Картина меняла с женой, квентин массейс - JEKATERINBURG.RU

Картина меняла с женой, квентин массейс

Картина меняла с женой, квентин массейс

В Древнем Китае процент на ссуды и аренду земли составлял 50–80 % годовых. В Древней Греции, где ростовщики, которых называли «трапезиты», имели огромное влияние, средний процент на ссуды составлял 12 % годовых, в Дельфах, где он был ограничен специальным законодательством, – 6–8,5 % годовых, однако во времена правления Дракона ростовщики начали взимать с должников по 100 % годовых и выше, что и получило название «драконовских процентов». Ростовщичество, согласно всем историческим источникам, было необычайно распространено и на всей территории Римской империи, причем постепенно оно переросло в настоящее банковское дело – римские ростовщики не только выдавали деньги под проценты, но и принимали от аристократов вклады, за которые выплачивали проценты. Согласно историческим источникам, обычно ссуды в Древнем Риме выдавались под 48 % годовых, но известны и случаи получения ссуд под 75 %, 100 % и даже выше. Высокие проценты были одной из причин знаменитых восстаний римских плебеев, а одним из самых важных своих достижений лидеры плебеев считали принятие закона, запрещающего брать за ссуды более 12,5 % годовых.

Нельзя сказать, что ростовщичество в Древнем мире совершенно не осуждалось. Да, против него выступали почти все греческие философы, его клеймили в своих произведениях римские сатирики, его пытались ограничить римские политики. Но этим, как правило, все и заканчивалось. Был лишь один народ древности, у которого ростовщичество было категорически запрещено, преследовалось самым суровым образом по закону и фактически отсутствовало как явление. И этим народом были евреи.

Во всяком случае, не только ТАНАХ, но и все существующие источники по древней истории еврейского народа не содержат даже намека на то, что в древних Израиле или Иудее существовала практика одалживания денег или каких-либо других видов ценностей под проценты. Знаменитый мидраш, в котором пророк Иехизкиэль во время воскрешения из мертвых обращает внимание на мощи одного покойника, не подлежащего воскрешению, и получает объяснение, что это – останки ростовщика, лишь доказывает, что речь идет о чем-то исключительном, не вмещающемся в еврейское сознание и никак не носящем массовый характер явлении. Согласно наиболее распространенному мнению, первые ростовщики появляются среди евреев лишь после разрушения Первого Храма и их массового изгнания в Вавилон.

И это понятно: та, происшедшая две с половиной тысячи лет назад, депортация значительной и вдобавок наиболее обеспеченной части еврейского народа за пределы родной земли носила, как известно, относительно «цивилизованный характер». Это проявилось, прежде всего, в том, что евреям разрешили взять с собой большую часть накопленного ими имущества. Оказавшимся в Вавилоне – стране с развитой системой ростовщичества – бывшим зажиточным еврейским земледельцам, не владевшим навыками каких-либо ремесел, по сути дела, не оставалось ничего другого, кроме как заняться торговлей и ростовщичеством, на ходу обучаясь премудростям этих занятий у местных жителей, тем более что Тора не запрещала выдавать процентные ссуды неевреям.

Последующие исторические катаклизмы, которыми сопровождалось создание и последующее крушение Персидской империи, заинтересованность персидских, а затем и греческих властей в развитии Суз, Александрии и десятков других, куда более мелких городов не могло не привести к тому, что вскоре еврейские купцы и ростовщики распространились по всей территории Ближнего Востока, добравшись до Египта и Туниса, а затем оказались и на Кавказе, и в Средней Азии, и в Причерноморье. Рано или поздно они должны были появиться и в Риме – особенно после того, как Иудея оказалась в зоне римского влияния. И именно в Риме их ждала наиболее острая конкуренция с местными ростовщиками и банкирами. Любопытно, что в будущем эта геополитическая ситуация сохранится: именно купцы, ростовщики и банкиры из Италии будут выступать в качестве главных конкурентов евреев в этих областях на международной арене.

Вместе с тем автор убежден в полной исторической несостоятельности мнения о том, что после возвращения части еврейского народа из вавилонского пленения, ростовщичество начало процветать и на еврейской земле, во взаимоотношениях между евреями, что, дескать, и привело к глубокому имущественному расслоению еврейского общества в эпоху Второго Храма, появлению в нем бедняков, вынужденных зарабатывать себе на жизнь поденным трудом, и класса богатых землевладельцев, сделавших себе состояния за счет одалживания денег в рост своим обедневшим соплеменникам. Обычно в качестве доказательства справедливости этой версии приводится только одна цитата – из книги Нехемии, рассказывающей о суровых условиях жизни евреев-репатриантов той эпохи.

«И были, – рассказывает Нехемия в своей книге, – такие, которые говорили: “Сыновья наши и дочери наши – нас множество. Взять бы нам хлеб, и будем мы есть и жить!”. А были такие, что говорили: “Поля и виноградники наши отдаем мы в залог, и хлеб берем из-за голода”. И были такие, которые говорили: “Мы заняли деньги для царских податей под залог полей наших и виноградников. А нынче – ведь плоть наша подобна плоти братьев наших, наши сыновья подобны их сыновьям, но мы принуждаем наших сыновей и дочерей к рабству; и есть среди дочерей наших порабощенные, и мы не в силах вызволить их. А поля и виноградники наши – у других”…».

Однако нужно иметь довольно сильную фантазию, чтобы увидеть, что в этом тексте речь идет о евреях-ростовщиках, берущих проценты со своих соплеменников.

Из текста явно следует, как все происходило на самом деле: более зажиточные евреи давали ссуды менее зажиточным евреям, однако, вероятнее всего, ссуды эти были, как и предписывает Тора, беспроцентными. Другое дело, что под них брался залог, который, как известно, Торой не запрещается. В качестве такого залога, увы, чаще всего выступал земельный участок крестьянина, что формально было не запрещено, но категорически осуждалось у евреев во все времена. В случае, если еврей не мог выплатить долг заимодавцу, земля переходила в собственность последнего. Естественно, не навсегда – либо до ближайшего «седьмого года», либо на то число лет, за которое можно собрать достаточный урожай, стоимость которого покрывала сумму долга. Однако потеря земли, безусловно, означала для еврейского земледельца потерю источника пропитания. Он обращался к богатому соседу за новым долгом и в качестве расплаты за него уже отдавал в рабство своих детей. Никто, разумеется, не говорит о том, что подобная система является гуманной и правильной. Напротив, по самой своей сути она глубоко безнравственна и бесчеловечна, но она – и это сейчас для нас главное – не основывается на ростовщичестве.

К тому же те, кто так любит цитировать книгу Нехемии, почему-то здесь же и обрывают цитату. А между тем чрезвычайно важно то, что в ней говорится дальше:

«И сильно разгневался я, когда услышал вопль их и эти речи. И подсказало мне сердце мое, и стал я спорить с главарями и помощниками их, и сказал я им: “Тяжкое взимаете вы с братьев своих!”. И созвал я против них большое собрание. И сказал я им: “Мы выкупили братьев наших, иудеев, проданных другим народам, сколько смогли, а вы продаете братьев своих, чтобы продали их нам!”. И молчали они, и не знали, что ответить. И сказал я: “Дурно вы поступаете! Ведь должны вы ходить в страхе перед Богом нашим, чтобы избежать позора от народа, врагов наших. И я, и братья мои, и отроки мои – взимаем мы с них деньги и хлеб, давайте оставим им этот долг! Возвратите же им ныне их поля, виноградники, оливковые деревья и дома их, и даже сто сребреников, и хлеб, и вино, и оливковое масло, которое вы требуете с них”. И сказали они: “Мы возвратим и не будем с них требовать, как ты говоришь”. И позвал я священников, и заставил их поклясться, чтобы сделано было так, как сказано. К тому же отряхнул я полу одежды своей и сказал: “Так да вытряхнет Бог каждого, кто не сдержит этих слов, из дома его, и из нажитого трудом его, пусть так же он будет вытряхнут и пуст!”. И сказало все собрание “Амен!”…».

Читайте также  Фриц таулов, картины и биография

Итак, если понимать текст буквально, то Нехемия призвал зажиточную часть еврейского общества вспомнить законы Торы и простить долги своим неимущим братьям, вернув все, что у них было взято в залог и присвоено за невозвращение долга. И зажиточные евреи, признав его правоту, согласились. Если даже допустить, что речь идет о ссужении под проценты, то опять-таки из текста следует, что это был (если был) печальный, но относительно недолгий период в истории еврейского народа, закончившийся тем, что его лидер Нехемия вновь добился неукоснительного соблюдения законов Торы, включая закон о категорическом запрете на ссуды под проценты.

Все остальные исторические документы также свидетельствуют, что в эпоху Второго Храма случаи ростовщичества среди евреев хотя и имели место, но опять-таки носили исключительный, эпизодический характер и наказывались местными судами и Сангедрином самым суровым образом – огромными денежными штрафами, а подчас и телесными наказаниями.

Но, как уже было сказано, в эту же эпоху евреи активно занимались ростовщичеством в различных городах античного мира, что, впрочем, как весьма обоснованно показал еще С. Лурье в своей знаменитой работе «Антисемитизм в Древнем мире», не было основным их занятием и не особенно осуждалось окружающими их народами.

В раннем Средневековье евреи-ростовщики также не играют сколько-нибудь заметной роли в жизни европейских стран. Свои основные усилия евреи сосредотачивают в этот период на развитии международной торговли, а ростовщичеством как раз активно занимаются христиане, причем не только профессиональные ростовщики, но и купцы, аристократы и монастыри.

Эта картина начинает меняться лишь в эпоху крестовых походов, что было связано с целым рядом причин, блестяще проанализированных в свое время А. Тюменевым в его книге «Евреи в древности и в Средние века».

Одной из этих причин стало вне сомнения, постановление созванного в 1179 году папой Александром III Вселенского собора, в котором было указано, что запрет «Ветхого Завета» на взятие какого-либо процента с ближнего (имеется в виду тот самый отрывок из книги «Дварим», который автор уже не раз цитировал в главе «Долги наши тяжкие» и который в силу необходимости ему придется цитировать еще не единожды) является обязательной заповедью для каждого христианина.

Это означало, что христиане больше не имеют права заниматься ростовщичеством по отношению к своим единоверцам, но зато им это вполне разрешено по отношению к презренным евреям, которые никак не могут считаться ближними христиан. Но, в свою очередь, это означало, что и евреям разрешено заниматься ростовщичеством среди христиан.

Шедевры мировой живописи. Маринус ван Реймерсвале и Квентин Массейс. Две картины

Несколько лет назад я очень заинтересовалась картиной «Сборщики податей» кисти Маринуса ван Реймерсвале (Эрмитаж). Меня очень привлекает жанровая живопись. Это, как фотография, сделанная врасплох, когда ни кто не позировал и не ждал, что их сфотографируют. Это, как книга, случайно раскрывшая перед вами свои страницы на самом интересном месте. Это, как увлекательная история, заманивающая вас дослушать ее до конца. Но в конце всегда остается тайна. И эту тайну можно разгадывать без конца.

Маринус ван Реймерсвале (Нидерланды, 1490 – 1567) остался в истории живописи благодаря своим портретам банкиров, ростовщиков и сборщиков податей. Реймерсвалю присуще острое видение характерного в человеке, которое он усиливает, доводя иногда до злого, острого гротеска. Его забавляло зрелище человеческой жадности и скупости, превращающих людей в нравственных уродов.

Одна из самых известных его работ «Сборщики податей», которую многократно копировали он сам, его мастерская и последователи. Чем вызвана такая популярность изображения налоговых инспекторов, остается только догадываться.

Маринус считается учеником Квентина Массейна или по меньшей мере испытал его влияние в своём творчестве.

Квентин Массейс (1465 — 1466) — фламандсикй живописец, первым написал работы «Сборщик податей» и «Меняла с женой».

А теперь самое интересное. Представляю вашему вниманию картины «Сборщик податей» и «Меняла с женой» работы Квентина Массейна и Маринуса ван Реймерсвале. Как говорится, найдите 10 различий :) Обратите внимание на то, как меняются лица и одежда в работах Маринуса, усиливая характеры.

1. Квентин Массейнс «Сборщики податей».

2. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей». Вена. Коллекция Лихтенштейнов. Австрия. 88 х 73 см.

3. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей». Лондон. Королевская коллекция Ее Величества (?) или Национальная галерея (?). Великобритания.

4. Квентин Массейнс «Сборщики податей».

5. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей». Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Россия. 84.3 x 59.6 см.

6. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей». Одни из нижепредставленных картин Маринуса хранятся в Мадриде в Музее Прадо (Испания), в Мюнхене в Старой пинакотеке (Германия).

7. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей».

8. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей».

9. Маринус ван Реймерсвале «Сборщики податей».

10. Квентин Массейнс «Меняла с женой». Лувр.

11. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

12. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

13. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

14. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

15. Маринус ван Реймерсвале «Меняла с женой».

ШОК! 9 картин, разгадки которых все это время были у нас ПОД НОСОМ. А мы их не замечали в закладки

Иногда картина скрывает гораздо больше, чем можно увидеть с первого взгляда. Например, Ван Гог помог биологам изучить мутацию подсолнухов, а Микеланджело в «Отделении света от тьмы» задокументировал строение спинного мозга. Другие творцы искусно маскировали на полотнах самих себя или своих близких.

1. «Подсолнухи», Винсент Ван Гог

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что на известном полотне Ван Гога у одних подсолнухов есть темная сердцевина, а у других нет? Это не авторское видение, а язычково-махровая мутация, которая иногда встречается у цветка. Подсолнухи бывают двух видов: привычные нам и мутанты, у которых практически нет сердцевины, а желтых лепестков больше, чем нужно.

Мутировавшие цветы плохо размножаются, поскольку опыление происходит в темной серединке растения, зато привлекают насекомых. Поэтому это отклонение возникает, если растение оказывается в новой местности, где мало насекомых-опылителей. Изучить мутацию и понять принцип ее появления биологам помог шедевр Ван Гога.

2. «Автобус», Фрида Кало

Картину считают иллюстрацией социального неравенства, ведь в автобусе сидят и небогатая мать с ребенком, и рабочий, и домохозяйка, и бизнесмен. Но это еще и отсылка к аварии, в которую Фрида попала в молодости. В 1925 году автобус, в котором ехала девушка, столкнулся с трамваем. Переломы тазовых костей, позвоночника, ребер и конечностей — она чудом осталась жива и впоследствии не могла иметь детей.

На холсте Кало изобразила автобус за несколько мгновений до злосчастного происшествия. «В моей жизни было 2 серьезные аварии: когда автобус врезался в трамвай и Диего». Так говорила Фрида о столкновении и о муже Диего Ривера, который заставлял ее испытывать страшную ревность.

Читайте также  Описание картины «царевна-лягушка», васнецов, видеообзор

3. «Отделение света от тьмы», Микеланджело Буонарроти

Будучи студентом, Микеланджело изучал устройство человеческого тела, поэтому имел обширные познания в анатомии. Часть из них он продемонстрировал, расписывая Сикстинскую капеллу. В частности, на фреске «Отделение света от тьмы».

Исследователи из Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) предположили, что мастер искусно выписал органы нервной системы: горло и грудь бога в точности похожи на ствол головного мозга, а жгут ткани напоминает спинной мозг. Эту гипотезу подтверждает и тот факт, что шея бога не похожа на шеи остальных персонажей фресок авторства Буонарроти.

4. «Меланхолия», Альбрехт Дюрер

В знаменитой гравюре Дюрера множество скрытых смыслов, один из них зашифрован в квадрате с цифрами. Числа взяты не просто так: сумма в каждом столбце и строке равна 34. Это может быть символом как божественного начала персонажа гравюры, так и связи между меланхолией и гениальностью.

По другой версии, квадрат — это талисман. Иногда его называют Квадратом Юпитера. Известно, что остальные знаки гравюры связаны с планетой Сатурн, которая сулит несчастья. Сатурну противостоит Юпитер, выступающий как оберег. Сочетание цифр в нижней части фигуры — 1514 — указывает на год создания произведения.

5. «Меняла с женой», Квентин Массейс

Один из самых известных примеров использования зеркального отражения в произведениях искусства — автопортрет Яна ван Эйка на «Портрете четы Арнольфини». Но не менее интересны и другие случаи применения этого приема. Так, картина Квентина Массейса «Меняла с женой» открывает более глубинный смысл, если присмотреться к маленькому зеркальцу, стоящему на столе супругов. В его отражении можно различить опечаленное лицо заемщика.

6. «Натюрморт с шахматной доской», Любен Божен

Это тоже не обычный натюрморт, а зашифрованное послание, над которым искусствоведы бьются несколько десятилетий. Самое распространенное объяснение гласит, что автор изобразил на полотне 5 органов чувств: слух олицетворяет лютня, зрение — зеркало, вкус — хлеб и вино, осязание — карты и кошелек, а цветы соответствуют обонянию.

По религиозной версии, на переднем плане мастер аллегорично показал соблазны. А предметы, связанные с чистотой (ваза с водой — знак непорочности), поместил на втором плане. Также существует мнение, что Божен просто изобразил актуальные потребности буржуа той эпохи. И есть еще одна загадка, которую пока не разгадали: какой смысл таят в себе восьмиугольные предметы — зеркало и бокал.

7. «Большая волна в Канагаве», Кацусика Хокусай

Золотое сечение в своих работах использовали многие, но в этой гравюре Хокусай применил этот принцип дважды. Волна вписана в золотую спираль, а пик горы Фудзи расположен на пересечении линий сечения. Именно поэтому картина так притягивает внимание зрителя.

8. «Снятие с креста», Якопо Понтормо

Есть мнение: кого бы ни рисовал художник, лица его персонажей всегда будут похожи на его собственное. Якопо Понтормо оправдывает это правило в полной мере. Итальянский маньерист часто писал героев своих полотен с себя самого, поэтому многим они кажутся однотипными. На картине «Снятие с креста» можно заметить не только то, что в основу образов персонажей положены черты мастера. Понтормо включил в произведение автопортрет в правом верхнем углу. Именно там располагали автопортреты его предшественники в эпоху флорентийского Ренессанса.

9. «Автопортрет с художником Бернардино Кампи», Софонисба Ангвиссола

На полотне Софонисба Ангвиссола запечатлела, как ее портрет пишет ее учитель Бернардино Кампи. Но примечательно не только то, что это одновременно портрет и автопортрет. У художницы 2 левые руки: изначально она изобразила себя с согнутой и поднятой рукой. Впоследствии она повернула ее вниз, чтобы избежать кривотолков.

С годами красный лак, которым Ангвиссола закрасила поднятую руку, стерся. Реставратор не придумал ничего лучше, чем затемнить некстати проступившую первую версию полотна черным. После реставрации 1996 года платье вновь стало красным, а рука двойной. Только в 2002 году вторую руку закрасили, оставив картину в том виде, в каком хотела сама Ангвиссола.

Как вы думаете, когда художники наделяли свои полотна скрытым смыслом, они надеялись на его разгадку или же выражали таким образом свои эмоции?

Квентин Массейс «Меняла с женой», 1514 г

Найдены дубликаты

Только косплей хотя бы должен попытаться передать смысл картины. Для купца 1514 года, иметь при себе что-то из стекла, книги с рисунками и прочую утварь — признак очень большого достатка, что он аж в картину попал, не говоря про наряды.

В итоге получилось, что снизу — аристократы, а сверху — алкоголики считающие мелочь на сиги.

Уважаемый, а вы смысл флешмоба изоизоляция понимаете? Смысл в попытке передачи изображенного на картине при помощи подручных средств) Это вам не про-косплей, да и интерпретация ковидная — считаем денежки на гречу в условиях грядущего экономического кризиса.
Не будьте таким занудой ;)

У меня призвание — быть занудой! Не говоря про профессию. Поэтому и женщина моя обои со мной клеить отказывается на отрез, и друзья дарят оскары за занудство раз в год.

Я понимаю, что это — интерпретация в условиях ковида. Но если брать подобные, то там хотя бы по смыслу часто подходит, тут же — нет.

нелегко вам жить, такому придирчивому) Относитесь к жизни проще ;)

Shoom. Или вязаные копии известных картин

Привет. Я Мари, вязальных дел мастер. Во время карантина было популярно воплощать известные картины в реальность. В кругу вязальщиц прошёл целый чемпионат «Shoom», где участники копировали картину или скульптуру, используя крючок или спицы. Я хочу поделиться с вами некоторыми работами. Ссылку на каждого мастера постараюсь оставить под фото

1. Пабло Пикассо «Гитара и кувшин на столе». Instagram мастера

3. Градов Юрий и Селиханов Константин «маленький принц»
Instagram мастера

4. Густаф Климт «Хор ангелов рая»
Instagram мастера

5. Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
Instagram мастера

7. Густав Климт «Портрет Иоганны Штауде»
Instagram мастера

8. Анри Матисс «Красные рыбки»
Instagram мастера

9. Фрида Кало «Сломанная колонна»
Instagram мастера

— Больше фотографий можно посмотреть в Instagram аккаунте чемпионата и у самих мастеров;
— Организатор чемпионата и просто нереальный человек Алёна Че;
— Работы, которые не влезли в пост повешу в комментариях.
— Моя работа была под номером 2⬆️

Над городом 2020

Автор — Марк Шагал (1887-1985).

Картина «Над городом» (1918)

Одна из самых знаменитых картин Марка Шагала. На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент — самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись. Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.

Читайте также  Алонсо санчес коэльо — биография и картины

Картина меняла с женой, квентин массейс

Фламандский художник Рогир ван дер Вейден написал «Триптих семьи Брак» после поездки в Италию.

На правой створке Мария Магдалина изображена вполне земной молодой женщиной в красивом одеянии и нарядном головном уборе, ее внешность соответствует северному типу красоты. Прекрасно написан имеющий мало общего с ландшафтами Палестины пейзаж, на фоне которого она представлена. У горизонта поднимаются заросшие лесом горы, спокойны мягкие очертания ближних холмов. Пешие и конные путники странствуют по полям и лесам под голубым небом. Изображение завораживает своей сказочной красотой.

Триптих, получивший свое название по первым владельцам, несколько раз менял свое местонахождение. В Лувр он поступил в 1913.

Картина фламандца Герарда Давида написана на библейский сюжет о первом чуде, сотворенном Христом, однако все ее персонажи изображены в современных художнику костюмах, характерных для его страны, тщательно выписаны детали и аксессуары. Герои произведения имеют портретное сходство с современниками живописца. В композицию включены и заказчики работы, которых мастер изобразил в виде коленопреклоненных фигур. Присутствующие при чудесном превращении воды в вино совершенно спокойны, словно не происходит ничего таинственного и необычного. Таким образом, действие Священной истории перенесено через века и расстояния, разворачивается на родной земле художника.

«Портрет пожилой женщины» кисти знаменитого фламандского живописца Ханса Мемлинга поражает удивительной реалистичностью изображения лица модели, позволяющей судить о ее возрасте, предполагать те или иные особенности характера и мировосприятия. Художник не ставит задачу польстить этой женщине, он правдиво передает ее плотно сжатые почти бесцветные губы, бледную увядающую кожу, не пытается оттенить глаза. Его модель и сама не заботится об этом. Весь ее строго-сосредоточенный облик, непроницаемое выражение лица, неподвижный взгляд холодных глаз выдают заботы иного плана. Ее мысли заняты поиском не внешней привлекательности, а духовной чистоты, направлены на внутреннее совершенствование.

Интересен композиционный прием в построении фона для портрета. Справа от высокого белого головного убора женщины Мемлинг делает фон глухим и темным, на котором особенно эффектно выделяется этот интересный аксессуар ее костюма. Слева от изображения он пишет пейзажный фон, оживляющий композицию, придающий глубину пространству картины и сообщающий зрителю дополнительные подробности о той среде, в которой существует героиня.

Первоначально этот портрет был парным с «Портретом старика», ныне находящимся в другом собрании (Государственный музей Берлина). «Портрет пожилой женщины», сменив нескольких владельцев, попал в Лувр в 1908.

Квентин Массейс (1466–1530) Меняла с женой Около 1510–1515. Дерево, масло. 71×68

Рассказ о жизни городских обывателей представлен на картине фламандского живописца Квентина Массейса «Меняла с женой». В ней важна каждая деталь, неспроста изображенная художником. Глава семьи, меняла, занят своим обычным делом: он сосредоточенно следит за равновесием чашечек весов, от которого напрямую зависит его собственное благосостояние. Его молодая жена, переворачивая страницу молитвослова, отвлеклась от душеспасительного чтения и на мгновение обратила взгляд на чашечки весов, приковавшие к себе внимание мужа. В ее глазах читается сожаление о несоответствии реального мира христианским ценностям, представление о которых она берет из книг и церковных служб. Забота об увеличении дохода менялы противопоставлена стремлению к духовной созерцательности его жены. А в небольшом круглом зеркале, лежащем на столе и повернутом к зрителю, отражается умиротворенная сцена: сидящий у окна человек погружен в чтение, а в окне виднеется церковный шпиль. Эта «картина в картине» иллюстрирует идеальный образ жизни, к которому искренне стремится молодая жена менялы, но ее отрывают постоянные насущные заботы.

На картине выдающегося фламандского живописца Иеронима Босха изображена небольшая лодка с несколькими людьми на борту, видно, что они представляют разные слои общества. Царящее среди них буйное веселье угрожает устойчивости лодки и может повергнуть «дураков» в воду. Все фигуры и предметы имеют определенное символическое значение и олицетворяют человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Вишня (на блюде) и лютня символизируют распутство, надетый на копье сосуд, как и сова, невозмутимо взирающая на происходящее из ветвей Майского Дерева, — знак сатаны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: