Картина "синий всадник", василий васильевич кандинский - JEKATERINBURG.RU

Картина «синий всадник», василий васильевич кандинский

«Синий всадник» Кандинского и Франца Марка

Франц Марк — Святой Жюльен — 1913
Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке

Художественное объединение «Синий всадник» — одно из самых звездных и стремительных, дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего три года: с 1911 по 1914 год. Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всех искусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, о самодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи. Здесь объединились уникальные универсальные художники, одинаково блестяще работающие кистью и пером. Здесь лучшие представители нового искусства писали революционный альманах «Синий всадник», не требуя гонораров и поощрений.

Василий Кандинский — Синий всадник (обложка альманаха)

Художники, создавшие «Синего всадника», в искусствоведческих учебниках все сплошь числятся немцами, хотя простой перечень имен и фамилий в этом факте совсем не убеждает. Все они, русские, швейцарцы и немцы, съезжались в Мюнхен, художественную Мекку начала XX века, чтобы сначала изучить основы живописи, а потом их навсегда изменить. Для каждого участника «Синего всадника» эти три года, один альманах и две выставки оказались по-разному знаковыми и важными. На портретах времен «Синего всадника» все они выглядели бы совсем по-разному.

Блестящий юрист Кандинский увидел на выставке импрессионистов в России «Стог сена» Моне, отказался от профессорской должности и приехал в Мюнхен учиться живописи. Ему было больше тридцати лет, он еще ничего не умел и совсем не был похож на художника.

До и после «Синего всадника» Кандинский умудрился затеять и поучаствовать в нескольких грандиозных проектах в разных странах («Фаланга», Новое мюнхенское объединение художников, Свомас и Вхутемас, Баухауз). Он прожил семьдесят четыре года — уникальная везучесть для художников его поколения. И «Синий всадник» был хоть и важной в его творческих поисках затеей, но далеко не единственной.

Франц Марк и Василий Кандинский

Вспоминая эти три года перед Первой мировой войной, Кандинский говорил:

«Синий всадник — это мы двое, Франц Марк и я».

Начиналось все с альманаха — увлеченные поисками связей между музыкой, театром и живописью, Кандинский и Марк задумали обозначить эти связи в новом авангардном журнале. Мечтали, что он будет выходить в Мюнхене, Париже и Москве. С названием тоже все оказалось просто:

«Мы оба любили синий цвет. Я — всадников, а Марк — лошадей».

Идеей великого синтеза и чистого эмоционального искусства бредил именно Кандинский — это он написал книгу «О духовном в искусстве», это он мечтал вытащить русский лубок и баварскую подстекольную живопись в один ряд с академическим искусством, это его картина «Импровизации» потрясла Франца Марка на выставке «Нового мюнхенского объединения художников». Наконец, это Кандинский первым в истории мировой живописи создал абстрактную картину. Он мог самозабвенно растить картошку и цветы в тихом городке Мурнау и с тем же азартом устраивать авангардные выставки в городе философического искусства Мюнхене.

Василий Кандинский — Первая абстрактная акварель

Василий Кандинский — Пейзаж с красными пятнами

Франц Марк был тем единственным человеком в Баварии, который принял и понял выставку «Нового объединения художников» в 1910 году. Каждый вечер после закрытия галереи ее владелец очищал полотна от плевков, а юный художник Марк из тихой деревушки написал письмо Кандинскому, в котором восхищался смелостью и силой представленных на выставке работ.

Тогда они не познакомились, это случится только год спустя. За это время с 1910 по 1911 Марк вполне уже нашел свой путь, успешно провел первую персональную выставку и обзавелся коллекционером-покровителем, который выплачивает художнику ежемесячное пособие в обмен на право первым покупать понравившиеся картины.

Вдохновленный идеями Кандинского о «синтетической книге», Марк становится вторым главным редактором будущего альманаха и пишет три небольших эссе, которые открывают журнал.

Франц и Мария Марк, Бернхард Келер, Генрих Кампедонк, Томас фон Гартман и Василий Кандинский

Франц Марк — Волки (Балканская война) — 1913

Живопись Марка уникальна, не поддается никакой классификации и не вмещается в узкие термины. Художник, всю жизнь писавший животных как символ чистоты и гармонии, он не был в чистом виде ни анималистом, ни экспрессионистом. Он не смотрит на животных со стороны, а смотрит на мир их глазами, он не ищет надлома и напряжения в сюжетах, а тоскует по утерянной человеком гармонии и ищет «внутреннюю правду вещей».

Франц Марк — Судьбы животных — 1913

Франц Марк — Башня синих лошадей — 1913

«»Синий всадник» — это были мы двое: Франц Марк и я. Мой друг погиб, и мне одному не хотелось бы предпринимать что-либо», — сказал Кандинский в ответ на предложение одного из немецких издателей выпускать альманах уже в послевоенные годы.

«Синий всадник» погиб вместе с Марком в страшном сражении под Верденом (из биографии Марка).

Пауль Клее до «Синего всадника» как художник был совсем одинок и никем не признан, в том числе самим собой. Даже когда он окончил Мюнхенскую академию художеств, прочитал сотни книг о живописи и начал писать сам, Клее продолжал жить в тихой Швейцарии и работать в муниципальном оркестре. Живопись остается для него робкой мечтой и увлекательным экспериментом.

Клее на протяжении всей жизни оказывался внутри очень мощных течений и идей, но всегда оставался уникальным художником, не подвергался никаким влияниям. Так было и в недолгую эпоху «Синего всадника» — переехав из Берна в Мюнхен, художник наконец-то попадает в окружение единомышленников. Здесь, в Мюнхене (а уже давно не в Париже), в эти годы бушует самая насыщенная художественная жизнь. Именно в Баварской столице лавина нового «чистого» искусства сносит рамки академической косности и стирает границы между временами и странами.

Василий Кандинский и Пауль Клее

Пауль Клее и Василий Кандинский были однокурсниками еще в Мюнхенской академии художеств, потом участниками объединения «Синий всадник», а несколько лет спустя — преподавателями знаменитого Баухауза. Между занимательными беседами о судьбе современного искусства они любили музицировать вместе: Кандинский — на фортепиано, Клее — на скрипке.

Пауль Клее — Цвета и формы

Пауль Клее — Воспоминания о саде

У Августа Маке не оказалось времени для многочисленных проектов и художественных течений, он прожил всего двадцать семь лет и погиб во время Первой мировой войны. И всю его недолгую творческую биографию можно смело разделить на «до Синего всадника» и «Синий всадник». «После Синего всадника» происходило уже без него.

В ранней юности он много путешествовал и делал зарисовки акварелью, карандашом, пастелью — как будто готовился долго и сладостно к будущему большому делу. Если бы Маке удалось прожить чуть больше и отвоевать у истории немного времени, он мог бы смело говорить о самостоятельном жанре — альбоме с зарисовками. За время «до Синего всадника» Маке создал их целых семьдесят восемь.

Август Маке — Променад

Август Маке — Женщина в зеленой куртке

Все музейно ценное и продаваемое за миллионы на современных аукционах Маке написал именно в эпоху «Синего всадника».

Август Маке — Красный дом в парке

Август Маке — Цветные фигуры

Для «Синего всадника» самым ценным были даже не путешествия, эскизы и картины Маке, а его дружба с Францем Марком. Они были совсем разными — эмоциональный и вспыльчивый Маке и задумчивый и молчаливый Марк. Но работая вместе, переписываясь с нетерпением расставшихся влюбленных, они вдохновляли друг друга и находили в спорах собственное место в искусстве. Блестящие цитаты Франца Марка о цвете, форме и живописи — все они взяты из переписки с Маке. Фреску «Рай» в доме Маке они писали вместе, вероятно, переживая состояние близкое к райскому от совместного творчества.

Франц Марк и Август Маке — фреска «Рай»

«С его смертью внезапно надломился прекраснейший и смелый поворот немецкого художественного развития; никто не в состоянии его продолжить. . С его уходом гармония красок в немецком искусстве во многих его мелодиях должна потускнеть, звук стал приглушенным и сухим. Изо всех нас именно он дал цвету самое светлое и чистое звучание, столь же светлое и чистое, каким было все его существо» — Франц Марк написал некролог, посвященный другу. И через несколько лет погиб сам на той же войне.

Возможно, не было бы никакого «Синего всадника», если бы не Марианна Верёвкина. Ученица Репина, русская богатая наследница, художница, обладающая не только талантом, но и острым аналитическим и искусствоведческим умом и даром оратора. Это она приехала в немецкий городок Мурнау с ясным представлением о «чистом» эмоциональном искусстве, со своим безошибочно смелым и еще несвоевременным взглядом на творчество Ван Гога, Гогена, Мунка — и дни напролет обсуждала с Кандинским пути развития искусства, толковала самые новые и смелые картины новых художников. В своем «Розовом салоне» она принимала директоров немецких галерей и авангардных художников, русских танцоров и немецких композиторов. Веревкина стала самым убедительным проповедником нового искусства для немецких художников.

Читайте также  Картина благовещение (алтарь мероде), робер кампен

Марианна Владимировна Веревкина — Осень — 1907

Марианна Веревкина и ее возлюбленный Алексей Явленский были коллегами Кандинского еще в «Новом объединении» и присоединились к «Синему всаднику» сразу же, когда началась работа над альманахом. При этом Верёвкина так верила в исключительный дар Явленского, что на десяток лет оставила живопись и растила в нем гения.

Алексей Георгиевич Явленский — Дом на горе — 1912

Если бы пришлось писать групповой портрет участников художественного объединения «Синий всадник», там оказалось бы гораздо больше персонажей, чем эти пятеро. В выставках и в подготовке материалов в альманах участвовали ещё Габриэль Мюнтер и Альфред Кубин, Генрих Кампендонк и Лионель Фейнингер. Но их фигуры пока не так тщательно прорисованы и ждут, когда у истории и коллекционеров появится для них немного вдохновения.

Василий Кандинский. Синий всадник

Василий Кандинский в Брюсселе

Весной 2012 года в Брюсселе проходила выставка «Кандинский и Россия». В настоящее время специальное жюри города вынесло решение о признании этой экспозиции самой выдающейся среди всех, организованных в Брюсселе в 2013-2014 годах. Кроме 50 картин Василия Кандинского на выставке были представлены работы Казимира Малевича, Михаила Врубеля, Михаила Ларионова, Николая Рериха. Выставка проходила спустя 100 лет после первого показа картин Василия Кандинского в Брюсселе.

Василий Кандинский в России

Родился Василий Кандинский в Москве в 1866 году. В 1871 году семья переезжает в Одессу, где мальчик учится в классической гимназии, дома он получает художественное и музыкальное образование. В 1885 году Василий поступает на юридический факультет Московского государственного университета. Окончив юридический факультет МГУ, Василий Кандинский вместе с женой Анной Чемякиной переезжает в Мюнхен.

Калльмюнц. Габриэла Мюнтер. Живопись II. 1903

Василий Кандинский в Мюнхене

Он отказывается от преподавательской должности в Дерптском университете и поступает в художественную школу Ашбе в Мюнхене. Он решил посвятить себя живописи. Вот так решительно поменял свою профессию 30-летний юрист Кандинский. До них в баварскую столицу приехали Алексей Явленский и Марианна Веревкина, которые до этого учились в классе Ильи Репина в Петебургской академии художеств.

Швабинг, Николайплац. 1901-1902

Между прочим, Мюнхен называют столицей искусств конца XIX века, и Василий Кандинский становится полноправным участником художественной жизни Мюнхена. В 1901 году Василий Кандинский основал художественное общество «Фаланга», которое за 4 года организовало 12 выставок современного искусства.

Портрет Габриэлы Мюнтер. 1905

На обучение к Кандинскому поступает Габриэла Мюнтер. Пейзажный класс «Фаланги» на несколько дней выезжает на пленер, и здесь учитель и ученица совершают длительные велосипедные прогулки.

Мурнау. Сад I. 1910

Очевидно, их чувства становятся столь сильными, что в маленьком старом городке Калльмюнце они объявляют о своих отношениях. Возвратившись в Мюнхен, Мюнтер продолжает жить в пансионе, а Кандинский с супругой – на Фридрихштрассе. В марте 1904 года, чтобы испытать свои чувства вдали от Мюнхена и жены художника, пара отправляется в путешествие.

Интерьер (Столовая). 1909

Их странствие затягивается на несколько лет и завершается в 1908 году возвращением в Мюнхен и Мурнау. В начале поездки молодые люди провели несколько недель в Голландии, зима 1904-1905 года застала их в Тунисе. Через Италию они возвращаются в Мюнхен, затем перебираются на все лето в Дрезден. Осенью через Брюссель и Милан пара отправляется в путешествие на полтора года. Их путь лежит на итальянскую Ривьеру.

Василий Кандинский. Восточное. 1909

Летом 1908 года Кандинский и Мюнтер принимают решение вернуться в Мюнхен. В поисках подходящего места для выезда на пленер они находят село Мурнау, которое их так очаровывает, что они приглашают сюда Явленского и Веревкину. Время, проведенное в Мурнау, в корне изменило их последующую личную и творческую жизнь.

Василий Кандинский. Все святые I. 1911

Четверо молодых художников в кратчайший срок открывают для себя выразительные приемы, поисками которых занимались уже давно. Дата «Мурнау 1908», которая стала знаковой для живописи немецкого экспрессионизма, положила начало истории «Синего всадника» и стала символом художественного прорыва, а в творчестве Василия Кандинского – шагом к открытию абстракции.

Альманах Синий всадник Факсимильное издание

Первая выставка «Синий всадник» проходит в Кельне (1912 год), а затем выходит в свет альманах «Синий всадник». Еще со времен немецкого романтизма синий цвет считался символом духовных стремлений человека. Всадник в интерпретации Василия Кандинского является носителем универсального смысла.

Василий Кандинский. Железная дорога в Мурнау. 1909

Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. И название пришло само.

Впечатление III. Концерт. 1911

Франц Марк – немецкий живописец-экспрессионист, активный участник создания «Синего всадника». С началом Первой мировой войны члены группы «Синий всадник» разъезжаются по всему миру. Кандинский и Мюнтер спешно эмигрируют в Швейцарию, а Франц Марк призван на западный фронт. Он погибает 4 марта 1916 года во время конной разведки.

Пути Василия Кандинского и Габриэлы Мюнтер расходятся в конце 1914 года. Мечта художника, о жизни, полной гармонии в любви и работе, не осуществилась. Он был одержим своими недостижимыми идеалами. Кандинский уезжает в Москву, пишет полуабстрактные картины, а после революции занимается общественной работой. В 1917 году он женится на молодой соотечественнице Нине Андреевской. В 1921 году Василий Кандинский едет в командировку в Берлин и в Россию больше не возвращается.

Импровизация 19А. 1911

Когда к власти в Германии пришли фашисты, художник эмигрирует во Францию и живет в Париже. Умер Василий Васильевич Кандинский 13 декабря 1944 года, похоронен недалеко от Парижа на Новом кладбище Нейи.

Композиция VIII. 1923

Габриэла Мюнтер живет в Мурнау до конца своих дней. Она умирает в 1962 году, пережив всех членов группы «Синий всадник». Перед своей кончиной она передает все работы, которые сохранились у нее со времен совместной жизни с Василием Кандинским, мюнхенской галерее Ленбаххаус. С тех пор, просматривая это собрание, как ни в одном другом музее мира, можно проследить историю создания и творческого развития «Синего всадника».

Картина Габриэлы Мюнтер. Явленский и Веревкина. 1908-1909

Во все эти картины я пристально всматривалась на выставке «Кандинский и “Синий всадник”» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в начале 2012 года. Благодаря городской галерее Мюнхена Ленбаххаус в Москву были привезены 60 произведений, из которых 30 картин Василия Кандинского.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Василий Кандинский — русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства. Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи. Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.

Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.

Читайте также  Национальный музей швеции, стокгольм » музеи мира и картины известных художников

Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» — «Der Blaue Reiter». Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.

Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве».

В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз», где подружился с другим творческим авангардистом — Паулем Клее.

Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.

Живопись Василия Кандинского:

1. «Последовательность», 1935 год

Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.

2. «Синий всадник», 1903 год

Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства — Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.

3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год

Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.

4. «Осень в Мурнау», 1908 год

Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.

5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год

Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.

6. «Гора», 1909 год

Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.

7. «Первая абстрактная акварель», 1910 год

Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.

8. «Импровизация 10», 1910 год

Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.

9. «Лирическое», 1911 год

В своей живописи художник часто опирался на музыкальные идеи, поэтому лирический характер его мазков пришёл естественным путем. Это одна из его «художественных поэм».

10. «Композиция IV», 1911 год

Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.

11.«Импровизация 26 (Гребля)», 1912 год

Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений — импровизации и композиции.

12. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год

Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.

13. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год

Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.

14. «Композиция VI», 1913 год

После обширной подготовки к написанию этой картины, Кандинский закончил её в течение трех дней, повторяя как мантру для вдохновения немецкое слово «uberflut», что означает наводнение.

15. «Москва», 1916 год

Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.

16. «Синий», 1922 год

Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.

17. «Черный и фиолетовый», 1923 год

Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.

18. «На белом II», 1923 год

Визуальное представление на двух основных нюансах — черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.

19. «Желтый, красный, синий», 1925 год

Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.

20. «Композиция X», 1939 год

Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи.

ngasanova

Вспомнить, подумать.

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

«Синий всадник»

За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.


От Василия Кандинского

Василий Кандинский День Всех Святых І 1911

Художественное объединение «Синий всадник» — одно из самых звездных и стремительных,
дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года(1911 — 1914).
Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всех
искусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, о
самодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи.
Здесь объединились уникальные универсальные художники, одинаково блестяще работающие
кистью и пером. Здесь лучшие представители «нового искусства» писали революционный
альманах «Синий всадник», не требуя гонораров и поощрений.

Василий Кандинский. Синий всадник (обложка альманаха).

Художники, создавшие «Синего всадника», в искусствоведческих учебниках все сплошь
числятся немцами, хотя простой перечень имен и фамилий в этом факте совсем не убеждает.
Все они, русские, швейцарцы и немцы, съезжались в Мюнхен,художественную Мекку
начала XX века, чтобы сначала изучить основы живописи, а потом их навсегда изменить.
Для каждого участника «Синего всадника» эти три года, один альманах и две выставки
оказались по-разному знаковыми и важными. На портретах времен «Синего всадника» все
они выглядели бы совсем по-разному.

Клода Моне «Стога сена» Серия из 15 картин с изображениями стогов
пользовалась большим успехом

Блестящий юрист Кандинский увидел на выставке импрессионистов в России «Стог сена»
Моне, отказался от профессорской должности и приехал в Мюнхен учиться живописи.
Ему было больше 30 лет, он еще ничего не умел и совсем не был похож на художника.

До и после «Синего всадника» Кандинский умудрился затеять и поучаствовать в нескольких
грандиозных проектах в разных странах («Фаланга», Новое мюнхенское объединение
художников, Свомас и Вхутемас, Баухауз). Он прожил 74 года — уникальная везучесть
для художников его поколения. И «Синий всадник» был хоть и важной в его творческих
поисках затеей, но далеко не единственной.

Вспоминая эти три года перед Первой мировой,Кандинский говорил:
«Синий всадник — это мы двое, Франц Марк и я».
Начиналось все с альманаха — увлеченные поисками связей между музыкой, театром и
живописью,Кандинский и Марк задумали обозначить эти связи в новом авангардном.
Мечтали,что он будет выходить в Мюнхене, Париже и Москве.
С названием тоже все оказалось просто:
«Мы оба любили синий цвет. Я —всадников, а Марк — лошадей».

Василий Кандинский Все Святые І 1911

Идеей великого синтеза и «чистого» эмоционального искусства бредил именно Кандинский
— это он написал книгу «О духовном в искусстве», это он мечтал вытащить русский лубок
и баварскую подстекольную живопись в один ряд с академическим искусством, это его
картина «Импровизации» потрясла Франца Марка на выставке«Нового мюнхенского объединения
художников». Наконец, это Кандинский первым в истории мировой живописи создал
абстрактную картину. Он мог самозабвенно растить картошку и цветы в тихом городке Мурнау
и с тем же азартом устраивать авангардные выставки в городе
«философического искусства» Мюнхене.

Читайте также  Картина «на острове валааме», архип иванович куинджи — описание

Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель

Василий Кандинский. Пейзаж с красными пятнами

Василий Кандинский Москва. Красная площадь 1916

Василий Кандинский Композиция VII 1913

Василий Кандинский Композиция 5 1911,

Василий Кандинский Дама в Москве 1912

Василий Кандинский Святой Георгий и дракон 1915

История одного шедевра: «Композиция VII» Кандинского

— Я нарисую это за 10 минут.
— А я — за пять.
Посмеиваясь, люди уходили, оставляя в немом диалоге полотна Василия Кандинского «Композиция VI» и «Композиция VII». Картины сейчас экспонируются в Третьяковской галерее. Последний раз подобное происходило в 1989 году.

Василий Кандинский сформулировал философию абстракционизма век назад. С тех пор мы повидали немало, визуальный опыт обогатился значительно. Но и сегодня его полотна вызывают недоумение, шуточки о «мазне» и скептичные взгляды. Почему картины Кандинского — шедевры, которые вам не удастся повторить, рассказывает Снежана Петрова.

«Композиция VII» Василия Кандинского (1913)

Эту картину называют вершиной творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Чтобы написать ее, художник выполнил более 30 эскизов, акварелей и работ маслом. Такая серьезная работа проведена неспроста: Кандинский поставил перед собой задачу соединить в финальной композиции несколько библейских тем: воскрешение из мёртвых, Судный День, всемирный потоп и райский сад.

Чтобы понять Кандинского, не надо даже думать — он уже все описал, читайте. В его пояснениях есть расшифровка каждого пятна, каждой точки, каждого поворота линии. Остается лишь смотреть на полотно и ощущать.

Кандинский считается отцом абстракционизма

«Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние… Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса». Прояснилось, спасибо, Василий Васильевич.

Седьмая композиция — логичное продолжение шестой.

«Композиция VI» Василия Кандинского (1913)

Считается, что изначально «Композицию VI» Кандинский хотел назвать «Потоп». Смешение линий и цвета должно было говорить, даже кричать зрителю о катастрофе вселенского масштаба (здесь и библейские мотивы, и скорая война). И, конечно, уносить с собой в потоке. Если у вас есть терпение и желание прокачать воображение, присмотритесь к полотну, и вы увидите (гарантировано!) очертания корабля, животных и предметов, тонущих в волнах штормового моря.

В седьмой же композиции мотив потопа дополнен другими библейскими сюжетами (если забыли какими, посмотрите еще раз на «Композицию VII»).

«Розовый и белый вспениваются так, что кажутся лежащими вне плоскости холста либо какой-то иной, идеальной, плоскости. Они, скорее, парят в воздухе и выглядят так, словно окутаны паром. Подобное отсутствие плоскости и неопределенность расстояний можно наблюдать, например, в русской паровой бане. Человек, стоящий посреди пара, находится не близко и не далеко, он где-то. Положением главного центра — «где-то» — определяется внутреннее звучание всей картины. Я много работал над этой частью, пока не достиг того, что сначала было лишь моим неясным желанием, а затем становилось внутренне все яснее и яснее». Это он о «Композиции VI».

Кандинский был синестетиком: слышал цвета, видел звуки

Кстати, лайфхак от художника: «Я применял сочетание гладких и шероховатых участков, а также множество других приемов обработки поверхности холста. Поэтому, подойдя к картине ближе, зритель испытывает новые переживания».

Василий Кандинский рассматривал композиции как главные заявления своих художественных идей. Впечатляюще большой формат, сознательное планирование и трансцендентность представления, выраженная нарастанием абстрактного образа. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Первая датируется 1910 годом, последняя — 1939-м.

Кандинский считается «отцом абстракции». И дело не в том, что он первым написал полотно такого рода. Появление абстракции было предопределено — идея витала в воздухе, сразу несколько европейских художников ставили эксперименты и последовательно продвигались к нефигуративной живописи. Василий Васильевич был первым, кто дал новому течению теоретическое обоснование.

Будучи синестетиком (слышал цвета, видел звуки), Кандинский искал универсальный синтез музыки и живописи. Через рисование и черчение он имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве», которое стало теоретической базой абстракционизма.

В Союзе абстрактное искусство было объявлено антинародным

В 1920-х Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. То, что начиналось как так называемая лирическая абстракция (свободные формы, динамические процессы — вот это все), постепенно обретало структуру.

Принято считать Кандинского русским художником. А между тем, как минимум полжизни он провел за границей, в основном в Германии, а в конце жизни — Франции. Он был тем художником, который не надрывался на тему корней и отрыва от родины-матушки, но был сосредоточен на творчестве, на новаторстве.

Судьба художника

Если бы Кандинский был нашим современником, то его биографию можно было публиковать как вдохновляющий кейс для тех, кто решил сбежать из офиса и заняться тем, к чему лежит душа.

По совету родителей Василий получил юридическое образование, жил — не тужил. Пока однажды не оказался на выставке и не увидел полотно Клода Моне. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей. Но глубоко под сознанием был дискредитирован предмет как необходимый элемент картины», — писал впоследствии художник.

Клод Моне «Стог сена. Конец лета. Утро», 1891 год

Так, в 30 лет молодой перспективный юрист забросил портфель куда подальше и решил стать человеком искусства. А уже через год он переехал в Мюнхен, где познакомился с немецкими экспрессионистами. И закипела его богемная жизнь: вернисажи, вечеринки в мастерских, споры о будущем искусства до хрипоты.

В 1911 году Кандинский объединил сторонников в группу «Синий всадник». Они считали, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Но просуществовало объединение недолго.

Тем временем в России — своя атмосфера, Василий Васильевич решает вернуться на родину. И вот, в 1914-м, после почти 20 лет в Германии, он вновь вступает на московскую землю. Поначалу перспективы были многообещающими: он занимает должность директора Музея живописи и культуры и работает над реализацией музейной реформы в новой стране; преподает в СВОМАСе и ВХУТЕМАСе. Но аполитичный художник неизбежно должен был столкнуться с пропагандой в искусстве.

Нацисты публично сожгли тысячи картин абстракционистов

Энергии строить светлое будущее хватило не надолго: в 1921-м Кандинский уезжает в Германию, где ему предложили преподавать в Баухаусе. Школа, которая воспитывала новаторов, была тем местом для Кандинского, где он смог стать видным теоретиком и получить всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

После десяти лет работы Баухаус был закрыт, а полотна Кандинского, Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана объявлены «дегенеративным искусством». В 1939-м нацисты публично сожгли более тысячи картин и эскизов. Кстати, примерно в тот же период в Советском Союзе абстрактное искусство было объявлено антинародным и лишенным права на существование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: