двумя годами ранее и вызвавшая столько восторженных толков. И там и здесь «моделью» для художника послужил Кривозерский монастырь на Волге, близ города Юрьевца. Вопрос: почему Левитан, для которого вообще-то были несвойственны автоповторения, еще раз вернулся в этой теме? Другими словами: что изменилось в новой работе? При внимательном рассмотрении становиться понятным, что изменилась сама «населенность» пространства картины. Если «Тихая обитель» являла собой некий застывший образ «русской благодати», ее символ, то в «Вечернем звоне» Левитан попытался уйти от излишней символизации, приблизившись к живой жизни. Само название картины предельно конкретно, как конкретны ее реалии – дорога, хранящая тепло ног богомольцев, плывущий паром с паломниками, живые детали пейзажа. И все это необыкновенно характерно для переживаемого Леватаном творческого этапа. А к «символизму» он еще вернется в конце жизни – на новом витке своей эволюции.

ну как по картину

Спасибо Полечке теперь я домашку сделаю

спасибо полечка сочинение то что надо

очень помогли. спасибо

замечательная картина и очень интересные сочинения)

дибилы не та картина

Пхаха, мозгов нет самим придумать сочинения? :DD

Спасибо за сочинение ребят )))**

Полечка, хорошее сочинение

А ещё есть идеи.

А вот сочинение по другой картине Левитана: Тихая Обитель.

«Тихая обитель» – одно из самых знаменитых произведений Исаака Левитана. Картина была написана сразу после возвращения художника из заграничной поездки в 1890 году. Полотно имело огромный успех на выставке передвижников в 1891 году, принеся автору оглушительную славу.

Произведение «Тихая обитель» создано в жанре «церковного пейзажа» (другая известная картина Левитана, написанная в этом жанре, – «Вечерний звон»).

Полотно изображает ничем не примечательный уголок природы – маленький монастырь, приютившийся в зеленой рощице на берегу реки. Но Левитан как будто раскрывает нам глаза – мы видим, как удивительно красиво то, что мы много раз видели.

На переднем плане полотна небольшая речка, через которую перекинут бревенчатый мосток. Гладь воды едва колеблется, отражая дальний берег с рощицей и белыми церковными постройками. На дальнем берегу – тропинка, которая зовет нас к монастырю. Тропинка идет через поле, пересекает кусочек леса…

Вечер. Вокруг как будто разливается тишина, и природа медленно отдается настроению покоя, отдыха. Вечернее освещение, которое так искусно передал Левитан, точно отражает ощущение умиротворенности, тишины, мира и какой-то задумчивости. Общее настроение картины – тихая радость, незаметно переходящая в светлую печаль. Ощущение красоты мгновения, так тонко подмеченной художником, наполняет картину особым обаянием.

Картина «Тихая обитель» любима многими поколениями людей. Простой, на первый взгляд, пейзаж порождает множество отзвуков в душе каждого человека, и каждому сердцу напоминает о чем-то очень важном.

Онарина, хорошее сочинение мы как раз его пишем.

Ну, сочинение я и так написала сама, но хотелось бы ещё варианты просмотреть.

Напишите, какие чувства у вас вызывает эта картина ))

Русская природа вдохновляла И. И. Левитана на создание шедевров на протяжении всего его творческого пути. В XIX веке восхищение красотой и умиротворением отдельных уголков российской глубинки было неразрывно связано с религиозным восприятием действительности. И помещик, и крестьянин, и солдат веровали в Бога с одинаковой силой, а царь считался помазанником Божьим. Православная Русь несколько раз в день оглашалась благостным звоном колоколов, который заполнял все земное бытие: от бурно зеленеющих трав до человеческой души. Работая на берегах Волги, Исаак Левитан написал свою знаменитую картину «Вечерний звон».

Центральную часть экспозиции картины занимает река. Ее серо-голубые оттенки мягко воздействуют на смотрящего, словно призывая насладиться спокойствием и магическим очарованием летнего пейзажа. Основной акцент приходится на утопающий в зелени монастырь и колокольню, созерцание которых возносит человека над мирской суетой. Так и хочется задержаться взглядом на залитом вечерними лучами солнца полуостровке: святая обитель, тающие в небе кресты куполов, широкая дорога к вратам монастыря. И. И. Левитан неслучайно изобразил прямо у реки двух одетых в черное иноков. Они настолько малы, что преодоление пути до сверкающей белой арки кажется чем-то невыполнимым. И все же дорога к Богу вдали от искушений света довольно просторна, а осилить ее сможет только идущий.

Верхняя часть картины – небо. Почти белое над лесом, чуть выше – с воздушными облаками и в левом верхнем углу – голубое, небо поражает своей пронзительной красотой. Мастерство живописца позволило Левитану наполнить картину вечерним звоном. В изображенной им небесной выси слышится музыка церковных колоколов, разлетающаяся над верхушками деревьев, рекой с проплывающей по теч
ению лодкой с людьми, крохотным деревянным пирсом и сидящем в небольшой лодке у берега человеком, фигуру которого замечаешь не сразу.

Исаак Ильич Левитан умел находить в любом пейзаже необычайную глубину, гармонично сочетая при этом сложную философию человеческой жизни с девственной чистотой русской природы.

Задумчивая русь в «Вечернем звоне» Левитана

«Вечерний звон» — картина русского живописца Исаака Левитана, входящая в состав собрания Государственной Третьяковской галереи. Написана маслом на холсте размером 87 х 107,6 см.

Автор картины

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) – великий русский художник, признанный мастер лирического пейзажа. Родился в Литве в бедной еврейской семье. Родители сумели дать детям хорошее образование, для чего в 1870-х годах переехали в Москву. Исаак с 13 лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были именитые Перов, Поленов и Саврасов, которые оказали на будущего художника существенное влияние. Серьёзным препятствием всегда оказывалась только бедность, но уже с 16 лет Исааку удавалось создавать заметные работы, которые приносили награды и заработки.

Русская природа и храмы – главные герои картин Левитана

Как представитель еврейского народа по царскому указу, касающемуся всех евреев, Левитан подвергался высылке из Москвы — из столицы земли русской. Но это никак не отразилось на его отношении к России как к горячо любимой Родине. Трепетное отношение к ней, к её одухотворённой природе чуткий Левитан сполна проявлял на своих полотнах. Он не был воцерковленным человеком, но любил русскую православную службу, монастыри и храмы. Именно они, старинные и не очень, большие и малые, деревянные и каменные, на многих полотнах художника.

Замысел сюжета картины

Исаак Левитан «Вечерний звон» задумал в 1890 году, когда жил в подмосковной деревне, откуда открывался потрясающий вид на старинный Саввино-Сторожевский монастырь, особенно красивый на закате. Через два года художник вернулся к замыслу, когда увидел подобный монастырь в окружении очаровательной природы. Это был уже Кривозерский монастырь под Юрьевцем.

Общеизвестно, что художник не писал точных копий увиденного: делая наброски с натуры, он по своему разумению и чутью менял и дорабатывал композицию в целом. Таким образом, на картине «Вечерний звон», законченной в 1892 году, изображено нечто среднее между двумя впечатлившими мастера монастырями, лучшее, на взгляд художника.

Описание картины «Вечерний звон» Левитана

Перед зрителем широкая река, спокойные воды которой отражают редкие перьевые облака, окрашенные заходящим солнцем в розово-золотистые оттенки. Вот и подходит к концу летний день. В тихие предзакатные часы люди спешат доделать свои дела: человек у переправы на ближнем берегу в лодке, люди на пароме в центре реки, спешащие к вечерней службе, два монаха, встречающие их. На противоположном берегу, поросшем лесом, раскинулся монастырь. Белоснежные стены его храма и колокольни ярко освещены последними лучами щедрого летнего солнца, отчего кажутся золотистыми. Их отражение в зеркальной глади реки делает акцент на храмовых постройках ещё ярче. Дальний берег за излучиной также утопает в густых лесах. Во всём умиротворение и покой.

Читайте также  Репин: картины, биография. произведения ильи ефимовича репина

Музыка в пейзаже

Гаснет день, замирает природа, смолкают птицы. Но картина явно «звучит», музыка мастерски вплетена в пейзаж. И благодаря концентрации света на храме с его куполами и колокольней становится совершенно понятно, что это музыка церковных колоколов, их божественный, мелодичный перелив, заполняющий всё пространство до небес и затихающий только где-то в дальних лесах.

Названием картины «Вечерний звон» мастер как-бы призывает зрителя быть более внимательным и чутким. Воображение такого зрителя непременно поможет услышать задуманный художником малиновый звон, дарящий ощущение торжественности и благодати.

Картина «Вечерний звон» и российская школа

Художественное наследие родной земли – обязательный предмет изучения в школе. Картина Левитана «Вечерний звон», сочинение по ней являются важными этапами в освоении богатого материала. В ходе занятий прорабатываются такие аспекты, как описание предмета изучения, его деталей, особенностей, признаков. Школьники получают необходимые знания и навыки оперирования признаками, так как именно они наиболее чётко отражают восприятие картины, а также общее впечатление от неё. Сочинение по картине Левитана «Вечерний звон» — творческая работа учеников с использованием доступных материалов искусствоведов, писателей и поэтов, которые имеют опубликованные исследовательские работы и литературные сочинения по этой теме.

Персонажи на картине

Заблуждение, что лица и фигуры людей не давались художнику, основано на определённых фактах:

  • В огромном творческом наследии Исаака Левитана, которое вместе с этюдами составляет тысячи картин, имеется всего около десяти портретных работ;
  • Женская фигура в пейзаже «Осенний день. Сокольники» выполнена Николаем Чеховым – однокурсником Левитана и братом писателя Антона Павловича, с которыми Исаак Ильич был дружен всю жизнь;
  • Зрители убеждались, что пейзажи Левитана самодостаточны: художник избегал вписывать человека в чистый природный ландшафт.

Но на самом деле живописец, в процессе обучения и после (он учился 11 лет), имел значительные успехи, работая в разных направлениях: создавая театральные декорации, иллюстрируя книги и журналы, в том числе в графике, выписывая портреты и натюрморты. Так что изображение Левитаном человеческих фигур можно характеризовать как нелюбимое занятие. По воспоминаниям Константина Коровина, его спор с Левитаном по поводу необходимости для художника изучения анатомии закончился выводом Исаака: «Я хочу писать стог сена, в нём же нет костей и анатомии».

В картину «Вечерний звон» Левитан всё же добавил несколько фигур, пусть очень размытых и схематичных. Они помогают «услышать» звон колоколов.

Впечатления от картины и её судьба

«Вечерний звон» искусствоведы относят к одной из самых содержательных и философских картин Левитана. Воодушевлённые ею, поэты слагают стихи, композиторы пишут музыку, думают и мечтают тысячи людей. Ведь общая атмосфера картины, чрезвычайно добросердечная, вызывает ощущения как после исповеди: на смену душевной тревоги приходят покой и умиротворение.

После первой выставки картина была приобретена знатным дворянским родом Ратьковых-Рожновых. Только после революции, когда семья эмигрировала в Европу, шедевр Левитана «Вечерний звон» был передан в Третьяковскую галерею.

«Озеро» Исаака Левитана — незавершенный шедевр

С поклонением природе, биография Исаака Левитана

Исаак Левитан. Вечерний звон.

1892. Холст, масло. 87 x 107,6. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Прославленная картина «Вечерний звон» не является портретом определенной местности — как и «Тихая обитель» , она создана под впечатлениями Левитана от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Художник и не ставил своей задачей изобразить определенное место — картина является состоянием души, медитацией, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями…
В лучах предзакатного солнца на фоне золотистого бледно-лилового неба изображен православный монастырь. Призрачно отражаются в воде его белокаменные стены. Плавный изгиб реки огибает обитель, уходя вдаль, и кажется, будто над водой летит малиновый перезвон колоколов высящейся над осенним лесом колокольни. На переднем плане к воде спускается несколько заросшая тропинка, но к обители деревянный мост не ведет. От него осталась только старая покосившаяся пристань, рядом стоят темные рыбацкие лодки, мимо монастыря проплывает полная праздного народа шлюпка.

При всей поэтичности образа и отчасти минорной торжественности звучания картина не оставляет возможного катарсического ощущения, предлагая лишь отдаленно, как бы со стороны, с грустью об этом помечтать.
«Красотой природы, торжественно-величавой, вызывающей восторженные, граничащие с благоговением чувства, захватывает картина «Вечерний звон». Величественен пламенеющий на солнце белокаменный монастырь, утопающий в густой роще, почти ощутим плывущий в теплом воздухе мелодичный перезвон его колоколов. Природа пронизана умиротворяющим душу безмятежным спокойствием» (В. Лось).
Хорошо известны сведения о том, что знаменитый романс «Вечерний звон» — это гениальный перевод на русский язык стихотворения «Those Evening Bells» Томаса Мура, английского поэта, ирландца по происхождению. Перевод этот был сделан русским поэтом, современником А. С. Пушкина, Иваном Ивановичем Козловым. Музыка к стихам И. Козлова, как считают многие исследователи, была написана А. А. Алябьевым, после чего «Вечерний звон» стал и остаётся поныне одним из самых любимых русских романсов. Настолько любимым, что в ряде популярных изданий его называют народной песней.
Thomas Moore.
Those evening Bells
Those evening bells! Those evening bells!
How many a tale their music tells,
Of youth, and home, and that sweet time,
When last I heard their soothing chime.
Those joyous hours are pass’d away;
And many a heart, that then was gay,
Within the tomb now darkly dwells,
And hears no more those evening bells.
And so ‘t will be when I am gone;
That tuneful peal will still ring on,
While other bards shall walk these dells,
And sing your praise, sweet evening bells!
Томас Мур.
Вечерний звон
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
Translated from original by Ivan Kozlov
До поездки в Плес Левитан любил только русский пейзаж, но народ, населявший эту большую страну, был ему непонятен. Кого он знал? Грубого училищного сторожа «Нечистую силу», трактирных половых, наглых коридорных из меблированных комнат, диких чулковских мужиков. Он часто видел злобу, грязь, тупую покорность, презрение к себе, к еврею.
До жизни в Плесе он не верил в ласковость народа, в его разум, в способность много понимать. После Плеса Левитан ощутил свою близость не только к пейзажу России, но и к ее народу — талантливому, обездоленному и как бы притихшему не то перед новой бедой, не то перед великим освобождением.
В эту вторую поездку на Волгу Левитан написал много полотен. Об этих вещах Чехов сказал ему:
«На твоих картинах уже есть улыбка».
Свет и блеск впервые появились у Левитана в его «волжских» работах — в «Золотом Плесе» , «Свежем ветре», «Вечернем звоне».
Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.
В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, — хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, — и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все-города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, — будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябины.
Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: