Картина «подсолнухи», винсент ван гог — описание картины - JEKATERINBURG.RU

Картина «подсолнухи», винсент ван гог — описание картины

Ван Гог Подсолнухи

Винсент ван Гог.Ваза с двенадцатью подсолнухами (Арль, Январь 1889). Художественный музей Филадельфии , США .

«Подсолнухи» — название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Подсолнухи имели для мастера особое значение. Он написал два цикла картин с ними: парижский (1887, две картины с лежащими цветами) и арльский (1888, четыре работы с цветами в графине). Затем живописец сделал несколько вариантов этих произведений.

Всего Ван Гогом было написано 11 картин, на которых изображены подсолнухи. Ян Халскер, один из ведущих ученых, занимавшихся творчеством Винсента Ван Гога, предполагает, что серия подсолнухов «возможно, больше, чем любая другая из его картин, сделала его известным во всем мире.

Все они до сих пор вызывают дискуссию в кругах искусствоведов и стали своего рода «брендом». «Подсолнухи» Ван Гога имеют такое же значение в его творчестве, как «Джоконда» для Леонардо, «Сикстинская Мадонна» для Рафаэля. Эти полотна в определенном смысле являются «синонимами» художников.

Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком. Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней много раз.

Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На цветах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.

Удивительно, но именно они положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена. Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.

Совсем давно, весной 1886 года Винсент Ван Гог приехал в Париж в надежде стать художником.В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.

На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.

В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами. Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин. Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил.Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.

Вскоре Ван Гог переехал в Арль. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг. Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».

Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул. Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.

Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах. И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом.

На картинах изображены подсолнухи на всех этапах их жизни, от полного цветения до увядания . Картины являются новаторскими для того времени благодаря использованию широкого спектра желтых оттенков, что стало возможным благодаря изобретению красителей. В работе над циклами Ван Гог применил особую технику письма — импасто. Ее суть в том, что краски наносятся очень густым слоем и применяются не только традиционные кисти, но еще и нож. Так создавалась особая шероховатая поверхность, рельефный рисунок.

Рентгеновское исследование картин показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски. В это время в гости приехал Гоген, картина ему очень понравилась. Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.

Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван Гогом в то время — у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать. Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.

Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились. Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи». Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.

И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами». До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года. На сегодня, два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.

В марте 1987 г. японский страховой магнат Ясуо Гото покупает одну из картин «Подсолнухи» за сумму, эквивалентную 40,8 миллиона долларов.

Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)

Описание картины «Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)»

Нидерландский художник Винсент Виллем Ван Гог является одним из самых знаменитых живописцев, чье имя окутано огромным количеством тайн, легенд, домыслов и является синонимом гениальности, граничащей с безумием. По злой иронии судьбы художник, чьи картины сегодня стоят баснословных денег, при жизни сумел продать всего лишь несколько работ, а его невероятный талант не получил приличествующего ему признания. Сегодня его работы являются предметом гордости лучших музеев мира, а коллекционеры готовы платить любые суммы за каждый холст, который выставляется на аукцион.

Среди большого количества созданных гениальным мастером работ, особое место занимает знаменитая картина «Подсолнухи» Ван Гога, над анализом которой работает уже несколько поколений искусствоведов. Несмотря на всемирную известность этого сюжета, многие даже не догадываются о том, что художником была создана целая серия картин с подсолнухами, которая условно делится на два цикла. В первый, парижский цикл, входят картины, на которых изображены лежащие растения (1, 2, 3, 4). Второй цикл был создан в Арле, он включает холсты, на которых изображены цветы в вазе (1, 2, 3, 4, 5, 6).

« Подсолнухи » стали своего рода визитной карточкой художника и занимают в его творческом наследии такое же важное место, как, например, «Джоконда» в творчестве Леонардо или «Черный квадрат» в творчестве Малевича. Как известно, Винсент часто писал цветы. Существуют его полотна, изображающие ветки цветущих деревьев – яблонь, акаций, миндаля, каштанов. Нравилось ему рисовать и простые полевые цветы – ромашки, маки, васильки и даже чертополох. Но особую любовь Ван Гог испытывал к подсолнухам, о чем неоднократно писал своему брату. Художник признавался в письмах, что это растение он ассоциирует с собой. Возможно, это было связано с тем, что это желтые цветы, а этот цвет, как известно, был для живописца самым любимым.

Читайте также  Прометей прикованный, рубенс - описание картины

На картинах «Подсолнухи» Ван Гога, созданных в жанре натюрморт в Париже, мастер запечатлел в беспорядке лежащие срезанные цветы. Лепестки на них взъерошены и примяты, изображение великолепно передает судорожное увядание огромных соцветий и толстых изогнутых стеблей. Несмотря на то, что судьба этих растений предрешена, картина удивительным образом передает дремлющую в них большую жизненную силу и сопротивление неизбежной участи.

Если описание созданных в Париже картин «Подсолнухи» Ван Гога производит депрессивное впечатление, то цикл работ, которые были созданы через год, в Арле, напротив, наполнен светом и радостью. Это связано с тем, что, пребывая на юге Франции, художник испытывал большой эмоциональный подъем. Эти картины он создавал для того, чтобы украсить стены мастерской и комнат в его любимом «желтом домике», куда он пригласил своего друга, художника Поля Гогена.

Картины в жанре натюрморт, изображавшие подсолнухи в вазе, Ван Гог изначально планировал разместить в их общей мастерской, в которой оба художника должны были вместе работать. Он хотел создать не меньше двенадцати панно с изображением любимых цветов, но на протяжении лета, несмотря на большое рвение, ему удалось написать только четыре картины. Они были размещены в гостевой комнате, которая была приготовлена для Гогена.

К сожалению, из задуманного и созданного в Арле цикла картин Винсента Ван Гога «Подсолнухи» одна из работ была безвозвратно утеряна, сохранилось лишь ее фото. Эта картина была уничтожена во время Второй Мировой войны в результате боевых действий в Японии. Судьба других полотен сложилась более удачно: одна из картин цикла, на которой изображено три подсолнуха, хранится в одной из частных коллекций в США, а две другие, наиболее известные, оказались в Лондоне и Мюнхене.

Каждый оригинал картины Ван Гога «Подсолнухи» имеет предельно простой и лаконичный сюжет: на поверхности стоит простая грубая ваза с огромными цветами. Цветы кажутся слишком большими и несоразмерными окружающей обстановке и даже размерам холста, поэтому создается ощущение, что лепестки подсолнухов вот-вот раздвинут края картины и проникнут в наш реальный мир. Полотна созданы в оригинальной технике «импасто», в которой краски наносятся на поверхность очень густо, как с помощью кисти, так и мастихином и ножом. Благодаря шероховатой и грубой фактуре полотна создается иллюзия того, что цветы не нарисованы на холсте, а находятся по эту сторону картины, движутся, изменяются и колышутся от дуновений ветра.

Винсент Ван Гог. «Подсолнухи»

Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику «идеей, символизирующей признательность и благодарность». Подсолнух был любимым цветком Ван Гога.

В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, – мой». Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе-сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».

Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской».

На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не удивит, – я пишу большие подсолнухи. Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи– ничего больше.

Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно – целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут и приходится заканчивать вещь в один прием». Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.

Из четырех холстов, написанных в августе 1888 года, уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и, наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне). Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины и две вариации «лондонской». (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)

Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления.

Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами». Великолепный замысел – серия панно с подсолнухами – не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога. Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе– и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно.

То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста. Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только вазаим тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст. Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества. Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах – растут, набухают, созревают, увядают.

Читайте также  Музей прадо: как найти в мадриде, карта, картины музея прадо

Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. «Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу», – писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна. Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего – малого и великого, земли и космоса. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков. Всеми оттенками желтого?– цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями. В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».

Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик».

Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето. Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!

И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино.

Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество – колос, который должен быть сжат. Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».

Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания. Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти – было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием. Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Ван Гога – символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.

Марина Аграновская.

Картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — симфония солнечного цвета

«Подсолнухи» — картина гениального Винсента Ван Гога (Vincent Willem van Gogh), созданная им для украшения интерьера. Работа противоречила доминирующей в то время теории цветовых контрастов. Желтое на желтом — нелепое сочетание, но именно оно стало визитной карточкой постимпрессиониста. Сюжет произведения лаконичен: букет в обычной глиняной вазе. Плоскость, на которой размещена ваза, не проработана, ее текстура не имеет значения для художника. Никакой смысловой нагрузки не несет и фон: это не задрапированная ткань и не воздушная среда, а просто одноцветная поверхность, не создающая объема. Мазки, положенные вертикальными и горизонтальными рядами, не смешиваются друг с другом и напоминают плетеную циновку. Ваза — грубый сосуд небольших, по сравнению с подсолнечниками, размеров. Единственным ее украшением является подпись автора над тонкой темно-синей линией. Крупные цветы самостоятельно обитают в трехмерном пространстве: какие-то лепестки активно вытягиваются вперед, какие-то стремятся вниз, иные направлены вглубь композиции. Мастер старался продемонстрировать широту души скромных созданий, для которых мала не только ваза, но и весь холст. У зрителя возникает ощущение, что растениям негде развернуться, чтобы показать свою красоту в полной мере. Соцветия достигают границ картины, невольно отодвигаясь от края. Радостное настроение и заряд оптимизма дарит наблюдателю их золотисто-желтый окрас. В процессе работы Ван Гог применял технику «импасто»: краска выпускалась из тюбика сразу же на поверхность холста, после чего посредством мастихина и кисти из нее формировалось рельефное изображение.

  • Название картины: «Подсолнухи» (фр. Tournesols).
  • Автор:Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890).
  • Год написания: 1888 г.
  • Размер: 92,1 х 73 см.
  • Стиль:Постимпрессионизм.
  • Жанр: Натюрморт.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Национальная галерея, Лондон.

Винсент Виллем Ван Гог — незаурядный нидерландский живописец второй половины XIX века. Его имя окутано сетью безумных тайн и домыслов. По иронии судьбы гений, чьи работы сегодня стоят огромных денег, при жизни смог продать лишь несколько произведений. Мастер тонко чувствовал цвет, его глубину и настроение. Каждый оттенок ассоциировался у него с целой системой удивительных образов и складывался в многомерную картину отображения окружающего мира. Радость и благополучие излучает желтый цвет. В работах живописца он смотрится как светящаяся аура.

Одержимый тематикой «солнечного цвета», Ван Гог написал несколько потрясающих натюрмортов с подсолнухами. Необычный внешний вид растения завораживал художника своим очарованием и космической энергетикой. Живописец наблюдал за тем, как это чудо природы, поутру всегда обращенное на восток, после восхода медленно поворачивается за солнцем.

Серия из одиннадцати незамысловатых сюжетов искусствоведами условно делится на два противоположных по содержанию и символике цикла. Такая классификация имеет смысл, так как весь мир разделен на два диаметральных полюса. Это свет и тьма, небо и земля, жизнь и смерть.

Первые натюрморты с изображением подсолнухов были выполнены в столице Франции в период с августа по сентябрь 1887 года. Они отнесены к парижскому циклу, который объединяет произведения с растениями, расположенными на плоскости холста горизонтально. В этих работах преобладают темные краски, создающие ощущение печали. Неприятие столичным обществом странного, нелюдимого художника, его отрешенность, неопределенность, бедность — все это нашло отражение в первых четырех композициях. Круглые отрезанные головы цветов брошены, будто некие диковинные, доживающие последние минуты, живые существа. Смятые лепестки похожи на вздыбленную шерсть неведомого животного, черные середины бутона — на большие грустные глаза, стебли — на болезненно изогнутые конечности. От этих цветов веет тоской конца, но они сопротивляются увяданию, и в них еще теплится остаток жизни.

Читайте также  Картина венера и марс, сандро боттичелли

Второй цикл создавался годом позже в Арле с использованием насыщенной желто-оранжевой палитры. Сюда относятся шедевры с вертикальным изображением растений в вазе и олицетворяющие оптимистические настроения автора. Ван Гог написал ряд вариаций знаменитого натюрморта, которые отличались друг от друга количеством цветков и колористикой заднего пространственного плана. Так первая версия этого цикла представляет собой композицию из трех подсолнухов на бирюзовом фоне.

Нетрудно заметить, что некоторые цветки выглядят фантастически. Они имеют едва заметную темную серединку, окруженную махровой многоярусностью лепестков. В природе подобные виды встречаются крайне редко. Но наблюдательный творец, конечно же, находил необычные экземпляры для того, чтобы разнообразить ими свои живописные композиции. Позже, в процессе скрещивания различных сортов, селекционерам удалось вывести декоративный махровый сорт подсолнечника «Медвежонок Тедди» (Teddy Bear).

Картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — пример новаторского владения искусством цвета. Благодаря использованию широкого спектра желтых оттенков натюрморт производит исключительно теплое и приятное впечатление.

Картина «Подсолнухи» Ван Гога: описание и фото

Недолгую жизнь – всего тридцать семь лет — прожил Винсент Ван Гог. На художественное творчество ему было отведено только десять лет. Тем не менее он оставил огромное творческое наследие, среди которого есть место всему: портретам, автопортретам, пейзажам, натюрмортам. Картина «Подсолнухи» – не единичное явление, а составляет целый цикл. В нем одиннадцать полотен. Часть из них мы рассмотрим. Перед вами произведение, которое написал Ван Гог, – «Подсолнухи», фото картины из серии, созданной в Арле в августе-сентябре 1888 года.

Краткая биография

За год до рождения Ван Гога у его родителей родился сын Винсент, который умер в младенчестве. Второй сын, которого теперь почитают как гениального художника, получил имя умершего брата, потому что родился так же, как и он, 30 марта. Возможно, это оказало влияние на психику ребенка, а затем и взрослого человека.

Во всяком случае, мальчик рос угрюмым и нелюдимым. Не окончив школу, он начал заниматься семейным делом: продажей картин. Любя живопись, он бросает торговлю, в которой Ван Гог получил материальную независимость, и устремляется в неведомое. Он начинает заниматься живописью, даже не зная основ рисунка. Картины не продаются, а вызывают резкое неприятие. Он уезжает к брату Тео в Париж, знакомится с современными художниками, много работает над собой, делая копии с работ известных мастеров, и параллельно пишет свои работы. В это время с его картин исчезают землистые цвета, палитра становится яркой и радостной. Появляется первая картина «Подсолнухи».

Парижский период, 1887 год

Во время пребывания в Париже создано немало работ, и все они написаны сериями: автопортреты, шесть полотен «Башмаки». Вырабатывается стиль, который позже назовут постимпрессионизм. Нас же интересует картина «Подсолнухи».

Ван Гог увлекся срезанными, увядающими, брошенными цветами. В серии четыре картины. Каждая достойна отдельного рассмотрения. Первые три картины – это исследование предмета. Но мы обратим внимание на четыре крупных подсолнуха – сочетание предшествующих работ. Эти цветы изображены почти в натуральную величину. Здесь Ван Гог не украшает вазой свои подсолнухи. Фото картины показывает 4 головки, которые потом пойдут на семена.

Заболевание

Ван Гог был тяжело болен. По поводу его психиатрического заболевания мнения современных врачей почти не расходятся – шизофрения. Единственно, какой вопрос может вызвать споры: какая из ее форм была у живописца? Болезнь многообразна и коварна. До двадцати семи лет Ван Гог перенес несколько тяжелых депрессий, вызванных неурядицами в личной жизни: ни с одной из возлюбленных он не смог создать семью. В Париже живописец пристрастился к абсенту. Так он пытался заглушить непонимание со стороны зрителей и художников и полное отсутствие заработка. Его картины не находили покупателей, и материально он мог рассчитывать только на помощь младшего брата, который безмерно любил Винсента.

Пристрастие к абсенту

Неумеренное употребление абсента – напитка многих художников во Франции – привело Ван Гога к печальным результатам. Абсент, напиток на основе полыни и спирта, сначала считался лекарством. Потом художники стали прибегать к нему как к галлюциногену, вызывающему творческие прорывы. По характеру действия он приближался к марихуане. У художника проявились повышенная возбудимость, нарушение координации, тремор, изменилось видение цвета. Преобладающим стал желтый.

Арль, август-сентябрь 1888 года

Перебравшись в солнечный Прованс на берега Роны в Арле, Ван Гог мечтал создать коммуну художников. Он бежал от страданий, которые выпали на его долю. Вместе с ним находился друг Гоген. Здесь все располагало к творчеству, чтобы передать суть местной природы. Свои натюрморты с подсолнечниками Ван Гог наполнил солнцем юга и желтым цветом. Первая из серии картина маслом «Подсолнухи» получилась на бирюзовом, как небо Арля, фоне. Живописец создал серию меньше чем за неделю, потому что работал с одержимостью. Стояла ветреная погода, и он работал в помещении. В глиняный горшок с зеленой поливой Ван Гог поставил только три цветка.

Больница

Сначала художника покинул Гоген, оставив друга один на один с его демонами. Затем 22 декабря 1888 года он получил письмо от обожаемого брата Тео с известием, что тот собирается жениться. Это был сильный удар по психике. Художник был в полном отчаянии, что брат не будет с ним близок, как прежде.

Арль, январь 1889 года

Художник делает все новые и новые натюрморты, старясь убежать от галлюцинаций, навязчивого бреда параноидальных фантазий.

Ван Гог, «Подсолнухи»: описание картины Токийского музея

Художник набрасывается на холст, быстро прописывает фон и начинает выдавливать из тюбиков толстым слоем краски, подправляя их не кистью, а мастихином. Цветы становятся объемными, рельефными, шероховатыми и не желают помещаться на полотне. Пятнадцать голов, змеевидно покачиваясь, стремятся выйти за рамки картины. Насыщенные оранжевые и желтые тона «горят» на холсте. Художник разместил их хаотично, стараясь затянуть в этот магический буйный мир всякого, кто бросит взгляд на натюрморт. Среди них и настоящие подсолнухи, и их мутанты, которых легко определить.

Болезнь и смерть

Болезнь прогрессировала. Жители Арля требовали, чтобы он покинул их город. Ван Гог уехал в 1890 году под Париж. Гуляя в полях с этюдником и красками, он неожиданно решил застрелиться. Пуля прошла ниже сердца, но спустя полтора дня он скончался. Тео всего на полгода пережил любимого брата, скончавшись от нервного расстройства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: