Картина «святой сергий радонежский», николай рерих — описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «святой сергий радонежский», николай рерих — описание

Картина «святой сергий радонежский», николай рерих — описание

Картины Н.К. Рериха

Святой Сергий Радонежский

Картина посвящена Спасителю земли русской Преподобному Сергию Радонежскому. На переднем планет величественная фигура Сергия. Он стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь собою от пожара, заслоняя её от беды. Символ трех кругов в общем круге вечности на Его одежде говорит о том, что Он спасает, охраняет и ведет Россию и в прошлом, и в настоящем и в будущем. Этот Знак указывает также на Его Высшие Знания. Тёмно-сиреневый цвет одежды говорит о высочайших качествах его духа — смирении, мужестве, устремлении, связи с Высшим. Его аура золотисто-белых тонов говорит о подчинении низших оболочек, о высокой духовной мощи. В руках Сергий держит храм — «Покров на Нерле», посвященный Святой Богородице. В своей жизни Сергий был удостоин встречи с Божьей Матерью. Видение Огненного мира, какое посетило Преподобного, очень редко встречается среди высоких подвижников, ибо выдержать этот Пламень может лишь тот, у кого на Земле оформлено Огненное тело. От этого посещения Сергий мгновенно поседел, а монах, находящийся рядом, пал ниц.

Светоч, Ты тьму сокруши, путь к победе, усейте, подковы,

Бой за боем на поле души, — ах ты поле моё Куликово.

Отче Сергий: мне Имя Твоё — Свет в ночи и копья остриё.

«Имя Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое имя в соборе, будет ли оно в книгохранилище, оно неизбежно пребудет в душе народной. Далеко за пределами церковного подвига строительное просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценный Ковчег Духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в сущности своей Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве други имён — сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности. Неприкосновенно и ярко донесло до нас время Великий Образ Святого Сергия.» (Н.К.Рерих. Твердыня пламенная)

Картина написана в 1932 г., когда Рерих чувствовал реальную угрозу войны. Образ Святого Сергия для художника — выражение духовности, трудолюбия и ратного подвига русского народа. Это полотно- отклик на своевременно почувствованную опасность, нависшую над Родиной и выражение уверенности в конечной победе России. На картине использованы некоторые принципы иконописи. Сергий изображён в полный рост, крупным планом. Внизу была надпись, сделанная славянской вязью: «Тебе, трижды суждено спасти Россию. Первый раз при Дмитрии Донском; второй раз в Смутное время; третий раз . » Многоточие красноречиво говорило о том, что имел в виду

Н.К.Рерих. В тридцатые годы Мастером написан ряд картин, посвященных Преподобному Сергию: Храм Сергия, Сергиева пустынь, Часовня Сергия и другие.

«Иже успеет услышать своего духа голос, над бездною вознесётся». Так говорил Сергий. «И ушедший в леса не может слышать речь людскую. И на ложе уснувший не услышит птичек Солнца возвестников. И чуду явленному молчащий откажется от глаза. И молчащий на брата помощь, занозу из ноги своей не вынет». Так говорил Сергий.

Сверканье звезд. И вышина деревьев, устремленных к небу.

Надземное слилось с земным, и Сердце было местом встречи.

Восстала подвигом одним из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно, что процветает, к срокам зрея.

Незримое — воплощено, неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты на Землю сходит в вихрях Света

Тот Храм, который держишь Ты в Руке, на благо всей планеты!

К Сергию пришел святитель Алексей с вопросом — что делать? Сергий ответил: «Помоги земле Русской». Когда Сергия спросили крестьяне — что делать? Он ответил: «Помогите земле Русской». Когда Минин обратился к Сергию, тогда пришел ответ: «Помоги земле Русской!» (Криптограммы Востока)

Самые известные картины Рериха о Древней Руси

Имя выдающегося мирового культурного деятеля, русского художника, писателя, путешественника Николая Константиновича Рериха вписано золотыми буквами в анналы русской и мировой культуры. Пакт Рериха, подписанный в 1929 году многими государствами, действует в защиту мировых культурных ценностей. За свою плодотворную творческую жизнь художник написал более 7 тысяч картин, выполнил множество театральных декораций и рисунков. Произведения Рериха узнаваемы и ценятся во всём мире. Они воспевают силу человеческого разума и красоту природы. Исторические картины Рериха сильны своим непередаваемым колоритом и визуализацией жизни древней Руси.

Древняя Русь в картинах Рериха:

Заморские гости (1901)

Откроет на список на most-beauty яркое историческое полотно И. Рериха «Заморские гости». Оно наполнено солнцем и криками чаек. Синие волны рассекает череда нарядных ладей, холмистые берега встречают заморских гостей тишиной и спокойствием. Теме путешествий из варягов в греки Рерих посвятил несколько работ. Это одна из самых популярных историй — приглашение править Русью Рюрика с варягами.

Торжественность и богатство каравана чужеземцев несёт не угрозу, а процветание безлюдным берегам. Позы воинов, одетых в латы, расслаблены. Они просто любуются окружающей красотой земли.

Ростов Великий (1903)

Николай Рерих одним из первых воспел величие и сказочную красоту древней русской архитектуры. Картина «Ростов Великий» была написана во время путешествия по древним местам России. Археология и история страны всегда привлекали художника. Уже тогда его беспокоило состояние, обветшание исторических объектов. Художник изобразил древний город сказочным, величественным, словно парящим над землёй.

Свинцовое небо нависает над городом, позволяя редким лучам солнца пробиваться сквозь тучи. В этих лучах мощные стены и башни с бойницами сияют ослепительной белизной. Рерих посвятил этой русской твердыне с её потрясающей архитектурой целую серию живописных работ.

Кстати, о самых красивых городах России на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья.

Поморяне. Утро и Поморяне. Вечер (1907)

Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу.

Вечер полон загадок и преданий. Маленькая группа людей греется у костра, а вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебстве и бесстрашных героях.

Великая Жертва (1910)

Балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» в постановке Дягилева был сказочным действом. Во сне композитору привиделся священный круг, в котором старцы наблюдают за предсмертным танцем юной красавицы. Её жизнь обещана в жертву богу весны, чтобы новый год был богатым на урожай. Стравинский поручил воплотить в жизнь этот замысел Рериху, на тот момент уже именитому театральному художнику.

Эскиз к балету «Великая жертва» изображает замысел композитора. На холмах северных островов, среди каменных лабиринтов восемь старцев распалили жертвенный огонь. Промозглый ветер несёт тучи над их головами, а от зелёного мха веет холодом. Для прихода весны необходима жертва, старцы готовятся принести её капризному божеству.

Сеча при Керженце (1911)

Рерих выполнял эскизы к различным театральным постановкам, создал гениальные эскизы к операм Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». А также для второй оперы был выполнен эскиз театрального занавеса для русского театрального сезона в Париже. Перед изумлённой публикой возникло огромное панно, на котором в битве сошлись татары и русские воины. Звучная зелень, огненные оттенки красного вырвались наружу и под звуки музыки битва ожила. Этот занавес вызвал бурю восторженных эмоций, зрителей восхитил русская самобытность, неповторимый стиль Рериха.

Небесный бой (1912)

Картина «Небесный бой» написана в стиле символизма. Небольшие размеры (66×95 см) и скромные материалы исполнения (картон и темпера) не могут принизить величие картины, которая изображает буйство природы в небесах. Массивные облака сошлись над низким горизонтом в клокочущей битве. Верхние облака освещены Солнцем и от них исходит мощное сияние. Нижние слои синих и сиреневых туч клубятся, быстро несутся над землёй. Художник мастерски воспроизвёл величие, непередаваемую красоту природы русской земли.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о удивительно красивых местах России.

Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится (1914)

Для этой картины Рерих выбрал картон и темперу. Эти натуральные материалы подчёркивают простоту и праведность героя картины. Бескрайние просторы русской земли с её лесами, могучими реками, по которым плывут корабли и лодки, благословляет крестом блаженный Прокопий Праведный, покровитель торговых, путешествующих людей. Картина написана в канун Первой мировой войны и является гимном стойкости, духовного богатства России.

Читайте также  Кораблекрушение, уильям тёрнер - описание картины

Ведунья (1916)

Как выглядит баба Яга? Мало кто знает. Картина Рериха «Ведунья» представляет своим зрителям вариант, как могла выглядеть эта сказочная героиня. Сгорбленная старушка в живописном наряде с клюкой бродит по холмистым лугам, ищет целебные, приворотные травы. Прекрасный бескрайний пейзаж, яркий образ ведуньи приглашает в сказочный мир Рериха, невообразимо прекрасный, чарующий и волшебный.

Святой Сергий Радонежский (1932)

Сергий Радонежский — духовный покровитель России, который жил в тревожное время ордынского ига в XIV веке. Он был противником распрей, духовным инициатором Куликовской битвы. Главный подвиг Сергия Радонежского — поднятие боевого народного духа на борьбу с поработителями. Н. Рерих изобразил момент благословения святым Сергием русского воинства на битву с монголо-татарами. В его руках платок с символом единения трёх начал и белокаменная церковь — символ будущего величия России. Над головой старца — Всевидящее Око Бога Отца, для которого открыты все тайны.

Внизу картины Рерих выполнил витиеватым древнерусским шрифтом пророческую надпись, которая гласит, что святой Сергий Радонежский трижды должен спасти Россию. Первый раз — от ига, второй раз — в Смутное время при Минине и Пожарском, а в третий раз… В преддверии Великой Отечественной войны это действительно было пророческими словами.

Поход Игоря (1942)

В годы создания картины «Поход Игоря» Рерих жил в Индии, а на его родной земле в это время бушевала страшная война. Эта картина звучит как набат, с призывом объединиться и подняться всеми силами на защиту Отечества. На полотне изображён момент, когда князь Игорь отправляется в поход на половцев. Его войско выступает во время солнечного затмения, тревожного знака, предвещающего поражение.

Причиной трагичного исхода битвы была междоусобица. Только единство, сплочённость поможет уничтожить врага. Несмотря ни на что, русские воины идут в поход, чтобы в бою отстоять свою землю.

Послесловие

Это была лишь малая часть прекрасных картин Рериха о Древней Руси. Но мы на этом не останавливаемся. Ниже вы увидите ещё несколько знаменитых картин российского художника, не связанных с темой Древней Руси. Кроме того, советуем вам посмотреть на статью, посвященную таинственной Шамбале, которую писал Николай Рерих в своих работах.

Картина «святой сергий радонежский», николай рерих — описание

Известный философ-священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, “чудного старца, святого Сергия”». Похожую мысль высказывал писатель Евгений Поселянин: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Действительно, наверное, нет другого святого, чье житие и подвиг были настолько тесно связаны с историей не только Русской Церкви, но всей России.

Игумен земли Русской — так называют преподобного Сергия. И это не просто эпитет. В этих словах выражено чувство любви православных русских людей к Радонежскому игумену и его монастырю. Каждый человек может видеть в преподобном Сергии наставника и руководителя. Священник увидит пример истового служителя и вдохновенного молитвенника, удостоившегося сослужения Ангельских сил во время Литургии. Монах — образ для подражания в уединенной жизни, молитве и послушании. Даже будучи игуменом, авва Сергий продолжал служить своей братии, почитая себя последним в монастыре. Любая православная семья найдет в жизни святого пример взаимной любви, воспитания детей. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские — родители Преподобного — привили сыну веру и любовь к Богу. От них ему передалось желание истинной христианской жизни и простоты. Даже ребенок увидит в отроке Варфоломее — таково имя Преподобного в миру — обычного мальчика, которому далеко не все давалось с легкостью. Лишь вера и упование на помощь Божию помогли ему не отстать от своих сверстников.

О жизни и подвиге святого Сергия Радонежского и истории основанного им монастыря написано очень много книг. Но сегодня хотелось бы обратиться к житию Преподобного, рассказанному художниками.

Все мы привыкли к иконописным изображениям Радонежского игумена, но образ его подвижнической жизни дошел до нас не только в виде иконы. Житием Преподобного вдохновлялись и художники, через свои произведения желавшие выразить внутренний духовный мир великого святого. Одним из самых плодовитых авторов на этом поприще является Михаил Николаевич Нестеров (1862-1942). Среди его картин немало работ на церковную тематику. Но совершенно особое место в его творчестве занимает Радонежский игумен. Это признавал и сам Михаил Николаевич. Его величайший шедевр — «Видение отроку Варфоломею».

Эта картина — не просто веха в творчестве великого русского художника, это веха его жизненного пути. Михаил Николаевич однажды сказал: «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Картина рассказывает о чуде, когда по молитве старца отроку Варфоломею открылась книжная мудрость, и он стал читать. Тяжело было юному сердцу переносить строгие укоры учителя и насмешки сверстников, видевших, что Варфоломею не дается книжная премудрость. Но гораздо сильнее отрока печалило то, что он не может сам читать Слово Господне. И вот, после встречи со святым старцем, он получил исполнение того, о чем горячо молился.

Вглядимся еще раз в фигуру смиренного отрока — молитвенная поза, благоговение перед старцем-схимником, кротость и упование на Бога. Таким Преподобный оставался всю свою жизнь. Тот же исполненный смирения отрок предстает перед нами и на других работах М.Н. Нестерова: «Юность преподобного Сергия», «Святой Сергий Радонежский» и «Труды преподобного Сергия».

Здесь к нам обращен уже повзрослевший Сергий, вкусивший первые трудности отшельнической жизни. Но не горе и усталость выражает его взгляд, а радость от пребывания с Богом. Непроходимые леса стали для него родным домом, дикие животные — ближайшими друзьями. Однажды к келье святого пришел ослабевший от голода медведь, которому преподобный Сергий отдал свою краюшку хлеба.

Следующая картина Нестерова показывает нам преподобного Сергия в монашеском одеянии. Кроткий и спокойный взгляд святого, обращенный к зрителю и одновременно устремленный ввысь, к небу, словно призывает за собой. Посох в руке и виднеющиеся вдали постройки говорят нам, что святой Сергий уже руководит собравшейся вокруг него братией. Его подвиг стал известен, и многие люди обращаются к нему за духовным советом.

А вот Преподобный за работой вместе с братией монастыря. Он не хотел выделяться среди других и всегда сам подавал пример послушания и строгости монашеской жизни. Когда братия просили его стать игуменом, он ответил: «Желаю лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!».

Наравне с другими авва Сергий выполнял монастырские работы, сам строил деревянные келии, таскал и пилил бревна, носил воду, пек хлеб и готовил пищу, шил одежду. Всегда он ходил в одной и той же одежде, в любую погоду — в зной и в холод. Он смирял свое тело, но дух его возрастал все больше и больше.

Таким представлял Сергиеву обитель Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933): деревянный храм, кельи, монастырские послушания. Может быть, один из трудящихся монахов — сам Радонежский игумен?

М.Н. Нестеров и А.М. Васнецов — имена этих русских художников известны всем. Но дело, начатое ими, продолжается и сейчас. Житие преподобного Сергия вдохновляет наших современников. Замечательная картина, рассказывающая о чуде воскрешения умершего мальчика, принадлежит кисти Натальи Климовой.

Крестьянин везет тяжело больного сына в лес к живущему там игумену Сергию, совершающему чудеса по своим молитвам к Богу. Но мальчик умирает… Картина передает сам момент чуда — воздетые в молитве руки старца, крестьянин, входящий в его келью с гробом в руках. Омраченный горем отец еще не увидел сына, его мысли о другом, но через мгновение безутешное горе сменится радостью.

Читайте также  Картина васнецова "иван-царевич и серый волк", 1889

Это работа художника Сергея Ефошкина «Чудо о птицах». «Сергий, ты молишься о своих учениках, и молитва твоя услышана. Посмотри, видишь, сколько монахов собирается под твое руководство!» — однажды услышал во время молитвы Преподобный. После этого он увидел необыкновенный свет с неба и множество прекрасных птиц на крышах и на дворе монастыря. Эта картина передает чудесное откровение Божие святому Сергию о судьбе Троицкой обители. Птицы — это все те, кто продолжает собираться под сводами кельи Преподобного, чтобы последовать его примеру монашеского подвига.

Но вновь вернемся в прошлое. Автор знаменитого «Военного совета в Филях» Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) написал картину другого военного совета. Это совет великого князя Дмитрия с преподобным Сергием перед Куликовской битвой с полчищами хана Мамая. Мы видим смиренно склонившуюся голову великого князя и благословляющую руку Игумена земли Русской…

«Иди, не бойся. Бог тебе поможет», — слышит князь из уст Преподобного. Два воинства соединились друг с другом — воинство земное просит помощи у воинства, посвятившего себя служению Богу. Меч в руках князя Дмитрия, меч духовный — Крест Христов — в руках преподобного Сергия. Не в силе Бог, а в правде… Тот же сюжет у современного нам автора — священника Сергия Симакова.

Картина «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» — Преподобный благословляет князя, посылая в его войско двух монахов-богатырей Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Не кольчуги и щиты украшают иноков — монашеские ризы и твердая вера в Бога.

Преподобный Сергий преставился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 года. Его жизненный путь — от смиренного отрока до старца, перед которым склоняли головы князья. Авва Сергий обращается к нам через свое житие, через иконы и, как мы увидели, через картины. Если он — Игумен земли Русской, то все мы — его верные чада, внимающие его словам. Жизнь преподобного Сергия — это жизнь человека в Боге. И как это ни странно, ушедший в глухие леса подвижник оказался настолько близок и к тем, кто жил в одно с ним время, и к нам, живущим через семь веков после него. Почему? Ответ очень прост: чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим — к тем, кто нуждается в его помощи и живом примере.

На картинке: Святой Преподобный Сергий, Игумен Радонежский, Чудотворец.

Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых и любимых русским народом святых. Икону этого великого праведника можно встретить во многих современных храмах. Старец прославился как чудотворец, пророк, истинный поборник православной церкви. Также он способствовал развитию российского государства и обустройству монашеских обителей. Сергия Радонежского считают выдающейся исторической личностью, человеком, благодаря которому русский народ сумел обрести дар истинной веры, познать ее глубокое значение и уверовать в свое спасение во Христе.

Биография и дни памяти святого

До принятия пострига праведник носил имя Варфоломей. Сведения о нем содержатся в житии, написанном Епифанием Премудрым в 1417–1418 гг., а также в работах афонского иеромонаха Пахомия Серба. Один из величайших русских святых родился в 1322 г. Его родители, ростовские бояре, со временем обеднели, и семья переехала жить в Радонеж.

Уже в детстве Варфоломей решил безраздельно посвятить себя Богу. Примером для него стали отец с матерью и старший брат, которые приняли монашество. Повзрослев, он отправился в Хотьково, где после пострига получил иноческое имя Сергий.

В 1337 г. был основан Троице-Сергиев монастырь, в котором богоугодник стал игуменом. Здесь Сергий Радонежский трудился наравне с остальными монахами, строжайшим образом соблюдал все посты, неустанно усмирял свою плоть. Кроме Троице-Сергиевой обители, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Георгиевский на Клязьме и другие. Настоятелями в них стали его преданные ученики.

Преподобный выступал за строгость в монашестве. Он запрещал инокам владеть частным имуществом, призывал отдавать все имеющееся на пользование братии. Этот святой стал инициатором общежитийного устройства монастырей, которому последовали многие обители на русской земле.

В течение своей жизни Сергий Радонежский совершил множество чудес. Старец прославился исцелениями, пророчествами и воскрешениями. Именно он благословил Московского князя Дмитрия Донского на проведение Куликовской битвы, которая способствовала свержению золотоордынского ига на Руси.

В преклонном возрасте с преподобным произошло незабываемое событие. Однажды праведнику явилась сама Богородица и пообещала свое покровительство. Этот случай запечатлен на одной из его икон.

Святой дожил до глубокой старости. Будучи озаренным духовно, он заранее знал время своей кончины. Сергий Радонежский почил 25 сентября 1392 г. После того как он покинул этот мир, у его гроба начали происходить удивительные чудеса и исцеления.

Сергия Радонежского канонизировали очень быстро – еще при жизни людей, которые знали его лично. Подобный случай считается в православии очень редким. В 1422 г. были обретены нетленные мощи святого. Они находятся в Сергиевом Посаде, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Днями памяти выдающегося подвижника являются 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых), 6 июля (Собор Владимирских святых), 18 июля (Обретение мощей), 19 июля (Собор Радонежских святых), 8 октября (Преставление Божьего угодника).

Немного об иконе и мощах Сергия Радонежского (Троице-Сергиевая Лавра)

Известен один удивительный случай, касающийся обретения мощей. Когда святой умер, при монастыре началось строительство нового храма. И когда данный процесс находился в самом разгаре – один прихожанин увидел самого Сергия. Про это христианин сообщил в храме и сказал, что святой просит извлечь его тело из воды и земли.

Монахи не стали игнорировать прошение святого. А когда гроб был поднят наверх – оказалось, что в нём действительно присутствовала вода. Но что больше всего впечатлило всех вокруг – несмотря на то, что святой старец умер тридцать лет тому назад, его тело с одеждой сохранились в полностью первоначальном виде.

Впоследствии паломники со всего земного шара начали приезжать сюда, чтобы прикоснуться и своими глазами увидеть эту удивительную святыню. Для кого-то мощи Сергия оказали телесную помощь, а для других – душевную.

С другими ликами с мощами святого можно ознакомиться в большом количестве московских храмов.

Развитие иконографии

Иконография святого основывается на его жизнеописаниях. Она достаточно многочисленна и разнообразна. Образы Сергия Радонежского встречаются в иконописи и в храмовых росписях (фото изображений праведника):

Первая икона чудотворца была написана вскоре после его кончины. Ее создали в 1392 году.

После обретения мощей Преподобного был изготовлен шитый надгробный покров (плащаница). Он в точности воспроизводил индивидуальные черты внешнего облика святого и стал основой для всех последующих изображений. Сегодня плащаница хранится в государственном историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада.

В начале XV века была создана икона «Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении преподобным Сергием Радонежским». Она стала одним из самых выдающихся изображений святого в русской иконописи.

В последующие годы распространение получили житийные иконы чудотворца. Такие картины не только имеют под собой историческую основу, но и несут назидательное значение. Толкование изображенных на них сюжетов позволяет извлечь глубочайший смысл, учит верующих следовать прижизненным принципам великого праведника.

Одной из лучших житийных икон преподобного Сергия Радонежского считается картина, созданная мастером Феодосием в 1510 году. На ней богоугодник изображается в центре, в ковчеге. Вокруг его фигуры присутствуют уменьшенные фрагменты, показывающие основные эпизоды из жизни молитвенника. Количество таких сценок на житийных изображениях может варьироваться от 9 до 36.

В XVII столетии старца стали изображать иначе – с удлиненными пропорциями фигуры. В начале XX века была создана икона «Собор всех святых в земле Российской просиявших», где Сергий Радонежский изображался среди своих учеников и последователей. Ее автором стала монахиня Иулиания, принимавшая участие в восстановлении Троице-Сергиевой лавры. Существуют парные иконы, на которых богоугодник изображен со своими духовными наследниками, жившими спустя несколько столетий после него. Одна из самых известных – картина, где он предстает вместе с Серафимом Саровским. Известно, что этот святой старец относился к Сергию Радонежскому с особым почтением и завещал положить в свой гроб его финифтяное изображение.

LiveInternetLiveInternet

В июле 2014 года отмечалось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, чье имя знакомо большинству россиян. Сергий почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Это исключительно яркая историческая личность , и неудивительно, что многие художники обращались и обращаются к его образу.

Читайте также  Картина "паралитик", жан-батист грёз, 1763

Наверное, самые известные работы, посвященные Сергию, принадлежат художнику Михаилу Васильевичу Нестерову. За свою долгую творческую жизнь он создал цикл произведений, посвященных жизни и деяниям святого. Сам художник говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Первым произведением цикла стала картина «Видение отрока Варфоломея», написанная в 1889-1890 годах.

М. В. Нестеров. «Видение отрока Варфоломея»

Сюжет картины основан на «Житии пре­подобного Сергия», составленном учеником Сергия Епифанием Премудрым. В семилетнем возрасте отрока Варфоломея (так в миру звали Сергия) отдали учиться вместе с двумя братьями — Стефаном и Петром. Братья учились успешно, а Варфоломею грамота не давалась. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошёл к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: «Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость. (Подробнее об этой картине можно прочитать здесь).

Далее последовала картина «Юность преподобного Сергия» (1892-1897гг.). Здесь перед нами уже повзрослевший Сергий, испытавший первые трудности отшельнической жизни. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келью, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но Стефан не выдержал трудностей житья в пустынном месте и ушел в один из московских монастырей. Сергий остался один. Однажды к хижине святого пришел голодный медведь. Преподобный понял, что зверь голоден, и вынес ему краюху хлеба. Съев угощение, медведь удалился в лес, но с тех пор часто стал приходить к келье святого. А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение.

Фигура Сергия Радонежского изображена на невысоком лесном пригорке, на фоне деревянной часовни, среди птиц и зверей.

Художник и художественный критик А.Н.Бенуа (1870–1960) называл этот пейзаж «целой поэмой северного леса».

М. В. Нестеров. «Юность преподобного Сергия»

В 1337 году Варфоломей принял пострижение в монашество с именем святого мученика Сергия. Постепенно он стал известен другим инокам. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Именно таким видим мы святого в триптихе «Труды преподобного Сергия» (1897 г.).

М. В. Нестеров. Триптих «Труды преподобного Сергия», центральная часть

М. В. Нестеров. Триптих «Труды преподобного Сергия», левая и правая части

Произведение «Преподобный Сергий Радонежский» (1899 г.), завершает «Сергиевский цикл» Нестерова.

Галина Подольская: Единство реверса и аверса духа. Николай Рерих и Сергий Радонежский

Написал Выпускающий редактор
Статья просматривалась 1 741 раз(а)

Единство реверса и аверса духа.
Николай Рерих и Сергий Радонежский

Галина Подольская

24 декабря в 18.00 в Бат-Яме в Украинском Культурном Центре состоится выставка копий работ Николая Рериха, выполненных на холсте цифровой печатью.

Серия представленных в экспозиции работ создавалась художником с 1922 по 1947 гг. и отражает пантеон христианских святых, главное место в котором отведено Сергию Радонежскому. 2015 год — год 140-летия со Дня рождения Николая Рериха и 700-летия Сергия Радонежского. Мир нов и вечен. И качества святого сподвижника, отмеченные Рерихом на полотнах 1920-1940-х гг. оказываются более актуальными сегодня. Это, прежде всего, любовь к труду во имя общего блага, нестяжание власти, формирование высоких духовных качеств, как пример для собравшихся вокруг него монахов и простого люда, правителей и князей. При этом Рерих подчеркивает разносторонний труд: физический, душевный и духовный, как преобразующее начало в каждом человеке независимо от его национальной и религиозной принадлежности. Недаром многие представленные картины составили серию «Знамена Востока», в которую вошли строители общего блага: еврейского народа — «Моисей Водитель», китайского — «Конфуций Справедливый» и «Лао-Цзе», мусульман — «Магомет на горе Хира», славянского — «Святой Сергий Радонежский» и другие.

Несколько вариантов картин представляют «Сергий Строитель». Очевидно, что подвижник Сергий прекрасно владеет древним топором — секирой, благодаря которому он сложил первый храм. Когда человеку предстоит сделать правильный выбор в своей жизни, ориентиром ему может служить «Часовня Святого Сергия на перепутье». Преображателями сознания человеческого, ориентирами в хаосе жизни встают «Святой Сергий Радонежский» и «Святой Франциск», «Ярослав Мудрый» и «Моисей Водитель» на полотнах Рериха. Нужно отметить, что Сергий Радонежский явился продолжателем славных традиций средневекового киевского монашества, древней Киевской Руси — Преподобных Антония и Феодосия Печерских — основателей Киево-Печерской лавры, памятника архитектуры древнего Киева. Как известно, Рерихом-студентом была задумана серия работ: «Начало Руси. Славяне». Первая картина этой серии «Гонец» явилась дипломной работой, приобретенной Павлом Третьяковым для своей галереи. Данный цикл связан непосредственно с Киевской Русью. И работа «Гонец» также представлена на выставке.

Идея сохранения и охраны Культуры, предложенная Николаем Константиновичем Рерихом, завершившаяся подписанием международного Договора в Вашингтоне, в Белом Доме, президентом США Рузвельтом в 1935 г., наиболее мощно воплощена в картине «Мадонна Орифламма». Следующий год очередной Памятной даты — мир будет отмечать 80-летие Пакта Рериха. Представлены на выставке и архитектурные работы Рериха, и картины из серии «Святые» («Санкта»), которые связаны с именем Сергия Радонежского. В заключение приводим слова Николая Рериха:

«Святой Сергий… Каждое упоминание этого священного имени повелительное зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонялся бы перед образом Преподобного, когда вы расскажите о трудах Его».

То, что выставка проводится в помещении Украинского культурного центра, не случайно. Связи с Украиной в семье Рериха начались, когда будущий художник был отроком. Его отец, Константин Федорович Рерих, известный петербургский нотариус, был одним из основателей и автором юридического устава Петербургского Общества Т. Г. Шевченко. На Украине находятся православные храмы с уникальной художественной мозаикой Н. К. Рериха. Один из храмов — Покрова Пресвятой Богородицы находится в селе Пархомовка, под Киевом, второй — Троицкий храм, на территории Почаевской лавры, под Тернополем. Именно из детства завязались крепкие связи с Украиной, многие очерки и картины, наброски и этюды Рерих посвятил Украине.

Девятого октября 2014 года во всем мире отмечали памятную дату — 140-летие со дня рождения Николая Рериха. Выдающийся, всемирно известный художник, писатель, учёный, философ, археолог, путешественник, автор Международнго договора об охране культурных и научных ценностей (Пакта Рериха) написал более семи тысяч картин. К юбилею Национальным банком Украины была выпущена монета номиналом две гривны, в серии «Выдающиеся личности Украины». На аверсе — Покрова Пресвятой Богородицы, по мотиву мозаики Рериха. На реверсе — портрет Николая Рериха с книгой «Кобзарь» в руке Тараса Шевченко.

Выставка организована Одесским Домом-Музеем им. Н. К. Рериха и его филиалом в Израиле, а также журналом «Лига Культуры» — совместным изданием Одессы и Израиля. Выставка открывается 24 декабря и будет работать в течение месяца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: