Картина «последний день помпеи», 1833, брюллов - JEKATERINBURG.RU

Картина «последний день помпеи», 1833, брюллов

Картина «последний день помпеи», 1833, брюллов

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Живопись
  5. Последний день Помпеи

Последний день Помпеи

  • Холст, масло . 456,5 x 651
  • Ж-5084

Пост. в 1897 из ИЭ; ранее (до 1851) — в ИАХ; ранее — в собр. А.Н. Демидова (подарена императору Николаю I, который в 1836 передал ее в ИАХ)

  • Реставрация с дублированием на новый холст: Солдатенков Е.С., Минин А.В., Корнякова И.Н. (1995)
    • Экспонирование Михайловский дворец, Зал 14Открыть панораму зала в виртуальном туре
    • Период Первая половина XIX века
    • Категория Исторический сюжет
    • Ключевые слова Древний Рим | романтизм | художники | мать и дитя | мужской костюм | детский костюм | женский костюм | Италия | городской пейзаж | ночь | птицы | лошади | домашние животные Поделиться

      В поисках сюжета для крупного произведения художник руководствовался стремлением показать некое реальное событие прошлого на точной документальной основе. Во время пребывания в Италии художнику довелось побывать на археологических раскопках, открывших миру древние города Помпеи и Геркуланум, погребенные при извержении Везувия 24 августа 79 года. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца, историка Плиния Младшего) и памятников древности.

      Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца. Избранная тема в высшей степени характерна для искусства романтической эпохи – она была использована и в музыке (опера Пачини), и в литературе (роман Бульвер-Литтона).

      Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже.

      Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).

      «Последний день Помпеи». Как Брюллов показал в катастрофе красоту человека

      В Русском музее есть картины, которые являются не только визитной карточкой этой сокровищницы искусства, но и достоянием всей нации. К таким шедеврам принадлежит «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

      В этом году исполняется 125 лет, когда масштабное полотно разместили в залах музея и оно стало доступно широкой публике.

      Зачем изменили фамилию?

      В истории создания картины много необычного, даже мистического. Все началось с конфликта живописца с Академией художеств. В 1821 году Карл Брюлло закончил ее с золотой медалью и хотел продолжать там работу и дальше. Однако возникли серьезные разногласия с руководством учреждения. Прийти к единому мнению не удалось, противоречия усиливались, и молодой талантливый мастер отказался от сотрудничества с альма-матер. Его решение поддержал старший брат, тоже выпускник Академии — архитектор Александр Брюлло.

      И что же дальше? Здесь, как нельзя кстати, обоим братьям поступило предложение на четыре года стать пансионерами Общества поощрения художников. Этот срок они решили использовать для работы за границей. Более того — чтобы представлять именно русскую школу, официально изменили фамилию на русский лад. Высочайшим указом Александр I пожаловал им окончание «въ», и они стали Брюлловыми.

      В 1823 году братья приезжают в Италию. В то время там продолжались раскопки древних городов, погребенных под слоем пепла в результате извержения Везувия, произошедшего в августе 79 года. Первым на развалинах Помпеи побывал Александр. И узнал, что, несмотря на катастрофу, некоторые здания хорошо сохранись. В том числе публичные бани — термы, сооружение которых его, как архитектора, очень интересовало. Старший Брюллов был ошеломлен увиденным. Считается, что именно он убедил младшего брата отправиться в Помпею, а затем подсказал сюжет для будущей картины.

      Престижный заказ

      Впрочем, сначала Карл к этой идее отнесся прохладно. Он писал «Итальянское утро», «Итальянский полдень», тоже ставшие знаменитыми, трудился над копией «Афинской школы» Рафаэля. Только через четыре года, вняв просьбам брата, Карл поехал в Помпею. Планировал провести там день, в итоге задержался на четыре и остался под глубоким впечатлением. Приглядывался к камням на мостовой, завиткам карнизов. Уже во время осмотра в его голове «блеснула мысль написать большую картину и представить на ней гибель Помпеи».

      Впрочем, для самого Брюллова материальная сторона контракта отошла на второй план. С первых месяцев он увлекся самой идеей масштабного полотна. Стал тщательно изучать исторические документы, предметы быта, украшения той эпохи. Читал свидетельства очевидцев, упоминавших о «черной страшной туче, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги». Специально ездил в Венецию и Болонью, чтобы «пристально вглядеться в великих мастеров», обращавшихся к этой теме ранее, подбирал натуру. Совпадение или нет, но именно в 1828 году, будто желая помочь художнику, снова начал активно пробуждаться Везувий. Чтобы увидеть извержение, Брюллов поспешил в Неаполь. И хотя к его приезду вулкан стих, вид дымящегося исполина заставил ясно представить события многовековой давности.

      Работа шла почти шесть лет. Четыре года заняла подготовка — создание этюдов и первых эскизов, и еще два — написание большого полотна в 30 квадратных метров. В сложную многофигурную композицию Брюллов вкладывал столько сил, что, по воспоминаниям современников, «доходил до изнеможения, и его нередко выносили из мастерской». В Риме открыто говорили: «Русский художник творит чудеса». А в один из дней его мастерскую посетил Вальтер Скотт. Знаменитый писатель провел перед «Помпеей» несколько часов и был поражен до глубины души: «Ожидал увидеть исторический роман, но увидел — целую эпопею».

      «Карл Великий»

      Осенью 1833-го картина была завершена окончательно. Успех работы был ошеломительным. Зрители дни и ночи шли толпами, чтобы увидеть необычное решение трагического сюжета: разрушительным силам природы художник противопоставляет величие и духовную силу человека. Так, пренебрегая смертельной опасностью, сыновья под градом камней несут на руках старика-отца. Юноша уговаривает пойти с ним и спастись ослабевшую мать. Муж стремится уберечь от гибели жену и сына. Жених, не замечая грохота и молний, вглядывается в помертвевшее лицо невесты… Есть и отрицательные персонажи, но их меньшинство. Немногие знают, что среди жителей Помпеи художник изобразил и себя — с ящиком красок и кистей на голове. Он здесь, рядом с ними, чтобы помочь и поддержать.

      После Рима полотно демонстрировалось в Милане и Франции. Брюллова везде встречали бурными овациями. Назвали первым художником в Европе, в Париже наградили золотой медалью, сравнивали с Тицианом. За ним прочно закрепилось прозвище «Карл Великий», хотя живописцу только исполнилось 34 года.

      «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!», — писал Евгений Баратынский. Пушкин под впечатлением от картины создал восторженные стихи: «Земля волнуется — с шатнувшихся колонн/ Кумиры падают!» и даже по памяти набросал под их первым черновиком центральную группу картины — двух мужчин, несущих старца отца. «Брюллову удалось в катастрофе показать всю красоту человека. Его фигуры ужас положения заглушают своею красотою», — такова была оценка Гоголя.

      В августе 1834-го картину доставили в Петербург. Меценат князь Демидов подарил ее Николаю I, который выставил полотно в Академии художеств. Самого Брюллова император наградил орденом и бриллиантовым перстнем. Дальнейшая судьба шедевра в целом сложилась благополучно. Сначала «Последний день Помпеи» перевезли в Новый Эрмитаж, а 1895-м, после открытия Русского музея, разместили там для доступа широкой публики.

      Во время Великой Отечественной творение Брюллова эвакуировали в Молотов (сейчас Пермь. — Ред.), изготовив для этого специальные каркасы и валы. В 1946 году картина вернулась обратно, прошла реставрацию и сегодня находится в зале № 14 Михайловского дворца. Где ею, как и 125 лет назад, восхищаются тысячи людей.

      Трагедия города Помпеи и его последний день на карине Карла Брюллова

      В горе мы одиноки, но именно трагедия обнажает все наши чувства, снимает все покровы и делает нас настоящими. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» — это несколько историй о людях, которые лицом к лицу столкнулись со смертью и жестокой стихией.

      Как создавалась картина

      В 79 году произошло извержение вулкана Везувий, повлекшее за собой гибель роскошного античного города. В 1833 мир увидел полотно «Последний день Помпеи», и описание картины будет неполным, если не рассказать о том, что произошло между двумя этими событиями.

      С 79 года вулкан просыпался много раз, но не настолько разрушительно. В 18 веке у людей проснулся интерес к античности и начались раскопки древних городов. В 1822 году художник Карл Брюллов отправился в Италию. В основном, рисовал он картины из итальянской повседневной жизни, но тяготел к более масштабным полотнам. Так, в 1825 он создал копию рафаэлевской «Афинской школы». В 1827 вместе с братом-архитектором художник попал на раскопки города Помпеи. Все увиденное долго не отпускала автора. Так и родилась идея картины Последний день Помпеи. Самое первое упоминание художника о работе над картиной датируется мартом 1828 года. Тогда же Брюллов побывал в Неаполе снова, надеясь увидеть новое извержение Везувия, но, как назло, вулкан затих именно тогда, когда приехал Брюллов.

      Следующие несколько лет Брюллов посвятил подготовке материала. Он изучал древнеримские обычаи, делал зарисовки в музее Неаполя, вдохновлялся шедеврами живописи Возрождения, не раз посещал разрушенный город. Кстати, некоторых персонажей на картине автор написал в тех же позах, в которых нашли останки в окаменевшем пепле на развалинах Помпей. На поиски композиции для нового полотна, а также на создание первых эскизов автора вдохновила малоизвестная картина Рафаэля «Пожар в Борго». Заказчиком картины стал юный князь Анатолий Демидов, а подтолкнула его сделать заказ графина Самойлова. К ней мы еще вернемся.

      Описание картины

      Полотно «Последний день Помпей» создано на стыке классицизма и романтизма. Композиция вполне в духе классицизма, ведь все эпизоды заключены в треугольник. Тем не менее, посвящена картина реальной трагедии народа, а не идеализированному образу, что делает ее произведением в стиле романтизм.

      Новаторской ее делает решение Брюллова изобразить двойное освещение – от Везувия и молнии. Это получилось сделать двумя цветами: горячим красным и сине-зеленым.

      Как в театре развязка приводит на одну сцену всех действующих лиц, так и гибель Помпей привела всех героев к воротам, за которыми ждет смерть.

      Декорацией стали Геркуланские ворота, за которыми начиналась Улица гробниц, то есть, местное кладбище. Это символично, но именно с этого ракурса лучше всего было видно вулкан.

      Итак, Последний день Помпей – это несколько историй, сплетенных воедино:

      Здесь нет главного героя, но центральными персонажами являются знатная дама, погибшая при падении с колесницы и ее маленький сын, который, кажется, не понял, что потерял мать. Они символизируют падение античного мира и рождение на его осколках нового. Вероятнее всего, натурщицей была графиня Самойлова, которая много лет была любовницей Брюллова. Изобразил ее на картине Брюллов еще в нескольких образах:

      • Женщина с сосудом на голове;
      • Мать с двумя маленькими девочками;
      • Женщина с мужем и младенцем.

      Также видна колесница, с которой эта дама упала, ее и возницу влекут подальше от катастрофы обезумевшие лошади.

      На заднем плане есть еще одна лошадь, которая поднялась на дыбы. Это символ безумной стихии.

      Один из самых сильных персонажей – юноша, уговаривающий мать бежать с ним. Это тот самый Плиний, который выжил в этой катастрофе и описал ее в письмах Тациту.

      Не менее цепляют и двое юношей, несущих на руках своего отца ( обратите внимание, в ногах у них крутится собака) а также молодой жених с погибшей возлюбленной.

      Еще одна семья на картине – молодая женщина с младенцем и муж, пытающийся прикрыть их плащом. Моделью для него послужил итальянский спортсмен Доминико Марини.

      Автопортрет

      Себя и свою возлюбленную автор изобразил среди людей, которые пытаются скрыться в гробнице. Среди них есть художник, пытающийся спасти самое ценное, кисти и краски, а также запомнить все увиденное. Это и есть Брюллов. Вероятнее всего, этим Брюллов рассказал о том, что художник всегда является соучастником всех событий. Среди других персонажей, толпящихся возле гробницы, примечателен вор, подбирающий чужое золото.

      Тема религии на полотне тоже затронута. Так, трудно сказать, кому молится девочка, сидящая около мамы и сестры. Рядом с ними стоит христианский священник. Он, кажется, принял свою участь и чувствует себя в безопасности. На заднем плане же пытается убежать перепуганный языческий жрец, как символ ухода старого мира и язычества. Именно на фоне катаклизма так четко обозначается уход старого и возникновение нового. До падения римской империи еще несколько веков, но уже прекрасно видно, что античность догорает вместе с молниями и вулканом.

      Триумфальное шествие полотна началось с Милана, в 1836 году картина приехала в Россию, и не могла не вызвать шквал эмоций. Поэмы, стихи, рецензии. «Последний день Помпеи» покорил Боратынского и Пушкина, Гоголя, написавшего внушительную статью, посвященную полотну.

      Сегодня шедевр находится в Государственном Русском Музее, а несколько лет назад картина стала одной из звезд клипа группы «Ленинград». Шутка. Очень надеемся, что современников она будоражила и до выхода хулиганского видео.

      Последний день Помпеи

      Шедевр Карла Брюллова — Вирсавия

      «Итальянское утро» — маленький шедевр Карла Брюллова

      Загадочная «Всадница»: какие тайны сокрыты в шедевре Карла Брюллова?

      Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова

      23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр — архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» — главное произведение своей жизни. «Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.

      История создания

      Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

      Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

      В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году — исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

      Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», — писал художник.

      Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину». Моделями для персонажей стали итальянцы — потомки древних жителей Помпеи.

      На стыке классицизма и романтизма

      В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

      Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма — как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

      В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

      Ближе к зрителю — семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней — христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

      В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане — два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними — юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».

      • Дюжина морей Ивана Айвазовского: география по картинам
      • Природа не отдыхала: художественные династии России
      • «Иисус должен быть один совершенно»

      В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике — символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти — в лучших традициях романтизма.

      В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света — горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

      Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

      Триумфальное шествие картины

      Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет — с 1827 по 1833 год.

      Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане — и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

      В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.

      Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

      11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею», — пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

      Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.

      Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

      Искусства мирные трофеи
      Ты внес в отеческую сень.
      И был «Последний день Помпеи»,
      Для русской кисти первый день! —

      написал о картине поэт Евгений Боратынский.

      Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

      Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
      Широко развилось, как боевое знамя.
      Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
      Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
      Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
      Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

      Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили», — Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

      Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

      А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы».

      Новое в блогах

      Сообщество «Волшебная сила искусства»

      История одной картины .Брюллов.Последний день Помпеи.

      Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ,но подробно мы её не рассматривали.Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях.

      К.Брюллов. Последний день Помпеи. 1830—1833

      ПРЕДЫСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ.

      В 1827 году молодой русский художник Карл Брюллов.приезжает в Помпеи. Он не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи.

      От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту.

      В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

      Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.

      В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.

      Сделаем небольшое отступление,чтобы познакомиться с историческими подробностями события,которое мы увидим на картине.

      Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.

      Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни — все это застало жителей Помпей врасплох.

      Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах — в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то — на улицах города, кого-то — уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

      В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

      Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

      Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.

      Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.

      Упавших затаптывали идущие следом. Приходилось все время стряхивать с себя пепел, иначе человека моментально засыпало, и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

      Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя — выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший — погиб во время извержения в Помпеях.

      Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Солнце над мертвыми городами — Помпеями, Стабией,Геркуланумом и Октавианумом — показалось лишь 27 августа. Везувий извергался до наших дней еще, по крайней мере, восемь раз. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.

      Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

      Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.

      Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место.

      Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.

      Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу!

      Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

      А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.

      Мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.

      Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

      Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое — ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Моделью девушки с кувшином послужила Ю.П.Самойлова.

      Её мы можем увидеть и в других образах.Это и разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, где рядом с ней живой ребёнок — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

      Юноша держит свою свою любимую,в его глазах отчаяние и безысходность.

      Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти.

      Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход.

      Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.

      Сколько же боли,страха и отчаяния в глазах людей.

      «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.

      Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.

      Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

      Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

      Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
      Широко развилось, как боевое знамя.
      Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
      Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
      Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
      Под каменным дождем бежит из града вон.

      Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России. В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения.

      Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

      В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

      Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим».

      Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: