Картина "переход суворова через альпы", суриков - JEKATERINBURG.RU

Картина «переход суворова через альпы», суриков

«Переход Суворова через Альпы», Суриков и его взгляды на историю

«Переход Суворова через Альпы» – картина великого русского художника Василия Сурикова. Написана маслом на холсте размером 495 х 373 см в 1899 году. Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Автор

Суриков Василий Иванович (1848-1916) – живописец, ещё при жизни возведённый в ранг непревзойдённых мастеров исторической живописи. Темы его монументальных полотен – значимые события жизни России в разные эпохи. К работе подходил скрупулёзно, как самый въедливый исследователь-учёный. Писал всегда только по велению сердца – заказов не брал. Не отделял государство от народа, поэтому, как говорил сам художник, всегда в художественные воссоздания особенных страниц истории Родины «втягивал толпу», разноликих и разнохарактерных простых людей.

Замысел

Солдаты тоже часть народа, причём близкая и понятная живописцу – его предки из донских казаков, переселившихся в Енисейскую губернию (сейчас Красноярский край). В Сибири они также служили в казачестве (дед по отцу и его брат, атаманствовавший на Енисее), чем художник всегда гордился.

Увековечить в живописи беспримерный в истории войн подвиг русской армии, переход Суворова через Альпы, Суриков задумал, находясь на родине, в Красноярске, осенью 1895 года. Эта история, случившаяся почти сто лет назад, в 1799 году, будоражила художника. Поражало всё: выбранный полководцем путь через перевал, кратчайший, но более трудный, предательство союзников, главным образом, австрийцев, мужество изнурённых войск Суворова, которые, совершая переход, потеряли более четырёх тысяч человек, но сумели в боях нанести урон противнику вчетверо больший.

Работа над картиной

Слова великого полководца «русский штык прорвался сквозь Альпы» стали животворящим символом полотна. Советуясь с дочерью Ольгой, которая разбиралась в живописи (муж её тоже был художником), и показывая ей зарисовки, Суриков услышал мнение, что у нижних солдат надо «убрать» штыки – для безопасности верхних. Подумав мгновение, Суриков воспротивился: «Нельзя русскому солдату без штыка!» К тому же острые клинки и блеск металла – это и красиво, и грозно одновременно.

Прототипы Суворова нашлись среди красноярских знакомых: казачий офицер в отставке Фёдор Спиридонов (тогда уже 82-летний старик) и учитель пения Григорий Смирнов, белая лошадь которого тоже пригодилась.

Продолжил работу над полотном Суриков в Москве. В Историческом музее для него выделили просторную комнату – в доме или мастерской картина бы не поместилась. Чтобы уединяться со своим детищем и защититься от взглядов и непрошенных советов, художник поставил перегородку из досок.

Выписал заграничный холст, подготовил краски и подрамок и летом отправился в Швейцарию – писать «снеговые вершины». В поездке отца сопровождали дочери, Ольга (1878-1958) и Елена (1880-1963). Овдовев в 40 лет, Суриков нуждался в близости со своими девочками, напоминавшими рано ушедшую жену. Жили в отеле Интерлакена, потом в деревне (спокойней и дешевле). Художник был потрясён высотой и красотой швейцарских гор, впечатляющих ледников, чистотой воздуха, который, впрочем, сравнивал с сибирским. Суриков не был конкретно в «суворовских» местах (перевалы Прагель, Рингенкопф), его целью стала гора Юнгфрау, вся во льду и снегах. Живописцу важно было увидеть своими глазами преграды, подобные тем, что преодолела армия Суворова, вдохнуть этот воздух и прочувствовать громаду подвига русских солдат. Если надо, их не остановит ни суровая природа, ни холод, ни враг.

Описание картины

На вертикально ориентированном полотне – сцена спуска с гор армии Суворова. Пейзаж в целом холодный и суровый: высокая скалистая гора, с вершины которой ветры выдувают снег, он лишь во впадинах и ниже под уступом. Привязка к определённому перевалу для художника не важна – его целью является показ события с точки зрения морали и психологии, поведения и физической силы солдат.

С уступа заснеженной горы, которую местами скрывают облака, как лавина, скользит вниз русское войско – строй уже разлажен, но солдаты все, как один, повинуются своему командиру. В армии уважали и любили Суворова – он, как отец, заботился о каждом и думал обо всех: чтобы были сыты, одеты, обуты, вовремя получали жалованье. На картине командир подбадривает их взглядом и улыбкой, придержав коня у спуска, и зажатой в прямой руке треуголкой указывает своим подчинённым путь. Конь под ним косит глазом в пропасть, отпрянув от неё, рядом пешие и конные ряды. Ни у кого нет и тени сомнения в своём командире, а значит, и в верности принятого решения. Кто постарше, крестятся перед спуском, молодые да задорные хохочут, вспомнив детское веселье на снежной горке и предвкушая нечто подобное, пушкари озабочены сохранностью орудия, а барабанщик – своего инструмента – дай Бог побарабанить ещё не раз для марширующих товарищей.

Память и памятники

Суворов возведён в звание генералиссимуса, хотя цель похода не была достигнута (разгром французской армии в составе коалиции). В Петербурге в честь полководца был поставлен монумент.

В 1899 году в ущелье Шолленен в Швейцарии по инициативе князя Голицына открыли памятник. На этот раз не только командиру: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса, фельдмаршала графа Суворова Рымникского, погибшим при переходе через Альпы в 1799г.» Здесь и сегодня чтят память о доблестных русских солдатах.

Когда картина появилась на выставке, публика не удивилась тому, кто написал «Переход Суворова через Альпы» – Суриков к тому времени уже имел славу уникального мастера исторических шедевров. Это полотно стало живописным памятником к 100-летию события.

Другие картины художника

Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича

«Боярыня Морозова», исторический шедевр Сурикова, вы узнаете как это было

Картина «Взятие снежного городка» Василия Сурикова

Суриков Василий. Переход Суворова через Альпы.

Картину «Переход Суворова через Альпы» Ваcилий Иванович Суриков закончил 1899 году. Её появление совпало со столетним юбилеем изображённого на ней события*. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение.

В своей картине «Переход Суворова через Альпы» В. И. Суриков показал один из моментов героического Швейцарского похода*. Художник изобразил спуск русской армии с хребта Паникс 26 сентября 1799 года. Этим завершился легендарный суворовский переход. Художник взял темой картины данное историческое событие потому, что нём ярко раскрылись героические черты русского солдата — отвага, доблесть, способность преодолевать величайшие трудности.

На картине «Переход Суворова через Альпы» изображены Альпийские высоты. Крутой каменистый обрыв покрыт снегом и вечным льдом. Кажется, что невозможно перебраться под самыми облаками через заснеженные горные вершины, скалы и неожиданно ударить по врагу. Но другого пути для русской армии нет. Чудо-богатыри сумели преодолеть все препятствия. Ведь с ними был великий полководец Суворов! Он любил солдат, разделял ними все тяготы походов, был рядом в боях. Русские солдаты, не раздумывая, шли за Суворовым, выполняли самые трудные задачи.

На картине В. И. Сурикова великий полководец изображён верхом на белом коне. Суворов остановился на самом краю каменистого обрыва. Он перебрасывается с солдатами весёлыми шутками, рукой показывает — вперёд! Полководец находится не центре картины, а в левом верхнем углу. На Суворова зрителю указывают обращённые нему взгляды солдат.

Однажды В. И. Суриков обмолвился, говоря о своём детище: «Подвиг под шутку полководца». «Подвиг» в этой фразе — ключевое слово. Русскому полководцу А. В. Суворову отведено достойное место, однако внимание привлекают прежде всего солдаты, которые совершают небывалый подвиг. Сцена построена так, что создаётся впечатление, будто лавина воинов в буквальном смысле слова низвергается на зрителя.

«Главное для меня в картине — движение», — объяснял свою работу В. И. Суриков. Толпа солдат не безлика. Она состоит из живых разнообразных людей с сильными, выразительно переданными характерами.

Читайте также  Портрет симонетты веспуччи, боттичелли

Два молодых солдата, которые отвечают на шутку Суворова жизнерадостными улыбками, формируют «оптический» центр картины. Это подчёркнуго концентрацией вокруг них светлых красок.

На первом плане картины отчаянной решимостью бросается в пропасть смуглый гренадер. Седой ветеран Георгиевским крестом на груди с ужасом смотрит в пропасть. Непроизвольным жестом он осеняет себя крестным знамением.

Произведение В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» стало своеобразным гимном подвигу русских воинов. Главным героем здесь выступает народ, а не его предводитель. Ни одна из картин В. И. Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Большинство критиков резко протестовало против этой картины. Тогда художник обратился к тому судье, который был в его глазах выше и значительнее всех, — к народу. «Будьте так добры, исходатайствуйте позволение посмотреть гвардейским солдатам казакам моего «Суворова», — писал он одному из своих влиятельных знакомых. — Они прошлый раз смотрели» Ермака» ежедневно. »

Создав образ народного героя, прославив героизм и мужество русских людей, Суриков знал, что найдёт в народе справедливую верную оценку своему труду.

Шинкарчук С. А. . История России в живописи. 2008

*В конце 1795 года Россия заключила союз Англией против революционной Франции. Генерал фельдмаршал А. В. Суворов был поставлен во главе 60-тысячной армии, готовой выступить против Франции. Неожиданная смерть императрицы Екатерины 11 ноябре 1796 года отсрочила вмешательство России в войну против Франции. Новый император Павел Петрович стал вводить в русской армии прусские порядки. Великий русский полковoдeц А. В. Суворов, который отрицательно относился к нововведениям Павла, был отправлен в ссылку в своё имение. Первоначально Павел отказался от какого-либо активного участия в делах антифранцузской коалиции. Вскоре ситуация изменилась. В 1798 году французский генерал Наполеон Бонапарт захватил Ионические острова, Египет, остров Мальту. Магистр Мальтийского ордена бежал, гроссмейстером Ордена был объявлен Павел, который взял под своё покровительство Мальтийский рыцарский орден, подчиненный Папе Римскому. Для борьбы с революцией во Франции в 1798 году была организована антифранцузская коалиция в составе России, Англии, Австрии, Турции, Неаполитанского королевства. Цель коалиции заключалась в изгнании французов из Италии. Главные действия развернулись в 1799 году в Северной Италии. Командование русско-австрийскими войсками, по настоянию союзников, было поручено возвращённому из ссылки Александру Васильевичу Суворову.

В апреле-августе 1799 года был предпринят Итальянский поход А. В. Суворова. Стремительные манёвры полководца на итало-швейцарском театре военных действий, его победы над французской армией на реках Адда и Треббия и при Нови, захват Пьемонта и взятие Турина привели к почти полному освобождению Италии от французского господства. Военные успехи России вызвали недовольство Австрии, которая претендовала на Северную Италию. Англо-австрийское руководство антифранцузской коалиции разработало новый план военных действий. А. В. Суворов получил приказ идти со своими войсками в Швейцарию на соединение с корпусом генерала А. М. Римского-Корсакова и австрийскoй армией. Oттyдa предполагалось вторгнуться во Францию.

В сентябре 1799 года русские войска под командованием Суворова совершили переход из Италии в Швейцарию через Альпы. Суворов избрал кратчайший, хотя и наиболее трудный путь — через перевал Сен-Готард, занятый противником. После трёх атак русские войска овладели перевалом. Французы пытались задержать противника у туннеля Урзерн-Лох и у Чёртова моста, но были обойдены с флангов и отошли.

В тяжёлых климатических условиях, испытывая недостаток в продовольствии и боеприпасах, преодолевая сопротивление французов, русские войска в короткий срок смогли перейти Альпы и достичь Швейцарии. Солдатам пришлось карабкаться по горным кручам, которые до тех пор считались неприступными, преодолевая усталость и снежную бурю. Две недели длился этот героический переход. 27 сентября 1799 года войска А. В. Суворова прорвали французское окружение и через горные хребты вышли в долину Рейна, где были австрийские владения. К этому времени австрийцы, не дождавшись прихода Суворова, оставили без подкрепления корпус А. М. Римского-Корсакова, который был разбит в Цюрихском сражении. Союзники также не обеспечили войска Суворова продовольствием. Цель Швейцарского похода не была достигнута. Вторжение во Францию было невозможно. 11 октября 1799 года Павел разорвал союз с Австрией и приказал Суворову возвратиться с армией в Россию. Швейцарский поход А. В. Суворова стал легендарным. Впоследствии прославленный французский маршал Массена говорил: «Я отдал бы все свои победы за отступление Суворова в Альпах». Героический переход русской армии через Альпы стал одной из блестящих страниц нашей военной истории. За победы, одержанные в Италии в Швейцарии, Суворов получил титул князя Италийского чин генералиссимуса. Это была последняя военная кампания Александра Васильевича Суворова. Он был неожиданно уволен в отставку и вскоре умер.

Шинкарчук С. А. . История России в живописи. 2008

Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы». 1899 г.

На полотне представлен один из наиболее значительных подвигов русских солдат во главе с известным русским полководцем Александром Суворовым. Здесь ясно видна та никем неразгаданная молодецкая удаль. Суриков прекрасно передал атмосферу этого героического перехода, с большим талантом и любовью создал образы этих воинов и самого полководца, их движения и эмоции.

Поражает то, с какой точностью и скрупулезностью написаны фигуры воинов, а также сама оригинальная композиция этого произведения. Солдаты скользят в пропасть, их подбадривает командир. Его небольшая седовласая фигура заметна не сразу, а лишь по взглядам солдат, которые улыбаются в ответ на шутку гениального полководца. Фельдмаршал спокоен, и этим художник подчеркивает контраст с поведением его коня, который напуган разверзнувшийся перед ним пропастью.

Облака расположены совсем близко, кажется, стоит лишь поднять руку и можно потрогать их. Но расслабляться нельзя, войско находится на большой высоте, где сверкающий снег и лед буквально ослепляют, а синие скалы – закрывают небосклон.

Солдаты готовы следовать за Суворовым, куда он прикажет, потому что бесконечно ему доверяют и уверены в его военном таланте. Суриков специально концентрирует свет на фигуре командующего, то есть Суворова. Его голова словно окружена сиянием. Солдатского строя уже нет, он превращается в скольжение вниз.

Рассматривая детали можно понять все величие и тяжесть этого перехода. Не все лица солдат спокойны. Вот воин, осеняющий себя крестным знамением, у другого в глазах можно прочесть ужас от падения в пропасть и т. д. Однако знамена в надежных руках, а барабанщик, готов через несколько минут выбивать дробь, задавая ритм движению воинов.

Для того, чтобы показать тяжелую ситуацию, Суриков нарисовал расчехленные штыки, за что иногда подвергался критике. Формат полотна также выбран необычный для батальной сцены – вертикальный

В композиции полотна показан горный пейзаж: уходящая в небо вершина горы, окутанная пеленой белесо-матовых и нежно-голубых перистых облаков. И эта заоблачная высота показывает трудность похода и позволяет ощутить значительность подвига чудо-богатырей.

Работая над этим произведением, Василий Суриков в 1897 году посетил Швейцарию, где написал несколько этюдов к этой картине. Художник посетил Интерлакен, где сам скатывался со снежной горы, чтобы лучше ощутить, а затем запечатлеть этот полет, когда «под ногами снег в кучки сгребается».

В процессе работы Суриков столкнулся с некоторыми трудностями, необходимо было отобразить солдат в резком движении. С натуры такого сделать невозможно и художник практически методом тыка добивался движения персонажей. Например, на переднем плане мы видим прыгающего вниз солдата по горному склону, Сурикову не как не давался этот персонаж.

Он получался без движения, то есть солдат должен быть спрыгивающим со скалы а не сидящим на ней. В конце концов было найдено правильное решение, поднятые над головой руки придали солдату большей реалистичности и он уже стремительно мчится вниз по склону.

Читайте также  Верещагин василий васильевич: картины, биография

Суворов планировал атаковать французские войска с фланга и тыла, как всегда «неожиданно и быстро». Для этого был выбран невероятно трудный перевал Сен-Готард. Сама природа создавала на пути армии невероятные трудности. За этот переход Суворов был удостоен звания генералиссимуса, а в Альпах был высечен двенадцатиметровый крест из гранита.

В картине, художник изобразил русское войско, перед которым словно барьер, встает ледяная круча. Но солдаты под предводительством знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова, которого называли «Отец солдатам», не останавливаются и перед этим препятствием. Даже на короткое мгновение у них не возникает сомнения в правильности решения своего любимого фельдмаршала. Только вперед! С Суворовым не страшно и с высокой обледенелой горы.

Суриков в картине Переход Суворова через Альпы стремился передать стремление воинов к победе, их неукротимое движение вперед, беззаветную храбрость. Седой, уже постаревший фельдмаршал, несмотря на холод, без головного убора. Он восседает на белом боевом коне у самого края пропасти, но старается, как всегда, ободрить солдат веселой шуткой. Несколько солдат оглядываются, чтобы лучше расслышать, что говорит Суворов.

Художник тщательно проработал выражение лиц солдат и, конечно, самого главнокомандующего. Хотя из-за большого размера и вертикального формата картины зрителю не всегда удается это увидеть.

Завершение работы совпало со столетием итальянского похода великого полководца. Полотно побывало на выставках в Москве и Санкт-Петербурге, а затем его приобрел для своей коллекции император.

Этот поход стал источником вдохновения для многих художников, которые писали картины с изображением отдельных этапов пути. Например, художнику Александру Коцебу принадлежат картины: «Переход Суворова через Чертов мост» и «Переход русских войск через Паникс в Альпах».

Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» в настоящее время находится в Русском музее в городе Санкт-Петербург. размер ее составляет 495 на 373 см. Это историческое живописное произведение, привлекает к себе особое внимание всех посетителей музея.

Суворов везде проходил!

Автор: Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы. 1899

Суворовская тема занимала художника Василия Сурикова с юности: от красноярских казаков он слыхал легенды о давних походах, о победах над турками и французами… В нач. 1890-х он задумал картину, посвящённую последнему подвигу Суворова — переходу через хребет Паникс в Альпах.

Суриков по обыкновению основательно подошёл к разработке исторического материала. Он перечитывал популярную в те годы «Историю Суворова» Николая Полевого, заглядывал в «Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов» Дмитрия Бантыш-Каменского, штудировал и «Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни Александра Васильевича князя Италийского графа Суворова-Рымникского, в коих изображается истинный дух и характер сего героя». Ему даже удалось достать подлинные мундиры павловских времён.

Но главное — художник искал натуру, погружался в контекст подвига. Создал погрудный «парадный» портрет Суворова и дюжину эскизов к будущей картине. Своего «Суворова» он рассмотрел в старом казачьем офицере, ветеране многих кампаний. В 1897 году Суриков отправился в Швейцарию, чтобы своими глазами увидеть места сражений и опасных переходов. Он вспоминал: «Верхние тихо едут, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз. Эту гамму выискать надо было! Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом — прямо летишь, дух перехватывает». Природа подсказала ему главный образ картины — вертикальное движение, лихой полёт.

Суворовская армия подобна горной лавине. Это не безликая солдатская масса. Суриков даже погрешил против исторической правды: суворовские солдаты у него одеты слишком разнопёро. Зато у каждого особый характер. «Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная. Покорные слову полководца идут», — повторял художник. Фельдмаршал с восторгом смотрит на своих чудо-богатырей. Старика невозможно отделить от армии, он — в народной гуще. Спуск грозит им гибелью, но солдаты хохочут — как на зимнем рождественском гулянье. Однажды в Альпийском походе, заметив, что усталые солдаты взгрустнули, Суворов затянул во весь голос народную песню: «Что с девушкой сделалось? Что с красной случилось?» — и измождённые воины засмеялись. Суриков совместил этот сюжет с переходом через Паникс. Суворов как будто готов на белом коне проскакать по крутому спуску. Это, конечно, фантастическое преувеличение, метафора. Однако идея понятна: для нашего героя и невозможное возможно. Ничто его не остановит: ни вражеские клинки, ни горная стихия. Настроение картины можно выразить известным восклицанием Суворова: «Мы — русские, какой восторг!»

Картину приняли не все. Старые единомышленники ждали от Сурикова бунтарских мотивов — и суворовская тема их несколько разочаровала. Показательна реакция Льва Толстого: «Л.Н. возмущен картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова делающим переход через Альпы. Лошадь над обрывом горячится, тогда как этого не бывает: лошадь в таких случаях идет очень осторожно. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Л.Н. говорил Сурикову, что этого быть не может: солдаты на войне идут как волны, каждый в своей отдельной группе. На это Суриков ответил, что «так красивее»». Это — из дневниковых записей композитора Сергея Танеева.

Зато официальный успех превзошёл ожидания. Картина появилась на XXVII передвижной выставке в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие суворовского Швейцарского похода. «Переход Суворова» приобрёл император Николай II.

С годами критика суворовской картины Сурикова забылась, и стало очевидным, что никто — ни в стихах, ни в прозе, ни в музыке, ни в живописи — не передал столь ярко и точно образ непобедимого полководца, про которого современники говорили: «Суворов везде проходил!»

Поход Суворова через Альпы – почти забытый эпизод в истории

14 декабря 2016 Автор: Дмитрий Рубрика: Интересности

Добрый день, дорогие читатели моего блога! Сегодня поговорим о такой вехе в истории нашей страны, как поход Суворова через Альпы.

Не могу сказать, что жизнь меня связала хоть каким-то образом с историей, да и в школе, в принципе я ее никогда не любил. Не потому что мне она была не интересна как наука, нет. Я считаю, что задача любого педагога – это, в первую очередь, заинтересовать ребенка с своем предмете, чего не было у меня. То ли дело университет.

Как сейчас помню, что история была одним из небольшого количества моих любимых предметов, на лекции я ходил не просто с охотой, а с удовольствием, а все потому что мой профессор сумел зажечь во мне интерес к этой науке, за что я ему благодарен по сей день.

А сейчас давайте приступим к рассмотрению темы сегодняшнего блога, и посвящен он великому российскому полководцу Александру Васильевичу Суворову. Почему именно он? Я не зря ранее написал, что он великий, ведь людей, способных настолько тонко чувствовать противника, предугадывать его мысли было единицы. О его подвигах я расскажу немного позже, а сейчас хотел бы затронуть наиболее спорный момент в его биографии, как на мой взгляд, а именно

Краткое содержание статьи (кликабельно)

поход Суворова через Альпы

Кто-то просто знает, кто-то читал об этом, кто-то учил, но сам факт того, что человек повел 24-х тысячное, ранее никогда не воевавшее в горах, войско на фактически верную гибель удивлял, и будет удивлять всех. Сейчас же, более того, у современных историков возникает риторический вопрос: а был ли в принципе нужен этот подвиг 1799 года? Может, не стоило подвергать огромное количество людей такому риску и брать на себя такую ответственность, а просто искать альтернативы? Давайте немного углубимся в историю… Обещаю сделать это максимально кратко.

Читайте также  Описание картины "отпетый", перов, 1874

Итак, какие же побуждения могли двигать человеком? Конечно же, тогда шла война с Францией, и для Суворова, как и для еще некоторых полководцев (у меня не курс истории, не хочу перегружать вас именами, фамилиями, датами, захотите – сами прочтете) стояла цель: разгромить французские войска в Швейцарии. Но, забегая вперед, цель так и не была достигнута по независящим от Суворова обстоятельствам.

Тем не менее, любой здравый человек понимает, что идти в горы это огромнейший риск, который с большей вероятностью не будет оправдан, а на кону жизни его солдат, которые, кстати говоря, называли Суворова «отцом». Так вот, на тот момент, за всю свою историю никогда прежде войска Российской империи не проводили бои в горах, тем более тогда как раз начиналась зима.

Знал бы Суворов, с какими трудностями придется им столкнуться уже на первых этапах своего похода – скорее всего, все равно повел бы

Достаточно известная цитата бродит по интернету, якобы самого Суворова в тот момент, когда войска достигли Мутенской долины. Приблизительный смысл таков: Суворов понимает всю скверность ситуации, и не пытается скрыть полную ситуацию. Да и какой смысл скрывать, если воины и так все видят. Уставшие, измотанные, потерявшие веру на простое спасение воины слушают, что говорит им их «отец». А он сказал, что надежда осталась только на Бога и на собственные способности, другого просто нет.

И, видимо, его воины были в таком состоянии, а точнее перешли в такое состояние, когда помимо усталости и всего прочего что происходит с организмом на высоте, они просто отчаялись. И вот окончательно отчаявшись, они просто доверили свои жизни Суворову, бросаясь в последний бой со словами «будь что будет, но пойдем мы за тобой, отец, и умрем мы с честью, мы ведь русские».

Кстати говоря, очень советую для пущей наглядности, так сказать, ознакомится с картиной Сурикова, отображающей как раз весь ужас того события.

Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Автору как никогда удалось передать атмосферу той ситуации в своей исторической живописи. Он нашел подходящий ракурс для того, что бы изобразить эмоции, движение, да тот же страх.

На тот период, а картина была написана в 1899 году, ровно через сто лет после великого подвига, уже давно было популярным изображение точности деталей и четкая прорисовки лиц солдат, поэтому Суриков полностью исключил абстракцию в той или иной мере, заменив ее жестким реализмом.

Сюжет картины Сурикова

русские воины, которые летят вниз в пропасть, но, тем не менее, Суворов рядом с ними, подбадривая и всячески придавая боевой настрой. Почему подбадривая? Если присмотреться внимательнее, то можно заметить переход двух улыбающихся солдат, которые может, отвечают улыбкой на реплику Суворова, а может это просто улыбка безысходности, кто знает.

Так же, обратите внимание на близость облаков относительно голов воинов и то, что скалы заслоняют эти облака.

Это говорит нам о том, что события разворачивались действительно высоко. Помимо всех вышеперечисленных трудностей, солдатам пришлось справляться еще с особенностями человеческого организма, которые проявляются на высоте.

Так же, я писал выше, что читал о том, что воины Суворова называли его «отцом». Суриков знал об этом, но все же изобразил полководца маленьким, седым, но потрясающе спокойным и все так же готовым вести своих людей. Можно так же заметить при определенном ракурсе, что вокруг головы Суворова как бы есть некое сияние, легкое, почти незаметное, но что-то точно есть.

Из хроники я так же помню, что у автора были проблемы с передачей объектов в движении, особенно с нижним солдатом художник промучился достаточно долго.

Вы вот так сейчас можете подумать, что я просто взял и описал вам картину, раскрыл ее краткое содержание, но какой в этом смысл, спросите вы? А вот какой: первое, что вы увидите, разглядывая ее – это ничего. Я серьезно, вы не обратите внимания на детали, вы просто будете стоять и смотреть, не поддавая увиденное внутреннему анализу. Потом все детали и моменты начинают возникать перед вами сами собой. Тот же маленький Суворов, два солдата и так далее.

Чем дольше смотрите – тем больше нового увидите.

Ужасная реалия

При чем, никто особо не пытался скрыть всего ужаса происходящего. На картине можно видеть падающего вниз солдата с широко распахнутыми от ужаса глазами. Он понимает, что для него все кончено, а те, кто за этим наблюдает, так же понимает, что сейчас все может кончиться и для них.

Можно подумать, что в такой обстановке может царить только хаос, но опять же таки, при более детальном рассмотрении картины ми видим, что знамена зачехлены, барабанщик изображен очень торжественно даже в такой момент, и в его руках все еще видны палочки. Сейчас он может умереть, но только при исполнении своего долга.

В общем, работу можно рассматривать бесконечно, и с каждой минутой вы будете все больше и больше понимать, что за человек был этот Суворов, и как же тяжело пришлось тогда российским солдатам. Это своего рода карта того легендарного похода, отображенная в живописи.

Кстати говоря, если прочитав все это, вам еще интересна некая хронология событий, а то получается, что мы рассматриваем Швейцарский поход Суворова как отдельную часть истории, то дабы направить вас на дальнейшее изучение, расскажу вам об Итальянском походе Суворова, продолжением которого стал Швейцарский.

Цель похода Суворова

Краткий смысл таков: Суворову необходимо было заставить Францию вернутся в прежние границы, тем самым восстановить мир и равновесие в Европе

Но, как мы уже знаем, это все не увенчалось успехом, и поставленная цель достигнута не была.

Хотя, все-таки припугнуть, хотя даже неплохо так испугать армию Бонапарта, да и самого Наполеона, Суворову таки удалось. Ведь что можно подумать о народе, который прокладывает себе путь у победе настолько страшными путями, проходя там, где никто и никогда не бывал. На что же еще они способны?

Ну а если я вас хоть немного заинтересовал этой темой, то для меня будет маленькой победой знать, что хотя бы один человек после прочтения моего блога освежил знания по истории. Прочитав об исходе этой войны, а может подробнее ознакомился с личностью Суворова или вспомнил сражение на реке Адда — без разницы. Главное – если я подтолкнул вас на какие-то действия, это уже мой личный повод для гордости.

Ну а на сегодня все! Не забывайте свою историю, читайте и подписывайтесь на блог проекта «На Грани». Спасибо за то, что были сегодня со мной и до скорых встреч. И кстати, недалеко от Альп, есть знаменитый акведук древнего Рима — Пон-дю-гар. Будет интересно, обязательно прочтите мою статью об акведуках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: