Картина "пан", михаил врубель, 1899 - JEKATERINBURG.RU

Картина «пан», михаил врубель, 1899

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Фан-клуб wolfleo (11)
  • Украина (6)
  • Ретро-фото (5)
  • Интересные факты о кино (3)
  • Кулинарные рецепты. Необычные блюда (0)
  • (0)
  • 18+ для совершеннолетних (624)
  • Афоризмы (138)
  • Беларусь (48)
  • Видео (44)
  • Гороскопы (51)
  • Детям (298)
  • Дизайн, креатив, (207)
  • Для дачи (134)
  • Для дневника (31)
  • Женщины (388)
  • Живопись (85)
  • Загадки (153)
  • Заговоры (197)
  • Заготовки на зиму (286)
  • Здоровье (379)
  • Знаменитости (883)
  • Игры (97)
  • Иконы (12)
  • Интересные факты (3680)
  • Разоблачаем легенды и мифы. (105)
  • Интересные факты о животных (94)
  • Интересные архитектурные сооружения (43)
  • Тайны русского языка (8)
  • Самые,самые. (7)
  • Интересные факты о разных странах (642)
  • Япония (27)
  • Китай (25)
  • Эмиграция (1)
  • Искусство (9)
  • Исторические личности (445)
  • Исторические факты. (632)
  • Картинки (290)
  • Кино (147)
  • Документальный фильм (7)
  • Кино.Сериалы (20)
  • Кино зарубежное (56)
  • Кино СССР (16)
  • Кошки (74)
  • Кулинарные рецепты. (796)
  • Кулинарные рецепты. Мультиварка (21)
  • Кулинарные рецепты. Напитки (74)
  • Кулинарные рецепты. Рыба (4)
  • Кулинарные рецепты.Выпечка (922)
  • Пирожки (20)
  • Кулинарные рецепты.Закуски (2)
  • Кулинарные рецепты.Салаты (160)
  • Кулинарные рецепты.Сладкое (78)
  • Магия (253)
  • Гадание (57)
  • Молитвы (28)
  • Мужчины (71)
  • Мультфильмы (31)
  • Народная медицина (523)
  • Необычные люди (473)
  • Оптические иллюзии (15)
  • Оружие (135)
  • Полезные советы (1028)
  • Аквариум (4)
  • Полезные советы для вашего компьютера (57)
  • Праздники (99)
  • Прикольные животные (23)
  • Притчи (6)
  • Россия. (308)
  • Сделай сам (106)
  • Секреты красоты. (243)
  • События в мире (144)
  • СССР (285)
  • Ссылки (81)
  • Стихи (128)
  • Тесты (45)
  • Ужас (320)
  • Юмор (2033)
  • Из социальных сетей (299)

неизвестно

неизвестно

Я — фотограф

Витебск

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Врубель «Пан»

Пан — Дата создания: 1899г.

В картине «Пан» (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж — безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца.

Врубель Михаил Александрович [5(17).3.1856, Омск, — 1(14).4.1910, Петербург], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880-84) у П. П. Чистякова.
Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию.
Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире.
Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма.
http://bibliotekar.ru/rusVrubel/index.htm
Михаил Александрович Врубель оставил яркий след в истории русской и мировой живописи. Творческий путь его был сложным, во многом противоречивым. Родился 5 марта 1856 года, умер 1 апреля 1910 года. Имел патологическую наследственность. С гимназических лет отмечалась склонность к витиеватому философствованию, в студенческие годы — аскетический образ жизни. В 1880 году Врубель оканчивает юридический факультет Петербургского университета, затем поступает в Академию художеств. По имеющимся данным, в 1892 году заразился сифилисом, тогда отмечалось кратковременное психотическое состояние. С 1902 года развивается и нарастает, почти без ремиссий, душевное заболевание. Последние годы ослеп, до самой смерти находился в психиатрической больнице им. Балинского. Трагические ноты вносила в жизнь художника и его одержимость искусством наряду с непризнанием его творчества многими современниками.
Психиатры по-разному подходят к оценке болезни Врубеля. В.М. Бехтерев, В.П. Сербский считали, что художник страдал прогрессивным параличом как последствием перенесенного сифилиса. Некоторые расценивают его состояние как шизофрению, а И.3. Копшицер в рукописной работе «Психическое заболевание художника М.А. Врубеля» высказывал точку зрения о том, что у него наблюдались признаки шизофренического процесса, осложненного сифилитической инфекцией и спинной сухоткой.

В последние годы Врубель создал серию рисунков, в которых отразились его болезненные переживания. Художник открыл новый вид живописи, красочная гамма которой представляет как бы сочетание большого количества разноцветных камней. Врубель обладал удивительным психологическим свойством — эйдетизмом. Это своеобразная разновидность зрительной образной памяти, когда человек не вспоминает, не представляет себе в уме предмет или образ, а видит его, как на фотографии или на экране. Эйдетик рисует как бы с натуры. В 1884 году Врубель реставрировал в Киеве старинные росписи Кирилловской церкви XII века. Им была создана многофигурная композиция «Сошествие св. духа на апостолов». Вызывало удивление, как быстро, без моделей художник выполнил эту работу; кроме того, оказалось, что каждый из апостолов имел явное сходство с киевскими знакомыми Врубеля.

При чтении «Св. Сатира» Анатоля Франса у художника возник образ Пана. Ему надо было немедленно реализовать на полотне образ Пана, пока он был ярок и свеж. Врубель уничтожил почти готовый портрет Н.И. Забелы, своей жены, и на этом холсте за сутки создал образ, который искал. Литературное восприятие было настолько ярким, что художник рисовал как бы с натуры.
http://www.evamagazine.com.ua/rubric/names/?id=98
рассказав немного о самом художнике , хотелось бы обратить ваше внимание на самого — Пана .
И кто же такой этот Пан ?

Пан (P a n) · божество стад, лесов и полей. Пан наделен ярко выраженными хтоническими чертами, выявляющимися как в происхождении Пана, так и в его облике.

Пан — сын нимфы Дриопы (дочери Дриопа, «дубовидного») и Гермеса (вариант: сын Пенелопы и Гермеса; Apollod. epit. VII 38). Он родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца Пан (то есть «понравившийся всем», греч. p a n, «всё», Hymn. Hom. XIX). В действительности имя Пан происходит от индоевропейского корня pus-, раnus-, «делать плодородным», что соответствует истинным функциям этого божества и сближает его с Дионисом. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса.

Как истинный спутник Диониса, Пан миксантропичен: он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью (Hymn. Hom. XI 37). Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник (Ovid. Met. I 689-712), из которого Пан сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображается в идиллиях Феокрита). Пан даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса — судьи этого состязания, не оценившего Аполлона, выросли в наказание ослиные уши (XI 153-179).

Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Пан — помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами (Ps.-Eratosth. 27). Сохранилась легенда о явлении Пана грекам перед марафонской битвой (Herodot. VI 105) и при Саламине (Aeschyl. Pers. 447-455).

Пан особенно почитался в Аркадии, где была священная гора Пан (Paus. VIII 36, 8). Известны также знаменитые святилища Пан в пещере на склоне афинского акрополя (Herodot. VI 105) и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами (Menandri Dyscolos 2, 12, 401).

Пан входит в число олимпийских богов, он упоминается вместе с Зевсом и Аполлоном (Aeschyl. Agam. 56). В античной философии Пан представлялся как божество, все объединяющее (Hymn. Orph. XI). В предании, изложенном Плутархом, о смерти Великого Пана он показан как символ уходящего античного мира (De def. or. 27).

Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
Роскошные долины и рощи Аркадии — царство Пана, где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя.
Пан считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, он был богом предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником (греч. ένόδιος, πομπαΐος), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах был посвящен ему грот на акрополь в память поражения персов, на которых будто Пан навел (панический) ужас во время сражения.

Читайте также  Хуан пантоха де ла крус — биография и картины

Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин. И тут идет он по своему лесу — вдруг нимфа. По имени Сиринга. Пан к ней. А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан ее уже настигает. Взмолилась Сиринга своему отцу — речному богу, спаси меня, мол, батюшка, от посягательств козлища, даром что он тоже бог. Ну отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга (миф Древней Греции в свободном изложении)
http://nayada.weblogger.ru/2006/07/09/pan-pan-i-siringa/
С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, по-классике называют флейтами Пана — от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее по сю пору называют Сиринга. У каждого народа для этого инструмента названия свои. У русских — кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин — ларчеми (соинари), в Литве — скудучай, в Молдавии и Румынии — най или мускал, у латино-американских индейцев — сампоньо, английские флейты Пана — panpipes или pan-flute. Некоторые называют флейту Пана свирелью.

Бывают флейты Пана диатонические и хроматические, и даже пентатонические. И все они по-своему хороши. На хроматических больше нот, на диатонических легко играть, а пентатонические — как ни играй, получится красивая мелодия. Правда, либо китайская, либо индейская :).

Флейты Пана у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в джва ряда, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить. Трубочки русских кугиклов вообще не соединяют между собой и используют всего от 2 до 5 трубочек, просто набирая в руки, а недостающие ноты восполняют голосом.

Михаил Врубель Пан

Космат. Неуклюж. Угловат.
В болоте людишек сторонится,
Наверно болит голова,
Пугает чуть слышная звонница.

Старушка луна не зовёт,
Сорит незабудками синими.
Теней наползающий гнёт,
С огромными серыми крыльями,

Ему не закроют глаза,
Глядящие в суть мироздания.
На помощь речушку позвал,
Не ведая даже названия

Хотел бы — не смог отвести,
Он взгляда за пельки держащего,
Мне хочется с ним разделить
Безмолвие дня уходящего.

Берёза, отвесив поклон,
Грозила ему несуразицей,
Я взят этим взглядом в полон,
Силком? По согласью? — Без разницы.

Этот старик, словно выросший из земли,
Взглядом фиалковым в сказочной поволоке
Видит чуть больше в туманной седой дали,
Нежели месяц, всплывающий над протокой.

Он просвистел на свирели хвалу Руси
Этот чудной старичок из чужих преданий.
Полукозел, полулеший? Поди спроси!
Кольцами кудри его и рога винтами.

Пальцы, как старые сучья сухих берез,
Плечи, как голые камни под серым ситцем.
Как одинок он! Вглядитесь: следы от слез —
Синих цветов лепестки у его копытца.

Этот старик, улыбнувшись себе в усы,
Спрячется в чащу, лишь зорька взойдет румяна.
Врубель-волшебник, останови часы,
Чтобы послушать еще эту флейту Пана!

Хотылево. Хотылево.
Семь облупленных дворов.
Здесь поэту будет клево
Под мычание коров.

Пишет он не о соломе,
А о черте (вот те на!),
Чтобы знали в каждом доме
Как затейлив сатана.

Черт в поэме этой дивной
Плешиват и бородат,
Видно, взят он с той картины,
С той, где месяц староват.

С той, где дядька синеглазый,
В каждой ноте зная суть,
Держит флейту. До экстаза
Станет скоро в флейту дуть.

Спляшут все, кто есть на свете:
Строгий дьякон, добрый плут,
А пронырливые дети
Старичку венок сплетут.

Скажут дружно: «С Паном рядом
От улыбок горячо,
Ведь с таким чуесным взглядом
Он уже совсем не черт!»

Хотылево. Хотылево.
В небесах рассвета медь.
Пану будет с нами клево.
Не в болоте же сидеть!

Стихотворный отклик на картину М. Врбеля «Пан»

Излёт ХIХ-го, мятущегося
в поисках утраченного пути…
Михаил Александрович Врубель натурщицей
выбрал супругу – вышел Сатир.
Искажение очевидного –
свойство эпохи предгрозовой.
Что-то исконное, даже былинное:
Орловской губернии взгляд голубой –
Вдруг примерещился мифами Эллинов…
Скрещенный, срощенный образ возник.
С рожками Пана запараллеленный,
смотрит задумчиво месяц-старик:
мало надежды, что праздник получится –
флейта Афины пророчит беду!
ХХ-й, грядущий, – сто лет одиночества –
бег у иллюзий наповоду.

звероподобная всеядная кокетка
с рогатым украшением на лбу
с изящными козлиными ногами
и шерстью на груди боках и ляжках

влечет тебя
к хмельному наслажденью
к веселью адскому со сладострастьем грубым
к разнузданности мерзкой непристойной
к коварной ямке из которой не вернешься
к лукавой щели
он не возвратился
к вульгарному порочному зазору
и он и он и он
и ты погибнешь

___________________________
Перед нами Врубеля картина,
А НА НЕЙ — СТарик, на нём — щетина,
И улыбка синих, почти трезвых глаз.
Может быть старик готов начать рассказ
О своей судьбе, своём пути,
По которому доводится идти.
Нет! — Сейчас старик сидит
(В смысле ровно — ведь не вор он,не бандит),
Как сидящий демон—обнявшИ колени,
Чуть расслабившись и предаваясь лени.
____________________________________
Пыль на кудрях доброго скитальца —
След пережитЫх трагедий и разлук,
И свирель в немытых грубых пальцах
Длинных крепких узловатых рук.
Был наш Пан и лучше и моложе,
Жизнь тогда была к нему добра,
Раньше нимф пугал и звал на ложе
Цвета их упругого бедра.
До сих пор леса, болота и поляны
Помнят звук призывный, нежну трель—
Вдоль реки, где кущи конопляны
Бродит одинокая свирель.

К картине Петрова-Водкина
«Купание красного коня»

Двенадцатилетние мальчики,
ровесники прошлого века,
купают коней.
На красных, белых сидят вольготно.
За кумачовым цветом реки не видно.
Жизнь та же река.
Спустя пять лет войдут ли вместе в неё?

10 самых знаменитых картин Михаила Врубеля

Врубель Михаил Александрович – русский художник рубежа XIX-XX веков. Символист писал мрачные и трагичные картины, которые сложно перепутать с работами других художников.

Самые известные его работы – «Сирень» 1900 гг., «Царевна-Лебедь» 1900 гг., «Демон сидящий» 1890 гг.

Михаил Врубель – блестящий колорист, на его полотнах борются синева и золото. Художник жил так же, как и рисовал свои картины – ярко, с интригой, вызывая у зрителей ощущение, что катастрофа совсем близко.

Он употреблял спиртное и часто оставался без гроша в кармане. Врубель был настоящим чудаком – он мог прогуливаться по Киеву в чулках и не боялся заявлять, что у Репина нет таланта к рисованию.

В каждую картину художник старался вложить свои взгляды, добавляя в них что-нибудь необыкновенное, поэтому его работы считаются достоянием русской культуры.

Читайте также  Описание картин саврасова, биография художника

В нашем рейтинге представлены самые знаменитые картины Врубеля – блестящего и яркого художника и одного из первооткрывателей символизма, с фотографиями и названиями.

10. Портрет сына

У Михаила Александровича в 1901 году родился сын, мальчику дали имя Савва. Отец, преисполненный радости, видел в своем сыне художественный талант, и говорил своим близким, что Савва необычно и пристально смотрит.

На портрете художника Савва изображен сидящим в коляске, сплетенной из лозы. Он сидит, опираясь на подушки, сшитые из тонкой ткани. Позади цветы в разнообразных цветовых тонах – желто-белые, сиренево-белые.

Шарф с горошком помогает зрителю сосредоточить свое внимание на лице мальчика. У него светлые волосы, большие глаза, пристальный взгляд, который был замечен его отцом…

У Саввы был порок – раздвоенная верхняя губа, и Врубель это не скрывает на своей картине. У мальчика печальный взгляд, в глазах много скорби…

Будто бы Врубель знал, что Саввушка пробудет на этом свете недолго, он умер в 1903 году от воспаления легких.

9. Девочка на фоне персидского ковра

На картине изображена 13-ти летняя дочь владельца киевской ссудной кассы – Маня Дахнович.

Врубель вернулся в Киев после путешествия по Италии, и сразу же приступил к работе. Картина противоречива, что свойственно характеру художника – в одной руке Маня держит кинжал, а в другой нежную розовую розу.

В картине отразилось пристрастие художника к тонким нюансам цветовых сочетаний, к переливающимся камням.

В ссудной кассе предпринимателя Дахновича Врубель любовался камнями и изучал сверкание и переливы рубинов, бриллиантов.

В 2018 году Укропочта выпустила марку стоимостью 5 гривен, и на ней изображена картина «Девочка на фоне персидского ковра» и подписано: «Врубель Михайло Олександрович».

8. Пан

Картина «Пан» относится к «сказочному циклу». Изначально Врубель назвал ее «Сатир», а критики переименовали ее.

На полотне изображено существо из русской сказки, охраняющее богатства. Позади этого существа зритель видит вечерний пейзаж, луну, освещающую местность, тонкоствольные деревья.

Главный герой картины похож на сказочного лешего, в руке он держит свирель – атрибут пастухов, чтобы с помощью звуков собрать разбредшихся животных.

Его взгляд зоркий, но добрый. Он следит за всем, что происходит, леший охраняет болота, но людям не причиняет вреда.

Михаил Александрович прочитал книгу «Святой Сатир» Анатолия Франца, и вдохновился на создание картины «Пан», которая была написана всего за несколько дней.

7. Жемчужина

Врубель получил подарок от Волошина – морскую сверкающую раковину, и считается, что она вдохновила его на создание картины.

Подарок напомнил художнику о море – он представил в своем воображении звуки, запахи, а затем перенес свои фантазии на полотно. Но сделать это было не так просто – раковина искрится, переливается, и Врубелю приходилось создавать переливы и в своей работе. Он использовал разные цвета – розовые, лиловые, голубые, зеленые.

Художник изобразил морскую раковину большего размера и населил ее обитателями – морскими царевнами. «Жемчужина» – одно из последних творений Врубеля, он долго работал над картиной, находясь в поиске волшебства и теплоты.

6. Сирень

Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.

Зритель видит чудо – на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени.

Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины.

Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы.

5. Шестикрылый Серафим

Когда писалась картина – Врубель уже болел и находился в больнице В. П. Сербского.

«Шестикрылый Серафим» был навеян не только стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», но и сновидениями, наполненными безумием.

Зритель видит на картине Божьего посланника – горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо – он исполнитель Высших сил.

Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне. Работа писалась масляными красками – она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля – его образование, знание темы.

Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга.

4. Демон поверженный

Из цикла «Демоны» эта картина стала последней. На ней художник изобразил облик ангела-богоборца, потерпевшего поражение – он рухнул на скалы с небес и превратился из Ангела в Демона. Его тело стало слабым, беспомощным, а крылья разметались.

Скорее всего, Врубель хотел передать мысль о том, что демона невозможно победить, но получился сломленный образ. Картина передает сгорание человеческого характера, его падение.

Художник был одержим своей картиной, и даже, когда ее уже вывесили в галерее – он приходил с кистями и продолжал ее дорисовывать, не обращая внимание на посетителей.

Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить.

3. Тамара и Демон

Картина «Тамара и Демон» – одна из иллюстраций художника, которые он рисовал к поэме Лермонтова «Демон».

На картине видны следующие декорации – кровать, ковры, которым, кажется, нет конца и края, лежит девушка, а ее черные длинные волосы заплетены в косы – Тамара закрывает руками свое лицо.

Демон сидит с ней рядом и пытается посмотреть ей в глаза. Его волосы темные, почти черные, длинные и вьющиеся, а взгляд строгий, как и в целом черты лица.

Демон – это олицетворение вечной борьбы человеческого духа, который мучается от душевных скитаний – его одолевают сомнения.

2. Царевна-лебедь

Одна из самых загадочных работ художника. «Царевна-лебедь» стала декорацией к опере, которая называется «Сказка о царе Салтане». С этой постановкой была связна вся семья Михаила Врубеля – его жена исполняла роль Царевны, а художник должен был создать эскизы костюмов.

Художника очень интересовала тема его картины – сказочность, сочетание того, что не сочетается, привлекали мастера, а также природные начала – теплое и холодное, светлое и темное.

Образ Царевны не списан с его жены – художник создавал персонаж из своих фантазий. От взгляда Царевны невозможно отвести взгляд! Он будто бы созывает всех желающих разделить с ней волшебное мгновение.

1. Демон сидящий

Когда Врубель был в Москве и гостил у Саввы Мамонтова (русский предприниматель), он писал картину в мастерской, которую предоставил ему хозяин дома.

По словам художника, он подумывал о создании картины еще в Киеве после оперы одного русского композитора – Рубинштейна «Демон» и поэмы Лермонтова. Художник говорил о Демоне следующие слова: «Демон – это не только злой дух, он еще и властный, величавый».

На его картине зритель видит Демона, сидящего посреди гор – он печален, а руки его сцеплены.

Некоторые считают, что картины Врубеля «Демоны» забрали жизнь художника, может ли это быть правдой? Если посмотреть на его образы в картинах, то становится очевидным – во всем мире нет их загадочнее.

Врубель Михаил Александрович

5марта 1856 года вгороде Омске всемье военного родился Михаил Александрович Врубель. Когда мальчику было три года, его мать умерла, потому воспитанием его занимался нетолько отец, который проявлял живой интерес ксклонностям сына кискусству, ноимачеха-пианистка, которая сумела воспитать вмальчике любовь кмузыке. Врубель закончил одесскую гимназию, после которой поступил учиться наюридический факультет Петербургского университета, втоже время посещая вечерние классы вАкадемии художеств, вкоторую онпоступил уже в1880году, поле того, как окончил университет. Отныне Врубель целиком иполностью посвящает себя искусству. Непоследнюю роль ввоспитании художника сыграл П.П.Чистяков, вклассе которого Врубель занимался, начиная еще с1882года. Именно какадемическому периоду можно отнести многие рисунки иакварели художника, такие, как «Портрет З.А. Штукенберг» и«Портрет девочки» (1882). В1884 году Врубель был приглашен вКиев искусствоведом А.В.Праховым. Втовремя здесь проводилась реставрация Кирилловской церкви, для которых Прахов искал талантливых, нонедорогостоящих художников, которых онразыскивал среди студентов. Вовремя восстановления фресок Кирилловской церкви, Врубель занимается изучением древнерусского ивизантийского искусства, изучает искусство Италии, находясь вВенеции, где ему пришлось писать четыре иконы. ВКиеве Врубелем был создан цикл эскизов росписи Владимирского собора, которая неотвечала вполной мере установленным церковным канонам, из-за чего ихотклонили заказчики. Именно работа сфресками оказала существенное влияние наВрубеля, как намонументалиста.

Читайте также  Портрет принцессы де брольи, энгр

В1889 году Врубель переезжает вМоскву, где становится членом Абрамцевского художественного кружка. Наодной извстреч кружка Врубель встречается спевицей Н.И.Забелой, которая впоследствии в1896 году становится его женой. Многие образы Врубеля основаны именно начертах его супруги. Примерно втоже время Врубель сумел сблизиться сРимским-Корсаковым, написавшим несколько своих опер непосредственно для Забелы. Помимо декораций коперам Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» ипрочие. Своими размышлениями опоэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть совершенно новую страницу вразвитии такого направления, как русская иллюстрация. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого вдальнейшем занимает одно изглавных мест вжизни итворчестве Врубеля. В1899 году Врубель пишет картину, которая вдальнейшем оказывается незавершенной— «Демон летящий», после которой в1902 году имсоздается картина «Демон Поверженный», вкотором онстарается воплотить всю безысходность, тоску, икрушение надежд.

годы— период создания Врубелем серии интереснейших портретов, изкоторых выделяется незавершенный «Портрет С. ИМамонтова» (1897) Сам Врубель говорил обэтом своем произведении: «Сегодня мы— я, Ф.А. иП.И. были наБутырках инидуши незастали дома; даилучше, ямог свободнее отдаться обозрению своих прежних вдохновений, иявышел очень ободрённымим. Портрет С.И. действительно как экспрессия, посадка, сила лепки ивкусность аксессуаров прямо очаровали меня. Ввысшей степени смелая икрасивая техника инемазня, авсё, что сделано более чем правдиво— красиво извучно.» Именно благодаря незавершенности портрета современные исследователи могут попытаться проникнуться ипонять тезадачи, которые ставились перед художником. Вотличие от«Портрета С.И. Мамонтова», в«Портрете Забелы-Врубель, жены художника, влетнем туалете ‘Empire’» (1898) мазок мастера отличается легкостью идинамичностью. Этой своей работой Врубель изобразил свою супругу впленере, вплатье, эскиз которого создавал онсам. Характер этого портрета насквозь пронизан светом , отличаясь при этом особой виртуозной легкостью мастера. Врубель отличался таким редким талантом, как умение показывать образом одного человека всю полноту исвоеобразие характера целой нации. Подобное качество можно увидеть нетолько втаких его работах, как панно «Испания», «Венеция», «Гадалка», ноитем беглым наброскам, которые художник выполнял вИталии. В1898 году Врубель создает панно «Богатырь» откоторого веет спокойной добротой ибылинной мощью. Образ «Пана» Врубель сумел почерпнуть израссказа А.Франса «Святой сатир». Пан вэтой картине— существо, неподвластное природе, онявляется ееолицетворением. Картина «Царевна-лебедь» отражает всебе нежную ихрупкую красоту женской души. Даже воблике царевны-лебедя можно легко угадать черты его любимой жены. Рисунок, который изображен накрыльях лебедя вэтой картине, Врубель нашел вморозных узорах настеклах. Несмотря навсю яркость творческой натуры Врубеля, для него была также очень важной работа снатурой, сеепостоянным поиском верных цветовых решений. Стоит также отметить рисунки Врубеля, выполненные влегкой инепринужденной манере стаким артистизмом итакой виртуозностью, что всегда кажутся самой замечательной находкой. Уже находясь втяжелом состоянии из-за болезни, художник создает серию замечательных рисунков снатуры, которые создавались имвмоменты просветления, когда оннаходился вклинике для душевнобольных.

Последние четыре года своей жизни Врубель лишился возможности творить, так как стал серьезно терять зрение. Художник умер вПетербурге 1апреля 1910года, похоронили его наНоводевичьем кладбище.

Михаил Врубель: картины, биография

Автор:
Павел Ин

Творчество художника Михаила Врубеля (1856—1910)

Михаил Александрович Врубель прожил недолгую, но яркую и трагически-напряженную жизнь. Творческое наследие мастера, здоровье которого рано было подточено тяжелой болезнью, невелико, но чрезвычайно многогранно и богато подлинными шедеврами. Свои первые значительные произведения Врубель создал еще будучи учеником Академии худо­жеств. В 1883 году он участвует в реставрации росписей древней Кирилловской церкви в Киеве. С большим тактом относясь к сохранившимся фрескам XII века, не стремясь в своей работе к их внешней имитации, молодой художник пытается постичь внут­ренние законы византийского искусства.

Врубель пишет сцену «Сошествие св. Духа на апостолов», раскрывая в канонических рамках бого­словского сюжета драматизм ре­альных человеческих чувств, со­четает экстатический накал обра­зов с психологической убедитель­ностью. Здесь он впервые реали­зует свою тягу к монументальной живописи, по-своему и не всегда органично интерпретируя ее ху­дожественный язык. Вместе с тем, работая над евангельскими сюже­тами, он равнодушен к христианской идеологии, и его не затраги­вают современные ему релнгиозно-мистические движения. Он весь поглощен творчеством, причем в самых различных сфе­рах: пишет многочисленные остро­выразительные портреты, выпол­няет эскизы декораций и костю­мов для частной оперы С. И. Мамонтова, поражающие своей кра­сочной феерией и неудержимым полетом фантазии, создает декоративные панно, эскизы для мо­заики и витражей, майоликовые скульптуры. Он выступает даже как архитектор и мастер декора­тивно-прикладного искусства. Для своих живописных произведений он черпает темы из литературной классики («Гамлет и Офе­лия»), русских народных былин («Богатырь»), античной мифоло­гии («Пан»), наконец, он как бы творит собственные «мифы», в символической форме воплощая острый трагизм своего мироощу­щения, тревожное, порою болезненное предчувствие неизбежного краха надежд, разрушения меч­ты в столкновении с жестокой реальностью (серия «Демонов», «К ночи», «Сирень», «Жемчужи­на»). Он плодотворно работает как график (иллюстрирует своего любимого поэта — М. Ю. Лермонтова); Врубель не выпускает карандаша из рук и в последние годы жизни, уже сломленный бо­лезнью, — серия зарисовок, созданная в больнице, во всей полноте демонстрирует его виртуозное мастерство рисовальщика.

Врубель не примыкал ни к одно­му из современных ему течений, не создал своей школы, но по праву считался ведущим мастером нового искусства. Близкий к общеевропейскому стилю «модерн», Врубель развил собственную живописную систему, постоянно ее совершенствовал, не останавливаясь перед самыми смелыми формальными экспериментами, дробя форму, наполняя ее мерцающим светом, заряжая ее импульсивным динамизмом. Благодаря этой совершенно индивидуальной системе Врубель наиболее остро и напряженно воплощает духовный кризис, постигший русскую куль­туру на сломе эпох. Не замыкаясь лишь в сфере художественно-эстетических проблем, Врубель бьется над не­разрешимыми нравственными воп­росами. Этапы этой постоянной душевной борьбы явственно от­ражаются в его произведениях и прежде всего в главной теме его творчества — теме Демона. Известный романтический конф­ликт между мечтой и явью, меж­ду чувственным и сверхчувст­венным, свободной волей и ро­ком, нашел нового выразителя. Тема развивается от картины к картине, реализуя эволюцию со­знания художника. В «Демоне» (сидящем, 1890) ощущается мучительное противоречие могучих сил и томительного бездействия. Это состояние опустошающего безве­рия кульминирует в «Демоне поверженном», где происходит рас­пад личности романтического героя. С какой-то пронзительной обнаженностью в этих странно вспыхивающих красках и изломах форм живопись доносит духов­ный автопортрет художника, для которого гаснет свет дня и окружающий мир теряет свои пред­метные качества и ценности.

Творческий подъем, который переживал Врубель в 1899—1902 годах и который выразился в се­рии «Демонов», в полотнах «К ночи» и «Сирень», привлек к ху­дожнику внимание новых символистско-декадентских течений в русской живописи и литературе, поспешивших сделать его творче­ство своим знаменем. Искусство Врубеля не нашло и не могло найти прямых последователей, ибо это искусство было столь личностно, явилось такой напряженной проекцией душевной борьбы художника, что и живо­писная система, созданная им, оказалась непереводимой на язык другой художественной индивиду­альности. Творческий путь Вру­беля потряс современников этой невиданной самоотдачей и стал символом судьбы романтического художника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: