Картина "ночное кафе", винсент ван гог, 1888 - JEKATERINBURG.RU

Картина «ночное кафе», винсент ван гог, 1888

Ночное кафе

«Ночное кафе» — картина художника Винсента Ван Гога, написанная в сентябре 1888 года в Арле .

Содержание

Предыстория

На картине изображено привокзальное кафе города Арля, хорошо знакомое художнику. Хозяева кафе, Жозеф-Мишель и его жена Мари Жино часто позировали Ван Гогу. Так, мадам Жино изображена и на другой картине художника — (Название картины можно перевести, как «Арлежанка», то есть жительница Арля).

Ван Гог хорошо знал «ночную жизнь» и подобные заведения. В своём письме к брату Тео он писал об идее этой картины:

В сентябре 1888 Ван Гог три ночи подряд работал над картиной. Спал при этом художник днем.

Позже он повторил работу в акварели, работа в настоящее время находится в частной коллекции.

Художественные особености

Картина была названа одним из шедевров Ван Гога и получила высокую оценку критиков. В отличие от импрессионизма, в это картине художник не восхищается красотой природы или состояния, Ван Гог передает свои эмоции и чувства, в том числе и с помощью цветового решения. Картина проникнута теплыми цветами с преобладанием жёлтого, который передает душную и прокуренную атмосферу заведения. Зелёный цвет потолка и бильярдного стола скорее передает болезненное ощущение, дополняет картину обилие красного — цвета тревоги и страсти. [2] Стиль, в котором выполнена эта работа Ван Гога, позже будет назван экспрессионизмом.

Примечания

  1. Йельский Университет получает работу Ван Гога
  2. 12По материалам «Художественная галерея. Ван Гог». № 5, 2004.

Ссылки

  • Винсент Ван Гог, «Подсолнухи», «Ночное кафе»
  • В Ночном кафе по мнению Ван-Гога можно разориться и сойти с ума
Винсент Ван Гог
Основное Биография · Постимпрессионизм
Семья Вил ван Гог · Теодорус ван Гог · Тео ван Гог · Клазина Мария Хоорник
Друзья Эмиль Бернар · Поль Гаше · Поль Гоген
Произведения Вид на море у Схевенингена · Выход из протестантской церкви в Нюэнене · Едоки картофеля · Подсолнухи · Розовые розы · Старая церковная башня в Нюэнене · Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой · Ирисы · Красные виноградники в Арле · Башмаки · Прогулка заключённых · Жёлтый дом · Портрет доктора Рея · Звёздная ночь · Ночная терраса кафе · Сеятель · Церковь в Овере · Белый дом ночью · Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин» · Цветущие ветки миндаля · Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик · На пороге вечности · Пьета · Пшеничное поле с воронами · Кресло Гогена · Портрет доктора Гаше · Портрет Папаши Танги · Воспоминание о саде в Эттене · Спальня в Арле · Хижины · Валуны и дуб · Арена в Арле · Ночное кафе
Собрания Музей Винсента Ван Гога · Музей Крёллер-Мюллер · Музей Орсе
Другое Винсент ван Гог в Викисловаре · в Викицитатнике · в Викитекстах · на Викискладе · в Викиновостях

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ночное золото
  • Ночной кошмар (Фюссли)

Смотреть что такое «Ночное кафе» в других словарях:

Ночная терраса кафе — Винсент ван Гог Ночная терраса кафе, 1888 Caféterras bij nacht Terrasse du café le soir … Википедия

Литературные кафе и кабаре — сыграли, наряду с экспрессионистскими журналами, издательствами и галереями, важнейшую роль в становлении и консолидации экспрессионизма как художественного движения. Последовательность взлетов и спадов их популярности соответствует динамике… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Ван Гог Винсент — (van Gogh) (1853 1890), голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Страстная эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, присущие искусству Ван Гога, выражались им в первой половине 80 х годов в произведениях, выдержанных… … Энциклопедический словарь

Морозов, Иван Абрамович — Морозов Иван Абрамович … Википедия

Ван Гог, Винсент — У этого термина существуют и другие значения, см. Ван Гог (значения). Винсент Ван Гог нидерл. Vincent van Gogh … Википедия

Винсент Ван Гог — Биография Винсента Ван Гога Голландский художник‑постимпрессионист Винсент Ван Гог (Vincent Willem Van Gogh) родился 30 марта 1853 года в деревне Гроот Зюндерт в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов в семье протестантского пастора. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Звёздная ночь — … Википедия

Красные виноградники в Арле — Винсент ван Гог Красные виноградники в Арле … Википедия

Музей Крёллер-Мюллер — Координаты: 52°05′45″ с. ш. 5°49′01″ в. д. / 52.095833° с. ш. 5.816944° в. д. … Википедия

Ночное кафе, повседневная картина на глазах художника

  • Автор: Винсент Ван Гог;
  • Место нахождение: Художественная галерея Йельского университета;
  • Размер: холст, масло. 70 × 89 см;
  • Цена: На выставке «Салон Золотого руна» картину за семь тысяч франков (три тысячи рублей) весной 1908 года купил коллекционер Иван Морозов. (по информации из википедии)
  1. Детали написания картины
  2. Художественные особенности произведения
  3. Удачное воплощение замыслов
  4. Две работы в сентябре
  5. Топ картин Ван Гога

Картина «Ночное кафе» принадлежит кисти Винсента Ван Гога. Работа выполнена на холсте в технике масло. Ее размер – 70 х 89 см. В настоящий момент это произведение искусства пополняет собрание Художественной галереи Йельского университета.

Детали написания картины

Работа Ван Гога под названием «Ночное кафе» появилась на свет осенью 1888 года. В это время художник находился во французском городе Арль. Три сентябрьских ночи подряд он создавал свое творение, а сну предавался днем.

Объектом внимания Винсента стало небольшое привокзальное кафе Арля. Его владельцами были супруги Жино, сдававшие комнату художнику. Тот хорошо знал атмосферу подобных заведений и попытался максимально точно передать ее на полотне. Это ему, несомненно, удалось. Картина была высоко оценена критиками и признана одним из шедевров искусства.

Художественные особенности произведения

Перед наблюдателем предстает интерьер ночного заведения. Он отнюдь не выглядит уютным. Цветовая гамма, которую избрал живописец, создает тягостное ощущение. Тусклый желтый в изображении пола и свечения ламп подчеркивает душную, прокуренную атмосферу этого места. Зеленый потолок и поверхность бильярдного стола, скорее, намекают на некую болезненность. Обилие грязноватого красного напоминает о пагубных страстях и вызывает чувство тревожности.

На часах – начало первого ночи. Вряд ли приличная публика захочет посетить такое заведение в это время. А некоторые из пришедших людей, похоже, не в состоянии покинуть свои столики – они уснули, выпив лишнего. Вообще, вся сцена воспринимается как бы не на трезвый взгляд – вокруг стены, они не дают дышать и тут же словно «разъезжаются». Художник намеренно исказил перспективу, чтобы вызвать такой эффект.

Удачное воплощение замыслов

Винсент Ван Гог в своем творении «Ночное кафе» смог передать собственные эмоции и чувства по поводу образа жизни завсегдатаев подобных заведений. В письме к брату автор раскрывает идею картины. Он пишет, что целью было изобразить место, в котором человек способен погубить себя, лишиться разума и стать преступником.

Читайте также  Портрет хрущовой и княжны хованской, левицкий — описание

Ван Гог делится с братом своим изначальным замыслом выразить управляющую людьми пагубную страсть, используя красный и зеленый цвета. Стоит упомянуть и о втором варианте картины, где изображено кафе, – эта работа написана на бумаге акварелью. Для ее создания художник применил еще более «ядовитые» краски.

Две работы в сентябре

В одном и том же месяце с картиной, о которой идет речь, Ван Гогом была написана другая – «Ночная терраса кафе». Несмотря на схожее название, эти произведения передают совершенно разное настроение.

На втором полотне взору предстает летняя терраса под чудесными звездами, вышедшие на вечернюю или ночную прогулку люди. Некоторые из них мирно сидят за столиками. Во всем чувствуется спокойствие, безмятежность и в то же время немного праздника.

Так мастер кисти, завладевая вниманием зрителя, заставляет испытывать совершенно разные ощущения при созерцании того или иного его творения.

Топ картин Ван Гога

Ночная терраса кафе, насыщенный покоем шедевр Ван Гога

«Абсент» — случайно заглянув в Парижское кафе

Винсент Ван Гог: создание и сюжетная линия картины «Едоки картофеля»

Ночное кафе — Винсент Ван Гог

Картина «Ночное кафе» (оригинальное название: Le Café de nuit — фр.) была написана Винсентом Ван Гогом в сентябре 1888 года в Арле.

На картине, выполненной на холсте 30-го размера (так называемый французский стандарт) изображены интерьеры кафе с полуприкрытым дверным проемом на заднем фоне, ведущим, похоже, в более приватные помещения.

Пять посетителей сидят за столиками вдоль стен слева и справа, а официант в светлом одеянии, расположившийся справа от бильярдного стола обернулся лицом к зрителю, как будто застигнутый в момент фотографирования.

Картина потребовала от художника трех ночей упорной работы, после которой Винсент отсыпался днем. Привокзальное кафе, интерьеры которого изображены на картине, не было для Ван Гога чужим — он был его завсеегдатаем и очень хорошо знал хозяина заведения, Жозефа-Мишеля, и его жену Мари Жино, которая даже позировала художнику для картины «Арлезианка».

Впрочем, это знакомство не отменяет сути, а суть заключается в том, что кафе было довольно убогой забегаловкой, в которой ближе к ночи собирались самые что ни на есть отбросы «арлезианского» общества — мелкие мошенники, проститутки и алкоголики, среди которых часто можно было увидеть и рыжую шевелюру самого Ван Гога, оставившего в кафе, по собственному его признанию, «целую уйму денег» и выпившего там целую цистерну абсента.

Именно абсенту мы обязаны дурманяще-галлюциногенному желтому цвету, которого так много в работах художника этого периода, но. Но не будем забывать: если обычный пьяница пьет для того, чтобы напиться, видя в самом процессе конечную цель и смысл, пьющийц художник пьет и параллельно работает над будущей картиной. И если при этом его зовут Винсент Ван Гог — грядущий шедевр неминуем!

Ван Гог, как известно, вел постоянную переписку со своим братом, Тео Ван Гогом, и в письмах часто описывал подробности творческого процесса над картинами. О «Ночном кафе» в одном из писем он, в частности, пишет следующее:

«..Яркие, контрастные тона: потолок зеленый, верхняя часть стен красная, газовые потолочные лампы и пол в основном желтые. Краска положена очень густо, многие линии комнаты ведут к двери сзади. Перспектива смотрит вниз, к полу.»

«Я пытался выразить ужасные страсти человечества с помощью красного и зеленого. Комната кроваво-красная и темно-желтая с зеленым бильярдным столом посередине; есть четыре лимонно-желтые лампы с оранжевым и зеленым свечением. Везде столкновение и контраст самых чуждых красного и зеленого: в фигурах несчастных пьянчуг, в пустой унылой комнате.

Кроваво-красный и желто-зеленый бильярдный стол, например, контрастирует с мягким нежным зеленым цветом Людовика XV на столике, где я написал вазу с букетом роз. Белая одежда хозяина (официанта), в газовом свете становится лимонно-желтой или бледно-зеленой ».

Сильное преувеличение цветов и густая текстура краски сделали картину «одной из самых уродливых картин, которые я когда-либо создавал», — однажды написал Ван Гог. Он также назвал картину «Ночное кафе» эквивалентом «Едоков картофеля» — не по стилю, цвету или исполнению, но по одинаково неравнодушному отношению к предмету изображения.

В отличие от типичных работ импрессионистов, художник не проецирует на картину свою сугубо нейтральную позицию по отношению к миру — и не пытается, подобно им, сосредоточиться на восхищении красотой природы. Картина «Ночноое кафе» — одна их тех, которые, по словам самого художника, «наводят на размышления».

Этого эффекта «сопереживания», или «личного отношения к изображаемому» художник пытался достичь через произвольный выбор цвета, который в первую очередь должен был соответствовать не действительности, а его собственным эмоциям в отношении этой действительности. Впоследствии, как известно, такой подход назовут экспрессионизмом.

По мнению различных критиков, перспектива картины «Ночное кафе» — один из самых сильных ее эффектов. Шапиро описал картину, как интересную прежде всеего своей «захватывающей перспективой, которая увлекает нас, словно в пропасть, мимо пустых стульев и столов в скрытые глубины за дальним дверным проемом, похожим на силуэт стоящей фигуры».

Харрис писал, что перспектива «толкает зрителя вперед в комнату, к полузанавешенным частным помещениям, а также вызывает чувство головокружения и искаженного зрения, знакомое нам по кошмарам».

Весной 1908-го года на выставке «Салон Золотого руна» картину «Ночное кафе» за три тысячи рублей (семь тысяч франков) купил коллекционер Иван Морозов. В 1918-ом году картина была национализирована Советами.

В 1928—33 годах полотно выставлялось в Москве, а затем было продано коллекционеру Стефану Кларку. После его смерти, согласно завещанию, права на картину перешли Йельскому университету. В 2014 году правнук Ивана Морозова Пьер Коновалофф проиграл в американском суде права на картину.

Винсент Ван Гог — Ночное кафе

В письме брату Тео от 6 августа 1888 года Ван Гог писал: «Сегодня я, видимо, начну писать кафе, где живу, — вид внутри при свете газа. Заведение это из тех, что называют «ночными кафе» (тут их порядочно), — оно открыто всю ночь. Поэтому «полуночники» находят здесь приют, когда им нечем платить за ночлежку или когда они так пьяны, что их туда не впускают.» Идея показать заведение, наполненное человеческими пороками и страстями, возникла у Винсента после того, как он получил серию рисунков со сценами из борделей от своего приятеля и художника Эмиля Бернара. Как написал Ван Гог месяцем позже: «Кафе — это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни. И все это под личиной японской веселости и тартареновского добродушия.»

На картине изображено привокзальное кафе, расположенное на площади Ламартин в Арле и управляемое Жозефом-Мишелем Жину и его женой Мари. Около двух третей холста занимают желто-зеленые доски пола, в центре которого резко возвышается бильярдный стол. Завсегдатаи кафе угрюмо сидят, навалившись на столы, за исключением одинокой фигуры хозяина кафе, стоящего у бильярдного стола и неотрывно смотрящего на зрителя. Хотя они окружены пережитками хороших времен — винными бокалами, бутылками и бильярдным столом, это не выглядит праздничным местом, а скорее тихим и немного унылым. Хотя комната освещена фонарями, здесь царит совершенно иная атмосфера по сравнению с другими ночными произведениями Ван Гога, например такими как «Ночная терраса кафе». В то время как последняя работа обладает торжественным и теплым характером, присущим для ночных заведений, в «Ночном кафе» повисла мрачная, почти зловещая атмосфера. Сужающаяся перспектива картины стремительно увлекает зрителя по сходящимся диагоналям половиц и бильярдного стола к таинственному, затянутому занавесом дверному проему. Тот факт, что перспектива слегка наклонена, также придает картине жуткое, кошмарное ощущение, сравнимое с чувством головокружения или алкогольного опьянения.

Читайте также  Картина "пир валтасара", суриков, 1874

Одним из самых ярких элементов «Ночного кафе» является его необычная, довольно резкая цветовая палитра. В письме к Тео от 8 сентября 1888 года Ван Гог пишет: «Я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом. Комната кроваво-красная и глухо-желтая с зеленым бильярдным столом посредине; четыре лимонно-желтые лампы, излучающие оранжевый и зеленый. Всюду столкновение и контраст наиболее далеких друг от друга красного и зеленого; в фигурах бродяг, заснувших в пустой, печальной комнате, — фиолетового и синего. Кроваво-красный и желто-зеленый цвет бильярдного стола контрастирует, например, с нежно-зеленым цветом прилавка, на котором стоит букет роз. Белая куртка бодрствующего хозяина превращается в этом жерле ада в лимонно-желтую и светится бледно-зеленым.»

Хотя желтый цвет сильно проникает и в «Ночную террасу кафе», и в «Ночное кафе», он используется по-разному. В то время как в «Ночной террасе кафе» желтый цвет создает теплую яркость и уютную атмосферу, в «Ночном кафе» он передает эффект резкого искусственного освещения. В обеих картинах желтый цвет используется, чтобы подчеркнуть темноту и ночное время, но совершенно разными методами. Столкновение красного и зеленого — еще один заметный мотив «Ночного кафе». В переписке с Тео Ван Гог процитировал отрывок из Делакруа: «Когда комплементарные цвета исполнены с одинаковой силой, то есть с одинаковой степенью яркости, их сопоставление усиливает каждый из цветов до такой сильной интенсивности, что человеческий глаз едва может вынести это». Возможно, впоследствии это повлияло на его решение использовать столь гнетущее сочетание красного и зеленого в «Ночном кафе», гарантировав, что это будет произведение искусства, которое озадачит и поразит зрителей через много лет после смерти художника.

galik_123

Наводы

Курс — на эстетику и позитив!

Новость из мира искусства

Винсент Ван Гог. Ночное кафе на площади Ламартин в Арле, 1888. Холст, масло. Художественная галерея Йельского Университета, Нью-Хейвен, США

По сообщению ТАСС, картина Винсента Ван Гога «Ночное кафе» (1888 год), некогда принадлежавшая русскому меценату Ивану Морозову, останется в собственности американского Йельского университета. Верховный суд США отказался рассмотреть апелляцию, поданную правнуком Ивана Морозова — гражданином Франции Пьером Коноваловым, который добивался возвращения ему полотна.
На полотне «Ночное кафе» изображено помещение привокзального кафе города Арль на юго-востоке Франции, куда художник переехал незадолго до кончины. В этой картине автор пытался передать мрачную обстановку заведения. Агрессивная и давящая атмосфера передана художником с помощью резкого сочетания кричащих цветов — кроваво-красного, темно-зеленого и едко-желтого. Перспектива помещения намеренно усилена, и создается впечатление, что кафе как будто «засасывает» посетителей. Контуры столиков, стоящих вдоль стен, и большого бильярдного стола посередине искривлены. Это создает ощущение зыбкости и неустойчивости. Тусклый скупой свет маленьких лампочек освещает холодную обстановку, и бильярдный стол отбрасывает огромную тень. Несколько посетителей, сидящих у стен, кажутся затерянными и чужими. Их фигурки условны и лишены четких очертаний.
Картина, стоимостью в 200 млн. долларов находится в собственности Йельского университета с 1961 года. В 2008 году об этом узнал Коновалов. Он безуспешно пытался вернуть полотно через суд. В октябре прошлого года апелляционный суд второго округа отказался пересмотреть дело и постановил оставить картину в собственности университета. В обращении в Верховный суд США, поданном адвокатом Коновалова — Аланом Герсоном, говорилось, что полотно было «экспроприировано у прадеда Коновалоффа революционным большевистским правительством в 1918 году», а затем в 1933 году незаконно вывезено из СССР и продано американскому коллекционеру, который со временем передал его Йельскому университету.
По утверждению адвоката, Коновалов проиграл апелляцию лишь потому, что суд принял во внимание доктрину, согласно которой суды в США не рассматривают законности указов об экспроприации, изданных правительствами других стран. Герсон считает, что это решение должно быть отменено, поскольку изъятие картины было осуществлено незаконно.

История вопроса
Иван Абрамович Морозов (1871-1921) — московский предприниматель из купеческой династии Морозовых, меценат, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина; благотворитель. Старовер, перешедший в православие. В 1919 году Иван Морозов вместе с женой Евдокией и дочерью навсегда покинул Россию. Они обосновались в Париже. Иван Абрамович Морозов скончался от острой сердечной недостаточности по дороге на воды в Карлсбад, куда направлялся на лечение, похоронен на старом кладбище в Карловых Варах.
В своё время Морозов намеревался подарить своё собрание Москве. Однако всё произошло совсем по-другому. Декретом от 19 декабря 1918 года Морозовская коллекция была национализирована. В 1933 году четыре холста из Морозовской коллекции, в том числе «Ночное кафе» Винсента Ван Гога были проданы американскому коллекционеру Стивену Кларку за 260 тысяч долларов.


Константин Коровин. Портрет Ивана Абрамовича Морозова, 1903. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Жена Ивана Абрамовича Морозова — Евдокия Сергеевна Морозова (Кладовщикова, сценический псевдоним — Лозина) (1885-1959), певица и актриса. Познакомились они в 1901 году в ресторане «Яр», где Лозина была хористкой, тайно обвенчались только в 1907 году. После венчания Морозов представил жену светскому обществу в доме Алексея Бахрушина.


Валентин Серов. Портрет Евдокии Морозовой (деталь), 1908. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Дочь Ивана Морозова — Евдокия (Дося) (1903-1974) с 25 января 1922 года была замужем за Сергеем Александровичем Коноваловым (1899-1982). В декабре 1922 году родила сына, названного в честь деда Иваном. Брак распался в конце 1937 года. Сергей Коновалов переехал в Англию, где возглавлял кафедру русского языка и литературы в Оксфордском университете. Известен как русский историк, литературовед, экономист, профессор Бирмингемского и Оксфордского университетов.
Внук Морозова — Иван Сергеевич (Жан) Коновалов (1922-2002), правнук Пётр Иванович (Пьер) Коновалов (род. 22.06.1953). По некоторым данным, на начало XXI века он является единственным законным наследником знаменитой коллекции Ивана Морозова. В конце 2000-х-начале 2010-х Пьер Коновалов стал всемирно известен борьбой за свои права на коллекцию своего прадеда. По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Ивана Абрамовича Морозова на 2012 год составляла 5 млрд. долларов США.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: