Картина "похищение дочерей левкиппа", рубенс - JEKATERINBURG.RU

Картина «похищение дочерей левкиппа», рубенс

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • ЕДА (1031)
  • восток (12)
  • детям (2)
  • варенье (1)
  • детям (1)
  • картошка (24)
  • кулинарный атлас мира (3)
  • мясо (123)
  • напитки (88)
  • овощи (76)
  • постная кухня (27)
  • птица (72)
  • рыба и морепродукты (116)
  • салаты,закуски,нарезки (131)
  • супы,борщи (32)
  • торты,пироги,десерты (394)
  • алла пугачева (19)
  • Базары,рынки,шоппинг (118)
  • ГЕНИИ (211)
  • ГОРОСКОПЫ (2)
  • НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ (1)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (169)
  • делаем вместе (28)
  • ДЛЯ ДОМА (106)
  • ЗДОРОВЬЕ (465)
  • ИНТЕРЕСНОСТИ (1518)
  • ИНФОГРАФИКА (38)
  • ИСКУССТВО (2076)
  • архитектура (150)
  • блог Стаса Садальского (68)
  • выставки (144)
  • декор (458)
  • живопись (566)
  • звездные пары (36)
  • интерьеры (381)
  • искусство фотографии (384)
  • креатив (29)
  • Любимые композиторы (4)
  • мои фотоработы (4)
  • музеи мира (20)
  • поэзия (58)
  • учимся рисовать (4)
  • фильмы (5)
  • шоу-бизнесс (8)
  • этно (3)
  • ювелирное искусство (104)
  • ИСТОРИЯ (528)
  • дворцы России (12)
  • ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ (5)
  • КИНО (525)
  • советские фильмы.полный список.по алфавиту (18)
  • фильмы для души (51)
  • фильмы,актеры,роли (454)
  • шедевры мирового кино фильмы (30)
  • КНИГИ (59)
  • КРЫМ (203)
  • затонувшие корабли (3)
  • легенды крыма (7)
  • однодневные маршруты (95)
  • ПРОГУЛКИ ПО КРЫМУ C АЛЕКСОЙ ГАЙВОРОНСКИМ (2)
  • симферополь (13)
  • фильмы снятые в крыму (1)
  • ФОТО (13)
  • МИР МОДЫ (1509)
  • ARTKA (27)
  • бохо (517)
  • история моды (568)
  • мода (421)
  • стили в моде (36)
  • шебби-шик (28)
  • МУЗЫКА (134)
  • богушевская (5)
  • весь вертинский (14)
  • джаз (17)
  • классика (21)
  • легендарные музыканты (39)
  • музыка из к/ф (2)
  • музыкальные инструменты (9)
  • помощь по сайтам и блогам (19)
  • ПРАВОСЛАВИЕ (173)
  • православный календарь (19)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (210)
  • весь мир в глазах твоих (194)
  • ЗАМКИ И ДВОРЦЫ (4)
  • Москва (4)
  • тибет глазами oldkurik (12)
  • родились в этот день (55)
  • РУКОДЕЛОЧКИ (2008)
  • бисер (34)
  • букет из конфет (4)
  • вышивка (131)
  • вязание (197)
  • декупаж (65)
  • идеи для творчества (423)
  • из пластиковых бутылок (11)
  • из проволоки (28)
  • канзаши (2)
  • Кастомайзинг (34)
  • кожа (1)
  • кружевоплетение (26)
  • кукольные домики (21)
  • Лэмпворк (3)
  • мастер-класс (625)
  • мои работы (14)
  • мыло (7)
  • новогоднее (76)
  • папье-маше (40)
  • пуговицы (17)
  • разные разности (24)
  • соленое тесто (3)
  • сумки (24)
  • сутаж (1)
  • текстильные игрушки (54)
  • украшения (201)
  • фетр (8)
  • цветы из ткани (76)
  • СИГАРЫ (1)
  • СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ (4)
  • ТЕАТР (522)
  • актерские байки (383)
  • антреприза (9)
  • балет (42)
  • БДТ им.ТоBстоного,Ленинград (3)
  • великие актеры (155)
  • Им.Станиславского (1)
  • Ленинского комсомола (6)
  • малый театр (2)
  • Маяковского театр (5)
  • мОССОВЕТА (1)
  • Моссовета театр (3)
  • МХАТ (6)
  • опера (8)
  • оперетта (2)
  • Островский (1)
  • таганка (3)
  • театр Вахтангова (2)
  • театр о.Табакова (1)
  • театр сатиры (4)
  • экранизация (13)
  • УЖАС (25)
  • учебные заведения (8)
  • учим английский (1)
  • ЭЗОТЕРИКА (155)

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Похищение дочерей Левкиппа».

Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа». Крадут невест.

Борис Рохленко

П.Р. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа»

Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617-1618 годах, Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение дочерей Левкиппа».

Если он (зритель) знаком с греческой мифологией, ему понятно, кто перед ним: братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа – Феба и Гилайера. Эти две сестры – одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса. (Сложновато описать сюжет в двух словах, но попробую: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.) Место действия – Спарта.

Женщины более чем средней упитанности. Мужчины мощного телосложения, совершенно не похожи друг на друга, хотя и вылупились из одного яйца, которое снесла Леда. А Леда снесла яйцо не от кого-нибудь, а от самого Зевса, который упал на нее в виде лебедя. Поэтому у братьев есть еще одно имя – Диоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновья Зевса».

Один спешенный, другой – на коне. Всадник – это Кастор, он укротитель коней. Спешенный – кулачный боец Полидевк (или Поллукс, что одно и то же). Видимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую, сами понимаете, Феба.

(Маленькое отступление. Древние источники никаким образом не определяют возраст героев этого мифа. Возможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15-16 лет: таков, по Платону, брачный возраст тех времен.)

Место действия – не в доме, не в усадьбе. Совершенно открытая местность. Время кражи (судя по тени) – около полудня. Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде – неизвестно. Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании? Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? А тут – вот тебе и на! – их грузят на лошадей и пытаются увезти.

Было между ними до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? С одной стороны, Кастор уже в полных доспехах. Да и Полидевк в ботинках и в тоге. Вероятно, все-таки что-то было. И только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, братья оделись, сходили к лошадям и вернулись за добычей. Полидевк спешился и начал грузить ношу. А девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хотят. Кажется, они даже закричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). Может быть, они позвали на помощь. (Одумались! Раньше надо было думать о последствиях!)

Но похоже, они только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей, не тянут их за волосы или за другие места. Удивление, изумление – да, но все не так уж и страшно!

За рамкой картины остался мотив кражи. Это была ссора между двоюродными братьями: невест украли не из любви, а из желания отомстить за обиду. Но Рубенс решил, что надо придать умыканию невест любовную окраску: над лошадьми летают амурчики.

(Уверенно можно утверждать, что Рубенс достаточно хорошо знал историю Древнего Мира. Именно поэтому девушки оказались в чистом поле. Прямого указания на свободу добрачных отношений у греков нет, есть лишь подсказка.

Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть»». К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания.

Девушки на картине – золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.

И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена – это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.

Возмездие последовало вскоре после этого. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни. То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня – в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.

Читайте также  Творчество джованни беллини, картины и биография

Именно это – бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата – и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!

Сами братья – далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа. Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».

Все предыдущее касалось героев картины. А теперь – о самой картине.

Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте? Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! (Кстати, вторая жена Рубенса, Елена Фоурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Левкиппа, но во время написания картины ей было всего 4 года).

Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия – смертельная схватка с двоюродными братьями?
И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?

Изнасилования у Рубенса, выпуск №1: «Дочери Левкиппа»

Рубенс. «Дочери Левкиппа», ок. 1617-1618. Картина в экспозиции Старой Пинакотеки, Мюнхен

(Продолжаю переносить в старый добрый жж посты, написанные для яндекс-дзена, разочаровавшего меня своей крепчающей цензурной политикой (см. по тэгу «переезд старых постов»). Вот первый выпуск из очень хорошо разошедшегося цикла Изнасилования у Рубенса (у великого художника их было много, на целый цикл хватило). Возможно, вы его читали в прошлом году, но пусть все равно лежит в надежном месте).

«Похищение дочерей Левкиппа» — одна из прославленных картин Питера Пауля Рубенса, написанная примерно в 1617-1618 годах. Вообще полотен с обнаженной натурой у художника несколько сотен (хорошо работал ксерокс зачеркнуто большая была мастерская и много подмастерьев-копиистов). Но это выделяется из общей массы благодаря тому, что действительно сильно написано: мощная экспрессия, динамика, диагональная композиция, не говоря уже о качественной живописи.

КТО ЗДЕСЬ НАРИСОВАН?

В названии картины фигурирует только имя Левкиппа, это такой древнегреческий аристократ, царевич из Мессении. Его на картине нет — только две его юные (я подчеркиваю это) дочери, звавшиеся Гилаира и Феба. У него была и третья дочь, которая к этому времени искателей свежих девиц не интересовала: ее уже успел обрюхатить бог Аполлон, которому она родила всем известного сына, бога медицины Асклепия, он же Эскулап.

Почему я считаю, несмотря на трактовку любителя бодипозитивных женщин Рубенса, что Гилаира и Феба были юны?

Элементарно, Ватсон. Девушки были еще незамужними, а выдавали в то время замуж сильно до достижения 20-летнего возраста. То есть, им было от 12 до 18 лет максимум. Собственно, из-за их свадьбы вся эта катавасия и приключилась.

ПОЧЕМУ ИХ ПОХИЩАЮТ?

Папа Левкипп, сын покойного мессенского царя, нашел девочкам хороших женихов — сыновей своего старшего брата, нынешнего мессенского царя, которые звались Идас и Линкей. Хорошие воины, участники похода аргонавтов, красавчики. Но была проблема: у Левкиппа был еще один брат, по имени Тиндарей. Тот самый неудачник, у которого жена Леда пошла купаться в пруд, встретила там половозрелого лебедя, то бишь Зевса, а после этого снесла яйца. (Рубенс, конечно, про это тоже картину нарисовал, охальник).

У Леды родилось четыре ребенка: Елена Прекрасная, Клитемнестра (которая Агамемнона топором потом), и два мальчика с кликухой Диоскуры (т.е. «сыновья бога, диоса»), а с личными именами Кастор и Поллукс. И выросли эти пацанчики такие резкие, чуть что, сразу в драку.

Кастор и Поллукс, античная статуя. Расслабленная поза формата «закурить не найдется? а если найду?»

И очень эти Диоскуры невзлюбили своих двоюродных братьев Идаса и Линкея. Те просто тоже были полны тестостероном. Как-то, еще по дружбе, вместе угнали стадо коров, начали делить, подрались. Или вот, какие-то обиженные с мощными дрынами гнались за Диоскурами, те спрятались на деревьях, а кузены выдали, где те сховались. Постоянные конфликты.

Короче, узнали Диоскуры, что их двоюродные братья собираются устроить законную свадьбу с их же двоюродными сестрами, и решили сделать им гадость: похитить невест и изнасиловать. Данный процесс (похищения, а не изнасилования, в 17 веке цензура на полотна маслом ого-го была), мы на сём шедевре и зрим.

Возникает вопрос, почему девушки гуляли на улицах в голом виде

ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

Наверняка изнасиловать кузин Диоскуры успели: долго ли умеючи. Но доказательств сему факту в виде строчки в мифологическом словаре «. у Диоскуров и Левкиппид родились такие-то дети. » не имеется. Но, в принципе, зачатие не у всех с первого раза получается, читала, что 5%-ная вероятность, если оба партнера совершенно здоровы. Впрочем, в Древней Греции явно экология получше была. сорри, отвлеклась.

Второго раза могло и не быть, и это важно для нашей истории. Потому что обиженные женихи услышали новость, подорвались. Догнали Диоскуров. И вступили с ними в мощную драку. Где все четверо поубивали друг друга. Верней, не так. На самом деле, обиженные женихи победили. Стоят такие, над трупами Диоскуров, переглядываются. Девки за кадром плачут. Но мы же помним, что у Диоскуров был блатной папа, лебедь-Зевс. Он начало заварушки пропустил, спохватился, когда трупные мухи уже заклубились. Расстроился за своих мальчиков, и испепелил победителей молнией.

Ловис Коринт. «Похищение дочерей Левкиппа», 1904 год

Дальше было странно: почему-то Зевс считал, что один из близнецов Диоскуров от него, а другой от смертного, законного мужа Леды. Поэтому сыну он сказал «ты теперь бессмертный бог, пойдем, а этот пусть валяется». На что Диоскур сказал, что без брата он никуда не пойдет. И Зевс разделил его бессмертие на двоих, и теперь оба брата попеременно, полсуток умершие, а половину — бессмертные.

В общем, ребят, кто под зодиакальным созвездием Близнецов родился, как вам ваши небесные покровители? Правда, обаяшки?

Созвездие Близнецов в средневековой рукописи

Что дальше с девушками стало, не ясно. Но в Спарте стоял их храм, и были их жрицы, а миф об их похищении играл важную роль в обрядах посвящения спартанских девушек перед их собственными свадьбами.

МОРАЛЬ: не уводите девушек у ближайших родственников, какие бы плохие отношения у вас ни были. У них может оказаться мощная мстительная лапа неизвестно где! У приставов, скажем, в ФСБ, да даже в санэпидемстанции, по всякому могут нагадить.

***
Не забывайте покупать мою книг «Омерзительное искусство» и дарить ее тем, кого вы хотите лишишь сна, потому что читая её, они забудут о сне, либо из-за хохота, либо из-за омерзения (Озон, Лабиринт, цена 600-800 руб.)

Дочери Левкиппа

Автор — историк искусства Софья Багдасарова, shakko.ru . Современная трактовка знаменитых мастеров

КТО ЗДЕСЬ НАРИСОВАН?

В названии картины фигурирует только имя Левкиппа, это такой древнегреческий аристократ, царевич из Мессении. Его на картине нет — только две его юные (я подчеркиваю это) дочери, звавшиеся Гилаира и Феба. У него была и третья дочь, которая к этому времени искателей свежих девиц не интересовала: ее уже успел обрюхатить бог Аполлон, которому она родила всем известного сына, бога медицины Асклепия, он же Эскулап.

Читайте также  Богатырский галоп, васнецов - описание картины

Почему я считаю, несмотря на трактовку любителя бодипозитивных женщин Рубенса, что Гилаира и Феба были юны?

Элементарно, Ватсон. Девушки были еще незамужними, а выдавали в то время замуж сильно до достижения 20-летнего возраста. То есть, им было от 12 до 18 лет максимум. Собственно, из-за их свадьбы вся эта катавасия и приключилась.

ПОЧЕМУ ИХ ПОХИЩАЮТ?

Папа Левкипп, сын покойного мессенского царя, нашел девочкам хороших женихов — сыновей своего старшего брата, нынешнего мессенского царя, которые звались Идас и Линкей. Хорошие воины, участники похода аргонавтов, красавчики. Но была проблема: у Левкиппа был еще один брат, по имени Тиндарей. Тот самый неудачник, у которого жена Леда пошла купаться в пруд, встретила там половозрелого лебедя, то бишь Зевса, а после этого снесла яйца.

(Рубенс, конечно, про это тоже картину нарисовал, охальник).

У Леды родилось четыре ребенка: Елена Прекрасная, Клитемнестра (которая Агамемнона топором потом), и два мальчика с кликухой Диоскуры (т.е. «сыновья бога, диоса»), а с личными именами Кастор и Поллукс. И выросли эти пацанчики такие резкие, чуть что, сразу в драку.

И очень эти Диоскуры невзлюбили своих двоюродных братьев Идаса и Линкея. Те просто тоже были полны тестостероном. Как-то, еще по дружбе, вместе угнали стадо коров, начали делить, подрались. Или вот, какие-то обиженные с мощными дрынами гнались за Диоскурами, те спрятались на деревьях, а кузены выдали, где те сховались. Постоянные конфликты.

Короче, узнали Диоскуры, что их двоюродные братья собираются устроить законную свадьбу с их же двоюродными сестрами, и решили сделать им гадость: похитить невест и изнасиловать. Данный процесс (похищения, а не изнасилования, в 17 веке цензура на полотна маслом ого-го была), мы на сём шедевре и зрим.

ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?

Наверняка изнасиловать кузин Диоскуры успели: долго ли умеючи. Но доказательств сему факту в виде строчки в мифологическом словаре «. у Диоскуров и Левкиппид родились такие-то дети. » не имеется. Но, в принципе, зачатие не у всех с первого раза получается, читала, что 5%-ная вероятность, если оба партнера совершенно здоровы.

Впрочем, в Древней Греции явно экология получше была. сорри, отвлеклась. Второго раза могло и не быть, и это важно для нашей истории. Потому что обиженные женихи услышали новость, подорвались.

Догнали Диоскуров. И вступили с ними в мощную драку. Где все четверо поубивали друг друга. Верней, не так. На самом деле, обиженные женихи победили. Стоят такие, над трупами Диоскуров, переглядываются. Девки за кадром плачут.

Но мы же помним, что у Диоскуров был блатной папа, лебедь-Зевс. Он начало заварушки пропустил, спохватился, когда трупные мухи уже заклубились. Расстроился за своих мальчиков, и испепелил победителей молнией.

Дальше было странно: почему-то Зевс считал, что один из близнецов Диоскуров от него, а другой от смертного, законного мужа Леды. Поэтому сыну он сказал «ты теперь бессмертный бог, пойдем, а этот пусть валяется». На что Диоскур сказал, что без брата он никуда не пойдет. И Зевс разделил его бессмертие на двоих, и теперь оба брата попеременно, полсуток умершие, а половину — бессмертные.

В общем, ребят, кто под зодиакальным созвездием Близнецов родился, как вам ваши небесные покровители? Правда, обаяшки?

Что дальше с девушками стало, не ясно. Но в Спарте стоял их храм, и были их жрицы, а миф об их похищении играл важную роль в обрядах посвящения спартанских девушек перед их собственными свадьбами.

МОРАЛЬ: не уводите девушек у ближайших родственников, какие бы плохие отношения у вас ни были. У них может оказаться мощная мстительная лапа неизвестно где! У приставов, скажем, в ФСБ, да даже в санэпидемстанции, по всякому могут нагадить.

***
Не забывайте покупать мою книг «Омерзительное искусство» и дарить ее тем, кого вы хотите лишишь сна, потому что читая её, они забудут о сне, либо из-за хохота, либо из-за омерзения (Озон, Лабиринт, цена 600-800 руб.)

Рене МЕНАР

Глава 23
Диоскуры — братья Кастор и Поллукс

Лебедь Леды. — Кастор и Поллукс (Полидевк). — Похищение дочерей Левкиппа — Гилаейры и Фебы. — Разделенное бессмертие.

Зевс и Гера наблюдают за рождением Диоскуров и Елены из яиц Леды. Мастерская Гвидо Дурантино, майолика, 1550 г. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам. <Фото: (Creative Commons license): Artshooter>

ДИОСКУРЫ — братья КАСТОР и ПОЛЛУКС

Лебедь Леды. — Кастор и Поллукс (Полидевк). — Похищение дочерей Левкиппа — Гилаейры и Фебы. — Разделенное бессмертие.

Лебедь Леды

Леда, супруга спартанского царя Тиндарея, обратила на себя внимание Зевса. Не желая возбуждать ревности Геры, Зевс под видом лебедя слетал с вершины Олимпа на свидание с красавицей Ледой.

Этот поэтический миф вдохновлял многих художников. Сохранилось много античных статуй и камей с изображением этого мифологического сюжета.

Леда и лебедь. Якопо Тинторетто, 1555 г.

Из позднейших художников Корреджо, Паоло Веронезе и Тинторетто писали картины на эту же тему, но венецианские художники не отличались особенной исторической точностью в своих мифологических картинах.

Так, например, Тинторетто изобразил Леду в комнате. Находя, вероятно, не особенно удобным держать такую большую птицу, как лебедь, на свободе в комнате, Леда как бы приказывает своим служанкам запереть лебедя-Зевса в клетку для кур, в которой находятся уже другие птицы, а маленькая собака Леды ожесточенно лает на лебедя.

Кастор и Поллукс (Полидевк)

Братья Диоскуры (в переводе с древнегреческого это значит — сыновья Зевса) — Кастор и Поллукс (по-древнегречески имя Поллукса — Полидевк), сыновья Леды, родились из яйца, поскольку Зевс общался с Ледой в виде птицы — лебедя. Сохранилось античное скульптурное изображение Леды, показывающей яйцо с двумя близнецами своему мужу Тиндарею, царю Спарты.

Братья Диоскуры были близнецами, но, согласно античным мифам, Кастор был сыном Леды и Тиндарея — смертного, хотя и царя, а Поллукс (Полидевк), как сын Зевса и Леды, пользовался привилегией божественного бессмертия. Впрочем, их обоих собирательно называют сыновьями Зевса — Диоскурами.

Оба брата Диоскура принимали участие и отличились в знаменитом походе Аргонавтов. Диоскур Поллукс (Полидевк) победил в кулачном бою жестокого царя бебриков — Амика, и с тех пор Поллукс считался покровителем всех атлетов и борцов. Диоскур Кастор победил и усмирил диких коней. Братья Диоскуры также победили и разбили попадавшихся им на дороге морских разбойников.

Похищение дочерей Левкиппа — Гилаейры и Фебы

Оба брата Диоскура, прельстившись красотой двух дочерей Левкиппа — Гилаейры и Фебы, похитили их.

Но красавицы Гилаейра и Феба были уже невестами двух мессенских героев — Идаса и Линкея. Между соперниками завязалась жестокая борьба. Пораженный стрелою противника, Кастор упал, к нему на помощь поспешил Поллукс (Полидевк), а Зевс, видя неравную борьбу, поразил своими громовыми стрелами Идаса и Линкея — дерзких юношей, вздумавших тягаться с его сыновьями — Диоскурами.

Разделенное бессмертие

Диоскур Поллукс (Полидевк), видя, что его брат Кастор превратился в безжизненный труп, стал умолять Зевса возвратить Поллукса к жизни, но повелитель богов ответил, что может только предложить Поллуксу на выбор следующее: или разделять жилище богов и быть вечно бессмертным, или вместе с братом-близнецом Кастором проводить полгода в мрачном царстве бога Плутона (в Аиде), а полгода на Олимпе.

Поллукс тотчас же выбрал последнее, не желая расставаться с братом. Тронутый такою нежною дружбой, Зевс превратил братьев Диоскуров в созвездие Близнецов. Диоскуры также считались в античности олицетворением вечерней и утренней звезды.

Многие античные храмы были посвящены Диоскурам. В честь Диоскуров были учреждены игры. Сохранилось много монет с их изображениями, статуй и резных камней. На одной весьма ценной камее изображены головы обоих близнецов Диоскуров; на лбу каждого Диоскура блестит звезда.

Читайте также  Картина "абсент", эдгар дега, 1876

В Мюнхенской пинакотеке находится прекрасная картина Рубенса, изображающая похищение Диоскурами дочерей Левкиппа. Она очень известна по многим воспроизведениям.

Античная группа, считающаяся одним из лучших скульптурных произведений древних веков, изображает Кастора и Поллукса во весь рост: один из братьев Диоскуров держит два факела — один горящий, другой потухший, как бы намекая этим, что Диоскуры проводят полгода в царстве теней, а полгода среди богов Олимпа.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа». Крадут невест.

Борис Рохленко

П.Р. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа»

Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617-1618 годах, Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение дочерей Левкиппа».

Если он (зритель) знаком с греческой мифологией, ему понятно, кто перед ним: братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа – Феба и Гилайера. Эти две сестры – одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса. (Сложновато описать сюжет в двух словах, но попробую: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.) Место действия – Спарта.

Женщины более чем средней упитанности. Мужчины мощного телосложения, совершенно не похожи друг на друга, хотя и вылупились из одного яйца, которое снесла Леда. А Леда снесла яйцо не от кого-нибудь, а от самого Зевса, который упал на нее в виде лебедя. Поэтому у братьев есть еще одно имя – Диоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновья Зевса».

Один спешенный, другой – на коне. Всадник – это Кастор, он укротитель коней. Спешенный – кулачный боец Полидевк (или Поллукс, что одно и то же). Видимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую, сами понимаете, Феба.

(Маленькое отступление. Древние источники никаким образом не определяют возраст героев этого мифа. Возможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15-16 лет: таков, по Платону, брачный возраст тех времен.)

Место действия – не в доме, не в усадьбе. Совершенно открытая местность. Время кражи (судя по тени) – около полудня. Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде – неизвестно. Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании? Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? А тут – вот тебе и на! – их грузят на лошадей и пытаются увезти.

Было между ними до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? С одной стороны, Кастор уже в полных доспехах. Да и Полидевк в ботинках и в тоге. Вероятно, все-таки что-то было. И только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, братья оделись, сходили к лошадям и вернулись за добычей. Полидевк спешился и начал грузить ношу. А девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хотят. Кажется, они даже закричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). Может быть, они позвали на помощь. (Одумались! Раньше надо было думать о последствиях!)

Но похоже, они только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей, не тянут их за волосы или за другие места. Удивление, изумление – да, но все не так уж и страшно!

За рамкой картины остался мотив кражи. Это была ссора между двоюродными братьями: невест украли не из любви, а из желания отомстить за обиду. Но Рубенс решил, что надо придать умыканию невест любовную окраску: над лошадьми летают амурчики.

(Уверенно можно утверждать, что Рубенс достаточно хорошо знал историю Древнего Мира. Именно поэтому девушки оказались в чистом поле. Прямого указания на свободу добрачных отношений у греков нет, есть лишь подсказка.

Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть»». К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания.

Девушки на картине – золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.

И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена – это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом – и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.

Возмездие последовало вскоре после этого. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни. То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня – в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.

Именно это – бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата – и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!

Сами братья – далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа. Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».

Все предыдущее касалось героев картины. А теперь – о самой картине.

Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте? Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! (Кстати, вторая жена Рубенса, Елена Фоурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Левкиппа, но во время написания картины ей было всего 4 года).

Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия – смертельная схватка с двоюродными братьями?
И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: