Картина «притча о слепых» или «слепые», питер брейгель старший — описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «притча о слепых» или «слепые», питер брейгель старший — описание

Оставьте их, они-слепые, вожди слепых.. Брейгель

Питер Брейгель Старший ,Притча о слепых, 1568,Музей Каподимонте, Неаполь

Не пугайтесь,что нет в картине привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия»Притча о слепых»,»Слепые»,»Слепой ведёт зрячего».
Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Библейское содержание притчи.

Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. хуления».

Отношение к творчеству Питера Брейгеля,голландского художника Эпохи Возрождения очень неоднозначное.Для одних исследователей он — философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко над действительностью.
Другие считают главным в его творчестве то, что он создал концепцию трагического противостояния человека и мира, столь противоположную жизнерадостному духу итальянского Возрождения.
Третьи — что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище «Мужицкий».
Ближе познакомившись с его творчеством ,вы сделаете свой собственный вывод.

Чтобы глубже понять замысел художника ,вернёмся в то время,в эпоху ,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга.Они связаны друг с другом,положенными на плечи руками. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Присмотритесь к их лицам.Они наполнены ненавистью и злобой.Художник только хотел подчеркнуть,что пороки меняют лицо человека.Их движения неуверенны ,потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие — не крестьяне и не горожане. Это просто люди,наверное и не важно какой эпохи.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

Посмотрите на самого последнего нищего-падающего. Взгляд пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

«У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы»,говорят исследователи его творчества.

Это жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен — чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель — единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина — это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.
Картина Брейгеля является вечным предостережением , дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Описание и смысл картины Брейгеля «Притча о слепых»

Слепые (Притча о слепых, Слепой ведет незрячего) – одна из последних и самых знаковых работ художника Питера Брейгеля. Он создал ее в 1568 году, а спустя год умер в возрасте 44 лет. Притча о слепых Питера Брейгеля – произведение с глубокой аллегорией и смыслом, который кроется в каждой детали.

Описание картины

Полотно изображает любимую местность художника – окрестности Брабанта в южной части Нидерландов. Погода слегка пасмурная, но солнце поднимается над домами, освещая их крыши и шпиль возвышающейся рядом церкви. Некоторые искусствоведы определяет ее как церковь святой Анны в бельгийском городе Дильбек, но точно идентифицировать место невозможно. Окружающий пейзаж исполнен умиротворения и спокойствия, что создает намеренный контраст с процессией людей, идущих по дороге, и тем, что происходит с ними.

Процессия слепых

На картине, которую написал Питер Брейгель, слепые с посохами идут вереницей, и каждый держится за плечо того, кто находится впереди. Они выглядят жалкими и уродливыми, а лица написаны с медицинской точностью и беспощадностью – по ним можно определить причины, которые лишили несчастных зрения. С помощью врачей исследователи определили, что третий мужчина слева поражен бельмом, его сосед имеет полную (скорее всего, врожденную слепоту), а у того, который уже пошатнулся, но пока не упал, глаза выбиты или вырезаны. Слепцы не видят окружающий мир и не нужны никому, а единственная опора каждого незрячего – такой же несчастный и обездоленный.

Читайте также  Портрет графа ивана григорьевича орлова, рокотов - описание

Падение в пропасть

Люди пересекают косогор сверху вниз, но их путешествие прерывается досадным происшествием – тот, кто вел остальных, оступился и вместе с посохом упал в глубокую яму у пруда. Мужчина, который следовал за ним, уже потерял равновесие, и становится понятно, что судьба поводыря ожидает всю вереницу – они упадут друг на друга, как костяшки домино. Третий в ряду пока стоит на ногах, но уже теряет почву, а замыкающие процессию еще не знают о случившемся и спокойно бредут за остальными. Все это написано с драматической выразительностью, и представлено зрителям как будто в замедленной съемке – движение нарастает постепенно, но хорошо заметна неизбежность происходящего. На лицах слепцов нет страха или других эмоций – возможно, они даже не успели осознать печальную участь, которая ждет их через несколько минут.

Смысл картины

Принято считать, что источником вдохновения для художника послужила притча из Библии, которая гласит «Если слепой ведет слепого, то они оба упадут в яму». Сюжет картины отсылает зрителя во времена войн между испанцами и нидерландцами. В стране царил голод, террор и разруха, а одной из причин всеобщей ненависти была религия. Все, кто не был согласен с новым порядком, безжалостно уничтожались, а остальные слепо подчинились воле властей.

Смутные времена

Во времена кровопролитных войн обездоленные, несчастные люди на улицах никого не удивляли и были неотъемлемой частью окружающего пейзажа. Они брели неизвестно куда, стараясь выжить в жестоком мире, но удавалось это далеко не всем – большинство становились жертвами человеческой жестокости или просто несчастного случая, как это произошло с персонажами картины. Потрясенный происходящим, исполненный горя и беспокойства за будущее своей страны Питер Брейгель написал Притчу о слепых.

Духовная слепота

Аллегория произведения заключается в том, что слепота, физическая или духовная, в любом случае приведет к гибели, причем это касается не только слепца, но и всех, кто с ним связан. Безжалостная точность, с которой художник изобразил лица слепых, их уродство и беспомощность не случайны. Они олицетворяют человеческие пороки, которые разъедают душу, ослепляют и лишают способности видеть окружающий мир, что неизменно ведет к катастрофе. Слепцы идут, безгранично доверяя тому, что находится впереди, и еще не знают, что с ним произошла беда, которая через несколько секунд ожидает их.

Власть природы

Еще один смысл, который вкладывают критики и искусствоведы в Притчу о слепых Питера Брейгеля – человеческое бессилие перед судьбой, природой и окружающим миром. Если бы на пути несчастных не попался крутой косогор, они могли дальше влачить свое жалкое существование, но в их жизнь вмешалось провидение. Все люди, живущие на Земле, не могут знать о том, что ожидает их завтра или за очередным поворотом, и способны только надеяться на то, что там не окажется обрыв или пропасть.

Неизбежный финал

Исходя из сюжета картины, становится понятно, что всех слепых ждет гибель, но окружающий мир даже не заметит этого. Природа останется такой же спокойной и умиротворенной, церковь будет стоять на своем месте, и даже люди не будут грустить о гибели слепцов – даже родственники вряд ли будут лить по ним слезы. Трудно посчитать, сколько подобных эпизодов ежедневно проходит мимо нас, но если задуматься, все они представляют собой неизбежные маленькие трагедии, олицетворяющие власть природы и судьбы над человеческой жизнью.

Сейчас картина выставлена в Галерее Неаполя, и до сих пор вызывает живой интерес у критиков и ценителей искусства.

Питер Брейгель Старший: философия жизни через призму картин

История создания и описание картины «Вавилонская башня» Питер Брейгель

Таинственный шедевр Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара»

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Музыка

Метки

Рубрики

  • живопись (9859)
  • зарубежные творцы (7477)
  • русские творцы (3528)
  • фотография (2464)
  • графика (1554)
  • прикладное творчество (1190)
  • музыка (1169)
  • интересные статьи (1089)
  • культурные события (761)
  • архитектура (743)
  • скульптура (698)
  • поэзия (674)
  • литература (604)
  • ссылки (581)
  • «документальное» (576)
  • дизайн (551)
  • кинематограф (490)
  • ретро (407)
  • история стилей (407)
  • Компьютерное искусство (384)
  • юмор (309)
  • театр (243)
  • календарь (182)
  • обсуждения,вопросы и пр. (178)
  • анимация (175)
  • термины и техники (98)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Притча о слепых» Брейгеля и медицинские диагнозы

Отрада все записи автора Почему картину Питера Брейгеля «Притча о слепых» называют медицинским справочником

«Притча о слепых» — картина нидерландского художника периода ренессанса Питера Брейгеля Старшего, выполненная в 1568 году. Художник родился в Брабанте (в селении Брейгель, подарившему ему имя) между 1525 и 1530 годами. Питер Брейгель Старший основал целую династию художников. Живописцами были его сыновья (Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший), а также внуки и правнуки.

«Притча о слепых» — живописное воплощение к речению Христа: «Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму» (Матф. 15:14). Безусловно, художник Ренессанса создал это полотно не с целью передать свои знания о человеческой слепоте. В данном контексте физическая слепота является метафорой духовной слепоты или внутреннюю слепоту к истинной религии. Слепые из картины Брейгеля соотносятся со слепыми из Библии (Христос видел в фарисеях «слепых вождей слепых»). У Брейгеля на картине виновных нет, но все обречены на падение, потому что они потеряли истинное послание Христа.

В этом случае описание Брейгеля очень буквально, так как лидер шествия из шести слепых упал в канаву и, похоже, утащит своих товарищей за собой. Брейгель визуально выражает слова Христа в этом поистине трагическом образе. Но есть и проблеск надежды: несмотря на духовную слепоту, за героями стоит сильная и крепкая церковь, представляющая веру, которая дает истинное видение. Слепые были частыми «гостями» на полотнах Брейгеля, предметом особого очарования для него («Битва Масленицы и Поста», «Проповедь Иоанна Крестителя»). И что важно: отношение художника к ним сочувственно, ни на минуту не покровительственно

ГЕРОИ И СЮЖЕТ

Что зритель видит на картине? Картина представляет 6 слепцов, держащих друг друга за руку или за палку. Все они направляются к ручью, в который уже падает первый слепой. На другой стороне видна деревня и церковь. Четыре героя из шести высоко держат головы, чтобы лучше использовать остальные органы чувств. Диагональная композиция картины усиливает движение шести фигур и добавляет работе динамизма. Ведущий группы уже упал на спину в канаву, и, поскольку все они держатся за руки и за свои посохи, «руководитель» группы потащит в яму всех ведомых за собой спутников. Палитра, состоящая в основном из серого, зеленого, коричневого, зеленого, темно-красного и черного, создает строгий и даже несколько мрачный тон. Выбор палитры можно объяснить двумя факторами.

Во-первых, картина была написана всего за год до смерти художника. Болезни и нагнетающая политическая обстановка сыграли свою роль (последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого руководителем контрреформации Альбой). Во-вторых, сама тематика картины (безнадежность и духовная слепота) предполагает мрачный тон. Сюжет четко отделен от ландшафта: зеленые равнины и явно фламандский пейзаж. Лица и тела слепых, а также второстепенные детали, в том числе и церковь, изображены исключительно подробно (это в духе Питеря Брейгеля, каждая работа которого является тщательной детализированной композицией).

Читайте также  Рой лихтенштейн - биография и картины

ТОЧНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ДИАГНОЗ БРЕЙГЕЛЯ

Вследствие проведенных исследований оказалось, что картина скрывает поразительные секреты. Оказывается, Питер Брейгель Старший был не только искусным живописцем. «Притча о слепых» является точным изображением клинических видов слепоты.

Так, у одного из людей на роговице было найдено бельмо в виде белого пятна — симптом того, что современный врач назвал бы лейкомой.

Другой слепец уставился в небо: он страдает от атрофии глазных яблок — еще одной известной ныне причины слепоты.

Диагноз третьего персонажа — энуклеация орбит: возможно, его глаза были травмированы во время драки.

У другого персонажа удалены глаза вместе с веками.

Пятый герой имеет слепоту, лишенную светового восприятия либо фотофобию (повышенную болезненную чувствительность к свету; светобоязнь).

Шестой персонаж имеет пузырчатку или буллезный пемфигоид.

В ранних картинах той эпохи слепые обычно изображались с закрытыми глазами. Здесь Брейгель дает каждому человеку различное глазное заболевание, изображенное с медицинской реалистичностью. Именно эта точность и позволила экспертам идентифицировать их диагнозы. Подобное внимание к физическим проявлениям болезни своих героев — не исключение в творчестве Брейгеля. Во многих работах зрители могут увидеть хромых, увечных людей, изображенных с такой поразительной точностью, что любой врач сможет продиагностировать ситуацию по картине.

Это произведение Брейгеля многими считается шедевром за его тщательное внимание к деталям и преднамеренную диагональную композицию, которая подчеркивает растерянность героев и потерю баланса слепых. В ряду многих искусствоведов бытует мнение, что герои картины Брейгеля не только слепы, но и немы. Иначе чем можно объяснить тот факт, что они не смогли предупредить друг друга о предстоящем падении? Фризоподобная процессия шести фигур достигает своего кульминационного момента в эмоциях и испуганном выражении второго героя, единственное лицо которого повернуто к зрителю.


Подобные работы: Доменико Фетти.

Чем же объясняются такие знания в медицине у художника XVI века? История гласит о ярком прогрессе в медицине XVI столетия. Но точность в изображении клинической слепоты у Брейгеля не соотносится с эпохой, поскольку в то время слепота была довольно мало изучена. Ее обычно приписывали действию губительных паров, поднимающихся из желудка и поражающих центр зрения. Где именно Брейгель смог собрать медицинские данные и столь точно изобразить глазные заболевания, останется неизвестным. Однако это не умаляет ценности полотна, а, напротив, подогревает еще больший интерес к искусству Питера Брейгеля.


Копия работы, выполненная Питером Брейгелем Младшим, примерно 1616 год

К концу своей короткой жизни Брейгель начал прилагать огромные усилия для изучения живописной идеи падающей фигуры. Эти исследования достигли высшей точки в картине «Притча о слепых», в которой единство формы, композиции, содержания и выражения делает его значительным вкладом в европейскую живопись. Это одна из величайших картин эпохи Возрождения в ее мастерском проявлении новозаветной прит

Рубрики: зарубежные творцы
живопись

Метки: живопись притчи

Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям

Притча о слепых

1568. Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь.

Искусство Нидерландов 16-го века
Картина «Притча о слепых». Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в картине Питера Брейгеля «Притча о слепых». В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших художников-мудрецов в искусстве Северного Ренессанса. «Притча о слепых» – картина, имеющая другие названия – «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведёт незрячего». Источник сюжета – Евангелие от Матфея (15, 12–19).

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутниками. Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Лица наискось пересекающих полотно нищих-слепцов нечеловечески уродливы и при этом реальны. Взгляд зрителя, словно обгоняя их, перескакивая с одной фигуры на другую, улавливает их последовательное изменение – от тупости и животной плотоядности через алчность, хитрость и злобу к стремительно нарастающей осмысленности, а вместе с ней и отвратительному духовному уродству обезображенных лиц. И чем дальше, тем очевиднее духовная слепота берет верх над физической и духовные язвы обретают все более общий, уже всечеловеческий характер.

По существу, Брейгель берет реальный факт. Но художник доводит его до такой образной концентрации, что тот, обретая всеобщность, возрастает до трагедии невиданной силы. Только один, падающий слепец обращает к нам лицо – оскал рта и злобный взгляд пустых влажных глазниц. Этот взгляд завершает путь слепцов– жизненный путь людей. Но тем более чист – безлюден и чист – пейзаж, перед которым спотыкается один слепец и которого уже не заслоняет другой. Деревенская церковь, пологие холмы, нежная зелень деревьев у Брейгеля полны тишины и свежести. Лишь сухой безжизненный ствол вторит своим изгибом движению падающего. Мир спокоен и вечен. Человечна природа, а не люди. И Брейгель создает не философский образ мира, а трагедию человечества. И хотя он старается придать своей картине строй ясный и холодный, ее цвет – стальной, но с нежным сиреневым дрожащим отливом– выдает ее трагическую и напряженную безысходность.

В картине Питера Брейгеля «Притча о слепых» чувствуется философское неприятие религиозного и политического фанатизма. Христос сказал, имея в виду фарисеев: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Эта притча о человеческой глупости неоднократно встречается в писаниях гуманистов, и мы знаем по меньшей мере еще об одном более раннем обращении к этому сюжету, но трагическая глубина и убедительность образа, созданного Брейгелем, придает этой теме особую силу воздействия. Слепые не ведают, куда идут сами и куда ведут других. Картина Брейгеля является вечным предостережением людям, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Возможно, Брейгель находил в библейском содержании притчи также нечто созвучное своему времени. Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека». После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства. хуления». Вероятно, Брейгель соотносил этот сюжет картины с теми спорами, которые кипели тогда вокруг деталей религиозного обряда. После картины «Притча о слепых» Брейгель исполнил только одну картину – «Сороку на виселице» (1568; Дармштадт, Музей), где сплелись и последние разочарования художника, и стремление возвратиться к былой гармонии, и сознание невозможности такого возвращения.

Читайте также  Святой лука пишет портрет богородицы, джорджо вазари, 1565

Притча о слепых. Точный диагноз Питера Брейгеля Старшего

Французский доктор Антуан Торрильон свидетельствует: «У одного… роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, – явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв».

Брейгель для человека, далекого от искусства, один-единственный: тот, что жил в Нидерландах накануне первой в Европе буржуазной революции, который «Охотники на снегу», мастер пейзажа и жанровых сцен. Но человеку, часто бывающему в музеях, в этих «брейгелях» запутаться легко: это была целая художественная династия, поэтому искусствоведы, помимо определений «старший» и «младший», оперируют звучными прозвищами. Например, двух братьев, Питера и Яна, называли «Адским» и «Бархатным», а их отец, тот самый Питер Брейгель, который нас интересует, был «Мужицким». Он одним из первых обратился к народной теме и раскрыл ее наиболее ярко для своего времени. Наблюдая происходящее словно с высоты птичьего полета и деля композицию на отдельные эпизоды, он показывал безумие мира, его броуновское движение.

Одной из самых странных его работ, созданных с использованием этого приема, является полотно «Нидерландские пословицы». Около ста сцен лихо высмеивают лицемерие, жадность, тщеславие и прочие пороки. Иногда миниатюры сложно расшифровать, так как некоторые сценки многозначны, а какие-то выражения просто исчезли из языка. Но большинство пословиц, конечно, используется до сих пор. Эта картина сравнительно небольшая, 117х164 см, но ее внимательное изучение может занять много времени, что напоминает современные книги-«гляделки», «виммельбухи», которые очень нравятся детям.

Ниделандские пословицы. Питер Брейгель Старший

Есть на полотне и совсем маленькие фигурки, как, например, троица с длинными палками, бредущая берегом моря на заднем плане. Пословица, давшая жизнь этой сценке, взята из Евангелия от Матфея (15.12-14). Говоря о фарисеях, которые считали, что человек бессилен перед лицом рока, Иисус Христос сказал: «…всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Эту притчу часто включали в собрания назидательных историй, столь популярных в эпоху Брейгеля, и рожденная ею пословица обличала глупость и незнание, приводящие к плачевным результатам.

Видимо, в связи с популярностью и узнаваемостью сюжета, поскольку и глупость человеческая неискоренима, и слепые и калеки часто просили милостыню по деревням, спустя 9 лет на ту же тему было создано полноценное полотно, ставшее одним из самых известных и значительных высказываний Брейгеля, — «Притча о слепых» (или «Слепые»). К сожалению, работа сохранилась не лучшим образом, но существует ряд более поздних копий, позволяющих рассуждать о первоначальном замысле художника.

На картине мы видим шесть слепых, которые, опираясь на посохи и держась друг за друга, гуськом спускаются вниз. Они движутся слева направо, по нисходящей, и это направление движения становится важным ключом к пониманию замысла художника (особенно если учесть, что на заднем плане по центру располагается церковь, устремленная в небо и противопоставленная слепцам). Первый из слепых оступился и упал в воду: изображенный в нелепой позе он выглядит довольно беспомощно. Второй слепой, запнувшись, летит вниз следом за ним, увлекая за собой третьего, который уже наклонен вперед, и хотя все остальные, идущие за поводырем, пока не подозревают о случившемся, они также обречены.

Притча о слепых. Питер Брейгель Старший

Люди на заднем плане (их хорошо видно на находящейся в Лувре копии, созданной сыном художника, Питером Брейгелем Младшим, хотя известный искусствовед Макс Дворжак отмечает: «…нигде не видно ни одного человека, — только корова спокойно пасется на берегу пруда, в который падают слепые») равнодушны к происходящему, и это выводит идею слепоты на качественно иной уровень. Действительно, с помощью «низкого» бытового жанра Брейгель умел затрагивать важные нравственные вопросы, показывая трагическое противостояние человека и мира, что так чуждо было жизнелюбивому итальянскому Возрождению. Жестокое отношение к слепым в Нидерландах в то время можно легко охарактеризовать существовавшей потехой, когда слепым выдавали крепкие палки, с помощью которых они должны были до смерти забить поросенка. Часто они ошибались, осыпая ударами своих товарищей по несчастью, что вызывало у публики гомерический хохот.

Драматическая выразительность подчеркивается достоверностью деталей: например, игрой на лютне (ее нес упавший поводырь) попрошайки зарабатывали себе на жизнь. Но и сами изображении слепых реалистичны: в искусствоведческих исследованиях приводятся слова экспертов-офтальмологов. Например, французский доктор Антуан Торрильон свидетельствует: «У одного… роговица затянута белой плёнкой, что могло явиться следствием лейкомы; у другого, задравшего голову к небу, – явные признаки атрофии глазного яблока, что происходит, когда при запущенной глаукоме повреждается глазной нерв». Далее он очень ехидно рассказывает, как воспринимали ухудшение зрения нидерландские медики в 16 веке: считалось, что человек начинал хуже видеть из-за «ядовитых паров, подымавшихся из желудка больного и оседавших в мозгу», поэтому рекомендовалось, «освежив дыхание гвоздикой или сладким укропом, подуть в глаз страждущему». А вот слепец, «смотрящий» на зрителя, скорее всего, когда-то был зряч, потеряв зрение в потасовке или в качестве наказания за проступок (так, за воровство могли не только отрубить кисть руки, но и выколоть глаза). Как бы то ни было, запечатленное на картине падение представляет собой не только пример глупости, но и общую слепоту мира.

Притча о слепых. Копия. Питер Брейгель Младший

Эту зловещую атмосферу подчеркивает пейзаж, наполненный мрачными символами. К примеру, водяной ирис, расположенный над головами первых двух слепцов, — олицетворяет чистоту и недостижимую добродетель, болиголов в центре композиции является символом бренности бытия, но особенно выразителен левый нижний угол с ярким пятном обрыва и сухим кустарником. Интересно, что на упомянутой уже копии этот участок оживлен листьями папоротника и цветущей ежевикой, как будто копиист пытается снизить градус зловещего и фатального. Но это не должно обмануть зрителя: вырастающая на заднем плане церковь придает картине религиозно-морализаторское значение, а Христос в разговоре с учениками предрекает гибель тем, кто следует ошибочным путем. Неудивительно, что в литературе можно встретить сравнение этой работы с пляской смерти, макабром, — пожалуй, самым страшным образом, показывающим бренность и хрупкость человеческой жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: