Картина музыка, анри матисс - JEKATERINBURG.RU

Картина музыка, анри матисс

Анри Матисс. Танец и Музыка

Картины Анри Матисса я видела только в художественных альбомах и в Интернете, видимо, поэтому к творчеству художника относилась равнодушно. Ну, рисует человек, как большой ребёнок, ну и пусть себе рисует. Возможно, и дальше творчество Матисса меня не привлекало бы, если не Его величество Случай.

В зал импрессионистов (№440) в галерее Главного штаба (филиал Эрмитажа) я поднималась по лестнице. У входа на этаж ко мне шагнула дежурившая там музейная служащая. Она улыбнулась и спросила: «Вы к Матиссу?» Я целенаправленно шла к Ван Гогу, но почему-то согласно кивнула: «Да, к Матиссу». Женщина засияла от радости и проводила меня до стеклянной двери, протянула руку в зал и прошептала: «Идите, он там!»

Я вошла в длинный узкий зал, вдалеке виднелась пара других посетителей. Справа от входа полстены занимали самые значительные картины Анри Матисса — «Танец» и «Музыка».
В «Танце», взявшись за руки, извивались обнажённые красные фигуры, в «Музыке» такие же обнажённые, но неподвижные фигуры были погружены в звуки.

Напротив картин стояли банкетки, я села на одну из них и стала смотреть на полотна. Именно смотреть, а не рассматривать. Я просто переводила взгляд с одного полотна на другое, отмечая лишь поверхностные сходства и различия. Потом заметила, что из-за двери на меня смотрит та самая приветливая служащая. Я взглянула в её сторону, и она, сложив на груди руки, опять радостно заулыбалась, явно видя во мне такую же поклонницу Матисса, как и она сама.

Я подумала: «Почему у этой женщины такие сильные эмоции к художнику? Что есть в этих картинах, что вызывает её бурное восхищение?» Решила поднапрячься и понять.

Так как я сидела ближе к «Танцу», то именно его начала пристально рассматривать. Я знаю, что иногда для появления интереса (переходящего в любовь) надо сделать усилие и вчитаться в книгу, вслушаться в музыку, всмотреться в картину .

Я всматривалась в «Танец», и мысль моя усиленно работала. Огромное полотно (два с половиной на почти 4 метра), три краски (синяя, зелёная и красная), пять женских фигур. Танцуют, кружатся, извиваются, падают и воспаряют .

И чем дольше я смотрела, тем сильнее полотно оказывало на меня действие — оно завораживало и притягивало. Настолько, что хотелось на него смотреть, смотреть и смотреть досыта!

И вдруг . в груди и в голове стало светло и легко — изображение словно ожило. Оно вышло за пределы рамы, овладело пространством вокруг меня и вызвало желание включиться в общий танец, который и не танец вовсе, а движение вечности.

Фигуры неспроста женские, ибо именно женщины — символ возрождающейся жизни в её нескончаемом хороводе. Картина — не просто разрисованная плоская поверхность, она – выражение мироздания с его постоянством, надёжностью и верой в несокрушимость жизненного процесса.

Анри Матисс сознательно добивался такого настроения: «Все, что я хотел, это уравновешенного, чистого искусства, которое не беспокоит и не тревожит людей. Я хочу, чтобы каждый уставший, надорванный, изнуренный человек вкусил перед моей живописью покой и отдых».

Русский коллекционер Сергей Иванович Щукин познакомился с Матиссом в 1906 году и купил у него несколько произведений. Ученик Матисса Ганс Пуррман писал в письме к немецкому коллекционеру Карлу Эрнсту Остхаузу: «Некий господин из Москвы, у которого, говорят, большое собрание, скупил все, что только можно было, из вещей Матисса в Париже. Матисс получил от него крупные заказы».

К 1908 году в коллекции Щукина уже было 37 работ Анри Матисса, но весной того же года Щукин заказал художнику новую работу для украшения парадной лестницы в своем московском особняке (Знаменский переулок).

Матисс представил дом московского заказчика четырёхэтажным. В интервью газете «Нувель» он рассказал: «Я создал панно для интерьера дома в четыре этажа. Представляю себе гостя, входящего с улицы и поднимающегося по лестнице. Взгляду посетителя открывается второй этаж. Здесь мне хотелось создать ощущение легкости, поэтому первое панно посвящено ТАНЦУ. Это хоровод на вершине холма. Третий этаж – приемные покои. В тишине дома уже ощущается его атмосфера. Здесь я вижу сюжет на тему МУЗЫКИ, изображающий увлеченных мелодией персонажей. На четвертом этаже я задумал сцену отдыха с людьми, расположившимися на траве».

Но особняк Щукина был двухэтажным, и панно «Танец» планировалось на один этаж. Уже после договоренности о «Танце» Щукин пишет Матиссу, что ему «нужно было бы ещё одно панно — сюжетом для него должна была бы быть музыка».

Художник предлагает панно Composition II» с изображением сцены отдыха, но Щукин всё таки предпочёл «Музыку»: «За «Танец» я плачу пятнадцать тысяч рублей, а за «Музыку» — двенадцать».

Матисс обрадовался и заказу и заказанной теме, так как очень любил танцы и музыку. Он рассказывал: «Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив».

Щукин одобрил сделанные к «Танцу» эскизы, а работа над «Музыкой» была долгой. Художник работал без предварительных эскизов, ища оптимальное решение темы прямо на холсте. Решение было найдено, и полотно «Музыка» стало исполнением заданной темы и образным дополнением темы танца.

Панно «Музыка» создано сочетанием тех же трёх красок — синей (небо), зеленой (земля под ногами) и красной (цвет восходящего солнца). Пять фигур (играющих и поющих мальчиков) соответствуют пяти танцующим.

Жизнь, она не только бесконечное движение («Танец»), но и звуки, наполняющие земное пространство («Музыка»). При рассматривании «Музыки» явственно слышится музыка, она — символ текучести и наполненности человеческой жизни, существующей вне времени и пространства. И в то же время «Музыка» ошеломляет своей вакуумной тишиной, несмотря на то, что рты у певцов исторгают голос, а инструменты изливают звуки.

В 1910 году оба полотна были готовы. Перед отправкой в Россию они были выставлены в Осеннем салоне, проходившем с 1 октября по 8 ноября 1910 года в Гран-Пале.
Картины в три цвета и с плоскостными изображениями обнажённых фигур ввергли публику в шок. Оглушённая необычностью изображения, публика не захотела ощутить глубинный смысл произведений и увидела лишь откровенную чувственность. На художника обрушилось общественное негодование, но художник в первые дни работы Салона уехал в Мюнхен на выставку исламского искусства, а после уехал на родину в Пикардию на похороны отца. Вся резкая критика досталась заказчику картин Щукину, который ежедневно посещал экспозицию. Его назвали собирателем хлама, декадентом и сумасшедшим.

Сергей Иванович испугался осуждения и отказался от картин. Прибыв домой и посмотрев на пустые стены парадной лестницы, он изменил своё решение. Отбил Матиссу срочную телеграмму о том, что передумал и забирает картины. Вдогонку послал письмо, в котором подтвердил своё решение: «Сударь, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».

Правда, прибыв в Париж, Щукин попросил художника закрасить на фигурах танцующих срамные места, абы их обнажённость не будоражила московскую публику: «Месье Матисс, ваши панно мне очень нравятся, но есть одна вещь, которая меня беспокоит. Видите ли, Москва – это Азия. И люди там не любят ню».

Также Щукин пояснил: «Я удочерил двух девочек-сестер. Боюсь, что люди скажут, что с моей стороны очень скверно позволять им видеть подобную живопись. Она мне действительно не совсем подходит. Картины великоваты для моего помещения.
Я бы просто попросил вас сделать то же самое шириной в один метр вместо трех. Панно это я поместил бы у себя в спальне, куда никто кроме меня не войдет».

Художник был не согласен: «Не может быть и речи, чтобы так поступить. Я над этим столько бился. Я не могу сделать реплику в один метр. Тогда исчезнет ритм. И все покажется безжизненным».

И удивлялся: «Владелец «Музыки» распорядился положить немного красной краски на фигуру второго персонажа, мальчика-флейтиста, который сидит, скрестив ноги. Он велел сделать это, чтобы скрыть признаки пола, которые обозначены в высшей степени скромно и только для того, чтобы завершить торс. Странные люди…».

Думаю, что Сергей Иванович Щукин всё же понимал, что, идя на поводу общественного мнения и заботясь о нравственности дочерей (крестьянских сирот Ани и Вари), его просьбы приведут к искажению смысла произведений. Ведь картины — это не просто танцующие (Танец) и играющие (Музыка), а само Движение, Действие, Звуки,. А обнажённость фигур — необходимый элемент естественности, как естественны мироздание, природа и её творение — человек.

Матисс уступил просьбе заказчика и закрасил кое-какие места в «Музыке», но закрасил акварелью – легко смываемой краской.

Обе картины были доставлены из Парижа в Москву в начале декабря 1910 года. Сергей Иванович повесил их не так, как мечтал художник (по одной на каждом этаже), а углом друг к другу.
Думаю, это правильное размещение, ведь картины, размещённые рядом, дополняют друг друга и усиливают своё художественное и смысловое значение.

Кстати, заказ Щукина был для Матисса первым крупным заказом, который поправил его материальное положение и позволил проститься с нехваткой денег.

Читайте также  Картина "едоки картофеля", винсент ван гог, 1885 - описание

К двум панно «напрашивалось» третье, которое художник называл «Купание» (или «Медитация»), но после скандала с первыми панно Щукин решил повременить с созданием третьего. Так что третье панно осталось только в эскизах и набросках.

Французский критик Луи Восель, увидев на выставке «Танец» и «Музыку», назвал живопись Анри Матисса (нарочитый примитивизм, экспрессия, яркость колорита, смелость контуров) дикой (от фр. «fauve» дикий), и стиль Анри Матисса и его последователей стал называться «фовизмом».

После революции коллекция французской живописи конца XIX — начала XX века С.И. Щукина была национализирована и поделена между ГМИИ им. Пушкина (Москва) и Эрмитажем (Спб.). Панно «Танец» и «Музыка» вместе с работами других импрессионистов попали в петербургский Эрмитаж (Главный штаб часть коллекции Эрмитажа), где я их и увидела.

Иллюстрация: Картины «Танец» и Музыка» Анри Матисса. Эрмитаж, Главный Штаб. Зал № 440. Фото Автора текста.

«Танец» и «Музыка» А. Матисса

Московский коллекционер С.И.Щукин после знакомства в Париже с начальной версией «Танца» предложил художнику исполнить новый заказ: ему хотелось украсить свой особняк (который находился на Знаменском переулке) декоративными панно, на которых аллегорически были бы изображены процессы танца и музыки.

Весь ансамбль (по задумке художника он состоял из трех работ) и каждое панно в отдельности должны были бы развивать мотив «Радости жизни». Щукинский особняк имеет лишь два этажа, и московский коллекционер, заказав «Танец», о котором уже имел представление, оказался перед проблемой выбора второго панно. Остановившись на теме музыки, он подтверждает свой заказ в письме, отправленном из Москвы 31 марта 1909 года: «Я нахожу в вашем панно «Танец» столько благородства, что решил не считаться с нашим буржуазным мнением и поместить на моей лестнице сюжет с обнаженными. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом для которого очень хорошо подойдет музыка». По всей вероятности, ещё в Париже, при встрече с Щукиным в марте, Матисс подарил ему акварельный эскиз «Танца», названный художником «Композиция №1» (ГМИИ). Он явно сделан по первой версии «Танца» и вслед за ней.

Композиция №1. ГМИИ. 1909

До Матисса многие художники не раз обращались к теме хоровода. Её можно найти у Кранаха в картине «Золотой век» и у других мастеров XVI столетия. В качестве одного из возможных источников, с которыми Матисс мог быть знаком, Дж. Нефф указывает на картон Гойи для шпалеры «Жмурки» (1791). Танец-хоровод оказался довольно избитым мотивом у непосредственных предшественников Матисса — символистов (среди них в первую очередь стоит назвать Анри Мартена с его картиной «Serenite», перешедшей в Люксембургский музей и показывавшейся на Всемирной выставке 1900 в Париже [ныне – в музее Орсе, Париж], а также других живописцев Салона Розы и Креста), художников стиля модерн и все тех, кто стоял между ними.

Кранах Л. Ст. «Золотой век»
Национальная галерея, Осло. 1530

Гойя Ф. «Жмурки»
Музей Прадa, Мадрид. 1789

В общей сложности к «Танцу» и «Музыке» Анри Матисс шел пять лет. Композицию «Танца» художник позаимствовал у своей ранней работы «Радость жизни» (1905-1906, Фонд Барнса, Мерион, США), на дальнем плане которой можно обнаружить группу танцующих. В свою очередь в «Радости жизни» отразилась, по-видимому, впечатления Матисса от большой картины А.Дерена «Композиция (Золотой век)» с танцующими обнаженными женщинами в центре. Эта картина датируется разными исследователями от 1903 до 1905 годом, но она, во всяком случае, предшествовала «Радости жизни». В 1907 году Матисс выполнил деревянный рельеф «Танец» (музей Матисса, Ницца) с тремя экстатически пляшущими нимфами.

«ТАНЕЦ» Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Холст, масло. 260х391 см. 1910

Первая версия «Танца» была создана художником в марте 1909 года (сейчас она находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке). Её размеры близки к эрмитажным, но работа выполнена в более светлой тональности. При совпадении основных элементов композиции, движения персонажей в нью-йоркском панно менее энергичны, контуры фигур менее отчетливы, несколько иную форму имеет холм.

Первая версия. 1909

Работа над произведением велась очень быстро. То, что работа над щукинским «Танцем» шла стремительно и сразу на холсте, находит косвенное подтверждение в том, что сохранился лишь один подготовительный этюд к нему (ранее- собр. Жана Матисса). В этом рисунке художник наметил ключ перемен по сравнению с первым вариантом. Позы фигур верхнего ряда (двух женщин посередине и той, что справа) стали гораздо динамичнее, причем главное значение имело изменение позы женщины вверху слева: движение ее делается столь неистовым и экзотическим, что под её ногой прогибается земля.

Помимо эскиза из ГМИИ существуют три графических версии «Танца». Две из них находятся в гренобльском Музее живописи и скульптуры: одна исполнена углем, вторая – акварелью. Еще один лист (тушь, перо) хранится в частном собрании. Акварельный и перовой «Танцы» созданы уже по окончании щукинского панно (акварельный – для М.Самба). версия в угольной технике, которую теперь иногда относят, как и две других, к более позднему времени, представляет эскиз первого, то есть нью-йоркского панно.

Наивно было бы объяснить «Танец», как это иногда делалось, впечатлениями художника от фарандолы в Мулен де ла Галлет или от сарданы в Коллиуре: Матиссу такие танцы нравились, и они могли создавать нужный для работы тонус, но, вероятно, тем их значение и ограничивалось. Уже сокращая общее количество фигур в хороводе с 6 (столько их было в «Радости жизни») до 5, Матисс придавал сцене символическое звучание, закономерно повторив потом такое же количество фигур в «Музыке» (о которой речь пойдет позднее). Точно так же как в некоторых произведениях, предшествовавших «щукинскому» ансамблю, художник переносит действие в первобытную эпоху, создавая определенную образную структуру, которая зиждется на перво-символах.

Сюжет картины незамысловат – пять танцоров держатся за руки, образуя овальную фигуру. За счет особого расположения фигур, зритель чувствует направления танца – по часовой стрелке. Движения танцоров на вершине холма кажутся энергичными.

Между крайней слева фигурой и танцующей справа от нее есть разрыв: женщина на первом плане пытается снова замкнуть круг, взяться за протянутую руку, а партнер, вытягивая руку, поворачивается и замедляет движение, вовлекая её на задний план. Контакт не совсем достигнут, и зрителю остается только самому мысленно закрыть разрыв. Что касается внушительного вида фигур, он может быть в большей степени объяснен формальными средствами: их монументальность и величие происходят от упрощения художественной стратегии – несколько больших однородных участков цвета, стремление к чистому линейному рисунку, выразительный контур.

В картине воплотилась «религия счастья». По мнению Матисса, фарандола – популярный в Провансе танец-хоровод – выражает самую сущность ритма и радости жизни.

При всей очевидной декоративности, значение «Танца» и всего ансамбля не сводится к решению чисто декоративных задач. Дионисийский хоровод жизни матиссовского панно нашел закономерное воплощение в станковом произведении. Сам художник позднее в письме А.Г.Ромму подчеркивал, что его панно «ещё отвечали требованиям, предъявляемым к картине, то есть к работе, которая может быть помещена где угодно».

Для Матисса работы для особняка стали кульминацией темы танца, впоследствии он не скоро к ней вернулся. Это произошло лишь в 1932 -1933 годах, когда исполнил знаменитый «Танец» для Барнса (Мерион, США; первый вариант- в Парижском городском музее современного искусства) – декоративную и более монументальную композицию. Однако Матисс не забыл и о композиционной заявке щукинского «Танца», которую он снова использовал в одной из иллюстраций к «Любовным стихам» П. Ронсара (1948).

«Парижский танец»
Музей современного искусства, Париж. 1931-1933

Одна из иллюстраций к «Любовным стихам»
П.Ронсара (1948)

В 1938 Матисс выполнил гуашью реплику эрмитажного «Танца» (собр. Дэвис,Нью-Йорк) для литографского воспроизведения в альманахе «Verve» (1938).

Реплика Эрмитажного «Танца» , 1938
собр. Дэвис, Нью-Йорк. Для литографского воспроизведения в альманахе «Verve»

«МУЗЫКА»
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Холст, масло. 260х389 см. 1910

Матисс, первоначально хотевший создать ансамбль из трех панно, вероятно, колебался, какую из двух тем выбрать помимо «Танца», когда он получил предложение Щукина, которому нужны были только два холста. Можно предположить, что художник склонялся вначале к «Сцене отдыха». Во всяком случае, явно тогда же, когда он исполнил для С.И.Щукина эскиз «Танца», названный им «Композиция», он сделал другой на листе почти такого же формата и назвал его «Композиция № 2» (ГМИИ), где показал купающихся и отдыхающих женщин. Однако Щукин настаивал на теме музыки и в письме от 31 марта 1909 просил прислать эскиз «Музыки», которого так и не получил. В другом письме, уже по завершении ансамбля, С.И.Щукин писал: «В доме моем много музицируют. Панно «Музыка» должно отвечать характеру дома»


Композиция №2
ГМИИ

В «Музыке» вычленяются те же элементы: пять красных тел, зеленый холм и голубое небо. Мужские фигуры в «Музыке» не связаны единым движением, таким, как мотив овала в «Танце», напротив, они изолированы и расположены в ряд, как музыкальные ноты. Вместо поворота в три четверти, они теперь развернуты фронтально, и поэтому не только подчёркнуто отделены друг от друга, но также полностью приковывают внимание зрителя.

Поскольку «Музыка» следовала за «Танцем», она сделалась его противовесом: она столь же статична, сколь динамичен «Танец». По словам М.Самба, художник сожалел позднее, что «Танец» не столь благородно спокоен, как ему хотелось бы.

Читайте также  Описание картины брюллова - всадница

От эскиза 1907 года в «Музыке» осталась лишь одна фигура – это фигура скрипача в левой части полотна, но здесь еще присутствовало движение, хотя и уже была статичная фигура слушающего. Так же было и в «прародительнице» щукинского ансамбля – в «Радости жизни». Работа над панно, его переработка, как это видно по фотографиям двух первых состояний «Музыки», велась таким образом, чтобы исключить всякое движение и абсолютно изолировать друг от друга фигуры. В окончательном варианте, этом мире чудесной оцепенелости, каждая из них представляет полное погружение в музыку.

«Музыка» 1907
Музей Современного искусства, Нью-Йорк

Каждая из фигур (в особенности персонажи справа) подверглись кардинальной переписке. В разных местах фона заметны их первоначальные контуры, а точнее – контуры второго состояния картины. В окончательном состоянии все персонажи показаны фронтально, а их индивидуальные черты сглажены. Полная женщина в правой верхней части композиции исчезла, уступив место юноше-певцу. Были устранены отдельные детали: цветы, растущие на склоне холма, собака в ногах скрипача. Можно предположить, что введение в картину собаки символизировало власть музыки над природой, будучи отзвуком традиционного мотива.

Панно «Музыка» значилась Матиссом как полярная, противоположная «Танцу». Поэтому Матисс изгнал из неё, ставшей последовательным воплощением мужского начала, женщину – женское уже торжествовало в «Танце». Неоднократно указывалось, что вся композиция панно напоминает музыкальную фразу в нотной записи, в которой скрипач слева как бы играет роль ключа в нотоносце.

Картина создавалась Матиссом в Исси-ле-Мулино (ныне департамент Верхняя Сена) весной или летом 1910, как показывает фотография, опубликованная Дж.-Х. Неффом. Он же правильно указывает в качестве важного источника, использованного Матиссом в работе над «Музыкой», картину П.Гогена «Arearea» (1892, Музей Орсэ, Париж). Она была выставлена в Осеннем салоне 1906. Мотив собаки, позднее отвергнутый, а также двух фигур по центру, вероятно, пришел оттуда.

Гоген П. «Arearea»
музей Орсэ, Париж. 1892

В Осеннем салоне 1910 оба панно подверглись нападкам критики, и даже Щукин – когда в начале декабря, сразу после закрытия Салона, картины прибыли в Москву – даже заколебался, полагая, что Третьяковская галерея, куда он намеревался завещать свою коллекцию, не согласится принять это панно.

Искусствовед Манеева Анна

этоинтересно, интересныефакты, Манеева Анна, париж, Гоген, матисс, Гойя, Эрмитаж, Щукин, Кранах, ТАНЕЦ, ГМИИ, Парижский танец, МУЗЫКА, Музей Современного искусства, Нью-Йорк, Орсэ.

Описание картины Анри Матисса «Музыка»

Матисс Анри Эмиль Бенуа – известный художник, график, скульптор родом из Франции. Мастер отличался довольно нестандартным стилем – его любимым приемом была передача ощущений при помощи насыщенных цветов и плоского рисунка. Все работы художника очень глубоки по цветовой гамме, его работы то и дело вызывали настоящий фурор на выставках. Любопытно, что интерес к живописному искусству пробудился у него достаточно поздно – в 20 лет. И этот порыв, который охватил художника, так и остался с ним до конца дней.

Знаменитые панно Матисса «Танец» и «Музыка» на выставке Осеннего салона в Париже (1910-й год) стали скандальной сенсацией из-за того, что на картинах довольно реалистично изображены обнаженные люди. «Музыка» художника Анри Матисса написана маслом на холсте. Нынче работа хранится в Эрмитаже.

На полотне изображены пять человек неопределенного возраста, а вся работа напоминает собой рисунок ребенка. Один из персонажей картины играет на скрипке, второй, сидя рядом, – на флейте, трое других находятся сбоку от них. Небеса на полотне насыщенно-синего, трава – ярко-зеленого, люди – красного цвета. Решение привычно для художника: благодаря контрасту больших по своим размерам областей чистого цвета зарождаются новые «ноты», которые заменяют цветовую гамму. Тона становятся непосредственным сюжетом всей картины.

Достичь гармонии цвета — ключевое задание, которое замечательно выполнено в «Музыке» Анри Матисса: ни одно описание картины не способно передать всю полноту подобранной цветовой гаммы. Сочный пунцовый оттенок отлично сбалансирован тут синим и зеленым. Фигуры очерчивает темный контур, который заполняет краска. Вначале мастер выполнил силуэты мужчин с гениталиями, однако в конце работы скрыл их, видимо, согласно пожеланию заказчика.

Скрипач в «Музыке» Анри Матисса напоминает собой памятник. Его поза очень точна в своих деталях — достичь цели живописцу было не очень сложно, ведь он также играл на этом музыкальном инструменте.

Данная картина (как и ее пара – «Танец») была заказана художнику коллекционером из России С.И. Щукиным в 1909 г. Тот просил художника показать в виде аллегории танец и музыку. Мастер ставит перед собой цель – свести данные образы к простым формам. Однако как раз в своей динамике эти парные картины и отличаются. Персонажи «Танца» словно пытаются вырваться за рамки картины, а в «Музыке» художника Анри Матисса все, наоборот, выглядят на редкость статичными. Композиция исполнена покоя, превосходно сбалансирована.

На месте мужчин здесь изображены словно их «эмблемы», которые превращают фигуры в своего рода близнецов. Это создает целостность полотна, не делящегося на отдельные сюжеты. Три человека с правой стороны сидят, согнув колени, и это делает их несколько подобными знакам в нотном ряду. Если рассматривать картину с этой точки зрения, силуэт музыканта со скрипкой выступает здесь в качестве нотного ключа. Это только гипотеза – автор данную картину расшифровать не пожелал.

Описание картины Анри Матисса «Музыка» на английском языке

Schukin – a famous collector in the last century, knew Matisse well. In 1908, he decided to decorate his mansion in Moscow in a special way and invited the artist to paint two panels for the house.

It was necessary with the help of an allegory to depict such important arts as music and dance. The artist created a paired mural. The themes were close to the owner of the house, since concerts were often held in his house.

Before sending work to Russia, they were exhibited at the Autumn Salon in Paris in 1910. Such an unusual work of the artist caused a real scandal. Naked heroes and an unexpected vision of the topic surprised everyone. Schukin decided to initially abandon these works, but then changed his mind.

In the process of working on the figures of men, the artist sought to make them as simple as possible. All the characters are deliberately deprived of individuality. The features of their faces are almost identical, the same can be said about the physique. This is necessary so that the viewer can perceive this image as one unit.

The artist sought to achieve harmony of color. Matisse emphasized contrast. That is why he painted the characters in red. In order to balance the image, the paintings used blue and green colors. The background plays almost no role, so it is as simple as possible.

Before us appears five heroes. Two of them play, and three sing. Matisse reproduced the violinist’s position as clearly as possible, since he himself was a virtuoso musician. The men on this panel seemed numb. The silhouettes are drawn out by deliberately elastic lines to give the canvas a special musical rhythm.

Matisse was looking for the perfect compositional solution for a very long time. Scene corresponded them several times.

Some researchers believe that the figures on the right resemble notes, and a violinist can be a symbol of a treble clef.

The canvas is characterized by a fresh range of colors. Heroes are static and completely isolated from others. They are the most immersed in music.

Год написания картины: 1910.

Размеры картины: 260 x 389 см.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: фовизм, экспрессионизм.

Галерея: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

«Танец» Матисса

На фоне синего неба 5 женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет.

Анри Матисс очень любил танцы, очень. Но был художником. Такая незадача. Хорошо, что подвернулся заказ на тематическую серию от еще одного любителя танцев и музыки — коллекционера Сергея Щукина. Вот тут-то и разгулялся художник. Когда Щукин увидел свой заказ, он крайне обрадовался, но поначалу забирать отказался.

«Танец», 1910 г. Анри Матисс. Источник: Государственный Эрмитаж

Сюжет

На фоне синего неба 5 женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс — Матисс старается зафиксировать мгновение. Не совсем пропорциональные тела, не прорисованные лица, развевающиеся волосы. Если вы посмотрите на живых женщин в хороводе, они будут выглядеть примерно так же: смазанные образы, перемешанные детали, экстаз, страсть.

Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с синим и зелёным художник объединил человека, небо и землю. И хоровод в данном контексте — это воплощение ритма и экспрессии 20-го века.

Контекст

Был прекрасный парижский день, Матисс работал в мастерской и никого не ждал. Внезапно к нему пришёл его старый знакомый Сергей Щукин, страстно любящий искусство и не жалеющий средств на пополнение коллекции. На дворе стоял 1908 год, и русский богач ещё не ощутил всех прелестей политических изменений на родине. Поэтому довольно решительно заказал у Матисса несколько панно для оформления своего московского особняка.

Читайте также  Описание картины "над вечным покоем", левитан, 1894

Щукину хотелось нечто аллегорическое на тему музыки и танца. Что не могло не обрадовать Матисса, которому эти темы были чрезвычайно по сердцу. «Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем», — признавался мастер.

Надо сказать, что идея витала в мастерской Матисса уже несколько лет: года за 2 до заказа Щукина он написал картину «Счастье существования (Радость жизни)», на которой люди хороводят, а затем изготовил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив.

«Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырёхметровой длины, напевая тот же мотив», — рассказывал Матисс.

На полотне чувствуется влияние и Кранаха с его «Золотым веком», и греческой вазовой живописи, и «Русских сезонов» Сергея Дягилева.

По замыслу художника, человеку, входящему в дом с улицы, нужно сообщить чувство облегчения, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, а для второго — с музыкой. Считается, что планировалось создать третье полотно — «Купание» (или «Медитация»), Но то ли дом Щукина был маловат (всего 2 этажа), то ли после разгоревшегося скандала заказчик решил притормозить художника. В итоге третье панно так и осталось в набросках.

Перед отправкой в Россию картины выставили на Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале. Что тут началось! Используя только 3 цвета и простые линии, Матисс сумел довести зрителей до белого каления. Мало того, что не потрудился прорисовать людей прилично, так ещё и не прикрыл ничем причинные места.

Все знали, кто платит за картину и в чьём доме она будет висеть. Щукина называли сумасшедшим, спонсором декадентов и собирателем хлама. Тут наш заказчик, надо признаться, струхнул… и отказался принимать работу. Милый Анри, прости-прощай. Вероятно, всё же танец полонил душу Щукина, потому что через несколько дней после отказа он отправил Матиссу телеграмму, в которой брал свои слова назад и просил всё же отправить панно в Москву.

«Я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться», — писал меценат художнику. Но гениталии всё же попросил закрыть как-нибудь изящно.

Наступил 1917 год. Таким людям, как Щукин, в новой России не было места. Ему повезло — успел уехать. Правда, за спасение жизни пришлось расплатиться своей коллекцией. Всё, что было нажито непосильным трудом, большевики конфисковали — полотна французских мастеров конца 19-го — начала 20-го века впоследствии поделили между собой Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина.

Судьба художника

«Он упростит живопись». Так о будущем новаторе говорил его наставник Густав Моро. И действительно, почерк Матисса несложно узнать: упрощение фигур до схематизации, яркие краски широкими мазками, нивелирование светотеней. Всё то, над чем кропотливо работали предшественники, Матисс отверг и начал с нуля.

Даже для своего времени — рубеж веков, когда художники экспериментировали, кто во что горазд, — Матисс был, как гром среди ясного неба. Всё это буйство красок, вызывающий примитивизм, экспрессия — за них художника окрестили «диким». Собственно, такую характеристику получил не только он, но и все участники того самого салона, где были представлены «Танец» и «Музыка». Острый на язык французский критик Луи Восель определил их как «fauve», что с французского и есть «дикий», а стиль получил название «фовизм».

Впрочем, несмотря на шок публики, Матисс стал легендой и признанным мастером ещё при жизни. Его любили, ценили, хорошо оплачивали и лишний раз умоляли взять заказик.

Кстати, на картинах 1910 года тема танца не была закрыта. Через 20 лет она вновь прозвучала в творчестве художника. На этот раз американский коллекционер Альберт Барнс заказал декоративное полотно, которое следовало разместить в арочных сводах над окнами. Специально для этого случая Матисс придумал технику декупажа: картина собиралась из отдельных фрагментов, раскрашенных заранее.

«Танец» Анри Матисса

Французскому художнику, певцу цвета Анри Матиссу 31 декабря исполняется 147 лет со дня рождения. Современники называли его «диким» художником за буйство красок и упрощенные и невероятно пластичные формы. Матисс стал одним из основоположников нового течения в искусстве – фовизма. Одна из самых известных и «скандальных» картин Анри Матисса – «Танец», которая хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. В хороводе художник смог передать пластику танцующих людей настолько точно, что и зрителю хочется присоединиться к героям картины. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Матисса вдохновляли народные пляски, греческие вазы и постановки русских сезонов Сергея Дягилева.

Анри Матисс «Танец», 1910

У создания картины «Танец» своя необычная история. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Он заказал у художника несколько картин и хотел получить что-то необычное на тему танца и музыки для украшения своего московского особняка. Когда Щукину в 1909 году Матисс прислал первый эскиз с изображенными обнаженными танцующими девушками, коллекционер был в восторге. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников, и обнаженные тела им видеть нельзя. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.

Первый вариант картины «Танец» (1909) хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Когда же Щукин получил эскиз последнего варианта «Танца» от Матисса, был в таком восторге, что не спал всю ночь и отправил художнику срочную телеграмму. Коллекционер согласился на хоровод обнаженных, а позже написал в письме Анри Матиссу: «Сударь, я нахожу в вашем «Танце» столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными. В то же время нужно будет второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка».

Анри Матисс за работой

Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». И хотя во Франции художники и скульпторы в начале XX века вовсю экспериментировали в своем творчестве, картина Матисса все равно вызвала у публики бурю негодования: небрежные мазки, примитивные формы, всего лишь три главных цвета. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Коллекционер чуть было не отказался от картин, но передумал и попросил у художника прощение за свою слабость. Позже Анри Матисс вспоминал: «Понадобилась большая решительность, чтобы выполнить этот заказ, и немалая смелость, чтобы выкупить его». Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел, и они направились в Эрмитаж.

Анри Матисс «Музыка», 1910

Сюжет с танцующими людьми оказался настолько удачен, что Анри Матисс не раз использовал его в своем творчестве. На эту тему известны картины художника «Парижский танец», «Танец с настурциями», а эскиз к полотну «Танец» под названием «Танец (I)» хранится в нью-йоркском Музее современного искусства (МОМА). Работа «Танец с настурциями» (1912) после того как имущество Щукина было национализировано, попало в Государственный музей изобразительных искусств.

Анри Матисс «Танец с настурциями», 1912

5 интересных фактов об Анри Матиссе

1. Отец художника мечтал, что Анри Матисс станет адвокатом. Анри после окончания юридического факультета работал в адвокатской конторе клерком в 1889 году. Ему тогда было 20 лет. Неожиданно у Матисса случился острый аппендицит, ему сделали операцию. Анри долго лежал в больнице, и мать, чтобы сын не скучал, принесла ему краски. После этого он увлекся живописью, каждое утро перед работой ходил на уроки рисования, а потом бросил работу в конторе, чем разочаровал отца.

2. Матисс практически всю жизнь дружил с Пабло Пикассо. У них было негласное соперничество, часто художники изображали одни и те же предметы. При этом друг друга они очень уважали.

3. Анри Матисс 22 года прожил с эмигранткой из России Лдией Делекторской, которая была его моделью и помощницей.

4. В последние годы жизни Анри Матисс из-за болезни передвигался на инвалидной коляске. Когда художник уже не мог длительное время стоять, он начал создавать произведения с помощью цветной бумаги. Когда художник лежал в кровати, он рисовал карандашом, привязанным к длинной палке.

5. Самой дорогой работой Матисса стала не картина, а бронзовая скульптура «Обнаженная женская фигура со спины IV». Эта работа вошла в десятку самых дорогих скульптур мира. Ее стоимость оценивается в 48,8 миллионов долларов.

Скульптура Анри Матисса «Обнаженная женская фигура со спины IV»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: