Картина вакх, микеланджело караваджо - JEKATERINBURG.RU

Картина вакх, микеланджело караваджо

14 реалистичных картин Караваджо, от которых мурашки по телу (часть 1)

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Призвание апостола Матфея

Это один из шедевров Караваджо, где изображена тема Иисуса, вдохновляющего Матфея идти по его стопам. Благодаря представлению этой картины, художнику удалось запечатлеть бессмертные и мирские миры в одной рамке. Произведение было написано для капеллы Контарелли или часовни Контарелли, и в настоящее время оно висит рядом с мученичеством Святого Матфея.

2. Вакх, 1595 год

Знаменитая картина маслом, представляющая чувственный образ молодого мальчика, одетого как Вакх, лежащего в головном уборе из виноградных листьев и винограда, откинувшись в уникальной позе, возясь со своим платьем. Перед ним лежали фрукты и красное вино, а в руке он держал кубок, возможно приглашая своих зрителей принять участие в празднике. В изображении могут быть следы гомоэротизма, и, как утверждают многие критики, а вместе с ними и искусствоведы, Караваджо мог выражать свои собственные романтические чувства через этот образ. Помимо всего этого, ходят слухи о том, что моделью является сам художник.

3. Медуза, 1595-1598 гг.

Две версии этой картины были созданы в 1596 и 1597 годах, где был выдвинут момент казни Медузы Персеем. Картина имеет ужасную привлекательность, поскольку Караваджо проектирует обезглавленную голову Медузы и ставит своё собственное лицо, чтобы захватить все эмоции женского монстра. Ужасный и странный взгляд на лике подчёркивает увлечение художника реализмом и насилием. Поговаривают о том, что сам кардинал Франческо Мария дель Монте поручил художнику написать эту картину, которую он намеревался подарить Фердинандо I Медичи, герцогу Тосканы. Техника тенебризма, включающая тонкий контраст тёмного и светлого наряду с реалистическим подходом, придаёт картине трёхмерную привлекательность, делая её поистине ужасающе прекрасной и пугающе привлекательной.

4. Обращение святого Павла, 1600 год

Эта работа вместе с другой картиной, а именно распятие «Святого Петра», была заказана Тиберио Серази, который в итоге отверг оба произведения в первом случае. И несмотря на то, что картины не одержали одобрения, в скором времени были сделаны их вторые версии, которые находятся в часовне Cerasi в настоящее время. В этой работе зафиксировано событие, когда апостол Павел (Савл из Тарса) направлялся в Дамаск, чтобы уничтожить христианскую общину, но изменил свою миссию после того, как увидел Христа. Неровные формы и бессвязные узоры освещения создают ауру кризиса, полностью отражая созданную художником атмосферу.

5. Нарцисс, 1597–1599 гг.

«Нарцисс» – популярная тема классической мифологии, сосредоточенная вокруг красивого юноши, который влюбляется в своё собственное отражение и умирает после того, как его переполняют страсть и одержимость, был отчетливо представлен Караваджо. Здесь видно, как юный паж страстно вглядывается в своё собственное изображение, искаженное и разбитое. Здесь во всей красе реализована концепция тенебризма, где художник резко контрастирует между светлыми и тёмными пространствами, придавая некоторым деталям и элементам невероятную глубину. Кроме того, темнота, царящая вокруг центрального персонажа, добавляет ощущение меланхолии, навевая тоску и состояние необоснованной тревоги.

6. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1608 год

Ещё один шедевр Караваджо и значительное произведение в мире западной живописи, где главной темой является казнь Иоанна Крестителя. Пока жертва занимает мэйнфрейм, рядом с ним также присутствует Саломея с золотым блюдом в руке для получения головы. Как оказалось, помимо Саломеи, есть ещё один свидетель этого ужасного происшествия. Изображение обладает пустым пространством, хотя из-за большой площади холста персонажи изображены в натуральную величину. Контраст между светом и темнотой, помимо использования красного и жёлтого, придают живой и реалистичный вид всему произведению искусства.

7. Корзина фруктов, 1596 год

Пожалуй, это один из самых живописных натюрмортов художника, на котором изображена плетёная корзина, наполненная летними фруктами, стоящая на краю уступа. Караваджо намеренно представляет детали так замысловато, что червивое яблоко, высушенный лист и запылённый виноград тут же бросаются в глаза, акцентируя на них внимание.

8. Давид и Голиаф, 1599 год

Здесь представлена одна из ранних картин Караваджо – библейская тема Давида и Голиафа. Давид, юноша, как видно, схватил Голиафа за волосы. Взаимодействие между светом и тьмой было сказочно изображено здесь. Только посмотрите на то, как художник мастерски создал контраст, подчёркивая ноги, плечи и руки Давида яркими бликами, в то время как темнота преобладает повсюду. Первоначально картина была перегружена мелодрамой, где было спроецировано ужасающее и паническое лицо Голиафа. Он изменил это позже, сосредоточив основное внимание на Давиде, чьё лицо было скрыто в темноте.

9. Положение во Христе, 1603-1604 гг.

Это один из лучших алтарей Караваджо, сделанных для часовни в Chiesa Nuova. Группа из шести человек видна в кадре с Иоанном евангелистом, держащим верхнюю половину тела Христа. А Святой Никодим, который выдёргивал гвозди из его ног, поддерживает нижнюю часть тела Христа. Форма и движение в картине диагональные, а её реалистичность вызывает неподдельный интерес у зрителя. В нижней левой части изображено растение под названием коровяк, которое, как говорили, обладает целебными свойствами, а также защищает от злых духов, символизируя таким образом победу над смертью и Воскресение. Это произведение искусства послужило вдохновением для Рубенса, Жерико, Сезанна и Фрагонара.

10. Ужин в Эммаусе, 1601 год

Ещё одна увлекательная картина Караваджо сосредотачивается вокруг времени, когда после Воскресения Иисус становится видимым для своих учеников Клеопы и Луки, в Эммаусе (город, о котором говорится в Новом Завете), но исчезает из их места в кратчайшие сроки. Изображение персонажей в натуральную величину на тёмном фоне создаёт необычную ауру.

11. Давид с головой Голиафа, 1607 год

Художник придаёт этой работе реалистичный оттенок, изображая голову Голиафа, свисающую с руки Давида, с кровью, капающей повсюду.

12. Юдифь и Олоферн, 1598-99 гг.

Эта работа проливает свет на библейское событие Юдифь, молодой, очаровательной вдовы, обезглавившей ассирийского генерала Олоферна путём обмана. Моделью в роли Юдифь считается Филлида Меландрони, которая даже позировала для большинства других работ Караваджо. Ходят слухи о том, что художник, сделал и вторую версию этой картины, которая была обнаружена в 2014 году в Тулузе, хотя её подлинность всё ещё под вопросом.

13. Гадалка, 1594 год

Есть две версии этой картины, сделанные в 1594 и 1595 годах соответственно, хотя даты были оспорены в обоих случаях. Бедно одетый мальчик занимает центральную рамку вместе с цыганской девочкой, которая читает его ладонь. Есть чувство удовольствия, когда они оба смотрят друг другу в лицо. При внимательном осмотре картины замечено, что девушка лукаво снимает с мальчика кольцо, нежно поглаживая его руку. Джованни Петро Беллори, который написал биографию Караваджо, упоминает, что женская модель – это прохожий, которого художник выбрал, чтобы сохранить оригинальность в своей работе, а не черпать вдохновение у своего мастера.

14. Музыканты, 1595 год

Картины с музыкантами за работой, казалось, были популярной темой в то время, как Церковь начала поощрять возрождение в области музыки. Говорят, что до сих пор эта группа была самой сложной и амбициозной из работ Караваджо, поскольку ему было трудно чётко представить четыре фигуры, что придавало ей неуклюжий эффект. В настоящее время картина находится в плачевном состоянии, хотя её оригинальность сохранилась.

В продолжение темы, читайте также о том, какую загадку скрывает «Немая» Рафаэля Санти и почему эту картину сравнивают с легендарной «Джокондой» да Винчи.

Читайте также  Портрет саскии ван эйленбюрх, рембрандт, 1633

По материалам сайта artisticjunkie.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1255)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (711)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2432)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (43)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (300)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (799)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Микеланджело Караваджо «Больной Вакх»

Микеланджело Караваджо

Больной Вакх — Микеланджело Караваджо. Около 1593-1594. Холст, масло. 67×53. Музей: Галерея Боргезе

Первые признаки драматизма, которым была отмечена зрелая живопись Караваджо, проявились в этой картине, написанной после его пребывания в больнице. Пробыв долгое время между жизнью и смертью, он потом нередко обращался к этому состоянию в своих полотнах.

Но пока тему бренности бытия молодой Караваджо обыграл с юмором: себя, еще не оправившегося от тяжелого недуга, что видно по бледной коже, зеленоватому оттенку лица, слабости руки, держащей гроздь винограда, он представил в образе Вакха. Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором живописец изобразит его пару лет спустя на картине, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Но если Вакх на полотне из Уффици изображен здоровым, цветущим и призывно играет концом своего кушака, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить. На голове у него — наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. И это вообще не Вакх, а смертный, нарядившийся им.

Жизнь как она есть, с ее страданиями, слабостью человека и его попытками сохранить себя — вот тема, которая со временем стала ведущей в творчестве Караваджо. Настоящая драма развернулась тогда на его полотнах. Пока же он шутил над земной природой человека и тем самым пытался хоть немного возвыситься над ней.

Больной Вакх

Мифологическое произведение «Больной Вакх» (Bacchino malato), известное также как автопортрет Микеланджело Меризи да Караваджо было создано примерно в 1593-1594 годах. Художник запечатлел самого себя в образе древнегреческого бога виноделия.

Историческая справка

Караваджо написал картину «Больной Вакх» в первый год жизни в Риме. Художник переехал в «Вечный город» на семи холмах, покинув родной Милан в середине 1592 года. По утверждениям многих историков, в этот период жизни живописец тяжело заболел и провел шесть месяцев в лечебнице при церкви Санта-Мария делла Консолационе (Santa Maria della Consolazione). Скорее всего, недуг, пошатнувший здоровье Караваджо, был ничем иным как малярией, к такому выводу пришли исследователи, анализируя внешний облик героя картины. При желтой лихорадке (другое название болезни) происходит поражение печени, в результате, из-за повышения уровня билирубина изменяется цвет кожи и глаз.

Первоначально картина «Больной Вакх» попала в коллекцию римского живописца, Джузеппе Чезари, прозванного Кавалер д’Арпино, в мастерской которого на первых порах работал Караваджо.

Позже, в 1607 году, произведение молодого художника выкупил кардинал-племянник папы римского Павла V, Шипионе (Сципион) Боргезе. В этот же период знаменитая коллекцию мецената и ценителя искусства пополнилась такими картинами Караваджо, как «Мальчик, чистящий фрукты» и «Юноша с корзиной фруктов».

Анализ произведения

Джованни Пьетро Беллори, искусствовед, историк и автор монументального труда «Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов» (1642 год), описывая ранний период творчества Караваджо, говорил, что молодой живописец часто использовал зеркало, когда трудился над автопортретами небольшого размера. Первой такой работой была картина, изображающая Вакха с гроздьями винограда, написанная с большим старанием, но в довольно сдержанной манере. Предположительно, произведение было создано в период, когда Караваджо закончил обучение и практику в мастерской Кавалера д’Арпино.

Некоторые исследователи также допускают, что описание картины, сделанное Беллори, возможно, относится к другому одноименному произведению. Речь идет об аналогичной работе «Вакх», которая хранится в галерее Уффици во Флоренции.

Художественная манера позволяла считать, что произведение принадлежало кисти римского художника Джованни Бальоне, и относилось к 1593 – 1594 годам. Портрет юного бога виноделия, написанный на холсте, маслом, также входил в коллекцию Кавалера д’Арпино, позже по приказу папы римского Павла V картина была конфискована.

В 1963 году искусствоведы установили, что авторство принадлежало Караваджо, эта информация была подтверждена позже, в 1790 году.

Трудно сопоставить традиционное представление о Вакхе, боге виноделия с образом, созданным Караваджо. В интерпретации художника голова молодого олимпийца украшена пышным венком из плюща. Это растение, несомненно, считалось священным во многих культурах. Тем не менее, Вакх обычно изображался с венком из виноградных листьев, иногда в него были вплетены ветви плюща.

В связи с этим, попытки искусствоведов назвать картину Караваджо «Сатир», как это, например, было сделано в 1790 году, во время инвентаризации произведений, входящих в художественную коллекцию галереи Боргезе, не кажутся беспочвенными. Известно, что венок из плюща был одним из атрибутов внешности жизнерадостных божественных существ, обитавших в лесах. Версия о том, что художник пытался изобразить вовсе не мифологического Вакха, объясняет специфический цвет кожи героя. При этом, Роберто Лонги, историк искусства, изучавший творчество Караваджо, утверждает, что такая особенность появилась лишь из-за признаков болезни художника, писавшего автопортрет с собственного зеркального отражения. Как известно, мастер трудился над произведением не оправившись полностью от желтой лихорадки (малярии).

Джулио Манчини (1558-1630), автор историко-биографического труда о жизни художников-современников, писал о том, что Караваджо серьезно пострадал от удара лошади, вставшей на дыбы, из-за чего он попал в монастырскую больницу при церкви Санта-Мария делла Консолационе. Исследователь также утверждает, что картина «Больной Вакх», скорее всего, относится к периоду, когда молодой живописец работал в мастерской Кавалера д’Арпино. В герое произведения можно рассмотреть черты возвышенного поэта, образ которого был заимствован Караваджо из невероятно популярной в то время «Книги эмблем», написанной Джованни Андреа Альчато. Литературным прототипом был бледный юноша, носивший венок из плюща.

Читайте также  Богатырский галоп, васнецов - описание картины

Манера и стиль художника

Произведение «Больной Вакх» интересно не только с точки зрения событий, происходящих в жизни Караваджо, в тот период, когда он писал картину. Скорее всего работа молодого живописца была своего рода презентацией его таланта для будущих заказчиков. Караваджо продемонстрировал, как виртуозно он может создавать произведения любого жанра: и натюрморты, и портреты. Вместе с этим он как будто намекнул, что ему также под силу мастерски передать классические образы героев античности.

В портретной живописи эпохи позднего Возрождения, художники предпочитали изображать фигуры в развороте в три четверти. В этом смысле произведение Караваджо «Больной Вакх» выглядит вполне традиционным для своего времени. Необычным кажется наклон головы героя и выражение его лица, в котором читается неподдельное страдание. Такие особенности передачи внешности были характерны для большинства произведений искусства в стиле барокко.

То, как Караваджо изобразил фрукты, во многом уступает последующим работам художника, таким, как «Юноша с корзиной фруктов» и «Мальчик, укушенный ящерицей». В этих картинах детали натюрморта отличаются большей реалистичностью и выразительностью, что, несомненно, позволяет увидеть, как со временем совершенствовалось мастерство художника.

Автор: Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо, более известный как Караваджо (1571-1610), был итальянским художником, который считается одним из главных творцов в современной живописи. Его работы сочетают в себе реалистичное восприятие человеческого состояния, как физического, так и эмоционального, с драматическим использованием освещения, которое оказало огромное влияние на барочную живопись.

Чем болен Вакх Караваджо?

Караваджо был беден: его средств часто не хватало на оплату труда натурщиков, кроме того, свидетельства жизни гения говорят о его пьянстве. В связи с этими обстоятельствами многие искусствоведы предполагали, что это автопортрет. Кроме того, Бахус держит чашу с красным вином левой рукой, поэтому долгое время существовала гипотеза о том, что Караваджо рисовал себя с отражения в зеркале.
Известно, что картина была написана в первые годы, проведенные драчуном художником в Риме. Картина безупречна по композиции, она раскрывает талант художника как жанрового портретиста и одновременно мастера натюрморта. Полотно долгое время было неизвестно, его нашли в запасниках Уффици лишь в 1917 году, а подробности создания картины так и осталась неизвестными. Искусствоведы, анализировавшие полотно, полагают, что она была создана во время службы художника при дворе кардинала Франческо дель Монте (итал. Francesco del Monte, 1549— 1627). Кардинал коллекционировал произведения искусства (к моменту его смерти собрание насчитывало чуть более 600 экземпляров), покровительствовал многим художникам, в том числе и Караваджо (и кстати, способствовал продвижению идей Галилео Галилея), и славился своей любовью к сюжетам такого типа (и тем, что был склонен окружать себя юношами, которые жили в комнатах его дворца). Получается, в этот период своей жизни Караваджо не чувствовал нужды и был окружен такими же молодыми людьми, которые могли позировать ему.
Все становится еще очевидней из того обстоятельства, что Караваджо жил в одной комнате вместе Марио Миннити (Mario Minniti, 1577 — 1640), сицилийским художником (ставшим в будущем его последователем -караваджистом), и есть все предпосылки полагать, что это была не просто дружба. За время, проведенное вместе, Миннити неоднократно позировал Караваджо. Говорят, их совместная жизнь была наполнена бурными ссорами и не менее бурными примирениями, и лишь спустя 4 года Миннити оставил своего друга, вернулся на Сицилию и женился, и есть романтическая гипотеза о том, что эта картина, «проникнутая болью взаимных обид», олицетворяет неизбежное угасание любви. Однако исследователи полагают, что смысл, который был заложен Караваджо в изображение Вакха, любителя чувственных наслаждений, гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд.
Итак, картина, изображающая томного кареглазого юношу, облаченного в подобие древнеримской тоги и держащего в левой руке бокал с вином, могла быть просто портретом, если бы не венок на голове персонажа, сплетенный из лозы со свисающими гроздьями зеленого и черного винограда. Это безусловная атрибутика Бахуса.
Если приглядеться, то вино в чаше как будто пульсирует, по нему идут волны, как от брошенного в воду камня, что в сочетании с уровнем вина в графине под небольшим наклоном (да и сам графин на маленьком основании довольно нестойкий) создает ощущение шаткости композиционной конструкции, ее ненадежности. Причем, стенки бокала выше уровня вина практически отсутствуют, то есть чаша наполнена до краев, а посему вино, являющееся евхаристическим символом, может в любую минуту пролиться.

Корзина фруктов, традиционный символ изобилия и плодородия, часто встречающийся на изображениях Бахуса, здесь выполняет функцию не просто украшения. Блюдо с фруктами на столе содержит айву и лежалые яблоки с бочками и червивыми следами, листья у плодов пожухлые. Этот натюрморт сразу становится аллегорией. Получается, что картина воплощает в себе одновременно здоровье и болезнь, жизнь и смерть, символизирует бренность всех земных удовольствий, быстротечность молодости и неизбежность дряхлости. Караваджо сильно опередил время- только через сто лет фламандские художники начнут писать свои натюрморты vanitas- «суета сует».

Кроме того, по законам такого жанра, среди гнилых фруктов должны быть символы надежды и обновления- бабочки или мотыльки, появившиеся на свет из гусениц в цикле перерождения. Здесь их нет – новой жизни не предвидится. На Бахусе венец из виноградных листьев, который, как известно, является символом власти. Но и в этом венце пожухшие старые листья, которые только усиливают ощущение безысходности. Весь образ за счет символов получается нестабильным, призрачным, как будто иллюзорным. Кстати, после реконструкции всех слоев картины на стекле графина был обнаружен автопортрет художника, работающего за мольбертом, а на поверхности вина в чаше отражение самого Вакха.
Бог виноделия у Караваджо изображен с фотографической точностью: говорят, Караваджо был одним из первых живописцев, использовавших технику «камеры обскуры», проецировавшей изображение освещенной модели на холст с помощью линз и зеркал. Поэтому реалистичность портретного сходства с моделью во всех нюансах не поддается сомнению.
В 2013г. американские ученые Haass-Koffler C и Kenna G. опубликовали статью, в которой доказывают наличие алкоголизма у Вакха: они уверены, что все художественные средства, используемые в этой картине, в том числе символы, позволяют говорить о том, что Караваджо намеренно изобразил пьянство, поэтому точный диагноз Бахуса — это расстройство, связанное с употреблением алкоголя, Alcohol Use Disorder (AUD), согласно новой классификации DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders) объединившее злоупотребление алкоголем (Alcohol Abuse) и алкогольную зависимость (Alcohol Dependence). Караваджо смог изобразить все физикальные признаки, неврологические и психиатрические симптомы алкоголизма. Розацеа и грязные ногти позволяют заподозрить дефицит питательных веществ наряду с низким уровнем личной гигиены. На картине можно увидеть как слабовыраженные, так и грубые двигательные нарушения: тремор рук привел к появлению ряби вина в чаше, а правый локоть так неловко лежит, что вот-вот соскочит и попадет в хрупкий графин. Расширенные кровеносные сосуды, выраженное покраснения лица, опухшие веки и гиперемия кистей также являются симптомами алкогольного расстройства.
Давайте поговорим о различных симптомах печеночно-клеточной недостаточности исходя из пропедевтики внутренних болезней. Например, у Караваджо есть и другой Бахус, больной, с ярко выраженной желтухой (Sick Bacchus, 1594). Караваджо, сам страдающий алкоголизмом, проводил много времени в тавернах. Он видел хронических алкоголиков с желтухой и был свидетелем их смерти в результате фатальных осложнений цирроза. Кроме этого, в подпитии собутыльники Караваджо спокойно позировали Караваджо, бесплатно. Желтуха главным образом обусловлена неспособностью гепатоцитов метаболизировать билирубин, поэтому она позволяет до некоторой степени оценивать выраженность печёночно-клеточной недостаточности. При острой недостаточности, обусловленной, например, вирусным гепатитом, желтуха отражает степень повреждения гепатоцитов. При циррозе эта связь не столь очевидна и желтуха может быть незначительной или отсутствовать вообще (при циррозе достигается равновесие процессов некроза и регенерации в печени, поэтому появление желтухи свидетельствует об активном печёночно-клеточном заболевании и плохом прогнозе).
Что мы видим в данном случае: бросается в глаза гиперемия кожи лица и кистей. Эти изменения гемодинамики возможны при всех формах печёночно-клеточной недостаточности, но особенно — при декомпенсированном циррозе. Они проявляются гиперемией и отеком конечностей, скачущим пульсом и капиллярной пульсацией. Сложно сказать, был ли у Вакха цирроз, но румянец не заметить трудно.
При болезнях печени, в том числе, при алкогольном расстройстве, могут развиваться эндокринные нарушения. Чаще они встречаются при алкогольной болезни печени. У мужчин происходит явно выраженная феминизация, кроме этого часто развивается снижение либидо и потенции. Происходит выпадение волос в местах вторичного оволосения, мужчины реже бреются, у них отмечаются женские формы тела и женский тип оволосения. Нередко у больных алкоголизмом встречается гинекомастия, но в данном случае ее признаков нет, хотя она бывает и односторонней, то есть гипотетически, она могла быть спрятана мантией.
Феминизация чаще встречается при алкогольной болезни печени, чем при других болезнях: даже при однократном переборе алкоголя здоровым мужчиной в печени усиливается разрушение тестостерона.
Авторы заключают, что используя символику Караваджо смог проиллюстрировать и психологические особенности алкоголизма. Он изобразил уменьшение торможения и даже соблазнение моделью зрителя, и это ощущение усиливается наличием афродизиаков. Гранат разбился от удара, открыв свои внутренности на обозрение. Зеленый и черный виноград, венчающий голову модели. Все это символизируют развратность и похотливость, а зеленые листья, символизирующие потерю невинности, желтеют и высыхают.
Переспевшие гнилые плоды, растрескавшийся гранат и пожелтевшие листья напоминают нам о быстротечности жизни. Что ж, этот портрет — грустное и мрачное лицо настоящего, которое не содержит в себе надежду на спасение и воскресение.

Читайте также  Портрет джиневры де бенчи, леонардо да винчи

Авторы статьи обращают особое внимание на важность пятого пересмотра DSM, так как согласно 4 ому пересмотру Вакх остался бы «диагностической сиротой» в связи с тем, что не отвечал бы всем требованиям для верификации алкогольной зависимости, и, вероятно, не соответствовал бы критериям злоупотребления алкоголем, поскольку как модель он все же выполнил, а не байкотировал должностные обязанности.

Караваджо бросил вызов обществу своим противоречивым и революционным искусством. Он достиг такого уровня в своем реализме, что мог бравировать перед своими заказчиками тем, что нанимал позировать для Магдалины блудниц, а в случае Вакха изображал человека с алкогольным расстройством, извлекая красоту из чего угодно, даже из грязных ногтей.

Эта картина сегодня является графическим воплощением алкогольного расстройства, где Вакх томно смотрит из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю с очевидным эротическим подтекстом. Вспомните, не так ли вы смотрите после нескольких бокалов вина?

1.Haass-Koffler CL, Kenna GA. Bacchus by Caravaggio as the Visual Diagnosis of Alcohol Use Disorder from the Fifth Edition of the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM-5). Front Psychiatry. 2013;4:86. Published 2013 Aug 8. doi:10.3389/fpsyt.2013.000862.
2. Robb PM. The Man Who Became Caravaggio. Sydney: Duffy & Snellgrove; (1998).
3. Robert Aldrich, Garry Wotherspoon Who’s who in Gay and Lesbian History: From Antiquity to World War II
4. Шерлок Ш., Дули Дж. Заболевания печени и жёлчных путей. ГЭОТАР Медицина. 1999

Вакх (Караваджо)

«Вакх», или Больной Вакх (итал. Bacchino malato ) — шедевр раннего периода творчества Караваджо (1573—1610) на мифологическую тему. Название картины возникло позже, когда в лице выздоравливающего от болезни юноши, изображённом на полотне, признали бога виноделия Вакха.

Картина была написана в период пребывания Караваджо в Риме. Не имея возможности заплатить натурщику, художник срисовал для картины своё зеркальное отражение. Первое время полотно находилось в коллекции художника Чезаре д’Арпино, у которого Караваджо работал помощником. Но впоследствии имущество д’Арпино, в том числе и «Вакх», было арестовано за неуплату налогов. Картина оказалась в руках папы римского, а тот подарил её, вместе с коллекцией, племяннику Шипионе Боргезе.

Ныне находится в собрании галереи Боргезе, Рим.

Источники

  • Музеи Рима. Галерея Боргезе. Нац. галерея, М. «Изобразительное искусство», 1971.
  • Джорджо Бонсанти, «Караваджо», Слово (Slovo), 1995.
  • Всеобщая история искусств, т 4, М. «Искусство», 1963.

Ссылки

Юноша с корзиной фруктов (1593) · Маленький больной Вакх (1593-1594) · Концерт (1595) · Лютнист (1595) · Юдифь и Олоферн (1599) · Призвание апостола Матфея (1599) · Мученичество святого Матфея (1599-1602) · Святой Матфей и ангел (1599-1602) · Уверение Фомы (1600-1602) · Мученичество Святого Петра (1600-1601) · Ужин в Эммаусе (1601) · Обращение Савла (1601) · Взятие Христа под стражу (1602) · Иоанн Креститель (1602) · Жертвоприношение Исаака (1603) · Иоанн Креститель в пустыне (1603-1604) · Положение во гроб (1604) · Ужин в Эммаусе (1606) · Молитва Святого Франциска (1606) · Семь деяний милосердия (1607) · Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608) · Давид и Голиаф (1610)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Вакфыкебир
  • Ваккеи

Смотреть что такое «Вакх (Караваджо)» в других словарях:

Караваджо, Микеланджело — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д … Википедия

Караваджо, Микеланджело Меризи — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д … Википедия

Караваджо, Микеланджело да — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д … Википедия

Караваджо, Микеланджело де — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д … Википедия

Караваджо М. — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д … Википедия

Караваджо М. М. — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д … Википедия

Караваджо Микеланджело — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д … Википедия

Караваджо Микеланджело Меризи — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д … Википедия

Караваджо Микеланджело де — Караваджо Портрет Караваджо выполненный Оттавио Леони, ок.1621 г. Дата рождения: 28 сентября 1571 Место рождения: Милан Д … Википедия

Караваджо Микеланджело — (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) (1573 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584 88). Работал в Риме, Неаполе, на… … Художественная энциклопедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: