Картина «оборона севастополя», александр дейнека — описание и анализ - JEKATERINBURG.RU

Картина «оборона севастополя», александр дейнека — описание и анализ

«Оборона Севастополя» Дейнеки

Полотно писалось в спешке и было встречено, мягко говоря, неоднозначно. Что не понравилось современникам?

Сюжет

Набережная Севастополя. Матросы идут в контратаку. Защитники города, как вышедшие из моря пушкинские богатыри, обрушиваются на врага. Эта картина не о конкретном эпизоде, а о войне в целом. Матрос на переднем плане — воплощение воина-защитника. Кстати, изначальная задумка предполагала, что на месте этого матроса будет изображена схватка. Но затем Дейнека отказался от этой идеи и решил центральным сделать созидательный образ. Для него, что интересно, позировала женщина.

Фон боя — огненно-кровавое месиво. Чёрное море — в свинцово-сером цвете. Свет (советские войска) и тьма (вражеские силы) сошлись на этом клочке суши в смертельной схватке.

В основу сюжета легли события, увиденные художником на фронте под Юхновом. Дейнека вспоминал: «Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожжёнными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…».

Почему же тогда на картине Севастополь? Художник признавался, что переживал за судьбу любимого города. «Представил, как всё взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, даже дети почувствовали, что такое блокада. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолёта. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам», — рассказывал Дейнека.

Контекст

Художник писал по заказу Комитета по делам искусств при СНК СССР. Договор заключили в декабре 1942-го. Согласно этому документу, эскиз должен был быть представлен к 28 декабря, а окончательный вариант — к 1 февраля 1943 года. Масштабное полотно размерами 2 на 4 метра Дейнека писал запоем. «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину», — вспоминал художник.

Критика встретила полотно неоднозначно. Одни хвалили за эмоциональный накал и силу драматизма, другие — ругали за абстрактность и неубедительность. Сам же Дейнека говорил, что, по его мнению, картина получилась настоящей.

За «Оборону Севастополя» Дейнеку могли наградить Сталинской премией — этот вопрос обсуждался неоднократно. В числе критических замечаний — обвинение в плакатности, непропорциональности фигур, незавершённости. Резюме подвёл писатель Александр Фадеев: «Это не лучшее из того, что он написал. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей». Премию было решено не давать.

Судьба художника

Становление Дейнеки произошло в 1920-е. Это было бурлящее время, кровь молодых, инициативных, творческих людей кипела, голова кружилась от революционной атмосферы. Серьёзное влияние на Дейнеку оказал Владимир Маяковский. Вместе они декларировали в искусстве веру в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату. Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.

На 1930-е пришёлся пик карьеры Дейнеки. Создаваемый им мир, здоровый и светлый, чётко и в рамках линии партии противостоял больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Художнику заказывают роспись и украшение мозаикой помещений для госучреждений и публичных пространств.

После войны Дейнека вернётся к изображению трудовых будней правильных советских граждан. Выработанный ранее стиль уже похож скорее на ремесло, где нет места экспериментам и новаторству.

Картина Оборона Севастополя художника Дейнека А. А.

Сейчас живописца Дейнека Александра Александровича, который жил и работал в 1-й пол. 20 ст., считают модернистом, опередившим своё время. Он увлекался оригинальными ракурсами, динамикой и монументальными образами. Одна из главных картин этого выдающегося русского советского художника — «Оборона Севастополя». Со стороны некоторых критиков она получила положительные оценки за эмоциональность, другие порицали чрезмерную плакатность, однако картина никого не оставила равнодушным.

«Оборона Севастополя»: особенности картины

Живописец написал полотно «Оборона Севастополя» под влиянием новости о взятии нацистами этого города. В ТАСС А. А. Дейнека увидел опубликованное в оккупантской газете фото разрушенного города. Живописец был влюблён в Крым вообще и в Севастополь в частности, поэтому такое известие оказалось тяжёлым ударом. Он говорил позднее: «Это время в моей жизни будто выпало из сознания, я был поглощён всецело стремлением нарисовать картину».

Произведение А. А. Дейнеки сочетает монументальное на вид изображение и психологическое содержание. Создаётся впечатление, будто защитники в какой-то нереально белоснежной униформе сражаются не конкретно с нацистами, а вообще с тёмными злыми силами.

Центральный персонаж всей картины «Оборона Севастополя» — советский матрос. Он изображён развёрнутым в порыве, бросающим связку ручных гранат. Все мазки передают динамику. А А. Дейнеке всё никак не удавалось найти парня, согласного стать натурщиком. Однако одной из знакомых художника оказалась девушка-спортсменка, отличавшаяся крепким сложением. Она и позировала для полотна. Таким образом, матрос нарисован с женской натуры.

Цветовая палитра увеличивает динамизм картины. Враги, море и зарево написаны в тёмной гамме. Светлые моряки находятся в контрасте на фоне тотального мрака.

Сам А. А. Дейнеко отметил, что ему хотелось в предельно доступном виде показать извечную борьбу добра со злом, которая и была продемонстрирована в битве моряков с оккупантскими полчищами.

История создания

Художник посещал зону боёв возле Юхнова и выполнил там немало набросков карандашом, использованных затем для «Обороны Севастополя». При продумывании композиции А. Дейнеко увидел в качестве центрального образа матроса, держащего гранаты. Живописцу был чужд культ натуры. С неё он преимущественно выполнял наброски, затем проделывал основательную работу в мастерской, полагаясь на воображение, эскизы и память. Однако в случае с «Обороной Севастополя» важно было написать центральную фигуру как можно достовернее. Во время войны было трудно найти молодого мужчину, обладающего спортивным сложением и согласного на позирование. Поэтому центральный матрос и был написан с женщины, которая была чемпионкой по гребле.

Картина была создана в 1942, когда до победы было ещё далеко, а Севастополь был потерян. По этой причине целью «Обороны Севастополя» было не точное отражение исторической действительности, а укрепление духа и, вероятно, предсказание будущего поражения захватчиков.

Композиция

Светлый город у моря на данном полотне имеет вид кровавого пылающего зарева. Лица наших матросов отражают решимость отстаивать Севастополь, отдавая жизни за него при необходимости. Боец на картине слева изображён вполоборота, его образ перекликается с образом матроса в центре. Посредине советский матрос, одетый в белую форму, и немецкий солдат, одетый в серо-зелёную, столкнулись врукопашную. С правой стороны полотно будто бы обрезано (это один из любимых приёмов Дейнеки), поэтому задние захватчики не видны, видны только их штыки. В результате появляется впечатление обезличивания и усиливается ощущение, будто матросы сражаются не с определёнными оккупантами, а с мировым злом.

Читайте также  Описание картины "рожь", шишкин, 1878

Павшими можно увидеть на этом полотне исключительно немецких бойцов. А. А. Дейнека не стремился изобразить врагов карикатурно, в отличие от некоторых других советских художников, которые писали в батальном жанре. Смерть не вызывала у него желание пинать уже бездыханное тело. Поэтому изображение павшего немца, которого хорошо видно впереди, не содержит никакой жёлчности. В этом плане данное полотно перекликается с другим произведением художника — «Сбитый ас», которое признали «идейно несоответствующей». А. А. Дейнека оказал поддержку своей Родине иначе — через героический пафос картины, на которой изображена победная битва, хотя в действительности о победе на тот момент речь вовсе не шла.

Оценки

«Оборона Севастополя» была впервые продемонстрирована осенью 1942 во время выставки «Великая Отечественная война». Не удалось избежать упрёков в излишних плакатности и схематизме. Однако никто не стал отрицать, что живописец сумел реализовать не определённый бой, а противостояние вообще, создать символический образ всей 2-й мировой в таком виде, в каком она виделась защитникам Родины.

Дейнека Александр история жизни и творческий путь

«Будущие летчики» Александра Дейнеки – лучшее из соцреализма

Александра Струйская – русская джоконда из XVIII века

Сочинение по картине Дейнеки Оборона Севастополя 6 класс

Ярость и натиск — такое впечатление оставляет картина Александра Дейнеки «Оборона Севастополя».

На картине изображён решающий этап боя. Центральная фигура матроса завораживает своей мощью. Вся постановка тела, разворот, замах связкой гранат на штыки говорит о беспощадности к захватчикам. Обращает на себя внимание взгляд бойца, напряжённо — сосредоточенный, он уже выбрал точку, куда метнёт гранаты. Матрос ранен, одежда его порвана. Сзади него целая шеренга бойцов рвётся в бой. Ещё один моряк замахнулся гранатой. На нём нет нательной рубашки, но он не обращает внимание, потому что сейчас он одно целое с гранатой. Только что в другого атакующего попала пуля, он падает, тело его уже наклонилось, но даже в момент смерти он не выпускает оружие. Ещё один матрос перешел в рукопашную битву с врагом. У него закончились патроны и он бьёт врага автоматом как дубиной.

Матросы накатывают из моря как волны, их уже не остановить. На их лицах бесшабашная удаль, которую так боятся враги. У кромки моря стоит танк с перебитой гусеницей. Сейчас его железная мощь ничто по сравнению с человеческой жаждой победы.

В тёмно-серой форме изображены немцы. Они пытаются сбросить матросов в море. Это им не удаётся, враги несут потери. У ног моряка лежит молодой мёртвый немец с окровавленной головой. Лицом он уткнулся в каменную плиту. Что он получил от этой войны? Бесславный конец. На заднем плане dhfub сбились в кучу, их строй смят. Художник намеренно не прорисовывает лица захватчиков. Они чужие в этом городе, у синего моря. Их лица не сохранит история.

За спиной сражающихся горит город. Ярко красный огонь и клубы чёрного дыма поднимаются в небо. Видны белые здания, запачканные копотью. На рейде стоят корабли. Для матросов это не просто город, это родная земля, Родина.

Александр Дейнека не рисовал какой-то определённый бой. На картине бой — символ. Такая битва могла состояться за любой город, любой клочок земли. Всё это он выразил в цвете. Белая форма у матросов и тёмная, мрачная у врагов. Борьба светлых и тёмных сил, добра и зла. Ещё одна деталь обращает на себя внимание — чистота одежды матросов. К ним не липнет грязь, потому что они олицетворение справедливости. Художник использовал яркие, гротескные краски. И только море осталось таким, каким его любят — бирюзово-голубым. Оно всегда будет таким, потому что люди в белых одеждах не дадут ему потемнеть.

2 вариант

Удивительные эмоции дарит полотно «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки .

На картине показано решающее сражение за город, а фигура матроса отражает мощь сражения. Весь его вид говорит о беспощадности к врагам. Еще стоит отметить взгляд бойца, выбравший цель для атаки. Матрос в бою получил ранение. Рядом с ним солдаты отчаянно рвутся в бой. Еще один моряк хочет кинуть гранату. На моряке даже нет простой рубахи, но он не заостряет на этом внимание, так как стал единым целым с гранатой. В этот момент в другого человека попала пуля, он падает, его тело наклонилось, но даже во время смерти он не оставляет ценное оружие. Еще один боец начал рукопашный бой с врагом. У солдата нет патронов, поэтому он бьет врага подручными средствами.

Матросы стремительно выходят из моря, образуя своеобразную волну, которую невозможно остановить. У самого моря находится танк с подбитой гусеницей. Сейчас его силы не имеют ценности по сравнению со стремлением выиграть сражение.

В темно-серой форме показаны немцы. Они пытаются отодвинуть матросов от важных захваченных объектов. Их действия не приносят успеха и они несут потери. У ног бойца можно заметить мертвого немца с пробитой головой. Лицом он упал на массивную плиту. Что он выиграл от военного конфликта? На заднем изображены, сбившиеся в кучу враги. Художник специально не обозначает лица захватчиков, так как считает их чужими в городе.

За спиной воинов изображен, горящий город. Яркие огни и черный дым уходит в небо. Можно увидеть здания в черной копоти. На рейде находятся корабли, так как матросы сражаются за свою землю.

Александр Дейнека не стремился продемонстрировать конкретный бой. Такое сражение происходит на любом участке военных действий. Все эти события он старался отразить используя яркие контрасты. Белая форма у матросов, а темная форма у вражеских войск. Он хотел показать всю грандиозность данного сражения. Стоит отметить, что у матросов белоснежная форма. К ним не липнет грязь, так как они олицетворяют справедливость. Для достижения такого эффекта художник применял яркие краски, а море осталось голубого оттенка. Оно останется таким, так как люди в светлых одеяниях не позволят его испортить.

Над картиной художник работал приблизительно год. Он успел завершить работу к выставке, посвященной военным событиям 1942 года. Картина не иллюстрирует эпизоды войны, так как автор задействовал разные цветовые оттенки, чтобы показать чувства солдат, идущих на войну.

Описание настроения картины Дейнеки — Оборона Севастополя

Популярные сегодня темы

Представители любого вида искусства неравнодушны к изображению в своих работах разных времен года. Осень является одним из желанных периодов, которое независимо от своих проявлений выбирают художники, чтобы отразить на холсте.

Картина «Зима. Девочка у окна» относится к творчеству талантливого, советского, художника Александра Александровича Дейнеки. Она была написано им в 1931 году. Как и само творчество художника

Каждый уважающий себя художник, знает культуру и обычаи своего народа, которые исходят еще от далеких предков, ведь во всем этом храниться культурное наследие нации

Читайте также  Картина "день рождения", марк шагал, 1915

Известная картина Левитана, которая в дальнейшем вошла в число его лучших произведений была написана в 1889 году. «После дождя. Плес» передает пасмурное и хмурое настроение города Плёс, а именно района возле реки Волга

Когда я была маленькой, всегда любила ездить в село к бабушке. Только там я могла увидеть красивые просторы, особенно зимой, когда всё вокруг покрыто снегом. Это белое полотно всегда напоминало мне о картине «Мороз и солнце»

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • культура, искусство (1647)
  • видео, кино (191)
  • картины (1368)
  • русские достопримечательности (71)
  • театр (7)
  • Животные, природа, человек (871)
  • животные (130)
  • времена года (27)
  • планета земля, природа (64)
  • человек (21)
  • Байкал (396)
  • архитектура (37)
  • гид по моде (761)
  • обувь и все о ней (49)
  • даты (190)
  • праздники (126)
  • для детей (161)
  • для дневника на ЛиРу (89)
  • рамочка (43)
  • ЖКХ (56)
  • Закон (725)
  • здоровье (463)
  • косметика, косметология, (22)
  • ИМЕНА (898)
  • Денис Мацуев (100)
  • интересно (1141)
  • драгунов (321)
  • стрелец 12 (2)
  • история вещей (115)
  • обряды, обычаи, приметы,мифы (240)
  • интерьер, дизайн (215)
  • история (595)
  • Евгений Спицын (22)
  • наследие октября, Канал Красная линия (80)
  • куклы (52)
  • кулинария и все для нее (327)
  • моя библиотека (892)
  • статьи (94)
  • афоризмы, правила жизни, цитаты (488)
  • стихи (157)
  • музыка (1021)
  • видео (75)
  • Адажио (Альбинони-Джизотто) (22)
  • для медитации (10)
  • классическая музыка (106)
  • настроение (608)
  • юмор (348)
  • новостной листок (35)
  • О Сибири (645)
  • Иркутская область (412)
  • город Ангарск (198)
  • образование (297)
  • работа (97)
  • русский язык (77)
  • общение, психология (127)
  • общество (507)
  • политика (539)
  • Соловей, Шевченко и др. (27)
  • Понравилось (49)
  • путешествие (172)
  • Города России (34)
  • РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ, ВИДЕО УРОКИ (122)
  • разное (190)
  • рукоделие (851)
  • вязание (105)
  • пэчворк (153)
  • шитьё (257)
  • сады, парки (105)
  • цветы (85)
  • фотографии (321)
  • ЧИТАТЬ С ПРИЩУРОМ (обо мне) (306)
  • личное (55)
  • тест (67)
  • экономика, финансы (180)

Музыка

Стена

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Картина «Оборона Севастополя»

«Оборону Севастополя» Александр Дейнека написал под впечатлением от снимка, увиденного в немецкой газете, на котором был изображён разрушенный Севастополь. «Я был на войне, видел бои, много тяжёлых героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал». В военное время Дейнека не смог найти мужскую натуру для изображения центральной фигуры картины, и ему пришлось рисовать с девушки-спортсменки подходящего телосложения.

Картина «Оборона Севастополя»

В военное и послевоенное время было создано множество произведений в честь победы над фашизмом, увековечивших память о погибших солдатах. Диорама (Севастополь) является одним из крупнейших мемориальных комплексов, посвященных событиям 1941-1945 годов. Многие художники также изображали на своих полотнах фрагменты той страшной войны. Выдающийся живописец Александр Александрович Дейнека писал: «Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радость, но и гнев». Именно такими чувствами – глубокой ненавистью и гневом к врагу — дышат его картины «Оборона Севастополя» и «На окраинах Москвы», написанные в период ВОВ. Это является полной противоположностью его раннему творчеству, проникнутому воодушевлением, торжественной радостью за успех советского прогресса техники, верой в здоровый дух в здоровом теле и полным ощущением мира. «Оборона Севастополя» — знаменитое произведение А.А. Дейнеки, написанное в Москве в 1942 г. В настоящее время полотно представлена в русском музее в г. Санкт-Петербурге. севастополь диорама фото Исторические сведения Исходя из исторических данных, можно предположить, что на картине А.А. Дейнека изображает события Севастополя осени 1941 г., поскольку именно в этот год в период с 30 октября по 21 ноября гитлеровцами был осуществлен первый штурм города. Сначала бои велись на дальних путях подхода к Севастополю, а со 2 ноября началась атака оборонительной крепости. И поскольку сухопутных войск в городе уже не осталось, защиту Севастополя взяли на себя морская пехота Черноморского флота, отдельные подразделения с использованием огневой поддержки кораблей. В бою принимали участие и береговые батареи.

Изображенные события

За время Великой Отечественной немецкой армией предпринималось 3 попытки взять Севастополь. Последняя битва за этот город завершилась 9 июля 1942 г. И несмотря на то что картина, изображенная А.А. Дейнекой, не является реально достоверной, на набережной г. Севастополя развертывались сотни подобных боев. Автор сумел передать солдатский героизм, изобразив на полотне великий подвиг морских пехотинцев, которые пожертвовали собственной жизнью ради защиты города.

Описание

Создавая полотно «Оборона Севастополя», художник будто повествует зрителям печальную, жестокую историю. В ней он описывает бой, развернувшийся на набережной, в котором советские моряки заслоняют подступ к городу вражескому отряду. Вдали виднеются руины некогда стоявших домов, кругом пылает огонь. На первом плане картины изображен раненый матрос, кидающий связку гранат. Его лицо решительно и бесстрашно, руки резко вытянуты в стороны, ноги широко расставлены. Поза матроса олицетворяет собой всю неприступность, самоотверженность и готовность любой ценой остановить врага. диорама севастополь как добраться Чтобы придать картине реалистичность, А.А. Дейнека изобразил центральную фигуру солдата со смещением в левый угол, оставив тем самым пространство для полета гранат. Исполненный величия матрос совершает последний отчаянный бросок, придавая всей композиции энергичность и драматизм. Для передачи грозности и напора надвигающихся вражеских войск автор использует специальный прием – торчащие клинковые штыки от винтовок. Неслучайно художник изображает лежащего фашиста у ног солдата несоразмерно маленьким по сравнению с главным героем картины. Таким образом Дейнека говорит о слабости и беспомощности врага перед лицом Советской армии. Картина «Оборона Севастополя» — это не просто воспроизведение эпизода военных действий, а прежде всего символичный образ столкновения советских богатырей в белоснежных одеждах с темной, практически безликой массой захватчиков. Полотно Дейнеки, как и работы многих других художников, увековечили память о героях ВОВ, принимавших участие в ожесточенных боях и отдавших жизнь за свободу своей страны.

Оборона священного города
Александра Дейнеки

В преддверии праздника 23 февраля, вспомнилась картина «Оборона Севастополя».

Когда Александр Александрович Дейнека (1899–1969) выставил своё знаменитое полотно, то многие его упрекали в том, что это скорее плакат, агитка, а не картина. Слишком уж всё изображённое казалось нереалистичным, прямолинейным. И такая реакция на это великое произведение искусства, которое находится сейчас в Русском музее, вполне оправдана. Перед нами, действительно, полотно, которое не укладывается в рамки ни реализма, ни соцреализма. Но только это и не плакат в его обычном виде. Плакат рассчитан на один выстрел, что ли, на разовое воздействие. Дальше к плакату привыкаешь, и он умирает. С шедевром Дейнеки такая смерть не предполагается. Это не короткий удар по вашим нервам с призывом к действию: «Убей врага!» Это сложное, многозначное полотно, напоминающее некий гипертекст. А ещё первые зрители упрекали эту картину в излишней религиозной направленности самой тематики. Так давайте разберёмся в том, что же всё-таки хотел выразить художник.

Читайте также  Портрет старика с внуком, доменико гирландайо, 1488

Эрнст Неизвестный сказал как-то, что искусство — это когда у тебя мурашки по телу. Так вот у меня мурашки по телу бегут каждый раз, когда я смотрю на картину Дейнеки «Оборона Севастополя». Ведь это никакой не Севастополь. Это Армагеддон. И светлые ангелы в белом сошли с небес, чтобы закрыть тяжёлые врата Ада, которые внезапно распахнулись и сквозь которые уже прорвались наружу полчища чёрных воинов в грязно-зелёной землистой униформе. Эти ангелы в матросских белых рубахах почти не касаются земли. Они подобны вихрю. Вглядитесь в три главные фигуры на полотне. Крайний правый — он смертельно ранен. Его ведёт в бок, словно сильный порыв ветра уносит его из этого мира. Центральный со связкой гранат в руках размахнулся, чтобы сразить немца, один из которых уже лежит с разбитым черепом на камне мостовой. Эта фигура неестественно закручена, закручена до предела. Его левая нога едва касается земли. Кажется он готов воспарить вместе со своим смертельно раненым товарищем, но время пока не пришло: надо уложить ещё одну мразь, вырвавшуюся из мира тьмы. Кстати, для центральной фигуры позировала женщина. Выяснилось, что физически мужское тело не способно так вывернуться. Женщина! А я в этом факте вижу иное! Это те русские женщины, которые внесли свой бессмертный вклад в победу. Это, если хотите, странное воплощение знаменитой иконы Богоматери Смоленской, хранительницы России, икону которой выносили ещё перед Бородинским сражением. В левом углу картины вы видите стремительный полёт белых ангелов. Они рвутся туда, где их ждёт неминуемая смерть и дверь в Ад, которую надо срочно закрыть своими светлыми телами. Сколько их было, таких тел, под Юхновым, под Прохоровкой, под Москвой! Картина в этом левом углу заполнена немногими фигурами, но каждая из них несет в себе мощный обобщающий смысл. В этом полотне чувствуется необычайное напряжение. Оно усиливается третьей фигурой полуголого матроса с гранатой, поднимающегося как на Голгофу туда, где идёт смертельная схватка Света и Тьмы. Художник словно хочет сказать: вот и твоя очередь настала — вступай в бой, делай свой первый шаг на Голгофу. Фигура полуголого матроса буквально выламывается из рамок картины — приём, известный ещё с эпохи Караваджо. Создается эффект твоего непосредственного участия в этой схватке. Караваджо чувствуется и в том, как художник играет со Светом. Свет здесь очень принципиален. Через него передаётся главный конфликт. И Свет этот исключительно внутреннего происхождения, потому что небо погасло, его заволокло дымом и отблесками пожарищ. И вот, как прорвало: Воины Света прямо у вас на глазах рвутся в бой и их уже не остановить! Стволы винтовок напоминают копья из знаменитой картины эпохи Возрождения — это Паоло Уччелло «Битва при Сан Романо».

Эти копья-стволы передают особый страшный ритм, ритм смертельной рукопашной схватки. Знаете, как у великого поэта: «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю…» Вот это упоение на самом краю бездны и передаёт Дейнека. Фигуры матросов телесны, осязаемы и призрачны одновременно. Они словно сошли с небес. Им во что бы то ни стало надо закрыть разверзшиеся врата Ада, из которых повалила всякая нечисть и уже небо стало тёмно-красным и чёрным от копоти. На этом зловещем небе видны только грозные силуэты чёрных стальных птиц из Апокалипсиса. Небо потемнело и от этого фигуры матросов в белом выглядят ещё убедительнее. Они и есть единственный источник Света! Сейчас они и есть само Небо, сошедшее в праведном гневе своём на землю. Три главные фигуры картины скручены как пружина. Так перекручены нервы любого солдата перед смертельной атакой: «Казалось, чтобы оторваться, Рук мало — надо два крыла. Казалось, если лечь, остаться — Земля бы крепостью была». Они скручены так же, как скручены в невероятном напряжении основные фигуры «Святого семейства» Микеланджело.

Ведь на этих матросах, на этих гибнущих у вас на глазах Воинах Света лежит такая ответственность, такая ноша: им во что бы то ни стало надо закрыть врата Ада. Они скручены, потому что являются последним рубежом между двумя мирами. А иконичность и невесомость матросов в белом — это ещё и великий Эль Греко, у которого всё земное на его картинах, вообще, нарушало законы тяготения, заставляя вас видеть, через призму земной драмы, драму небесную, драму космического масштаба и никак не меньше. Нечто подобное я испытал, когда в далёком 1971 году впервые посмотрел великий фильм «Белорусский вокзал». Меня словно обожгло, когда в ритме вальса по нервам ударили аккорды марша заключительных кадров этой картины. Марш и вальс — сочетание несочетаемого. А как еще, когда речь заходит о великом искусстве? Мне ясно было, что режиссеру удалось передать главное: Воины Света вернулись домой. Вернулись несмотря ни на что!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: