Картина танец, анри матисс, 1910 - JEKATERINBURG.RU

Картина танец, анри матисс, 1910

«Танец» Анри Матисса

Французскому художнику, певцу цвета Анри Матиссу 31 декабря исполняется 147 лет со дня рождения. Современники называли его «диким» художником за буйство красок и упрощенные и невероятно пластичные формы. Матисс стал одним из основоположников нового течения в искусстве – фовизма. Одна из самых известных и «скандальных» картин Анри Матисса – «Танец», которая хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. В хороводе художник смог передать пластику танцующих людей настолько точно, что и зрителю хочется присоединиться к героям картины. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Матисса вдохновляли народные пляски, греческие вазы и постановки русских сезонов Сергея Дягилева.

Анри Матисс «Танец», 1910

У создания картины «Танец» своя необычная история. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Он заказал у художника несколько картин и хотел получить что-то необычное на тему танца и музыки для украшения своего московского особняка. Когда Щукину в 1909 году Матисс прислал первый эскиз с изображенными обнаженными танцующими девушками, коллекционер был в восторге. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников, и обнаженные тела им видеть нельзя. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.

Первый вариант картины «Танец» (1909) хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Когда же Щукин получил эскиз последнего варианта «Танца» от Матисса, был в таком восторге, что не спал всю ночь и отправил художнику срочную телеграмму. Коллекционер согласился на хоровод обнаженных, а позже написал в письме Анри Матиссу: «Сударь, я нахожу в вашем «Танце» столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными. В то же время нужно будет второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка».

Анри Матисс за работой

Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». И хотя во Франции художники и скульпторы в начале XX века вовсю экспериментировали в своем творчестве, картина Матисса все равно вызвала у публики бурю негодования: небрежные мазки, примитивные формы, всего лишь три главных цвета. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Коллекционер чуть было не отказался от картин, но передумал и попросил у художника прощение за свою слабость. Позже Анри Матисс вспоминал: «Понадобилась большая решительность, чтобы выполнить этот заказ, и немалая смелость, чтобы выкупить его». Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел, и они направились в Эрмитаж.

Анри Матисс «Музыка», 1910

Сюжет с танцующими людьми оказался настолько удачен, что Анри Матисс не раз использовал его в своем творчестве. На эту тему известны картины художника «Парижский танец», «Танец с настурциями», а эскиз к полотну «Танец» под названием «Танец (I)» хранится в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА). Работа «Танец с настурциями» (1912) после того как имущество Щукина было национализировано, попало в Государственный музей изобразительных искусств.

Анри Матисс «Танец с настурциями», 1912

5 интересных фактов об Анри Матиссе

1. Отец художника мечтал, что Анри Матисс станет адвокатом. Анри после окончания юридического факультета работал в адвокатской конторе клерком в 1889 году. Ему тогда было 20 лет. Неожиданно у Матисса случился острый аппендицит, ему сделали операцию. Анри долго лежал в больнице, и мать, чтобы сын не скучал, принесла ему краски. После этого он увлекся живописью, каждое утро перед работой ходил на уроки рисования, а потом бросил работу в конторе, чем разочаровал отца.

2. Матисс практически всю жизнь дружил с Пабло Пикассо. У них было негласное соперничество, часто художники изображали одни и те же предметы. При этом друг друга они очень уважали.

3. Анри Матисс 22 года прожил с эмигранткой из России Лдией Делекторской, которая была его моделью и помощницей.

4. В последние годы жизни Анри Матисс из-за болезни передвигался на инвалидной коляске. Когда художник уже не мог длительное время стоять, он начал создавать произведения с помощью цветной бумаги. Когда художник лежал в кровати, он рисовал карандашом, привязанным к длинной палке.

5. Самой дорогой работой Матисса стала не картина, а бронзовая скульптура «Обнаженная женская фигура со спины IV». Эта работа вошла в десятку самых дорогих скульптур мира. Ее стоимость оценивается в 48,8 миллионов долларов.

Скульптура Анри Матисса «Обнаженная женская фигура со спины IV»

«Танец» Матисса. Сложное в простом, простое в сложном

Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 2,5 на 4 м. Потому что художник создавал ее, как настенное панно для особняка русского коллекционера Сергея Щукина.

И вот на этом огромном холсте Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Танец. Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. Ведь на таком пространстве столько всего можно было бы поместить!

Но нет. Перед нами лишь нечто, созданное с помощью линий и трёх цветов: красного, синего, зеленого. На этом все.

У нас может возникнуть подозрение, что фовисты* (коим являлся Матисс) и примитивисты просто не умеют по-другому рисовать.

Это не так. В большинстве случаев они все получали классическое художественное образование. И реалистичное изображение очень им даже по силам.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть их ранние, ученические работы. В том числе Матисса. Когда они ещё не выработали свой авторский стиль.

Анри Матисс. Натюрморт с книгами и свечой. 1890 г. Частная коллекция. Artchive.ru.

«Танец» – уже зрелая работа Матисса. В ней ярко выражен стиль художника. И он намеренно упрощает все, что можно. Вопрос, зачем.

Все легко объясняется. Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее. А то, что остаётся, служит для того, чтобы замысел художника до нас четко донести.

К тому же, если приглядеться, то в картине не все так уж примитивно. Да, земля выражена лишь зелёным цветом. А небо – синим. Фигуры написаны очень условно, одним цветом – красным. Никакого объема. Никакого пространства в глубину.

Но движения этих фигур очень даже сложны. Особенно обратите внимание на левую, самую высокую фигуру.

Буквально несколькими точными и выверенными линиями Матисс изобразил эффектную, выразительную позу человека.

Анри Матисс. Танец (фрагмент). 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

И ещё несколько деталей добавляет художник, дабы донести до нас свою мысль. Земля изображена в виде некоего возвышения, что усиливает иллюзию невесомости и скорости.

Фигуры справа расположены ниже, чем фигуры слева. Так круг из рук становится наклонённым. Это добавляет ощущения стремительности.

А ещё важен цвет танцоров. Он красный. Цвет страсти, энергии. Опять же в довесок к иллюзии движения.

Все эти немногочисленные, но такие важные детали Матисс добавляет лишь для одного. Чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце.

Не на фоне. Не на лицах персонажей. Не на их одежде. Их просто нет в картине. А лишь на самом танце.

Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.

Читайте также  Крик, эдвард мунк - описание и анализ картины

Вот тут-то и понимаешь весь гений Матисса. Ведь упрощать сложное всегда тяжелее. Гораздо легче усложнять простое. Надеюсь, я вас не запутала.

Сравним Матисса и Рубенса

А чтобы ещё лучше понять замысел Матисса, представьте, если бы у персонажей были бы лица, одежда. На земле росли бы деревья, кусты. В небе летали птицы. Например, как у Рубенса.

Питер Пауль Рубенс. Сельский танец. 1635 г. Музей Прадо, Мадрид

Это была бы уже совсем другая картина. Мы бы смотрели на людей, думали бы о их характерах, отношениях. Размышляли бы, где они танцуют. В какой стране, в какой местности. Какая погода при этом.

В общем, думали бы о чем угодно, только не о самом танце.

Сравним Матисса с самим Матиссом

Даже сам Матисс даёт нам возможность его замысел понять. Есть один вариант «Танца», хранящийся в Пушкинском музее в Москве. Там деталей чуть больше.

Анри Матисс. Настурции. Панно Танец. 1912 г. Пушкинский музей, Москва. Artchive.ru.

Помимо самого «Танца», мы видим горшок с цветами, кресло и плинтус.

Добавив деталей, Матисс выразил совсем другую мысль. Не про танец как таковой, а про жизнь танца в некоем пространстве.

Возвращаясь к самому «Танцу». В картине важна не только лаконичность, но и цвет.

Были бы цвета другие, энергия картины была бы тоже иная. Опять же сам Матисс невольно даёт нам возможность это почувствовать.

Достаточно взглянуть на его работу Танец (I), что находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Эта работа была создана сразу после получения заказа от Сергея Щукина. Она была написана быстро, как эскиз.

В ней цвета более приглушённые. И мы сразу понимаем, насколько красный цвет фигур вносит существенную лепту в ощущения от картины.

Анри Матисс. Танец (I). 1909 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA). Artchive.ru.

История создания «Танца»

Конечно, не отделима от картины ее история создания. К тому же эта история очень увлекательна. Как я уже упоминала, Сергей Щукин сделал заказ Матиссу в 1909 году. Причём на три панно. Ему хотелось видеть на одном полотне – танец, на другом – музыку, третьем – купание.

Третье так и не было исполнено. Два же других до того, как они были отправлены Щукину, выставлялись в Парижском салоне.

Публика к тому времени уже полюбила импрессионистов. И худо-бедно начала воспринимать постимпессионистов: Ван Гога, Сезанна и Гогена.

Но Матисс с его красными фигурами был слишком большим потрясением. Поэтому, конечно, работу ругали нещадно. Щукину тоже досталось. Его критиковали за то, что он покупает всякий хлам…

Анри Матисс. Музыка. 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Щукин был не из робкого десятка, но на этот раз дал слабину и … отказался от полотен. Но потом опомнился, извинился. И панно «Танец», а также парная к нему «Музыка», благополучно доехали до России.

Чему мы можем только порадоваться. Ведь один из самых известных шедевров мастера мы с вами можем посмотреть вживую в Эрмитаже.

* фовисты – художники, работающие в стиле «фовизм». Эмоции выражали на холсте с помощью цвета и формы. Яркие признаки: упрощённые формы, кричащие цвета, плоскостность изображения.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Анри Матисс. Танец и Музыка

Картины Анри Матисса я видела только в художественных альбомах и в Интернете, видимо, поэтому к творчеству художника относилась равнодушно. Ну, рисует человек, как большой ребёнок, ну и пусть себе рисует. Возможно, и дальше творчество Матисса меня не привлекало бы, если не Его величество Случай.

В зал импрессионистов (№440) в галерее Главного штаба (филиал Эрмитажа) я поднималась по лестнице. У входа на этаж ко мне шагнула дежурившая там музейная служащая. Она улыбнулась и спросила: «Вы к Матиссу?» Я целенаправленно шла к Ван Гогу, но почему-то согласно кивнула: «Да, к Матиссу». Женщина засияла от радости и проводила меня до стеклянной двери, протянула руку в зал и прошептала: «Идите, он там!»

Я вошла в длинный узкий зал, вдалеке виднелась пара других посетителей. Справа от входа полстены занимали самые значительные картины Анри Матисса — «Танец» и «Музыка».
В «Танце», взявшись за руки, извивались обнажённые красные фигуры, в «Музыке» такие же обнажённые, но неподвижные фигуры были погружены в звуки.

Напротив картин стояли банкетки, я села на одну из них и стала смотреть на полотна. Именно смотреть, а не рассматривать. Я просто переводила взгляд с одного полотна на другое, отмечая лишь поверхностные сходства и различия. Потом заметила, что из-за двери на меня смотрит та самая приветливая служащая. Я взглянула в её сторону, и она, сложив на груди руки, опять радостно заулыбалась, явно видя во мне такую же поклонницу Матисса, как и она сама.

Я подумала: «Почему у этой женщины такие сильные эмоции к художнику? Что есть в этих картинах, что вызывает её бурное восхищение?» Решила поднапрячься и понять.

Так как я сидела ближе к «Танцу», то именно его начала пристально рассматривать. Я знаю, что иногда для появления интереса (переходящего в любовь) надо сделать усилие и вчитаться в книгу, вслушаться в музыку, всмотреться в картину .

Я всматривалась в «Танец», и мысль моя усиленно работала. Огромное полотно (два с половиной на почти 4 метра), три краски (синяя, зелёная и красная), пять женских фигур. Танцуют, кружатся, извиваются, падают и воспаряют .

И чем дольше я смотрела, тем сильнее полотно оказывало на меня действие — оно завораживало и притягивало. Настолько, что хотелось на него смотреть, смотреть и смотреть досыта!

И вдруг . в груди и в голове стало светло и легко — изображение словно ожило. Оно вышло за пределы рамы, овладело пространством вокруг меня и вызвало желание включиться в общий танец, который и не танец вовсе, а движение вечности.

Фигуры неспроста женские, ибо именно женщины — символ возрождающейся жизни в её нескончаемом хороводе. Картина — не просто разрисованная плоская поверхность, она – выражение мироздания с его постоянством, надёжностью и верой в несокрушимость жизненного процесса.

Анри Матисс сознательно добивался такого настроения: «Все, что я хотел, это уравновешенного, чистого искусства, которое не беспокоит и не тревожит людей. Я хочу, чтобы каждый уставший, надорванный, изнуренный человек вкусил перед моей живописью покой и отдых».

Русский коллекционер Сергей Иванович Щукин познакомился с Матиссом в 1906 году и купил у него несколько произведений. Ученик Матисса Ганс Пуррман писал в письме к немецкому коллекционеру Карлу Эрнсту Остхаузу: «Некий господин из Москвы, у которого, говорят, большое собрание, скупил все, что только можно было, из вещей Матисса в Париже. Матисс получил от него крупные заказы».

К 1908 году в коллекции Щукина уже было 37 работ Анри Матисса, но весной того же года Щукин заказал художнику новую работу для украшения парадной лестницы в своем московском особняке (Знаменский переулок).

Матисс представил дом московского заказчика четырёхэтажным. В интервью газете «Нувель» он рассказал: «Я создал панно для интерьера дома в четыре этажа. Представляю себе гостя, входящего с улицы и поднимающегося по лестнице. Взгляду посетителя открывается второй этаж. Здесь мне хотелось создать ощущение легкости, поэтому первое панно посвящено ТАНЦУ. Это хоровод на вершине холма. Третий этаж – приемные покои. В тишине дома уже ощущается его атмосфера. Здесь я вижу сюжет на тему МУЗЫКИ, изображающий увлеченных мелодией персонажей. На четвертом этаже я задумал сцену отдыха с людьми, расположившимися на траве».

Читайте также  Автопортрет с сестрой, в. э. борисов-мусатов, 1898

Но особняк Щукина был двухэтажным, и панно «Танец» планировалось на один этаж. Уже после договоренности о «Танце» Щукин пишет Матиссу, что ему «нужно было бы ещё одно панно — сюжетом для него должна была бы быть музыка».

Художник предлагает панно Composition II» с изображением сцены отдыха, но Щукин всё таки предпочёл «Музыку»: «За «Танец» я плачу пятнадцать тысяч рублей, а за «Музыку» — двенадцать».

Матисс обрадовался и заказу и заказанной теме, так как очень любил танцы и музыку. Он рассказывал: «Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив».

Щукин одобрил сделанные к «Танцу» эскизы, а работа над «Музыкой» была долгой. Художник работал без предварительных эскизов, ища оптимальное решение темы прямо на холсте. Решение было найдено, и полотно «Музыка» стало исполнением заданной темы и образным дополнением темы танца.

Панно «Музыка» создано сочетанием тех же трёх красок — синей (небо), зеленой (земля под ногами) и красной (цвет восходящего солнца). Пять фигур (играющих и поющих мальчиков) соответствуют пяти танцующим.

Жизнь, она не только бесконечное движение («Танец»), но и звуки, наполняющие земное пространство («Музыка»). При рассматривании «Музыки» явственно слышится музыка, она — символ текучести и наполненности человеческой жизни, существующей вне времени и пространства. И в то же время «Музыка» ошеломляет своей вакуумной тишиной, несмотря на то, что рты у певцов исторгают голос, а инструменты изливают звуки.

В 1910 году оба полотна были готовы. Перед отправкой в Россию они были выставлены в Осеннем салоне, проходившем с 1 октября по 8 ноября 1910 года в Гран-Пале.
Картины в три цвета и с плоскостными изображениями обнажённых фигур ввергли публику в шок. Оглушённая необычностью изображения, публика не захотела ощутить глубинный смысл произведений и увидела лишь откровенную чувственность. На художника обрушилось общественное негодование, но художник в первые дни работы Салона уехал в Мюнхен на выставку исламского искусства, а после уехал на родину в Пикардию на похороны отца. Вся резкая критика досталась заказчику картин Щукину, который ежедневно посещал экспозицию. Его назвали собирателем хлама, декадентом и сумасшедшим.

Сергей Иванович испугался осуждения и отказался от картин. Прибыв домой и посмотрев на пустые стены парадной лестницы, он изменил своё решение. Отбил Матиссу срочную телеграмму о том, что передумал и забирает картины. Вдогонку послал письмо, в котором подтвердил своё решение: «Сударь, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».

Правда, прибыв в Париж, Щукин попросил художника закрасить на фигурах танцующих срамные места, абы их обнажённость не будоражила московскую публику: «Месье Матисс, ваши панно мне очень нравятся, но есть одна вещь, которая меня беспокоит. Видите ли, Москва – это Азия. И люди там не любят ню».

Также Щукин пояснил: «Я удочерил двух девочек-сестер. Боюсь, что люди скажут, что с моей стороны очень скверно позволять им видеть подобную живопись. Она мне действительно не совсем подходит. Картины великоваты для моего помещения.
Я бы просто попросил вас сделать то же самое шириной в один метр вместо трех. Панно это я поместил бы у себя в спальне, куда никто кроме меня не войдет».

Художник был не согласен: «Не может быть и речи, чтобы так поступить. Я над этим столько бился. Я не могу сделать реплику в один метр. Тогда исчезнет ритм. И все покажется безжизненным».

И удивлялся: «Владелец «Музыки» распорядился положить немного красной краски на фигуру второго персонажа, мальчика-флейтиста, который сидит, скрестив ноги. Он велел сделать это, чтобы скрыть признаки пола, которые обозначены в высшей степени скромно и только для того, чтобы завершить торс. Странные люди…».

Думаю, что Сергей Иванович Щукин всё же понимал, что, идя на поводу общественного мнения и заботясь о нравственности дочерей (крестьянских сирот Ани и Вари), его просьбы приведут к искажению смысла произведений. Ведь картины — это не просто танцующие (Танец) и играющие (Музыка), а само Движение, Действие, Звуки,. А обнажённость фигур — необходимый элемент естественности, как естественны мироздание, природа и её творение — человек.

Матисс уступил просьбе заказчика и закрасил кое-какие места в «Музыке», но закрасил акварелью – легко смываемой краской.

Обе картины были доставлены из Парижа в Москву в начале декабря 1910 года. Сергей Иванович повесил их не так, как мечтал художник (по одной на каждом этаже), а углом друг к другу.
Думаю, это правильное размещение, ведь картины, размещённые рядом, дополняют друг друга и усиливают своё художественное и смысловое значение.

Кстати, заказ Щукина был для Матисса первым крупным заказом, который поправил его материальное положение и позволил проститься с нехваткой денег.

К двум панно «напрашивалось» третье, которое художник называл «Купание» (или «Медитация»), но после скандала с первыми панно Щукин решил повременить с созданием третьего. Так что третье панно осталось только в эскизах и набросках.

Французский критик Луи Восель, увидев на выставке «Танец» и «Музыку», назвал живопись Анри Матисса (нарочитый примитивизм, экспрессия, яркость колорита, смелость контуров) дикой (от фр. «fauve» дикий), и стиль Анри Матисса и его последователей стал называться «фовизмом».

После революции коллекция французской живописи конца XIX — начала XX века С.И. Щукина была национализирована и поделена между ГМИИ им. Пушкина (Москва) и Эрмитажем (Спб.). Панно «Танец» и «Музыка» вместе с работами других импрессионистов попали в петербургский Эрмитаж (Главный штаб часть коллекции Эрмитажа), где я их и увидела.

Иллюстрация: Картины «Танец» и Музыка» Анри Матисса. Эрмитаж, Главный Штаб. Зал № 440. Фото Автора текста.

Откровенность яркого «Танца»

Известная картина Матисса «Танец» была создана в 1810 году. Это было достаточно больших размеров панно (260 см × 391 см) на холсте, написанное при помощи стандартной техники маслом.

Увидеть произведение искусства можно в Эрмитаже, одном из крупнейших музеев планеты, расположенном в г. Санкт-Петербург (Россия).

Новатор в живописи

Французского экспрессиониста Анри Матисса можно считать основателем новейшего стиля в живописи, который назвали «фовизм» (от французского слова «fauve» «дикий»).

Творчество ярчайшего живописца своего времени отличалось от классического искусства. Новизна и буйство красок в его картинах вызывали сильные эмоции, за что Анри и назвали «диким» художником. Все техники предшественников он отверг, начав свое творчество с разработки индивидуального почерка в живописи. Он экспериментировал с яркими красками, делая широкие мазки и работая со светотенями.

История рождения шедевра

Первым крупным заказом для Матисса стали большие панно для русского богача Сергея Щукина, который страстно любил искусство. Коллекционер подбирал оформление к своему московскому особняку, он пожелал увидеть необычные работы, посвященные музыке и танцам.

Мастерская наполнилась идеями и набросками. Аллегорические сюжеты, связанные с движением и музыкой, очень привлекали гениального мастера. Он считал, что именно в танце можно выразить жизненные ритмы.

Читайте также  Портрет мадемуазель ривьер, жан огюст доминик энгр

Создавая свой «Танец», Матисс зафиксировал ярчайший момент жизни. Осенний салон в Гран-Пале стал первым местом, где грандиозные панно для заказчика Щукина были представлены широкой публике. Зрители не просто недоумевали, некоторые были в ярости. Поклонники академических жанров были возмущены яростной и страстной обнаженностью танцевального экстаза. Бурная реакция современников и скандальная известность Анри Матисса не помешали потомкам, спустя годы, оценить творческий шедевр по заслугам. Невероятные картины Матисса произвела фурор!

Особенности стиля знаменитой картины

Матисс изображает реальность по-особенному. Танцующие фигуры выглядят, словно существа из параллельного измерения. Но невозможно не оценить их красоту и притягательность. Мастер оживил картину. При этом Анри использовал ряд деталей, оторвавшись от стереотипных догм:

  • тела танцовщиц не пропорциональны;
  • у женщин простые прически, волосы развеваются в танце;
  • отсутствие лиц, вместо них – простые мазки;
  • использование всего трех красок;
  • краски кладутся крупными мазками;
  • женские фигуры обводятся лишь четкими линиями, без моделирования света и объемов.

Новатор упрощал фигуры, предпочитая линии. В этом минимализме раскрывается великолепие действия.

Сюжет раскрывает энергию жизни

Сюжет картины Матисса «Танец» очень прост. Женщины, взявшись за руки, кружат в хороводе. Фоном являются лазурная синева неба и зелень изумрудного холма. Они очень яркие и кричащие. Третьим цветом является красный, который символизирует внутренний жар разгоряченных пылающих огненных женских тел.

Отсутствуют пропорции, художник не прорисовывал лиц. Смазаны образы, лишь развеваются на ветру волосы. Анри намеренно ушел от прорисовки деталей. Он рисовал не женские образы, а картину. У Матисса не было намерения писать людей, ведь он создавал танец.

Простые формы и никаких лишних деталей, гений зафиксировал мгновение жизни. Обнаженность тел несет ощущение первобытности, подобная первозданность отмечается на рисунках настенных росписей. Одновременно с этим чувством завораживает естественность женского благородного движения. Грациозные изгибы тел, раскрепощенная легкость танцующих показывают, насколько сильно наполнена картина звуками музыки. Соединившись в кружении хоровода, женщины замыкают круг. Их силуэты напоминают языки пламени, которые стремятся вверх, к синему небу. Люди словно излучают энергию Жизни, неся радость и оптимизм.

Мощный поток энергии настолько силен, что кажется, будто холст искрит. «Танец» Матисса будоражит, возбуждает и влечет.

О Музах великолепного живописца

Существует несколько версий о том, какое событие впечатлило Матисса на создание «Танца».

По одной из них, мастера вдохновила величайшая Айседора Дункан. Знаменитая балерина, вопреки канонам, взорвала балетный мир танцами со страстными эмоциями и неистовством.

Матисса мог впечатлить и русский балет Дягилева, сезоны которого проходили во Франции.

Исполнители фарандолы (провансальского народного танца) в «Мулен де ла Галетт» тоже могли внести определенную лепту в композицию панно.

В городке Коллиуре художник был очарован народными плясками. Возможно, именно они стали отправной точкой для творения «Танцев».

Анри Матисс биография великого реформатора живописи

Рыбки Анри Матисса

Биография художника Анри Жюльена Фелиса Руссо

«Танец»: почему картина Анри Матисса доводила публику до белого каления


Танец. Анри Матисс, 1910 год. | Фото: artelio.ru.
Анри Матисса называли «диким» художником, упростившим законы живописи донельзя. Публика возмущалась, критиковала новаторство художника, но при этом постоянно заказывала ему полотна. «Танец» (1910) года считается самой провокационной картиной художника. Обнаженные тела, «примитивное» изображение, широкие мазки – все это эпатировало и, в то же время, привлекало зрителей.

Портрет С. И. Щукина. Х. Крон. | Фото: beesona.ru.
В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул русский промышленник и коллекционер Сергей Щукин. Он сделал художнику заказ на несколько картин для украшения своего московского особняка. Щукину хотелось получить что-то эдакое на тему танца и музыки. Матисс с радостью согласился, ведь в его голове уже довольно долгое время зрела идея некой аллегории на танцы.


La Danse. Henri Matisse, 1910. | Фото: img0.liveinternet.ru.
При написании картины художник вдохновлялся русскими сезонами популярного на тот момент Сергея Дягилева, раскрепощенными танцами Айседоры Дункан, греческой вазовой живописью. Почти 4-метровое полотно изображали танцующих в хороводе девушек. Несмотря на то, что мастер упростил их изображение почти что до схематизации, все равно он смог передать экспрессию через цвета (хоть их было все три). Красный символизировал собой внутренний жар человека, объединяющий собой небо и землю, представленных синим и зеленым оттенками. Сам же хоровод олицетворяет экспрессию безумного XX века.


Музыка, Анри Матисс, 1910 год. | Фото: gallery.lariel.ru.
Кроме «Танца», художник написал картину в том же стиле «Музыка». Третье полотно под название «Купание, или Медитация» осталось незаконченным.

Перед тем, как отправить два полотна в Москву, их выставили на всеобщее обозрение в Осеннем салоне в Гранд-Пале. Несмотря на то, что в начале XX века художники, скульпторы и прочие творческие личности позволяли себе экспериментировать и переходить рамки дозволенного, картины Матисса вызвали бурю эмоций и негодования у публики. Простые небрежные линии, всего лишь три доминирующих цвета и (верх неприличия!) неприкрытые гениталии.


Художник Анри Матисс. | Фото: theredlist.com.
Сергея Щукина обвинили в безвкусице, назвали его собирателем мусора и чуть ли не сумасшедшим. Коллекционер испугался такого натиска и отказался забирать картины. Но уже через несколько дней, будучи на полпути в Москву, Щукин прислал Матиссу телеграмму с просьбой все-таки выслать ему картины. Он просил у художника прощения за свою слабость и трусость, но «причинные» места нужно было все-таки зарисовать.

После наступления Октябрьской революции и прихода к власти большевиков Сергей Щукин в спешке покидает Россию, но картины пришлось оставить. Полотна коллекционера отправились в Эрмитаж.


Картина «Танец» в Эрмитаже. | Фото: art-assorty.ru.
У Анри Матисса был весьма непростой характер, но справляться с душевными переживаниями ему помогала
русская муза Лидия Делекторская.

published on art-oboz.ru according to the materials kulturologia.ru

Related Categorized Posts

Изящные портреты художника, которого критики ругали за однобокость, а клиенты выстраивались к нему в очередь
Жанровая живопись Альфреда Стевенса. | Фото: Альфред Стевенс – художник, творивший во второй половине XIX века в Париже. Несмотря на то, что критики отмечали однобокость его творчества, картины мастера.

Живописец русской деревни: Почему имя Богданова-Бельского было незаслуженно забыто на родине
Н. П. Богданов-Бельский — живописец русской деревни.Работы этого художника пронизаны душевным теплом и спокойствием, а его самого называли живописцем русской деревни. Творчество Николая Богданова-Бельского совпало с переломным моментом в.

Притча о слепых Питера Брейгеля Старшего: Аллегория, которая заставляет задуматься
Слепые (Притча о слепых). Питер Брейгель Старший, 1568 год. | Фото: «Слепые» — одна из самых знаковых картин Питера Брейгеля Старшего. Считается, что она основана на одной из библейских.

Певец мрамора и женского изящества: «Античные» картины Лоуренса Альма-Тадема
Ожидание девушки. Лоуренс Альма-Тадема. | Фото: Работы этого художника хочется подолгу рассматривать, ведь в каждой картине столько света и беззаботности. Лоуренс Альма-Тадема считался одним из самых известных живописцев XIX.

Картины с «морозным настроением»: Очаровательные зимние пейзажи Клода Моне
Дорога в Живерни зимой. Клод Моне, 1885 год. | Фото: При изучении творчества импрессиониста Клода Моне, многим кажется, что художник отдавал предпочтение ярким краскам лета. Чего стоят одни только.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: