Картина "осень в абрамцеве", поленов - описание - JEKATERINBURG.RU

Картина «осень в абрамцеве», поленов — описание

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1255)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (710)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2431)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (42)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (300)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (798)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Василий Дмитриевич Поленов «Осень в Абрамцеве»

Василий Дмитриевич Поленов

Осень в Абрамцеве — Василий Дмитриевич Поленов. 1890. Холст, масло 77,5×126. Музей: Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область

Картина «Осень в Абрамцеве» является одной из самых известных и знаковых работ Василия Поленова. Свою пейзажную технику автор совершенствовал всю жизнь, создавая поджанры и находя новые средства выразительности. Представленная картина является транслятором новой идеи живописца в области построения композиции – автор впервые отказывается от своего излюбленного приёма противопоставления переднего и заднего планов, разворачивая перед нами всю красочность осеннего леса, выполненного с одной точки.

Чудесное произведение было написано в 1890 году, когда Поленов только вернулся из Парижа. Главной его задачей теперь было найти хорошее спокойное место для своей будущей усадьбы, для этого он со своим другом живописцем К. Коровиным часто совершал речные прогулки, любуясь живописными берегами. В одну из таких прогулок и была задумана данная работа, и уже в очень скором времени блестяще исполнена.

Название картины подчёркивает не только время, но и место – это Абрамцево. Данное живописное место, находящееся всего в 60 км от Москвы, именуют «местом силы» русских художников. А как же иначе, ведь здесь обосновался в прекрасном имении сам Мамонтов с семьёй, и хлебосольно принимал у себя гостей, столичную интеллигенцию, самых выдающихся людей своего времени. Сюда приезжали погостить и поработать Репин, Суриков, Васнецов, Нестеров, Коровин и многие другие.

За вдохновением и сюжетами заезжал в имение и Василий Поленов. Причём художник очень сдружился с Мамонтовыми, много возился с детьми, учил ходить их на лодке, влюблялся и творил. Здесь же Поленов и встретил свою любовь, и не единожды. Дважды его любовь терпела крах: первый раз его тайная возлюбленная внезапно умерла из-за врачебной ошибки, во второй раз чувства живописца были отвергнуты, а вот третий раз стал счастливым – Наталья Якунчикова, сестра супруги Мамонтова, стала преданной женой и близким другом художника. Здесь же в Абрамцево они и обвенчались. Более того, Наталья Васильевна Поленова впоследствии создала мемуары, которые назвала самым близким для них словом – «Абрамцево».

Зная эти факты, совсем по-другому оцениваешь эту работу, которая открывает нам всю красоту заповедного места любимого имения мастера.

Критики и зрители сразу отметили мелодичность звучания и лиричность картины, хотя работе и свойственна некая ритмическая строгость в композиционном построении. Однако богатейшее колористическое решение, свежесть красок и какое-то личное любовное отношение художника Поленова, превратило произведение в романтическую элегию, восхитительно красивую и полнозвучную.

Ценитель творчества художника заметит, что на этот раз автор не стал внедрять в сюжет человека или какие-то другие отвлекающие факторы. Поленов стремился максимально точно и тонко передать мельчайшие переходные состояния природы. Здесь осень уже отвоевала свои права у лета, окрасив в яркий жёлтый цвет деревья. Однако в воздухе ещё летает какое-то тёплое ощущение, которое отсылает зрителя к ещё недавним приветливым летним денькам. Это ощущение в чистом голубом небе, в спокойной зеркальной воде, в зелёных, едва заметных проплешинах травы на берегу, в тихих деревьях, листву которых ещё не треплет порывистый осенний ветер.

Заслуга необыкновенной реалистичности и осязательности полотна в скрупулёзной технике и необыкновенно точном подборе цветов и оттенков, тончайших переходах и гармоничных контрастах. Ну, и конечно, в гениальности создателя картины – только талантливая рука смогла вдохнуть жизнь в работу, создать шедевр полный чистоты, поэтичности, любви и естественного природного великолепия.

Рубрики: История одной картины

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Мир, созданный художником, как воплощение ноосферы

Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит… В. Д. Поленов

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком.

Когда-то, пытаясь разобраться в понятии «ноосфера», в частности, в теории академика В. И. Вернадского, я натолкнулся на такую трактовку: «ноосфера» — сфера взаимодействия «общества» и «природы». Еще интересней звучит версия, что это единство «природы» и «культуры». Если принять концепцию, что «ноосфера» существует и формируется, то Поленов внес неоценимый вклад в ее развитие, создав свой микромир, которым мы восхищаемся в настоящее время.

Поленово — это тот нечастый случай, когда деятельность человека не погубила и не испортила природу, а дополнила, облагородила и украсила, ненавязчиво вписавшись в нее, соединившись с ней в одно целое. В усадьбе смогли не только бережно сохранить удивительную красоту окрестных среднерусских пейзажей, но и улучшить их, соединив их в уникальном сочетании естественно-природной и историко-культурной среды.

В нашем сентябрьском трехдневном автопутешествии после посещения Тарусы по плану стояло Поленово. Надо сказать, что Поленово находится ниже Тарусы по течению Оки всего на пяток километров, но на противоположном берегу. Чтобы добраться, мы проделали путь под 80 километров через Серпухов, где находится мост через реку — ближе мостов нет. Конечно, был вариант остаться еще на день в Тарусе и сплавать в Поленово на кораблике, но нас это не устроило. Кораблик отправляется из Тарусы один раз в день — в 12 дня и возвращается в 15 часов. Ясно, что за такое малое время мы вряд ли бы успели насладиться усадьбой, ведь в планах было посещение экспозиций музея, изучение парка и прогулка по берегу Оки до села Бехово, около трех километров в одну сторону. Жизнь показала, что наше решение было абсолютно правильным, Поленово так очаровало и увлекло, что и дня показалось мало.

Читайте также  Картины, биография: брюллов карл павлович

Добираться до Поленово, которое находится в Тульской области на южном берегу Оки, из Москвы общественным транспортом не слишком удобно — более 2 часов электричкой до станции Тарусская, далее автобусом, который ходит редко, до усадьбы. Несмотря на это, Поленово — очень туристическое место, посетители приезжают на машинах и экскурсионных автобусах, особенно много их в выходные дни. Надо отметить важный момент — посещение основной экспозиции музея и выставок на территории усадьбы производится строго по сеансам. В пятницу мы не успели посетить выставку, посвященную сестре Поленова — Елене Дмитриевне, а в субботу в кассы с утра уже стояла большая очередь, люди приехали за два часа до открытия и купить билет было нереально…

Как о популярном месте, участники сайта неоднократно в своих материалах писали о Поленово, но автор, после некоторых сомнений, все-таки решил положить в общую копилку раскрытия темы свои 5 копеек…

Увидев однажды совершенно уникальные красоты на Оке, Поленов попал под обаяние этих мест. Он стал мечтать о постройке дома. Писал жене, Наталье Васильевне Якунчиковой, своему единомышленнику и помощнику — «в доме будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет». В целях поиска места для осуществления своей мечты художник на пароходе плавал по Оке со своим учеником Константином Коровиным. Особенно ему приглянулись места около Тарусы и Бехова. В результате покупки старого помещичьего имения и сделок по обмену землями с местными крестьянами, Поленов смог реализовать задуманное на высоком песчаном холме над Окой, носившего название Борок.

Так как архитектура была его давнишней страстью, он взял в свои руки проектирование и руководство строительством. Планировался дом, где удобно будет жить и заниматься творчеством, который станет родным для многочисленных друзей и учеников и, что изначально предполагалось, музеем для их работ. На пустынном пригорке, на котором не было даже деревьев, он стал создавать ту реальность, которую видел в своем воображении.

Одновременно с возведением трёхэтажного дома разбивался парк. На песчаной почве было решено сажать сосны, которыми мы сейчас любуемся, проходя аллеями парка — большие деревья, многие из них причудливой формы, чем-то напоминающие «танцующий лес» на Куршской косе или на Соловках, только гораздо более крупные.

В строениях усадьбы видны черты западноевропейской средневековой архитектуры, которую художник полюбил в своих творческих поездках. Она напоминает обычные русские усадьбы только местом расположения — на холме над рекой с красивыми видами на окрестности, но совершенно непохожа на них архитектурным стилем. Архитекторы называют это «стилем различных эпох» или «поленовским стилем». Административный корпус, где располагаются, в том числе, кассы музея и кафе, является современным зданием, но спроектирован в том же «поленовском стиле», что и историческая застройка.

Большой дом в усадьбе воздвигли быстро, строили чуть более года с августа 1891 по октябрь 1892 года. Дату 2 октября 1892 года, когда семья художника поселилась в новом, с запахом смолы, Большом доме, принято считать днём создания музея.

Красота осени в произведениях литературы, живописи и музыки. 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Класс: 2

Учебный предмет: литературное чтение + музыка (интегрированный).

Тип урока: Урок применения предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями (комплексный).

Форма урока: Урок-диалог.

Формы организации: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель деятельности педагогов:

— создать условия для знакомства с произведениями А.С.Пушкина “Унылая пора. ”, репродукциями картин В.Поленова “Осень в Абрамцеве”. А.Куинджи “Осень”; музыкальным произведением “Времена года” П. И. Чайковского;

— на примере художественных образов произведений поэзии, живописи и музыки пока-зать, что увидеть красоту природы и отобразить ее можно при помощи литературного язы-ка, живописных и музыкальных произведений;

— продолжить формирование первичных представлений о жанрах в изобразительном искусстве; охарактеризовать знакомые детям жанры изобразительного искусства и обога-тить этот список (пейзаж, портрет, натюрморт);

— раскрыть значимость природы в жизни человека: взаимоотношения человека и природы, влияния природы на настроение и самочувствие человека, влияние человека на природу (человек – часть природы, природа – его дом); красота родной природы как неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, музыкантов;

— заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа (колорит, мотив, сюжет) на основе знакомства с произведениями живописи: В.Д. Поленов “Осень в Абрам-цеве”, А.Куинджи “Осень”;

— развивать дифференцированное зрение: умение видеть и замечать красивое и необычное в природе и окружающей действительности; развитие художественного восприятия, рас-ширение опыта общения с произведениями искусства, совершенствование зрительной па-мяти, эмоционально-образной сферы;

— закрепить умение детей сопоставлять свои мысли, чувства по настроению с музыкой, поэзией, живописью;

— воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, малой Родине через художественные, музыкальные и литературные произведения;

— применять оптимальный спектр познавательных, развивающих, воспитательных способов целостного развития личности ребёнка и формирования УУД.

Планируемые результаты:

Формирование личностных УУД:

  • Ученик научится (получит возможность научиться) при помощи системы заданий, обеспечивающих ценностную ориентацию детей, проявлять познавательную инициативу , соотносить свои поступки с этическими чувствами, отвечать на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Формирование регулятивных УУД:

  • Ученик научится (получит возможность научиться) при помощи системы заданий, ориентирующей младшего школьника на целеполагание:
    • принимать учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
    • планировать свою деятельность как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
    • контролировать свою деятельность как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
    • умению саморегуляции как способности начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
    • навыкам коррекции как способности исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
    • уровню самооценки как способности осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способности осознать уровень усвоения.

Формирование коммуникативных УУД:

  • Ученик научится (получит возможность научиться)
    • сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе;
    • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
    • умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
    • умению разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Формирование познавательных УУД:

  • Ученик научится (получит возможность научиться):
    • формулировать ответы на основе поставленных учителем вопросов;
    • выделять существенные признаки прочитанных, увиденных и услышанных произведений;
    • выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
    • проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ для правильного ответа;
    • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
    • строить логическую цепь рассуждений.

Предметные УУД: ученики познакомятся со стихотворением А.С. Пушкина “Унылая пора. ”, узнают новые литературные приёмы, позволяющие автору передать всю полноту чувств; увидят репродукции картин В.Поленова “Осень в Абрамцеве”, А.Куинджи “Осень”; познакомятся с циклом “Времена года” П. И. Чайковского и будут выявлять художественные особенности данных произведений на основе анализа и наблюдения.

Технологии обучения, воспитания, обоснованность их использования в рамках указанной темы урока: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная.

Структура урока: самостоятельное целеполагание учащимися, разработка плана урока, изучение нового, анализ стихотворения, произведений живописи и музыки, рефлексия, самооценка, домашнее задание.

Межпредметные связи: интеграция с уроками изобразительного искусства, музыки.

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды):

Читайте также  Портрет льва толстого, репин, 1887

Учебник.

  • Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Ч.2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. М.: Просвещение,-2014 г.
  • Листочки с текстом стихотворения.
  • Мультимедийная приставка, ноутбук, экран.
  • Презентация к уроку.

Домашнее задание: выучить стихотворение А.С. Пушкина наизусть, прослушать самостоятельно музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла “Времена года” (Осень), нарисовать иллюстрацию по своим впечатлениям.

ХОД УРОКА

I Мотивация к деятельности

Слайд 1. Музыкальное приветствие (Звучит музыка П.Чайковского. Сентиментальный вальс “Осеннее настроение”). Психологический настрой на урок. Беседа.

II Актуализация знаний

а) Создание проблемной ситуации: кто автор этих строк? (читают подготовленные дети)

б) Учитель предлагает сделать по слайдам видеоряда с репродукциями пейзажей, услышанных отрывков стихов и звучащей музыки предположение о целях урока.

— Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке?

в) Построение проекта решения проблемы (целеполагание). Слайд 3.

III Реализация построенного проекта.

Подготовка к первичному восприятию текста стихотворения А. С. Пушкина.

— Как вы думаете, о чем будет это стихотворение?

Чтение стихотворения учителем на фоне звучания “Осенней песни” П.И. Чайковского.

Работа над текстом стихотворения.

Повторное чтение стихотворения, беседа по содержанию.

— Есть ли в стихотворении сюжет или автор передает нам только настроение?

— Как называется произведение, в котором автор передаёт настроение, состояние души?

— Какова основная задача лирического произведения? Какие чувства передаёт автор?

— Дифференцированное творческое задание в паре:

а) Чтение стихотворения учащимися про себя с заданием ответить на вопрос: что именно автор больше всего любит в осени?

– Итак, что же поэт любит?

– Что вы понимаете под этими словами? Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, увядшим. Но, соединив это слово со словом пышное, автор получает совершенно другой образ.

– Что значит пышное?

– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

(Ученик читает 4–8 строки)

– Можно ли назвать данное увядание пышным?

б) Словарная работа.

Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)

— Как вы думаете, что оно обозначает? Где можно посмотреть его значение? Слайд 6.

– Какое из этих двух значений А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения?

– А еще какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.).

– А что придают устаревшие слова данному произведению?

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения выразительно, выбирая правильную интонацию. (Читают 2–3 ученика.)

в) Самостоятельная работа Чтение текста с заданием выбрать словосочетания.

г) Первичное закрепление во внешней речи.

Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой?

– Что интересного вы заметили? Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием оксюморон, т. е. сочета-ние несочетаемого.

д) Работа над выразительностью чтения:

Выборочное чтение строк, в которых автор выражает свои чувства. Определение интонации, с которой они должны быть прочитаны.

е) Групповая дидактическая игра “Мастер художественного слова”.

Составление в группе “партитуры” стихотворения, выбор лучшего чтеца.Чтение учениками вслух на фоне музыки П.И. Чайковского “Времена года” (Осень. Сентябрь). Слайд 8.

Физкультминутка. Дети плавно танцуют, кружатся под музыку П. И. Чайковского “Времена года” (Осень. Октябрь), словно осенние листья.

Работа по картинам В.Поленова “Осень в Абрамцеве”, А.Куинджи “Осень”.

Беседа учителя о жанрах живописи.Просмотр мультфильма “Если видишь на картине. ”

О каких жанрах изобразительного искусства вы узнали? (Слайд 9).

Как переводится слово “пейзаж”? Предлагаю вам совершить заочную экскурсию на выставку картин русских художников пейзажистов.

Выступления учеников с мини-проектами о творчестве В.Поленова и А.Куинджи на фоне видеоряда слайдов 10-14 и музыки П. И. Чайковского “Времена года”. (Осень. Ноябрь).

К какому жанру относятся эти произведения? Слайды 15, 16, 17.

Слайды 18, 19. 20.

— Что это за золотые деревца на заднем плане?

— Какую осень застал художник? Почему вы так думаете?

— Слышите ли вы, глядя на эти картины, музыку поэтических строк? Слышал ли их художник?

— А можно ли путешествовать внутри картины?

— Предлагают ли нам это сделать авторы?

— Кто из вас может нас провести по этому лесу?

— А есть ли в этом лесу какие-то запахи? Если есть, представьте эти осенние запахи.

— А что же делает картины такими нарядными, радостными?

Чем вас привлекают эти пейзажи?

— Какие звуки можно услышать в лесу этим ясным осенним днем?

— “Тихо” или “громко” звучит музыка?

— Мажорное или минорное настроение составляет её колорит – соединение красок?

— Какому пейзажу больше созвучна музыка Чайковского?

— Вызывает ли созерцание этих нарядных пейзажей желание петь?

Физкультминутка. Хоровое исполнение песни “Осень золотая” Сидоровой (Слайд 21).

Знакомство с произведением П.И. Чайковского “Времена года”.

Природа вдохновляла на творчество не только художников, поэтов, но и композиторов. Вы узнали автора музыкальных произведений, которые сегодня звучали на уроке?

Созвучны ли эти произведения с пейзажами и поэтическими строками, которые мы услышали?

— Можно ли сказать, что пьесы цикла – это русские пейзажи в разное время года?

На фоне фонограммы Концерта №1 для фортепьяно с оркестром (“Осенняя песня” из сборника “Детский альбом”) учитель рассказывает о творчестве Пётра Ильича Чайков-ского, о цикле произведений “Времена года”. Слайд 22.

Что выражает лирическая музыка?

— Чем она отличается?

— Является ли каждая пьеса цикла самостоятельной по характеру?

— Есть ли у музыки свои краски? Какие они?

VI Включение в систему знаний и повторение

Какие чувства пробудили у вас эти стихи, картины, музыка?

— Какими выразительными средствами композитор передает состояние природы и настроение человека?

— Какие общие черты вы заметили у музыкального, поэтического и живописного образа русской осени?

— Какими средствами выразительности пользуются композиторы?

— Какое существует понятие для обозначения противоположных по настроению произведений?

— Можем ли мы сказать, что музыка Чайковского дает возможность любоваться природой, делает нас благороднее, чище, возвышает и вдохновляет?

— Как вы думаете что вдохновляло поэтов, художников и композиторов на создание этих произведений?

— А при помощи чего передают настроение поэты, художники и композиторы?

— А что общего между их произведениями?

VII Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Рефлексия.

Чем же мы занимались на уроке?

— Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? Учитель читает стихотворение Елены Сокольской “Дарите музыку друг другу!”

VIII Cамооценка на основе критериев успешности.

Детям предлагается разместить магнитик на доске возле нужного смайлика.

От миллионера до заключенного: почему самый известный меценат конца XIX в. Савва Мамонтов попал в тюрьму и разорился

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Савва Мамонтов занимался предпринимательской деятельностью с 20 лет. Его деловая хватка позволила довольно быстро заработать крупное состояние на железнодорожном строительстве. По его инициативе были построены дорога Ярославль-Архангельск и Донецкая каменноугольная железная дорога. Однако его интересы этим не ограничивались. Несколько лет он провел в Италии, где занимался пением и изучал живопись.

В 1870 г. он приобрел имение в Абрамцево, которое стало центром культурной жизни. Здесь собирались крупнейшие художники и музыканты, в творческой судьбе которых меценат принимал активное участие. В Абрамцево Врубель создал своего знаменитого «Демона», Васнецов писал «Богатырей» и «Аленушку», а Серов – портрет дочери Мамонтова, Веры, известный под названием «Девочка с персиками».

Читайте также  Картина "венера урбинская" - тициан вечеллио

В 1878 г. здесь образовалось творческое объединение художников, которое вошло в историю искусства как «Абрамцевский художественный кружок». Члены кружка открыли две мастерские – керамическую и столярно-резчицкую, положившую начало абрамцевско-кудринской резьбе по дереву. Керамическую мастерскую основал М. Врубель, а резчицкой мастерской руководила Елена Поленова, создававшая волшебные иллюстрации к русским сказкам , она же организовала обучение в мастерской резчиков из окрестных сел.

По вечерам в усадьбе устраивали чтения, а затем – любительские постановки в домашнем театре. В 1885 г. на свои деньги Савва Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу, просуществовавшую до 1904 г. Тут ставили оперы Н. Римского-Корсакова, пели Ф. Шаляпин и И. Торнаги, дирижировал С. Рахманинов, а над декорациями работали М. Врубель, В. Поленов, В. Васнецов и К. Коровин.

Успешная предпринимательская деятельность Мамонтова не могла не раздражать завистников и недоброжелателей. В 1899 г. на него завели уголовное дело о растрате средств Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Деньги из одного предприятия Мамонтова переводились на счета другого его предприятия – гибнущего Невского механического завода. Предприятия юридически не были между собой связаны, и подобные финансовые операции были запрещены законом. Некоторые считали, что промышленник пострадал в результате интриг в высших эшелонах власти, где шла борьба за влияние между министром юстиции Н. Муравьевым и министром финансов С. Витте, оказывавшим поддержку Мамонтову. Другие утверждали, что промышленнику не могли простить его популярности и активности в культурной сфере. Позже все обвинения с него сняли, Мамонтов был оправдан судом присяжных, однако 5 месяцев ему пришлось провести в одиночной камере Таганской тюрьмы. Все его имущество было конфисковано и распродано. К моменту своего освобождения он был полностью разорен.

Последние годы Мамонтов прожил в небольшом деревянном доме у Бутырской заставы. Большинство знакомых от него отвернулось, однако по-прежнему верными оставались друзья из мира искусства, которым он когда-то помогал. Его навещали В. Серов, В. Васнецов, К. Коровин, В. Поленов, В. Суриков, С. Дягилев, Ф. Шаляпин и другие. Жена, несмотря на все невзгоды, была ему предана до конца своих дней: хлопотала о его освобождении из тюрьмы и поддерживала после его возвращения. Трое из пятерых детей Мамонтова умерли. После длительной болезни в 1918 г. скончался и Савва Мамонтов.

В 1918 г. усадьба в Абрамцево была национализирована. На ее территории создали музей, которым руководила младшая дочь промышленника Александра Мамонтова. В советское время вокруг усадьбы вырос дачный поселок художников, где жили и работали В. Мухина, П. Кончаловский и др.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Биография и творческий путь Поленова

Русский художник Поленов Василий Дмитриевич родился в Петербурге 20 мая 1844 года, происходил из интеллигентной дворянской семьи. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов по профессии был археологом, мать будущего художника, Мария Алексеевна была художницей-портретисткой, бабушка увлекалась историей. Поэтому неудивительно, что у мальчика под их влиянием возник интерес к истории и археологии, что впоследствии проявится во многих его работах. От своей матери будущий художник перенял эстетические идеалы академического искусства, олицетворением которого были К.П. Брюллов и А.А. Иванов.

С двенадцати лет он начал заниматься с учителем рисования, художником П.А.Черкасовым. В 1863 году Василий Дмитриевич поступает в Академию художеств. Этот год стал знаменательным в истории русской живописи: именно тогда четырнадцать учеников Академии во главе с И.Н. Крамским покинули ее в знак протеста против навязывания мертвых академических традиций и канонов. Тем не менее Поленов сохранил верность академическим принципам искусства и в своем творчестве пытался сочетать их с реальным отображением жизни. Он окончил Академию одновременно с Репиным и тоже с золотой медалью, был послан в пенсионерскую командировку за границу. Поленов побывал в Германии, Италии, Франции. Молодой художник видел себя продолжателем А.Иванова, картина которого «Явление Христа народу» его просто потрясла. Вернувшись на родину, Поленов поселился в Москве. Художник очень полюбил полугородские, полудеревенские пейзажи, открывшиеся ему в древнем городе. Из-под кисти Поленова вышли такие шедевры, как «Московский дворик» (1878), «Бабушкин сад» (1878), «Заросший пруд» (1879).

«Московский дворик» — это первая картина художника. Она экспонировалась на XII Передвижной выставке. Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы. Утро. В этом же году появился «Бабушкин сад». В обеих этих картинах есть все же общее — чувство жизни, тихой и естественной, в гармонии с собой и с природой. Обе картины связаны с биографией художника. В 1878 году Поленов поселился во флигеле усадьбы, которая находилась на окраине Москвы — в Хамовниках. Именно в этой усадьбе и был написан изумительный образ природы — «Заросший пруд». В этом же году живописец вступает в ряды Товарищества передвижников, в деятельности которого принимал участие вплоть до 1918 года. Творчество передвижников было близко Поленову своим реализмом. Василий Дмитриевич, как и большинство художников-передвижников, по своим симпатиям принадлежал к «работникам с натуры».

В 1880-е годы художник начинает заниматься эпическим пейзажем: «Зима. Имоченцы», «Деревня Тургенево», «Деревенский пейзаж с мостиком», «Старая деревня». Самый эмоционально насыщенный пейзаж Поленова «Осень в Абрамцеве». Здесь царят только покой и тишина. Только пламенеет осень, одевая в золото и багрянец леса. Только звучат ее краски — богатые и роскошные краски осени.

В 1882-1894 годы Поленов ведет пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Левитан, Коровин, Головин — это его ученики. Мастерская Поленова пользовалась огромной популярностью. Он учил не только живописной системе, но читал своим студентам специальный курс перспективы.В 1890-е годы творческие впечатления Поленова неразрывны с его жизнью на берегу Оки. Поленов пишет большие полотна: «Ранний снег», «Летом на Оке», «Золотая осень».

Возможно под влияние А.Иванова, Поленовым были написаны и такие работы как «Христос и грешница», цикл «Из жизни Христа».

В 1915 году на средства Поленова в Москве был построен Дом театрального просвещения. В 1924 году Василий Дмитриевич получает звание народного художника.

Поселившись в старости в имении «Борок» под Тарусой, он занимался просветительской деятельностью — построил две школы в ближайших деревнях, ставил спектакли для местных жителей. Здесь в 1927 году, в деревне Бехово, названной теперь его именем Поленов и ушел из жизни. Дом его стал музеем. И стоит он на берегу реки, смотря на неброские, но прелестные среднерусские просторы.

Вся творческая жизнь В.Д. Поленова вызывает восхищение и уважение, он внес в российское и мировое искусство огромный вклад. Художник через свои картины погружает в гармонию духовного совершенства, открывает мир старинной русской усадьбы и прелесть обыденной жизни людей, живущих в согласии с окружающей природой, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочное величие Востока.

Его картины настолько красивы и душевны, что до сих пор вызывают самые положительные эмоции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: