Картина "ложа", ренуар, 1874 - JEKATERINBURG.RU

Картина «ложа», ренуар, 1874

ИМПРЕССИОНИЗМ.Ч.2. П.-О.РЕНУАР

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ П.-О. РЕНУАР

ПЬЕР — ОГЮСТ РЕНУАР (Renoir) (1841-1919), БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ, французский живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера. В 1862-1864 Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем.
Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (“Харчевня матушки Антони”, 1866, Национальный музей, Стокгольм).

На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (“Купание на Сене”, 1869, ГМИИ, Москва). Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (“Ложа”, 1874, Институт Кортолда, Лондон).

Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни — балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия (“Мулен де ла Галет”, 1876, Музей Орсе, Париж).

Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (“После обеда”, 1879, Штеделевский институт искусства, “Зонтики”, 1876, Национальная галерея, Лондон; портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (“Нагая женщина, сидящая на кушетке”, 1876).

Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (“Девушки в черном”, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва).


«Портрет актрисы Жанны Самари» 1878, Эрмитаж, Санкт-Петербург


«Жанна Самари» 1877, Музей им. А.С.Пушкина, Москва

Два из трех общеизвестных портретов Жанны Самари работы Огюста Ренуара представлены на обозрение в трех музеях мира. В Театре «Комедии Франсез» хранится самый первый и самый маленький портрет, на котором актриса предстает в темной будничной кофте (1877 г.), в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — изысканный поясной портрет (1877 г.), а в Эрмитаже — парадный портрет в полный рост (1878 г.). И на всех она женственна, обаятельна, держится просто и естественно. Жанна — лучшая в стране исполнительница ролей в пьесах Мольера и Мюссе — и в жизни была такая же простая, светлая, красивая, приветливая, словно ожившая под кистью самого Ренуара. Сияющие синие глаза, рыжее золото волос, текучие формы тела — она был полна обаяния и привлекательности. С каждого полотна смотрит не модель, а приятная собеседница, готовая вот-вот продолжить разговор.

Портрет из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина признан одним из лучших ренуаровских портретов. На нем лицо актрисы, ее обнаженные руки и плечи светоносны и теплы, они мягко сияют на розовом фоне, не сливаются с ним, разделенные рыжими кудрями и зелеными переливами платья. Ренуар был настоящим певцом диссонансных цветов — активного зеленого и розового— и умел с помощью широких пластичных и мелких вибрирующих мазков предать живописной поверхности несколько десятков оттенков одного цвета, исключив возможность цветового диссонанса. Таким способом он заставлял предметы излучать свет, а человеческое тело — тепло и движение. В изображении фигуры нет ни единой четкой линии, все подвижно, неуловимо и зыбко. Но это удивительное цветовое равновесие и поразительные контрасты, которыми владел мастер, в то время только шокировали критиков и публику.

На портрете из собрания Эрмитажа актриса предстает в великолепном вечернем платье с глубоким декольте и длинным волнистым шлейфом на фоне роскошного театрального интерьера. Богатые ковры, массивная бронзовая подставке для пальмы словно «выбрасывают» фигурку Жанны на первый план. Кажется, что она лишь краткий момент застыла в движении (фигура наклонена вперед) и сейчас сделает следующий шаг. При написании этого портрета Ренуар использовал более гладкую манеру письма. Краски уже не мельтешат и не смешиваются, как на предыдущем портрете. Но не зависимо от манеры лицо Жанны, ее обнаженные руки и плечи, вся фигура выглядят прекрасными и естественными, а главное, художнику удалось передать не только внешние черты, но и характер девушки и отдать должное ее сценическому дарованию.

«Нагая женщина, сидящая на кушетке» 1876

«Завтрак гребцов» 1881, Галерея Филлипса, Вашингтон

«Бал в Мулен де ла Галетт» 1876, Музей д’Орсе, Париж

«Зонтики» 1881-1886 Национальная галерея, Лондон

«Мост искусств в Париже» 1867, Фонд Симона Нортона

С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма (“Большие купальщицы”, 1884-1887, собрание Тайсон, Филадельфия). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты (“Купальщицы”, 1895) Ренуара.

«Южные плоды» 1881

«Молодая женщина, читающая книгу»

«Жан Фредерик Базилл»

«Девушка за пианино» 1875

«Ребёнок с кнутом»

«Девушка, заплетающая косу» (Suzanne Valadon)

«Большая ваза с цветами» 1866

«Букет хризантем» 1884

«Ваза с цветами» 1866

«Дама с веером» 1906

«Художник Клод Моне» 1875

«Пейзаж в Болье» Эрмитаж

«Дама в черном» Эрмитаж

«Девушка с веером» Эрмитаж

«Альфред Сислей» 1876

«Маленькая обнажённая в голубом» 1879

«Маленький букет» 1880

«Молодая женщина в шляпе с цветами»

«Альфред Сислей и его жена»

«Бюст женщины» ( Перед купанием )

» Charles and Georges Durand-Ruel»

«Девушка с зонтом» (Aline Nunes)

«Девочка в соломенной шляпе» 1884

«Две девочки за фортепианo» 1892

«Танец в Буживале» 1883

«Портрет девушки» (Mademoiselle Romaine Lancaux) 1864

» Portrait of Mademoiselle Sicot»

«Мадмуазель Жюли Моне с кошкой» 1887

«Обнаженная на скалах» 1904

«Портрет Рихарда Вагнера»

«Габриэль с драгоценностями»

«Портрет семьи художника»

«Деревенский танец» 1882-83

«Габриэль в красной блузе» 1910

«Mademoiselle Legrand » 1875

«Женщина с кошкой «

«Виктор Шоке» 1875

«Девушка в шляпе» Эрмитаж

«На качелях» 1876

В конце жизни Ренуар страдал от обострившегося артрита, но любовь к красоте мира, живописи побуждала его превозмогать боль. И негнущимися пальцами он великолепно продолжал писать жизнеутверждающие, светлые, несущие радость картины.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

ОПИСАНИЕ ИЗВЕСТНЫХ КАРТИН ХУДОЖНИКА РЕНУАРА

Художник Огюст Ренуар воспринимал окружающий мир непрерывно изменяющимся, в постоянном движении. В любом человеке или же в жизненной ситуации, какой бы краткой она ни была, находил неповторимые моменты счастья и полноты жизни, ее поэзии, индивидуальности.

Делая первые шаги в живописи, в шестидесятые годы 19-го столетия художник Огюст Ренуар пишет несколько полотен, в которых наряду со стремлением изображать жизнь по-новому, еще ощущается влияние предшественников – барбизонцев и раннего Мане («Диана-охотница», «Обнаженная с собакой», «Кабачок матушки Антони»).

Творческая зрелость художника Ренуара наступает в 70-е годы. Названия известных картин, нарисованных художником Ренуаром в этот период, – «Лягушатник» (1869), «Семья Анрио» (1871), «Ложа» (1874), «Качели» (1876), «Бал в Ле Мулен де ла Галет» (1876), «Зонтики» (1879), «Завтрак гребцов» (1881) – далеко не полный список его работ этого периода.

Можно сказать, что почти все лучшие картины О. Ренуара написаны в это время. Созданные в разных жанрах, – пейзаж и натюрморт, обнаженная натура и портрет, бытовая сценка, – все они демонстрируют непрерывное течение жизни и радости бытия. Излюбленная тема в творчестве художника Ренуара– веселящаяся или отдыхающая публика, которой чужды страдания и решение сложных психологических проблем.

Особенностью Пьера Огюста Ренуара, как художника, была его способность изображать толпу как ее участник, будто смешавшись с ней. А чистые и яркие краски, динамичные мазки кисти, то тянущиеся, то почти точечные, усиливали радостное настроение картин Ренуара.

Описание картин художника Огюста Ренуара

В небольшой картине Ренуара «В саду» импрессионист, используя широкую кисть и нанося быстрые мазки, добился чудесной гармонии цвета и создал настроение покоя и дружелюбности, в котором находятся отдыхающие под деревом молодые люди со своими подружками. От маленькой картины веет ощущением красоты, молодости, очарования.

Похожие чувства вызывают и многие другие герои в произведениях художника Огюста Ренуара. На картине «Девушки в черном» (1885) – это две модистки за столиком маленького парижского кафе, в «Танце в Буживале» (1883) – отплясывающие кавалер и принарядившаяся девчонка, на картине «Завтрак гребцов» (1881) – заканчивающая завтрак развеселая компания.

Смотреть на видео про картины художника Пьера Огюста Ренуара

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….

За свою долгую творческую жизнь известный художник О. Ренуар создал свой образ женщины, который называют ренуаровским. Всю жизнь он писал портреты женщин, показывая красоту молодой и здоровой современной женщины как она есть, не приукрашивая. «Обнаженная» (1876), «Портрет Жанны Самари» (1877), «После купания» (1888) – яркие примеры созданных им портретов.

Творчество художника О. Ренуара

Известный художник Пьер Огюст Ренуар, наряду с Дега и Моне, был одним из ярчайших представителей импрессионизма. Новое, по тем временам, течение в искусстве отличалось от академической живописи не только манерой исполнения, но и введением в сферу искусства незначительных, банальных и «непристойных», по мнению «порядочных» обывателей, событий обычной, повседневной жизни, при этом главными действующими лицами на известных картинах выступали клерки, модистки, девушки из кордебалета и жокеи.

Для установки своих мольбертов молодые художники выбирали лесную опушку или запруженный людьми и колясками бульвар, пологий речной берег или поле цветов в лучах яркого солнца.

Темные краски на картинах были заменены на яркие, чистого спектра краски. Работая на пленэре импрессионисты могли наблюдать изменения в световых и воздушных нарядах природы, ее непрерывное преображение. Отличительная черта импрессионизма – умение поэтизировать обыденность.

Смотреть на видео про картины и жизнь художника Пьера Огюста Ренуара

Pierre-Auguste Renoir (25 февраля 1841, Лимож — 2 декабря 1919, Канье-сюр-Мер) (154 работ)

Разрешение картинок от 748x1023px до 2536x3271px

РЕНУАР Пьер Огюст (1841-1919) — один из ведущих представителей импрессионизма во Франции.

Родился в семье провинциального портного, который в 1845 г. переехал в Париж. В молодости Ренуар работал художником по фарфору, в 1862 г. поступил в Школу изящных искусств. Кроме того, учился в мастерской Ш.Глейра и познакомился там с А.Сислеем, Ф.Базилем и К.Моне. Часто посещал Лувр, восхищался работами А.Ватто, Ф.Буше, О.Фрагонара. Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму, сближает его раниие работы с творчеством художников-реалистов, в особенности Г.Курбе, но более легкая цветовая гамма уже отличает его картины от полотен предшественников.
В конце 1860-х гг. вместе с К.Моне совершил несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан, так называемый «Лягушатник» («Лягушатник», 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм).Совместная работа во многом обогатила творческий арсенал обоих художников, в частности, О.Ренуар заимствовал у Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов. Кроме того, многочисленные зарисовки с натуры привели к созданию великолепных пейзажей, органически включающих в себя человеческие фигуры. Художник смело вводит цветные тени, используя свободный живой мазок, и достигает определенного мастерства в передаче световоздушной атмосферы летнего дня («Купание на Сене», ок. 1869, ГМИИ, Москва; «Тропинка в высокой траве», 1874, Музей Орсэ, Париж; «В саду», ок. 1875, ГМИИ, Москва; «Качели», 1876, Музей Орсэ, Париж; «Сена в Аржантёе», 1876, частное собрание»; «Эстак», 1882, Музей изящных искусств, Бостон).
После скандальной выставки импрессионистов в 1874 г. в ателье Надара, на которой творчество молодых художников было буквально уничтожено презрительными и гневными откликами критиков и зрителей, О.Ренуар вынужден вести более чем скромный образ жизни. Но тем не менее им с К.Моне удается раздобыть немного денег и снять мастерскую. Успех к художнику приходит с его знаменитой «Мулен де ла Галетт» (1876, Музей Орсэ, Париж), радостной и ликующей, пронизанной солнечным светом, любовью и беззаботным весельем.
Для картин 1870-х гг. характерен интерес О.Ренуара к выразительной, как бы случайно подсмотренной жизненной ситуации и обращение его в связи с этим к композиционному приему срезывания рамой персонажей картины, который широко использовал в своем творчестве Э.Дега. Но, в отличие от работ последнего, полотна О.Ренуара более созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики и неожиданных ракурсов («Ложа», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; «Конец завтрака», 1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне; «Первый вечер в опере», 1880, Галерея Тейт, Лондон). Атмосферой полного покоя и непринужденного движения отмечено известное полотно художника «Завтрак гребцов» (1881, Национальная галерея искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника.
В трудные времена О.Ренуар всегда чувствовал поддержку близких ему людей: своего брата Эдмона, который являлся издателем журнала «Ла ви модерн», и владельца еженедельника Жоржа Шарпантье. В его доме О.Ренуар познакомился с Э.Золя, братьями Гонкур и Ги де Мопассаном. Большой теплотой и глубокой человеческой симпатией пронизаны портреты жены и дочерей Ж.Шарпантье («Портрет мадам Шарпантье», 1877, Музей Орсэ, Париж).
Портреты О.Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего («Портрет Клода Моне», 1872, частное собрание; «Портрет Клода Моне за чтением», 1872, Музей Мармоттан, Париж; «Читающая женщина», 1875, Музей Орсэ, Париж; «В мастерской на улице Сен Жорж», 1876, частное собрание). Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов О.Ренуара («Девочка с лейкой»; «Портрет мадам Анрио», 1876 — оба в Национальной галерее искусств, Вашингтон; «Обнаженная», 1876, ГМИИ, Москва; «На террасе», 1881, Художественный институт, Чикаго; «Молодая женщина», 1900, частное собрание). Погрудный портрет актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита, искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого платья изысканно сочетается с рыжевато-каштановым цветом волос , внимательно, с чуть заметной лукавинкой смотрят на зрителя сияющие темно-синие глаза молодой женщины.
В определенной степени переходной можно назвать его картину «Девушка с веером» (ок. 1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанную в более холодной и изысканно формальной красочной гамме, характерной для позднего, так называемого «энгровского» периода творчества О.Ренуара. С этим обстоятельством связаны и резко очерченный контур, и строгая композиция, и более локальная трактовка цвета, и тонкая игра с ритмическими повторами (полукружие веера перекликается с полукруглой спинкой кресла и покатыми плечами девушки).
В самом начале 1880-х гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг. вместе со своей молодой женой Алиной Шариго уезжает в Италию, где на него большое впечатление производят работы итальянских мастеров.

Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, О.Ренуар воплотил ее в восхитительных, завораживающих своей откровенной чувственностью образах обнаженных моделей. Пленительная красота плавных изгибов тела, шелковистость и прозрачная нежность кожи подчеркнуты тщательно выстроенной композицией и удивительно нежной цветовой гаммой («Купальщица», 1882, частное собрание; «Большие купальщицы», 1884-1887, Музей искусств, Филадельфия).
В 1903 г. О.Ренуар, страдающий артритом, переезжает на юг Франции в свою виллу «Колетт» в Каньсюр-мер. Болезнь прогрессирует, паралич поражает ноги и руки художника, но О.Ренуар не сдается и продолжает рисовать, привязывая кисть к руке. Занятия любимым делом помогают сохранять ему оптимизм и не терять присутствие духа до самых последних дней его жизни.

Литература:
1. Воллар А. Ренуар. Пер. с франц. Л., 1934.
2. Ренуар Ж. О.Ренуар. Пер. с франц. М., 1970.
3. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. Пер. с франц. М., 1979.

По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т.Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

1841
Родился в городе Лиможе в семье портного Леонара Ренуара и его жены Маргериты.

1844
Переезжает вместе с семьей в Париж, где позже начинает учиться росписи по фарфору.

1861
Становится учеником художника Шарля Глейра, в студии которого знакомится с Базилем, Моне и Сислеем.

1862
Сдает вступительные экзамены в Школу изящных искусств.

1864
Одна из картин Ренуара отобрана для Салона (государственной художественной выставки)

1871
Проходит службу в армии во время франко-прусской войны.

1874
Вместе с группой друзей устраивает выставку, которая впоследствии войдет в историю как первая выставка импрессионистов.

1876
Вторая выставка импрессионистов.

1881
Путешествует по Италии, где на него огромное впечатление производят образцы классического искусства и Ренессанса.

1890
Женится на Алине Шариго, от которой у него уже есть сын. Впоследствии у них родятся еще два сына.

1896
Покупает дом в Эссуа, к юго-востоку от Парижа, в деревне, где родилась его жена.

1897
Ломает руку при падении с велосипеда, что становится причиной ревматизма, от которого художник страдал все последние годы жизни.

1900
Получает от французского правительства звание Кавалера Почетного Легиона.

1907
Покупает поместье в Кань-сюр-Мер, возле Ниццы, и строит там дом, в котором проведет остаток жизни.

1912
Прикован к инвалидному креслу, однако продолжает писать и даже делает на следующий год попытку заняться скульптурой.

1919
Умирает 3 декабря в возрасте 78 лет.

Картина «ложа», ренуар, 1874

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)

Когда мне задают (несколько не корректный, как мне кажется) вопрос — кто ваш любимый художник? — не особо задумываясь отвечаю: Ренуар. Почему? Во-первых, потому что с его картинами знаком с детства. В доме было несколько репродукций и пара альбомов. Во-вторых. Я не специалист в живописи. И меня просто по человечески восхищают его картины — яркие, сочные, жизнелюбивые. Что знаю об авторе.
Родился в семье провинциального портного ровно 170 лет назад — 25 февраля 1841. В 1845 году переехал с семьей в Париж. В молодости работал художником по фарфору, в 1862-м поступил в Школу изящных искусств. Учился так же в мастерской Ш.Глейра, где познакомился с Сислеем, Базилем и К.Моне. Любил бывать в Лувре, восхищался работами Ватто и Фрагонара. «Подчеркнутое использование светотени, придающее изображению почти скульптурную форму, сближает его ранние работы с творчеством художников-реалистов, в особенности Г.Курбе, но более легкая цветовая гамма уже отличает его картины от полотен предшественников».

Кабаре матушки Антони. 1866
Холст, масло, 195×130, Национальный музей, Стокгольм.

Смутное стремление передать естественную пластику движения человеческих фигур на пленэре ощущается в его «Портрете Альфреда Сислея с женой» (1868, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн).

Лягушатник. 1869
Холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.

В конце 1860-х гг. вместе с К.Моне совершил несколько поездок по Сене и регулярно выезжал с ним на пленэр в окрестности Буживаля, где находилось излюбленное место отдыха парижан, так называемый «Лягушатник» («Лягушатник», 1868-1869, Национальный музей, Стокгольм). Совместная работа во многом обогатила творческий арсенал обоих художников, в частности О.Ренуар заимствовал у К.Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов. Кроме того, многочисленные зарисовки с натуры привели к созданию великолепных пейзажей, органически включающих в себя человеческие фигуры. Художник смело вводит цветные тени, используя свободный живой мазок, и достигает определенного мастерства в передаче световоздушной атмосферы летнего дня («Купание на Сене», ок. 1869, ГМИИ, Москва; «Тропинка в высокой траве», 1874, Музей Орсэ, Париж; «В саду», ок. 1875, ГМИИ, Москва; «Качели», 1876, Музей Орсэ, Париж; «Сена в Аржантёе», 1876, частное собрание; «Эстак», 1882, Музей изящных искусств, Бостон).

Качели. 1876
Холст, масло, 92×73, Музей д’Орсэ, Париж.

После скандальной выставки импрессионистов в 1874 г. в ателье Надара, на которой творчество молодых художников было буквально уничтожено презрительными и гневными откликами критиков и зрителей, О.Ренуар вынужден вести более чем скромный образ жизни. Но тем не менее им с К.Моне удается раздобыть немного денег и снять мастерскую. Успех к художнику приходит с его знаменитой «Мулен де ла Галетт» (1876, Музей Орсэ, Париж), радостной и ликующей, пронизанной солнечным светом, любовью и беззаботным весельем.

Бал в Мулен де ля Галетт. 1876
Холст, масло, 131×175, Музей д’Орсэ, Париж.

Для картин 1870-х гг. характерен интерес О.Ренуара к выразительной, как бы случайно подсмотренной жизненной ситуации и обращение его в связи с этим к композиционному приему срезывания рамой персонажей картины, который широко использовал в своем творчестве Э.Дега. Но, в отличие от работ последнего, полотна О.Ренуара более созерцательные, лишены резких контрастов, нервной динамики и неожиданных ракурсов («Ложа», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; «Конец завтрака», 1879, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне; «Первый вечер в опере», 1880, Галерея Тейт, Лондон). Атмосферой полного покоя и непринужденного движения отмечено известное полотно художника «Завтрак гребцов» (1881, Национальная галерея искусств, собрание Филипса, Вашингтон), на котором особенно выделяется очаровательная фигура молодой кокетливой женщины с собачкой на руках, будущей жены художника.

Завтрак лодочников. 1881
Холст, масло, 129.5×172.7, Мемориальная галерея Филлипса, Вашингтон

В трудные времена О.Ренуар всегда чувствовал поддержку близких ему людей: своего брата Эдмона, который являлся издателем журнала «Ла ви модерн», и владельца еженедельника Жоржа Шарпантье. В его доме О.Ренуар познакомился с Э.Золя, братьями Гонкур и Ги де Мопассаном. Большой теплотой и глубокой человеческой симпатией пронизаны портреты жены и дочерей Ж. Шарпантье («Портрет мадам Шарпантье», 1877, Музей Орсэ, Париж).

На террасе. 1881
Холст, масло, 100.5×81, Институт искусств, Чикаго.

Портреты О.Ренуара не отличаются сложным внутренним психологизмом, присущим его предшественникам, но особое очарование придает им ощущение сиюминутности происходящего («Портрет Клода Моне», 1872, частное собрание; «Портрет Клода Моне за чтением», 1872, Музей Мармоттан, Париж; «Читающая женщина», 1875, Музей Орсэ, Париж; «В мастерской на улице Сен Жорж», 1876, частное собрание). Беззаботной жизнерадостностью и восхитительной легкостью веет от женских и детских портретов О.Ренуара («Девочка с лейкой»; «Портрет мадам Анрио», 1876 — оба в Национальной галерее искусств, Вашингтон; «Обнаженная», 1876, ГМИИ, Москва; «На террасе», 1881, Художественный институт, Чикаго; «Молодая женщина», 1900, частное собрание). Погрудный портрет актрисы Самари (1877, ГМИИ, Москва) завораживает жизнерадостностью колорита, искристой игрой, создаваемой мазками розового цвета. Холодное мерцание голубовато-зеленого платья изысканно сочетается с рыжевато-каштановым цветом волос, внимательно, с чуть заметной лукавинкой смотрят на зрителя сияющие темно-синие глаза молодой женщины.

Портрет актрисы Жанны Самари. 1877
Холст, масло, 56×47, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

В определенной степени переходной можно назвать его картину «Девушка с веером» (ок. 1881, Эрмитаж, Санкт-Петербург), написанную в более холодной и изысканно формальной красочной гамме, характерной для позднего, так называемого «энгровского» периода творчества О.Ренуара. С этим обстоятельством связаны и резко очерченный контур, и строгая композиция, и более локальная трактовка цвета, и тонкая игра с ритмическими повторами (полукружие веера перекликается с полукруглой спинкой кресла и покатыми плечами девушки).

В самом начале 1880-х гг. он совершает путешествия в Алжир и Гернси, а в 1882 гг. вместе со своей молодой женой Алиной Шарига уезжает в Италию, где на него большое впечатление производят работы итальянских мастеров.

Палаццо дожей. Венеция. 1881
Холст, масло, Институт Стёрлинга и Фрэнсин Кларк, Вильямстаун.

Впитав в себя лучезарную красоту Средиземноморья, О.Ренуар воплотил ее в восхитительных, завораживающих своей откровенной чувственностью образах обнаженных моделей. Пленительная красота плавных изгибов тела, шелковистость и прозрачная нежность кожи подчеркнуты тщательно выстроенной композицией и удивительно нежной цветовой гаммой («Купальщица», 1882, частное собрание; «Большие купальщицы», 1884-1887, Музей искусств, Филадельфия).

Купальщицы, декоративный эскиз. 1887
Холст, масло, 115×170, Музей изобразительных искусств, Филадельфия.

В 1903 г. О.Ренуар, страдающий артритом, переезжает на юг Франции в свою виллу «Колетт» в Кань-сюр-мер. Болезнь прогрессирует, паралич поражает ноги и руки художника, но О. Ренуар не сдается и продолжает рисовать, привязывая кисть к руке. Занятия любимым делом помогают сохранить ему оптимизм и не терять присутствие духа до самых последних дней его жизни.

Воллар А. Ренуар. Пер. с франц. Л., 1934.
Ренуар Ж.О. Ренуар. Пер. с франц. М, 1970.
Перрюшо А. Жизнь Ренуара. Пер. с франц. М., 1979.

Огюст Ренуар: 6 историй о важном и неважном в жизни художника

Огюст Ренуар едва не стал оперным певцом.

В церковном хоре, состоящем сплошь из мальчишек, 13-летний Огюст чувствовал себя на своем месте: большие органные трубы скрывали его от глаз молящихся, зато он видел и чувствовал всех. К утренней мессе приходили грузчики, торговки, рабочие, швеи и мясники. «Именно тут, в эти холодные зимние утра, я понял Рембрандта», — вспоминал Ренуар позже.

У него был красивый баритон, нотная грамота и сложные пассажи давались все лучше. Регентом хора и церковным органистом был тогда Шарль Гуно, еще молодой и неизвестный (опера «Фауст» появится только через 10 лет), всерьез подумывавший в эту пору своей жизни о принятии духовного сана. Регент был уверен: у Ренуара есть все шансы стать известным оперным певцом. Он дает мальчику частные уроки, уговаривает родителей выбрать для сына музыкальное образование, дарит билеты в оперу для всей семьи, обещает зачислить Огюста уже сейчас в оперный хор. Он сможет совсем скоро зарабатывать десятки тысяч в год!

Но большие деньги для Огюста ни сейчас, ни позже, никогда не будут убедительным аргументом. Подумать только — стоять на сцене у всех на виду, и никаких органных труб, за которыми можно спрятаться. Нет, опера точно не для него.

У Ренуара были особые представления о богатстве и бедности.

Он не ездил первым классом и по 10 лет носил один костюм, в голодной юности ходил по немощеным улицам, чтоб не изнашивались туфли, а став знаменитым и богатым, купил поместье Колетты, чтобы спасти эту землю от вырубки 500-летних оливковых деревьев.

«Богатый» он говорил, когда имел в виду «настоящий». Считал пошлым хрусталь и богатыми — кривоватые зеленые бутылки, которые выдувались стеклодувами и не были похожи одна на другую, богатым для него был темный хлеб и поросшая мхом черепица, а бедными — подстриженные газоны, люстры, чехлы на мебели и книги об истории искусства в двух главах.

Ренуар не давал чаевых официантам, но щедро одаривал обманутых нотариусами и прочих несчастных, которые ежедневно просили у него денег для больного ребенка, умирающей тетушки и невинно осужденного мужа. Родные оберегали художника от наглых просителей-фантазеров, поэтому чаще всего «несчастные» подстерегали его по пути из дома в мастерскую. Но и для этих случаев мадам Ренуар придумала схему защиты: натурщица, завидев просителя, бежала в мастерскую и полностью раздевалась, быстро принимая живописную позу. Только опасение, что натурщица простудится, могло заставить Ренуара поскорее выпроводить визитера и топить вовсю камин, который для себя одного он никогда не разжигал.

Ренуар обожал Дюма-отца и всем сердцем ненавидел Дюма-сына.

Александр Дюма был настоящим развлекателем и изобретателем французской истории. Ренуар был уверен, что развлекателей (к которым он относил и себя самого) редко воспринимают всерьез и часто даже не догадываются, как сложно на самом деле заставить читателя или зрителя улыбнуться. Как только сыновья выучивались бегло читать, Ренуар подсовывал им «Трех мушкетеров» и любимую «Графиню де Монсоро», а страстные любовные истории, измены, подлости и прочие моральные отступления от воспитательной нормы считал проявлением настоящего душевного здоровья писателя.

Ренуар завидовал другу Виктору Шоке, который был знаком с гениальным развлекателем. Ренуар с восхищением выслушивал смешные и трогательные истории и сам рассказывал о писателе всем, кто готов был слушать: «И что за чудесный человек сам старик Дюма! Он, оказывается, плакал в тот день, когда ему пришлось убить Портоса!»

Дюма-сын безнадежно скучен и по-стариковски расчетлив. Он отказался от наследства отца, чтобы не платить его долги! Ренуар и Шоке в беседах о своем любимом писателе выносят сыну приговор: «Единственным оправданием «Дамы с камелиями» было бы заплатить долги «Дамы из Монсоро».

Ренуар был безумным отцом.

Он все делал не так, как положено или кем-то доказано, он был волшебником, вдохновителем, сказочником. Чтобы угомонить маленького сына Жана на полчаса для позирования, ему прямо в мастерской читали Андерсена. Однажды в мастерскую во время такого детского сеанса заглянул кто-то из знакомых Ренуара и возмутился: «Зачем вы читаете ребенку эту ложь? Он будет думать, что животные разговаривают!» Ренуар улыбнулся и ответил: «Они и правда разговаривают!»

Ренуар с женой часто бывали в театре. Первый сын Пьер родился совсем недавно — и они просили соседку присмотреть за малышом, уезжая на очередную премьеру. В антракте вдвоем летели домой на фиакре, чтобы одним глазом взглянуть на спящего сына, и возвращались точно ко второму акту. Потом то же самое они будут проделывать с маленьким Жаном, независимо от надежности сиделки и родительского опыта.

Жан не был красавчиком, походил на лягушонка и, увидев его впервые, мать в шутку сказала: заберите от меня этого уродца. Но его волосы были — чистое золото. Сыновьям отращивали шевелюры, преследуя две цели: защитить голову от возможных травм и подарить Ренуару несколько новых вдохновляющих золотистых бликов на детских волосах. Жан распрощался с волосами, когда родился младший брат и любимая модель Ренуара — маленький Клод.

Ренуар участвовал в художнических дуэлях.

Там не было шпаг и пистолетов, темпераментные художники выясняли отношения при помощи картин. Эдгару Дега однажды страшно понравился небольшой пейзаж, который Ренуар едва закончил. Не долго думая, Ренуар подарил коллеге картину. А в качестве ответного подарка получил пастель с изображением лошадей. Но подарки недолго радовали обоих художников: Ренуар пошутил, а Дега не любил шуток по поводу своих убеждений.

Франция тогда разделилась на две части: одни были за еврея Дрейфуса, другие — против еврея Дрейфуса. Еврей Писсарро, а вместе с ним Гийомен и Гоген, Сезанн и Золя, написавший знаменитую статью в защиту Дрейфуса, убеждены, что осужденный невиновен и пострадал именно из-за нетерпимости французов к евреям. Дега, уверенный антисемит и французский аристократ, вместе с несчастным Дрейфусом презрительно фыркает в сторону бывших друзей, отпетых социалистов. А Ренуар… Ренуара смешит та ярость, с которой бывшие друзья рвут связи и перестают общаться.

В разгар этой дрейфусарской истерии Писсарро пригласил Ренуара участвовать в очередной выставке импрессионистов. Дега разволновался: «Вы же откажетесь?» «Чтобы я выставлялся с Писсарро, Гийоменом и Гогеном, этой шайкой евреев и социалистов, да вы с ума сошли! Я слишком боюсь себя скомпрометировать!» — улыбается Ренуар.

Дега шутку не оценил, в бешенстве он возвращается домой и тут же отправляет Ренуару назад его несчастный пейзаж. Не раздумывая ни минуты, Ренуар с тем же посыльным возвращает Эдгару Дега его злосчастную пастель.

Политика для Огюста Ренуара была делом второстепенным и не стоящим внимания.

«У толпы нет мозгов!» — шутил Ренуар, вспоминая историю о том, как его приняли за шпиона, рисующего план набережных Сены, и едва не утопили на месте. Быстро собравшиеся зеваки вошли в азарт и требовали немедленной расправы над шпионом. Но случилось чудо: гвардейцы решили не топить Ренуара, а расстрелять.

Расстрел решено было перенести в мэрию, но чудо случилось еще раз. Уже попрощавшись мысленно с жизнью, Огюст шел на расстрел и вдруг увидел знакомое лицо — это был Рауль Риго, беглый журналист-республиканец, которого несколько лет назад Ренуар спас от голодной смерти и поимки. Теперь Риго был комиссаром полиции и важным человеком, в честь художника поймавшие его гвардейцы бодро спели Марсельезу и отпустили с заветным пропуском.

В Париже уже была Коммуна, а за его пределами — версальцы-монархисты, между ними — аванпосты. Пропуск республиканцев у него уже есть, а значит, теперь можно смело навещать семью, которая пережидает парижскую бойню в Лувесьенне. Пропуск версальцев тоже окажется у художника в кармане совсем скоро — еще один старый друг позаботился. Главное — не показывать ни одной из сторон пропуск противника — иначе от расстрела уже никакое чудо не спасет.

Между аванпостами Ренуар нашел дерево с вместительным дуплом. Перед пересечением границы он брал из дупла нужный пропуск, а опасный прятал. Идя назад, совершал спасительный обмен. У него была семья по одну сторону и пара незаконченных картин — по другую.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: