Картина троица, эль греко - JEKATERINBURG.RU

Картина троица, эль греко

Эль Греко.

Эль ГРЕКО.


«Автопортрет»

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

«Изгнание торгующих из храма» 1570 Вашингтон, Национальная галерея

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).

«Дама в мехах» 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

«Мария Магдалина» 1578 Музей изящных искусств, Будапешт

«Христос, несущий крест» 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Молитва святого Доминика» 1585-1590, Частное собрание

«Мальчик, раздувающий лучину» 1590 Национальная галерея, Эдинбург

«Апостолы Петр и Павел» 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург

» Снятие пятой печати» 1610-1614

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция

“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

«Иоанн Евангелист» 1595-1605

«Погребение графа Оргаса» 1586

«Поклонение пастухов» 1610

«Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино»

«Святое семейство с Марией Магдалиной»

«Святой Людовик, король Франции» 1592-1595

«Мученичество святого Маврикия» 1581

«“Изгнание торгующих из храма”

«Святой Мартин и нищий» 1597-1599

«Святой Франциск в экстазе» 1594-1595

«Святой Иосиф с юным Христом»

«Мария » фрагмент «Святого семейства»

«Святая Вероника с Нерукотворным Образом»

«Апостол Лука, как художник» 1608

«St. Matthew Апостол Матфей»

«Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614»

«Апостол Павел» 1614

«Apostle St. James the Greater Giclee»

«Рыцарь с рукой на груди»

«Христос, исцеляющий слепого» 1577

«Святое семейство» 1594-1604

«Мадонна заступница» 1603

«Св. Иероним, как кардинал» 1600

«Портрет дамы с цветком»

«Портрет поэта Эркилла-и-Заниха»

«Портрет Джулио Кловио»

«Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara»

«Поклонение имени Христа»

«Поклонение пастухов» 1600

«Святой Себастьян» 1610-1614

» Портрет художника Хорхе Мануэля»

«Папа Пий IV» Париж, частное собрание

«Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва» 1600

«Кающаяся Мария Магдалина»

«Святое семейство» ок. 1577-1579

«Христос на кресте» ок. 1577


«Сошествие Святого духа» 1604-14 Прадо http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post124231173/

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Православный творец католических шедевров: Эль Греко, самый испанский грек

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Все критяне — лжецы. Но некоторые ещё и художники

Настоящее имя художника — Доменикос Теотокопулос. Он родился на Крите в семье сборщика подати и простой домохозяйки. Семья была богата, но политически сомнительная: вроде бы отец участвовал в попытке скинуть с острова власть венецианцев.

Город Кандия, где провёл детство и юность Доменикос, слыл центром искусств. Здесь работала большая гильдия художников. К 1541 году, когда будущий гений появился на свет, уже рассыпалась под натиском мусульман и дружественных крестоносцев из Западной Европы Византия. Ромейские художники, скульпторы, ремесленники хлынули в поисках спасения в Европу, в том числе — на Крит, где говорили на том же греческом и чтили тех же святых. С ними пришли и последния достижения в искусствах. В Кандии византийская школа живописи смешивалась с европейской, более плоской, более приземлённой, но не менее, пожалуй, выразительной.

Юношей Доменикос учился иконописи (он был православным), древнегреческому, латыни, его образование для художника шестнадцатого века было блестящим. Уже к 22 годам он заработал право называться мастером — тогда за этим титулом стояло не восхищение уровнем искусства, а вполне конкретные требования и пройденные проверки сродни современным выпускным экзаменам в техникумах и ВУЗах. Глядя на его критские работы, искусствоведы замечают, что Доменикос изучал не только иконопись, но и современное ему направление живописи — итальянский маньеризм. Тем не менее, художник специализировался на иконах и только на них.

Рим: первая слава и первые враги

Никто не знает, что случилось, но в 26 лет Доменикос вдруг покинул Крит, этот природный рай и рай для художника, и никогда на него не вернулся. Он уехал в Венецию, учился у Тициана (в его мастерской или пытаясь понять и копировать стиль работы — неизвестно), потом переехал в Рим. Имея замечательные рекомендации, Доменикос был принят в палаццо Фарнезе, дворце, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города. Необычная манера письма пришлась по душе местным знатокам, и картины маэстро Доменико скупают одну за одной.

Уже эти полотна были полны тех мрачности и блеска, которыми Эль Греко прославится позже. В них всё меньше и критско-византийского, и венецианского и всё больше того неуловимо сумрачного, что кажется отпечатком личности самого художника. Известна история, когда лучший друг художника, Джулио Кловио, вошёл в его комнату и застал сидящим в темноте. Доменикос на удивление гостя ответил, что в темноте ему лучше размышляется — дневной свет мешает его внутреннему свету.

По традиции, каждый художник, приехавший в Рим, должен был настроиться на то, чтобы учиться у великих мастеров совсем недавнего прошлого — Микеланджело и Рафаэля. От нового поколения творцов ожидали восторга и почтения — и готовности следовать образцу. Доменикос же демонстрировал всю резкость своего характера. О Микеланджело говорил, что человек, мол, был хороший, а рисовать не умел. Предлагал перерисовать фреску Рафаэля «Страшный суд». Для некатолика — очень вызывающе! Но всё же — учился, учился сознательно, и в его стиль добавились находки обоих мастеров.

Тем не менее, вызывающее поведение, иностранный акцент, иноверчество вызывали раздражение у многих римлян. Доменикос скоро обзавёлся врагами. В конце концов сам Фарнезе, поссорившись с упрямым греком, изгнал его из своего палаццо.

Любимец Толедо

Возможно, напряжённая обстановка в Риме и стала причиной переезда Доменикоса сначала в Мадрид, потом в Толедо и превращение его в Эль Греко. Опять пользуясь рекомендациями и знакомствами Кловио, художник получает контракт на девять крупных картин для монастыря своего святого тёзки Доминика и на одну — для Толедского собора. Сами эти работы способны принести ему славу и поток заказов, но целью Эль Греко является нечто особенное — заказ от короля на роспись только что построенного дворца-монастыря Эскориала. Изначально собор расписывал художник Хуан Фернандес, но он умер, не закончив работу.

Действительно, король заказывает две картины и… находит их никудышными, хотя и оплачивает. Надо сказать, король Филипп II вообще был очень придиричивым заказчиком. Он, например, был недоволен и заказанными распятием от самого Бенвенуто Челлини.

Что ж. Эль Греко остаётся только быть самым талантливым художником Толедо, а впоследствии — о чём он, конечно, не догадывается — одним из символов и этого города, и Испании. Местная знать засыпает угрюмого иноземца заказами, так что у Эль Греко хватает денег открыть большую мастерскую, где не только пишут картины, но и ваяют статуи, изготавливают алтарные рамы. Почти каждая церковь Толедо считает необходимым заказать у него какую-нибудь работу. Полные тьмы и блеска, картины Эль Греко идеально выражали настроения и эстетику Испании шестнадцатого века, с ужесточением католичества и бесконечными караванами драгоценностей из далёкой Америки.

В Толедо Эль Греко жил на широкую ногу. Арендовал особняк на 24 комнаты, нанял музыкантов — они играли ему во время обеда, впервые завёл официальную любовницу. Херонима де Лас Куэвас родила художнику сына, которого он признал и сделал своим наследником, но жениться Доменикос и Херонима не могли: он не считал возможным оставить православие, а она, видимо, считала смену конфессии более страшным грехом, чем блуд. Хорхе Мануэль, сын Эль Греко, также стал художником, обучившись у отца. Кстати, его крёстным отцом был сам губернатор Толедо.

Несмотря на то, что жизнь Эль Греко становилась легче и роскошнее, картины его, напротив, исполнялись большей и большей мрачности. Впечатление усиливалось от того, как художник вытягивал сами полотна и фигуры на них, добиваясь почти инопланетных пропорций персонажей и невероятной драматичности композиции. Всполохи превратились в потусторонний свет, идущий от каждой из фигур. Цвет и драма — вот, что ставил мастер во главу угла, откровенно презирая погоню современников за натуральностью.

Читайте также  Картина "петр i", серов, 1907

Он до последних своих дней оставался Эль Греко, греком, не обрывая связи с соплеменниками и не принимая католичество. И потому, наверное, даже не понял, насколько католиком и испанцем стал в каждом своём полотне.

Эль Греко был не единственным, кто очень любил чёрный в живописи: Картина Огюста Ренуара, посвященная черному, на которой нет черного цвета , была создана в знак уважения к этому цвету.

Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

ВЕЛИКИЙ ЭЛЬ ГРЕКО

ЭЛЬ ГРЕКО. ВЕЛИКИЙ ГРЕК ИЗ ИСПАНИИ

Итальянцы и испанцы называли художника Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего. Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего искусства.

Вид Толедо 1597-99

После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа.
Толедо — город инквизиции и бесчисленных монастырей, высокомерных аристократов и фанатичных монахов. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана».Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.

«Святая Вероника с Нерукотворным Образом» Ок. 1580 Музей Санта Крус, Толедо

«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) «Дующий» («Soplуn»)

Одна из «ночных» картин Эль Греко.
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что «Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.

Lady with a Flower in Her Hair. c. 1590-1600. Private collection.

St. Louis King of France Louis IX

Портрет художника Джулио Кловио, хорвата по национальности (Неаполь, Национальный музей Каподимонте)

«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1577—1579)

«Дама в мехах» (1577-1580)

Сезан полагал эту картину лучшим женским портретом во всей мировой живописи, и неоднократно копировал.
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

Portrait of a Lady, approx. 1594-1601, Philadelphia

The Virgin Mary 1590s Musée des Beaux-Arts, Strasbourg.

«Аллегория испанской пословицы»

«Тайная вечеря» Болонская национальная картинная галерея.

Это одна из первых работ Эль Греко маслом, до этого он писал темперой на деревянных досках. Так и не была завершена художником. Период его ученичества в Венеции.

«Погребение графа Оргаса» (1586—1588)

Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко)
В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками.
Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Один из современников художника, толедский священник Алонсо де Вильегас, писал в 1588 году, что иностранцы приезжали, чтобы посмотреть картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, всегда находя в ней новое и с особенным любопытством изучая представленные здесь портреты «знаменитых людей нашего времени».

«Святой Апостол Иоанн Богослов» (1610-1614) Из серии апостолов «Апостоладос»

Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них: «Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир» Иоан.17:18.
Эль Греко было написано двенадцать изображений «Апостоладос»

Stigmatization of St. Francis (1585-1590) (102 x 97) (Baltimore, Walters Art Museum)

Portrait of Pius V

Св Идельфонс (ок 1607) (Вашингтон, Нац галерея)

Saint Martin and the Beggar, c. 1597-1600

Christ with a square halo, by El Greco, (1595 Ntl Gallery, Prague)

Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо.(1577—1579)

Это его первые заказы в Толедо. Они исходили от декана толедского собора дона Диего де Кастильо; с его братом Луисом де Кастильо Эль Греко был знаком еще в Риме. Дон Диего де Кастильо был исполнителем завещания умершей незадолго до приезда Эль Греко одной знатной португальской дамы, согласно которому все ее состояние передавалось монастырю Санто Доминго эль Антигуо для восстановления разрушавшейся монастырской церкви. Перестройка церкви была осуществлена в 1576 году по плану Хуана де Эрреры архитектором Николасом де Вергарой. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко.
На боковых алтарях изображены сцены «Поклонение пастухов» (сейчас в частной коллекции) и «Воскресение Христа» (сохранились на месте до наших дней). Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте.
В центре алтаря размещалась самая большая картина алтаря — сцена «Вознесение Марии», подписанная автором и датированная 1577 годом. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Бенедикта и Св. Бернарда, были впоследствии заменены на копии, благодаря чему запрестольный образ сохранил свой первоначальный облик.

«Воскресение Христа» (1577-1579)

Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре.
Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика — дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо.

«Пьета», или «Оплакивание Христа»

Картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом», или «Пьета Бандини» (1547-1555), ныне хранится в Флорентийском соборе. Вторая подобная картина «Пьета» — в коллекции Испанской общины Америки (Нью-Йорк). Отличие состоит в том, что она большего размера, написана маслом на холсте, а филадельфийская версия на эту же тему, темперой на деревеартине

«Крещение Христа» Моденский триптих (часть передней стороны)

«Гора Синай» с монастырем Св. Екатерины Моденский триптих ( часть задней стороны)

Моденский триптих (ок. 1567-68) (передняя сторона)

Моденский триптих (ок. 1567-68) (задняя сторона)

Триптих называется Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.

View and Map of Toledo

Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость. За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою.
В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Среди них оказался и Эль Греко, но по-своему:
В промежутке между группой на переднем плане и крепостными стенами можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону города. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город, и где толпы торжествующих троянцев? Такова была интерпретация великого мастера. Для него злой рок всегда живой.

Возвращение из Египта, 1567

«Святое семейство» Госпиталь Сан Хуан де Афуэра. Толедо.

Читайте также  Картина "летящий демон", михаил врубель, 1899

«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567)

Одна из немногих сохранившихся работ этого периода — икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). По всей вероятности, ее перевезли из монастыря Святой горы Успения Богородицы о. Псара во время Греческой революции в 1824 г.
Икона написана в соответствии с строгими канонами православной церкви.
Эту икону идентифицировали как раннее произведение Эль Греко после того, как в 1983 г. была обнаружена подпись автора на подставке канделябра в центре картины.
Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.

«Портрет старика» Предположительно автопортрет Эль Греко

Эль Греко. Великий и таинственный художник

Эль Греко «Святой Лука как художник», 1608, Собор Толедо

К 470-летию со дня рождения

В истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.
При жизни некоторые его работы вызывали горячие споры и становились причиной судебных тяжб.
Художника трудно отнести к какой-либо из школ, ибо его искусство опередило свое время.
Последующие поколения предали забвению творчество мастера. Время надолго стерло его имя из истории искусств: дворец, где он жил, был разрушен, его могила с прахом бесследно исчезла.
Остались лишь прекрасные и легко узнаваемые картины Эль Греко.
Только в XIX веке, когда Теофиль Готье создал роман-легенду о «гениальном безумце» из Толедо, мир вновь повернулся лицом к таинственному мастеру.

Доминико Теотокопули, будущий Эль Греко, родился в 1541 году на самом большом греческом острове Крит (принадлежавшем тогда Венеции), в деревне Фоделе близ Кандии (теперь Ираклион).
Светлейшая Республика Венеция стала владеть Критом с 1211 года, когда, после разгрома Константинополя крестоносцами, венецианцы получили возможность поучаствовать в дележе греческих земель.
Мальчик рос в небогатой, но просвещенной греческой семье (его отец, вероятно, был сборщиком податей). Достоверных сведений о детстве художника нет. Известно, что первоначальное образование Доменико получил у критских иконописцев, приверженцев византийской манеры.
Рано постигнув азы живописного мастерства, Доменико после 1560 года оставляет родину ради богатой Венеции.

Ему удается поступить в мастерскую прославленного Тициана, где Доменико в кратчайший срок усвоил венецианскую объемность передачи пространства, светлую палитру и легкость кисти учителя. Став его правой рукой, критянин исполнил вместе с Тицианом картину «Мученичество Святого Лаврентия», заказанную королем Испании Филиппом II.
Желание самосовершенствования приводит Доменико в Парму, где он знакомится со знаменитой «светотенью» Корреджо. Из такого сложного сплава различных художественных традиций и рождалось оригинальное искусство Эль Греко.

Оказавшись в 1570 году в Риме, художник обзавелся влиятельными заказчиками при папском дворе, приобрел там известность и начал с успехом писать портреты.
Весной 1577 года Доменико Теотокопули, предпринял путешествие в Испанию, где позднее получил имя Эль Греко (свои картины он всегда подписывал греческим именем).
Художник приехал в Испанию уверенным в себе мастером, создавшим к тому времени ряд первоклассных произведений. Его привлекала возможность получать заказы при испанском дворе, где над украшением Эскориала работало немало иностранных живописцев.
В 1579 году Доменико исполнил для короля Филиппа II картину-официоз «Видение Филиппа II», отразившую вкусы монарха, и получает желанное место главного художника при дворе. Правда, уже за «свою» по стилю картину «Мученичество Святого Маврикия» Эль Греко подвергся королевской опале. Он срочно покидает Мадрид и отправляется в Толедо, бывшую столицу Испании.

Благородный Толедо, город родовитой аристократии, высокой учености и самой жестокой Инквизиции, тепло встретил блестящего художника, который, по свидетельству современников, был разносторонне образованным человеком, с острым язвительным умом.
Включившись сразу в работу, Эль Греко, не пожелав отставать от толедской знати, арендовал бывший дворец маркиза де Вильена, имевший, правда, славу пристанища духов.
Сам не чуждый всяческой магии, художник зажил в мрачном дворце на широкую ногу, собрал богатейшую библиотеку и даже завел домашний оркестр, услаждавший на пышных приемах высоких гостей.
Здесь же вспыхнул известный роман художника-простолюдина с юной аристократкой доньей Иеронимой де лас Куэвас. В 1578 году у них родился внебрачный сын Хорхе Мануэль.
Эль Греко очень любил сына, часто писал его. Сын стал в будущем преуспевающим художником и архитектором. Известен замечательный «Портрет Хорхе Мануэля Теотокопули» работы Эль Греко.
Красавицу Иерониму художник изобразил в великолепной картине «Дама в мехах».
Портрет настолько потряс всех, что набожный Толедо простил Доменико его страшное прегрешение.
Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам. Он обладал исключительным мастерством и зоркостью в изображении человека. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577).
Вообще о руках персонажей Эль Греко можно говорить бесконечно. Вот поздняя картина «Святой Лука» (1608), образ которого некоторые исследователи считают автопортретным.
В особенном положении изысканно длинных, «заостренных» пальцев святого исследователи давно уже видят некий тайный знак автора.

В 1582 году художник пишет знаменитый алтарный образ «Элъ Эсполио» (от испанского «espoliar» – грабить), или «Снятие одежд с Христа». Огромное пятно винно красной пламенеющей одежды Христа – это образный ключ всей композиции. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, он сменил его на холодные розово фиолетовые тона, как будто растворяющиеся в пелене тумана.

Считается, что вершины своей славы Эль Греко достиг, создав огромное многоплановое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586). Особый интерес в нем представляет изображение толедской знати. Умные, благородные лица с тонкими, нервными чертами сочетают достоинство аристократа с печатью духовности и мощного интеллекта.

В девяностые годы на творчество Эль Греко возросло влияние испанской мистики, тогда центральной темой художника стали страдания Христа, позднее – тема апокалипсиса.
Это подтверждает шедевр семидесятилетнего Эль Греко «Снятие пятой печати» — апокалипсический сюжет, где воспрянувшие тела, как раскрученные пружины, снизу вверх словно ввинчиваются в устрашающе грозное небо в последний день мира.
Эль Греко умел выразить идею духовного растворения человека в вере, заполняя свои картины удлиненными фигурами, которые изгибаются и мерцают подобно языкам пламени, свободные от земного притяжения.

Великий мастер Эль Греко умер в Толедо 17 апреля 1614 года в возрасте 73 лет за работой с кистью в руке. Фактически не имея в своем искусстве предшественников, художник не оставил после себя и достойных учеников.
Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников.
Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».
Через 60 лет Диего Веласкесу удалось настоять на размещении картин Эль Греко в Эскориале. Однако даже великому Веласкесу не удалось поколебать туман забвения, все более окружавший наследие Мастера. В XIX веке монастырь Сан-Торквато, в котором находился великолепный порфировый саркофаг с прахом Эль Греко, был разрушен, и останки великого живописца вместе с могилой оказались утеряны.
Когда в 1818 году в Мадриде открылся Королевский музей (Прадо), в нем вообще не нашлось места работам Эль Греко.
ХХ век воспринял как откровение и пророчество то, что казалось современникам художника безумным. Теперь на Эль Греко обрушилось столько славы и почитания, сколько он не имел даже при жизни. Так великий Мастер вернулся к людям из забытья, чтобы уже больше никогда не исчезнуть.

Святая Троица — Эль Греко

Картина «Троица» была написана Эль Греко в 1577 г., и относится к одной из первых произведений художника, созданных после его переезда в Испанию. Она изначально была создана для аттика главного алтаря церкви Санто Дминго ель Антигуо, и располагалась вторым ярусом над грандиозным полотном «Вознесение Марии». Это произведение обеспечило немалую славу молодому иностранцу в Толедо, архаичном провинциальном городке.

«Троица» Эль Греко скорее наследует художественные традиции Рима, чем Венеции. Ее экспрессия близка к микеланжделовской «Пьете». Хотя общая схема заимствована из гравюры Дюрера той же тематики.

Бог-Отец поддерживает безжизненное тело Своего Сына, над ними парит голубь — символ Святого Духа. Божественную Троицу окружает сонм ангелов. Голова Бога-Отца увенчана тиарой. Его скорбный лик обращен к Сыну, Он словно отгораживает Своей фигурой Христа от ангелов.

Золотистый плащ, окутывающий божественную фигуру, усиливает впечатление отстраненности.

Уже в этом произведении можно наблюдать удлиненные пропорции фигур, изломанные позы, эмоциональную напряженность, все то, что стало усиливаться в произведениях более поздних периодов творчества художника.

Торжественная, уравновешенная композиция «Троицы» продолжает восходящее движение сцены «Вознесение Марии», расположенной под ней. Однако в верхней картине движение замедляется, и окончательно завершается на изломанной линии поддерживаемых плеч Христа. Обнаженная фигура Сына Божьего еще более напоминает произведения Микеланждело, особенно близка к рисунку «Пьета» для Виттории Колонна. В более поздних произведениях Эль Греко изображает фигуры столь же свободно, как и драпировки.

Однако в «Троице» ощущается материальность мертвого тела Христа.

Создается впечатление, что Его изогнутая фигура обладает значительным весом. Эта трагическая выразительность образа Христа, цвета, характерные для маньеристов, свободное расположение фигур, придает произведению вместе с цельностью, высокое пафосное воздействие. Не смотря на то, что художник неоднократно любил возвращаться к своим излюбленным темам в произведениям, неизвестно ни одной картины, посвященной теме «Троицы».

Читайте также  Радуга - айвазовский, 1873, описание картины

Похожие описания:

Святая Вероника — Эль Греко Эль Греко несколько раз обращался к теме священного платка. На картине, написанной около 1579 г., задумчивый взгляд аристократичной св. Вероники отведен в сторону, что позволяет.

Троица — Мазаччо Мазаччо представляет образ Троицы так, как это было принято в традиции Ренессанса, где Бог-Отец изображался в виде седобородого патриарха, сидящего на престоле позади и над.

Крещение Христа — Эль Греко Огромное, вытянутое в высоту полотно «Крещение Христа» — единственная картина, о которой достоверно известно, что она принадлежала алтарному циклу, написанному Эль Греко для школы обутых.

Мария Магдалина — Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко «Мария Магдалина». Размер картины 157 х 121 см, холст, масло. Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, преданнейшая последовательница Иисуса Христа, исцеленная.

Пьета, или Оплакивание Христа — Эль Греко «Пьета», или «Оплакивание Христа», была создана молодым Доменико Теотокопули, известным нам под именем Эль Греко, во время его пребывания в Риме. Во многом эта картина.

Воскресение — Эль Греко Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо, вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение.

Обручение Богоматери — Эль Греко Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера.

Благовещение — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Благовещение». Размер картины 114 x 66 см, холст, масло. Особенности творчества Эль Греко, нашедшие развернутое воплощение в картине «Погребение графа.

Троица Ветхозаветная, со сценами Бытия Вокруг крупного изображения Святой Троицы, представленного в виде трапезы трех ангелов, даны несколько сцен Гостеприимства Авраама. Вверху — Жертвоприношение Авраама. Правее — горящие Содом и.

Поклонение имени Христа — Эль Греко После успеха «Эсполио», найдя в Толедо семью, друзей и покровителей, Эль Греко мог и дальше спокойно работать в этом городе. Однако мечта получить заказ в.

Непорочное зачатие — Эль Греко Художественный стиль позднего Эль Греко уникален и динамичен. Его характеризует явное движение от натурализма к мистической проникновенности. Усилилась тяга художника к удлинению и искажению человеческих.

Положение Христа в гроб — Эль Греко «Положение Христа в гроб» кисти Доменико Теотокопули, впоследствии прозванного Эль Греко, одно из немногих уцелевших произведений раннего периода творчества мастера. Оно было создано в период.

Снятие пятой печати — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Снятие пятой печати». Размер картины 222 x 193 см, холст, масло. В поздний период творчества все острее и настойчивее звучит.

Аллегория испанской пословицы — Эль Греко «Аллегория испанской пословицы», — одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. Долгое.

Сошествие Святого Духа — Эль Греко Одно из наиболее известных произведений Эль Греко позднее полотно «Сошествие Святого Духа» . Динамичная композиция развертывается снизу вверх, что характерно для позднего периода творчества Эль.

Троица — Андрей Рублев Рублев смело ввел в охристо-раскаленный колорит византийской иконописной аскезы голубое — зеленое — розовое — сиренево-фиолетовое — золотисто-лимонное — серебристо-палевое; он придал композиции, рисунку, линии.

Снятие одежд с Христа (Эсполио) — Эль Греко Драматична картина испанского художника Эль Греко «Снятие одежд с Христа «. На ней запечатлен тот момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Этот.

Портрет монаха Ортенсио Парависино — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Портрет монаха Ортенсио Парависино». Размер картины 112 x 86 см, холст, масло. Между образами святых Эль Греко и его портретными.

Автопортрет — Эль Греко Автопортрет испанского художника Эль Греко. Размер картины 53 x 47 см, холст, масло. Эль Греко Доменико, испанский художник. Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно.

Моденский триптих — Эль Греко Доменико Теотокопули, известный нам под именем Эль Греко, написал триптих, который называли Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай». Небольшой сборный алтарный.

Исцеление слепого — Эль Греко Произведения на сюжет Исцеления слепого Эль Греко писал, по крайней мере, три раза. Все картины имеют схожую композицию, но различаются в трактовке деталей. Эта картина.

Портрет пожилого дворянина — Эль Греко ​Большую часть творческого наследия Эль Грека составляют картины религиозного содержания.. Помимо этого, художник уделял достаточное внимание лишь одному жанру живописи — портрету. Сохранилось около 30.

Троица Ветхозаветная — Михаил Нестеров Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей.

Святой Иосиф с юным Христом — Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко «Святой Иосиф с юным Христом». Размер картины 182 x 89 см, холст, масло. Иосиф, в Новом Завете, обрученный муж Пресвятой.

Гора Синай — Эль Греко Возможно, эта картина была написана художником Доменико Теотокопули, который приобрел мировую известность под именем Эль Греко, по заказу Фульвио Орсини, библиотекаря кардинала Аллесандро Фарнезе, во.

Мученичество святого Маврикия — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Мученичество святого Маврикия». Размер картины 448 x 301 см, холст, масло. Остро и последовательно визионерский характер искусства Эль Греко сказался.

Алтарь церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо — Эль Греко Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Один из них, в церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо, он украсил скульптурами; в других случаях Эль Греко.

Христос, несущий крест — Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко «Христос, несущий крест». Размер картины 105 х 79 см, холст, масло. Необычные приемы изобразительного языка, свойственные Эль Греко, не являются.

Троица — Хусепе Рибера С годами, в пору творческого расцвета, в суровых образах Риберы нарастают сдержанность, большая тонкость в передаче чувств, и одновременно художник обращается к сценам, полным светлого.

Святые Апостолы Петр и Павел — Эль Греко Эль Греко — автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов «апостоладос» . К ним тесно примыкает эрмитажная картина «Апостолы Петр и Павел». Сопоставление.

Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский — Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из течений. Оригинальность манеры этого художника.

Святое Семейство со Святой Анной — Эль Греко Святое Семейство со Святой Анной [1590-1595] К произведениям лирической линии относятся написанные в 1590-е годы варианты Святого Семейства. В Святом Семействе со Святой Анной в.

Поклонение пастухов — Эль Греко Поклонение пастухов — один из эпизодов рождения Иисуса Христа, описание которого было представлено в Новом Завете. Пастухи были впервые упомянуты в священном писании, когда к.

Мальчик, раздувающий лучину — Эль Греко Эль Греко написал ряд «ночных» картин, среди которых и нехарактерную для него по тематике «Мальчик, раздувающий лучину». Это произведение прекрасно демонстрирует рост мастерства художника, соеденившего.

Троица — Эмиль Нольде Эмиль Нольде, хотя и был одним из самых ярких представителей немецкого экспрессионизма, входил в объединения «Мост», «Синий всадник», все же оставался художником-одиночкой, стоявшим особняком от.

Апостол Лука пишет образ Богородицы — Эль Греко Наряду с иконой «Успение Богородицы», «Апостол Лука пишет образ Богородицы» — одна из наиболее ранних из известных нам работ Доменико Теотокопули, известного нам под именем.

Троица. Мадонна с младенцем (диптих) — Робер Кампен Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена «Троица», на правой — «Мадонна с младенцем», был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления.

Похороны графа Оргаса — Эль Греко Икусство прославленного испанского художника, крупнейшего представителя маньеризма Эль Греко долго пребывало в забвении и лишь в начале XX в. было вновь открыто. Художник в начале.

Святое семейство с Марией Магдалиной — Эль Греко Картина испанского живописца Эль Греко «Святое семейство с Марией Магдалиной». Размер картины 132 x 100 см, холст, масло. В конце 1590-х — начале 1600-х годов.

Страсти в саду (Моление о чаше) — Эль Греко В Гефсиманском саду, оставив учеников, Иисус удалился для молитвы: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» . Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды передана.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: