Картина "невеста ветра", оскар кокошка - JEKATERINBURG.RU

Картина «невеста ветра», оскар кокошка

Невеста ветра

Известие о гибели на русском фронте художника Оскара Кокошки появилось в венских утренних газетах в первые дни осени. Был понедельник, и Альма, все еще пребывавшая в неведении относительно смерти возлюбленного, собиралась, как обычно, позавтракать в кафе «Демель».

Она решила не читать газет до полудня, оставив другим сомнительное удовольствие изучать плохие новости, которых в войну и так хватает с избытком. Лишь бегло просмотрела десяток конвертов, но, не найдя среди имен отправителей того, кто ее интересовал, бросила их на рояль.

Надела соломенную шляпку и, ловким движением завязав под подбородком синие шелковые ленты, вышла из дома. Прохлада мраморного подъезда тут же сменилась страшной духотой: Вена плавилась от невиданной для начала осени жары. Дамы прятались под зонтиками, мужчины энергично обмахивались газетами. Но какой природный катаклизм мог остановить Альму, если она решила выйти в свет?

Сегодня утром у нее запланирована встреча со старинной подругой, журналисткой Бертой Цуккеркандль. Именно Берта почти пятнадцать лет назад познакомила ее, дочь оперной певицы и художника-пейзажиста, с первым мужем, композитором и директором Венской оперы Густавом Малером. Старше Альмы на девятнадцать лет, он был далеко не красавец — щуплый, невысокого роста, с несоразмерно большой головой. Но Малер сочинял музыку, которая пленяла публику даже по другую сторону океана, а власть над людьми Альма ценила превыше всего.

Впрочем, как и музыку, она ведь и сама сочиняла с детства — причем, по заверениям знакомых, вполне неплохие пьесы…

Альма влюбилась в славу Малера, а вскружить голову композитору оказалось несложно. Она в себе никогда не сомневалась! У Альмы были тонкие выразительные черты лица, глубокие синие глаза и густые каштановые волосы. После первой встречи с Густавом за ужином у Берты Альма записала в своем дневнике: «Была представлена Малеру… Должна заметить, он неутомим — носится по комнате как дикарь. Будто целиком состоит из кислорода. Возможно, в таком случае при приближении к нему можно сгореть».

Когда спустя полгода они поженились, Альма получила подтверждение своему предположению. Она действительно сгорала рядом с ним: от былой энергии, от планов на будущее и надежд остался лишь пепел. Еще накануне свадьбы Густав поставил невесте условие: в семье может быть только один композитор, и им, естественно, будет он. «Как ты себе это представляешь: мы оба сочиняем музыку? Ты — в одной комнате, а я — в другой? Это самое идиотское, глупое, нелепое, что только можно придумать. Поверь, моя музыка станет и твоей тоже», — писал ей Малер. Она приняла условие — возможно, потому, что ждала первого ребенка. Вскоре Альма погрузилась в воспитание уже двух маленьких дочерей — жизнь заполнили счета, квитанции, нянюшки и сам Малер. Густав, кстати, слова не нарушил. Он действительно разделил собственный успех с супругой: посвятил ей свое самое триумфальное произведение — Восьмую симфонию.

Конечно, Альме это льстило, но. ей казалось, что, забросив музыку, она лишилась чего-то очень важного. Ведь, сочиняя романсы, она будто заново переживала собственную жизнь: увлечение другом отца — художником Густавом Климтом, влюбленность в композитора Александра фон Цемлинского… Последний, кстати, долго не мог прийти в себя от неожиданного замужества любимой ученицы.

Через десять лет Густав Малер скончался от сердечной болезни. Его смерть стала утратой, но одновременно и освобождением. Фрау Малер теперь была уважаемой вдовой, свободной и независимой. Она чувствовала себя ответственной лишь перед младшей дочерью Анной. Старшая, Мария, умерла в младенчестве от дифтерии.

Смерть девочки тогда окончательно отдалила Альму от супруга. Незадолго до своей смерти Малер даже обратился к психиатру Зигмунду Фрейду по поводу отношений с женой. «Фрейд сказал, что ты не бросишь меня, так как видишь во мне отца», — сообщил ей Малер после сеанса. Предсказание доктора сбылось: Альма так и не оставила Малера, несмотря на то что отношения их давно уже нельзя было назвать супружескими. В итоге первым предпочел уйти Малер. Уйти туда, откуда не возвращаются…

Медленно ступая по брусчатке, Альма всматривалась в лица посетителей кафе «Демель», вальяжно расположившихся за столиками летней веранды.

— Альми, Альми! — услышала она высокий голос подруги.

Берта сидела за столиком, располагавшимся в тени дерева. Альма мило улыбнулась метрдотелю, который при виде постоянной гостьи засуетился и проводил ее к Берте. Возникший будто из ниоткуда официант помог фрау Малер сесть и застыл в ожидании заказа.

— Для кофе слишком жарко… Принесите мне лимонад и штрудель.

Альма захлопнула меню, положила его на край стола и пристально посмотрела на подругу. Но та почему-то старательно отводила взгляд и не спешила начать разговор, что было ей несвойственно.

— Берта, что случилось?— встревожилась Альма.

Безумный художник: история скандальной жизни Оскара Кокошки!

Оскар Кокошка заслуживает внимания минимум по двум причинам. Первая — 22 февраля у него день рождения. Вторая — во время оргии Кокошка отрубил голову своей кукле для секса.

Тем октябрьским вечером 1919 года в Венском оперном театре намечалась громкая премьера новой оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени». Фойе, расписанное художником Швиндом причудливыми красно-золотыми цветами, заполнилось зрителями еще за час до начала представления, но никто не спешил проходить в зал, предпочитая пообщаться со знакомыми и послушать свежие сплетни.

Говорят, Мария Ерица, солистка Венской оперы, прозванная Молнией за свою красоту и непростой характер, уже наставила рога барону Фредерику фон Подраги, за которого недавно вышла замуж. А бывшая любовница Юнга, фрау Шпильрейн-Шефтель, теперь ни на шаг не отходит от его учителя, доктора Фрейда. Дамы переговаривались, обмахиваясь веерами в восточном стиле, а мужчины почти не поднимали взгляд: им крайне импонировала послевоенная мода на женские платья не ниже лодыжек.

Но уже к первому антракту внимание всей без исключения публики было приковано к пятой ложе второго уровня. Тут и там раздавались отрывочные высказывания: «Кокошка?», «С женщиной?», «Она в точности как живая», «Позвольте, он кормит ее мороженым!», «Похожа на фрау Малер».

В ложе было всего двое: Оскар Кокошка и его загадочная спутница, от которой художник не отвлекался ни на минуту: то обмахивал ее ярко-красным веером, то оживленно что-то ей рассказывал. Между тем сидевшая в полумраке ложи спутница, одетая в шикарное платье синего бархата, оставалась безучастна к этим проявлениям внимания.

В ложу то и дело заглядывали приятели Кокошки, и каждому он представлял свою спутницу как «моя Альма». Лицо очередного приятеля вытягивалось, когда он, согнувшись в игривом поклоне, замечал, что пухлая рука женщины была тряпичной. Ошарашенный гость тут же переводил взгляд на лицо — такое же тряпичное, как и рука, с неморгающими глазами и ярко-красным ртом.

Кокошка выбрал идеальную спутницу, не мешавшую наслаждаться своеобразной музыкой Штрауса: он пришел с куклой.

Дикое дитя Вены

Оскар вступил в ряды человечества в провинциальном австрийском городе Пёхларн в первый день весны 1886 года. Отец Оскара Густав-Иосиф происходил из семьи пражских ювелиров, некогда гордых и богатых, а нынче просто гордых. Позже Кокошка так отзывался о своем отце: «От него я научился с достоинством переживать нищету, вместо того чтобы выполнять нелюбимую работу». Время от времени Густаву-Иосифу все же приходилось превозмогать себя и чинить часы и украшения обычных горожан. Ведь, надо сказать, помимо Оскара у него было еще трое сыновей, и все имели привычку питаться.

Кокошки перебрались в Вену: здесь и заказов побольше, и образование мальчикам можно дать получше. Из всех сыновей Густава-Иосифа маленький Оскар был самым любознательным и пытливым. Постепенно он осваивал ювелирное ремесло, работая подмастерьем у отца. Как-то само собой решилось, что Оскар пойдет учиться на химика: отрасль перспективная и, должно быть, прибыльная. Подросток послушно ходил на занятия в химическое училище, а в свободное от формул и склянок время почему-то рисовал.

Это были странные рисунки: небрежные штрихи, искаженные лица и — а вот это как раз объяснимо — обнаженные девичьи тела. Рисунки так и остались бы сублимацией юношеского либидо, если бы один из сердобольных преподавателей не посоветовал Кокошке отправить их на конкурс в Венскую школу прикладного искусства. Неожиданно для 19-летнего Оскара его любительские наброски заняли первое место, и горе-химик получил стипендию на обучение в школе. Перемена была настолько невероятной, что Оскар предпочел не сообщать о ней родителям и скрывал от них правду о своем «химическом» образовании еще пару лет.

Читайте также  Картина "даная", тициан вечеллио, 1553

Молодой чех оказался в цент­ре австрийского художественного мира, ему благоволили такие великие люди, как художник Густав Климт и архитектор Адольф Лоос. Кокошка со своими откровенными рисунками отлично вписывался в эпоху, предполагавшую поиск нового и разрушение стереотипов. В стремлении познать искусство Оскар расходовал не только грифель и масляные краски. Например, уже в 1907 году на сцене только открытого и уже чрезвычайного модного кабаре «Летучая мышь» была поставлена его первая пьеса «Пятнистое яйцо», сыгранная собственноручно сделанными Кокошкой маленькими куклами. А один наивный финансист как-то заказал Кокошке книгу для детей и юношества — со стихами и иллюстрациями. Видимо, понятия о юношестве у банкира и художника слегка разнились, поскольку вместо невинной книги с легким для восприятия сюжетом заказчик стал обладателем опуса «Мечтающая юность». Произведение было иллюстрировано откровенными картинками и содержало глубокомысленные стихи вроде:

Красная маленькая рыбка
Маленькая рыбка красна
Мой нож тоже красен
Красны мои пальцы
В чаше рыбка брюшком вверх проплыла

Следующая пьеса под интригующим названием «Убийца — надежда женщин» вызвала огромный общественный резонанс и с легкого пера одного венского газетчика принесла Кокошке прозвище «Дикое дитя Вены». В 1908 году на показательной выставке Венской школы ремесел император Франц-Иосиф удостоил работы Кокошки комментарием: «Что за уродство?» На следующий же день Оскара лишили стипендии и отчислили из школы. Но чех не собирался отказываться от творчества. Он боготворил искусство за возможность выразить себя, свои чувства, метания… Ну и, конечно, за возможность вдоволь рисовать обнаженных девушек-натурщиц, которые к тому же не отличались строгими моральными устоями.

Хотя даже благовоспитанные особы не могли устоять перед приятной внешностью Оскара и его напором. Оскар отличался страстным темпераментом и любил разыгрывать драму. Он мог всю ночь простоять под окнами понравившейся девушки, вымокнуть до нитки, заболеть, упасть перед ней на колени, целовать ее ноги… Правда, завоевав девушку, Кокошка быстро к ней охладевал, поэтому каждый месяц менял адрес ночных стоянок под окнами. Оскар считал, что еще не встретил ту самую, способную принести ему истинные страдания. Но он ждал с нетерпением. И вот теплым осенним вечером 1911 года…

Муза девяти творцов: скандальная вдова, пережившая почти всех своих гениальных спутников

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Альма Шиндлер родилась в Вене в 1879 г. в семье художника-пейзажиста. Когда ей было 17 лет, на нее обратил внимание сам Густав Климт, и если бы не бдительный контроль ее матери, дело бы зашло дальше тайных встреч и поцелуев. В 20 лет Альма влюбилась в композитора Александра Цемлинского, у которого брала уроки. Она сама занималась музыкой, писала песни и была неплохой пианисткой. Эти музыкально-романтические отношения продлились около двух лет и переросли бы в нечто более серьезное, чем любовная переписка, но родные запретили Альме продолжать встречи с Цемлинским.

Первым мужем Альмы стал знаменитый композитор Густав Малер. Он был старше ее на 20 лет и на тот момент занимал пост директора и главного дирижера Венской оперы. Малер настоял на том, чтобы молодая жена бросила писать музыку и занялась домашним хозяйством и воспитанием двух дочерей. Так какое-то время и продолжалось, но в 1907 г. умерла от дифтерии их дочь Мария, а у Густава обнаружили порок сердца. К тому же на его музыку ополчились газетные критики, и ему пришлось оставить директорскую должность и уехать из Вены.

Супруги поселились в Нью-Йорке, а в Европу ездили отдыхать. На одном из курортов Альма познакомилась с молодым архитектором Вальтером Гропиусом, у них начался роман, о котором Малер вскоре узнал. Композитор не устраивал жене скандалов – вместо этого он отправился на сеанс психоанализа к Фрейду, после чего кардинально изменил свое отношение к жене: стал уделять ей больше внимания, издал сборник ее песен, посвящал ей симфонии. И Альма осталась с ним до его смерти в 1911 г. На полях своей последней партитуры композитор написал: «Жить и умереть для тебя, моя Альма!».

После смерти мужа у Альмы был короткий роман с ученым-биологом Паулем Каммерером (позже он застрелился), однако куда более нашумевшими и скандальными стали отношения вдовы и художника-экспрессиониста Оскара Кокошки. Это был самый безумный и страстный роман в ее жизни. На второй день после знакомства художник прислал ей любовное письмо, затем предложил написать ее портрет, и на первом же сеансе набросился с поцелуями.

Оскар Кокошка писал ее портреты, забрасывал письмами (он написал их больше 400), изводил истериками и ревностью, чуть ли не каждый день уговаривал выйти за него замуж. Самой известной картиной художника, на которой он запечатлел свою музу, стала «Невеста ветра», написанная на холсте такого же размера, как кровать возлюбленной. Альма хотела завершить эти мучительные отношения – ее пугала одержимость художника. Но тут началась Первая мировая война, и Оскар ушел на нее добровольцем.

Когда после ранения и плена Кокошка вернулся с войны, Альма была уже замужем за Вальтером Гропиусом и ждала от него ребенка. От этой новости художник совсем потерял голову: он заказал в кукольной мастерской копию своей музы в полный рост, а затем наряжал тряпичную куклу и возил с собой к друзьям и в оперу, представляя всем своей женой Альмой.

Брак Альмы с архитектором Гропиусом распался из-за ее нового романа. На этот раз ее избранником стал писатель и поэт-экспрессионист Франц Верфель. На тот момент ей было около 40, ему – 27. Мужа-еврея жена не раз шокировала антисемитскими высказываниями, но когда началась Вторая мировая война, безропотно последовала за ним в эмиграцию.

Знакомая Верфеля однажды сказала со злобной иронией: «Кто женится на Альме Малер, должен умереть». В 1945 г. последний муж Альмы скончался от последствий сердечного приступа. Ему было 55 лет, Малер умер в 51 год, Гропиус выжил, по словам недоброжелателей, только потому, что вовремя развелся с этой «черной вдовой».

На склоне лет Альма опубликовала мемуары, поразив общественность антисемитскими высказываниями и шокирующими откровениями о своих знаменитых любовниках. Сложно сказать, любила ли на самом деле Альма кого-нибудь из них. Но один факт остается бесспорным: она обладала безошибочным чутьем на гениев и увлекалась скорее не мужчиной, а его талантом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оскар Кокошка — безумный художник. Скандальная история жизни

Вас привлекает творчество? Думаю, да.

И не важно, сам человек создает эти творения или любуется на созданные кем-то другим. Наш мир многообразен, в нем столько противоречий и, в то же время, интересен разными взглядами на одни и те же вещи.

Творческие способности обычно проявляются с ранних лет. Не многие в дальнейшем находят в этом смысл жизни. Не всем удается добиться признания, как это случилось со знаменитым венским художником.

Его творчество и сама жизнь до сих пор вызывает у нас интерес, как когда-то у его современников.

Детство и юность

1 марта 1886 года в небольшом Австрийском городке Пёхларн в семье потомственного пражского ювелира родился мальчик. Это был четвертый ребенок в семье, назвали его Оскар. Несмотря на то, что отец, Густав-Иосиф, был представителем потомственной династии чешских ювелиров, семья жила бедно, доходов от ремесла едва хватало на то, чтобы прокормиться.

Маленький Оскар, в отличие от своих братьев, был самым любознательным ребенком и почти все время проводил в мастерской у отца. Со временем он стал обучаться ювелирному делу и работать у него в подмастерьях. Здесь же у него появилась тяга к рисованию, ведь для создания любого изделия необходим набросок на бумаге. Но рисунки его были несколько необычны.

Как и всех детей, Оскара отдают в школу. Ученик он прилежный, своей тягой к знаниям радует родителей и по окончанию ее отец отправляет его учиться в училище на химика, видя в этом перспективное будущее для сына. Учась там он продолжает рисовать. Его рисунки были довольно-таки странными, некоторые из них вызывали отвращение.

Читайте также  Свидание, константин егорович маковский - описание картины

Становление как художника

Как-то преподаватель химии увидев его наброски, не скрывая сарказма, посоветовал отправить их на конкурс в Вену. Оскар решил воспользоваться его советом, скорее не ради обещанного приза, а из любопытства. И он отправляет свои работы в Венскую школу ремесел.

Конкурс закончился и через месяц Оскар был зачислен в академию, где ему даже была назначена стипендия. Это было неожиданно для него. Сей факт пришлось скрыть от родителей, потому что знал, вызовет гнев со стороны отца. Ведь занятия рисованием тот не считал чем-то серьезным. Но перед юным художником открывалась жизнь, которую он хотел для себя.

Буквально сразу Оскар почувствовал свободу. Наконец-то он мог выразить на полотне то, что давно распирало его изнутри.

Особенности творчества и настроения картин

Уже самыми первыми работами Оскар завоевал успех. Его произведения вызывали неподдельный интерес у публики Вены, которой приелось классическое искусство. И вот, молодой Кокошка уже замечен самим Густавом Климтом, широко известным австрийским художником-модернистом, а затем знаменитым архитектором Венской школы Адольфом Лоос. Это были авторитетные и влиятельные мастера того времени.

Но, случилось так, что одну из показательных выставок школы посетил сам австрийский император. Увидев работы Оскара эротического содержания, назвал их уродскими и буквально на следующий день Кокошка был отчислен.

Это его не слишком огорчило, ведь он уже завоевал славу среди публики. Молодой художник ворвался в ту эпоху со своими откровенными рисунками, разрушив все стереотипы того времени. Так еще никто не писал. Сердцеед Кокошка пользовался большим спросом у женской части населения. Писал портреты обнаженных тел с натуры, с периодичностью меняя предмет своего воздыхания.

Карьера росла, со временем его пригласили преподавать в ту самую школу, откуда отчислили несколько лет назад. В 1907 году он становится членом союза художников и дизайнеров, разрабатывает с коллегами современный по тем временам дизайн графических открыток. В 1919 году Кокошка становится профессором Дрезденской академии. У него появляется свой дом с огромной мастерской, где он продолжает создавать картины.

За время его творчества их было написано немало. Вот 5 самых известных картин Кокошка:

Эту картину он посвятил своей возлюбленной Альме Малер, с которой был роман. Долгое время Оскар уговаривал Альму стать его законной супругой. И она пообещала при условии, если он напишет настоящий шедевр. На создание ушло буквально два дня. Но, все же принять его предложение она в итоге отказалась, ее пугала одержимость художника. Первоначальное название этой картине он хотел дать “Тристан и Изольда”. Само же название “Невеста ветра” он услышит впоследствии от своего друга поэта. После написания почти сразу же продал ее, несмотря на то, что она была очень важна для него. Слишком много личного связывало с ней.

  • «Странствующий рыцарь»

Автопортрет. После того, как Кокошка пережил расставание с любимой женщиной, пройдя тяготы войны, вернувшись израненным и душевно, и физически он создает это полотно. На ней он изображает себя погибающим Тристаном, облаченным в рыцарские доспехи, сравнивая их с былой любовной страстью. Пожалуй, одна из самых глубоких картин написанная в тяжелое для художника время.

На ней он изобразил себя со своей Альмой. Эта женщина была для него смыслом всей его жизни, не только его музой, но и продолжением самого себя. Его вдохновением, энергией, внутренней силой и спокойствием души.

Написана Кокошкой в сатирическом стиле, на фоне военных событий, происходящих в то время в Европе и подписания Мюнхенского соглашения, которое привело к разделу страны. На ней просматриваются образы тех, кто расположился у кормушки. Само же яйцо, как символ жертвенника.

Я уже упоминала, что Оскар был по национальности чех, хоть и родился в Австрии. В 1934 году он переезжает на родину отца в Прагу. К тому времени он уже много где побывал, но красота города его настолько покоряет, что он пишет ни одно полотно, посвященное ему. Великолепие мостов, дворцов, церквей — все это ложится под кисть художника. Картина “Вид Праги” была написана в этом же году всего за три дня и выставлена почти сразу на экспозицию в зале “Манес”. Но, самое интересное, спустя 85 лет, здесь же состоялся аукцион, на котором картину продали за 78,5 млн. крон.

Безумная любовь художника

Кто не влюблялся до одури в юности? То же самое случилось и с 24-летним художником. Увидев впервые вдову Малер, которая была старше его на семь лет, он будто притянулся к ней магнитом и, казалось, никого уже вокруг не замечал. В своих чувствах к ней он был безумным и страстным и Альма ответила ему взаимностью, потому как ни с одним из своих мужей не испытывала подобное.

Они целыми днями проводили время вместе. То она позировала ему для картин, то предавались любви. Если же ее не оказывалось рядом Оскар не находил себе места. Он писал ей страстные письма, в которых признавался в своих чувствах, но иногда угрожал покончить собой. Ее это развлекало. Альме нравилось управлять чувствами юного дарования.

В конце-концов любовь художника переросла в дикую ревность. Иногда он долгими вечерами проводил время под ее окнами карауля и выслеживая соперников. Но, отчасти, это был плод его бурной фантазии, к тому времени психическое состояние Кокошки начало ухудшаться.

Со временем такие отношения стали пугать и тяготить Альму и она бросила художника, найдя ему замену. Отчаявшись, Оскар уходит добровольцем на войну. Возвращается оттуда после ранений и пережитого плена совершенно подавленным с явно выраженным психическим диагнозом.

Любовь к Альме Малер настолько засела в нем, что он делает на заказ куклу в полный рост с ее изображением. Возит с собой в театры, на выставки, одевает в дорогие шелка и представляет всем, как свою супругу Альму, чем пугает окружающих. В какой-то момент в припадке очередной ярости он отрубает голову кукле заявляя, что Альма умерла и ее власть над ним закончилась.

Потихоньку после всего этого он стал приходить в себя. Встретил свою будущую супругу Палковскую Ольду и прожил с ней в браке сорок счастливых лет. Она была его поддержкой и опорой, и в самые тяжелые времена зарабатывала продажей печенья. К пятидесяти годам Кокошка уже был на пике славы и уехал от всей суеты в тихое место на берег Женевского озера, где продолжал писать картины.

Оскар Кокошка, как драматург, режиссер и художник-сценограф

Наряду с живописью Кокошка открыл в себе еще и способности литератора. Несмотря на то, что его пьесы всегда подвергались жесточайшей критике, на всех представлениях были аншлаги. Декорациями к пьесам он занимался сам. Сам же изготавливал кукол к своим постановкам. Многие пьесы он пишет на основе событий своей жизни. Правда после премьеры его непристойной пьесы “Убийца-надежда женщин” разразился скандал и его изгнали.

Однажды ему даже поступил заказ на детскую книгу со стихами. Но, иллюстрации оказались пошло-откровенными, а текст самих стихов не соответствовал тому, что хотел бы видеть заказчик. Позже в Берлине его приглашали рисовать обложки для журнала.

Жизнь будучи эмигрантом. В 37-ом году после Мюнхенского соглашения его объявляют врагом немцев, он вынужден эмигрировать в Лондон, а затем на Юго-Запад Англии в Корнуолл, где пишет серию пейзажей с политическими аллегориями. Только в конце 40-х годов после окончания Второй Мировой его благосостояние улучшается. В начале 50-х они с супругой переезжают в Швейцарию. Там он напишет второй мифологический триптих. Все чаще начинает работать с литографией и конструировать гобелены.

Жизнь будучи европейцем. А до этого, в 20-х годах прошлого столетия, находясь в должности профессора Дрезденской академии, Кокошка много путешествует по Европе, Ближнему Востоку, Северной Африке. Рисует в основном пейзажи. Ездит частенько в Париж, рисовать портреты танцовщиц.

В 1934 году Кокошка переезжает в Прагу, где и встречает Олду, ставшую впоследствии его супругой. Там он пишет портрет президента Чехословакии Масарика, с которым завязывается дружба. И в 1935 году Оскар получает чешское гражданство.

Читайте также  Картина «женщина с попугаем», гюстав курбе — описание

Библиография

За свою жизнь Кокошка написал огромное количество картин. Вот самые знаменитые из них:

“Любовники” — дата создания: 1913 год; графика; находится в Вене в музее Леопольда;

“Невеста ветра”- дата создания:1914 год; холст, масло; 181 х 220 см; находится в Базеле в Художественном музее;

“Странствующий рыцарь” — дата создания: 1915 год; масло, холст; 180 х 89,5 см; находится в Нью-Йорке в музее Соломона Гуггенхайма;

“Вид Праги” — дата создания: 1934 год; в настоящее время находится в частной коллекции, продана с аукциона в 2019 году;

“Красное яйцо”- дата создания:1940-1941 год; холст, масло; 63 х 76 см; находится в Пражской национальной галерее.

Премия Оскара Кокошки

Премия Оскара — одна из величайших наград в области современного искусства. Вручается она раз в два года в день рождения великого художника 1 марта начиная с 1980 года и является государственной премией Австрийского федерального правительства. Выплата в денежном эквиваленте составляет 20 тысяч евро. Не многие удостаиваются ее получить.

Заключение

Умер великий художник 22 февраля 1980 года, не дожив до своего 94-летия несколько дней. Всю свою жизнью он посвятил новому экспрессионистскому движению, стоял у его истоков. Своей живописью и графикой выработал необычный самобытный стиль, при этом отвергнув классику. Наряду с этим он внес свою лепту в словесное искусство. Писал автобиографические рассказы и эссе.

Как знать, сложилась бы его жизнь именно так или по-другому, если бы он не отправил по совету педагога свои рисунки на конкурс в Венскую академию. Возможно мир был не узнал великого художника-самоучку, который заставил смотреть на искусство по-иному.

Оскар Кокошка — художник-скандал, безумный гений XX века

Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka; родился 1 марта 1886 г. — умер 22 февраля 1980 г.) — выдающийся, талантливый, невероятно смелый и провокационный в своих творческих выражениях австрийский еврей чешского происхождения, работающий в XX веке. Оскар Кокошка не боялся экспериментировать со стилями и жанрами — то писал портреты, то увлекался пейзажной живописью, выводя улицы европейских городов крупными пастообразными мазками, или обращался к экспрессивной политической сатире. За долгие годы жизни мастера его картины то запрещали, называя художника бездарем, а само его творчество — дегенеративным, то вновь начинали ценить, отдавая под выставки автора лучшие залы европейских галерей. Кокошка был отличным писателем, ставил театральные пьесы, неизменно шокировавшие публику. Сегодня именем автора названа самая престижная премия в области современной живописи.

Биография Оскара Кокошки

Оскар Кокошка родился 1 марта 1886 года в австрийском городе Пёхларн. О его детстве известно немного — Кокошка происходил из известной династии ювелиров, в школе учился прилежно, но без особого рвения, интересуясь лишь классической литературой и рисуя в свободное время. Послушавшись отца, поступил в технический техникум, но, к счастью для мирового искусства, доучиться ему там не удалось.

Первые рисунки Оскара не впечатляли публику. Это были наброски лиц, искаженных болью и страданием, и виды из окна. Однажды учитель химии в насмешку сказал мальчику: «Подобное уродство будет популярно в Вене. Мир сходит с ума, пошли уже это на конкурс таких же ненормальных».

И Оскар послал. А после, заняв первое место и получив стипендию, отправился учиться в Венскую школу искусств и ремесел, где провел с 1903 по 1909 год. Здесь им заинтересовался сам Густав Климт (Gustav Klimt). Дела Оскара шли хорошо, он принимал участие в выставках, и в 1907 на венской сцене даже была поставлена его пьеса «Убийца, надежда женщин». Жестокая и неприличная постановка вызвала скандал, из-за которого художника исключили из Художественных мастерских, лишив возможности зарабатывать.

Но Оскар не расстроился, а отправился… пить пиво. Где, поспорив что выпьет больше других, внезапно нашел себе нового покровителя, буквально навязавшегося в друзья. Им стал известный архитектор Адольф Лоос (Adolf Loos).

В этот период, до Первой мировой войны, Оскар Кокошка много путешествовал по миру, бывал в Азии и Африке. Рисовал в основном портреты и евангельские сюжеты, переосмысливая события на современную тему и тем самым делая их значительно близкими для публики.

В 1911-ом он встретил «роковую женщину», Альму Малер-Верфель (Alma Maria Mahler-Werfel), вдову композитора Густава Малера (Gustav Mahler) и влюбился. Роман был бурным, развивался стремительно, пара устраивала громкие скандалы на публике и так же громко сходилась снова. Оскар буквально помешался на Альме, она должна была находиться с ним все время, говорить только с ним. Он писал только ее, дышал ею, неоднократно делал предложение руки и сердца. Альма же за безумного любовника замуж не торопилась и, забеременев, без колебаний сделала аборт.

Отношения закончились во время Первой мировой войны. Оскар отправился на фронт, где был ранен выстрелом в голову и пленен, а после — признан военными врачами неуравновешенным человеком, которому нельзя давать оружие. Когда он лежал в госпитале, раненый, потерявший память, умирающий, Альма отказалась от встречи с бывшим возлюбленным. Они больше никогда не увиделись. После войны мастер заказал тряпичную куклу в память о любимой, наряжал ее в красивые платья и водил в оперу.

Картины послевоенного периода наполнены грустью и болью пережитого. Петляющие мазки, незавершенные линии, мрачные, будто затягивающие вглубь пейзажи. В это время мастер был популярен, но с приходом нацистов к власти его творчество признали «дегенеративным» и запретили.

В 1936 году Оскар Кокошка встретил свою вторую и последнюю любовь, юную Олду Палковску (Olda Palkovska). Они прожили вместе всю жизнь, тихо, мирно, без скандалов на публику, и именно поэтому имя Олда часто забывают упомянуть в биографиях художника.

Перед войной, обоснованно опасаясь преследований, пара переехала в Лондон. Здесь семья пережила всю Вторую мировую войну, Оскар написал множество картин, а после вернуться в Австрию уже не смог. На родине все казалось ему гнетущим, напоминало о войне и Альме.

В 1953 году Кокошки перебрались в Швейцарию, где и прожили до конца своих дней. Оскар снова много путешествовал и много писал, занимался преподавательской работой — вел курс в Зальцбургской академии художеств. Умер мастер 22 февраля 1980 года. Жена основала фонд его памяти и всю оставшуюся жизнь тщательно собирала дневники, рукописи и зарисовки великого гения.

Самые известные картины Оскара Кокошки

Картины Оскара Кокошки также многогранны, необычны и немного безумны, как и сам художник, их можно рассматривать бесконечно, каждый раз открывая для себя новый смысл:

  • «Доломиты. Пейзаж» (1913) — пейзаж, написанный во время путешествий с Альмой. Глубокие зеленые тона, темные контуры и будто бы мерцающая луна, поднимающаяся над горами.
  • «Невеста ветра» (1914) — шедевр мастера, на котором изображен он сам и его возлюбленная, Альма. Произведение напоминает о произошедшей незадолго до его написания трагедии «Титаника» — пара будто плывет по волнам, их союз вечен, неразрывен, и ничто не может им помешать.
  • «Странствующий рыцарь. Автопортрет» (1915) — свой портрет художник написал в очень непростой период жизни. Когда ушла любимая, когда была пережита война, когда врачи сказали: «психически нестабилен». Сколько боли в этой картине.
  • «Карлов мост в Праге» (1936) — панорамный пейзаж старого города, одна из многочисленных картин, изображающих чешскую столицу.
  • «Красное яйцо» (1941) — образец острой политической сатиры, реакция на Мюнхенское соглашение, ставшее причиной распада Чехословакии. На этом холсте — Гитлер и Муссолини, а разбившееся яйцо символизирует принесенную жертву.

Оскар Кокошка прожил долгих 94 года, создал сотни великолепных произведений и множество шедевров. Сегодня их можно найти на аукционах. Переходите по соответствующей ссылке на сайте Very Important Lot или загляните на другие страницы, чтобы недорого купить картины известных художников, работы молодых мастеров и предметы антиквариата.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: